Кто такие нестяжатели. Значение слова «нестяжатели

Материал из Юнциклопедии


Иосифлянами и нестяжателями в исторической литературе называют представителей двух основных течений в русской христианской и общественной мысли, ярко проявившихся в XV-XVI вв.

Иосифляне - сторонники и последователи игумена и основателя Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (в миру Иван Санин, 1439-1515 гг.). Нестяжательство нашло своего идеолога в лице Нила Сорского (в мире Николай Майков, ок. 1433-1508 гг.), основателя скита на реке Соре, недалеко от Вологды. Оба они причислены к лику святых: Иосиф - вскоре после смерти, Нил - в начале XX в. Нил Сорский оставил после себя наставления своей братии, а Иосиф Волоцкий - составленный им монастырский устав, сочинение против еретиков «Просветитель», послания к великому князю и церковным иерархам.

О Ниле Сорском известно, что еще до пострига он был «списателем книг», т. е. занимался перепиской рукописей. После пострижения в Кирилло-Белозерском монастыре он отправился в Грецию, на гору Афон, центр православного монашества, и жил там продолжительное время именно тогда, когда на Афоне активно переводились на церковнославянский с греческого богословские сочинения. По возвращении он поселился на реке Соре, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, куда к нему пришли несколько человек, ставших его учениками. Нил был противником строгого отшельничества, т. е. жизни в одиночку, считая, что в этом случае у инока может возникнуть соблазн гордыни. Он был также и против больших монастырей, полагая, что там у монаха недостаточно возможностей для внутреннего сосредоточения. На учение Нила Сорского значительное влияние оказало религиозно-мистическое течение, получившее название «исихазм» (покой, безмолвие) и признававшее необходимость достижения особого душевного состояния для преображения человека. Основной путь для этого исихасты видели в постоянной внутренней молитве, «умном делании», «умной молитве». Последователями этого течения на Руси были «заволжские старцы» - отшельники и пустынники северорусских, заволжских монастырей. Свое название «нестяжатели» они получили за то, что были противниками монастырской земельной собственности. Сам Нил Сорский писал о том, что инок не должен ничего иметь и тот, «у кого ничего нет, тот не обязан и подаяний делать». Сохранились свидетельства того, что Нил даже говорил об этом на церковном соборе 1503 г.

Его оппонент, Иосиф Волоцкий, отдавая дань уважения монашеской аскезе и «умному деланию», гораздо больше внимания уделял «деланию» в миру, заботе о создании сильной церкви. Личная нестяжательность монаха для него разумелась также обязательной, но монастырь, по его мнению, должен был иметь средства для благотворительности и возможности воспитывать будущих церковных иерархов. Иосиф сам был строгим аскетом, знавшим и вериги, и власяницу, он много лет ухаживал за своим парализованным отцом, жившим в его келье. Но он в то же время заботился об устроении монастыря и ближайшей крестьянской округе, заступался за бедняков, обличал богачей. Однако он заботился прежде всего о человеческой душе, которой «весь мир не стоит». Род Саниных, из которого вышел Иосиф Волоцкий, в четырех известных историкам поколениях дал 14 монахов, и аскетические настроения в этой семье были традиционными, что не препятствовало политической активности Иосифа. На рубеже XIX-XX вв. различие в течениях нестяжателей и иосифлян воспринималось, по словам известного богослова и историка Г. В. Флоровского, как противопоставление «завоевания мира на путях внешней работы в нем или преодоление мира через преображение и воспитание нового человека, через становление новой личности».

