Нужно ли ребенку раннее развитие


Нужны ли пресловутые карточки и картинки в столь раннем возрасте, и если нужны, то в каком количестве?

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно.

Так обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием, не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Многие родители уверены, что заниматься с ребенком ранним развитием – это показывать карточки с картинками, обучать чтению практически с рождения, показывать презентации и обучающие фильмы уже с пеленок.

Так ли это?
Что необходимо ребенку в первый год, без чего невозможно представить РАННЕЕ РАЗВИТИЕ?
Нужны ли пресловутые карточки и картинки в столь раннем возрасте и если нужны, то в каком количестве?

Итак, самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

  • Ребенок должен дома быть всегда голеньким! Даже если дома прохладно. Это, пожалуй, самое важное условие РР. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, мышцы не работают, потому что двигаться в тёплых одёжках и в жарком помещении не очень-то хочется.
  • Ребенку надо предоставить возможность неограниченного движения. Никаких манежей и подушек! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване!
  • С ребенком необходимо заниматься физическим развитием! И делать это регулярно, изо дня в день и по многу раз в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде. Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Самые полноценные занятия – на детском спорткомплексе для малышей. Такие занятия позволяют ребёнку легко и непринуждённо осваивать основные двигательные навыки, которые так важны в первый год его развития.
  • Нужно уделять довольно большое внимание воде – плавание и ныряние. Или просто водные игры в ванной. Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.
  • Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним помногу и особым образом, помогающим развить активную речь в первый же год. Стимулировать активную речь играми, просьбами, вопросами. Помните, что в первый год мама практически не должна молчать с малышом!
  • Ребенка обязательно надо приучать к самостоятельности. Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. И постепенно уменьшать свое участие. Это касается всего: от занятий на спорткомплексе – делать упражнения, лишь направляя ребёнка в ту или иную сторону – до одевания-раздевания и более сложных вещей.


  • Предоставить ребенку максимум тактильных ощущений. Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками и разнообразных игр: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы (безопасные, естественно). Полнота тактильных ощущений возможна только при соблюдении второго пункта этого списка – предоставить неограниченную возможность двигаться. Никакие пособия, предложенные ребёнку в манеже, не способны заменить ощущений от соприкосновения с реальной действительностью.
  • Дайте ребенку слушать разнообразную музыку, песни, сказки и звуки разных языков (не слишком многих, а двух-трех кроме родного, не больше).
  • Стимулировать ребенка к активным играм с игрушками – куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками.
    И это совмещать уже с карточками, презентациями и прочими дидактическими пособиями.

Вот, собственно, и все.

«Какое же это раннее развитие?», - скажут многие. Подавляющее большинство пожмут плечами и хмыкнут!: «А как же карточки? Презентации? Рисование и музыка?»

Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша. При этом совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия обязательно! А большинство мам считают, что если они завалят ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками (чем дороже и круче, тем лучше), тем более умным и способным вырастет их малыш.

Свободное движение важнее всех карточек! Карточки смело можно заменить речью и показом окружающих предметов. А вот физическое развитие не может заменить ничто!

Дети, укутанные, как на северный полюс, сидят в кроватках и перебирают «развивающие» игрушки. Несколько раз в день им продемонстрируют карточки или презентации. А потом снова потеплее оденут и положат «развиваться» к умным игрушкам.

Родители замирают от счастья в погоне за дорогостоящей игрушкой или невероятно полезной книжкой. А время уходит!
Другие увлекаются невероятным количеством сложных игр и пособий, круглые сутки делают эти пособия, и занимаются по ним. А у ребенка не остается времени поползать, побегать и поиграть..

На правах рекламы.

