Иностранные студенты в России: кто они и зачем приехали? Учиться в России: всё больше иностранных студентов выбирают российские вузы Количество иностранных студентов в.

К 2025 году в России будут учиться до 760 тысяч иностранцев. Об этом заявила министр образования и науки Ольга Васильева на форуме межрегионального сотрудничества РФ и Казахстана. Она подчеркнула: "В этом году у нас обучаются 273 тысячи иностранных граждан. У нас амбициозные планы".

По признанию самих иностранцев, российские вузы очень интересны для них по соотношению "цена-качество". Но мешают строгие миграционные требования, незнание русского языка, сложности с жильем. Комфортабельных общежитий мало, кампусов - пока тоже.

За границе ты можешь рассылать заявления в университеты почти круглый год, а у нас прием документов идет строго один месяц - с конца июня до конца июля, что ограничивает возможности потенциальных абитуриентов. В некоторых странах к этому времени у выпускников школ еще нет на руках документов об образовании.

Для того чтобы сделать учебу в России доступнее для студентов из-за рубежа, в законодательство вносятся поправки. В том числе и те, которые облегчат получение российского гражданства. "Облегчить миграционные условия для иностранцев - правильно, но это касается только тех, кто отлично окончит университет", - пояснила министр.

И первые шаги сделаны. Так, иностранным аспирантам, подготовившим диссертации, теперь предоставляется право защиты на иностранном языке. Если, конечно, такая возможность предусмотрена. Регистрация студенту-иностранцу дается на весь срок обучения, и продлевать ее каждый год не надо. Тут, правда, пока остается проблема: уехал на каникулы - считаешься выехавшим из страны. При возвращении снова придется идти в миграционную службу.

Наши вузы привлекательны для иностранцев. Но мешают строгие миграционные требования, незнание русского языка, сложности с жильем

Одна из проблем - знание русского языка. Одного года на подготовительном отделении, чтобы выучить "великий и могучий" , маловато. Все ректоры единодушны: первые два года для иностранных студентов - самые сложные. Есть предложение: учить русскому потенциальных студентов в их странах, на базе крупных вузов, чтобы они приезжали в Россию, уже владея языком. Среди других - обязать наши университеты готовить несколько версий сайта на разных языках, выдавать иностранцам гранты на оплату медицинской страховки, разрешить вставать на миграционный учет по Интернету...

Надо сказать, что у 15 тысяч иностранных студентов есть возможность учиться в российских вузах бесплатно и получать стипендию. На бесплатную учебу в пределах квоты и стипендии могут рассчитывать победители и призеры олимпиады "Время учиться в России", которая проводится в школах за границей уже пять лет.

Для тех, кто хочет получить российский диплом, создан специальный интернет-портал RUSSIA.STUDY , с помощью которого можно подать документы в наши университеты.

Многие вузы сами отбирают будущих абитуриентов за границей. Например, в этом году в Бишкеке побывали представители Балтийского федерального университета, Московского государственного университета дизайна и технологий, Тихоокеанского Юго-Западного госуниверситетов. Прямо на этих встречах можно было пройти тестирование по русскому языку.

Только что в Ереване закончилась презентация программ Южного федерального университета, а Санкт-Петербургский госуниверситет стал участником образовательной выставки в Ханое и Хошимине.

У наших студентов тоже есть возможность учиться бесплатно за границей. Как напомнила министр Ольга Васильева, с 2014 года запущена программа "Глобальное образование" для магистров, которые хотят учиться за границей. Уже выдано 516 грантов. 40 человек вернулись и работают. В этом году должны приехать еще 117 выпускников. На одного человека, в среднем, из федерального бюджета выделяется более 2 млн 700 тыс. рублей.

Между тем

Из каких стран к нам чаще всего едут?

Китай, Вьетнам, Сирия, Намибия, Южно-Африканская Республика, Нигерия, Афганистан, Монголия, Котд Ивуар, Колумбия.

Самые популярные специальности у иностранцев:

Лечебное дело, юриспруденция, стоматология, международные отношения, филология, строительство, нефтегазовое дело, фармация, лингвистика.

Кстати

Во всем мире сейчас идет борьба за студентов. Активно конкурируют за студентов Македония, Турция, Словакия, Румыния. Много бесплатных мест в вузах предоставляют Индия, Германия, Франция, Китай, ЮАР.

