Психологические игры детей картотека (старшая группа) на тему. Психологические игры и упражнения с дошкольниками Психологические развивающие игры для детей 3 6

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки . “ Хухлаева О. В. - М.: Генезис, 2005. - (Психологическая работа с детьми.)

Предлагаемая книга - сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы помочь детям 3-9 лет понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Описанные процедуры могут использоваться в групповых занятиях с детьми или на индивидуальных встречах.

В книгу включена также программа психологической работы с детьми 5-9 лет, то есть воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1-2 классов школы. Это - тренинговая программа, которая может быть использована как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях. Она включает в себя работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей.

Книга снабжена иллюстрациями, которые могут быть использованы в работе с детьми. Адресована психологам, педагогам, родителям.

Деятельность психолога системы образования можно разделить на три основных направления: диагностическое, коррекционное, психопрофилактическое .

Однако, как показывают наблюдения, в реальной практике психолог делает акцент на каком-либо одном направлении деятельности, чаще - диагностическом, иногда он и ограничивается только им. Психокоррекционное направление обычно представлено слабее, психопрофилактическое, как правило, отсутствует вовсе.

Нам представляется, что во многом избежать такого «перекоса» способна такая модель психологической работы в системе образования, в которой в качестве основной цели психолога выступает содействие адаптации ребенка к школе или детскому саду, организация конструктивного психолого-педагогического взаимодействия детей, педагогов и психолога.

Надо отметить, что, как правило, из поля зрения психолога выпадают дети, которые хорошо себя ведут или хорошо учатся, но при этом испытывают то или иное личностное неблагополучие. Обычно в таких случаях проблемы ребенка не замечаются ни родителями, ни педагогами. Более того, иногда такой ребенок может быть даже удобен взрослому, так как послушен, имеет высокую учебную мотивацию. Но именно детям «группы риска», как никому другому, необходима психологическая поддержка, в том числе в виде психологической групповой работы. Особенно это актуально в период адаптации к школе, потому что именно в это время у всех детей повышается вероятность развития глубокого внутреннего конфликта, неадекватных компенсационных механизмов, психосоматизации. Еще более эффективно, если такая работа ведется в период подготовки детей к школе, то есть в старшей и подготовительной группах детского сада.

Хочется также обратить внимание на массовость «группы риска». Исследования, проведенные студентами МПГУ им. Ленина(Московский педагогический государственный университет) и МОСУ(Московская открытая социальная академия), свидетельствуют о том, что до 70% детей требуют психологической поддержки (фактически это каждый ребенок, поступающий в первый класс).

Мы полагаем, что единственно возможный путь в данной ситуации - это включение детей в групповую психологическую работу, которая является одновременно и психокоррекционной, и психопрофилактической.

Возрастные особенности детей:

Дети 3-4 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движения, трудно удерживать внимание, поэтому не стоит надолго оставлять их в статичном состоянии. Нужно также помнить, что трех-четырех-летки легко перевозбуждаются, и не допускать этого.

Дети 5-6 лет уже способны к некоторому контролю своего поведения. Как правило, после нескольких занятий они могут описывать свои эмоциональные состояния, ненадолго включаются в обсуждение интересующих их вопросов. Однако, безусловно, и они больше любят играть и двигаться, чем говорить. Каждому из них очень хочется быть лидером, поэтому они могут обижаться на ведущего, если им будет казаться, что их редко назначают водящими. В связи с этим имеет смысл выбирать водящих с помощью считалок.

Занятия с детьми могут быть использованы как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях, обычно занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий определяется возрастом детей. Самые младшие дети (3-4лет) обычно могут работать не более 14-20 минут. С дошкольниками 5-6 лет можно проводить получасовые занятия, со школьниками - 45-минутные.

Возраст влияет также на оптимальное количество детей в группе: от 7-8 в случае, если вы работаете с дошкольниками, до 14-15, если со школьниками. Возраст определяет и то, каким образом предпочтительнее рассадить детей.

Главное условие успешности работы - это умение и желание ведущего играть с детьми. Хорошо, если он сам получает удовольствие от игры, не считая ее второстепенным и ненужным занятием, если он умеет заразительно смеяться, потому что смех и радость всегда стоят рядом с любовью. Профессиональный ведущий никогда не боится выглядеть в глазах детей смешным или недостаточно серьезным. Если все это у ведущего есть, то занятия с детьми обязательно будут успешными и эффективными. Дети будут кричать, что психология - это их любимый урок, а ведущий - любимый взрослый.

Терапевтические сказки-метафоры

В психологии сказочные истории называют терапевтическими метафорами, поскольку основная мысль сказки представлена не в прямой - назидательной, а в скрытой - метафорической - форме.

Кроме того, уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам, внутренним силам, возможностям человека. Обычно выделяют следующие компоненты терапевтической метафоры:

Метафорический конфликт или появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т. п.);

Метафорический кризис - наступление невыносимой для героя ситуации, несущей символику смерти;

Поиск и нахождение ресурсов внутри себя - открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;

Торжество и праздник - наступление ситуации успеха, признания со стороны окружающих. Как можно увидеть из этой структуры, герой сказочной истории не ждет помощи, не просит ее у окружающих. Он находит в себе новые возможности, действует и обязательно побеждает.

Обычно метафоры соответствуют тому или иному симптому и конкретной трудной ситуации. Однако систематическое предъявление ребенку метафор, даже не всегда соответствующих его реальным проблемам, приводит к формированию у него «механизма самопомощи», то есть стремления в любой трудной ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться и обязательно добиваться цели.

Работать со сказками можно по-разному. Обычно ведущий предлагает детям слушать сказку и в тот момент, когда им захочется, начинать рисовать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду из нее.

Работа с эмоциями детей

Центральной задачей работы с эмоциями детей является формирование у детей эмоциональной децентрации. Согласно Г. М. Бреславу (1990) под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей . При нормальном ходе формирования личности эта способность появляется к концу дошкольного возраста. Нарушения в ее формировании могут приводить прежде всего к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми.