Взято на просторах интернета, я полностью согласна с этим. Но сначало немного о нас)

Когда сыну было 1,3 я как хорошая мама пошла с ним в развивающий центр, отзанимались мы с декабря и до лета, а потом уехали отдыхать к бабушке. Сыну нравилось там рисовать, лепить, клеить, занятия по развитию речи были мягко сказать никакими, на музыкальном занятии хороводы мы не водили, сын не любил и песни не пел). Сейчас нам 2,4 мы ни куда не ходим и сын счастлив, мы гуляем, играем, рисуем и лепим в свое удовольствие, на улице наблюдаем за птицами, машинами, как капает вода, знаем что лед скользкий и тд., учимся правильно переходить дорогу) И теперь я понимаю, что не нужно ребенку раннее развитие, теперь мы развиваемся по заложенному природой плану.

-Моя уже буквы пытается в слоги складывать. Думаю, надо бы с ней вплотную чтением заняться!
-Да? А у нас уже читает давно! Но мы же с ним с пеленок по специальной методике занимались, - вот и результат!

Вы, наверное, очень удивитесь, когда узнаете, что это диалог двух мам малышей полутора лет.

Сравнивать достижения своих детей родители начинают с самого рождения. Когда повернулся, пошел, заговорил? Зачастую, все разговоры молодых родителей только и крутятся вокруг умений и успехов своих малышей. Разумеется, складывается впечатление, что если вы не занимаетесь со своим ребенком по какой-то методике, не используете специальный развивающий материал или не читаете ему в 2 года энциклопедии, то вы упускаете что-то очень важное и в чем-то безнадежно отстаете от других ровесников. И конечно, первое желание заботливых родителей - срочно все наверстать!
Развитие развитию - рознь

«Я, наверное, Сашу в другой развивающий центр буду отдавать. Как-то раз прихожу его забрать пораньше, а они там просто играют! Ну это же не дело! Поиграть он и потом сможет, а там учиться надо!», - возмущается мама 4-летнего Саши.

Действительно, как можно играть, если надо учить буквы и цифры? Ведь игра - это так… Пустое развлечение...

А так ли это на самом деле, когда речь идет о дошкольнике? И действительно ли так уж необходимо учиться чему-либо за партой в столь юном возрасте, вместо беготни, прыжков, догонялок и кукол с кубиками?
Попробуем разобраться

Когда речь заходит о раннем развитии, первый вопрос, на который стоит ответить родителям - зачем? Нужно ли развивать что-то у ребенка именно «рано»? Каждый малыш развивается по своему собственному графику и в своем темпе. Поэтому сравнивать между собой детей в плане умений, попросту бессмысленно.

Зачастую, можно видеть картину, когда один ребенок начинает говорить в полтора года, а другой - только в три. Но вдруг к четырем годам выясняется, что речь последнего гораздо более развита, нежели у первого: шире словарный запас, более грамотные и сложные речевые конструкции.

Не стоит забывать о том, что есть определенные медицинские нормы развития ребенка, на которые и стоит ориентироваться. Если, к примеру, родители замечают, что ребенок отстает по какому-то показателю развития, то, конечно, стоит проконсультироваться у специалиста и уделить этому вопросу повышенное внимание.

Но вот гнаться за успехами других детей - дело совершенно неблагодарное. Важно сравнивать малыша с самим собой: есть ли прогресс в развитии, новые умения и навыки, с интересом ли ребенок относится ко всему новому? На это родителям действительно стоит обращать внимание и внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, а не гнаться за мнимыми рекордами и успехами.

Это, конечно, не значит, что малыш должен быть предоставлен сам себе. Общение со взрослым и сверстниками, совместные игры, чтение литературы, подходящей по возрасту, прогулки и подвижные игры - все это не пустая трата времени, а самое настоящее и необходимое развитие для дошкольника!

Всему свое время. Уроки, упорное повторение материала, заучивание - все это еще ждет впереди вашего ребенка в школе. Вот только он уже будет к этому готов и такое развитие принесет и пользу, и свои плоды.
Воспитать гения?