Компетентно

Владимир Филиппов, ректор РУДН:

Если иностранцы-отличники получат возможность оставаться работать в России, определенная конкуренция с нашими выпускниками, думаю, будет. Но она еще никому никогда не мешала. Иностранцы учатся у нас семь лет, включая подготовительное отделение, бакалавриат и магистратуру. Аспиранты еще больше - 10 лет. За это время они привыкают к стране и часто готовы остаться. Очевидно, что должна быть создана система привлечения на работу самых талантливых выпускников-иностранцев. В свое время у РУДН не было разрешения брать на учебу иностранцев из социалистических и капиталистических европейских стран. Но во Франции, Германии, Италии есть ассоциации иностранных выпускников РУДН. Получается, что они окончили наши вузы, а работать уехали именно в Европу?

Причем страны Запада берут на работу не только отличников, у них много других условий, расширяющих вход для иностранцев. Нам можно и нужно брать с них пример. Во многих странах есть понятие STEM-образование. Это естественные науки, технология, инженерия и математика. Например, в США выпускники этих специальностей нарасхват. Хотя сами американцы поступают на такие факультеты не очень охотно: ставка делается как раз на иностранцев. Посмотрите, кто делает сегодня науку в Америке? Прежде всего - индийцы и китайцы.

Упрощенное получение гражданства для отличников - только первый шаг. А если ты учился все годы на пятерки, но имеешь одну тройку по физкультуре? Или креативно мыслишь, но в дипломе есть четверки? Такие выпускники могут принести очень много пользы нашей стране.

Еще один важный вопрос - жилье. На Западе рынок аренды жилья давно существует, у нас только-только появился. В этом вопросе надо и далее убирать административные и бюрократические барьеры, работать совместно с миграционными структурами.

Татьяна Литвинова, проректор по учебной работе Первого МГМУ им. Сеченова:

Среди иностранных студентов традиционно востребованы "лечебное дело", "стоматология". Многие хотят специализироваться по направлениям хирургия и терапия, стать врачами общей практики. Часть выпускников- иностранцев остаются работать в России. Безусловно, среди них есть те, кто получает не только красный диплом, но и медаль "Преуспевшему". Это вузовская награда за отличную учебу, успехи в науке и общественной работе. В таких выпускниках работодатели всегда заинтересованы.

С этого года все выпускники- граждане России помисо документа об образовании должны получить допуск к профессиональной деятельности - пройти процедуру первичной аккредитацию. Для иностранных студентов она необязательна, но вместе с тем многие ее прошли.

В этом году мы выпустили 357 студентов из 35 стран мира. На программы специалитета приняли 748 иностранных граждан, на программы ординатуры - 82, аспирантуры - 16.

Борис Елисеев, ректор МГТУ ГА:

У нас число иностранных студентов за последние девять лет выросло в пять раз: если в 2008 году учился 81 иностранец, то сегодня - 485. Наглядная цифра: в мониторинге минобрнауки есть "пороговый" показатель международной деятельности - 4,02. Так вот у МГТУ ГА он - 8,09. Могли бы принимать больше, но и для россиян не хватает мест в общежитии. МГТУ ГА внесен в реестр ИКАО. То есть диплом признается всеми международными авиационными организациями, национальными авиапредприятиями. Поэтому никакие "двойные" дипломы нашим студентам не нужны. А соотношение цены и качества обучения не вызывает вопросов.

Хочу подчеркнуть: реестр ИКАО - важный элемент программы TRAINAIR PLUS. Он находится в режиме онлайн и подтверждается в зависимости от прохождения учебным заведением аттестационных процедур. Иностранцы, которые хотят получить качественное авиационное образование, четко отслеживают все эти вещи. У нас учатся студенты из 37 стран мира. Традиционно много из Африки, с Ближнего Востока, из Индокитая, Латинской Америки. В последние годы стали поступать граждане США, Израиля, Германии. Многие наши выпускники занимают сегодня высокие посты. Примеры? Пожалуйста: у нас получили образование гендиректор НИИ высоких технологий Вьетнама, гендиректор корпорации "Аэрокосмос" республики Перу, директор департамента минтранса Анголы, замглавы авиационного ведомства Республики Чад, ректор технологического института Малабара (Индия), первый проректор университета Конвенант (Нигерия)... Список можно продолжать долго.

Справка "РГ"

"Глобальное образование" это:

3 уровня подготовки - магистратура, ординатура и аспирантура;

5 приоритетных направлений обучения;

32 укрупненных блока специальностей и направлений подготовки;

288 ведущих зарубежных университетов в 32 странах мира;

Обучение не менее 718 граждан Российской Федерации в ведущих иностранных образовательных организациях.