Отношение к стяжанию и имению для инока - вопрос духовный, а не экономический или политический, но для мира он легко становился и тем, и другим, особенно для мира христианского. Наиболее яркое выражение разногласия между иосифлянами и нестяжателями нашли именно в вопросе о праве монастырей владеть землями и крестьянами. Здесь в XV-XVI вв. переплетались духовные устремления иноков и их представления о христианской традиции с экономическими и политическими интересами церкви и великокняжеской власти. Земельные владения церкви в средневековой Руси были немалыми и представляли для государства значительный интерес, но не менее государство было заинтересовано в союзе с церковью и ее поддержке. Нестяжательская позиция в экономическом отношении устраивала государство больше, но политическая активность иосифлян давала возможность более прочного союза с церковью. Отношение же иосифлян к государству сформировалось, в частности, в ходе борьбы с еретическими движениями, где Иосиф Волоцкий и его сторонники занимали более активную позицию, чем нестяжатели. После того как великокняжеская власть пошла на казнь еретиков в 1504 г., Иосиф Волоцкий начинает ее поддерживать, подчеркивая идею власти как Данной от Бога (см. Еретические движения на Руси). Сам Нил Сорский в политической борьбе своего времени участия не принимал, его монашеское учение было перенесено в политику его учеником, Вассианом, опальным князем Патрикеевым, насильственно постриженным в монахи. Вассиан в первой трети XVI в. и был основным политическим оппонентом иосифлян в вопросах о монастырских владениях и соотношении светской и церковной власти. На позициях нестяжательства стоял и приехавший на Русь из Греции ученый монах Максим Грек, известный своими публицистическими произведениями.

И Вассиан, и Иосиф были сторонниками сильной церкви, но Вассиан мыслил ее прежде всего как духовную силу, Иосиф же считал необходимым подкрепить ее и мирскими средствами. В этом поединке победили иосифляне - на соборе 1531 г. Вассиан был осужден. Однако последователи Иосифа Волоцкого позднее столкнулись с тем, что церковь оказалась в зависимости от государства, располагавшего большими экономическими и политическими возможностями в подчинении себе всех сил общества.

В начале XVI столетия в среде русского православного священства наметились первые серьезные разногласия. Они касались целого ряда вопросов: отношения к еретикам, к поместному и общецерковному преданию, особенно острая полемика велась по поводу церковного имущества.

Владеть или не владеть

Среди священнослужителей сложилось два взгляда на принадлежавшее Церкви имущество. Нестяжатели призывали по возможности отказываться от какого-либо имущества и передавать его в государственную казну. Они считали, что смысл жизни служителя Церкви не в обильных запасах, а во Христе. «Имуществом, богатством, сокровищем инока должен быть Господь наш Иисус Христос», - это высказывание святого Игнатия (Брянчанинова) служило сторонникам аскезы своеобразным девизом.

Духовным лидером нестяжателей считался инок Вассиан (в миру – князь Василий Патрикеев), религиозный и политический деятель, публицист, ученик преподобного Нила Сорского. К этому течению также принадлежал писатель и переводчик Максим Грек.

Другое крыло православного священства ратовало за сохранение церковного имущества. Иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) отстаивали право монастырей на владение землей и другим имуществом в целях осуществления широкой просветительской и благотворительной деятельности. При условии, если власть оставит Церкви роскошные убранства храмов, богатые библиотеки и процветающие монастырские хозяйства, они готовы были во всем поддерживать государство.

Судя по сохранившимся документам, сами нестяжатели и иосифляне (именуемые также стяжателями) не использовали таких терминов. Эти названия всего несколько раз встречались в литературе. К примеру, Максим Грек в 1520-х годах написал диалог, в котором о монастырских богатствах спорят «Нестяжательный» и «Любостяжательный».

Нужно отметить, что полемика вокруг монастырского имущества выходила за рамки вопросов монашеской аскезы. Так, историк Нина Синицына считает, что нестяжательство следует рассматривать не только как аскетическую норму, но и как этический принцип, своеобразный монашеский идеал, сформировавшийся под влиянием старчества и его отношения к собственности и к использованию чужого труда.

На позицию власти по отношению к двум церковным течениям сыграло семейное положение Василия III. Брак великого князя с Соломонией Сабуровой оказался неудачным, супруги никак не могли зачать детей, что послужило поводом к разводу. Василий сослал Сабурову в монастырь, а сам женился на Елене Глинской.

Вассиан Патрикеев смело выступил на защиту брошенной жены, осудив поступок великого князя с позиции христианских норм. Выпад Вассиана вызвал недовольство государя, и, хотя великий князь быстро смягчил свой гнев, это отразилось на его отношении к самому священнику и нестяжательству в целом.