Действительно, в возрасте до 3 лет мозг ребенка воспринимает и усваивает информацию с повышенной эффективностью. Малыш с ходу запоминает и повторяет многое, бурно развивается речь, ребенок как губка впитывает все что видит и слышит. И развивать ребенка в этом возрасте на самом деле очень и очень важно. Вот только развивать правильно. Самое лучшее, что могут сделать родители и близкие люди ребенка - это не отбить у него врожденную любознательность, интерес к окружающему миру и ко всему новому.

Пойдя с ребенком на прогулку, обратите его внимание на все происходящее вокруг. Вот снег тает, сосульки капают, солнышко стало пригревать - значит пришла весна. Пусть кроха потрогает пальчиком талую воду, нальет ее в ведерко, подует на бумажный кораблик в ручейке.

Все эти незамысловатые, по мнению взрослого, занятия помогают ребенку думать, фантазировать, анализировать и обобщать. Вот только происходит все это весело, эмоционально, в игре. А значит и запоминается лучше всего. Ну подумайте сами, для чего малышу в три года знать назубок столицу Австрии и уметь считать до 100 без запинки? Как он сможет применить свои знания на практике? Что они ему дают?

В лучшем случае - окажутся бесполезными, а в худшем - могут серьезно навредить. Ведь чрезмерная, непосильная и никому не нужная нагрузка в столь раннем возрасте может привести к перегрузке и срыву неокрепшей нервной системы малыша. А это влечет за собой целый ряд последствий, начиная от неконтролируемого поведения, и заканчивая серьезными медицинскими диагнозами.

Многие современные исследования и опыт, уже доказали, что дети, которых специально усиленно развивали по какой-либо особой методике раннего развития, не стали ни вундеркиндами, ни даже просто людьми с выдающимися способностями. К определенному возрасту такие дети выровнялись со своими ровесниками в уровне знаний и развития и ничем не отличались от них.

Поэтому пусть детство остается детством! Главное, любите и принимайте своего кроху таким, какой он есть, позвольте ему быть самим собой, а не придуманным мамой и папой маленьким гением!

Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить

Развивающий бум достиг своего пика, и сегодня многие родители стараются максимально загрузить своего ребенка разнообразными занятиями и секциями, научить читать раньше, чем ходить… Но и есть родители, которые задаются вопросами, а надо ли учить малыша с раннего детства, не навредит ли ему это, не лишат ли они его детства, а если все-таки учить и развивать, то какую выбрать методику и как стоит заниматься…

Что такое раннее развитие? Какую методику выбрать?

Единого научного определения понятию «раннее развитие» нет. Специалисты, работающие с детьми объясняют это понятие по-своему. Но все под ранним развитием обычно понимают специальные методики, направленные на опережающее развитие способностей ребенка. Эти методики включают развитие и физическое, и интеллектуальное, и эмоциональное. Существует множество различных методик, например, методики Зайцева, Никитина, Глеба Домана, методика Марии Монтессори и др.

Есть методики более или менее эффективные, есть популярные, есть модные. Но и есть ВАШ ребенок со своим характером, темпераментом, способностями и есть Вы тоже со своим характером, темпераментом и педагогическими способностями.

Каждый автор убежден, что его методика подходит всем детям, но, как показывает практика, это не совсем так. Ведь ребенок не чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно. Есть пол ребенка, а это очень существенный фактор; есть левши и правши. У каждого ребенка своя, уникальная генетическая программа. Один растет в семье геологов на севере, где за окном полярная ночь, а другой малыш родился и живет на юге и почти весь год ест фрукты. Поэтому, если Вы решили заняться самостоятельно ранним развитием своего малыша, следует составить примерную программу того, что вы собираетесь делать. А для этого надо собрать материал, осмыслить его и выделить те моменты, которые подойдут именно вашему ребенку. Если Вы собрались отдать ребенка в центр раннего развития, программу развития лучше обсудить с педагогами, с которыми Ваш ребенок и Вы будете заниматься.

Где лучше заниматься дома или в центре раннего развития?

