Федеральные законы регулирующие банковскую деятельность рф. Основные нормативные акты по банковскому делу

Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность кредитных организаций на территории России.

Глава 1 закона посвящена общим положениям банковской деятельности, описана ее структура. Определен круг операций, которыми могут заниматься исключительно кредитные организации. Дано определение союзов, ассоциаций, групп и холдингов, создаваемых банками. Заложены основы взаимоотношений банков и государства. Кроме того, в разделе прописаны базовые понятия, необходимые для создания банка: , минимальный , органы управления.

Глава 2 регламентирует регистрацию кредитных организаций и лицензирование банковских операций, процедуру создания филиалов и представительств. В ней приведен список необходимых документов, описаны основания для отказа. Здесь же указаны особенности создания на территории России кредитной организации с иностранным участием, а также рассмотрены вопросы, в какой ситуации лицензия может быть отозвана, и порядок ликвидации банка.

Глава 3 – о банковской стабильности и надежности, а также о защите прав вкладчиков и кредиторов. Здесь же возлагается на Центральный банк установление нормативов, которыми должны руководствоваться банки. Вводится понятие банковских резервов, дается определение банковской тайны, а также описаны процедура наложения ареста и обращение взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации.

В главе 4 говорится о банковской практике: установление межбанковских отношений, процентные ставки, комиссионное вознаграждение банков. В последней редакции закона в отдельной главе вводится такое понятие, как бюро кредитных историй. Рассмотрены вопросы обеспечения возвратности кредитов, банкротства клиентов. Есть раздел, посвященный антимонопольным правилам.

Глава 5 - о создании банком представительств и дочерних организаций за рубежом.

Глава 6 полностью посвящена сберегательному делу - вкладам физических лиц, системе обязательного и добровольного страхования.

В последней главе 7 речь идет о бухгалтерском учете в кредитных организациях, а также о надзоре за деятельностью банков, об обязательной отчетности и аудиторских проверках. Кроме того, описаны особенности бухгалтерского учета в банковских группах и холдингах.


Смотреть что такое "Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности»" в других словарях:

    Квота участия иностранного капитала в банковской системе - Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как… … Официальная терминология

    - (Deposit Insurance Agency) Агентство по страхованию вкладов это государственная корпорация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов Агентство по страхованию вкладов является государственной корпорацией, которая осуществляет… … Энциклопедия инвестора

    Банковское право - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    Судимость - Судимость правовое состояние гражданина, который был признан судом виновным в совершении преступления и к которому было применено наказание и иные меры уголовно правового характера. Судимость входит в содержание уголовной ответственности и… … Википедия

    Агентство по страхованию вкладов - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Коммерческий банк - Коммерческий банк негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке… … Википедия

    - (НКО) – та, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции. Определение НКО дает федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395 1 «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для НКО… … Банковская энциклопедия

    Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции,… … Бухгалтерская энциклопедия

    Банковская группа - Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые… … Официальная терминология

    Банковская система - (Banking System) Банковская система это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, которые действуют по единым правилам денежно кредитной политики страны Определение банковской системы,… … Энциклопедия инвестора

Закон " О банках и банковской деятельности РФ" устанавливает основные понятия, используемые в данной сфере, формулирует ключевые положения относительно создания и работы указанных организаций. Данный нормативный акт подвергался корректировкам, дополнялся новыми нормами с учетом современной экономической ситуации. Рассмотрим далее подробнее закон "О банках и банковской деятельности" с последними изменениями.

Терминология

В первую очередь следует разъяснить основные понятия, которые использует закон "О банках и банковской деятельности". Характеристика финансовых институтов приводится в ст. 1. В ней разъясняются следующие категории:

1. Кредитная организация. Она представляет собой юрлицо, которое обладает правом выполнять банковские операции для извлечения прибыли. Получение дохода выступает для такой организации основной целью функционирования. Свою работу юрлицо осуществляет на основании лицензии ЦБ. Кредитная организация, как хозяйствующее общество, может образовываться на основе любого типа собственности.

2. Банк. В качестве него выступает кредитная организация, наделенная исключительными правами на осуществление комплекса операций. К ним относят:

  • Привлечение денежных средств юрлиц и граждан во вклады.
  • Размещение финансовых поступлений за свой счет и от собственного имени на условиях срочности, платности, возвратности.
  • Открытие и обслуживание счетов организаций и граждан.

