Исаврийская династия в византии. Исаврийская династия

В Испании выделяют четыре уровня государственной службы:

Центральная администрация;

Администрация региональных автономных сообществ;

Местная администрация;

Администрация полунезависимых агентств и предприятий, находящихся в государственной собственности.

Статус центральной администрации определяется в законе об организации центральной администрации (1983).

Остановимся на наиболее важных аспектах. Как нам известно, Правительство направляет в область своего представителя, статус которого определяется Законом от 16 ноября 1983 г. Представитель назначается на должность королевским декретом по предложению председателя Правительства. Он руководит деятельностью гражданских губернаторов и всей администрации государства, расположенной на территории автономии, а также координирует её деятельность с деятельностью администрации области.

Для Испании характерен самый низкий в Европе удельный вес государственных служащих местного уровня, что объясняется высокой степенью административной централизации.

Лица, занятые на государственной службе, подразделяются на кадровых чиновников и обычных служащих. Государственные служащие подразделяются по корпусам. Корпус - это группа государственных служащих, которые отбираются в соответствии с единообразной процедурой, имеют одинаковую профессиональную подготовку и занимают должности с похожими полномочиями. Только в рамках центральной администрации существует около 200 корпусов.

Кадровые чиновники классифицируются по разрядам с учётом двух критериев: уровня образования и степени сложности

выполняемых задач, места в иерархии должностей государственной администрации. Всего существует 30 разрядов. Для получения 4-го разряда необходим аттестат средней школы, 8-го - диплом технической школы, 10-го - диплом университета. Разряд также зависит от класса или группы, к которой принадлежат служащие.

Д.А. Макаров

Особенности законодательства Исаврийской династии

Византийской империи

На рубеже VII-VIII вв. в стране происходят значительные реформы государственного и общественного строя. В области законотворчества это выразилось в создании нового законодательного свода, во многом пришедшего на смену своду Юстиниана I. Законодательство Исаврийской династии создаёт новый корпус светского

права, действовавший в VIII-IX вв. Он состоит из пяти основных официальных кодифицированных сборников: Эклоги, Морской, Земледельческий, Военный и Моисеев законы. Происхождение, действие и статус этих актов различны. Следует отметить, что последующие правители признавали безусловный авторитет законодательства Юстиниана и, что является одной из важнейших черт византийского права, принципиальную невозможность по собственному усмотрению произвольного изменения основ правовой системы, её базисных принципов и основных институтов. Каждый новый законодатель, несмотря на обилие издаваемых им постановлений, с большой осторожностью относился к изменениям основ действующего законодательства. Идеологическое обоснование издания последующих кодифицированных актов заключалось в исправлении, понимаемом как дальнейшее логическое развитие правовых предписаний.

В заглавии Эклоги в общих чертах обрисована идеологическая цель кодификации и правовая основа, на которой она базируется: «Выборка законов вкратце.... Из Институций, Дигест, Кодекса и новелл Великого Юстиниана с исправлением в смысле большего че-ловеколюбия»1. Составителями акта официально являются императоры Лев Исавр и Константин Копроним, время издания -739-741 гг. По структуре этот законодательный свод состоит из 18 титулов: 1, 2 и 3 титулы охватывают вопросы семейного и брачного права; 4 - вопросы дарения; 5 и 6 - вопросы наследственного права; 7 - вопросы опеки и попечительства; 8 - закрепляет правовой статус рабов; 9 - посвящен вопросам купли-продажи; 10 - вопросам займа; 11 - вопросам заклада; 12 - вопросам эмфитевтической аренды; 13 - положениям договора найма; 14 -посвящен правовому статусу свидетелей; 15 - закрепляет совершение мировых сделок; 16 - регулирует имущественные отношения стратиотов и других лиц, находившихся на государственной службе;

17 - регулирует вопросы наказания за уголовные преступления;

18 титул содержит положения военного права.

Интересен сам принцип, положенный в основу изложения правовых норм. В отличие от Corpus juris civilis, где излагается формальная структура расположения правовых норм (право личное, вещное, раздел об исках), в Эклоге в основание положены стадии человеческой жизни начиная с обручения и вступления в брак и т. д. В каждом из этих этапов встречаются элементы личного, вещного и искового права. К числу основных нововведений законодательства иконоборцев относится установление основ нового семейного права в соответствии с положениями государственной религии и измене-

1 Эклога. Византийский законодательный свод VIII века / пер. и комм. Е.Э. Липшиц. М.: Наука, 1965. С. 43.

ние системы уголовных наказаний в духе «большего человеколюбия». В отличие от прежде действовавшего свода положения Эклоги максимально приближены к потребностям участника правоотношений. Данный законодательный сборник не отражал все стороны правовой жизни империи. Например, в нём не упоминается аграрное законодательство, пути приобретения и потери права собственности, институт давности и некоторые другие вопросы. Возникающие пробелы восполнялись применением текущего имперского законодательства и правовых положений, созданных в предшествующий период. Появляются многочисленные сборники, в основном неофициальные, в которых восполняются недостатки данного кодифицированного сборника. Например, «Приложение к Эклоге», так называемая «Частная распространенная Эклога», и др. Значительную трудность представляет определение времени введения в действие того или иного постановления и выяснение вопроса о том, какие из указанных правовых положений имели юридическую силу.

Земледельческий закон представляет собой свод юридических норм, регулировавших жизнь сельской общины, и являлся, очевидно, частной, но признаваемой государством компиляцией, основанной на сочетании обычного права с нормами действовавшего римско-византийского законодательства1. Е.Э. Липшиц относит издание данного акта к периоду, предшествовавшему правлению иконоборцев. Он закрепил нормы, сложившиеся ранее, в VI-VII вв., как система обычного права или законодательных постановлений им-ператоров2. Посредством Земледельческого закона регулировался широкий спектр общественных отношений, не нашедший своего отражения в положениях Эклоги. Значительную его часть занимает регулирование вопросов ответственности за совершение различных правонарушений: кража леса, плодовых насаждений, нанесение повреждений животным и т. д. Интересно отметить, что в определении правового статуса крестьян Земледельческий закон говорит в основном о свободных крестьянах и крестьянских общинах, в отличие от господствовавшего в предыдущий период отношений колоната и иной степени зависимости. Существуют несколько частных сборников, в которых авторы стремились представить Эклогу и Земледельческий закон в качестве единого акта. Земледельческий закон во многом дополняет и развивает действовавшее прежде законодательство и вносит в него некоторые изменения. Императоры вводят в ранг общеимперского законодательства правовой документ, в

1 Византиискии земледельческий закон / под ред. И.П. Медведева. Л., 1984. С. 54.

2 Липшиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры в VIII -первой половине IX в. М.-Л., 1968. С. 53.

своих основных чертах являющийся записью обычного права, а не результатом правотворчества императора или наследием классического римского права. Приоритетное значение для императоров Ис-аврийской династии приобретает создание правовых сводов наиболее адекватно отражающих сложившийся уровень общественных отношений. Земледельческий закон в своей наиболее ранней редакции, относящейся ко времени издания Эклоги, состоял из 85 статей без чётко выраженной внутренней структуры.

Морской закон в своих общих чертах представляет собой запись обычного морского права, санкционированную государством в качестве законодательного акта. Появление этого сборника произошло в период между 600 и 800 годами. Представляет достаточную трудность выяснение вопроса о том, был ли это акт официальной записи и кодификации обычного права или в его основе лежит частный сборник действующих правовых норм. Морской закон содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, распределению ответственности и т. п. В Морском законе были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской торговли, и некоторые принципы, обобщённые римскими юристами1. Например, Родосскому закону посвящён специальный титул в Дигестах Юстиниана. Но следует отметить, что древний закон (или обычай), действовавший на острове Родос, сентенции римских юристов, посвящённые вопросу распределения убытков в связи с институтом «общей аварии», и Морской закон, впоследствии закреплённый в Книге 53 Василик содержательно не всегда тождественны друг другу2. Закон применялся на протяжении всей последующей истории Византии.