Помимо центральной задачи, внутри данной программы необходимо выделить дополнительную, но не менее значимую задачу - профилактику психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания в XX веке заметно потеснили все остальные вследствие повышения темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок и роста депрессивных тенденций на уровне массового сознания.

Естественно, что нарастание психосоматических заболеваний населения вызывает интерес у врачей и психологов к причинам, вызывающим эти заболевания. В последнее время широкое распространение получила концепция существования комплекса личностных характеристик, являющихся предпосылкой появления психосоматических заболеваний. К ним прежде всего можно отнести слабую дифференцированность эмоциональной сферы (то есть неспособность распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей); недостаточную рефлексивность, а также запрет на внешнее проявление негативных эмоций (страх, гнев и т. д.). Мы полагаем, что для того, чтобы снизить риск возникновения в будущем психосоматических заболеваний у детей, необходимо привлекать их внимание к эмоциональному миру человека, учить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, стимулировать их самопознание. Прежде чем перейти к рассмотрению этой части программы, определим ее центральное понятие - понятие эмоций. Имеется широкий диапазон научных точек зрения на природу и значение эмоций. Мы же будем опираться на теорию фундаментальных эмоций К. Е. Изарда (1980), согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, придающие смысл и значение человеческому существованию. Изардом выделяются десять фундаментальных (базовых) эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Мы полагаем, что знакомство детей с фундаментальными эмоциями должно стать содержанием первого этапа работы с эмоциями. Всего же мы выделяем четыре этапа работы, продолжительность которых определяется возрастом детей - чем младше дети, тем больше времени требуется на прохождение этапов. Первый этап обычно бывает более продолжительным.

Работа с самосознанием

Как было уже сказано, центральной задачей данного блока является формирование у детей самосознания личности. Согласно концепции В. С. Мухиной (1985), под самосознанием понимается психологическая структура, представляющая собой единство, находящее выражение в каждом из своих звеньев: имя человека и его физическая сущность, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности (ее права и обязанности). В. С. Мухиной показано, что наиболее существенным искажением в развитии самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания, поскольку это может приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении со сверстниками, негативно сказываться на отношении к себе.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте наи¬более значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей.

Работа с ролевым поведением

Центральной задачей данной программы является обеспечение адекватного ролевого развития детей. Согласно Я. Морено, адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоровье человека. При этом под адекватным ролевым развитием понимается умение принимать роли, соответствующие новым ситуациям, и умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, то есть обладание ролевой гибкостью и ролевой креативностью.

Нарушениями в ролевом развитии являются неумение входить в роли разные по статусу и содержанию или же отождествление себя с какой-либо из своих ролей, часто патологической. Нарушения в ролевом развитии могут негативно сказаться на формировании личности ребенка, разрушить ведущую деятельность дошкольника - ролевую игру, затруднить общение со сверстниками и внутрисемейное общение, привести к возникновению психосоматической патологии.

Нам представляется, что, работая с ролевым развитием детей, лучше всего обращаться к традиционной русской культуре, в которой взаимодействию человека с ролью уделяется большое внимание. В настоящее время психотерапевтические возможности народной культуры еще не изучены, и сама она, на наш взгляд, не получила должного психологического осмысления. Поэтому, не претендуя на глубину анализа, коротко коснемся лишь аспекта, связанного с ролью.

Народная культура обеспечивала достаточно тесное взаимодействие человека и роли прежде всего через ряженье. Явление ряженья было в основном разрушено к середине 1930-х годов, и необходимо понять, что из этого явления должно и может быть возвращено к жизни.

Существует много общих теорий ряженья, мы будем опираться на понимание его как игрового обрядового действия, игровой версии мифологических представлений (Ивлева, 1994). Исходя из этого, проигрывание роли в ряженье требует проигрывания ее мифологического содержания. Кроме того, следует обратить внимание на такой важнейший принцип ряженья, как перевернутость. Этот принцип подчеркивался и маской, и одеждой (наизнанку, рваной, старой, противоположной полу и статусу), и хореографией ряженья (вихляние с участием корпуса, верчение, кувыркание, контрастное сочетание «угловатых движений» и др.), и голосом (молчание или изменение голоса). С помощью данных средств достигалось особое состояние «я - не я, а кто-то другой», то есть уход от нормативного «я» в антиформу. Что же давало человеку ряженье помимо безусловного развития ролевой гибкости и креативности?

Поскольку традиционно антиповедение связывалось с представлением о потустороннем мире, можно сделать вывод о том, что через ряженье осуществлялось установление контактов с умершими предками и демоническими существами, то есть с потусторонним миром (а в ряженье - антимиром), следовательно, происходило снятие страхов перед этим миром. Более того, осуществлялось включение антимира в человека, в результате достигалась определенная внутренняя целостность человека, так как «...темное также принадлежит моей целостности» (Юнг, 1991).

Таким образом, проанализировав опыт взаимодействия человека с ролью в народной культуре мы полагаем, что основой обеспечения адекватного ролевого развития ребенка должно быть проигрывание мифологического содержания определенных персонажей. Этими персонажами должны стать основные герои русских народных сказок по следующим причинам:

В сказке в символической форме присутствуют ситуации, которые переживает ребенок, и понимание смысла этих ситуаций на сознательном или бессознательном уровнях дает ему возможность разобраться в своих чувствах;

Ребенок, обладая магическим мышлением, легко идентифицирует себя с героями сказки;

Поскольку сказки являются архетипами коллективного бессознательного, через них ребенок получает доступ к культурным ценностям прошлых поколений (Юнг, 1991).