Это не все операции, которые разрешает закон "О банках и банковской деятельности". Краткое содержание всех разрешенных услуг будет представлено ниже.

Структура и правовое регулирование

В банковскую систему РФ включаются:

  1. Кредитные организации.
  2. Представительства и филиалы иностранных финансовых институтов.

Правовое регулирование работы организаций обеспечивают:

  • Конституция.
  • Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".
  • Прочие нормативно-правовые акты ЦБ.

Операции

Закон "О банках и банковской деятельности" в ст. 5 устанавливает перечень действий, которые вправе совершать финансовые институты. К ним относят следующие операции:

  1. Привлечение средств организаций и граждан во вклады срочные и до востребования.
  2. Размещение от собственного имени и использовани своих ресурсов, указанных в предыдущем пункте финансов.
  3. Открытие и обслуживание счетов организаций и физлиц.
  4. Выполнение денежных переводов по поручению граждан и юрлиц, банков-корреспондентов в том числе.
  5. Инкассацию векселей, денежных средств, расчетных и платежных документов, а также кассовое обслуживание клиентов.
  6. Приобретение и продажу инвалюты в безналичной и наличной формах.
  7. Выдачу банковских гарантий.
  8. Привлечение в качестве вкладов и размещение драгметаллов.
  9. Осуществление денежных переводов без открытия счета, электронных средств в том числе (кроме почтовых).

Закон "О банках и банковской системе" предъявляет определенные требования к субъектам, открывающим счета. В частности, индивидуальным предпринимателям и юрлицам необходимо предоставлять свидетельства о госрегистрации и постановке в налоговой службе на учет. Исключением являются органы местной и государственной власти.

Сделки

Их перечень также предусмотрен в ст. 5. Закон "О банках и банковской деятельности" допускает осуществление следующих сделок:


Закон "О банках и банковской деятельности" допускает осуществление иных сделок, не противоречащих нормам права. Все операции осуществляются в рублях, а при наличии специального разрешения от ЦБ – в инвалюте.

Ценные бумаги

Закон "О банках и банковской деятельности РФ" допускает производить покупку, выпуск, продажу, хранение и прочие операции бумагами, которые подтверждают привлечение финансовых средств на счета и во вклады или исполняют функции платежных документов, а также для операций с которыми необходимо специальное разрешение. Организации могут также принимать их в доверительное управление по соответствующим договорам с гражданами и юрлицами.

Закон "О банках и банковской деятельности": учет (изменения)

Кредитной организации надлежит опубликовывать в установленные сроки информацию о своей работе. Даты информирования определяются ЦБ. В соответствии с положениями, которые включает в себя закон "О банках и банковской деятельности", учет в организациях осуществляется по общим правилам ведения бухгалтерии. Финансовые институты должны размещать:

  1. Ежеквартально – баланс и отчетность об убытках и прибыли, сведения об уровне достаточности капитала, размере резервов для покрытия сомнительных ссуд и прочих активов.
  2. Ежеквартально – бухгалтерскую документацию с заключением аудиторской компании (независимого эксперта) о достоверности сведений.

Информирование

Закон "О банках и банковской деятельности" (последняя редакция) обязывает кредитную организацию предоставлять по требованию гражданина или юрлица копии лицензий и других разрешений, получение которых предусматривается нормативными актами. Кроме этого, финансовый институт должен по запросу предоставлять бухгалтерские балансы за отчетный год. Закон "О банках и банковской деятельности" (с последними изменениями) устанавливает ответственность кредитных организаций за предоставление недостоверных сведений и введение заинтересованных пользователей в заблуждение.

Отношения с субъектами

Закон "О банках и банковской деятельности" (последняя редакция) устанавливает, что кредитная организация не отвечает по обязательствам ЦБ, как и наоборот, кроме случаев, когда последний принял их на себя. Аналогичная ситуация складывается во взаимоотношениях с государством. Исполнительные и представительные органы не имеют права вмешиваться в работу кредитных организаций. Исключение составляют ситуации, предусмотренные в нормах права.

Учредительная документация

У кредитной организации должны быть все те бумаги, которые предусмотрены нормативными актами для юридических лиц данного организационно-правового типа. Это предписывает рассматриваемый закон "О банках и банковской деятельности". Статья 10 определяет перечень сведений, обязательных для указания в уставе кредитной компании:

  1. Фирменное название.
  2. Сведения об организационно-правовой форме.
  3. Данные об адресе (месте расположения) административных органов и обособленных подразделений.
  4. Перечисление осуществляемых операций и сделок по ст. 5 рассматриваемого закона.
  5. Информация о величине уставного капитала.
  6. Данные о системе административных органов, исполнительных и контрольных в том числе, порядке их формирования и полномочиях.
  7. Прочие сведения, которые предусмотрены в ФЗ для уставов юрлиц данного организационно-правового типа.