История конфликта

По мнению исследователей, истоки движения нестяжательства следует искать в среде братии Кирилло-Белозерского монастыря. Первые разногласия в отношении имущества были зафиксированы еще в 1440-е годы при игумене Трифоне. По мнению историка церкви Николая Никольского, причиной разногласий стал вопрос о монастырских вотчинах. Тогда игумен вопреки воле преподобного Кирилла приобрел в удалении от монастыря несколько сел.

Никольский, изучивший деловые акты монастыря, отметил, что после игуменства Трифона монастырь более земель не приобретал, а дарственные земли принимались крайне редко. Исследователь усматривает в этом влияние нестяжателей.

Следующее дошедшее до нас столкновение интересов стяжателей и нестяжателей произошло при игумене Серапионе (1482-1484), который принял от Ивана III «29 сел и починков в Вологодской волости». К этому времени Кирилло-Белозерский монастырь, по сути, превратился в крупного землевладельца, так как вопрос приобретения земель вышел далеко за рамки монастырского обеспечения.

Очередное препирание заветов Кирилла подтолкнуло 15 старцев в 1483 году покинуть монастырскую обитель. Только вмешательство Белозерского князя Михаила Андреевича, благодаря которому стяжательный игумен был удален, позволило исчерпать конфликт и вернуть монахов назад.

Первым документально зафиксированным случаем столкновения сторонников ограниченного и крупного монастырского землевладения стал поместный собор Русской Церкви 1503 года. Собор, посвященный преимущественно дисциплинарным вопросам, не обошел вниманием и спор о монастырских вотчинах.

Историки считают, что инициатором обсуждения этого вопроса был сам Иван III. С докладом об ограничении монастырского землевладения выступил преподобный Нил Сорский, однако основные прения, скорее всего, происходили между великим князем и церковными иерархами, ратующими за сохранение землевладения. Иерархи смогли тогда отстоять свои права: вопрос о монастырском землевладении на время был снят.

Однако остроту проблемы это не сняло. Более того, спор разгорелся с новой силой. Нестяжатели ставили в укор иерархам их растущие аппетиты землепользования, что по мнению аскетов противоречило христианским идеалам. Максим Грек и Вассиан занимая в вопросе монашеских состояний сторону Нила Сорского стали открыто критиковать церковные и светские власти.

Оба оказались в опале. В 1525 году Поместный собор обвинил Максима Грека в ереси, его отлучили от причастия и заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь, где содержали в очень суровых условиях. Вассиан Патрикеев был схвачен в 1531 году и насильно увезен в тот же монастырь. Там, по словам князя Андрея Курбского, он «был в скором времени уморен презлыми иосифлянами».

В 1551 году на Стоглавом соборе последователи Иосифа Волоцкого отвергли программу ограничения церковно-монастырских земель, которую выдвинул протопоп Сильвестр. В дальнейшем, как отмечают историки, их непримиримая позиция по этому вопросу во многом способствовала появлению опричнины.

Казнить или миловать

Спор между иосифлянами и нестяжателями не ограничивался имущественными вопросами, противоречия возникали и в их отношениях к раскаявшимся еретикам. Сторонники Нила Сорского осуждая еретиков противились вынесению им смертного приговора. «Бог не желает смерти грешника, а чает его раскаяния», – говорили они. Единственное средство борьбы с упорствующими в ереси – это их изоляция.

Иосифляне не просто настаивали на репрессивных мерах в отношении еретиков, но и призывали предавать их казням. «Грешника или еретика руками убить или молитвой едино есть», – говорил Иосиф Волоцкий.

В этот спор оказались втянуты и административные власти. В 1500 году Иван III тяжело заболел, и в последующие 5 лет вплоть до смерти великого князя у руля державы фактически находился его сын от второй жены Софьи Палеолог Василий, который попал под влияние Волоцкого. В 1504 году совместное решения правительства и собора епископов обрекло еретиков на смерть. По настоянию собора было сожжено немало вольнодумцев, в число которых входили и крупные государственные деятели, поддерживающие ересь. Тех, кого не сожгли, сгноили в тюрьме.