Обращение к героям русских народных сказок в настоящее время приобретает особенную значимость, так как перенасыщение экранов телевизоров западными мультфильмами и кинофильмами приводит к «вымыванию» из сознания детей фольклорных образов, в результате традиционные символы остаются неосвоенными, и дети теряют доступ к духовному наследию своего народа. Отторжение же от духовного наследства народа приводит к духовной нищете и растущему чувству страха (Юнг, 1991). Таким образом, обращение к бессознательным явлениям становится для нас жизненно важным вопросом. И работа внутри данного блока, следовательно, должна строиться через проигрывание детьми образов русских народных сказок. Мы полагаем, что в первую очередь необходимо обратиться к проигрыванию образов Змея Горыныча, Бабы-Яги, Волка и Медведя, поскольку именно они из-за своей глубинной архетипической сущности могут символизировать многие детские страхи, и особым образом организованное проигрывание данных образов может, кроме ролевого развития детей, способствовать некоторому снижению страхов.

Обратимся к основной структуре занятий-образов. При ее определении мы исходили из следующего наблюдения.

Современный человек, как правило, воспринимает Змея Горыныча и Бабу-Ягу как носителей только темного начала, в меньшей степени это касается Волка и почти не касается Медведя. В древности же эти персонажи воспринимались дуально, то есть, помимо темного смертоносного начала, они также воплощали и светлое животворящее. Можно предположить, что именно утеря дуальности восприятия этих персонажей влечет появление страхов перед ними.

После того как дети проиграют данные условно-отрицательные персонажи, необходимо обратиться и к условно-положи¬тельным персонажам, соблюдая структуру занятий, указанную ранее, с той разницей, что сначала актуализируется светлая часть героев, а потом темная. Мы предлагаем обратиться к об¬разам: Иванушки-дурачка, Ильи Муромца, Елены Прекрасной и Василисы Премудрой. Нам представляется, что нет необходимости приводить подробные сценарии занятий. Ведущий может справиться с этим самостоятельно и, более того, получит удовольствие, потому что при подготовке к занятиям придется перечитать сказки, а также энциклопедический словарь «Славянская мифология», М., 1995.

Заключение

Мы очень любим наших детей. Мы покупаем для них развивающие игрушки, старательно обучаем чтению и счету. Усиленно готовим к школе, проверяя степень этой готовности батареями заданий и тестов. Помещаем в лицеи и гимназии, обучаем иностранному языку, проверяем темп чтения. В общем, мы делаем все, чтобы наш ребенок становился все умнее и умнее. Но редко при этом задумываемся о его будущей жизни. Зачем ему все эти знания? «Поступить в престижный институт, получить высокооплачиваемую профессию», - скажут многие. И это все? Как правило, на этом размышления о будущем ребенка заканчиваются.

А я бы хотела, чтобы мои дети, внуки, правнуки умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны - это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути.

Однако это очень непростое умение. И научиться ему труднее, чем чтению и письму, потому что для этого прежде всего нужно научиться любить самого себя. А это так трудно - осознать свое несовершенство и принять его, разрешив себе не быть богом, а развиваться в течение жизни. Так же непросто сохранить детскую спонтанность и способность к творчеству. Не загонять в глубь себя свои чувства, а осознавать и выражать их - это тоже нелегкая задача. А уж научиться управлять своим гневом и страхом - это крайне тяжело. Даже если все это удастся, то тем, кто хочет научиться любить других, предстоит еще долгий путь. Им нужно уметь доверять миру и отдельному человеку. Видеть в любом, даже не очень хорошем, человеке его светлые качества - они ведь есть в каждом, не правда ли? Уметь работать вместе с другими, сотрудничать с ними. Но главное- стремиться не только получать что-то от людей, но и отдавать им хотя бы капельку самого себя, своей радости, своего тепла. И обязательно согревать своим светом самых близких людей: маму и папу.

Литература

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 2. М., 1995,

Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж, 1996.

Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

Виглсуорт М. Ф. Вилли и его друзья: Руководство по созданию метафор для развития у ребенка чувства собственного достоинства. Воронеж, 1995.

Выготская И. Г., Пеллингер Е. П., Успенская П. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.

Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

Ивлева Л. Ряженые в русской традиционной культуре. СПб., 1994.

Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.

Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. М., 1994.

Милли Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.

Морозова Н. Путь к благополучию ученика // Народное образование, 1995. №2.

Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.

Николаева В. В. О психологической природе алекситимии. М., 1995. Раз, два, три, четыре, пять - мы идем играть. М., 1995. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М-., 1995.

Телесность человека. Междисциплинарные исследования. М., 1995. Хухлаева О. В. Психотехнические игры в начальной школе. М., 1995. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

В книгу избранных трудов известного советского психолога вошли его основные работы по детской и педагогической психологии, в которых представлена оригинальная теория периодизации детства, психического развития ребенка, игровой и учебной деятельности, конкретизирующая идеи научной школы Л. С. Выготского об исторической природе детства и деятельностной основе психического развития. Ряд работ посвящен проблемам дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, обучения и развития детской речи, начального образования, психодиагностики.

"Как научить детей сотрудничать?" - это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их "эмоционального интеллекта" и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения.

Описание: В первой части книги - `Психология семьи` - основное внимание уделено эмоциональному аспекту воспитания, чувствам родителей к своим детям. Дается психологическая характеристика супружеских отношений, рассматривается ряд конкретных вопросов воспитания в семье. Во второй части книги - `Психотерапия детских неврозов`, - подробно рассматривая детскую психотерапию как процесс, автор предлагает способы гармонизации семейных отношений. Дается описание одного из вариантов психотерапевтической работы, направленнойна профилактику неврозов у детей, представлены результаты изучения психологических факторов риска, опыт практического использования комплексной психотерапии, а также приемов оценки ее эффективности. Для психиатров, психологов, психотерапевтов, студентовуказанных специальностей и всех интересующихся проблемами детского развития, психологических отношений в семье и воспитания детей.