Корректировки, дополнения в документы

Порядок их внесения также устанавливает Закон "О банках и банковской деятельности". Изменения, которые вносятся в учредительную документацию кредитной организации, должны проходить регистрацию. Бумаги, которые предусмотрены в п. 1 ст. 17 ФЗ "О госрегистрации ИП и юрлиц" и нормативных актах, предъявляются в ЦБ в установленном порядке. Последний в течение месяца с даты подачи документов принимает решение и направляет в уполномоченный орган все материалы, которые необходимы для внесения соответствующих корректировок в ЕГРЮЛ. Регистрирующая служба вносит запись на основании полученных ведений и документов в пятидневный срок. Не позднее следующего дня (рабочего) уведомление об этом отправляется в ЦБ.

Банковская тайна

Прямое разъяснение данного определения в нормативных актах нет. Однако в законах наличествуют перечни сведений, которые относятся к категории банковской тайны. В частности, они присутствуют в ГК и рассматриваемом нормативном акте. Однако объекты в них имеют некоторые отличия. В качестве банковской тайны, безусловно, признаются сведения, касающиеся счета и вклада. В соответствии со ст. 857 ГК, данные о клиенте также относятся к этой категории. Однако закон "О банках и банковской деятельности" это положение не предусматривает. Но в нормативном документе есть указание на то, что к тайне могут быть отнесены другие сведения, если это не запрещается в ФЗ (ст. 26). За разглашения такого рода информации предусматривается ответственность для кредитной организации. Клиент также может потребовать возмещения ущерба, причиненного такими действиями.

Статья 11.1. Органы управления кредитной организации

Статья 11.2. Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций. Глава II

Статья 12. Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций

Статья 13. Лицензирование банковских операций

Статья 13.1. Осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем

Статья 14. Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций

Статья 15. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций

Статья 16. Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций

Статья 17. Государственная регистрация кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и выдача им лицензий на осуществление банковских операций

Статья 18. Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков

Статья 19. Меры банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России

Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

Статья 21. Рассмотрение споров с участием кредитной организации

Статья 22. Филиалы, представительства и внутренние структурные подразделения кредитной организации

Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

Статья 23.2. Ликвидатор кредитной организации

Статья 23.3. Последствия принятия решения арбитражным судом о ликвидации кредитной организации

Статья 23.4. Регулирование процедур ликвидации кредитной организации

Статья 23.5. Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования

Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Глава III

Статья 24. Обеспечение финансовой надежности кредитной организации

КО обязана классифицировать активы, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков...

КО обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с... Законом «О Центральном банке РФ». Численные значения обязательных нормативов устанавливает Банк России в соответствии с указанным... Законом.

Статья 25. Норматив обязательных резервов банка

Статья 26. Банковская тайна

Статья 27. Наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации

Межбанковские отношения и обслуживание клиентов. Глава IV

Статья 28. Межбанковские операции

КО на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов...

При недостатке средств для... кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств КО может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Статья 29. Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям КО

Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям КО устанавливает по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено в федеральных законах.

КО не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных в федеральном законе или договоре с клиентом.

Статья 29. Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации

Статья 30. Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй

Отношения между Банком России, КО и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено в федеральном законе.

В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам... платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Участники КО не имеют каких-либо преимуществ при рассмотрении вопроса о получении кредита или об оказании им иных банковских услуг, если иное не предусмотрено в федеральном законе.

КО обязана в порядке, предусмотренном в... Законе «О кредитных историях» 1 , представлять всю имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.

Статья 31. Осуществление расчетов кредитной организации

Статья 32. Антимонопольные правила

Статья 33. Обеспечение возвратности кредитов

Статья 34. Объявление должников несостоятельными (банкротами) и погашение задолженности

КО обязана предпринять все предусмотренные в законодательстве РФ меры для взыскания задолженности.

КО вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, в установленном в федеральных законах порядке.

Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства. Глава V

Статья 35. Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства

Сберегательное дело. Глава VI

Статья 37. Вкладчики банка

Статья 38. Система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках

Статья 39. Фонды добровольного страхования вкладов

Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью. Глава VII

Статья 40. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитной организации

Статья 41. Надзор за деятельность кредитной организации

Статья 42. Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов

Статья 43. Отчетность кредитной организации, отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов

Из Закона «О Центральном банке РФ»

Ст. 4. Банк России...

  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций (КО), организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

Ст. 18. Совет директоров выполняет следующие функции:

Принимает решения:

  • об установлении обязательных нормативов для КО и банковских групп;
  • о величине резервных требований;
  • об изменении процентных ставок Банка России;
  • о порядке формирования кредитными организациями резервов;

Устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением Банка России;

Ст. 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • рефинансирование кредитных организаций;

Ст. 62. В целях обеспечения устойчивости КО Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • максимальный размер крупных кредитных рисков;
  • размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  • минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  • максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам...

Обязательные нормативы, указанные в части 1 настоящей статьи, Банк России может устанавливать для банковских групп.

Легко заметить, что приведенные нормы основных российских банковских законов носят весьма общий, «рамочный» характер, что открывает большие возможности для нормотворческой деятельности Центрального банка РФ в части кредитных операций банков и далеко не всегда ведет к лучшим результатам.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ КРЕДИТОВ

Различные аспекты проведения коммерческими банками активных кредитных операций регламентируются целым рядом нормативных актов Банка России, главные из которых:

Положение № 39 от 26.07.1998 г. «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками»;

Положение № 54 от 31.08.1998 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;

Инструкция № 110 от 16.01.2004 г. «Об обязательных нормативах банков»:

Положение № 254 от 26.03.2004 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;

Положение № 313 от 14.11.2007 г. «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска».

Основное содержание указанных нормативных правовых актов и иных документов Центрального банка РФ, относящихся к организации кредитной деятельности коммерческих банков, будет представлено в соответствующих частях книги. Пока отметим, что в перечисленных и иных документах кредитная деятельность коммерческих кредитных организаций регламентируется подчас даже неоправданно жестко.

Совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к организации работы кредитных структур и правилам их сотрудничества с населением.

В документах определяются этапы лицензирования, значения финансовых коэффициентов, круг запрещенных и разрешенных операций, состав отчетности, направляемой в ЦБ РФ, и т.д. Законодательное регулирование помогает избежать злоупотреблений и противостоять развитию «серых» схем на банковском рынке.

Особенности нормативного регулирования работы банков

Нормативные акты, регулирующие деятельность кредитных организаций, можно разделить на три группы:

Законы общего действия

К их числу относится Конституция РФ, устанавливающая правовые основы на территории страны. Другие акты, принимаемые органами разного уровня власти, не могут противоречить ее положениям.

В ст. 71 Конституции указано, что российские власти уполномочены контролировать финансовый рынок, включая деятельность банков. В ст. 74 говорится, что на территории страны не могут устанавливаться границы, препятствующие свободному перемещению капиталов.

В ст. 75 обозначена одна из ключевых функций регулятора банковской системы ЦБ РФ. Указано, что он обязан обеспечивать стабильность национальной валюты — рубля. Согласно ст. 103, назначение и освобождение от должности руководителя Центробанка относится к полномочиям нижней палаты Парламента.

Другой нормативный акт общего действия — Гражданский Кодекс. Его вторая глава обозначает основания возникновения гражданских прав и способы их защиты, границы действия. Эти положения актуальны для любых видов сделок, в том числе и тех, которые совершаются с участием кредитных организаций.

Главы 44-46 Кодекса полностью посвящены регулированию банковской деятельности: вкладам и счетам, открываемым физическими и юридическими лицами, расчетам по платежным поручениям, инкассо, аккредитивам, чекам. Например, в ст. 857 ГК РФ указывается, какие сведения составляют банковскую тайну, в ст. 854 обозначаются основания для совершения операций со счета клиента.

Законы, посвященные банковской деятельности

Это нормативные акты, принимаемые на федеральном уровне, которые напрямую или косвенно касаются особенности деятельности банковских структур. Эти документы не могут противоречить Конституции и ГК РФ, но дополняют и расширяют их содержание.

Центральный правовой акт в этой группе — ФЗ 395-1, действующий с 1990 года. Он дает определение основных понятий, используемых в финансовой сфере: «банк», «небанковская кредитная организация», «вклад» и т.д. В нормативном акте обозначаются требования к размеру уставного капитала банковской структуры, к квалификации ее топ-менеджмента. Подробно описывается порядок регистрации, правила получения лицензии, возможные основания для ее отзыва, процедура реорганизации, ликвидации.

