Каковы последствия нарушения дисциплины обществознание 7. Что такое дисциплина? Зачем она нужна человеку? Общеобязательная и специальная дисциплина

Вопрос 1. Какие существуют правила жизни людей в обществе? Почему важно соблюдать эти правила? Что такое нормы и санкции?

Правила, регулирующие жизнь людей в обществе, называются социальными нормами.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

Обычаи и традиции - правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;

Моральные нормы - оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;

Нормы этикета - совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;

Правовые нормы - требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;

Эстетические нормы - оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;

Политические нормы - регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;

Религиозные нормы - правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

Норма - правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения. Нормы не основываются на опыте, а априори являются субъективно определёнными требованиями.

Санкция - элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило или наоборот поощрение для лица, соблюдающего содержащиеся в такой норме правила.

Вопрос 2. Всем ли обязательно соблюдать дисциплину? Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению.

Внешняя дисциплина - влияние, на ваши действия/привычки, извне.

Внутренняя дисциплина - это действия/привычки, контролируемые вашей силой воли.

Вопрос 3. Что объединяет все перечисленные факты? А приходилось ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Нарушение трудовой дисциплины.

Вопрос 4. Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А. С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?

Правила дисциплины. Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Вопрос 5. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?

Дисциплина - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятых человеком к выполнению. В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п. Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений за её соблюдение.

Вопрос 6. Какая бывает дисциплина?

Государственная дисциплина – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.

Воинская дисциплина – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.

Трудовая дисциплина – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.

Финансовая дисциплина – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.

Технологическая дисциплина – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.

Договорная дисциплина – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.

Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине.

Внутренняя дисциплина - результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

Вопрос 7. Каковы последствия нарушения дисциплины?

Последствия могут быть разными, это зависит от степени тяжести нарушения. Если имеется нарушение трудовой дисциплины, например, прогул, то выговор с лишением всех видов премий или увольнение, на усмотрение начальства.

Вопрос 8. Как ты понимаешь выражение «Дисциплина хромает»?

Это выражение означает, что дисциплина есть, но она требует доработки, введения новых правил или ужесточения контроля.

Вопрос 9. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть»?

Дисциплина, воля и самовоспитание. Относится к внутренней дисциплине. Внутренняя дисциплина - результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

Вопрос 10. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.

А) Воинская дисциплина; Б) Трудовая дисциплина; В) Школьная дисциплина.

Вопрос 11. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?

Внешняя дисциплина. Она очень заметна со стороны. В наше время люди перестали себя контролировать, и большинство потеряло понятие самоконтроль и сдержанность, поэтому чтобы как то сдержать человека общество вынуждено разными способами дисциплинировать человека.

Вопрос 12. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона - внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.

Внутренняя дисциплина. Если внутри человека есть твердый запрет на нарушение закона, то ему не нужны никакие ограды и решетки. А если нет - никакие заборы не помогут.

Примеры: Раскольников – внутренняя дисциплина, Дориан Грей – внутренняя, Пиковая Дама – внутренняя.

Вопрос 13. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.

Несоблюдение школьной дисциплины (прогул уроков, невыученные правила, несделанные домашние задания, хулиганское поведение на уроках) влечет за собой пробел в знаниях и плохую успеваемость, не поступление в ВУЗ.

Несоблюдение трудовой дисциплины (опоздание на работу, не выполнение поручений руководства и т.д.) наносит материальный вред организации.

Несоблюдение военной дисциплины влечет снижение боеспособности войск, а отсутствие четкости управления ими и нести угрозу жизни людей.

Несоблюдение правил технологии (технологическая дисциплина) ведет к авариям и травмам при работе с электротехническим оборудованием и другими колюще-режущими предметами.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

Если соблюдаешь дисциплину, следовательно несешь ответственность, например, соблюдая такую дисциплину как устав школы, ты несешь на себе ответственность прилежного ученика.

Вопрос 14. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

Я согласен с Анной, потому что дисциплина помогает сосредоточится и хорошо подумать.