Инфографика "РГ": Михаил Шипов/Ирина Ивойлова

А.Л. Арефьев

В ближайшие годы российские высшие учебные заведения будут испытывать трудности с набором абитуриентов из-за депопуляции населения и сокращения численности молодежи. За последние 10 лет число россиян в возрасте до 17 лет уменьшилось с 40.1 млн. до 31.5 млн. человек, и эта тенденция, к сожалению, не меняется. Приближающаяся «демографическая яма», а также планируемое принятие закона об обязательном призыве на срочную военную службу студентов дневных отделений ставит перед вузами вопрос о поиске абитуриентов за пределами страны, дабы избежать сокращения преподавателей и закрытия самих образовательных учреждений. Решение этой задачи в определенной мере затруднялось тем обстоятельством, что российские дипломы во многих странах не признавались. В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию, что означает признание в ближайшей перспективе российских вузовских дипломов в Европе. Болонский процесс, рассчитанный до 2010 г., выдвигает перед отечественными вузами новые серьезные требования, среди которых - переход на двухступенчатую форму бучения (бакалавриат и магистратура), систему зачетных единиц ECTS, принятую в европейских университетах, введение системы контроля качества образования, использование унифицированных приложений к дипломам (Diploma Supplement) и т.д. Это облегчит трудоустройство выпускников российских вузов различных странах, что особенно важно для иностранных студентов, обучающихся в России.

В ходе опроса, проведенного в мае-июне 2004-2005 гг. Центром социологических исследований Минобразования России по заказу Управления международного образования и сотрудничества (опрошены 2784 студента из 123 стран, обучавшихся на дневных отделениях в 127 вузах 30 российских городов), выявлены основные тенденции в подготовке кадров для зарубежных государств, сложившиеся в отечественной высшей школе к настоящему времени.

1 По ряду показателей результаты исследования 2005 г. сопоставляются с данными социологического опроса 894 иностранных студентов, проведенного Центром социологических исследований в 2001 г. в 47 российских вузах в 21 городе.

Согласно данным исследования1, около 2/3 иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на дневных отделениях в течение последних пяти-шести лет, составляют выходцы из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Остальные студенты - граждане СНГ, а также стран Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии.

По сравнению с советским периодом, доля студентов из стран Восточной Европы значительно снизилась. Большую роль здесь сыграло вступление этих стран в ЕС, в связи с чем молодые люди переориентировались на получение высшего образования в западноевропейских университетах.

Средний возраст опрошенных иностранных студентов - 22.8 года. Из них 68.8% - мужчины. Доля женщин постепенно увеличивается: в 2001 г. она составляла 28.9%, в 2003 г. - 31.2%.

За последние три года возросла доля иностранных студентов - выходцев из семей со средним уровнем дохода (с 76.5 до 81.9%) и снизилась доля выходцев из семей с высоким уровнем дохода (с 15.8 до 10.0%). Исследование выявило новую тенденцию - увеличение среди иностранных студентов, обучающихся в России, детей советских и российских эмигрантов, уехавших в свое время на постоянное жительство в Германию, Израиль, США, Канаду, Австралию. Получение ими высшего образования в России обходится в 3-4 раза дешевле по сравнению с затратами на аналогичное образование на Западе.

Каждый второй опрошенный из стран Балтии и СНГ - этнический русский. Много русских также из восточных областей Украины и Крыма. Растет число русских студентов из Туркмении и других среднеазиатских республик СНГ. Поэтому более чем для 15% иностранных студентов дневных отделений русский язык является родным.

2 B 2003/2004 учебном году китайская «прослойка» среди иностранных студентов составляла от 54% в Иркутском государственном университете до 75% в Новосибирском государственном техническом университете и 100% в Читинском государственном техническом университете.

Граждане стран Балтии предпочитают вузы Санкт-Петербурга и Северо-Запада России (в том числе Калининграда); представители Беларуси, Молдовы, Украины - вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Урала; выходцы из Казахстана - вузы Сибири и Урала (особенно Омской и Оренбургской областей), а из Европы - столичные вузы. Китайцы (это наиболее крупная национально-этническая община в контингенте иностранных студентов) рассредоточены в различных городах страны, но особенно много их в вузах Дальнего Востока2. Что касается специальностей, то студенты из стран Балтии предпочитают осваивать профессии в области менеджмента, управления, предпринимательства, бизнеса, маркетинга, а также юриспруденции и гуманитарно-социальных специальностей; из Беларуси, Молдовы, Украины - менеджмента, управления, информатики и вычислительной техники, естествознания и точных наук, наук о Земле; из Казахстана - в области естествознания, точных наук и юриспруденции.