Военный закон представляет собой свод правовых положений, посредством которых регулируются вопросы юридической ответственности военнослужащих. Он состоит из 41 статьи. Датировка данного акта не имеет однозначного решения, так как в своей основе он является собранием правовых положений, известных современной юридической науке по законодательству Юстиниана I, произведению Стратигона Маврикия, Эклоги, Прохирона и Василик. По возможному заимствованию материала он состоит из трёх частей: первая содержит статьи, соответствующие 6-8 главам Книги I Стратигона Маврикия, вторая и третья части содержат нормы Ди-гест (в первую очередь Книги 49) и Кодекса Юстиниана, а также Эклоги, Прохирона и Василик. Данный акт может быть датирован как X в., по времени издания последних содержащихся в нём норм, так

1 Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 2. Европа: V-XVII вв. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. М., 1999. С. 123-128.

2 Сюзюмов М.Я. Морской закон // Античная древность и средние века. Вып. 6. Свердловск, 1969. С. 5-7.

и более ранним периодом, предположив, что последующие законодательные сборники включали его в качестве одного из своих источников1.

Моисеев закон представляет собой собрание 70 извлечений из Пятикнижия. Основное его содержание составляют сформулированные в Ветхом Завете, морально-религиозные предписания и нормы социального поведения, включая и базисные для государственной религии 10 заповедей. В нём содержатся практически буквальные извлечения из Ветхого Завета, сгруппированные в 50 глав. Интересная особенность этого сборника заключается в том, что, несмотря на его религиозное содержание, прямо не зафиксированное в том или ином соответствующем каноне, принятом на соборе христианской церкви, во всяком случае, не в буквальной содержательной форме, он воспринимается в качестве юридического акта. В некоторых изданиях Эклоги содержатся статьи, прямо заимствованные из Моисеева закона2.

Свод законодательства иконоборцев не создал законченной и логически непротиворечивой системы, не является он и достаточно адекватным отражением системы права. Относящиеся к разным институтам права юридические нормы переплетаются между собой. Сами сборники различаются по юридической силе. Достаточно трудно установить датировку появления и факт действия или отмены той или иной кодификации. Противоречия действовавшего законодательства находили своё отражение в активной деятельности правоведов по составлению частных сборников с целью приведения законодательных постановлений в некоторое соответствие, которое бы обеспечило их реальное воплощение в правоприменительной практике. Создаются частные сборники и редакции официальных кодификаций, возможно более точно отражавшие перечень реально действовавших правовых норм. Существует значительный объем текущего законодательства, частью не отражённый в официальных и неофициальных компиляциях. Некоторые из этих документов, возможно, дополняли те аспекты правовой жизни империи, которые оставляли пробелы в законодательстве.

Данный период развития византийского права характеризуется стремлением императоров-иконоборцев найти определённый компромисс между классическим римским правом и нормами, которыми руководствовались широкие слои населения. В первую очередь, это обычное варварское право и отчасти право представителей народов восточной, азиатской части империи, некоторые из которых

1 Кучма В. В. К вопросу о связи трёх памятников византийского военного права // Византийский временник. М., 1971. Т. 32. С. 278-280.

2 Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. СПб.: Але-тейя, 2001. С. 151-152.

имели не менее древнюю правовую культуру, чем сами «потомки» римлян и эллинов. В этот период исключительно высок уровень признания официальным законодательством существовавших правовых обычаев и «борьбы» живого и официального права. Непоследовательность и противоречивость законодательства выступает отражением имевшего в это время острого политического, религиозного и идеологического противостояния. Наиболее значительными достижениями этого периода развития византийского права является появление практически нового семейного права, воспринявшего основные идеи христианской религии, и уголовного права, в последующем подвергшихся лишь незначительным модификациям. В законодательных актах находят своё оформление и новые основы организации административного управления империей.

Политическая победа противников иконоборцев нашла своё отражение в новом этапе реформирования законодательства в конце IX в. Императоры Македонской династии в идеологическом обосновании проведения реформы указали на необходимость «очищения добрых законоположений» от привнесённых в них «извращений» иконоборцами1.

Е.А. Нахова

Принцип справедливости в проекте Кодекса гражданского судопроизводства Российской Федерации

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 был упразднен Высший арбитражный суд РФ2. Верховный суд РФ в настоящее время является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В структуре Верховного суда РФ3 образована Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ.

1 Каждан А. П. Василики как историческим источник // Византиискии временник. М., 1958. Т. 14. С. 58.

2 О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // Рос. газета. № 27. 07.02.2014.


Лев III, новый император (717-740), был замечательным человеком: великолепный полководец, он успешно пытался защитить Азию от мусульман; ловкий дипломат, хороший организатор - он обладал всеми качествами государственного деятеля. Его сын Константин V (740-775), которого он заблаговременно сделал своим соправителем, дабы упрочить династию, также, несмотря на злословие и клевету его врагов, любивших издеваться над ним, несмотря на полученные им от этих врагов прозвища Копроним (что значит навоз) и Кабаллинос (конюх), - был выдающимся государем. Умный и энергичный, он был великим полководцем и великим организатором, и хотя он был властен, вспыльчив, жесток и страстен еще более, чем отец, тем не менее, несомненно, оба первых Исавра были очень крупными императорами, чья славная память долгое время жила в византийской армии и народе; даже их враги не могли не воздать им должного. Отцы Никейского собора, сурово порицая религиозную политику Льва III и Константина V, хвалили их доблесть, одержанные ими победы, разумные мероприятия, осуществленные ими для блага своих подданных, изданные ими законы, их гражданские институты - все то, что заслужило им признательность народа. И действительно, два первых Исавра были славными преобразователями империи.

Внешняя политика. Едва прошло несколько месяцев со вступления Льва III на престол, как перед Константинополем появились арабы и начали атаковать его с суши и с моря; даже весьма суровая зима не прервала военных действий. Однако в результате многих столкновений мусульманский флот был разбит; сухопутная армия, истощенная голодом, потерпела серьезное поражение. После года бесполезных усилий (август 717- август 718) арабы сняли осаду. Для Льва III это было славным началом царствования, для ислама - великим бедствием; событие это имело несравненно большую важность, чем победа, одержанная Карлом Мартеллом пятнадцать лет спустя в равнинах Пуатье. Натиск арабов окончательно был сломлен, и благочестивые византийцы по праву могли гордиться постоянным заступничеством бога и девы Марии за христианскую империю и ее столицу.

Однако, несмотря на этот разгром, арабы продолжали быть опасными. После нескольких лет передышки они вновь предприняли наступление, и вновь Малая Азия начала почти ежегодно страдать от их вторжений. Но разгром, нанесенный им двумя императорами при Акроине (739), оказался для них суровым уроком. Константин V воспользовался этим, чтобы самому напасть на Сирию (745), отвоевать Кипр (746) и довести свои войска до Евфрата и Армении (751), Успеху византийцев весьма содействовала также внутренняя борьба, волновавшая арабскую империю, и приход к власти Абассидов (750), в результате чего столица халифата была перенесена из близкого Дамаска в отдаленный Багдад.

В продолжение всего царствования Константина V война была счастливой для греков; после него его сын Лев IV вторгся в 778 г. со стотысячной армией в Сирию и победоносно изгнал мусульман из Малой Азии (779). Арабская опасность, столь страшная в VII в., перестала угрожать империи.

Константин V пытался одновременно уничтожить и опасность со стороны болгар. В 775 г. он начал наступление и в результате девяти последовательных кампаний нанес Болгарии при Маркеллах (759) и Анхиале (762) такие кровавые поражения, что испуганные варвары не осмелились более сопротивляться и в 764 г. приняли мир. Вторая война, начавшаяся в 772 г. и продолжавшаяся до конца царствования, была не менее победоносной; и хотя Константину V не удалось уничтожить государство болгар, но во всяком случае он сумел восстановить престиж византийского оружия на Балканском полуострове. Помимо этого он подавил восстания славян во Фракии и Македонии (758) и по примеру Юстиниана II поселил несколько славянских племен в феме Опсикий в Малой Азии (762).

Внутренняя реформа. Внушая таким образом почтение к империи внешним ее врагам, два первых исаврийских императора стремились в то же время восстановить престиж империи и внутри страны. Это было великое дело административного, экономического и социального преобразования.