Дисциплина - это всегда определенный порядок, соблюдение общих признанных правил. Иногда это соблюдение законов, а иногда правил морали и нравственности (образцов поведения, выстроенных человеком за много веков). Когда кто-то заходит в помещение, он здоровается с остальными людьми, потому что так принято. Постоянная внутренняя убежденность человека в том, что так он должен поступать, создает общество как некую целостную модель или систему.

Общественная дисциплина - это работа государственных органов власти и государства в целом. Существуют общеобязательные принципы - законы. Все органы государственной власти обязаны соблюдать эти законы и контролировать, чтобы эти законы исполняли и граждане государства. Это порядок, а порядок и есть дисциплина.

Существуют разные типы дисциплин по мере занятости человека в той или иной сфере.

Военная дисциплина

Соблюдение воинской дисциплины является большой ответственностью. В случае нарушения устава может последовать соответствующее административное взыскание. Самое серьезное взыскание в современной армии - гауптвахта. В переводе с немецкого языка - это главный караул или наряд. Но военнослужащие на гауптвахте не караулят, а содержатся в специальном помещении, куда они попадают после совершения каких-либо противоправных поступков, дожидаясь решения военного суда по своему делу. Находиться там неудобно, военнослужащий теряет определенную часть своих прав, но пока он служит, он должен подчиняться.

Самой жесткой считается армейская дисциплина в вооруженных силах. Каждый гражданин, служащий в армии и принявший воинскую присягу, должен исполнять новый для него тип законодательства - Устав вооруженных сил.

Устав представляет собой документ, регламентирующий поведение военнослужащегово всех жизненных ситуациях в армии (рис. 2).

Рис. 2. Устав вооруженных сил РФ ()

Он четко описывает то, что должен делать военнослужащий, где и как ему ходить, спать или одеваться и т. д. Даже если человек не согласен с какими-то постановлениями устава, и военнослужащему кажется, что там что-то не соответствует жизненным ситуациям, в которые может попадать солдат, он все равно должен беспрекословно его выполнять. Устав - это принцип армейского бытия. Если что-то в этой системе дает сбой, то разрушается вся система. Вооруженные силы - это слаженный механизм, только от четкого взаимодействия каждого члена этого механизма зависит правильная работа всей системы. Вот почему воинская дисциплина настолько жесткая.

Рис. 3. Офисный работник ()

Трудовая дисциплина связана с выполнением трудовых обязанностей человека, устроившегося на ту или иную работу (рис. 3). Многим людям может показаться, что если они гражданские лица, то выполнять какие-то четкие регламенты им не обязательно. Любое предприятие, на котором работает человек, имеет внутреннее расписание, регламент, обязательный для выполнения каждым сотрудником. Только так система может работать. Человек подписывает трудовой договор и обязывается исполнять определенный объем работы. В круг обязанностей работника входят описание его полномочий и его ответственность за те элементы работы, которые он должен выполнять, а также то, что не лежит в его компетенции. Если работник видит, что другие не соблюдают свои обязанности, он должен поставить их на место. Требования к трудовой ответственности записаны в законах о труде, и несоблюдение таких принципов может повлечь за собой очень серьезные проблемы - от увольнения человека как сотрудника, до больших техногенных катастроф (рис. 4).

Рис. 4. Чернобыльская катастрофа ()

Трудовая дисциплина

Все школьники наверное знают Гомера Симпсона, героя знаменитого американского мультсериала. Этот несносный, расхлябанный человек работает на очень ответственной работе - начальником техники безопасности на атомной электростанции. Если бы этот персонаж был не мультипликационным, а реальным, то это могло бы привести к катастрофическим последствиям. Поэтому соблюдение трудовой дисциплины не менее важно, чем соблюдение воинской дисциплины. Находясь на предприятии, человек отвечает не только за себя, но и за жизни многих людей. Иногда может показаться, что человек, работающий на производстве, которое не может принести никакого вреда, не должен строго соблюдать трудовую дисциплину. Например, человек работает учителем, и сиюминутной опасности от расслабленности человека на такой работе может и не быть, но она может быть опосредованной. Если учитель неправильно выполняет свои непосредственные обязанности, не обучает детей, так как должен, значит, ученик не получает тех знаний, которые пригодятся ему в жизни. Поэтому все люди должны соблюдать трудовую дисциплину.