Выходцы из среднеазиатских республик отдают предпочтение экономике; приехавших из Закавказья, а также Индии привлекает медицина; приоритетными специализациями европейских студентов и китайцев являются экономика и русский язык. Вьетнамцы тяготеют к техническим и экономическим специальностям, а студенты из арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока - к фармацевтике.

Результаты опроса свидетельствуют, что среди мотивов выбора той или иной специальности первое место занимают личные наклонности - 29.8%. Далее следуют престиж профессии - 26.9%, уровень оплаты - 14.2%, благоприятные возможности трудоустроиться по профессии - 11.5%, ее творческий характер - 10.4%.

Каждый второй опрошенный узнал о российском вузе от тех, кто учился здесь раньше. Для четверти иностранных студентов источником информации стало национальное министерство образования, для каждого десятого - сайты соответствующих российских вузов в Интернете. Эффективность СМИ и рекламных проспектов вузов, а также усилий российских посольств и культурных центров в информировании иностранцев о возможностях обучения в России крайне мала.

Причины выбора конкретного вуза распределились следующим образом: престижность диплома (20.9%); направили на учебу национальное министерство образования, компания, фирма, приехали по контракту, в рамках обмена студентами, по гранту (17.3%); привлекло высокое качество обучения в данном вузе (15.9%); рекомендовали выпускники этого вуза (12.1%); решили поступать по совету родителей, родственников, друзей, знакомых (11.8%); низкая стоимость обучения и несложные условия поступления (8%); желание остаться в России, где живут родственники, подходит климат, традиции, культура, хорошая система образования и т.п. (5%); хорошие условия учебы и проживания (наличие общежития), хорошее отношение к иностранным студентам (2.5%); убедила реклама вуза (2.1%); интересующую специальность можно получить только в этом вузе (2.0%); географически удобное местонахождение вуза (1.1%); выбор был случайным (3.3%).

Обращает на себя внимание - если шесть лет назад высокое качество обучения привлекало 20.2% иностранных студентов, то сейчас аналогичный показатель снизился до 12.8%.

Мотивы, повлиявшие на решение опрошенных получить высшее образование в России, имеют определенные регионально-страновые различия. Так, на отсутствие возможности обучения на родине по интересующей специальности указали прежде всего студенты, приехавшие из стран Черной Африки и Казахстана, а направлялись в российские вузы национальным министерством образования чаще всего граждане Вьетнама.

У тех иностранцев, которые хотели учиться именно в России, наиболее популярными являются факультеты машиностроения, транспорта, обработки материалов, металлургии, ветеринарии. А наибольший дефицит в подготовке кадров в странах, из которых приехали опрошенные, ощущается прежде всего в области электронной техники, радиотехники и связи,энергетики.

По признанию 39.1% опрошенных, у них не было возможности получить высшее образование в другом государстве. Примечательно, что в 2001 г. аналогичный показатель был больше - 58.4%. Это, на наш взгляд, признак усиления конкуренции на международном рынке образовательных услуг и растущей экспансии зарубежных систем высшего образования, «перехватывающих» абитуриентов, потенциально ориентирующихся на обучение в российских вузах.

Основные причины отсутствия альтернативы обучения в России следующие: 37.6% респондентов отметили, что в других странах учеба в вузах значительно дороже и на это у них нет денег; 18.8% - что выбирать место получения высшего образования самим им фактически не пришлось: их направили в Россию национальное министерство образования, фирма или так решили родители; 20% - что другие возможности даже не рассматривались; 12.6% - хотели учиться только в России; 2.4% - был нужен именно российский диплом; у 2.9% в России живут родственники; 5.7% - назвали другие причины («здесь легче поступить в вуз», «в других местах большой конкурс», «дома нет обучения по интересующей профессии», «здесь обучение на русском языке» и т.д.).

Сравнение результатов исследований 2001 и 2004-2005 гг. приводит к выводу, что иностранные студенты по-прежнему сталкиваются по приезде в нашу страну с трудностями, причем некоторые из них (незнание русского языка, бытовые проблемы, национализм и расизм) становятся даже острее.

Ясно, что лучше всего адаптируются выходцы из стран СНГ и Балтии. Им практически не приходится преодолевать языковой барьер, они лучше знают российские законы, более приспособлены к российскому климату и т.д. Доля респондентов, полностью удовлетворенных учебным процессом, достаточно высока - 68.3%.