Чтобы обеспечить защиту границ, Лев III и его сын начали повсеместно распространять режим фем, деля большие области VII в. на округа, более многочисленные, менее протяженные и легче защищаемые; кроме того, эта система предоставляла им важное политическое преимущество, так как она ослабляла ту власть, которую давало стратигам обладание чересчур обширными территориями, и уменьшала проистекавшую отсюда опасность восстаний. В то самое время как военный закон восстанавливал дисциплину в армии, - старательная, часто суровая финансовая администрация поставляла казне доходы. Земледельческий закон имел целью ограничить опасное развитие крупных доменов, приостановить исчезновение мелкой частной собственности, обеспечить крестьянам более сносные условия существования. Морской закон поощрял развитие торгового мореходства. Но особенно улучшила отправление правосудия и с большой ясностью внесла в закон совершенно новый дух человечности и равноправия великая законодательная реформа, которую ознаменовала публикация гражданского кодекса, называемого Эклога (739). После полувекового правления два первых Исавра сделали империю богатой и цветущей, несмотря на чуму, опустошившую ее в 747 г., несмотря на волнения, вызванные иконоборчеством.


II

ИКОНОБОРЧЕСТВО (726-780)


Чтобы завершить дело восстановления империи, Лев III и Константин V попытались провести еще и значительную религиозную реформу. Они запретили иконы, стали преследовать защищавших их монахов, и вследствие начатой ими серьезной борьбы, называемой иконоборчеством, они сохранили в истории прозвище иконоборцев.

Историки часто неправильно понимали характер религиозной политики исаврийских императоров и недооценивали ее цель и значение. Причины, вызвавшие ее, были одновременно и религиозные и политические. Много благочестивых душ в начале VIII в. было оскорблено избытком суеверия и в особенности тем местом, какое занимало в жизни византийцев поклонение иконам, вера в их чудотворные свойства, обыкновение соединять с ними все человеческие поступки и интересы; многих умных людей беспокоило то зло, которое таким образом причинялось религии.

Враждебное отношение к иконам было особенно сильно в Азии; Лев III, по происхождению азиат, разделял это чувство. Ни он, ни его сын не были, как то иногда думают, вольнодумцами, рационалистами, предшественниками реформации или революции; это были люди своего времени, благочестивые, верующие, даже богословски образованные, искренне заботившиеся о реформе религии путем очищения ее от всего того, что казалось им идолопоклонством. Но вместе с тем это были государственные деятели, поглощенные заботой о могуществе и спокойствии империи. А огромное количество монастырей и их непрерывно растущие богатства создавали для государства серьезную опасность. Иммунитеты, которыми пользовались церковные владения, уменьшали доходы казны; значительное количество людей, вступавших в монастыри, отнимало у земледелия работников, у армии - солдат, у общественных учреждений - чиновников. Влияние же, какое имели монахи на души верующих, и их могущество, проистекавшее отсюда, делали их особенно опасными. Именно против такого порядка вещей и пытались действовать Исавры, особенно Константин V; запрещая иконы, они наносили удар монахам, которые обретали в культе икон наиболее могущественные средства воздействия на мирян. Несомненно, начатой таким образом борьбой исаврийские императоры открыли длительную эру смут; несомненно, этот конфликт повлек за собой весьма серьезные последствия в области политики. Однако те, кто хочет судить о государях-иконоборцах справедливо, не должны забывать, что в своем начинании они встретили большую поддержку со стороны высшего духовенства, завидовавшего влиянию монахов, и армии, в большинстве состоявшей из азиатов; их поддержал не только официальный мир, но и народ, нельзя забывать, что начатое ими дело имело и глубокие основания и несомненное величие.

В 726 г. Лев III обнародовал первый эдикт против икон, в котором, как кажется, он предписывал не столько их разрушать, сколько вешать более высоко - так, чтобы удалить их от поклонения толпы. Эта мера вызвала крайнее возбуждение: в Константинополе произошли яростные столкновения, в Греции вспыхнуло восстание, впрочем быстро подавленное (727); Италия поднялась вся целиком (727); папа Григорий II ограничился резким протестом против ереси иконоборцев, но его преемник Григорий III вскоре начал проводить более смелую политику и, не довольствуясь преданием иконоборцев анафеме (731), пытался одно время воспользоваться помощью лангобардов против императора. С другой стороны, в Сирии Иоанн Дамаскин метал громы и молнии против Льва III. Между тем эдикт применялся, по?видимому, с большой умеренностью; защитники икон не подвергались систематическому преследованию; и хотя патриарх Герман был низложен и замещен сторонником реформы (729), хотя против церковных школ были приняты определенные меры, - вместе с тем восстание в Греции было подавлено отнюдь не сурово.

Однако борьба неизбежно должна была принять более острый характер. В том конфликте, где по существу сталкивались авторитет императора в вопросах религии и стремление церкви освободиться от опеки государства, скоро возникли принципиальные вопросы. Кроме того, Константин V, обладавший большей склонностью к богословию, чем его отец, привнес в борьбу свои личные мнения, выступив не только против икон, но и против культа богородицы и святых, а так как он обладал и более страстным характером, то вел борьбу с большим фанатическим пылом и с большей жестокостью.

Когда после десяти лет славы и процветания он укрепился на троне, поколебленном было восстанием Артавасда (740-742), он созвал в Иерии собор (753), который торжественно осудил иконы. Отныне государь мог наказывать упорствующих не только за неподчинение императору, но и за восстание против самого бога. Однако сначала он льстил себя надеждой убедить своих противников.

Только в 765 г. начались настоящие гонения. Иконы разбивали, монастыри закрывали или секуляризовали, превращали в казармы или гостиницы; монастырское имущество конфисковали, монахов подвергали аресту, тюремному заключению, истязаниям, ссылке; некоторые из них, как св. Стефан младший, погибли насильственной смертью; другие выставлялись на посмеяние перед народом, собранным на ипподроме. Много высоких должностных лиц империи было казнено или выслано. Патриарх Константин, сначала высланный, впоследствии был казнен (767). В продолжение пяти лет по всей империи свирепствовали преследования, быть может, менее ужасные, чем их изображают противники императора - смертные приговоры в целом были редки, - но все же чрезвычайно яростные. «Казалось, - говорит один современник, - что правительство намеревалось полностью искоренить монашество». Монахи стойко сопротивлялись; они мужественно страдали «за справедливость и истину». Все же многие уступали, многие бежали, главным образом в Италию, так что, как с некоторым преувеличением говорит один современник, «казалось, что в Византии не осталось ни одного монаха».

Несомненно, что эта борьба была причиной беспримерной ярости, суровости, крайней жестокости и что она породила в империи глубокое волнение. Помимо этого она имела очень важные последствия. Уже Лев III своей попыткой сломить оппозицию папства, отделив от подчинения Риму Калабрию, Сицилию, Крит и Иллирию и подчинив их патриарху константинопольскому, усугубил недовольство пап и нерасположение населения Италии.

Когда в 751 г. Равеннский экзархат пал под ударами лангобардов, папа Стефан II, не колеблясь, отвернулся от еретической и неспособной защитить полуостров империи, чтобы обратиться к франкам за менее тягостной и более действенной поддержкой, и принял от победителя Пипина земли, некогда принадлежавшие Византии, которые отныне образовали светское владение пап (754).

Это был разрыв между империей и Римом. Константин V был готов на все, чтобы покарать папу, в котором он видел лишь вероломного подданного, незаконно присвоившего себе то, что принадлежало его господам. Все его усилия были напрасны. В 774 г. Карл Великий, вновь вторгшись на полуостров, торжественно утвердил дар Пипина. Византия сохранила в Италии только Венецию и несколько городов на юге полуострова. В результате сократившаяся в своих размерах империя оказалась отброшенной еще далее на восток; кроме того, этот разрыв стал источником серьезных осложнений и опасностей в будущем.


III

ИРИНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИКОНОПОЧИТАНИЯ (780-802)


Религиозная политика первых Исавров посеяла много семян раздора, недовольства, смуты. Это обнаружилось со смертью Константина V.