Книга известного специалиста по групповой игровой психотерапии с детьми, X. Джинотта, представляет собой систематизированное, поэтапное описание процесса игровой терапии от и до. Даются ответы на многочисленные вопросы, которые возникают или могут возникнуть у специалиста в этой области: каких детей можно включать в игровую группу, а каких - нельзя? как расшевелить замкнутого ребенка? что делать с агрессивным ребенком? почему многие родители, записавшиеся на прием, не приходят? как работать с родителями? и т.д. Автор сопровождает теоретический материал живыми иллюстративными примерами, которые не смогут оставить равнодушными ни одного читателя, а уж тем более специалиста, который найдет массу аналогий из собственной практики. Для психологов, психиатров, а также других специалистов, работающих с детьми, и всем, кто стремится усовершенствовать свое умение общаться с детьми.

Аннотация: Сборник разнообразных игр, способствующих правильному разностороннему психологическому развитию детей. Игры, представленные в книге, рассчитаны на любой возраст – от самых маленьких до подростков. Сборник станет незаменимым помощником родителей и педагогов, которые желают сделать процесс воспитания детей интересным и ненавязчивым.

"Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры" Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - в книге предлагаемые игры предназначены в первую очередь для работы с дошкольниками. Издание адресовано родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка при помощи игры, близкой и понятной ему. В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком - это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Ценность книги состоит в том, что ее материал можно использовать для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.

Аннотация к книге Кругловой Н. Ф."Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка":

Представленная в книге авторская программа подготовки ребенка к обучению в школе разработана в Психологическом институте РАО. Ее главная задача – помочь ребенку успешно преодолеть трудности, возникающие в начальных классах. Развернутая система упражнений-игр поможет развить познавательные процессы, учебную мотивацию, умение удерживать цель, общаться, позволит ребенку перейти на позицию школьника. Программа уже получила признание у специалистов и родителей. Игры и упражнения (а их в книге около 100) могут успешно применяться для подготовительной работы с дошкольниками, а также коррекционной работы с младшими школьниками.

Для детских психологов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей.

Игры, направленные на развитие психологической устойчивости ребенка, эмоционального контакта с окружающими

Папа (мама) делает вот так...

Цель игры: развитие взаимопонимания, наблюдательности, подражательной способности, навыков обращения с орудиями труда.

: тряпка, отвертка, нож, молоток и т. д.

Ход игры: играть лучше всего в воскресные дни, когда вся семья в сборе, есть общие дела, которые необходимо сделать, чтобы в доме было уютно, чисто.

Если мама убирается, она может попросить ребенка убрать игрушки, но, как правило, дети неохотно выполняют эту просьбу, поэтому маме стоит пойти на хитрость и поменяться с малышом ролями, теперь ребенок мама, а мама — его дочка. Мама медленно собирает игрушки, малыш вытирает пыль, пытается мыть полы, пылесосить. Мама вводит в игру дополнительный элемент: просит показать, куда убрать игрушки, и предлагает игру «Кто быстрее соберет игрушки». Ребенок, как правило, подхватывает игру и убирает игрушки вместе с мамой. В конце игры нужно похвалить малыша за его быстроту и проворность, сказать о том, что он совсем большой и за ним не угнаться.

Ребенок может оказывать посильную помощь в ведении домашнего хозяйства, у него должен быть определен круг обязанностей, но с учетом того, что при их выполнении вы сможете похвалить малыша, делая акцент на то, что он растет и очень быстро всему учится и делает все почти как папа или мама.

Может случиться так, что при выполнении какого-нибудь домашнего задания ребенок начнет нервничать, злиться. В этом вам стоит обратить особое внимание на собственные эмоции при выполнении домашней работы, ведь поведение ребенка в данном случае — прямое отражение ваших действий. Проанализируйте свое поведение, и вы поймете причины «плохого» поведения малыша.

Экран

Цель игры : развитие контроля над чувствами и Действиями, восстановление эмоционального контакта, развитие воли, психологической защиты.

Ход игры : перед дневным или ночным сном сядьте рядом с ребенком (около кровати или на кровати), Попросите его закрыть глаза, посмотрите на его выражение лица, проведите рукой по его телу ото лба до кончиков пальцев ног. Понаблюдайте, как изменится у малыша выражение лица. Как правило, напряженное выражение сменяется на более спокойное и расслабленное (1). Попросите ребенка представить перед собой экран телевизора, спросите, какого он цвета (2), после чего попросите мысленно покрасить его в зеленый (голубой или иной цвет, который нравится ребенку) цвет (3). Вновь наблюдайте за выражением лица малыша. Необходимо добиться, чтобы он выполнял все действия спокойно, без напряжения. Если вы замечаете, что это ему трудно удается, то вновь и вновь проводите по его телу от макушки до кончиков пальцев ног. Можно ласковыми движениями гладить только лицо, как бы умывая малыша и расслабляя его напряженные мышцы (4). После всех манипуляций спросите ребенка о том, какого цвета в данный момент экран телевизора. У многих детей сам предмет исчезает из мыслей, у многих он теряет цвет, и только у некоторых остался и экран, и его цвет. Такие дети наиболее способны к внутреннему контролю.

Если что-то изменилось у малыша, попросите его вновь представить экран, закрасить его в голубой цвет (цвет неба) и представить, как по небу плывут облака, как медленно они проплывают, попросите ребенка плыть вместе с облаками (5). Если ребенок правильно выполняет упражнение, его тело становится расслабленным, а выражение лица — спокойным. После выполнения упражнения и даже во время него он легко засыпает.

Упражнение разделено на несколько этапов (в данном случае на 5), для усвоения каждого из них необходимо время, для каждого ребенка этот временной отрезок индивидуальный. Критериями правильного выполнения упражнений во время игры являются спокойное выражение лица, ровное дыхание. Если эти признаки появились, то можно продвигаться дальше.

Данное упражнение можно использовать, когда ребенок устал, перевозбудился, не может заснуть, капризничает.

Родителям на заметку. Внимательно прислушивайтесь к вопросам ребенка, отмечайте, чем он предпочитает заниматься, наблюдайте за естественными интересами.

Если бы я был взрослым

Цель игры: развитие психологической защиты, умения формулировать свои мысли, восстановление эмоционального комфорта при общении.

Необходимые материалы и наглядные пособия : магнитофон (диктофон), альбом для рисования, цветные карандаши.