Современные родители много знают про методики раннего развития, покупают массу пособий, но когда доходит дело до момента «надо заниматься и учить» тут и возникают проблемы. Приведу пример: если мы поцарапались, то мы ранку обрабатываем йодом, а если мы получили серьезную травму, то даже, если у нас есть дорогие и современные препараты, то мы все равно обратимся к врачу. Так и с нашими детьми, родители могут и должны читать с малышом, знакомить с простыми бытовыми вещами, рассказывать интересные факты, рисовать и т.д. Если вы хотите, чтобы ребенок занимался по определенной методике, научился общаться, получил определенный багаж знаний, умений и навыков, научился хорошо, чисто и грамотно говорить, то, конечно, лучше обратиться к специалистам: психологам, педагогам, логопедам.

Занятия в развивающих центрах, как это не странно, сближают детей и родителей. Если родители не отстраненно наблюдают за ребенком со стороны, а водят с ним хоровод или рисуют на ватмане, замарав руки краской, то родители находится с ребенком на одном уровне. От этого их взаимоотношения становятся более эмоциональные и теплые.

В группах дети учатся общаться и со сверстниками, а мамы в этот момент общаются друг с другом.

Да и дома без развития, конечно, не обойтись: полили цветы, забили гвоздь, помыли посуду … - домашние дела? – для нас, родителей, да, а для малыша – это развитие. Дома можно читать, лепить, рисовать, гулять и т.д. Можно найти очень много занятий и дел, которые непременно будут развивать малыша.

То есть ребенок дома и в центрах раннего развития, получает разное развитие, разные знания, умения и навыки. Иногда они повторяются, закрепляются и это, естественно, идет малышу на пользу. Поэтому занятия дома и в центрах дополняют друг друга.

Если вы захотели отвести своего малыша на занятие, то следует помнить, что «хорошее – в меру» . Не нужно водить ребенка ежедневно в центр. Это может быть раз или два в неделю, но в удовольствие и с хорошим настроением.

Что же ждать от занятий? И чего ждать не стоит?

Занятия в развивающих центрах изначально предполагают активное участие родителей. К этому родители не всегда готовы. Как правило, для адаптации ребенку необходимо в течение нескольких занятий просто осматриваться и привыкать к новой обстановке. Малыша не следует торопить и заставлять что-то делать против воли. Намного лучше, если родители сами включатся в игры, будут водить хороводы, петь песни и танцевать. В таком случае и малышу очень скоро захочется присоединиться.

На занятиях дети получают результат всегда, нопо мнению родителей, если ребенок не ответил на вопрос – значит что-то не усвоил. А ребенок имеет право наблюдать за работой других. Наблюдение - один из важнейших способов познания. Такие дети очень часто, придя домой, выполняют все, что увидели и узнали нового на занятии.

Часто приводят годовалого карапуза, который начал ходить неделю назад и «требуют» , чтобы через месяц, другой он начал читать, потому что он знает уже буквы, хотя при этом еще не говорит. И такое встречается очень часто. Тогда объясняем, что значит раннее развитие и что в год ребенку читать и не нужно… То есть подобные желания складываются потому что родители не знают, что ребенку в этом возрасте надо знать, уметь и делать, поэтому ставят планки, недостижимые и часто не нужные для ребенка. Это нормально, не все мы можем лечить больных и ремонтировать обувь... Чаще всего мамы и папы прислушиваются к педагогам и тогда либо мы работаем вместе, либо родители работают и «развиваются» с детьми по нашим рекомендациям.

На какие знания стоит делать упор?

