Почему роль обрядов в разных религиях различна. Обряды религиозные

Многие века лучшие головы пытались найти обоснованную версию повода генерации паранормального умозаключения человека и понять религию как модель общественного мнения. Возникнув на начальной стадии прогресса человечества и зрея веками на основе неправильного воссоздания в разуме истинных явлений в природе и обществе, религиозные верования и обряды искажали восприятие мироздания и потустороннего существования, туманили умы. Укрепляясь в воспоминании поколений, верование стало частью культурного резерва общественности. В процессе совершенствования возникали религии не только людей, из которых вышел Провидец. Новые вероучения заполнили души населения разных государств: христианство, ислам и буддизм стали мировыми верованиями.

Определение термина

Религиозный обряд - священнодействие, осуществляемое по сложившемуся чину священником, является проявлением внутренней сути традиции во внешнем выражении. Церемония посылает благословение на все жизненные и духовные моменты человеческого бытия, имеет освещающее, укрепляющее и обновляющее влияние на душу и тело, направлена на достижение цели для свершения или упреждения событий, природных катаклизмов.

Подвиды

Религиозные обряды можно разделить на три вида:

  1. Богослужебные - это таинство, которое является составным элементом церковной литургии: освещение хлеба и воды, вынос святой плащаницы, причастие и др.
  2. Символические - действо, выражающее разные общие религиозные концепции, открывающие путь к общению с Богом. Например, крестное знамение, являясь символом крестных мучений Христа, одновременно служит средством защиты от инфернальных сил тайнодействия.
  3. Совершение религиозных обрядов на людские потребы - одобрение на учение, поездку, поминовение усопших, освещение помещений, вещей.

Что такое ритуалы?

Религиозные обряды и ритуалы зарождались в древности, некоторые сохранились до наших времен. Отличие ритуала от обряда состоит в том, что одна и та же треба производится периодически для свершения соединения с Богом. Цель проведения ритуалов заключалась в помощи при разных событиях человечества. Так, у первобытных племен существовал порядок на удачу. Перед охотой они поражали копьями нарисованных животных. Примерно тогда же появился ритуал погребения усопших, которое предполагало последовательность действий, обеспечивающих связь с загробным миром. Со временем ритуалы модернизировались, у всех религий сформировались действа единичного, ежедневного, некоторые календарного характера.

В любой вере таинство разделяется по степени ценности и важности, при этом простые предметы обретают сверхъестественные функции. Обычный хлеб после пресуществления становится Телом Христовым и носителем благодати. Наряду действуют ритуалы, которые не предусматривают такой миссии, они носят показную установку. Например, баптисты воспринимают крещение как иллюстрацию смерти Христа для спасения людей, где участник возрожден благодаря публичному покаянию.

Какие бывают ритуалы?

Ритуалы подразделяют по функциональному признаку:

  • результативные - проникновение в реальность божественной силы;
  • иллюстративные - демонстрация имевших место эпизодов или абстрактных догматических фактов;
  • обязательные - делятся на одновременные и неодновременные.

Как обряды и ритуалы связаны с религией?

Древние люди пытались разобраться в причинно-следственной связи природных явлений, задавались вопросами о том, почему идет дождь и восходит солнце. Они одушевляли окружающую действительность, считали, что миром управляют добрые и злые духи, поклоняясь им как богам.

Существует много толкований термина «язычество», науковеды считают, что это религия, другие трактуют как образ жизни определенной народности, третьи интерпретируют как фольклорный элемент. Верование было широко распространено, но особенно культивировалось на Руси и на территории Скандинавии. В Древнем славянском мире управление осуществлялось богами. Следует отметить, что они не были разобщены. Боги составляли структурированную систему в иерархической лестнице, где каждый выполнял свои функции, они подчинялись верховному Творцу. В христианстве термин применяют при противопоставлении вере многим богам единобожию.

Что произошло с приходом христианства?

В I веке н. э. зародилось христианство. Религиоведы признают факт, что более 2000 лет назад в Назарете родился мальчик, впоследствии ставший проповедником. Последователи Иисуса признают версию непорочного зачатия девы Марии от Святого духа и чтят его как Мессию. Суть религии заключается в почитании одному Божеству.