Ход игры : предложите малышу высказаться на тему «если бы я был взрослым...». Это необходимо, чтобы увидеть скрытые негативные последствия воспитания, следовательно, найти методы для их устранения. В своем рассказе ребенок напрямую или косвенно даст понять, что его не устраивает в его жизни, Что он хотел бы изменить.

Предложите ребенку нарисовать, что бы он сделал, если бы был взрослым.

Сопоставляя рассказ с рисунком, вы можете найти точки соприкосновения с ребенком для восстановления пошатнувшегося равновесия в ваших отношениях.

Родителям на заметку . Ребенок никогда не считает себя маленьким, он всегда взрослый, уже со второго дня жизни (Сельма Фрайберг, 1956 г.).

➣ Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства, поэтому они делают вывод, что мысли у них глупые, а их самих никто не любит.

➣ Заведите дневник, где вы будете отмечать достижения ребенка, что является стимулом, для самосовершенствования.

➣ Не мешайте ребенку быть ребенком, не мешайте ему естественно развиваться, не мешайте быть самостоятельным, смелым, правдивым, добрым.

➣ В данный период (4-6 лет) у детей характерно преобладание чувств над разумом.

➣ Оберегая детей от трудностей, вы становитесь прародителями неуверенности, пассивности, неумения и нежелания справляться с возникшими проблемами.

Развивающие игры для детей хорошо использовать в период подготовки ребенка к школе и во время его адаптации к школе. В статье предложено несколько таких игр. Это игры на развитие произвольного внимания, умения взаимодействовать со сверстниками, на корректировку актуальных эмоциональных состояний ребенка.

Игра. Зеркало
Цель:
дать возможность проявить активность пассивным детям

Ход игры. Выбирается один водящий, остальные дети - зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения.

Игра. Путаница
Цель:
игра поддерживает групповое единство.

Ход игры. Один человек выбирается ведущим и перед началом игры выходит в соседнюю комнату (отворачивается). Остальные участники, взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Затем нужно, не размыкая рук, как можно сильнее запутать цепочку. Для этого можно выворачиваться, переступать через руки, поворачиваться, пролезать под руками других игроков и т.д. Главное условие – нельзя отпускать руки соседей. После того, как все перепутались, зовется ведущий. Задача ведущего «Путаницы» - распутать получившийся «клубок» обратно (опять же, не размыкая ничьих рук), постаравшись не вывихнуть и не сломать конечности участников!

Игра. Дракон кусает свой хвост
Цель:
развитие коммуникативных навыков, произвольности.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

Игра. Белые медведи
Цель:
развитие внимания, наблюдательности, коммуникативных навыков, корректировка эмоционального состояния.

Ход игры. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий - «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» - и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

Ход игры. Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Игра. Разведчики
Цель:
развивать наблюдательность, развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

Ход игры. В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.

Игра «Четыре стихии»
Цель:
развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Ход игры. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра. Комплименты
Цель:
освоение навыков конструктивного взаимодействия и выражения поддержки, а также ее получение.

Ход игры. Все участники садятся в круг. Каждый ребенок должен сделать комплимент соседу слева. Обязательные условия. Обращение по имени. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. Тот, кому предназначался комплимент, должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: «А ты…» или «А у тебя…».

Игра. Европейский город
Цель:
развитие партнерских отношений между детьми, сплочение группы.

Ход игры. Участники группы «оказываются» на площади одного европейского города, имеющего прочные традиции. Жители этого города каждый день в определенное время собираются на центральной площади и здороваются друг с другом в соответствии с количеством ударов колокола. Так, если колокол прозвенел один раз, жители здороваются друг с другом ладонями, дважды - спинами, а трижды - берут друг друга за плечи легко потряхивают. Каждое действие участники группы выполняют с новыми партнерами.

Игра. Шум дождя
Цель:
сплочение группы, развитие внимания и произвольности действий, работа с ритмом, релаксация.

Ход игры. Группа разделяется на мини-группы из 2 – 3 человек. Каждой подгруппе предлагается в определенном ритме выполнять одно из следующих действий: потирать ладони, щелкать пальцами, хлопать в ладоши, постукивать ногами об пол, похлопывать ладошками по ногам и т.п. Мини-группы включаются постепенно, по сигналу ведущего. После этого продолжают действия с закрытыми глазами. В обратном порядке ведущий постепенно «выключает» каждую группу, например, прикосновением.

Игра. Сочиним сказку
Цель:
сплочение группы, освоение участниками новых ролей, развитие речи, воображения, мышления, корректировка актуальных эмоциональных состояний.

Ход игры. Участники садятся в круг. Первый рассказчик должен придумать фразу-начало сказки. После чего следующий рассказчик придумывает фразу, которая станет продолжением предыдущей. Все игроки должны придумать по предложению (по 2 - 3 предложения). Далее можно провести обсуждение и разыграть сказку.

Игра. Паутинка
Цель:
развитие у детей большей открытости в общении, навыков взаимопонимания, выражение сдерживаемых ими чувств, мыслей, образов по отношению друг к другу, развитие речи детей.

Ход игры. Все участники группы садятся вокруг стола, на котором расположен достаточно большой лист бумаги. Каждый выбирает себе карандаш определенного цвета, отличающийся от остальных, и на близлежащем краю листа пишет свое имя. После этого начинается игра.

Один из участников «отправляется в гости» к кому-либо из участников группы. Для этого он проводит линию к его имени и задает интересующий его вопрос. Второй человек отвечает, после чего имеет возможность сделать то же самое по отношению к другому. Игра продолжается до тех пор, пока все вопросы не иссякнут.

В результате на листе бумаги получается своего рода паутинка, отражающая социометрическую ситуацию в группе. Далее следует обсуждение.

Игра. Поменяйтесь местами те, кто…
Цель:
создание эмоциональной непринужденной обстановки в группе, укрепление ее сплоченности, развитие внимания, наблюдательности, повышение скорости реакции.