Диакон Андрей Кураев, объясняя репрессивные меры Иосифа Волоцкого против в еретиков, пишет: «Преподобный Иосиф Волоцкий хорошо понимал социологическую и политическую сущность ереси, и как государственник, обладавший особым талантом видеть и понимать суть событий, противостоял появлению ересей в нашей стране. Возможно, именно он и предотвратил в России то развитие событий, которое в Западной Европе привело к трагическому разделению религиозной жизни».

Взгляд из будущего

Триумф иосифлян в трудах русских историков-эмигрантов, в частности Николая Бердяева, представлялся как событие исключительно трагическое, приведшее в конечном итоге к величайшим потрясениям начала XX века. Религиозный мыслитель Георгий Флоровский был менее категоричен в оценке внутрицерковного противостояния начала XVI столетия, он находил в этих течениях «столкновения двух правд: правды общественного служения и правды внутреннего делания, совершенствования человеческой личности».

Советская историография в столкновении интересов нестяжателей и любостяжателей усматривала классовый характер. Первых чаще всего связывали с интересами боярства, вторых – с дворянством. Писательница Мария Боровикова-Майкова нестяжательские идеалы заволжских монахов называла «умной молитвой», считая, что преподобный Нил Сорский остался в стороне от политических страстей и вряд ли одобрял действия своих учеников. Филолог Яков Лурье даже настаивал на отсутствии значительных расхождений во взглядах Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.

Во второй половине XX века исследователи, учитывая новые источники, обратили внимание на более сложную картину происходившего. В частности, обсуждаемый конфликт они вписывали в общую картину дискуссии «о смысле или бессмысленности монашества как такового» долгое время ведущуюся в рядах русского православного священства.

Эта дискуссия, согласно современным взглядам, была в значительной степени определена различными полюсами существовавшей шкалы ценностей: «либеральный» - «консервативный», «прогрессивный» - «регрессивный». Подобная полемика остается животрепещущей и посей день.

Политическая наука: Словарь-справочник

Нестяжатели

(заволжские старцы)

религиозно-политическое течение в русском государстве в кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против нестяжателей выступали иосифляне. Осуждены на церковном соборах 1503, 1531.

Православный энциклопедический словарь

Нестяжатели

(15-16 века)

противники церковного землевладения и обладания Церковью другим имуществом. Наиболее видный представитель - Нил Сорский. Противниками нестяжателей были иосифляне, последователи Иосифа Волоцкого. Время примирило сторонников противоположных взглядов, а Церковь причислила к лику святых и Нила Сорского, и Иосифа Волоцкого, признав тем самым правоту обоих.