Для учеников важна учебная дисциплина. Ученик строит свое свободное время исходя из того, что он учится в школе. Он должен посещать все уроки либо смотреть уроки через Интернет, делать домашнее задание и только потом выделять какое-то время на свои нужды.

Дисциплине подчинена вся человеческая жизнь. Что надо делать для того, чтобы выработать в себе такую внутреннюю дисциплину, будет рассмотрено на следующем уроке.

Список литературы

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - 11-е изд. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 224 с.: ил.
  2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. - М.: Дрофа.
  3. Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Николаева А.А. и др. Обществознание 7. - М.: Баллас.
  1. Словари и энциклопедии на Академике ().
  2. Klubok.net ().
  3. Aphorism.ru ().

Домашнее задание

  1. Как вы понимаете выражение «железная дисциплина»?
  2. Найдите в интернет-ресурсах несколько исторических свидетельств того, как дисциплина солдат помогла выиграть сражение или войну.
  3. Напишите небольшое сочинение на тему: «Дисциплина в жизни человека».
  4. *Проведите социологическое исследование. Как часто ваши одноклассники нарушают учебную дисциплину. Какие основные причины нарушения дисциплины в классе? Составьте диаграмму. Сделайте выводы.

Обществознание, 7 класс

Урок № 9

Для чего нужна дисциплина

Д.З.: § 5, ?? (с.46), задания (с.47-48), «Вспомним» к § 6

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Показать социальное и личностное значение соблю­дения дисциплины.
  • Способствовать пониманию учащимися необходимо­сти руководствоваться общепринятыми нормами и прави­лами в собственной повседневной жизни.
  • Развить умение анализировать реальные социальные ситуации, связанные с нарушением дисциплины, выбирать адекватные модели поведения.
  • Способствовать развитию у учащихся заинтересован­ности не только в личном успехе, но и в улучшении раз­личных сторон жизни общества, в благополучии и процве­тании своей страны.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; самоконтроль и само­оценивание; умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Знать и уметь

  • Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека.
  • Характеризовать различные виды дисциплины.
  • Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины

Понятия, термины

  • Дисциплина:
  • внутренняя, внешняя;
  • общеобязательная, специальная;
  • военная, рудовая, учебная, технологическая.
  • Самоконтроль.
  • Качества дисциплинированного человека:
  • воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание.

Проверка знаний

  • Что такое долг?
  • Что такое обязанность?
  • Что общего и различного в понятиях «долг» и «обязанность»?
  • На протяжении многих веков единственным занятием мужчины считалась военная служба. Приведи несколько объяснений этого. Почему в наши дни это занятие не является главным?

Изучение нового материала

  • Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека.
  • Общеобязательная и специальная дисциплина.
  • Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.


КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ СО СЛОВОМ ДИСЦИПЛИНА?

дисциплина


1. Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека

Дисциплина это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

от лат. disciplina - выдержанность, строгость

Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека?

Честность, порядочность, трудолюбие, выполнение поставленных задач.


2. Общеобязательная и специальная дисциплина

Общеобязательная

исполнение правил, установленных государством, всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами

Специальная

обязательная только для членов определенной организации

N: воинская, трудовая, школьная


Общеобязательная дисциплина

  • Это выполнение государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей.
  • Это вид дисциплины, при которой все должны соблюдать правила установленные государством.

Самостоятельная работа. Стр.39-40.

Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины.

Специальные дисциплины

Военная дисциплина

Трудовая дисциплина

Технологическая дисциплина


Специальные дисциплины

Особенности специальных дисциплин

Военная дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, воинских уставов, приказов командиров

Трудовая дисциплина

Последствия нарушения дисциплины

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное распоряжений администрации.

Технологическая дисциплина

Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе

Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом

Ведёт к аварии на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.