В первую очередь ребенок должен получить те знания, которые может использовать в данный момент. Если вы ребенку будете показывать картинку вселенной и называть все планеты, то ребенок непременно это запомнит и выучит и даже выдаст информацию, как попугайчик. Но хочется спросить: зачем? Могу Вас уверить, что если Вы это не будете повторять регулярно, уже через пару недель малыш это забудет, потому что ему это не надо. А если вы покажете кошку и собаку, то ребенок, увидев животное на улице сможет определить, кто же это. Хорошо, когда ребенок может вырезать картинку и сделать для мамы подарок, с папой забить гвоздь. Когда пятилетний ребенок может отличить две марки телефона, но не видит разницу между дубом и кленом, не может раскрасить картинку, то это, скорее всего, не раннее развитие, а заучивание «ненужных» в данный момент вещей. Знания целесообразны тогда, когда они помогают ребенку использовать их в жизни и тогда мир вокруг становится более понятный, интересный и РАЗВИВАЮЩИЙ.

На что стоит обратить внимание при выборе школы раннего развития?

Во-первых, это умеренное количество детей от 5 до 10, а не 20-25. В детском развивающем центре должен быть туалет, вода, ребенка нельзя ограничивать в двигательной активности, то есть, если даже малыш сидит за столом, то он может встать и походить. Обратите внимание, что в школе раннего развития, должны играть, а не учиться. В хорошей школе детям дают не только знания, но и учат понятиям, что такое хорошо, а что такое плохо. Важно, чтобы метод получения знаний не препятствовал физическому развитию малыша.

И самое главное стоит обратить внимание на ребенка: хочет он идти или это он воспринимает как «наказание» . Если ребенок желает подольше там остаться, а не побыстрее от туда уйти, значит это для ребенка то, что нужно. А какая там используется методика – это для Вашего ребенка вторично.

Что же главное в развитии детей?

Все должно быть естественно, следуя законам природы. И в физическом, и в интеллектуальном развитии детей. Не надо воспитывать и развивать детей «специально» , надо учитывать их интересы и помогать им развиваться. Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов, всех кризисов, всех возрастных «проблем» . И помните самая хорошая методика – это счастливое детство ВАШЕГО малыша, которое никогда не повторится, но останется в памяти на всю жизнь!

Миллер Анастасия Владимировна

Психолог, логопед, специалист по раннему развитию детей

На вышеперечисленные вопросы отвечает наш консультант Яна Докашенко, педагог раннего развития Детской студии «Капитошка», Сумы:

Я уверена в том, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым умным, успешным, сообразительным, послушным. Еще не встречала ни одну маму, которая хотела, чтобы поведение ее ребенка было самым худшим в саду или в школе, знания были бы самыми низкими среди остальных детей. Каждая желает для своего чада самого лучшего!

Поэтому развивать своего карапуза многие мамочки начинают с самого раннего возраста, посещая занятия в развивающих центрах. Остальные же - остаются в стороне, принимая другую сторону медали и считая, что этим самым «отбирается детство у детей». Что ж, давайте разберем, кто прав и нужны ли центры раннего развития?

Поговорим для начала о развитии мозга ребенка, которое напрямую связано с его будущими успехами. Вот вы знали, что на внутриутробный период приходится 70% развития мозга малыша? Остальные 30% - на период младенчества и дошкольные годы. Мозговое вещество начинает закладываться уже на первых неделях беременности, а на десятой неделе делится на три основные части. И поразительно то, что ежеминутно мозг растет и формирует около 250 000 новых нейронов! А вот к трем годам структуры мозга практически сформированы и этот период трех лет - период наивысшей активности мозга. И именно поэтому, очень важно в первые три года обратить на это свое родительское внимание и помочь в формировании мозга. В этом помогут различные занятия, интересное времяпровождение, разностороннее обучение всему новому в гармонической среде, которая будет насыщена только положительными эмоциями и впечатлениями.

Поэтому на вопрос «Нужно ли раннее развитие?», я скажу четкое «Да!» Вот только какое это развитие должно быть, чтобы оно приносило пользу и «не лишало ребенка детства», мы сейчас разберем.