Однако многим не нравятся условия проживания в общежитии (30.2%), организация досуга (28.5%), медицинское обслуживание (26.6%), условия для занятий спортом (25.1%), работа столовой, кафе, буфета (22.0%).

За последние три года ухудшился уровень подготовки по русскому языку, что существенно осложняет освоение изучаемых дисциплин и зачастую приводит к отчислению студентов. Чаще всего это представители Вьетнама, Китая, Индии, Монголии, некоторых африканских стран. Опрошенные предлагают предоставлять им возможность больше находиться в русской языковой среде, размещать иностранных студентов в общежитиях вместе с русскими студентами, выделять больше учебных часов на языковую подготовку, организовать дополнительные курсы русского языка. Многие считают, что им, кроме того, необходима более основательная довузовская подготовка по истории и культуре России, математике, физике, химии, биологии, иностранным языкам (прежде всего - английскому), информатике.

Важнейшим показателем эффективности учебного процесса и уровня конкурентоспособности отечественных вузов на международном рынке образовательных услуг является качество профессиональной подготовки иностранных студентов. Судя по полученным данным, оно полностью соответствует ожиданиям лишь 47% опрошенных (соответствует частично - 34.9%, совсем не соответствует ожиданиям 12.8% опрошенных). Студенты сетуют на то, что им приходится изучать много лишних предметов, ненужных с точки зрения будущей профессии; что в вузе нет современного оборудования, не хватает специальной литературы; что, читая лекции, преподаватели не учитывают слабое знание иностранцами русского языка; что многие преподаватели консервативны, пользуются устаревшими учебными методами, наконец, мало практических занятий, на которых приобретаются профессиональные навыки, и мало научной работы.

Претензии весьма серьезные, и не случайно поэтому 12.6% респондентов сомневаются в целесообразности завершения своего обучения в России, а 3.1% студентов твердо решили, несмотря на затраченные ими средства на учебу, вернуться на родину. Среди первых больше всего жителей Индии и стран Латинской Америки, а среди вторых - граждан Южной Кореи и Японии.

По статистике, сейчас на платной основе в российских вузах обучаются 72.9% иностранных студентов. За последнее десятилетие увеличилась доля тех, кто оплачивает учебу самостоятельно (таковых почти 60%), и сократился удельный вес обучающихся за счет средств российского федерального бюджета (17.6%). Остальным учебу оплачивает государство, из которого они приехали, или направившее их предприятие.

Больше всего тех, кто платит за учебу сам, среди студентов из стран Балтии, Китая, Индии. Граждане стран Западной Европы, США, Канады чаще других пользуются грантами, системами двустороннего обмена студентами между университетами, программами межгосударственных соглашений. Учебу афро-азиатских студентов зачастую оплачивают национальные министерства образования, а также Минобразования РФ. Представители республик СНГ стараются использовать бесплатные формы обучения (бюджетные места). Система образовательных кредитов (студенческих займов) в России, в отличие от западных стран, к сожалению, пока не развита.

Что касается профессий, то за свой счет обучаются прежде всего фармакологи, провизоры, фармацевты, стоматологи, хирурги, врачи-лечебники, специалисты по технологии машин и оборудования, русисты, юристы.

Средняя стоимость годичного обучения в России для иностранного студента составляла в 2003/2004 учебном году 1985 долл. США. За этой усредненной суммой кроются значительные региональные различия. Самые высокие цифры в вузах Москвы - 2980 долл. и Санкт-Петербурга - 2080 долл. в год. Учеба в вузах других городов европейской части России обходится иностранным студентам в 1510 долл., в вузах Урала, Сибири, Дальнего Востока - 1190 долл. в год. Наиболее высокой является оплата на факультетах авиационной и ракетно-космической техники (2830 долл.), экономики, финансов, менеджмента, управления (2270 долл.), робототехники и комплексной автоматики, в том числе биомедицины (2270 долл.), а также на медицинских факультетах (в среднем 2210 долл. в год). Наиболее «скромная» оплата на факультетах машиностроения, транспорта, обработки материалов, металлургии (1520 долл.), ветеринарии (1560 долл.), русского языка, литературы, перевода (1570 долл.).

3 B экспертном опросе, проведенном в мае 1994 г. Центром социологических исследований Госкомвуза России, участвовали 172 ректора, 106 проректоров по международным связям и деканов по работе с иностранными студентами российских вузов.