Внешняя и внутренняя дисциплина

Внешняя

соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны

Внутренняя

(самодисциплина)

соблюдение правил по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер


Вывод:

Басня про нарушителей дисциплины

В некоем классе учились бараны:

Шумны, вертлявы и очень упрямы.

Нету от них никакого покоя

Не педагогам ни прочим героям.

Сами не учат, другим не дают…

Всех за собою как стадо ведут.

Время идет и годы проходят.

Знания, словно сквозь пальцы уходят.

Учителей доблестный труд

Пускают на ветер. Другим не дают

Учиться с охотой, стараться, творить,

Стремиться к мечте, чтобы знающим быть.

Мораль этой басни заключается в том,

Ты станешь бараном – коль будешь глупцом!

Т. Матвийчук

Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.


С. 42-43

С какими фрагментами параграфа связаны тематически данные плакаты? Какие вопросы ставит каждый плакат? Какие ответы предлага


ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

  • Познакомьтесь с текстом в разделе «Жил на свете человек».
  • Ответь на вопросы:
  • Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С.Макаренко?
  • В чём «секрет» коммуны Макаренко?
  • Какие правила сегодня актуальны для нашего класса, школьного коллектива? Почему?

Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939 гг.), педагог, писатель


  • Воля (свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками)
  • Самостоятельность (волевое качество, которое проявляется в способности человека по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия)
  • Решительность (волевое качество, которое проявляется на начальном этапе поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия)
  • Настойчивость (волевое качество, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к цели)

Качества дисциплинированного человека

5. Упорство (волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия)

6. Выдержка (волевое качество, которое дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели)

7. Самообладание (волевое качество, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои силы)



Проверь себя

Что из перечисленного относиться к общеобязательной, а что к специальной дисциплине?

  • Переход улицы на зеленый свет
  • Выполнением солдата приказа командира
  • Запрет на курения в общественных местах
  • Соблюдение правил пожарной безопасности
  • Обязанность платить налоги
  • Соблюдение правил соревнований

Проверь себя

  • Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
  • Какая бывает дисциплина?
  • Каковы последствия нарушения дисциплины?
  • Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
  • С каким разделом параграфа связано утверждение Л. Н. Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

Проверь себя

1. Объясни, почему дисциплина – необходимое условие существования общества.


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


  • Что такое совесть?
  • Предположи, почему люди иногда поступают не по совести. Объясни.
  • Объясни мысль автора: совесть – это «обида за себя».
  • Автор пишет о том, что люди, «которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов». Кого из литературных героев, исторических деятелей, современников можно назвать таким человеком? Почему?

8. Приведи примеры самоконтроля, которые тебе известны.


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016

Данный урок обществознания "Для чего нужна дисциплина" разработан для учащихся 7 класса. Не секрет, что само понятие дети узнают еще в младшем школьном возрасте, однако в старшем звене тема раскрывается более глубоко. Работа спланирована таким образом, что учащиеся сами добывают знания о том, для чего нужна дисциплина, через групповую работу, применение технологии критического мышления, диалоговое обучение.

Цель: познакомиться с понятием "дисциплина". Выяснить, для чего нужна дисциплина и какую роль она играет в жизни людей.

Рассмотрим ход урока.

Начало урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень важную тему для жизни человека. Без этого нельзя обойтись ни в какой сфере деятельности. Подумайте, что же это может быть, и выскажите свои предположения.

Учитель делит детей на три группы. В одной из них он назначает "хранителя тишины" - человека, который будет следить за поведением и порядком внутри команды. Второй группе выдает список правил, которых они должны придерживаться в работе, а третьей позволено работать так, как считает нужным, то есть без каких-то определенных рамок и правил.

Повторение пройденного

Прием "Горячий стул". Перед доской ставится стул, на него садится один из учащихся. Ему класс задает вопросы по пройденным темам:

1) Что такое право?

2) Что такое обязанности?

3) Что такое долг?

4) Почему необходимо соблюдать законы?

Изучение материала

Учитель: прочитайте, пожалуйста, цитату, которую видите на доске

"Дисциплина - первый признак победы".

Как вы понимаете ее смысл? Приведите примеры из жизни, к которым можно применить данную цитату?