В течение своего короткого царствования Лев IV (775-780) продолжал традиции предшествовавшего правления; но его вдова Ирина, регентша при юном Константине VI, очень скоро сочла более выгодным для своих честолюбивых замыслов опереться на православие и восстановить почитание икон. Целиком посвятив себя осуществлению, этого серьезного намерения, она пренебрегла борьбой с мусульманами, которые в 782 г. вновь оказались у Хрисополя, перед самым Константинополем, и заключила с халифом довольно унизительный мир (783); с другой стороны, она сблизилась с Римом, завязала дружеские отношения с франкским королевством; в своей внутренней политике она особенно заботилась об устранении из правительства иконоборцев, удалила из столицы своих зятьев, сыновей Константина V; расчистив, себе таким образом путь, она, в согласии с патриархом Тарасием, добилась торжественного осуждения ереси иконоборцев на вселенском соборе в Никее (787) и восстановила иконопочитание при бурном одобрении верующих, которые видели в этой победе залог приближения полной независимости церкви от государства.

Опьяненная своей победой, воодушевленная популярностью, которую она стяжала своим благочестивым усердием, Ирина не поколебалась вступить в борьбу за трон со своим сыном, достигшим совершеннолетия. В первый раз она вынуждена была отступить (790) перед недовольством армии, остававшейся верной памяти Константина V, обескураженная поражениями, которые наносили византийской армии арабы, болгары и лангобарды. Но она ловко подготовила свой возврат к власти; в 797 г. она свергла своего сына, не остановившись перед тем, чтобы ослепить его.

С тех пор (797-802) она стала царствовать как подлинный император, - первая женщина, которая от своего имени правила в Византии. Но хотя благодаря ей церковь, окрепшая и обновленная в результате борьбы, вновь заняла свое прежнее положение в византийском обществе, хотя партия монахов и иконопочитателей, руководимая такими людьми, как Феодор Студит, стала более могущественной и более предприимчивой, чем когда-либо, все же исключительное попечение Ирины о религиозной политике повлекло за собой печальные последствия.

Несмотря на временные победы, одержанные Константином VI над арабами и болгарами (791-795), багдадский халифат при Харун-ар-Рашиде блистательно возобновил наступление на Востоке и принудил византийцев платить ему дань (798). На Западе, перед лицом Карла Великого, Византийская империя обнаружила такую же слабость, и события 800-го года, в результате которых Западная Римская империя была восстановлена франкским королем, были для византийского двора чувствительным унижением.

Уменьшенная в своих границах, империя была ослаблена и изнутри - в силу крайней благосклонности, проявлявшейся государством в отношении церкви, в результате глубоких разногласий, которые оставило после себя иконоборчество, наконец, вследствие дурного примера, поданного Ириной, открывшей эру династических переворотов. Несомненно, эпоха иконоборцев отмечена замечательным расцветом художественной и умственной жизни; исаврийские императоры отнюдь не были пуританами; запрещая иконы, они любили роскошь, блеск придворной жизни, и для украшения своих построек поощряли светское искусство, питаемое как античными традициями, так и арабскими образцами; и благодаря этому, а также в силу того видного места, которое в VIII в. принадлежит азиатам, империя окончательно становится восточной. Но как бы ни была велика роль, которую империя сохраняла как оплот христианства против ислама и страж культуры против варварства, - к концу VIII столетия ей отовсюду грозили страшные опасности, и она оказалась чрезвычайно слабой.

Падение Ирины, свергнутой в результате государственного переворота Никифором (802), открывает полосу разрухи и анархии.


IV

ВТОРОЙ ПЕРИОД ИКОНОБОРЧЕСТВА (802-812)


Никифор (802 - 811) был умным государем и ловким финансистом; заботясь о пополнении разоренной казны, он сам оказался вынужденным нанести удар даже церковному имуществу. Он был сторонником умеренных действий и потому отказался от яростной тактики иконоборцев; тем не менее он сумел поддержать их реформу и считал особенно недопустимым стремление византийской церкви, опьяненной своей победой, открыто освободиться от власти государства и вновь завоевать свободу. Это характерная черта второго периода иконоборчества: в то время в Византии имело место нечто подобное спору об инвеституре, происходившему позднее на Западе.

Монахи монастыря св. Иоанна Студита под руководством своего игумена Феодора с чрезвычайным пылом и крайне непреклонно поддерживали притязания церкви. С равной суровостью они боролись против осторожной политики патриарха Никифора (806 - 815), который пытался сгладить воспоминания о времени иконоборцев, против финансовой политики императора и против его авторитета в области религии. Правительство вынуждено было с ними бороться (809), изгонять их из монастыря и из страны; монахи, не колеблясь, обратились к папе, готовые признать главенство римской церкви, чтобы обеспечить этой ценой независимость восточной церкви от государства. Подобное поведение должно было вызвать реакцию со стороны иконоборцев. Это было делом Льва V Армянина (813 - 820) и двух императоров Фригийской династии - Михаила III (820 - 829) и Феофила (829 - 842). Снова на целых тридцать лет империя оказалась во власти ужасных смут.

В 815 г. собор, созванный в св. Софии, вновь запретил иконы и снова ввел в силу указы императоров-иконоборцев от 753 г. В результате снова началось разрушение икон; малейшие попытки протеста со стороны монахов безжалостно подавлялись; монахов предавали суду, ожесточенно преследовали, ссылали. Феодор Студит умер в ссылке (826); при императоре Феофиле, пламенном иконоборце, упрямо отстаивавшем свои богословские убеждения, преследования стали еще более суровыми. Против защитников икон был издан жестокий указ (832), и патриарх Иоанн, прозванный Леканомантом (волшебником), взял на себя его исполнение. Монастыри закрывались, монахи подвергались преследованиям и тюремному заключению; вновь воцарился террор. Но после ста двадцати лет изнурительной и бесплодной борьбы наступила усталость. Немедленно по смерти Феофила его вдова, регентша Феодора, по совету своего брата Варды, решилась установить мир, возобновив почитание икон. Это было делом собора 843 г., которым руководил новый патриарх, Мефодий; решения этого собора были провозглашены в торжественной обстановке; греческая церковь поныне прославляет память об этом событии в ежегодном празднике православия 19 февраля (?????? ? ? ?????????).

Но хотя иконы и были восстановлены, хотя, благодаря этому, церковь оказалась победительницей, - все же в одном существенном пункте дело императоров-иконоборцев осталось без изменения. Они хотели сохранить церковь, зависимую от государства, подчинить ее императорской власти; студиты ожесточенно боролись против этого намерения; они упорно отказывали императору в праве решать вопросы веры и, не уступая ни в чем, требовали независимости церкви от светской власти. В этом пункте студиты потерпели поражение.

Церковь оказалась более чем когда-либо подчиненной власти императора, - таков неоспоримый результат иконоборческого движения.


V

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИМПЕРИИ (802 - 867)


В то время как империя была поглощена религиозной борьбой, серьезные события смущали ее покой внутри и колебали ее безопасность вовне.

Преступление Ирины против сына, положившее конец Исаврийской династии, вновь открыло эру переворотов. За государственным переворотом, возведшим на престол Никифора (802), последовало восстание, сделавшее императором Льва V (813), и затем заговор, в результате которого убитого Льва V сменил Михаил II (820); наряду с успешными заговорами можно привести, длинный перечень неудачных попыток, из которых самой опасной было восстание Фомы Славянина (822-824), который, опираясь на низшие классы, придал своему восстанию почти народный характер. В течение двадцати лет империя была жертвой анархии.

Вовне ее дела шли не лучше. Договор 812 г., признававший за Карлом Великим титул императора, означал окончательную потерю Италии, где Византия сохранила только Венецию и некоторые земли на юге полуострова. Война с арабами, возобновленная в 804 г., привела к двум серьезным поражениям: к захвату Крита, мусульманскими пиратами Испании (826), начавшими отсюда почти безнаказанно опустошать восточное Средиземноморье, и к завоеванию Сицилии африканскими арабами (827), овладевшими в 831 г. Палермо. Особенно грозной была опасность со стороны болгар, с тех пор как страшный хан Крум расширил пределы своей империи от Гема до Карпат. Никифор попытался разбить его, вторгшись в Болгарию, но на обратном пути, в результате кровавого разгрома, он погиб (811), а болгары, вновь захватив Адрианополь, появились у стен Константинополя (813).