Для сравнения: в 1993/1994 учебном году, согласно экспертным оценкам руководителей российских вузов3, средняя оплата одного года учебы на коммерческой основе иностранных граждан составляла 1250 долл., в том числе в вузах гуманитарно-социального профиля - 1150 долл., технического - 1350 долл., иного отраслевого профиля - 1350 долл.

Иначе говоря, за последние 10 лет стоимость одного года обучения в российской высшей школе увеличилась всего на 750- 900 долл. Поступления от оплаты иностранных граждан составляли в 1994 г. в среднем 3.5% от общевузовского бюджета. В 2004 г. эта пропорция существенно не изменилась.

Согласно нашим расчетам, совокупная оплата всех иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на договорной основе (слушателей подготовительных отделений, стажеров, аспирантов, докторов, студентов и аспирантов заочных и вечерних отделений), составила в 2002/2003 учебном году 128 млн. долл. (включая оплату за проживание в общежитиях). Учитывая, что общий объем мирового рынка образовательных услуг оценивается примерно в 50 млрд. долл., на долю российской высшей школы приходится 0.26% стоимостной части международных образовательных услуг. Эта цифра коррелирует с долей России в производимой во всем мире наукоемкой продукции. В этой связи оптимистический прогноз о возможности увеличения в ближайшее время размеров прибыли (платы) от обучения иностранцев в отечественной высшей школе до 2 млрд. долл. (то есть более чем в 15 раз), сделанный на Всероссийском совещании-семинаре «Вопросы реализации государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран и поддержки экспорта образовательных услуг российскими образовательными учреждениями», представляется утопичным. Дело в том, что 9/10 иностранных студентов - из семей со средним и низким уровнем дохода и большинство из них просто «не потянут» многократное увеличение платы за учебу. По мнению 25.1% опрошенных (прежде всего тех, кто платит из своего кармана), стоимость их обучения чрезмерно высока (на это чаще всего сетуют студенты из среднеазиатских республик СНГ, Казахстана и Монголии, реже всех - выходцы из европейских стран, США, Канады, Турции), вполне нормальной считают размер оплаты за учебу 64.4% иностранных студентов, и лишь 8.5% (преимущественно те, за кого платит национальное министерство образования) оценивают ее как невысокую. Добиться резкого увеличения прибыли от подготовки кадров для зарубежных стран за счет значительного роста численности иностранных студентов в настоящее время сложно ввиду определенной ограниченности материальнотехнической базы отечественных вузов (недостаток учебных аудиторий, библиотечных фондов и учебного оборудования, мест в общежитиях), вытекающей из общей скудности средств, выделяемых на нужды высшего образования, в том числе заработную плату преподавательского состава, содержание и ремонт учебных зданий и общежитии и т.д. Далеко не все иностранные студенты уверены, что легко устроятся на работу с российским дипломом. Наиболее скептически оценивают возможность применения на родине российского диплома о высшем образовании выходцы из стран Балтии и Индии, более оптимистично - студенты, приехавшие из стран СНГ, Восточной Европы, Турции и Африки.

Намного легче будет найти работу обучающимся на сельскохозяйственных и инженерно-технических факультетах, так как именно здесь наиболее высок удельный вес приехавших на учебу по направлениям национальных министерств образования, обязанных после получения диплома трудоустроить своих «целевиков». Гарантировано трудоустройство и иностранным студентам, обучающимся на деньги и по направлениям фирм и предприятий.

Основные причины, по которым многим опрошенным будет тяжело трудоустроиться, следующие:

на родине не признают российских дипломов о высшем образовании (15.9%);

в тех странах, в которых хотел бы работать будущий выпускник (в США, Западной Европе, Канаде, Австралии, арабских странах), не признают российских дипломов (7.8%);

на родине нет работы по изучаемой в российском вузе профессии (9.2%);

дома придется подтверждать российский диплом, сдавать специальный экзамен (50.5%).

Часть иностранных студентов не слишком беспокоится о своем профессиональном будущем с российским дипломом. Это объяснимо, ибо каждый второй опрошенный из стран СНГ и Балтии, каждый пятый китаец и выходец из Восточной Европы, каждый четвертый турок, каждый десятый вьетнамец, а также каждый шестой представитель западноевропейских стран выразил намерение трудоустроиться после окончания вуза в России. Больше всего таких с дипломами менеджеров и экономистов.