Возникновение христианства имело идеологическую основу, идейным источником стал иудаизм. Произошло переосмысление учения иудаизма о монотеизме, мессианстве. Ветхозаветная традиция не утратила своей значимости, получила новую трактовку. Для христиан Библия служит непререкаемым авторитетом. Иисус был основателем кодекса моральных правил, ставших основой мировоззрений нового поколения.

Russian

English

Arabic German English Spanish French Hebrew Italian Japanese Dutch Polish Portuguese Romanian Russian Turkish

These examples may contain rude words based on your search.

These examples may contain colloquial words based on your search.

Translation of "религиозных обрядов и другим религиозным" in English

Other translations

Следует принимать меры для обеспечения полной реинтеграции при соблюдении достоинства религиозных общин, перемещенных в процессе конфликта, в местах их происхождения, обеспечения им доступа ко всем местам отправления религиозных обрядов и другим религиозным объектам, а также обеспечить защиту религиозных меньшинств, находящихся на территории соответствующего государства.

Efforts should be made to fully reintegrate with dignity religious communities that have been displaced during conflict to their places of origin, allow access to all places of worship and other religious sites, and ensure protection of religious minorities present on the territory.

Worship and other religious sites, and ensure protection of religious minorities present on the territory.">

Suggest an example

Other results

Другая тревожная общая практика заключается в нападении на места отправления религиозных обрядов и другую религиозную инфраструктуру или собственность.

Another worrying general pattern is the targeting of places of worship and other religious buildings or properties.">

Кроме того, тревожными тенденциями, нуждающимися в урегулировании на ранней стадии, являются преднамеренное разрушение и совершение нападений негосударственными субъектами в отношении мест оправления религиозных обрядов и других религиозных объектов какой-либо конкретной общины.

In addition, the deliberate destruction of and attacks on places or worship and other religious sites of a specific community by non-State actors are worrying trends which need to be tackled at an early stage.

Worship and other religious sites of a specific community by non-State actors are worrying trends which need to be tackled at an early stage.">

Другие страны также ввели специальные законы, предусматривающие наказание за осквернение, порчу или уничтожение мест отправления религиозных обрядов , религиозной символики и других религиозных объектов.

Other countries also have specific laws that penalize the desecration, damage or destruction of places of worship , religious symbols and other objects related to religion .">

Хотя осуществление права на свободу отправления религиозных обрядов не ограничивается только членами зарегистрированных религиозных общин, многим верующим, принадлежащим к религиозным меньшинствам, запрещено заниматься отправлением религиозных обрядов или любой другой религиозной деятельностью без согласия государства или предварительной регистрации.

Worship is not limited to members of registered religious communities, many believers belonging to religious minorities are not allowed to worship or conduct any religious activities without State approval or prior registration.">

Польша сообщила, что церкви и другие религиозные объединения пользуются принципом равноправия и свободой отправления религиозных обрядов .

And other religious associations benefit from the principle of equality of rights and freedom in the performance of religious functions .">

Дети в возрасте до 18 лет не могут становиться членами религиозной организации, независимо от их участия в религиозных обрядах и других обстоятельств.

Children under the age of eighteen may not become a member of a religious organization irrespective of the fact that they participate in religious rituals, and other circumstances.

Religious organization irrespective of the fact that they participate in religious rituals, and other circumstances.">

Грузины проявляют терпимость в отношении других религиозных взглядов и соблюдения других религиозных обрядов .

Other religious views and of the performance of other religious rites .">

Мы дорожим правом на свободу слова, на отправление религиозных обрядов и поощряем здоровое уважение убеждений других .

Religious practice and healthy respect for one another"s convictions .">

Вместе с тем лица, как правило, могут свободно отправлять свои религиозные обряды и осуществлять другие виды деятельности.

Religious or other activities freely.">

Они публикуют руководства по совершению религиозных обрядов и другие пособия, учебники для университетов и средних школ, а также издают целый ряд журналов для детей, юношества, семьи и широкого круга верующих и заинтересованных лиц.

They publish religious service and other books, university and secondary school textbooks, as well as a number of magazines for children, youth, the family or the broadest number of believers and others concerned.