Ход игры. Все участники сидят в кругу, а водящий стоит в стороне. Игра начинается со слов водящего: «Поменяйтесь местами те, кто…». И здесь предлагается любой вариант, который может подойти большинству игроков. Например, «… кто любит мороженное», «… у кого в одежде присутствует красный цвет», «…. у кого дома есть кошка», «… кто помогает маме», «… кто любит кататься на велосипеде» и т.п. Все, кому подходит произносимое высказывание, должны встать со своего стула и занять другой на противоположной стороне круга. Пока участники перебегают со стула на стул, меняются местами, водящий занимает освободившееся место. Тот, кому не досталось сиденья – становиться следующим водящим.

Игра. Осьминожка
Цель:
развитие произвольной регуляции деятельности, внимания, сплочение группы.

Ход игры. Сидя в кругу, участники кладут руки на колени находящихся рядом игроков. Получается так, что руки переплетаются между собой. Далее «осьминожка» поднимает по очереди каждую свою «ручку», не пропуская ни одной. Если кто-либо пропустил свою очередь, то эта рука на время исключается из игры. Осьминожка играет, пуская волны своими лапами.

Игра. Слепой и поводырь
Цель:
развитие доверия, закрепление навыков совместного конструктивного контактирования.

Ход игры. Участники игры делятся на пары. Один человек закрывает (или ему завязывают) глаза: он – «слепой», второй – его «поводырь». «Слепой» закрывает глаза, становится за спиной «поводыря» и кладет ему руку на плечо. «Поводырь» водит «слепого», следя за тем, чтобы обеспечить его безопасность. Задача «слепого» быть внимательным к действиям «поводыря», траектории и скорости его движения.

Игра. Совместное рисование
Цель:
закрепление навыков совместного конструктивного контактирования.

Ход игры. Участники в парах должны выполнить совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета, карандаша, так же, как и смена последнего, может производиться только невербально. Подсказывать словами друг другу нельзя. По окончании рисования - обсуждение.

Игра. Передай рядом сидящему
Цель:
развитие воображения, произвольности.

Ход игры. Дети в кругу передают друг другу задуманную вещь. Задача передающего - точно показать предмет. Задача принимающего - угадать предмет.

Игра. Волшебный стул
Цель:
развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Дети сидят в кругу. В центр круга ставится стул. Ребенку, который садится на «волшебный стул», говорят только самые добрые и приятные слова.

Игра. Летела корова…
Цель:
развитие произвольного внимания, речи.

Ход игры. Дети садятся в круг. Ладони кладут на ладони рядом сидящих детей так, чтобы своя правая ладонь лежала поверх левой ладони соседа, и соответственно, своя левая ладонь - под правой ладонью соседа. Дети произносят слова «Летела корова по синему небу, читала газету под номером N» так, что на каждое слово своей правой ладонью делают хлопок по правой ладони соседа, вместо N играющий называет любое число - номер газеты. Следующий играющий начинает счет, говорит: «Один», следующий - «Два» и т.д. пока не дойдет до N. Ребенок, произносящий номер газеты N должен успеть хлопнуть своей правой ладонью по правой ладони соседа, сосед, в свою очередь, должен успеть убрать свою ладонь. Если ребенок не успел убрать свою ладонь и по его ладони хлопнули, то он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 – 3 участника.

Более сложный вариант игры проводится со словами: «Летела корова по синему небу, сказала слово…..». Играющий называет любое слово, и это слово произносится по слогам. На последнем слоге соответствующему участнику игры нужно успеть убрать руку.

«Тренинг общения» - цикл психолого-педагогических занятий для дошкольников (для детей 6 - 7 лет)

Пояснительная записка:

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни в жизни детей. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис. Связанный с необходимостью адаптироваться в школе.

Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе?

Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: их дошкольника он превращается в ученика.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью . Следует отметить также то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы «навязано» ему сверху, от взрослых. Этот переход общественно задан для ребенка и – хочет он или не хочет, готов или не готов, - он обязан и вынужден сменить свои занятия и, по существу, весь «способ жизни».

В - третьих, психологи отмечают, что важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе, в коллективе среди сверстников.

В - четвертых, одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С детского сада необходимо укреплять психику ребенка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снижать психоэмоциональное напряжение и обучать методам саморегуляции. Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия, а также необходимо развивать навыки эффективной коммуникации со сверстниками и со взрослыми.

В связи с этим, необходимо вводить игровые методы развивающего и психокоррекционного характера в старших группах детского сада, для создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления и личности.

Цель занятий – развитие навыков социально-психологической адаптации старших дошкольников и тем самым обеспечить всестороннее развитие их личности, эмоциональный комфорт.

Основные задачи:

1. Развитие навыков социального поведения, навыков общения, чувство принадлежности к группе.

2. Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

3. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброта).

4. Обучение способности снятия мышечного и эмоционального напряжения, обучение саморегуляции.

5. Обучение адекватным способам выражать негативные чувства и развитие гибкости поведения и наблюдательности.

6. Развитие умение ориентироваться в своих и чужих переживаниях.

Ключевые понятия: поддержка, взаимопомощь , понимание, сотрудничество.

Концептуальные основы: Принцип гуманизма и природосообразности.

Формы и методы работы: игра, дискуссия, творческие проекты, театрализация, пантомима.

Целевая аудитория: занятия рассчитаны для детей (6-7лет) –старших дошкольников, имеющими затруднения в социальной адаптации.

Планируемые результаты: Система занятий позволит детям повысить навыки социальной адаптации, сформировать навыки коммуникации, снизить тревожность и скорректировать поведение. Отслеживание результатов через диагностическое обследование на входе и выходе данной программы.

Методы диагностики : наблюдение, проективные методики: «Рисунок семьи», оценка произвольного внимания Д. Векслер «Корректурная проба» и «Графический диктант» по; определение умения способности обобщать и оценка мыслительных операций анализа и синтеза, умение устанавливать логические связи и закономерности, оценка зрительной памяти по; определение школьной зрелости по тесту Керна-Иерасека; диагностика развития социального интеллекта; диагностика игровой и учебной мотивации по.