Среди граждан стран СНГ 10% опрошенных хотят остаться в России на постоянное жительство и почти каждый пятый - на некоторое время. При этом мотивы следующие:

Россия более динамичная, перспективная страна, здесь больше возможностей найти работу и хорошо зарабатывать (на это указали 16% опрошенных иностранных студентов в целом, а среди тех, для кого русский язык является родным, - 55%);

нравится в России (25%);

хотелось бы некоторое время поработать в России по полученной профессии, чтобы приобрести производственный опыт, который не удалось получить в период обучения (17%);

хотели бы продолжить обучение в России на более высоком уровне (в аспирантуре, ординатуре), собрать научный материал для диссертации (11%).

Таким образом, российская высшая школа, обучая иностранных граждан из стран СНГ и Балтии, в определенной степени готовит кадры специалистов для самой России.

Иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, можно условно разделить на две группы - тех, кто решил учиться в нашей стране не только, чтобы получить знания и приобрести профессию, но и попытаться остаться на постоянное жительство, и тех, кто приехал с целью обрести за недорогую плату (или вообще бесплатно - по направлению национального Минобразования) специальность, а затем либо вернуться на родину, либо трудоустроиться в какой-то третьей стране (в основном в Европе).

По мере ознакомления с российскими реалиями, с организацией и содержанием учебного процесса доля иностранных студентов, намеренных рекомендовать своим землякам учиться в России, уменьшается, а доля скептиков растет. Так, если среди опрошенных в 2004 г. студентов первого курса лишь каждый десятый указал, что вообще не будет советовать никому учиться в России, то среди студентов последнего курса - уже каждый пятый. В их числе 29% студентов, приехавших из Индии, 21% из стран Черной Африки, 20% - из стран Латинской Америки, 18% - из стран Ближнего Востока и Северной Африки, 14% из Турции и 11% из Китая.

Больше всего отрицательно оценивают свое пребывание в России студенты, обучающиеся в вузах провинциальных городов европейской части России (16%), Поволжья и Северного Кавказа (17%).

Помимо претензий к качеству образования, иностранных студентов беспокоит собственная безопасность, рост национализма и расизма, с чем довелось столкнуться каждому второму опрошенному и прежде всего гражданам афро-азиатских (более 77%) и латиноамериканских (более 55%) государств, республик Закавказья (49%), представителям титульных наций из среднеазиатских республик СНГ (48%).

Чаще всего с откровенным расизмом со стороны местного населения сталкивались иностранные студенты, обучающиеся в провинциальных городах европейской части России, Поволжья и Северного Кавказа (Воронеж, Тверь, Волгоград). Значительно меньше подобных проявлений на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Каждый десятый студент из стран Ближнего Востока и Северной Африки, республик Закавказья, каждый пятый чернокожий африканец становились жертвами физического насилия, каждый четвертый-пятый студент с неевропейской внешностью подвергался словесным оскорблениям и другим формам бытового национализма и расизма. Это главная причина, по которой часть иностранной молодежи не намерена после возвращения домой советовать друзьям и знакомым ехать учиться в Россию.

Тенденцию небывалого роста этнофобий в России подтверждают и результаты двенадцатилетнего социологического мониторинга ВЦИОМ (1990-2002 гг.). Ситуацию усугубляет широко распространенная практика противоправных действий со стороны российской милиции. Вместо необходимой помощи и защиты от нападений и оскорблений местных расистов и националистов милиционеры, вероятно считая иностранных учащихся потенциальными миллионерами, при первом же удобном случае стараются придраться к ним под предлогом проверки документов, поиска наркотиков, оружия и т.п. с целью вымогательства денег. Вопрос безопасности жизни и учебы иностранных граждан в России сегодня весьма актуален и требует дополнительных мер не только со стороны вузовских администраций, но и руководства территориальных правоохранительных органов. События в Воронеже осенью 2005 г. еще раз подтвердили это. Можно предположить, что в связи с присоединением России к Болонской конвенции количество желающих учиться в российских вузах увеличится, особенно из развивающихся стран и СНГ. Однако рассчитывать на резкий рост численности контингента иностранных студентов в ближайшее время преждевременно. В системе отечественного высшего образования должны произойти значительные структурные и качественные перемены, в частности - повышение требований к уровню знаний абитуриентов. Желательно, на наш взгляд, стимулировать приток талантливой русскоязычной молодежи из бывших советских республик для учебы на дневных отделениях с предоставлением ей определенных льгот по оплате обучения и возможностей после окончания вуза трудоустроиться в России, а также получить российское гражданство. Заочная форма обучения иностранных граждан (именуемая на Западе корреспондентской), как правило, не обеспечивает должного уровня профессиональной подготовки. В других странах она широко не практикуется и ведет к определенной дискредитации российских дипломов. Ее необходимо заменить более передовой и распространенной за рубежом формой дистанционного образования.