Religious service and other books, university and secondary school textbooks, as well as a number of magazines for children, youth, the family or the broadest number of believers and others concerned.">

Священники посещают тюрьмы, где оборудованы специальные помещения, на территории тюремных дворов строят часовни, и создаются другие необходимые условия для отправления религиозных обрядов и проведения служб.

Priests went into prisons, special rooms were equipped for that purpose, chapels were built in prison yards and other necessary conditions were created for religious rituals and services.

Other necessary conditions were created for religious rituals and services.">

Конституция и другие соответствующие законы Эритреи четко устанавливают, что граждане имеют свободу исповедовать любую религию и отправлять религиозные обряды .

And other pertinent laws expressly provide that citizens have the freedom to practice any religion and to manifest such practice .">

Кроме того, власти обязаны в полной мере уважать и защищать мечети, церкви и другие места отправления религиозных обрядов .

And other places of worship need to be fully respected and protected by the authorities.">

Согласно закону 2002 года «О религии», носящему ограничительный характер, лишь зарегистрированные общенациональные религиозные объединения имеют право организовывать в Беларуси монастыри, миссии и образовательные учреждения, а также приглашать иностранных граждан для молений и совершения других религиозных обрядов .

Рассмотрим историю развития религиозных верований. Зачатки религиозных воззрений мы видим уже у древних народов. Отметим основные виды первобытных религиозных воззрений. При этом сразу отметим, что в реальности все они составляют единое целое, расчленение взглядов первобытных людей на виды является условным.

Это тотемизм: вера людей в родство с каким-либо видом животных или растений. Обычно у каждого рода был свой тотем. Люди часто изготовляли маски и другую одежду, подчёркивающую сходство с тотемом. Тотем часто торжественно поедался. Считалось, что даёт силу людям племени.

Анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил и явлений природы. Это также и вера в загробное существование души человека. С анимизмом тесно связана практика захоронений. Людей не просто закапывали или сжигали. Похороны устраивали так, чтобы обеспечить человеку удобное существование в загробном мире.

Фетишизм - практика поклонений определённым вещам, присвоение им сверхъестественных свойств. Фетишем мог стать любой предмет. Часто его изготавливали. Достаточно часто в качестве фетиша использовались куклы.

Магия - комплекс ритуалов, направленных на достижение каких-либо материальных целей. Магия неотделима от тотемизма и анимизма. К магии относят также практики рисования магических изображений.

Система табу. Слово табу означает запрет. У первобытных людей, в каждом роде существовала своя система запретов. Некоторые из запретов кажутся вполне естественными, смысл других часто нелегко понять.

Ещё раз отметим, что в мировоззрении первобытных людей неразрывно сплелись и суеверия и глубокое интуитивное проникновение в суть вещей. Учёные используют термин синкретизм (неразрывность) при описании мировоззрения первобытных людей. Не всё, что мы считаем суевериями первобытных людей, на самом деле таковыми является. В чём-то они глубже нас чувствуют неразрывную связь с природой.

Отметим также, что древние предки нашего народа (в отличие от многих других народов) имели безрелигиозное мировоззрение. Они не обладали такой могущественной техникой, какой владеем мы. Однако, их миропонимание было во многом глубже нашего. Они умели жить в гармонии с природой, не разрушая её.

В целом система зачаточных религиозных (точнее частично религиозных) воззрений придавала первобытному роду некоторую упорядоченность, она делала общество управляемым. Как мы увидим, этой же цели служат и более развитые религии.

Все последующие, более развитые религиозные верования несут на себе отпечатки этих примитивных видов религиозных верований. Это можно проследить и в мировоззрении и в обрядовой практике и в системе правил.

Смысл религиозных обрядов и постов

Хорошо известно, насколько велика роль обрядов в жизни церкви. Церковные лидеры по-своему описывают значения обрядов, всячески подчёркивая важность их неукоснительного исполнения. Очень часто утверждается, что во время исполнения обрядов «на людей сходит святой дух», происходит «общение с создателем».