Победа Льва V при Месемврии (813) спасла империю. Но если вспомнить, что ко всем этим многочисленным опасностям прибавились еще восстания не вполне подчиненных народов - такие, как восстание славян Пелопоннеса (807), - станет понятно, что после двадцати лет анархии дело великих исаврийских императоров казалось полностью уничтоженным.

Тем не менее империя оправилась от этого кризиса. Царствование Феофила (829-842), вследствие возраставшего ослабления багдадского халифата, частично возместило поражения на Востоке, и хотя после разгрома у Дезимона (ныне Токат) и взятия Амория (838) пришлось просить у арабов мира, все же благодаря энергичной внутренней политике, хорошему управлению финансами и дипломатической ловкости Византия восстановила свой престиж и процветание. Великолепием построек, роскошью священного дворца, блеском культуры Константинополь к середине IX в. соперничал со столицей халифов. Когда же в конце концов затихла нескончаемая борьба, порожденная иконоборчеством, он стал еще более блестящим и могущественным. Казалось, что, выйдя из этого длительного периода смут, литература и искусство обрели новую силу, и Константинопольский университет, восстановленный в Магнаврском дворце кесарем Вардой (около 850 г.), стал под руководством Льва Фессалоникского центром замечательной умственной культуры.

Церковь, также вышедшая помолодевшей из борьбы, предоставляла свою обновленную деятельность к услугам государства. Она восстанавливала религиозное единство, сражаясь с ересями, особенно с павликианами, которых правительство Феодоры яростно преследовало в Малой Азии, и заканчивая обращение славян Пелопоннеса (849); особенно успешно распространялось византийское влияние на весь Восток благодаря деятельности миссионеров. По призыву государя Великой Моравии Кирилл и Мефодий, «славянские апостолы», понесли христианство варварским племенам Венгрии и Богемии (863). Но этим не ограничивается их деятельность. По просьбе новообращенных они перевели священное писание на славянский язык; для того чтобы записать свой труд, они изобрели славянскую письменность - глаголицу, - дав таким образом славянам и собственный алфавит и собственный литературный язык; они проповедовали на славянском языке, совершали богослужение по славянскому обряду, стремились создать славянское духовенство, и благодаря своей тонкой дальновидности они завоевали славянский мир для православия. В течение двадцати лет (863-885) фессалоникские братья совершали свое дело проповеди евангелия. И хотя, в конце концов, оно потерпело неудачу вследствие враждебного отношения германцев и вторжения мадьяр, в других местах подобный образ действий доставлял Византии более продолжительные успехи. На берегах Дона христианство проникло в государство хазар, где господствовала иудейская религия. Особенно важно, что в 864 г. православие принял царь Болгарии Борис; и хотя спустя несколько лет новообращенный правитель заколебался было между Византией и Римом, хотя он и вступил в сношения с папой Николаем I, прося его установить в болгарском царстве латинский обряд (866), тем не менее отныне греческое влияние глубоко проникло в Болгарию.

Это были крупные успехи. Без сомнения, сумасбродства Михаила III (842-867), особенно после того как молодой государь вышел из-под опеки своей матери Феодоры (856) и своего дяди Варды, несколько омрачили достигнутые результаты. Морские набеги арабов Крита опустошали восточные моря; в Малой Азии в течение двадцати лет (844-863) успехи сменялись неудачами; на Западе между 843 и 859 гг. мусульмане окончательно завоевали Сицилию. Наконец, впервые перед Константинополем появились русские (860) и, согласно народному верованию, столица была спасена лишь благодаря чудесному заступничеству девы Марии.

Другое, более серьезное и значительное событие произошло в правление Михаила III. На константинопольский патриарший престол на место Игнатия, свергнутого кесарем Вардой, сел Фотий (858). По призыву низложенного первосвященника папа Николай I начал судебное дело и поручил легатам произвести расследование. Властолюбивый Фотий великолепно использовал недовольство, которое Восток в продолжение многих столетий испытывал по отношению к притязаниям пап, и его вражду против Запада. В ответ на требование признать власть Рима он весьма ловко сумел превратить свое личное дело в дело подлинно национальное. На отлучение, которому подверг его папа Николай I (863), он ответил разрывом с Римом. Константинопольский собор (867) предал папу анафеме, объявил его вмешательство в дела восточной церкви незаконным и завершил раскол. Это было убедительным доказательством наличия в Византии национального чувства, не менее ярко проявившегося в то же самое время в Болгарии в форме возмущения, вызванного захватнической политикой Рима (866).

Таким образом, к середине IX в. уже действительно существовала византийская национальность, медленно сложившаяся в ходе событий. Империя после периода иконоборчества вновь обрела религиозное единство, политическое могущество, величие духовной жизни; но прежде всего она стала чисто восточной империей. Близился момент, когда Византия должна была достигнуть вершины своего могущества. Когда Василий Македонский, фаворит Михаила III, приближенный им к трону, освободился сначала от своего соперника Варды (866), а затем убил своего благодетеля (867) и положил начало новой династии, - этим государственным переворотом он обеспечил Византийской империи сто пятьдесят лет могущества, процветания и славы.

Примечания:

Подобное наименование было обычным; однако следует заметить, что Василий был армянского происхождения и переселился в Македонию довольно поздно.

Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока Коллектив авторов

ИСАВРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ: ПЕРВЫЙ ЭТАП ИКОНОБОРЧЕСТВА

ИСАВРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ: ПЕРВЫЙ ЭТАП ИКОНОБОРЧЕСТВА

Особенно широкий политический и идеологический резонанс в Византии вызвали церковные реформы первых Исавров, стремящихся вновь поднять престиж центральной власти и ослабить влияние почуявших вкус бесконтрольности церковных иерархов и монашества.

Лев III, талантливый полководец и государственный деятель, начал свое правление в момент острейшей внешней опасности. Арабы подступили к самой столице, угрожая ей с суши и моря. Осада продолжалась больше года (с августа 717 по август 718 г.), однако попытка взятия города арабами потерпела полную неудачу. С тех пор и до XV в. мусульмане не пытались больше штурмовать Константинополь. Престижу арабской династии Омейядов был нанесен сокрушительный удар. Лев III, напротив, прославлялся своими подданными как спаситель империи. Это позволило ему приступить к необходимым, с его точки зрения, реформам церкви. Эти реформы, принявшие форму борьбы против почитания икон, получили название «иконоборчества». Первый этап иконоборчества продолжался с 726 по 780 г. Во-первых, правительство испытывало острую нужду в средствах, а ортодоксальная (халкидонитская) церковь располагала обширными богатствами: дорогой церковной утварью, окладами икон, раками с мощами святых. Земельные угодья, отходившие к все более многочисленным монастырям, были освобождены от государственных налогов. В монастыри нередко устремлялись молодые здоровые люди, и в результате империя лишалась необходимых сил для войска, земледелия и ремесла. Монашество и монастыри зачастую служили прибежищем для лиц, желающих избавиться от государственных обязанностей и не имевших искреннего стремления уйти от мира. Религиозные и государственные интересы тесно переплетались в иконоборчестве.

Кроме того, иконоборцы («иконокласты») хотели очистить религию от тех искажений, которые, по их убеждению, отдалили ее от первоначального истинного направления. Не следует забывать, что раннее христианство икон не знало. Культ икон возник позднее - лишь в III–IV вв. Все ереси V–VII вв. - несторианская, монофиситская и монофелитская - решительно отвергали почитание икон. Вражда к иконам и священным изображениям на драгоценных сосудах и раках отражала протест против роскоши в церкви, противопоставлявший «испорченности» духовенства внутреннюю религиозность, и в той или иной мере встречалась повсюду. Но наиболее распространено это течение было в восточных областях империи, где сильнее чувствовалось влияние мусульманской религии, отвергающей поклонение антропоморфным изображениям как дань язычеству. Недаром все императоры-иконоборцы были родом с Востока.