Русская Философия. Энциклопедия

Нестяжатели

сторонники религиозного течения, сформировавшегося во 2-й пол. XV в. и просуществовавшего до сер. XVI в. Первым крупным идеологом Н. был Нил Сорский, продолжателями его учения стали Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, примыкал к Н. и Максим Грек. Движение Н. тесно связано с деятельностью "заволжских старцев" - так называли монахов из скитов, организованных Нилом Сорским в вологодских лесах. Н. - выступали против втягивания церкви в мирские дела, против ее обмирщения, ведущего, по их мнению, к забвению ее роли как духовного пастыря. Дело монахов не заботиться о жизни мира, а сосредоточиться на совершенствовании своей души; для этого, полагали Н., они должны порвать с миром, жить в уединении и предаваться молитве. Уйдя из мира, монахи не вправе ничего брать из него, даже подаяния, целиком и полностью полагаясь на свои силы и обеспечивая свое пропитание и удовлетворяя нужды своим трудом, ремеслом. Поэтому Н. выступали против монастырского землевладения, к-рое вовлекает монахов в мирские дела, не позволяет им целиком уйти в созерцательную ("умную") молитву. Вообще крупные монастыри, считали Н., не создают условий для преображения души, поэтому они жили в скитах по 2–3 человека в удалении от населенных пунктов. Н. много внимания уделяли изучению "божественного писания", не только Библии, но и соч. учителей церкви. Это были в целом образованные и углубленные в себя люди, посвятившие жизнь служению Богу. Для них характерны внутренняя свобода мысли, терпимость к чужому мнению и вообще веротерпимость, отказ от навязывания внешних форм благочестия. "Заволжцы" были противниками пышного и богатого церковного убранства, вообще всякой "внешности". Монах-инок должен довольствоваться только самым необходимым и все внимание сосредоточивать на исправлении души. "Правда умного делания" - вот суть Н. Несмотря на стремление уйти из мира, преодолеть всякое "миролюбие" и уединиться в безмолвии и тишине для "умной молитвы", Н. помимо своего желания были втянуты в мирскую жизнь и даже в политическую борьбу. Их идеология "бессеребреничества" и отрицание монастырского землевладения была использована великокняжеской властью в ее противостоянии рус. церкви. Иван III, планируя секуляризацию церковных земель (а эти земли составляли почти третью часть всей государственной земли), стал инициатором выступления на соборе 1503 г. Нила Сорского, предложившего ликвидировать право монастырей на землевладение. Это предложение нашло поддержку у большой части собора. Уже покинувший собор Иосиф Волоцкий срочно вернулся, и ему с трудом удалось отстоять монастырское землевладение. В результате борьба иосифлян и Н. сильно обострилась. После смерти Нила Сорского иосифлянам удалось привлечь на свою сторону Василия III, к-рый стремился найти в церкви союзника в борьбе против удельных князей за укрепление великокняжеского московского престола. Опираясь на великокняжескую власть, иосифлянам удалось склонить собор 1525 г. на осуждение Максима Грека, а на соборе 1531 г. был осужден ближайший соратник Нила Сорского Вассиан Патрикеев. В 1553–1554 тт., уже при Иване IV, были осуждены "за ереси" мн. Н. и взявшие верх иосифляне практически опустошили скиты "заволжских старцев". Нестяжательство как религиозное течение на Руси фактически прекратило свое существование.

Л и т.: Казакова К А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. М.; Л., 1955; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в. М.; Л., 1960; Клибанов А. И. Реформационные движения в России XIV - первой половине XVI в. М., 1960; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960; Она же. Нестяжательство и ереси // Вопросы научного атеизма. Вып. 25; Атеизм, религия, церковь в истории СССР. М., 1980; Заиалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI–XVI вв.). Л., 1987; Громов М. К, Козлов К С. Русская философская мысль X–XVII веков. М, 1990; Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. Спб., 2001.

История

Во главе нестяжателей изначально стоял старец Нил Сорский , выступивший с проповедью аскетизма .

Сторонники официальной церкви называли себя иосифлянами по имени своего лидера Иосифа Волоцкого .

Нестяжатели вначале были поддержаны Иваном III , который видел в них силу, помогающую ему отнять у церкви часть её земель.

В исследованиях некоторых историков, встречается мнение о связи нестяжателей с развитием еретических учений конца XV - середины XVI веков, так И. Я. Фроянов справедливо указывает на то, что все знаменитые еретики указанного периода были связаны с нестяжателями, как общностью идей, так и местом пребывания: Матвей Башкин , старец Артемий , Феодосий Косой - жили и трудились в монастырях нестяжателей, а те из еретиков, кто не был казнен, были заключены в монастыри иосифлян, что косвенно подтверждает их связь с противниками последователей Иосифа Волоцкого - нестяжателями. А. И. Плигузов в ряде работ поставил под сомнение незыблемую догму о «борьбе иосифлян и нестяжателей возглавляемых Нилом Сорским».

Оценка

Нестяжательство получило единодушную оценку у светских неангажированных историков. У отечественных авторов, как у либеральных (дореволюционных), так и у советских они вызывали откровенную симпатию, их идеи представлялись как единственно истинные и христиански нормальные, тогда как иосифляне представали у них не в лучшем свете, их учение считалось корыстным и христиански ошибочным. Эту традицию нарушали лишь несколько моментов: А. В. Карташев , в своей книге указывал на необъективность этих суждений, а также в советской историографии некоторое время господствовала отрицательная характеристика нестяжательству, когда под влиянием указаний И. В. Сталина процесс централизации на Руси рассматривался в тесном единстве с развитием самодержавия и оценивался в положительном смысле. Нестяжатели же выставлялись проводниками старых, феодально-боярских порядков.