ФЗ-86, принятый в 2002 году, посвящен деятельности регулятора на банковском рынке — Банка России. В нем указываются его основные правомочия и обязанности, инструменты, которыми он может пользоваться при проведении денежно-кредитной политики, при регулировании деятельности коммерческих банковских структур.

Подзаконные акты

Это нормативные документы, которые не могут противоречить федеральному законодательству, но расширяют и дополняют его положения. К числу важнейших документов в этой сфере относится Положение ЦБ РФ № 579-П, которое определяет план счетов, используемый банками для отражения проводимых операций.

Деятельность коммерческих банков регулируется инструкциями ЦБ. Например, инструкция № 153-И содержит перечень правил, которыми банки пользуются при открытии и закрытии счетов граждан и юридических лиц. В 180-И прописаны алгоритмы вычисления обязательных финансовых коэффициентов.


Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация:

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России. (часть третья в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.


Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.


Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Под существенным влиянием в целях настоящего Федерального закона понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в 5 порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга.

Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга.

Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.


К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; (п.4 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов). (п. 9 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ)

Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе. (часть вторая введена Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ)
Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре, а также на заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности". (часть шестая в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ)

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов, за исключением переводов электронных денежных средств, осуществляются по поручению физических лиц. (часть седьмая введена Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ)


В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".

Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в фирменном наименовании кредитной организации слов "Россия", "Российская Федерация", "государственный", "федеральный" и "центральный", а также образованных на их основе слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном федеральными законами.

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:

ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;

ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.

Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

За введение физических лиц и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора).

Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц. Порядок раскрытия такой информации устанавливается Банком России. (часть пятая введена Федеральным законом от 29.07.2004 № 97-ФЗ)


Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ)
Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

Кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

Устав кредитной организации должен содержать:

1) фирменное наименование; (п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

2) указание на организационно-правовую форму;

3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;

5) сведения о размере уставного капитала;

6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. (часть третья в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 169-ФЗ)

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.


Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении указанных лицензий, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.
(часть вторая в ред. Федеральных законов от 03.05.2006 № 60-ФЗ, от 28.02.2009 № 28-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 03.12.2011 № 391-ФЗ)
Часть третья утратила силу - Федеральный закон от 28.02.2009 № 28-ФЗ.

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.05.2006 № 60-ФЗ)
Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства.

Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается. Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации. (часть пятая в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 352-ФЗ)

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 процентов - предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации и порядок уведомления Банка России о приобретении свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. (часть восьмая в ред. Федеральных законов от 19.06.2001 № 82-ФЗ, от 29.12.2006 № 246-ФЗ)

Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами. (часть девятая в ред. Федерального закона от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

Банк России отказывает в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции). (часть десятая введена Федеральным законом от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

(введена Федеральным законом от 19.06.2001 № 82-ФЗ)

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.
Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала, за исключением случая, предусмотренного настоящей частью. В случае, если кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, единоличный исполнительный орган дочерней кредитной организации имеет право занимать должности (за исключением 19 должности председателя) в коллегиальном исполнительном органе кредитной организации - основного общества. (часть третья в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 181-ФЗ)
Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные подпунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 391-ФЗ)

Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 300 миллионов рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой - седьмой настоящей статьи.

Размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не менее 300 миллионов рублей.

Лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (далее - генеральная лицензия), может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 миллионов рублей по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии.

Банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) менее 180 миллионов рублей, вправе продолжать свою деятельность при условии, если размер его собственных средств (капитала) не будет уменьшаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой настоящей статьи, с 1 января 2010 года должен быть не менее 90 миллионов рублей.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частями четвертой и пятой настоящей статьи, а также банка, созданного после 1 января 2007 года, с 1 января 2012 года должен быть не менее 180 миллионов рублей.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частями четвертой - шестой настоящей статьи, а также банка, созданного после 1 января 2007 года, с 1 января 2015 года должен быть не менее 300 миллионов рублей.

При снижении размера собственных средств (капитала) банка вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере 180 миллионов рублей и более, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, в течение 12 месяцев должны достичь величины собственных средств (капитала) в размере 180 миллионов рублей, а с 1 января 2015 года - 300 миллионов рублей, рассчитанной по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, а банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей, - большей из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, рассчитанного по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, либо размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой - седьмой настоящей статьи, на соответствующую дату.

Loading...Loading...