Немалую роль сыграло усилившееся противостояние столицы и провинции. С VII в. Константинополь (и без того издавна доминирующий в жизни империи) стал играть роль поистине исключительную, ибо его давние соперники, Антиохия и Александрия, оказались во власти арабов. Ортодоксальная церковь имела главный центр в Константинополе. В городе и его округе располагалось множество монастырей. Хотя высшие военные должности империи уже перешли в руки провинциальных малоазийских и армянских землевладельцев, придерживавшихся иконоборческих взглядов, чиновная знать была тесно связана со столичными церковной организацией и монашеством - отсюда серьезная оппозиция иконоборчеству. В массе своей население Константинополя также состояло из иконопочитателей («иконодулов»). Фемная провинциальная военно-землевладельческая знать и провинциальное духовенство, между тем, стремились оттеснить с руководящих позиций аристократию константинопольскую.

В 726 г. Лев III издал первый указ против иконопочитания, которое он приравнивал к идолопоклонству. Вскоре он приказал ликвидировать весьма почитаемую статую Христа, стоявшую на одной из дверей входа в Большой императорский дворец. Уничтожение образа вызвало возмущение, в котором главное участие приняли женщины. Посланца императора, которому поручили разбить статую, растерзали, за что защитники образа Спасителя понесли тяжелые наказания и рассматривались впоследствии как первые мученики иконопочитания.

Политика Льва III вызвала серьезное противодействие. Константинопольский патриарх Герман и римский папа Григорий II решительно высказались против иконоборчества. В Греции и на о-вах Эгейского моря в 727 г. население, поддержанное моряками флота, подняло восстание, но оно было легко подавлено. Сопротивление не остановило Льва. В 730 г. он потребовал от патриарха Германа подписать императорский эдикт против икон, тот отказался и был низложен. Вместо него патриархом стал Анастасий, подписавший эдикт, что дало возможность императору действовать от имени Православной церкви.

В ответ на это папа собрал в 731 г. в Риме поместный собор, который осудил иконоборческую политику, не упоминая, впрочем, имени императора. Тем не менее это послужило поводом для восстания в Италии. Византийские войска были разбиты или перешли на сторону папы, города (в том числе Венеция) отложились. Лишь на юге - в Сицилии, Апулии и Калабрии - Византии удалось удержать власть. В качестве репрессии против папы был издан указ Льва III о переходе под юрисдикцию константинопольского патриарха Сицилии и Калабрии, а также тех областей Балканского п-ова, которые находились под духовной властью Рима: Эпира, Иллирии, Македонии, Фессалии и Дакии. Только страх перед лангобардским завоеванием удерживал Рим от полного разрыва с Византией, но когда в середине VIII в. папа сумел найти нового покровителя в лице франкского короля, раскол стал реальностью.

Сопротивление иконоборцам шло не только с Запада, но и с Востока. Так, известный проповедник Иоанн Дамаскин рассылал повсюду письма в поддержку иконопочитания и даже написал трактат «Три слова против порицающих святые иконы». Отвергая обвинения в идолопоклонстве, Иоанн провел различие между служением, подобающим лишь Богу (латриа), и поклонением (проскинесис), оказываемым тварным вещам, каковыми являются иконы. Связь между святой иконой и прототипом, по его убеждению, осуществляется не естеством, но благодаря божественной энергии, причем икона позволяет человеку приобщиться к Богу.

Богоматерь Троеручица. Афон. IX в.

18 июня 741 г. Лев III скончался, и на престол вступил его сын Константин V (741–775). Как и его отец, он проявил себя талантливым полководцем и решительным политиком, вел успешные войны с арабами, отвоевав у них Северную Сирию и вторгнувшись в Месопотамию и Южную Армению. Армян и сирийцев он переселил во Фракию на земли, на которые претендовали болгары. Последовал ряд набегов болгар; император отвечал на них опустошительными походами на Дунай. Но этот успешный правитель заслужил ненависть иконопочитателей. Злые языки утверждали, будто младенцем при крещении он обмарался в купели, поэтому к нему приросло в исторических произведениях прозвище «Копроним» («Навозоименный»; в славянских памятниках - «Гноеименитый»), а крестивший его патриарх Герман предрек, что через него дескать церковь постигнут великие несчастья.

Правление Константина началось с гражданской войны. Стратиг ближней к столице фемы Опсикий, зять императора Артавасд, провозгласил себя императором и выступил против застигнутого врасплох Константина, который бежал в фему Анатолик, где у иконоборцев имелось много приверженцев. Артавасд между тем вступил в сношения со столичными властями и патриархом Анастасием, которые распустили слух, что Константин умер. Артавасд был провозглашен императором. Вступив в Константинополь и пытаясь заручиться поддержкой населения, он первым делом отменил постановление Льва III об иконах. Патриар Анастасий, ранее рьяно поддерживавший императора-иконоборца, и на сей раз не спорил с властями и объявил Константина еретиком.

Но Константина горячо поддержали малоазийские фемы. В 742 г. он разгромил Артавасда, а затем долго держал столицу в осаде. Взяв город, Константин жестоко обошелся с врагами и изменниками. Артавасда подвергли ослеплению, а патриарха Анастасия бичеванию. Посаженный на осла задом наперед, он был провезен по ипподрому. Впрочем, Константин сохранил ему патриарший сан, по-видимому, полагая, что опозоренный и раболепный предстоятель удобен для контроля над церковью.

Чтобы ликвидировать возможность реставрации иконопочитания, император решил созвать Вселенский собор, который заседал несколько месяцев, (с 10 февраля по 27 августа 754 г.) в одном из предместий Константинополя. Участники собора единодушно приняли определение, согласно которому иконопочитание возникло вследствие козней дьявола. Писать иконы Иисуса Христа, Богоматери и святых - значит оскорблять их «презренным эллинским искусством». Все «древопоклонники» и «костепоклонники» (т. е. почитатели мощей святых) предавались анафеме. Запрещалось иметь иконы в храмах и в частных домах. Единогласное постановление собора произвело оглушительное впечатление на современников.

Преследование икон после собора стало проводиться с неумолимой немилосердностью. Иконы разбивались, сжигались, замазывались и подвергались всяческим поруганиям. С особой яростью преследовалось почитание образов Богоматери. Вместо икон появлялись изображения деревьев, птиц, зверей, сцен охоты, ипподрома и т. д. По данным одного жития, Влахернский храм в Константинополе, лишенный прежнего благолепия и расписанный по-новому, превратился «в овощную лавку и птичник». При уничтожении живописных икон (мозаик и фресок) и икон-статуй погибли многие памятники искусства.

После собора начались активные репрессии против монашества как силы, наиболее оппозиционной иконоборчеству. Монахи, которых Константин называл «мраконосителями», подвергались всяческим преследованиям: их принуждали вернуться в мир, вступать в брак, отбывать государственные повинности и т. д. Практиковались клеймение непокорных, позорные шествия монахов. Монастыри обращались в казармы и сборные пункты для войск, земли и скот распродавались. Так, по свидетельству хрониста Феофана, стратиг Лаханодракон согнал всех монахов и монахинь в Эфес и объявил им: «Кто не хочет быть ослушником царской воли, пусть наденет белое платье и немедленно возьмет себе жену; в противном случае будет ослеплен и сослан». Большинство подчинилось стратигу, но нашлись и те, кто предпочел пострадать за веру. Многие сторонники иконопочитания перебрались в Сицилию и Южную Италию, в Херсон и на острова Архипелага. Иконоборческая политика Константина вызвала резкую критику со стороны папы римского и всей Западной церкви. В 769 г. на Римском соборе церковных иерархов были отвергнуты иконоборческие положения Константинопольского собора 754 г.

После смерти Константина V на престол вступил его сын Лев IV (775–780), иконоборец по убеждению, но настроенный не так радикально, как его отец. И хотя преследования иконопочитателей продолжались, гонения на монахов прекратились. Весьма вероятно, на Льва оказывала влияние его молодая и честолюбивая супруга Ирина, сторонница иконопочитания.