В современной литературе, как у отечественных авторов, так и зарубежных стало распространенным отрицательное отношение к иосифлянам , и, наоборот, положительно-сочувствующее к нестяжателям, они в целом повторяют риторику своих предшественников, считая иосифлян ортодоксами, а нестяжателей подобием западноевропейских реформаторов.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Нежинский (голубь)
  • Иосифляне

Смотреть что такое "Нестяжатели" в других словарях:

    НЕСТЯЖАТЕЛИ Современная энциклопедия

    Нестяжатели - НЕСТЯЖАТЕЛИ, религиозно политическое течение в Русском государстве в конце 15 начале 16 вв. Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Нестяжатели проповедовали аскетизм, уход от мира, призывали к отказу церкви от земельной собственности. Противники… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    НЕСТЯЖАТЕЛИ Большой Энциклопедический словарь

    НЕСТЯЖАТЕЛИ - (заволжские старцы), приверженцы религиозно политического течения в конце 15 начале 16 вв. Н. проповедовали необходимость отказа церкви от стяжания (приобретения земельных и имущественных ценностей) как противоречащего евангельским принципам.… … Русская история

    Нестяжатели - (заволжские старцы) религиозно политическое течение в русском государстве в кон. 15 нач. 16 вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др. Против… … Политология. Словарь.

    НЕСТЯЖАТЕЛИ - противники церковного землевладения в России (конец XV начало XVI веков). Широкое недовольство церковью, в частности стяжанием земель и других богатств, выступления против церкви еретиков вынудили некоторых представителей духовенства искать пути… … Юридическая энциклопедия

    нестяжатели - (заволжские старцы), последователи религиозно политического течения в Русском государстве в конце XV начале XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от «стяжания» земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский,… … Энциклопедический словарь

    Нестяжатели - противники церковного землевладения в России в конце 15 начале 16 вв. Широкое недовольство церковью, в частности «стяжанием» ею земель и др. богатств, вынудили некоторых представителей духовенства искать пути восстановления пошатнувшегося … Большая советская энциклопедия

    НЕСТЯЖАТЕЛИ - противники церк. землевладения в России кон. 15 нач. 16 вв. Широкое недовольство церковью, в частности стяжанием ею земель и др. богатств, выступления еретиков против церкви вынудили нек рых представителей духовенства искать пути восстановления… … Советская историческая энциклопедия

    НЕСТЯЖАТЕЛИ - представители религ. филос. и обществ. течения в Рус. гос ве конца 15 – сер. 16 вв., возглавлявшегося Нилом Сорским, Вассианом Косым (Патрикеевым) и Артемием Троицким. К Н. примыкал также Максим Грек. В противоположность иосифлянам, стремившимся… … Философская энциклопедия

НЕСТЯЖАТЕЛИ - пред-ста-ви-те-ли од-но-го из на-прав-ле-ний рус-ской ре-лигиозно-об-щественной мыс-ли конца XV - первой половины XVI веков, ко-то-рые, под-чёр-ки-вая со-ци-аль-ные ас-пек-ты мо-на-ше-ско-го обе-та не-стя-жа-ния, вы-сту-па-ли с кри-ти-кой мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния, а так-же ка-баль-ных форм под-не-воль-но-го тру-да кре-сть-ян на мо-на-стыр-ских зем-лях. В та-ком зна-че-нии тер-мин «нестяжатели» упот-реб-ля-ли прп. Мак-сим Грек и прп. Зи-но-вий Отен-ский (до это-го нестяжателями на-зы-ва-ли про-сто мо-на-хов, ве-ду-щих ас-ке-тический об-раз жиз-ни).