По всей видимости, истинное значение обрядов гораздо прозаичнее. Если говорить в целом, то система обрядов служит делу закрепления «пасомых» в «лоне церкви». Для устойчивого существования любой церкви абсолютно необходима продуманная круглогодичная система обрядов. Человек, ставший членов секты или церкви, должен постоянно подкреплять свою причастность к данной группе. Иначе он вполне может стать «слабым звеном» и отколоться от церкви. А это совсем не устраивает лидеров церквей. Поэтому для удержания паствы церковные чиновники постоянно «загружают» простых прихожан исполнением различных обрядов.

Обряд исповеди также имеет ключевое значение в религии. Кроме идеологического значения он имеет ещё и огромное финансовое значение. Установив данный обряд, церковь тем самым присваивает себе право прощать человека (конечно же, от имени бога). В западной христианской церкви этот обряд одно время носил очень примитивный характер прямого вымогания денег. Процветала торговля индульгенциями. Индульгенция - это документ, дающий право обладателю на совершения определённого количества грехов. Чем тяжелее грех - тем выше стоимость индульгенции. При этом можно было покупать индульгенции не только за уже совершённые грехи, но и впрок, чтобы иметь право совершать грехи в будущем. Современная христианская церковь избавилась от такого примитивного варианта обряда. Но смысл обряда как способа вымогания денег за совершённые грехи сохранился. Просто оно стало более многоступенчатым и не таким прямолинейным. Но и сам по себе обряд по-существу является продажей «виртуальных индульгенций». С этим обрядом очень тесно связано стремление церкви внушить людям мысль об их греховности. Людей подталкивают к самокопанию с целью поиска грехов. Очень хорошо написал об этом Короленко В.Г. в рассказе «Сон Макара».

Прочие обряды (венчание, отпевание) также имеют как идеологическое, так и экономическое значение для существования церкви. Ведь церковная жизнь должны быть устроена так, чтобы обеспечить постоянный приток финансов в церковь, которая никакой полезной продукции не производит (ни материальной, ни духовной).

А христианский обряд причащения вообще происходит от обряда поедания людей у каннибалов. В нём поедание человека и питьё его крови осуществляется символически. Но проведение этого внешне невинного обряда влияет на подсознание человека.

Кроме таких «глобальных» обрядов (в христианстве их называют таинствами), важную роль играют обряды ежедневные - это службы и молитвы. Смысл их в том, чтобы человек постоянно подтверждал свою принадлежность к данной конфессии и не имел шансов выйти из неё. Особенно жёстко держит «паству» ислам. Адепт ислама должен ежедневно 5 раз совершать намаз. Естественно, у человека не остаётся даже времени задуматься об истинности религии, к которой он волею судьбы он оказался причастен. Христианские «священники» (попы или церковные чиновники) также призывают прихожан как можно чаще посещать службы, особенно важно регулярно посещать всенощные службы - то есть службы, длящиеся всю ночь. Эти службы якобы укрепляют дух человека. Но о каком духовном развитии может идти речь, если службы ведутся на малопонятном церковно-славянском языке. Человек понимает лишь обрывки фраз, никакой положительной осознаваемой информации он во время службы он не получает. Зато сполна получает различные кодировки, зомбирующие человека. Кадило при этом играет роль, аналогичную роли маятника у гипнотизёра. Заунывное пение, малопонятные слова, утомительное ночное стояние: всё это приводит к разрушению психологической защиты человека, он становится открытым для гипнотического зомбирующего воздействия. То, что службы проводятся на малопонятном языке, очень важно для церкви. Церковно - славянский язык и был создан на основе нормального русского языка именно как язык, хорошо подходящий для проведения зомбирования (кодирования).

Воздействие обрядов дополняется действием постов. Пост - это тоже в какой-то мере обряд - обряд голодания или неполноценного питания. В христианстве большое количество постов. В исламе гораздо меньше, но требования к постящимся людям существенно более жёсткие. Смысл постов в том, чтобы постоянно поддерживать человека в дискомфортном состоянии. Такое состояние лишает человека возможности творчески развиваться. Во время поста человек постоянно думает о том «как дотерпеть», после окончания поста - «как восстановить силы». Постящийся человек думает о еде гораздо больше, чем человек, который питается нормально, без перегибов. Обычно посты заканчиваются в дни важных праздников. Так что во время таких торжеств адепт церкви часто радуется не празднику как таковому, а тому, что можно наконец-то нормально покушать.