Направление: «Социально-психологической адаптации старших дошкольников» подразумевает следующие шаги:

· индивидуальные консультации с семьей;

· просветительская работа с родителями и педагогами в форме лекций и семинаров-тренингов.

· тренинговые занятия по формированию эффективных коммуникативных навыков;

· индивидуальные занятия с детьми «группы риска»

Индивидуальная работа:

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях и в консультировании родителей и педагогов.

Оборудование:

· фонотека

· магнитофон

· предметные игрушки

· кубик настроения

· Мягкая игрушка-ёжик

Продолжительность занятий : программа занятий рассчитана на учебный год с октября по май, с периодичностью один раз в неделю по 40 минут. Рекомендуемое количество человек в группе: 10 - 15чел.

Тематический план занятий:

Тема дискуссии

Список игр

Знакомство

Ритуал приветствия, «Снежный ком», «Поменяйтесь местами», «Мороженое»; «Тряпичный человек», «Хрюк по кругу», «Три лица», ритуал прощания.

Ритуал приветствия, «Какой я сегодня», «За что я себя люблю», «Чей это голос»; «Снеговик», «Три лица», Ритуал прощания.

Ритуал приветствия, «Я мечтаю», «Создаем мультфильм», «СМС сообщение», «Эхо», Ритуал прощания

Творчество

Ритуал приветствия, «Путаница», «Отгадай животное», «Где мы были мы не скажем»,

Границы. Мое пространство. Пространство других

Ритуал приветствия, «Мое пространство», «Зеркало», «Смеяться запрещается», «Можно к вам в гости?» «Мои боюськи», «Дрожжим, злимся, смеемся», «Рубим дрова», ритуал прощания

Мы команда

«Принцесса, дракон и принц», «Шел король по лесу», «башня из рук», ритуал прощания

Вместе веселее

«Это про меня», «Комплименты», «Пауки, птицы, блохи», «Принц на цыпочках», ритуал прощания

Завершение

Ритуал приветствия, вспоминаем запомнившиеся игры и играем в те игры, которые назовут дети, ритуал прощания.

Структура занятия:

1. Ритуал приветствия – создание эмоционального настроя в группе

2. Игры на развитие коммуникативных навыков

3. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

4. Ритуал прощания – рефлексивный этап, подведение итогов занятия

Конспект занятия для детей 6-7 лет

Педагог-психолог МКДОУ «Детский сад» №3

Цель занятия – развитие навыка сотрудничества со сверстниками в парах.

Основные задачи:

· Развитие навыков общения, чувство принадлежности к группе.

· Обучение способности снятия мышечного и эмоционального напряжения, обучение произвольной саморегуляции.

· Обучение адекватным способам выражать чувства и развитие гибкости поведения и наблюдательности.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия: на занятие приносится игрушка – ёжик – символ нашего тренинга общения. Поздороваться с ёжиком.

2. Игра: «Имя и движение»

Цели: Детям легче почувствовать свою принадлежность группе, когда они могут задействовать свое тело. Также эта игра помогает детям в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.

Детям нравиться, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и «запечатлеть» свое движение в группе становиться все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становиться Режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и педагога. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.

Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом показывать, какой вы сегодня, то есть делать какое-нибудь движение – руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им, стараясь почувствовать состояние. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа.)

Анализ упражнения:

Чьи движения тебе понравились больше других?

3. Игра "Охотник"

Играющие вслед за ведущим повторяют слова и движения.

Слова

Действия

Собрался охотник на охоту. Надел шляпу, сапоги, взял ружье и

пошел по дороге,

Топают ногами.

затем по песочку,

Потирают ладонью о ладонь.

по бревнышкам через мостик,

Ударяют кулаками в грудь.

по болоту с кочки на кочку,

Хлопают в ладоши.

Хлопают по коленям.

Устал. «Уфффф!» Сел на пенек, осмотрелся, увидел за кустом медведя, испугался и побежал обратно.

По лесной тропинке, через бревно

по болоту с кочки на кочку,

Хлопают в ладоши.

по бревнышкам через мостик,

Ударяют кулаками в грудь.

затем по песочку,

Потирают ладонью о ладонь.

пошел по дороге.

Топают ногами.

Прибежал домой, снял сапоги, шляпу, ружье. Устал. «Уфффф!», рассказал жене, как пошел

по дороге,

Топают ногами.

затем по песочку,

Потирают ладонью о ладонь.

по бревнышкам через мостик,

Ударяют кулаками в грудь.

по болоту с кочки на кочку,

Хлопают в ладоши.

по лесной тропинке через бревно

Хлопают по коленям, показывают бревно.

Если играющие не устали, игру можно продолжить и далее: Жена решила посудачить с соседкой: «А мой-то охотился на медведя!» и так далее.

А маленький сынишка подслушал, пришел к своим друзьям и рассказывает: «А мой папа ходил на охоту!»

При этом темп игры можно увеличивать. Главное – не сбиваться самому, и что бы не сбились играющие.

4. Упражнение: “Три лица “

Цели: Все дети любят сюрпризы. Эта игра дарит детям сюрприз и, кроме того, позволяет им задействовать свою интуицию и любовь к подражанию. Задание состоит в том, чтобы без слов достичь совпадения выражения лица. Если это удаётся, дети начинают гордиться и спрашивать себя, как это вообще у них могло получиться. Вы можете предлагать эту игру перед началом различных занятий, особенно в том случае, если при их проведении будут необходимы сотрудничество и интуиция.

Инструкция: Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы мне подражали.

Сначала я покажу вам печальное лицо. Вспомните, как выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать, чтобы выразить печаль?

Сейчас я покажу вам свирепое лицо. Все представили, как это выглядит? Давайте все сведём брови, оскалим зубы и сожмем кулаки…

Третье лицо – счастливое. Для этого давайте все широко улыбнёмся и прижмём руку к сердцу…

Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз: печальное, свирепое и счастливое…

Теперь разделитесь на пары и встаньте со своим партнером спиной к спине. Давайте ещё раз повторим все три выражения лица. Сделаем все по очереди печальное лицо, свирепое, а потом счастливое… Теперь вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я сейчас досчитаю до трёх, вам надо будет быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три…Покажите свое лицо партнеру. Какая пара выбрала одно и тоже лицо?