Вер-ши-ной идео-ло-гии нестяжателей ста-ли уче-ние и ас-ке-тическая прак-ти-ка прп. Ни-ла Сор-ско-го. По мне-нию прп. Ни-ла, главын спо-со-бом обес-пе-че-ния жиз-не-дея-тель-но-сти мо-на-сты-ря дол-жен быть собственных труд мо-на-хов. В со-чи-не-нии Ни-ла Сор-ско-го «Пре-да-ние уче-ни-ком» (1490-е годы - 1508 год) со-дер-жит-ся за-прет на ис-поль-зо-ва-ние да-ро-во-го под-не-воль-но-го тру-да; на-ём-ные мо-на-стыр-ские ра-бот-ни-ки долж-ны, по мыс-ли пре-по-доб-но-го, по-лу-чать спра-вед-ли-вую пла-ту и да-же бо-лее то-го, че-го они за-слу-жи-вают. Мо-на-хам раз-ре-ша-ет-ся при-ни-мать ми-ло-сты-ню, но не из-лиш-нюю; при-об-ре-тать про-стые и де-шё-вые ве-щи, но толь-ко са-мые не-об-хо-ди-мые. Нил Сор-ский не одоб-рял так-же при-об-ре-те-ния мо-на-сты-рём бо-гатств ра-ди бла-го-тво-ри-тель-но-сти. Таким образои, не-стя-жа-ние для не-го - об-щий прин-цип жиз-ни как мо-на-сты-ря в це-лом, так и ка-ж-до-го кон-крет-но-го мо-на-ха. Он рас-смат-ри-вал не-стя-жа-ние как не-об-хо-ди-мое ус-ло-вие для мо-лит-вы, по-сколь-ку лю-бые за-бо-ты о при-об-ре-те-нии иму-ще-ст-ва от-вле-ка-ют от неё мо-на-хов.

Взгля-ды нестяжателей раз-ли-ча-лись в сво-их ак-цен-тах и трак-тов-ках. Так, уче-ние Ни-ла Сор-ско-го но-си-ло иси-ха-ст-ский ха-рак-тер (см. Иси-хазм), ис-хо-ди-ло пре-имущественно из ду-хов-ных за-про-сов. В со-чи-не-ни-ях Вас-сиа-на (Пат-ри-кее-ва) уче-ние о не-стя-жа-нии при-об-ре-ло со-ци-аль-но-по-ли-тич. ок-ра-ску: Вас-си-ан об-ли-чал со-би-ра-ние мо-на-стыр-ских бо-гатств не-пра-вед-ны-ми сред-ст-ва-ми, стрем-ле-ние мо-на-хов к «мир-ским по-пе-че-ни-ям», по-это-му пред-ла-гал пе-ре-дать управ-ле-ние мо-на-стыр-ски-ми зем-ля-ми епи-ско-пам и под-чи-нён-ным им эко-но-мам. Од-на-ко сам Вас-си-ан не был ас-ке-том и не при-дер-жи-вал-ся прин-ци-па лич-но-го не-стя-жа-ния, в чём его об-ли-чал Зи-но-вий Отен-ский . Мак-сим Грек вы-сту-пал про-тив уве-ли-че-ния мо-на-стыр-ских бо-гатств, при-об-ре-тае-мых с по-мо-щью спе-ку-ля-ций, рос-тов-щи-че-ст-ва, жес-то-ких форм экс-плуа-та-ции кре-сть-ян-ско-го тру-да, од-на-ко очень ос-то-рож-но вы-ска-зы-вал-ся о се-ку-ля-ри-за-ции мо-на-стыр-ских зе-мель. В середине XVI века од-ним из вид-ней-ших идео-ло-гов нестяжателей стал игу-мен Тро-иц-ко-го монастыря (бу-ду-щая Трои-це-Сер-гие-ва лав-ра) Ар-те-мий. Он осу-ж-дал зем-ле-вла-де-ние мо-на-сты-рей, од-на-ко счи-тал, что зем-ли не сле-ду-ет от-ни-мать си-лой, мо-на-хи са-ми долж-ны от-ка-зать-ся от них.