Важно, чтобы весь процесс обучения был в игровой форме. Игра это единственный действенный способ изучения окружающего мира. Малыш запомнит только то, что действительно будет ему интересно. Не нужно учить буквы и цифры, сидя за партой и штудируя книги. Ребенку будет интересен их образ, например, буква «Ж» - это жучек с растопыренными лапками, а части буквы «В» - это виноградинки. Быстрее получится выучить буквы, если вы будете их вырезать и клеить, трогать, лепить из пластилина и теста, делать буквенное вкусное печенье и запекать его в духовке. Это касается и названия предметов, животных, одежды, транспорта и т.д.

Именно окружающие звуки, тактильные ощущения, зрительные образы прочно закрепляют полученные знания ребенка в его памяти.

Познание окружающего мира должно происходить через сенсорные рецепторы, поэтому кроху должны окружать разные по своей фактуре предметы, бусинки, кубики, мягкие и твердые игрушки, сыпучести и жидкости. Мы привыкли развивать работу левого полушария мозга, которое отвечает за абстрактное мышление и логику, а нужно у малышей до 3 лет развивать правое полушарие, которое связано с творчеством, образным мышлением и эмоциями. Только тогда раннее развитие будет полезным и не причинит вред вашему чаду.

Запомните, раннее развитие - это не знание всего алфавита или всех животных на английском языке в 3 года. В первую очередь, это создание гармоничной среды для изучения мира, в которой малыш живет и познает все с помощью органов чувств. Во-вторых, это неограниченная физическая активность, которая помогает карапузу овладеть своим телом, стать более ловким и крепким. Самое главное - не нужно ставить себе за цель воспитать гения и вундеркинда. Не нужно гнаться за результатом и демонстрацией успехов перед окружающими, таким образом можно запросто перегрузить малыша знаниями, и это не принесет никакой пользы в будущем. И важно помнить, что каждый ребенок индивидуален.

Почему же так нужны центры раннего развития, если можно развивать свою малютку и дома?

Несомненными плюсами являются:

  • Разнообразный развивающий материал . Домой вы не накупите всех игрушек, кубиков, книжечек, мячиков. Это дорого и занимает немало места. Бывает такое, что ребенок новой купленной игрушкой может поиграть всего пару раз, после она вам уже не пригодится и будет пылиться на полке.
  • Разнообразие и игровая форма занятий . Не всегда мама может дома создать игровую атмосферу. Например, когда приходит в гости Мишка и просит разложить по тарелкам шишки и каштаны. Малыш может не воспринять сказочного героя от мамы и откажется выполнять задание. А вот придя на занятие к педагогу, такое задание он может выполнить на ура и даже не захочет расставаться с Мишкой. Еще обычно в центрах развития занятия содержат в себе разного вида игры и упражнения: музыкальные, художественные, физические, интеллектуальные. Карапузу это нужно для смены деятельности, ведь концентрировать свое внимание в таком раннем возрасте непросто. Поэтому очень важно чередование игр, упражнений и заданий. Чтобы дома провести такое разнообразное занятие, маме нужно будет предварительно подготовиться. Но на это не всегда есть время.
  • Общение и социализация . Ребенок попадает в коллектив к другим деткам и взрослым. Учится с ними общаться и находить контакт, взаимодействовать, быть самостоятельным и просто дружить. Учится выполнять общие правила и наконец-то «учится учиться».
  • Опыт для родителей . Не все родители грамотно обучены педагогике и знают методики раннего развития. Поэтому педагоги в развивающих центрах помогают родителям получить «знания о занятиях», проконсультировать, чем можно заниматься дома, дать толчок к самообразованию и познанию своего крохи.



Единственным минусом раннего развития и развивающих центров, я вижу только безграмотность и неумение правильно использовать методики развития педагогами и родителями, незнание физиологических показателей детей, не заинтересованность в интересах своего ребенка и рвение воспитать вундеркинда. К этому нужно относиться очень осторожно. Будет это развитие происходить дома или в развивающем центре, важно чтобы были удовлетворены эмоциональные и физические потребности ребенка, а развитие происходило поэтапно в спокойной и дружелюбной атмосфере.