В целом система обрядов, служб и постов служит, во-первых, для надёжной привязки прихожан к данной церкви, во-вторых, для обеспечения финансового благополучия, в-третьих, для торможения духовного развития человека (а лучше для полной остановки развития и движения вспять).

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях.

Религиозные обряды, ритуалы и церемонии при необходимости могут проводиться по месту жительства граждан по их просьбе при условии соблюдения правил общежития и общественного порядка, если они не носят массового и систематического характера.

Религиозные обряды, ритуалы и церемонии в организациях здравоохранения, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Лица, находящиеся в этих учреждениях, могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами культа, если это не причиняет вреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц.

Порядок отправления богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемоний военнослужащими устанавливается законодательством о воинской службе.

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии, а также иные массовые мероприятия, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом и в помещениях могут проводиться только после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 26. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

Религиозные организации вправе производить, приобретать, вывозить из Республики Беларусь, ввозить в Республику Беларусь и распространять религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.



Ввозить в Республику Беларусь религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы религиозные организации могут только после проведения государственной религиоведческой экспертизы.

При распространении религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов может проводиться государственная религиоведческая экспертиза по решению республиканского органа государственного управления по делам религий.

При поступлении религиозной литературы в библиотечные фонды проведение государственной религиоведческой экспертизы является обязательным.

Коммерческие организации по выпуску религиозной литературы и производству предметов культового назначения могут создаваться только религиозными организациями.

При осуществлении своей деятельности религиозные организации обязаны указывать свое полное наименование и конфессиональную принадлежность.

Литература, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с указанием полного наименования религиозных организаций и их конфессиональной принадлежности.

Распространение религиозной литературы, аудио-, видео- и других материалов религиозного содержания может осуществляться религиозными организациями в принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях помещениях, а также местах, в установленном порядке выделяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 27. Благотворительная и информационная деятельность религиозных организаций

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать средства массовой информации в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Статья 28. Духовные учебные заведения

Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать духовные учебные заведения для профессиональной подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала.

Граждане, обучающиеся в высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами, установленными для студентов государственных учебных заведений.

Статья 29. Международные связи и контакты

Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан и лиц без гражданства.

Религиозные объединения имеют право в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, приглашать иностранных граждан и лиц без гражданства в целях занятия религиозной деятельностью в соответствующих религиозных объединениях.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 30. Право собственности религиозных организаций

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное физическими или юридическими лицами или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству Республики Беларусь.

Передача в собственность религиозным организациям для использования в религиозных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в республиканской или коммунальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им государством культовых зданий с прилегающей территорией, за исключением тех, которые используются как объекты культуры, физической культуры и спорта.

Имущество, передаваемое религиозными объединениями религиозным общинам, входящим в религиозное объединение, а также монастырям и монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям, духовным учебным заведениям, закрепляется за указанными религиозными организациями на праве оперативного управления.

Религиозные общины, входящие в религиозное объединение, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения могут передавать свои культовые здания и иное имущество в пользование другим религиозным организациям только с согласия органа управления религиозного объединения, в подчинении которого они находятся.

В порядке, установленном законодательством, государство оказывает религиозным организациям помощь в реставрации культовых зданий, иных предметов, представляющих историко-культурную ценность.

Государство может предоставлять религиозным организациям льготы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 31. Пользование имуществом, находящимся в собственности юридических и физических лиц

Религиозные организации могут использовать для своих нужд здания и другое имущество, предоставляемые им на условиях договоров, заключаемых с юридическими и физическими лицами.

Споры по вопросам, касающимся владения и пользования культовыми зданиями и имуществом, разрешаются в судебном порядке, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Ритуал является обязательной внешней стороной любой религии, выражающей все, что составляет ее внутреннюю сторону. Одновременно он выступает как существенная часть религиозной практики, хотя при этом всегда связан с вероучением, а через него – с верой и культом. Религия без ритуала существовать не может. В противном случае перед нами либо этическое учение, либо ритуал, неразвитый и примитивный.