Так о чем мы сегодня будем говорить? (о дисциплине)

Верно, тема нашего урока в вашем 7 классе - "Для чего нужна дисциплина".

Составление кластеров

Давайте вспомним, какие нужно знать правила и требования, когда мы работаем в командах. Давайте же их восстановим в памяти и озвучим:

1) Нужно работать тихо, ведь шум может помещать соседним группам, и просто нарушится порядок.

2) Должен рассматриваться ответ каждого участника.

3) В группах нельзя "отсиживаться", нужно принимать активное участие в работе и оказывать посильную помощь товарищам по команде.

4) Ссор быть не должно.

Давайте же попробуем выяснить, что такое дисциплина, зачем она нужна. Сейчас каждая группа составит кластеры. От слова "дисциплина" вы проведете стрелки и напишите слова, с которыми оно ассоциируется.

(Порядок, уважение, контроль, воспитание и другие ассоциации, возникшие у детей.)

От каждой группы выбирается спикер, который представляет и защищает работу команды.

А теперь откройте толковые словари и найдите определение слова "дисциплина".

"Дисциплина — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка".

Приведите примеры, где должна присутствовать дисциплина.

(В школе, армии, в общественном транспорте и т. д.)

Да, дисциплина присутствует везде, и без ее соблюдения повсюду был бы беспорядок. Однако дисциплина в разных местах и сферах будет отличаться.

Групповая работа

Сейчас я предлагаю вам такое задание: "Каждому из вас достается свой вид дисциплины, с информацией о котором вы должны ознакомиться, представить классу и разыграть небольшую инсценировку в соответствии с тематикой".

1 группа "Военная дисциплина".

Четкое своевременное выполнение приказов начальства, военных уставов и присяги. Последствия нарушений военной дисциплины могут быть очень серьезными, такими как уменьшение защиты войск, отсутствие управления ими, поражения при военных действиях, а также безопасность людей подвергнется большому риску.

2 группа "Трудовая дисциплина".

Своевременный приход на работу и уход, выполнение своих обязанностей, соблюдение этики.

Какие же последствия ждут нас, если нарушать трудовую дисциплину? Как правило, это влечет за собой материальный ущерб производству, бизнесу, разлаживаются отношение в коллективе, что приводит к некачественной и неслаженной работе предприятия.

3 группа "Технологическая дисциплина".

Соблюдение правил использования оборудования, безопасности, соблюдение порядка в работе.

Какие здесь последствия могут возникнуть? Они могут быть самыми страшными: от экологических катастроф до массовой гибели людей.

Оказывается, дисциплина делится на общеобязательную и специальную. Подумайте, чем они друг от друга отличаются, и приведите примеры с обоснованием.

Задание "Заполни таблицу"

Напишите, какие могут быть последствия нарушения дисциплины.

Знакомо ли вам такое слово, как "самодисциплина"? Давайте разберемся, от каких двух слов оно образовалось?

"Самодисциплина" означает... (ответы детей):

  • Дисциплинировать самого себя.
  • Следить за собой.
  • Придерживаться порядка.
  • Контролировать самого себя.
  • Не давать себе расслабиться в самый ответственный момент.

А вот сейчас послушайте притчу и постарайтесь задуматься, как она связана с темой нашего урока.

"Мне всегда было жалко людей, которые терпят неудачи. Ну такими уж они казались мне несчастными, ведь им просто не повезло в жизни. Кто-то родился в бедной семье, а кто-то в богатой. Кого-то природа наградила способностями, а кого-то нет. Но так я думал до тех пор, пока по соседству не поселились два мальчика-близнеца Тим и Том. Оба они имели проблемы со здоровьем, очень часто болели, получали насмешки от сверстников.

Тим каждое утро просыпался в 5 часов утра и отправлялся на пробежку, занимался гимнастикой, он хотел укрепить свое слабое здоровье. Порой ему было очень тяжело, но он и не думал сдаваться, а продолжал усиленные тренировки и занятия спортом.