После внезапной смерти Льва IV его вдова, оставшаяся с малолетним сыном Константином VI, фактически овладела высшей властью. Интригами избавившись от многих государственных деятелей и особенно военачальников из числа иконоборцев, она поставила на их место своих родственников и чиновников-евнухов, близких к ее двору. Главой церкви она сделала своего человека, Тарасия, который даже не был духовным лицом. Тарасий начал подготовку к новому собору, надеясь осудить иконоборчество. Летом 786 г. участники собора съехались в столицу, но иконоборческие епископы апеллировали к войску, которое и разогнало делегатов. Тогда неутомимые Ирина и Тарасий принялись готовить второй созыв собора, а чтобы убрать из столицы преданные иконоборцам войска, правительница отправила их в поход против арабов. Это дало возможность заменить состав гвардии за счет заранее подготовленных отрядов из Фракии. 24 сентября 787 г. в Никее открылся собор, получивший название VII Вселенского. Иконоборчество подверглось осуждению, а иконоборческих епископов вынудили отказаться от своих убеждений. Этот собор стал последним из Вселенских соборов (т. е. из тех, чьи решения признаются и Западной, и Восточной церквями).

Фемная знать, лишенная Ириной политического влияния, не решалась открыто настаивать на восстановлении иконоборчества, но принялась играть на противоречиях честолюбивой матери и ее сына. В декабре 790 г., опираясь на фемные войска, молодой Константин отстранил мать от власти. Но Ирина не собиралась сдаваться. Положение осложнялось тем, что к тому времени Болгария окрепла после разгрома, учиненного Константином Копронимом, и вновь предъявила претензии на отвоеванные Византией области в Македонии, куда болгарский хан Кардам предпринял вторжение в 789 г. Контрнаступление Константина VI закончилось разгромом его войск. Мир был заключен на условиях ежегодной выплаты дани болгарам. В 796 г. Константин отказался от очередной выплаты и вместо золотых монет послал хану конский навоз. Началась война, но поход императора опять оказался неудачным.

Правление Константина VI являлось своеобразным компромиссом между фемной и столичной знатью, не удовлетворявшим ни ту, ни другую сторону. На сцену снова выступило монашество с осуждением императора-«прелюбодея». В свое время Ирина приказала привезти из провинций различных молодых девушек и из захудалой провинциальной знати выбрала сыну невесту. Константин вынужден был жениться против воли, но затем бросил жену и, заключив ее в монастырь, вступил во второй брак. Влиятельный игумен Студийского монастыря Феодор резко нападал на императора. Константин предпринял ряд жестоких мер против монашества, давно уже стремившегося добиться экономической самостоятельности от епископата и превратить монастыри в независимые религиозно-хозяйственные центры. Но это только облегчило Ирине захват власти. Используя военные неудачи императора и осуждение его «прелюбодеяний», она организовала переворот - заговорщики ослепили Константина. Ирина была провозглашена единодержавной императрицей 15 августа 797 г. Однако она оказалась совершенно неспособной управлять государством. Все ее правление было заполнено внутренней борьбой приближенных.

Отношения с папой римским после собора несколько улучшились. Но папа остался не удовлетворен результатами собора 787 г. и не вполне принял формулу иконопочитания: в своем послании он признал пользу икон только в том, что неграмотные могут через них познакомиться со Священным Писанием (такую позицию в отношении икон занимал еще папа Григорий Великий). К тому же папский примат Византия не признала и не возвратила папе земель в Сицилии и Калабрии.

Отношения Византии с Франкским королевством первоначально носили дружественный характер, и даже предполагалось заключение брака Константина с дочерью Карла Великого. Но Карл критически воспринял антииконоборческие решения собора 787 г. В ответ на них по приказу короля были составлены так называемые «Каролингские книги», где поклонение иконам осуждалось, хотя и допускались изображения в церквах в дидактических целях. Эти положения были подтверждены решениями поместных соборов во Франкфурте (795 г.) и в Париже (825 г.) и, хотя не стали официальным учением Западной церкви, положили началу расхождению западной и восточной линий развития церковного искусства. Критичная позиция Карла Великого по отношению к византийскому иконопочитанию и политические противоречия в Италии сделали брак его дочери с византийским императором невозможным. Борьба за Адриатику и Южную Италию даже привела к войне с Византией.

После того как в 797 г. Ирина низложила своего сына-императора и стала самодержавной правительницей империи, Карл Великий и римский папа Лев сочли вакантным императорский престол, занятый женщиной вопреки традициям Римской империи. В 800 г. папой Львом Карл был коронован императором в Риме. Византия, считавшая себя единственной наследницей империи, этого титула не признала. Карл понимал, что в Византии по смерти Ирины изберут нового императора, права которого на императорский титул будут признаны неоспоримыми. Предвидя в грядущем подобные затруднения, Карл начал переговоры с Ириной, предлагая ей вступить с ним в брак и «воссоединить Восток и Запад». С этой целью в 802 г. он отправил к Ирине посольство. Однако византийские сановники воспрепятствовали этому союзу. Можно предположить, что толки о возможном появлении в Византии Карла ускорили падение Ирины.

31 октября 802 г. произошел дворцовый переворот, организованный чиновными лицами, недовольными полным расстройством государственных дел. Императором был провозглашен логофет геникона (главный чиновник по финансовой части) Никифор I (802–811). Монахи во главе с Феодором Студитом оплакивали свержение Ирины, но ни население столицы, ни патриарх не заступились за нее: переворот не означал перехода власти к иконоборцам. Представитель столичных верхов, Никифор выступал в качестве иконопочитателя. После смерти Тарасия он посадил на патриарший престол такого же иконопочитателя Никифора. Подобно Тарасию, Никифор до патриаршества был мирянином, образованным константинопольским аристократом. Этому назначению, однако, сильно противился Феодор Студит, за что вскоре отправился в ссылку, как и другие монахи его монастыря.

Не покушаясь на почитание икон, Никифор проявил строгость в отношении монастырей. За время господства Ирины финансы империи оказались расстроены. Для срочного пополнения казны были отменены налоговые смягчения, предоставленные Ириной монастырям. Обложены были и церковно-благотворительные учреждения, которые в провинциях превратились в настоящие вотчины. Конфискованные или полученные в уплату налогов церковные сокровища Никифор приказывал переплавлять в монету. Церковные круги выказали этому сильное недовольство, но громче всего возмущались тем, что император прекратил преследование еретиков.

Мероприятия Никифора были направлены на укрепление фемного войска и создание слоя земельных собственников-крестьян, которые подчинялись бы непосредственно столичному чиновничеству. Однако императора преследовали военные неудачи. В 806 г. арабы вторглись в Византию, и только опасность на Востоке удержала халифа от дальнейших действий. В 811 г. император предпринял масштабный поход против болгар и даже захватил их столицу Плиску. Но на обратном пути византийцы попали в засаду: болгары окружили войска Никифора в горной теснине. Император пал в битве, и болгарский хан Крум приказал сделать из его черепа чашу для пиров. В результате Болгария надолго стала наиболее опасным противником Византии.

После гибели Никифора его преемники правили лишь недолгое время. Один из них, Михаил I, вернул из ссылки монахов Студийского монастыря. Под влиянием Феодора Студита отношения с папой обрели дружественный характер, а к Карлу Великому было отправлено посольство, приветствовавшее его в Ахене как императора, на что ранее Византия не соглашалась. Но война с Болгарией оставалась безуспешной для Византии. Военные поражения дискредитировали правительство иконопочитателей, и в конце концов оно было сброшено армией. Императором провозгласили стратига Льва, выходца из армян, переселившихся в Византию под угрозой арабских нашествий. Власть и государственный аппарат вновь оказались в руках фемной знати.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Война и мир Ивана Грозного автора Тюрин Александр

Неизбежность войны. Первый этап Провокационный отказ ливонцев от уплаты дани Московской Руси за владением городом Юрьевым и восточной Ливонией (по одной марке с человека) - явно был предпринят под влиянием поляков и литовцев. В сентябре 1554 г. Ливония заключила договор с

Из книги Русь и Литва автора Широкорад Александр Борисович

Глава 20 Первый этап Ливонской войны 13 февраля 1549 г. в Москве перемирие было продлено еще на пять лет. О вечном же мире не могло быть и речи: Литва не хотела мириться без Смоленска. Литовские послы настаивали: «Без отдачи Смоленска не мириться», а московские бояре отвечали