Ритуал всегда является семиотическим феноменом (см. параграф 1.1). Это воспроизводимый текст, состоящий из знаков разного рода, ориентированный на получение некоторого результата. В их качестве могут выступать не только слова, жесты, цвета, предметы, взятые в особой функции, священные изображения, музыка. Это и свет (сильный или слабый, цветной), световая среда (например, колеблющаяся из-за дыма), запах благовоний и т.д.

Традиционно в религиозном ритуале выделяют такие структурные компоненты, как:

  • – субъект, который проявляет инициативу для совершения ритуала;
  • – объект, к которому направлен ритуал;
  • – совершитель – тот, кто непосредственно осуществляет сами ритуальные действия;
  • – служитель, стабильно и законно выполняющий функции совершителя;
  • – посредник (медиатор), являющийся опосредующим "звеном" между субъектом и объектом;
  • – предметы, строго или нестрого необходимые для того, чтобы ритуал состоялся;
  • – здания, предназначенные для совершения ритуала;
  • – результат, в качестве которого может рассматриваться снисхождение сверхъестественной силы, исполнение просьбы, удовлетворение желания, изменение субъективного состояния человека.

Однако такое выделение не всегда безупречно. Так, например, священник может быть одновременно совершителем, служителем и посредником при отправлении ритуала. Если он выполняет его не по чьей-то просьбе, он может быть одновременно еще и субъектом. С другой стороны, основным совершителем ритуалов, например, в христианстве считается сам бог, так что священник окажется только служителем. Христос считается посредником между богом и людьми, так что священник должен считаться посредником иного, более низкого порядка. В качестве посредников могут выступить святые и ангелы, образуя иерархию медиаторов. Наконец, считается, что само благочестивое желание совершить ритуал зарождается не без действия бога, а значит, субъект и объект пребывают в связи друг с другом.

Эти сложности, помимо прочего, обусловлены и тем, что религиоведение неизбежно должно учитывать, по меньшей мере, две точки зрения – внешнюю, отстраненную, и точку зрения представителей самой рассматриваемой религии, иначе ее сущность не будет понята достаточно полно. Выделение перечисленных выше компонентов слабо учитывает именно знаковую, семиотическую природу ритуала.

Ритуал осуществляет процесс семиотизации – оформления внешней стороны религии, необходимой уже постольку, поскольку сам человек является психофизическим существом и малейшее движение его сознания, эмоций, воли требует внешнего выражения, которое и будет знаком.

В любой развитой религии ритуалы дифференцированы, у них разная степень ценности и важности. При этом знаки играют в нем различную роль и неоднородны (отсюда проистекает иерархия ритуалов по их важности). Для приверженцев религии ритуал сообщает при посредстве видимых вещей и действий (внешняя часть знака) сверхъестественную силу (внутренняя часть знака). Это его свойство можно назвать иерофаничностью (от греч. ieros – святой). Причем эта способность у знаков может меняться. Ритуалы образуют семиотические ранги с разной важностью и ценностью.

Семиотика религии, занимающаяся изучением ритуала, разделяет слова-действия и иные знаки-действия с разным потенциалом действенности и отличает их от знаков, не наделенных такой действенностью. Этот процесс проводится с точки зрения эволюции той или иной религии (например, представления о действенности таинств в ортодоксальном христианстве), а также в контексте вероучения религии и ее мировоззрения, того, насколько определенное восприятие знаков ей органически присуще, а не является привнесением извне (из другой религии) или суеверным инородным наращением. Сюда относится и известная проблема "магической силы слова" (или иного ритуального знака).

В ритуале предметы реального мира получают сверхъестественные функции, которые могут пониматься различно. Так, по православному и католическому вероучению, особый хлеб во время преосуществления, сохраняя свои обычные свойства материального предмета (определенным образом выпеченного хлеба), одновременно становится и Телом Христовым, и носителем благодати, и его знаком, непосредственным образом указывая на Тело Христа. До осуществления этого таинства он, пусть и предназначенный для данной цели, был лишь обычным предметом или предметом, только намекающим на Жертву Христа. Соответственно, и причащение таким хлебом было бы бесполезным и безрезультатным.

