Жизнь леса. Экологические связи

Урок окружающего мира в 4классе по программе «Школа России».

Тема: Жизнь леса.

Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи: сформировать понятие «лесные этажи»;

познакомить с разнообразием животного и растительного мира леса;

учить классифицировать растения по группам, распределять растительность по ярусам;

классифицировать животных по месту обитания;

учить делать выводы;

развивать кругозор, речь детей.

Оборудование: интерактивная доска с заданиями

Ход урока:

    Организационный момент.

Проверьте, все ли готово к уроку у вас на партах?

Тихо сели.

Сегодня на уроке выполним много разных заданий, для этого надо быть внимательными и активно работать на уроке.

В конце урока мы должны составить алгоритм изучения… чего? вы узнаете позже.

    Проверка домашнего задания.

Начинаем урок с проверки домашнего задания.

О чем говорили на прошлом уроке?

Приведите примеры различных типов почв, распределив их по природным зонам (в тундре – тундровые, в тайге и смешанных лесах – подзолистые, в лиственных лесах – серые лесные, в степях – чернозем, в болотах – болотные, на лугах – луговые).

В какой природной зоне мы живем?

Какая почва характерна для нашего края?

    Введение в новую тему.

Что растет в нашей зоне? Приведите примеры.

Назовите это одним словом. (Растения)

    Работа над новым материалом.

Распределите растения по группам (работа на доске – картинки деревьев, кустарников, травянистых растений, мхов).

Почему вы растения разделили именно так, по каким признакам, на что ориентировались? (высота, количество стволов, стебли).

Ученые делят так же, как вы, по тем же признакам – по высоте, по наличию стволов и стеблей.

Расставьте растения по высоте, начиная с самого высокого.

Что это напоминает? (Лестницу, горку)

Похоже на лестницу, по которой поднимаются на этажи. Ученые называют эти этажи – ярусами.

1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники).

3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы).

4 ярус – это мхи и лишайники.

Приведите примеры разных ярусов. Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.

а) Первичное закрепление.

Выполните задание по карточкам. Запишите примеры в каждой графе.

(1 уровень – деревья, кустарники, травянистые растения; 2 уровень – деревья, 2 ярус, травянистые растения; 3 уровень – 1 ярус, 2 ярус, 3 ярус). Проверка.

Прочитайте примеры из первой графы, назовите группу растений, какой это ярус?

Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.

    Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

    Продолжение работы над новым материалом.

Для кого лес является домом? (Для животных).

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.

Назовите животных нашего леса.

Расселите животных по месту их обитания.

Почему именно так вы расселили? (Приспособление животных к условиям жизни – питание, жилище, защита от врагов)

Приведите примеры животных нашего леса, которые обитают на деревьях; ведут наземную жизнь; обитают в почве.

Кто не согласен? Почему? Докажи.

б) Первичное закрепление.

Выполним задание в тетради с. 57 №6. Взаимопроверка. Кто не согласен с ответом соседа? Почему? Докажи.

Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга? Почему? (Нет. Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща).

Ученые называют эту связь – лесное или природное сообщество.

В чем главная связь между животными и растениями? (В питании).

Составим вместе цепь питания: (на доске) – осина – заяц – волк.

Составьте в парах цепь питания, выполнив задание в тетради с.58 №8. Проверка. Кто не согласен? Почему? Докажи.

В какой последовательности мы изучали сообщество?

Выведем алгоритм изучения…. сообщества.

1. Растительный мир.

2. Животный мир.

3. Взаимосвязь.

На следующем уроке мы продолжим составление алгоритма.

7. Резерв.

На карточках под каждой графой нарисуйте растение данной группы, отразив характерные признаки.

    Итог.

Как называется взаимосвязь между животными и растениями?

Как называется сообщество, о котором мы говорили на уроке?

Как вы думаете, какие еще могут быть сообщества?

    Выставление оценок за работу на уроке.

    Домашнее задание.

с.178-179, чтение, пересказ и выполнить творческое задание – нарисовать лесное сообщество, указать взаимосвязь.

1. Представь что ты входишь в лес. Поможет тебе в этом стихотворение В. Рождественского.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, стряхая капли рос.
А сумрачный навес широколапых
Сплелся с листвой и молодых.
Привет тебе, приют покоя и свободы,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!

В какой лес ты попал? Докажи это. Подчеркни названия деревьев, о которых говорится в тексте.

Мы попали в смешанный лес, так как здесь смешались хвойные (сосны, ели) и лиственные деревья (ольха, берёза).

Напиши, какие ещё деревья можно увидеть в таком лесу.
В таком лесу можно еще увидеть - лиственницу, осину, липу, клён, дуб, вяз, пихту.

2. Заполни таблицу.

Лесные жители.