Том очень жалел себя, ведь он знал, что и так часто болеет и физические нагрузки уж точно не для него. Он любил поспать, поесть и лишний раз старался не выходить на улицу, чтобы уберечь себя от постороннего мира.

И если бы я не знал предысторию этих двух мальчиков, то Тиму можно позавидовать, а Тома пожалеть и посочувствовать ему..."

Ребята, о чем вас заставила задуматься эта притча?

На кого из мальчиков вы хотели бы быть похожими и почему?

У кого из них четко выработана самодисциплина?

Какой вывод можно сделать?

7 класс, для чего нужна дисциплина для каждого из вас?

Чтение стихотворения

Сегодня к нам на урок я пригласила ученицу 2 класса "Г" Афанасьеву Екатерину, которая, несмотря на свой юный возраст, уже прекрасно знает, для чего нужна дисциплина.

"Чтобы всем жилось прекрасно,

Не страдал народ невинный

И исчезла прочь опасность -

Соблюдайте дисциплину!

Будь учеником прилежным,

Не шали и не ругайся,

Стань ты для страны надеждой

И учить других старайся.

Не опаздывай на службу,

Это так нехорошо,

Дорожи всегда ты дружбой,

Той, которую нашел.

Относись к своей работе

Ты с серьезностью всегда,

Ничего плохого вроде,

А потом глядишь: беда!

Знай, там, где есть дисциплина,

Будет точно ждать успех,

Наша жизнь - это путь длинный,

Уважай себя и всех".

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Вспомните, как в самом начале в одной из групп я выбрала ответственного за дисциплину, в другой дала список правил, а в третьей не было ничего. Предлагаю участникам каждой группы высказаться, как вам работалось в своей команде, как обстояли дела с дисциплиной, какие трудности возникали? Какой вывод можно сделать? Для чего нужна дисциплина? Дисциплина важна везде, в том числе и на уроке, необходимо уметь слушать и слышать друг друга, и там, где были четкие правила озвучены заранее, трудностей не возникло, а в группе, где каждый вел себя так, как ведет обычно, были сложности, так как один отвлекался, другой не работал, а третий нарушал тишину громким смехом.

На ваших партах лежат листы самооценивания. Дополните каждую из фраз, исходя из собственных знаний, полученных на уроке:

  • Я сегодня узнал...
  • Мне было не совсем понятно...
  • Я сегодня совсем не понял...

Вашим домашним заданием будет подготовка доклада по теме урока, нужно оформить его титульный лист таким образом: "Для чего нужна дисциплина, 7 "А" класс, школа № 145, фамилия, имя учащегося. Разрешается вынести часть информации на постер или презентацию, подготовить защиту. На этом наш урок "Для чего нужна дисциплина" завершен. Я призываю вас всегда и всюду соблюдать порядок и общепринятые законы. До свидания, ребята.

Данный урок обществознания в 7 классе "Для чего нужна дисциплина" составлен с учетом возрастных и психологических особенностей детей среднего школьного возраста.

Для чего нужна дисциплина Урокпрезентация по обществознанию 7 класс ФГОС2 - Колмаков Анатолий Иванович.pptx

  • Количество слайдов: 31

Обществознание, 7 класс Урок № 9 Для чего нужна дисциплина Д. З. : § 5, ? ? (с. 46), задания (с. 47 48), «Вспомним» к § 6

Цели урока 1. 2. 3. 4. 5. Показать социальное и личностное значение соблю дения дисциплины. Способствовать пониманию учащимися необходимо сти руководствоваться общепринятыми нормами и прави лами в собственной повседневной жизни. Развить умение анализировать реальные социальные ситуации, связанные с нарушением дисциплины, выбирать адекватные модели поведения. Способствовать развитию у учащихся заинтересован ности не только в личном успехе, но и в улучшении раз личных сторон жизни общества, в благополучии и процве тании своей страны. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно этических отношений; самоконтроль и само оценивание; умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Знать и уметь Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины

Понятия, термины 1. Дисциплина: внутренняя, внешняя; общеобязательная, специальная; военная, рудовая, учебная, технологическая. 2. Самоконтроль. 3. Качества дисциплинированного человека: воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание.