Государственная власть не-од-но-крат-но пы-та-лась ис-поль-зо-вать идео-ло-гию нестяжателей для оп-рав-да-ния се-ку-ля-ри-за-ции мо-на-стыр-ских зе-мель. Во-прос о пра-ве мо-на-сты-рей вла-деть сё-ла-ми был по-став-лен на цер-ков-ном со-бо-ре 1503 года по ини-циа-ти-ве великого князя Ива-на III Ва-силь-е-ви-ча. По не-ко-то-рым ис-точ-ни-кам, на со-бо-ре раз-го-ре-лась по-ле-ми-ка ме-ж-ду прп. Ни-лом Сор-ским, ут-вер-ждав-шим, что «мо-на-хам не дос-той-но иметь сё-ла», и прп. Ио-си-фом Во-лоц-ким , счи-тав-шим вла-де-ние вот-чи-на-ми не-об-хо-ди-мым ус-ло-ви-ем ста-биль-но-го су-ще-ст-во-ва-ния мо-на-сты-рей и Церк-ви (см. так-же Иосиф-ля-не). В 1515-1517 годы Вас-си-ан (Пат-ри-ке-ев) по бла-го-сло-ве-нию ми-тро-по-ли-та Мо-с-ков-ско-го Вар-лаа-ма со-ста-вил но-вую ре-дак-цию Корм-чей кни-ги (из-вест-но 3 ав-тор-ских ре-дак-ции), при-зван-ную ис-сле-до-вать во-прос о ка-но-нич-но-сти мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния. Этой же те-ме бы-ла под-чи-не-на со-вме-ст-ная ра-бо-та Вас-сиа-на и Мак-си-ма Гре-ка по ис-прав-ле-нию и пе-ре-во-ду с греческого языка бо-го-слу-жеб-ных и ка-но-нических книг. Осу-ж-де-ние на цер-ков-ном со-бо-ре 1531 года Вас-сиа-на и Мак-си-ма Гре-ка, уже на-хо-див-ше-го-ся в за-то-че-нии по при-го-во-ру со-бо-ра 1525 года, су-ще-ст-вен-но ос-ла-би-ло по-зи-ции нестяжателей и фак-ти-че-ски пре-кра-ти-ло их фи-ло-ло-гические и бо-го-слов-ские ис-сле-до-ва-ния.

Дви-же-ние нестяжателей пе-ре-ста-ло су-ще-ст-во-вать по-сле то-го, как в 1550-е годы на цер-ков-ных со-бо-рах бы-ли осу-ж-де-ны и со-сла-ны игу-мен Ар-те-мий и его еди-но-мышлен-ни-ки мо-нах Ио-а-саф (Бе-ло-ба-ев), прп. Фео-до-рит Коль-ский и др., а так-же по-сле при-ня-тия по-ста-нов-ле-ний Сто-гла-во-го со-бо-ра (1551 год), со-бо-ров 1573 года, 1580-1584 годов, ог-ра-ни-чив-ших рост мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния.

Исторические источники:

Пре-по-доб-ные Нил Сор-ский и Ин-но-кен-тий Ко-мель-ский. Со-чи-не-ния. СПб., 2005.

Дополнительная литература:

Пав-лов А.С. Ис-то-ри-че-ский очерк се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-ных зе-мель в Рос-сии. Од., 1871. Ч. 1: По-пыт-ки к об-ра-ще-нию в го-су-дар-ст-вен-ную соб-ст-вен-ность по-зе-мель-ных вла-де-ний рус-ской церк-ви в XVI в. (1503-1580);

Лу-рье Я.С. Идео-ло-ги-че-ская борь-ба в рус-ской пуб-ли-ци-сти-ке кон-ца XV - на-ча-ла XVI в. М.; Л., 1960;

Ка-за-ко-ва Н.А. Ко-гда на-ча-лась по-ле-ми-ка не-стя-жа-те-лей с ио-сиф-ля-на-ми // Из ис-то-рии фео-даль-ной Рос-сии. Л., 1978;

Си-ни-цы-на Н.В. Не-стя-жа-тель-ст-во и Рус-ская пра-во-слав-ная цер-ковь XIV-XVI вв. // Ре-ли-гии ми-ра: Ис-то-рия и со-вре-мен-ность. Еже-год-ник. 1983. М., 1983;

Loading...Loading...