3. О каких зверях леса говорится в загадках? Вырежи их изображения в Приложении и наклей рядом с загадками.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
Ответ: Заяц
На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Ответ: Волк
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув высоко.
Ответ: Лось
Этот житель в ясную пору
Без фонаря забирается в нору.
Любит работать только во мраке.
Ходит в коричневом замшевом фраке.
Ответ: Крот
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Ответ: Белка

4. Напиши, какова роль грибов в природе.

  • Всасывают из почвы влагу с солями и отдают её деревьям.
  • В них насекомые откладывают личинки.
  • Их любит собирать и есть человек.
  • Санитары леса. Заняты в кругообороте органических веществ, разрушают растительные остатки.
  • Ими питаются животные.

5. Составь и запиши 2 - 3 цепи питания, характерные для зоны лесов.

Подосиновик - Лесная мышь - Ласка
Ель - Короед - Дрозд

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы друг друга.

6. Подпиши названия грибов, воспользуйся атласом-определителем.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Закрепление знаний учащихся о природе, о взаимосвязи компонентов живой природы леса.
  • Углубление знаний ребят о животном мире лесной полосы.
  • Развитие речи; познавательной активности учащихся.
  • Приобретение знаний по предмету учащимися в процессе игры.
  • Воспитание любви к природе; бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор, экран.
  • Презентация "Жизнь леса".
  • Смайлики.
  • Карта природных зон России.
  • Индивидуальные веера цветик-семицветик.
  • Жетоны для викторины.

1. Организационный момент.

(СЛАЙД 1-2)

Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы!

Давайте посмотрим с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Покажите своё настроение с помощью карточек- смайликов.

Ну что ж, мне очень хотелось бы, чтобы ваше настроение осталось таким же хорошим или даже улучшилось.

2. Повторение пройденного.

Когда вы сегодня шли в школу, что интересного вы заметили?

Какое было небо?

Были ли облака? Как они выглядели?

Был ли ветер?

Видели ли вы птиц? Каких птиц вы видели?

Вывод: Молодцы! Вы много интересного увидели, значит вы очень наблюдательные.

3. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня мы продолжим разговор о разнообразии животных лесной полосы; о пользе этих животных; о необходимости охранять и беречь их; и проведём викторину "Лесные жители"

Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не утаи:
Ты же видишь - мы свои"

(СЛАЙД 4-5)

(Карта природных зон)

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане: белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри.

Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является - лес.

4. Проверка домашнего задания.

(ребята отвечают на вопросы учителя и на доске появляются карточки)

Что такое лес? (природное сообщество)

Природное сообщество

Какие организмы составляют природное сообщество?

  • Растения
  • Животные
  • Грибы
  • Микробы

Как связаны между собой организмы в сообществе? (тесно связаны)

(- с помощью микробов опавшие листья и части растений перегнивают и превращаются в перегной;

Грибы помогают растениям всасывать из почвы воду;

Растения дают пищу животным)

Давайте вспомним, как располагаются растения в лесу? (ярусами)

Воздушное пространство

  • 5 ярус - деревья
  • 4 ярус - кусты
  • 3 ярус - трава, ягоды
  • 2 ярус - мхи
  • 1 ярус - почва

5. Заселяем лес.

Весь лес от верхушки деревьев до земли заселён животными.

"Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей"

Давайте оживим лес. По описанию узнать животного и поселить его в нужном ярусе в лесу.

Мелкое животное;

Живёт в дуплах деревьев

Зимой строит гнездо-гаюшку;

У него пушистый хвост, на ушах кисточки;

Питается орехами, грибами, ягодами (белка - верхний ярус)

Какие животные обитают ещё в верхнем ярусе? (птицы)

Какие животные обитают в почве? (крот, черви)

А в воде? (рыбы, земноводные)

А в воздухе? (насекомые)

Каких животных можно встретить в это время года в лесу?

(тигра, волка, лису, зайцев; птиц: дятла, синичек и др.)

Кто из лесных жителей является символом Приморского края и изображён на гербе?

(тигр), (показать герб Приморского края)

6. Игра "Цветик-семицветик"

Учитель называет животное, а учащиеся с помощью "веера" показывают среду обитания этого животного.

Шмель - (4 ярус)

- ёж - (3 ярус)

Дятел - (5 ярус)

Черви - (1 ярус)

Белка - (5 ярус)

Крот - (1 ярус)

7. Физкультминутка

"Цапля весело гуляла.
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала, обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу оглядела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась,
Вся встряхнулась, вся встряхнулась,
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась"

8. Аукцион

Учитель показывает открытку с изображением животного и говорит:

Эту открытку получит тот, кто ответит на большее количество вопросов о жизни, повадках, привычках и характере этого животного:

Рысь Тигр
- рысь 1. Как называют это животное? - тигр
- в лесах 2. В лесах, в траве или воде оно живёт? - в лесах
- средних размеров (1 м 30 см) 3. Большое это животное? - 3,5 м, вес - 320 кг
- мышей, птиц, зайцев, лосей, глухарей, детёнышей оленей и др. животных 4. Чем оно питается? - дикими кабанами, лошадьми, крупным рогатым скотом, мышами, жабами и даже насекомыми
- только ночью, днём прячется 5. Питается ночью или днём? - ночью
- да 6. Опасно ли для человека? - да
- нет 7. Строит ли себе дом? - нет
- да 8. Содержат ли его в зоопарке? - да
- нет 9. Выступает ли в цирке? - да
- прячется в засаде на дереве, прыгает сверху на спину 10. Как настигает свою добычу? - идёт по следу, догоняет, быстро заходит наперёд, поджидает, нападает
- визгливый голос, как у молодых дерущихся котов. Хорошо плавает, лазает по деревьям. 11. Своё мнение об этом животном - Лазает по деревьям.

"Кабаний пастух"- берет только одного кабана. (в то время как волк- сколько успеет)

Итог: Открытку получает тот, у кого оказалось больше жетонов.

9. Викторина " Лесные жители"

(СЛАЙД 12-15)

"Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя окружают гурьбой"

За правильный ответ-жетон

Отвечать, когда тебя спрашивают

Не кричать (вопрос снимается)

Победит тот, кто наберёт большее количество жетонов

  1. Кто из зверей запасает себе еду на зиму? (белка, барсук, мышь, крот, бурундук)
  2. Кто из птиц в сильные морозы прилетает к человеку? (синица, воробей, поползень)
  3. Кто из птиц выводит птенцов в лютые морозы? (клёст, кедровка)
  4. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное жало. Его полёт сопровождается звенящим звуком. (комар)
  5. Маленькие нелетающие чёрные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жильё которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях. (муравьи)
  6. Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль? (соль)
  7. Какое насекомое носит " чин" морского офицера? (бабочка- адмирал)
  8. Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата)
  9. Животное, которое строит себе дом на реке, сооружает плотины? (бобр)
  10. Сосёт ли медведь лапу зимой? Почему так говорят? (нет)
  11. каких животных спасут люди, если будут охранять сосны и ели? (клеста, белку, дятла)
  12. Кто из птиц не высиживает сам птенцов? (кукушка)

Подводится итог: (у кого сколько жетонов)

10. Итог урока.

Наша природа удивительно красива. Всё в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. (природное равновесие)

Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Необходимы животные и нам - людям. (продукты питания, одежда)

В нашей стране принят "Закон об охране и использовании животного мира"

Почему? (дети отвечают)

Под охраной животные находятся в заповедниках (помогает спасению животных и зоопарки) (СЛАЙД 17)

В Приморском крае - 6 заповедников и 11 заказников

Я хочу, чтобы знания, которые вы получаете на уроках пригодились вам в жизни.

Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручейки, цвели цветы, пели птицы.

Стихотворение (читает ученик)

Любите родную природу -
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

11. Рефлексия

А теперь покажите ваше настроение. Как оно изменилось к концу урока? (карточки - смайлики)

Оценивание

  1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя.
  2. По рисунку учебника познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

1. Ель. 2. Осина. 3. Сосна. 4. Белка. 5. Дятел. 6. Иволга. 7. Дуб. 8. Шелкопряд: бабочка и гусеница. 9. Короед. 10. Дрозд. 11. Кабан. 12. Бересклет. 13. Подосиновик. 14. Полёвка. 15. Животные почвы. 16. Лесная мышь. 17. Дождевой червь. 18. Ласка.

  1. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
  2. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.

Что такое лес

Каждый представляет себе лес. Но если спросить: «Что такое лес?», не каждый легко ответит. В любом лесу главные растения - деревья. Без деревьев леса не бывает. Но лес - это не только деревья. Лес - это сложное единство живой и неживой природы.

В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Растения предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семена растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы видим, что живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.

Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Так, солнечный свет, воздух, вода необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.

Жизнь леса невозможна и без почвы. Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живёт множество мелких животных. В почве живут и совсем крошечные организмы, которых не увидишь без микроскопа,-бактерии. Они - важная часть лесного сообщества.

  • По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
  • Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
  • Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользоваться и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.

План изучения природного сообщества

  1. Название сообщества.
  2. Какие организмы составляют сообщество.
  3. Экологические связи в сообществе.
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.
  6. Охрана сообщества.
  • Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем. Так поддерживается круговорот веществ в лесу. Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений перегнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их личинки, а в другом - только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно долго.

  • По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4-6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Проверь себя

  1. Что такое лес?
  2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
  3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
  4. Как обитатели леса связаны между собой?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: природное сообщество.
  2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
  3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

На следующем уроке

Познакомимся с природным сообществом луга, сравним луг и лес. Будем учиться правильно вести себя на лугу.

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Loading...Loading...