Повышение конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образовательных услуг предполагает прежде всего приведение качества подготовки специалистов в соответствие с международными образовательными стандартами. Оно включает в себя повышение качественного уровня (профессионализма) преподавательского состава и его заработной платы, улучшение содержания и организации учебного процесса, его ресурсного обеспечения,качества условий жизни и безопасности иностранных граждан. И лишь совокупность решения этих задач (предусматривающая значительные капиталовложения в сферу образования) способна обеспечить дополнительный приток желающих учиться в России не только из развивающихся, но и промышленно развитых стран, а также заметно увеличить доходы вузов от подготовки специалистов для зарубежных стран.

Студент из Китая Жэнь Хаочжэ Женей он стал на первой же репетиции, незадолго до того, как понял: русский язык ничуть не проще, чем китайская грамота. Учиться танцу он приехал в Москву, считая, что пекинская школа гораздо слабее. А после занятий с удивлением обнаружил: что русскому хорошо, то китайцу тоже понравится.

После переезда в другую страну ему даже не пришлось менять привычки. Между лекциями и подготовкой к семинарам американец Эрик Сенточник идёт на тренировку по американскому футболу с российскими однокурсниками.

"Они реально хороши в американском футболе. Я, можно сказать, шокирован. Особенно отдельными игроками. Они играют лучше меня", — признается Эрик.

Он говорит, что приехал учиться, поссорившись со всей семьёй. Родственники были уверены: его похитят ради выкупа. Во Владивостоке будущий политолог понял: в Америке многие — сами заложники стереотипов.

"Если серьёзно, русские очень умные, много учатся. Учиться здесь — это отличная возможность. Здесь можно получить лучшее образование и за меньшие деньги, чем в Америке", — сказал Эрик.

Это ещё мягко сказано. Год обучения в одном из элитных российских вузов- в МГИМО — стоит в шесть раз дешевле, чем, например, в Гарварде. Сейчас в России учатся почти 300 тысяч иностранных студентов.

"Когда я сюда приехал, меня поразила природа. Я не ожидал такой красоты. Не знал, что так много лесов", — отметил студент из Испании Мануэль Гомес Пейнадо.

Если можно так сказать, студенческий бум, причём студентов иностранных, в нашей стране случился после Фестиваля молодёжи и студентов 1957 года.

Для того чтобы учить иностранцев, хлынувших в Москву, построили целый вуз — Университет дружбы народов. Ежегодно он принимал несколько тысяч абитуриентов.

В архиве до сих пор хранятся советские газеты, которые писали об этом. Но в 70-е тему обходили — приток иностранных студентов пошёл на спад. Вместо ожидавшихся почти 8,5 тысячи приняли на тысячу меньше.

А в конце 80-х тема — снова в прессе. Ещё один Фестиваль молодёжи и студентов прошёл в Москве в 1985-м, и после него СССР — на третьем месте в мире по числу обучающихся иностранцев. Их — 130 тысяч.

В этом году Фестиваль молодёжи и студентов был третьим по счёту. Выходит, следует ожидать ещё одной волны? Так кем же хотят стать иностранцы, приезжая поступать в наши вузы?

Вот статистика: каждый 12-й выбирает здравоохранение, немногим реже — математику или естественные науки. Замыкают "тройку "популярных направлений искусство и культура — получить такие дипломы приезжает каждый 20-й.

"Раньше ученики у меня спрашивали: зачем я изучаю русский язык? Сейчас они хорошо знают, что в России — самые лучшие факультеты в мире, поэтому они решили продолжать учёбу здесь и получить желаемую специальность", — отметила преподаватель русского языка в Тунисе Ранда Боснина.

Мало того, многие и после получения диплома остаются. Масами Чимо говорит, что балериной в Японии никогда бы не стала — это сценическое искусство в ее стране не очень распространено. А в Москве она отучилась, и теперь у нее есть собственный класс и выступления на сцене.

Для того чтобы лучшие иностранные студенты оставались и продолжали, например, развивать науку или технологии, депутаты Госдумы предложили даже упросить процедуру получения российского гражданства, чтобы паспорта выдавали им не после пяти лет постоянного проживания в нашей стране, а после трех.

Loading...Loading...