Для знаков, составляющих ритуал, предполагаются разные типы связи внешней и внутренней частей знака. Получение сверхъестественной силы через ритуал может пониматься как в разной степени зависящее от веры в такой его результат. Имеет значение и "плотность" связи внутреннего и внешнего, т.е. их спаянность, неизменное и одновременное появление вместе.

Полное и правильное совершение некоторых ритуалов часто оказывается действием, объединяющим разные реальности – обыденную и сверхъестественную. При достижении его цели основным результатом становится перенос определенных сверхъестественных свойств и сущностей в обыденный мир на определенных людей или предметы. В то же время ряд религиозных ритуалов не осуществляет такой функции даже в рамках вероучения той конфессии, где они выполняются. Например, это крещение у баптистов. Оно выступает для самих баптистов всего лишь как иллюстрация того, что Христос когда-то умер ради спасения людей и что участник ритуала некоторое время назад был спасен благодаря публичному покаянию – "возрождению".

Разнообразие ритуалов с этой точки зрения можно представить так (рис. 12).

Рис. 12.

Во-первых, различают результативные и иллюстративные ритуалы.

Результативные осуществляют иерофанию – проникновение в обыденный мир божественной сущности, например божественной благодати. Иллюстративные служат для иллюстрации имевших место событий или абстрактных догматических истин, не привязанных к совершению конкретного ритуала.

Первые обычно выполняют ведущую роль, поскольку ритуал, состоящий только из вторых, создал бы театр, только напоминающий о каких-либо вещах, истинах, событиях. Естественно, они более важны, хотя в пределах крупного ритуала могут сочетаться относящиеся к обоим перечисленным видам. Их соотношение в религиях различно и последовательность разных ритуалов создает иерархию их результативности.

Во-вторых, среди результативных ритуалов выделяют обязательные и необязательные.

Обязательные обеспечивают сверхъестественный результат обязательно, если все правила совершения ритуала соблюдены (необязательные подразумевают такой результат лишь возможным, но не необходимым).

В-третьих, обязательные ритуалы подразделяются на две группы в зависимости от сроков появления результата – одновременные и неодновременные.

Одновременные обеспечивают результат сразу по проведении ритуала. Например, во время Крещения благодать таинства сообщается в момент произнесения троичной формулы и троекратного контакта с водой, а не ранее и не позднее – разумеется, если соблюдены минимальные условия совершения этого ритуала. Неодновременные ритуалы дают результат, проявляющийся нс обязательно сразу по совершении ритуала, он может проявиться значительно позднее.

Ритуал всегда воспринимается и как коммуникация с запредельным, но, в отличие от магии, он не является средством "взятия в плен", подчинения запредельного. Результативные ритуалы не являются автоматически действующими безотносительно к состоянию участников. Даже в тех случаях, когда результат гарантирован, это следствие милости и снисхождения запредельного, а не проявление силы и хитрости человека. Придание ритуалу самоценного значения с полным отрывом его от других компонентов религии расценивается обычно как обрядоверие , граничащее с суеверием.

Интересную связь можно усмотреть между ритуалами и перформативами, описанными философом Дж. Остином (1911-1960).

Перформативные высказывания (говорю, пишу, клянусь и т.п.) являются действиями, тождественными их значению. Произнося "клянусь", человек, тем самым, на самом деле клянется. Ритуалы понимаются как не творящие сами по себе сверхъестественную силу, а только призывающие и сообщающие ее людям.

Современная теория перформативности выявляет механизмы действенности, результативности ритуалов, в том числе неявные, глубинные, косвенные (например, связанные с особенностями восприятия человеком свойств звука, тонких цветовых различий). При этом для носителей религиозного мировоззрения результативность ритуалов считается обусловленной сверхъестественным образом. Современная наука допускает, что религиозные ритуалы при определенных условиях действительно могут быть результативными, хотя объясняет это иначе, чем религия, не прибегая к сверхъестественному. Так, светский ритуал бракосочетания и церковный ритуал брака не эквивалентны. В одном случае слова "Объявляю вас мужем и женой" совершают бракосочетание – союз двух людей перед лицом человеческого закона, в другом случае ритуальные слова низводят сверхъестественную благодать, совершающую ритуал таинства, делающую его именно таковым.