Проверка знаний 1. Что такое долг? 2. Что такое обязанность? 3. Что общего и различного в понятиях «долг» и «обязанность» ? 4. На протяжении многих веков единственным занятием мужчины считалась военная служба. Приведи несколько объяснений этого. Почему в наши дни это занятие не является главным?

Изучение нового материала 1. Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека. 2. Общеобязательная и специальная дисциплина. 3. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Актуализация темы КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ СО СЛОВОМ ДИСЦИПЛИНА? 6 1 5 дисциплина 4 2 3

1. Дисциплина необходимое условие существования общества и человека Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой либо организации. от лат. disciplina выдержанность, строгость Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека? Честность, порядочность, трудолюбие, выполнение поставленных задач.

2. Общеобязательная и специальная дисциплина Общеобязательная исполнение правил, установленных государством, всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами Специальная обязательная только для членов определенной организации N: воинская, трудовая, школьная

Общеобязательная дисциплина Это выполнение государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей. Это вид дисциплины, при которой все должны соблюдать правила установленные государством.

Самостоятельная работа. Стр. 39 40. Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины. Специальные дисциплины Военная дисциплина Трудовая дисциплина Технологическая дисциплина Особенности специальных дисциплин Последствия нарушения дисциплины

Специальные дисциплины Военная дисциплина Особенности специальных дисциплин Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, воинских уставов, приказов командиров Трудовая Предусматривает дисциплина своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное распоряжений администрации. Технологичес Соблюдение правил кая эксплуатации оборудования, дисциплина порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе Последствия нарушения дисциплины Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом Ведёт к аварии на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.

Внешняя и внутренняя дисциплина Внешняя соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны Внутренняя (самодисциплина) соблюдение правил по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер

Вывод: Басня про нарушителей дисциплины В некоем классе учились бараны: Шумны, вертлявы и очень упрямы. Нету от них никакого покоя Не педагогам ни прочим героям. Сами не учат, другим не дают… Всех за собою как стадо ведут. Время идет и годы проходят. Знания, словно сквозь пальцы уходят. Учителей доблестный труд Пускают на ветер. Другим не дают Учиться с охотой, стараться, творить, Стремиться к мечте, чтобы знающим быть. Мораль этой басни заключается в том, Ты станешь бараном – коль будешь глупцом! Т. Матвийчук Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.

С. 42 43 С какими фрагмент ами параграф а связаны тематичес ки данные плакаты? Какие вопросы ставит каждый плакат? Какие ответы предлага ет?

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК 1. Познакомьтесь с текстом в разделе «Жил на свете человек» . 2. Ответь на вопросы: q Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А. С. Макаренко? q В чём «секрет» коммуны Макаренко? q Какие правила сегодня актуальны для нашего класса, школьного коллектива? Почему? Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939 гг.), педагог, писатель

Качества дисциплинированного человека 1. Воля (свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками) 2. Самостоятельность (волевое качество, которое проявляется в способности человека по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия) 3. Решительность (волевое качество, которое проявляется на начальном этапе поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия) 4. Настойчивость (волевое качество, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к цели)

Качества дисциплинированного человека 5. Упорство (волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия) 6. Выдержка (волевое качество, которое дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели) 7. Самообладание (волевое качество, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои силы)

Проверь себя Что из перечисленного относиться к общеобязательной, а что к специальной дисциплине? 1. Переход улицы на зеленый свет 2. Выполнением солдата приказа командира 3. Запрет на курения в общественных местах 4. Соблюдение правил пожарной безопасности 5. Обязанность платить налоги 6. Соблюдение правил соревнований

Проверь себя 1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна? 2. Какая бывает дисциплина? 3. Каковы последствия нарушения дисциплины? 4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает» ? 5. С каким разделом параграфа связано утверждение Л. Н. Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть» ?

Рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

Литература: 1. 2. 3. Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 4 е изд. М. : Просвещение, 2016 Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. . М. : Просвещение, 2016 Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О. А. , Лискова Т. Е. . 3 е изд. М. : Просвещение, 2016

Loading...Loading...