Наш специалист

Яна Докашенко,

педагог раннего развития

Детская студия «Капитошка», Сумы

Многие мамы видят в своих детей юных гениев. И считают, что эту гениальность, непременно, нужно развивать. Так в жизни малышей практически с самого рождения появляются разнообразные развивающие карточки и игры. А когда ребенку исполняется год, он становится еще более «занят». Ведь нужно успеть сходить в «развивашку», а потом послушать (а желательно еще и выучить!) сказки Пушкина и Барто, потом позаниматься дома изучением счета, букв и цветов. Добавьте еще раннее изучение английского (потом «спасибо» скажет) и другие аспекты "раннего развития".

Но действительно ли нужно уделять столько нарочитого внимания так называемому раннему развитию? Или все же лучше оставить ребенка 1-2 лет в покое, и дать ему развиваться в естественном ритме? Своими рассуждениями на тему делюсь в статье.

Не развивать, а обеспечить среду для развития

Я категорически против специальных действий для развития ребенка 1-2 лет (а тем более до 1 года). Да, да, развивающие игры, занятия и упражнения пусть пока подождут. Считаю, что малыш и так делает большую работу по своему развитию каждый день. Это его естественная потребность и желание расти и узнавать новое, развивать и оттачивать свои навыки. Чем он, собственно, и занимается.

Задача мамы здесь просто не мешать. Не ограничивать малыша в его исследованиях. Обеспечить качественную среду для развития: игрушки, книжки, краски, пластилин, прогулки, вовлеченность в «настоящую жизнь». И, конечно, любовь родителей и совместное время.

Совместные игры со взрослым – ключ к развитию

Малыш быстро подхватывает новые навыки, слова и понимание мира от взрослого. Для этого ему не нужно специально отведенное по графику время за столом, когда он сидит и выполняет инструкции. Нарочитым «развивающим занятиям» может быть вообще не время. Может малыш сейчас хочет просто поиграть или побегать, а мама сажает его в стул и начинает показывать карточки с буквами.

Гораздо эффективнее и веселее просто играть вместе с мамой. Например, игры с пластилином. Когда в жизни дочери появился пластилин, мы всегда играли в него вместе. Больше делала я, дочь с интересом наблюдала, пыталась участвовать. Со временем она стала играть в пластилин самостоятельно, и у нее получалось все лучше и лучше. Причем, время игры с пластилином всегда были по инициативе ребенка. Дочь просила пластилин тогда, когда ей хотелось с ним поиграть и играла столько, сколько хочется. У нас ни разу не было такого, что я сажала дочь за стол с мыслью «занятия пластилином 30 минут по средам» или т.п.

Так же и с другим: игры в песочнице просто для забавы, а не с целью «развить мелкую моторику». Разнообразные игрушки для игр, а не только для развития (ребенок итак впитает что-то новое в процессе игры без развивающих занятий). Совместный просмотр книжек перед сном или на горшке , а не ради «занятий с книжками». Дать ребенку тряпку во время семейной уборки, привлечь к мытью посуды, а не «монтессори игры с водой».

Естественное развитие ребенка в процессе жизни

В естественном ритме жизни, когда ребенок имеет среду для развития, и его не ограничивают, он подхватывает быстрее. К тому же, развиваясь в естественной среде (а не при искусственных занятиях) у ребенка сохраняется тяга к развитию, тяга к знаниям. С помощью нарочитых развивающих занятий можно привить отвращение учиться. А еще, если всегда преподносить ребенку информацию на блюдечке, давать ответ еще до того, как у него родился вопрос, он так и не научится добывать знания самостоятельно.

Что-то ребенок подхватывает из повседневной жизни родителей, наблюдая за ними, пытаясь повторить. Что-то учит из мультиков или фильмов, которые смотрят родители. Что-то учится понимать при помощи картинок в книжках. Многое учит в процессе совместных бытовых занятий с родителями или игр.