Порой в развитии религии или ее ветвей, образовавшихся при разных обстоятельствах, может наблюдаться стремление трактовать одни и те же ритуалы преимущественно как результативные или как иллюстративные. Такое явление именуют семиотическим дрейфом ритуала, который выявляет внутреннюю закономерность развития религии.

Смысл ряда ритуалов многозначен. Его основное значение неизменно и должно осознаваться именно таким. Новые значения постепенно прибавляются по мере существования ритуала в определенных культурных условиях. При этом все значения не исключают друг друга. Но в некоторых случаях первоначальное значение целенаправленно вытесняется новым (ряд христианских праздников, календарно совпадающих с языческими; церковь порой специально использовала этот эффект семантического вытеснения). Также могут возникать значения, совершенно чуждые данному ритуалу как знаку (привнесения из совершенно других религий, из языческого фольклора; это то, что обычно именуется суеверием). Наконец, иногда участники ритуала теряют представления о его значении и цели (десемантизация ), поступая бессмысленно или придумывая собственный смысл. Так, оставление еды на кладбище для нищих, чтобы они помолились за умершего, стало именно таким бессмысленным ритуалом или даже чисто языческим "кормлением птиц".

Семантика знаков ритуала является многоуровневой и многослойной. Например, Евхаристические Дары в ритуалах православной и католической литургии обнаруживают но меньшей мере четыре уровня значения.

Причастные хлеб и вино означают:

  • – невидимо, но реально скрытые под ними Тело и Кровь Христа;
  • – содержащуюся в них благодать, хотя и неотрывную от природы Христа, но и не тождественную ей;
  • – их вкушение подчеркивает (означает) и вполне реальное получение благодати конкретным человеком (причастником);
  • – в качестве дополнительного значения добавляется и семиотизация принадлежности к общине, единства общины и вероисповедания.

Генеративная (порождающая) семиотика ритуала изучает то, как и почему один ритуал или его элемент порождает другой. Таким образом, можно не только выстроить в единую панораму историю его развития, но и выявить движущие механизмы происходивших изменений. Упомянутый дрейф относится к этой области исследований. Она также анализирует и создание новых ритуалов на основе старых, в том числе светских па основе религиозных ("культ разума" и "культ высшего существа" времен Французской революции 1789 г., "гражданская панихида" и иные погребальные ритуалы, использующие структуры ритуалов религиозных), а также объективные критерии их различения.

А. М. Прилуцкий, рассматривая ритуал в семиорелигиоведческом ключе, пользуется понятием ритуалогемы как простейшей единицы ритуала, не подверженной изменениям и служащей для конструирования более сложных .

Основными ритуалогемами являются:

  • – инициация – введение в круг приверженцев религии или особое внутреннее сообщество;
  • – экзорцизм, изгнание или обезвреживание силы, являющейся нежелательной;
  • – инвокация, призывание потусторонней силы;
  • – жертвоприношение, связанное с дарением чего-либо и сопутствующим его выделением из профанного мира для посвящения потустороннему;
  • – теургия, ритуалы воздействия на потустороннее с целью получения результатов, нужных участникам ритуала.

Из таких ритуалогем и строятся (генерируются) различные ритуалы разных религий и разной степени сложности.

Для участия в религиозном ритуале необходима определенная мотивация. Основные мотивы могут быть определены следующим образом:

  • – участие по предписанию;
  • – участие по устоявшейся традиции или привычке;
  • – мотивация получением цели (как естественной – бытовой просьбы, так и сверхъестественной – прощение тяготящих совесть грехов);
  • – стремление к катартическому переживанию, ощущению облегчения и очищения после участия в ритуале;
  • – ценностная мотивация, когда ритуал становится свободной потребностью в силу любви к божеству, выступающему как высшая ценность, т.е. мотивацией становится чистое стремление к божественному, не отягощенное прагматическими нуждами.

Разумеется, эти виды мотивации могут сочетаться.

  • Прилуцкий А. М. К вопросу о сакрально-семантической типологии ритуала // Вестник Тверского государственного университета. 2009. №29. С. 155-161.
Loading...Loading...