Из книги В ставке Гитлера. Воспоминания немецкого генерала. 1939-1945 автора Варлимонт Вальтер

Первый этап Первым этапом Восточной кампании можно назвать период, длившийся приблизительно две-три недели, то есть до начала июля 1941 года. Он был отмечен необычной согласованностью действий ОКВ и ОКХ. Грандиозные победы на фронте и быстрый захват территории противника,

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

Исаврийская династия Лев III Исавр, 717-740 Константин V Копроним, 740-775 Лев IV, 775-780 Константин VI, 780-797 Ирина, 797-802 Никифор I (узурпатор), 802-811 Ставракий, 811 Михаил I Рангаве, 811-813 Лев V Армянин, 813-820 Аморийская династия Михаил II Косноязычный, 820-829 Феофил, 829-842 Михаил III Пьяница,

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

Глава 4 Первый этап пелопоннесской войны (431–421)

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть II) автора Первушин Антон Иванович

Из книги 1918 год на Украине автора Волков Сергей Владимирович

1. Перед походом. Первый этап Уже с конца октября 1918 года обстановка на Украине сложилась смутная. Произошла немецкая революция, и оккупационная власть сразу сдала: она постепенно рассыпалась, как бочка с лопнувшими обручами.Порядком в городе не занимался никто, кроме

Из книги Адский остров. Советская тюрьма на далеком севере автора Мальсагов Созерко Артаганович

Глава 3 Наш побег: первый этап Первоначальный успех - По нашим следам - Бессонов в роли диктатора - Следы наших преследователей - Западня Мы рубили лес до восьми часов утра. Именно в то время проезжает товарный поезд, следующий с Попова острова в Кемь. Поэтому бежать в

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Исаврийская, или Сирийская, династия (717–802) До недавнего времени император Лев III (717–741), основатель новой династии, во всех исторических трудах назывался исаврийцем, а потомки его именовались исаврийской династией. Однако, в конце XIX века было выдвинуто мнение, что Лев

Из книги Два ледокола: другая история Второй мировой автора Новоженов Владимир Викторович

Первый этап - середина XVIII века Романовы к 150-летию своего правления, то бишь в зените своего величия, выдали на-гора Указ о вольности дворянства от 18 февраля 1762 года, что числится за Его Императорским Величеством Петром III. Сей Манифест «О даровании вольности и свободы

Из книги Секс и вытеснение в обществе дикарей автора Малиновский Бронислав

3. Первый этап семейной драмы Полная зависимость детеныша от матери характерна для всех млекопитающих: от матери зависят питание, защита, тепло, чистота и физический комфорт ребенка. Этим потребностям соответствуют различные виды телесного взаимодействия матери и

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

75. ПЕРВЫЙ ЭТАП ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Период Гражданской войны в России подразделяют на три этапа.Основными событиями первого этапа Гражданской войны в России (октябрь 1917 г. – лето 1918 г.) стали разгон большевиками Учредительного собрания 5–6 января 1918 г., подписание

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Первый этап действия Венской системы Длительные и кровопролитные войны истощили Европу. Разбив Наполеона, все стремились к устойчивому и прочному миру. Однако нужны были гарантии, надежно фиксировавшие новый мировой порядок, позволяющие избегать лобового столкновения

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

3. Первый этап объединительного процесса Идея единения и создания Русского государства осознавалась как князьями, так и всеми социальными группами русских земель Северо-Восточной Руси. Рязанское ство, находившееся на юге, и Суздальско-Нижегородское, расположенное

Из книги Трагедия и доблесть Афгана автора Ляховский Александр Антонович

Первый этап вывода войск 7 апреля 1988 г. после встречи в Ташкенте М. Горбачева с Наджибуллой министр обороны СССР подписал директиву, в которой говорилось: «Вывод войск в случае подписания Женевских соглашений между Афганистаном и Пакистаном осуществить согласно

Положительное значение этих преобразований, которые шли незаметно и вряд ли могут быть приписаны законодательной деятельности какого-либо определенного императора, сказалось с особенной силой в VIII в., когда к власти пришла Исаврийская династия.

Конец VII и начало VIII в. были временем непрерывной анархии и дворцовых переворотов. За 22 года сменилось шесть императоров. Именно тогда устанавливается обычай при свержении императора отрезать ему нос или выкалывать глаза, чтобы сделать невозможным его возвращение на престол. В период анархии необычайно усилилась опасность со стороны арабов. Византия снова стояла перед угрозой гибели.

Император Лев III

В этой обстановке к власти пришел император Лев III (717-741 гг.), родом из Исаврии (в Малой Азии), выдвинутый новой военно-служилой знатью одной малоазийской фемы, где он был стратиотом, т. е. главою военного и гражданского управления.

Льву III пришлось начать свою деятельность с обороны Константинополя от арабов, осадивших столицу с суши и с моря. Еще во время предшествующей арабской осады, в 687 г., существенную помощь осажденным оказал изобретенный в Византии пороховой состав, так называемый греческий огонь, горевший и на воде. В 717- 718 гг. Льву III удалось с помощью греческого огня сжечь значительную часть арабского флота, а затем разгромить и остальные их силы.

Однако избавление от грозной опасности не устраняло необходимости в коренных реформах. Эту необходимость прекрасно сознавали сами правящие круги, напуганные долгими годами анархии и территориальными потерями Византии. Успех реформаторской деятельности Исаврийской династии был обусловлен и существенными изменениями в составе господствующего класса. К VIII в. крупное светское землевладение старого типа было почти разрушено. Из крестьянской общины выделяются новые землевладельцы - властели, или динаты, которые организуют крепкие хозяйства феодального типа, округляют и увеличивают свои владения путем приобретения крестьянских и стратиотских наделов. С этой средой тесно связана и новая военно-служилая знать. Эти новые элементы господствующего класса неприязненно смотрели на высшее духовенство и монашество, сохранившие и даже приумножившие свои земельные богатства. В VII в. около половины лучших земель было сосредоточено в руках церкви и монастырей. Монастырское землевладение было к тому же привилегированным. Императоры щедро жаловали монастырям грамоты, освобождавшие их от повинностей и налогов (так называемая экскуссия, соответствующая западно¬европейскому иммунитету). Непомерное разбухание церковно-монастырского землевладения ослабляло государство, лишало его важных экономических ресурсов и заставляло усиливать налоговое обложение светского и в частности стратиотского землевладения,

Исаврийские императоры, ставленники новой знати, естественно, обратились в сторону церкви для изыскания средств, без которых ни военная, ни административная реформы не были возможны. Борьба правительства против монастырского землевладения и привилегий приняла форму иконоборчества-борьбы с почитанием икон. Монастыри были центрами производства икон и извлекали особенно большие доходы из паломничества масс на поклонение особо чтимым иконам. Таким образом, эдикт императора Льва против иконопочитания был прямым ударом по доходам и могуществу монастырей.

Правительство имело для своей иконоборческой политики и другие основания. Среди народных масс, особенно в Малой Азии, на почве оппозиции к существующему угнетательскому строю получила широкое распространение ересь павликиан, представлявшая видоизменение дуалистического учения манихеев о господстве зла в материальном мире. Павликиане были противниками церковного культа, в частности иконопочитания. Точно так же и арабы, военные успехи которых производили на массы большое впечатление, смотрели на культ икон, как на идолопоклонство. Ликвидируя этот культ, правительство Византии считало, что оно очищает церковь от суеверий и тем укрепляет ее позиции в борьбе с ересями и исламом.

Однако монахи приняли эту меру правительства в штыки. Они начали бешеную агитацию против Льва III и использовали свое влияние на массы для возбуждения и организации восстании. Когда правительство справилось с этими восстаниями, оно приступило к систематическому уничтожению монастырей: монастырские здания обращались в казармы, монахов под угрозой ослепления или смерти заставляли вступать в брак, монастырские земли подвергались конфискациям. Монастырские земельные и иные богатства были захвачены военно-служилой знатью, а частично пошли на создание новых стратиотских наделов.

Loading...Loading...