Естественное изучение букв, цифр, цветов, форм и т.п.

Я думала, что не буду учить дочь буквам и цифрам до 3-х лет точно. Но она сама с интересом запомнила многие буквы и научилась считать до 10, смотря мультик Паровоз Боб. И, видя интерес дочери к буквам и цифрам, я уже стала его поддерживать – иногда спрашивая, где спряталась цифра «2» или «8», когда мы просто разглядываем вместе книжку. Или называя называния букв, когда дочь с интересом тыкает пальчиком в настенное панно со словами.

Так же и с цветами, поначалу я просто называла их «между делом», в жизни. Например, желтый автобус на остановке, зеленая травка и т.п. Когда дочь уже доучила все цвета по мультикам, я стала иногда задавать ей несложные задания при просмотре книжек. Например, покажи, какой мальчик в красной футболке? и т.п. Это было «в тему» и не утомительно, ребенку было интересно. Мы ни разу не занимались специальными заданиями по цветам, когда ребенку навязывалась эта информация искусственно.

Развитие с помощью книжек

Где-то с 10 месяцев в жизнь ребенка прочно вошли книжки . Многие из них предлагают специальные курсы развития. Например, любимая нами «Школа семи гномов», которую мы начали активно читать уже с года. Однако мы не устраивали специальных занятий, когда выполняли задания, приведенные к каждому уроку. Эти книжки всегда были в свободном доступе дочери, она просто разглядывала картинки самостоятельно, иногда тыкая пальцем и спрашивая «де?» (что это). Мы могли посмотреть за раз несколько книжек от корки до корки, я не ограничивала дочь ни временем, ни количеством.

За время с 1 до 2 лет дочь пересмотрела сотни книжек. И большинство из них не было специально развивающими. Мы просто вместе разглядывали картинки, я называла некоторые предметы или кратко описывала сюжет. С полутора лет дочь стала интересоваться историями, так что я стала читать ей сказки и разного рода приключения.

Дочь очень любит книжки. Обычно она разглядывает их самостоятельно (уже после того, как мы изучили ее вместе). Вместе мы смотрим книжки на горшке или перед снами и иногда в течение дня, когда дочка приходит с книжкой, показывая на что-то пальцем.

Естественное развитие хорошо не только для ребенка, но и для мамы

Словом, я не устраиваю специальных развивающих занятий. Соответственно, мне не приходится вычитывать разные методики, формировать планы и строить графики. Мне не приходится готовить дидактический материал и как-либо еще готовиться к занятиям. Соответственно, моя жизнь, как мамы, проще и легче. Я не обременяю себя дополнительной работой там, где без нее можно обойтись.

Мы просто живем вместе с дочкой своими ежедневными занятиями и увлечениями, уделяем ей время и внимание, не строим планов и не пытаемся загонять в рамки. И знаете, моя дочь выглядит счастливой. Она всегда может выбирать, чем хочет заняться и попросить меня поучаствовать в ее занятиях. Я рядом, если дочь просит, но не навязываю свое присутствие, когда дочь хочет позаниматься одна.

При всем этом я вижу, что дочь знает и умеет все то (и может быть даже больше), что знают и умеют ее сверстники. Поэтому с уверенностью могу сказать, что отсутствие нарочитых «развивающих занятий» не сказывается отрицательно.

Итоги

Развитие ребенка должно быть естественным, «по ходу жизни». Информация, даваемая малышу, должна быть вызвана его интересом и потребностями в знании, а не амбициями родителей и «потом пригодиться». Всему свое время. И наша задача как родителей просто быть рядом и вовремя приходить на помощь ребенку, удовлетворяя его жажду развития. По крайней мере, для меня это актуально с ребенком до 2 лет. А что будет дальше – время покажет.

А что вы думаете по поводу развития ребенка до 2-х лет? Устраиваете ли вы специальные развивающие занятия?

Катечкина Катя –

Loading...Loading...