Дайте детям ещё немного потренироваться самим. Затем объедините пары в четвёрки. Каждая пара в четвёрке должна шёпотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и Вы снова даёте команду. Увеличивайте количество человек в группе до тех пор, пока весь класс не разобьётся на две больших команды.

5. Упражнение: «Зеркало»

Дети делятся на пары. Танцуем в парах, один в паре – зеркало, отражение он повторяет все движения партнера. Затем меняемся ролями. Через определенное время психолог останавливает музыку, проверяя, как отражает зеркало. Есть ли кривые зеркала?

6. Театрализованная игра "Насос и мяч"

Цель: Расслабляет максимальное количество мышц тела.

Ход игры: дети разбиваются на пары, в которых один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Его товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем дети меняются ролями.

7. Упражнение: построить «башню из рук».

Цель: взаимодействие и слаженность действий детей в группе. Сотрудничество и кооперация.

Инструкция: задача – всем вместе построить башню из ваших рук. Один из вас зажимает руку в кулачек и отодвигает большой палец вверх; другой обхватывает большой палец сверстника своим кулачком и также отодвигает большой палец для другого кулачка. Важно: не сжимать палец сильно, иначе будет больно, не качать башню, иначе она развалится, а для этого важно замереть на какое-то время и ждать, когда все присоединятся к нашей башне.

8. Ритуал прощания: складываем ладошки друг на друга, образуя цветочек, смотрим друг на друга и говорим: «До свидания!»

Тренинг игрового взаимодействия для детей 6–7 лет

Цель: сплочение группы; развитие умения понимать другого, творческого воображения и мышления.

Вводная часть Участники знакомятся друг с другом и с правилами проведения тренинга. Для данного возраста предлагаем использовать следующую форму. Ведущий, начиная тренинг, заучивает или разыгрывает с участниками стихотворение «Чтоб было весело играть…», которое приводилось в начале.

Разминка Упражнение «Представь себя» Цель: развитие ассоциативного мышления. Инструкция: представиться не своим именем, а названием того растения или цветка, которые нравятся.


Упражнение «Дотронься до цвета» Цель: развитие внимания, повышение эмоционального фона. Инструкция: ведущий произносит предложения, в которых есть слова, обозначающие названия какого-либо цвета. Задача участников – глазами быстро найти предмет такого же цвета и на счет «раз-два-три» дотронуться до него. Заяц белый в лесу бегал. В космос полетела ракета серого цвета. Зимой и летом стройной, оранжевой была. Ярко светит в небе зеленое солнце. Снесла курочка яичко, да не простое, а красное. В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик, но розовый он был.


Упражнение «Остров дружбы» Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта. Инструкция: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островком спасения для нас будет служить газета», – говорит ведущий.


Основная часть

Упражнение «Скульптура» Цель: развитие умения понимать другого; развитие творческого мышления и воображения. Инструкция Ведущий: – Жили король и королева – Творец и Муза. Долго не было у них детей. Наконец родилась дочь – Глина. Родители берегли и лелеяли ее, никому не показывали. Она росла, и все скульпторы узнали, что у Творца и Музы есть очаровательная дочь. Многие хотели на ней жениться, но король всем отказывал. Муза огорчалась, а Творец отвечал: «Они любят себя, свой талант, а не ее». Однажды приехал в город молодой скульптор. Увидел Глину и был пленен ее грацией, пластичностью. Глина спросила у скульптора: «Ты хочешь быть королем?» – «Нет, мне нравятся твоя неповторимость, мягкость, пластика. Я вижу твой образ», – ответил скульптор. И Глина стала его женой. Станьте друг против друга лицом к лицу, образуя два круга. Внутренний круг – это скульпторы, внешний – глина. Задача скульптора – «вылепить» любой образ, который возникает в его воображении при виде глины. Скульптор ставит свою «глину» в любую выбранную им позу, помогает (руками) принять желаемое выражение лица... Время на работу – 3 минуты. Затем роли меняются.


Упражнение «Ассоциация» Цель: развитие ассоциативного мышления и умения обобщать. Инструкция: первый участник называет любое слово, которое может обозначать предмет, явление, понятие. Второй участник называет свое слово. Задача третьего участника – объединить эти два слова в предложение. Игра продолжается со второго участника.


Упражнение «Интервью» Цель: развитие умения почувствовать другого, перевоплотиться в него. Инструкция: участники должны разделиться на пары, повернуться лицом друг к другу и по очереди за одну минуту узнать как можно больше друг о друге. Задача участника – рассказать все, что он запомнил о партнере, от своего имени. Участники тренинга могут задавать дополнительные вопросы. Подведение итогов. Вопросы задаются всем по кругу. Когда вам было легче – когда слушали о себе или говорили за другого? Согласны ли вы с представлением о вас другого человека?


Заключительная часть Упражнение «Костер проблем» Цель: дать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения безопасности. Инструкция: раздать полоски бумаги. На полосках бумаги записать проблемы, от которых хотелось бы избавиться. Затем бумага поджигается.


Упражнение «Серебряное копытце» Цель: стабилизация эмоционального фона, релаксация. Инструкция Ведущий: – Вообразите (с закрытыми глазами), что каждый из вас – красивый, сильный олень с высоко поднятой головой. На левой ноге – серебряное копытце. Удар копытцем о землю не принесет сказочных монет, но сделает золотым ваше сердце. Его нежность и доброту должны почувствовать все, кто находится вокруг. Повернитесь направо, положите руки на плечи соседу впереди и помассируйте их. Рефлексия по окончании тренинга строится на примере упражнения «Круг». Все участники становятся в круг и по очереди высказываются или производят какие-то действия.

Loading...Loading...