Музыкально ритмическая деятельность дошкольников в доу. Роль музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии дошкольников

Движения под музыку дошкольников формируют как общую музыкальную карьеру, так и культуру тела, что является необходимым условием их гармонического развития.

Музыкально-ритмическая деятельность предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, формирование художественно-творческих способностей, формирует правильную осанку, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм.

Таким образом, музыкальные формы игры обеспечивают малышу хорошую основу, из которой можно развить и отпустить пар в сенсорной, моторной, языковой и социальной областях. «Наблюдение, слух и движение образуют единство и одновременно продвигаются». Маленькие дети любят игры с пальцами! Вот 19 приятных игр с пальцами - с текстом и инструкциями по воспроизведению.

Простые инструменты для музыкального раннего обучения. Мы ищем подходящие музыкальные инструменты для раннего музыкального воспитания маленьких, быстро найдем: в доме есть много повседневных предметов, таких как горшки, венчик или велосипедный колокольчик, с которыми может работать музыка «мини-виртуозов». Многие также могут быть легко переделаны. Сражения и барабаны особенно хорошо подходят, так как они поощряют ребенка легко управлять ритмическим сопровождением. «С звучащими инструментами, такими как треугольник, тарелка или глокеншпиль, качество звука считается прежде всего потому, что эти первые впечатления от слуха запоминаются в памяти», - говорит эксперт.

Музыкально-ритмическая деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения музыкально-ритмической деятельностью, связана с мобилизацией и активным развитием многих физических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Занятия музыкально-ритмической деятельностью, помогают развивать те стороны личностного потенциала детей, на которые содержание других предметов имеют ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с различных позиций.

В общем, однако, чем моложе ребенок, тем легче инструмент должен быть. Но даже инструменты взрослых кажутся увлекательными для маленьких. Дети испытывают стихийную радость в пении и движении соответственно. Министерство образования в Штутгарте хочет использовать это для детского сада и начальной школы через новую государственную программу финансирования «пение-движущийся-говорящий».

Дороти Гуткнехт является экспертом в области образования Рождества. Для них музыкальное образование является одной из важных тем раннего образования: «Музыка способствует развитию личности и развитию мозга ребенка». С программой государственного финансирования реализуется непрерывное музыкальное образовательное предложение для детей из детского сада до четвертого класса.

Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению танцевальных движений.

Большую роль занимают специальные ритмические упражнения. Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентом на определенный счет, с хлопками, упражнения с движением рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц, скороговорок (без музыкального сопровождения). Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию. Можно использовать не только хождение по прямой, но и включать движения по заданному рисунку (диагональ, круг, змейка, середина зала и т.д.).

Пение с точки зрения неврологии. С неврологической точки зрения мозг ребенка развивается в социальном взаимодействии с другими. Пение как часть музыки - очень важный инструмент коммуникации. Гуткнехт: «Способ пропаганды разнообразия мозговой деятельности воспринимается неврологами, такими как Хютер или Спитцер особым образом в деятельности пения». В частности, опыт «большего» с другими, перерастающий в себя, является одним из ключевых Благодаря беззаботному, восторженному пению ребенок учится относиться и слушать других, испытывая самоэффективность в радостных процессах обмена, например, будучи способным модулировать собственный голос различными способами ребенок может заниматься социальным резонансом, а также беззаботным, восторженным пением научиться общаться и слушать других.

В процессе занятий важным является постановка спины или формирования правильной осанки. Осанкой принято называть способности человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной. Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать корпус и голову прямо. У ребенка с правильной осанки – легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах.

Пение и развитие голоса. Песенный и детский голос в детском саду. Музыка в контексте межкультурности. Звуки - важные выражения. Однако пение также инициирует физические процессы. В то время как, например, эмоции, такие как беспокойство, приводят к напряжению мышц и неглубокому дыханию, при пении срабатывают противоположные процессы: сердцебиение становится ритмичным, дыхание углубляется, мускулатура перфузируется, расслабляется, тело нагревается, Энтузиазм и радость в пении являются важными факторами. «Учитель может записывать поведение и настроение детей вокальным и слоговым способом», - объясняет профессор Гуткнехт, потому что «звуки помогают разделиться, быть связанными и символически относиться».

Ребенок, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот.

Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанки затрудняется деятельность внутренних органов. Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед – лордоз или кифоз, плоская спина) и боковое искривление позвоночника – сколиоз встречаются весьма часто среди детей. Самые распространенные нарушения осанки сутулость (опущенная спина, плечи сведены впереди, грудь уплощена, спина круглая, лопатки круговидные). Характерные признаки правильной осанки: прямое положение головы и позвоночника; симметричные лопатки: практически горизонтальная линия ключиц; симметричное положение ягодиц; ровные линии крыльями таза; одинаковая длинна нижних конечностей и правильное положение стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев). Правильно подобранные упражнения в процессе музыкально-ритмической деятельности позволяют, в какой-то степени исправить недостатки фигуры, помогут детям приобрести устойчивость. Привычка держать корпус подтянутым становится в дальнейшем исполнительским навыком, определяющим творческую дисциплину, как в танце, так и в жизни.

При этом они помогают справляться с самыми разнообразными эмоциональными ситуациями и позиционировать себя в жизни по отношению к другим. Соображения по преподаванию музыки в раннем детском образовании. Писать о детях, музыке и образовании - это вопрос, касающийся измерения жизни, которое глубоко пометило каждого из нас. Просто помните, что песни, которые заставляли нас спать в интимной близости семьи, часто заново открывались, когда у нас был первый опыт в образовательной среде. Эта траектория позволяет нам утверждать, что среди его различных функций в образовании музыка играет важную роль в переходе между семьей и пространствами образования раннего детства, утешая ребенка в процессе адаптации к неизвестной среде, где он будет проводить большую часть дня и где он будет строить новые социальные и культурные связи.

Присутствует на занятиях музыкально-ритмической деятельностью так же профилактика плоскостопия. Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующая упрощением ее сводов. Различаютпоперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса тела и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Основные симптомы продольного плоскостопия – боль и быстрое утомление стоп. При слабовыраженном плоскостопии после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает. Плоскостопие относится к тому заболеванию, которое, возникнув, достаточно быстро прогрессирует.

Пространство, занимаемое музыкой в ​​отношениях между ребенком и взрослым, является предметом многих исследований, таких как исследования Анны Риты Адесси, которые анализируют эти музыкальные отношения как в семейной среде, так и в среде образования раннего детства. С точки зрения всех этих исследований общая проблема заключается в том, чтобы выявить музыкальность детей гораздо более сложную, чем мы обычно понимаем, и продемонстрировать, что дети относятся к своей среде посредством музыки, даже до того, как они развивают вербальный язык.

Для профилактики плоскостопия большое значение имеют специальные упражнения и приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, ходьба на полупальцах, прыжки, подвижные игры.

Важнейшей считается функция рук – пластическое выражение эмоций, смысла исполняемого танца, и та гармоническая форма, которую придают руки всей фигуре. Широкий свободный и выразительный жест во многом зависит от правильного технического и художественного движения рук в позициях. Изучив позиции рук дети не «зажимаются», чувствуют себя свободно и гармонично, исполняя все движения и композиции. Им руки не мешают, а наоборот помогают в исполнении танцев и танцевальных композициях.

Вероятно, это признание признания музыки в повседневной жизни раннего образования детей, что она является текущей педагогической практикой, сопровождающей самые разнообразные моменты и пространства. Однако, когда его спрашивают о своих действиях с участием музыки, преподаватели и учителя в дошкольных учреждениях часто чувствуют себя неуверенно, как указывают Лелиа Диниз и Люсиана Дель Бем.

Чтобы рассмотреть эти моменты, мы предлагаем построение текста, вдохновленного Сократом, т.е. путем обсуждения дискуссии с формулировкой последовательных вопросов. Важно помнить, что запросы также являются постоянными в развитии детей. Наконец, выходя за рамки того, что предлагает название этой статьи, дискуссия о музыке в раннем детском образовании не ограничивается периодом, когда дети еще не говорят, но подходят к дошкольной стадии в целом.

Использование на занятиях музыкально-ритмической деятельностью различных образов, копируя и подражая им, приближает детей к жизни (повадки животных, отличительные особенности мультяшных персонажей и сказочных героев).

Музыкально-ритмическая деятельность неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, приучает к культуре общения и к танцевальной культуре? в частности.

Какова музыкальная культура детей?

Помните, что дети поют перед разговором - это также способ подчеркнуть важность музыки в развитии ребенка. Дети - это не простые музыкальные эмбрионы, которые ждут, чтобы стать музыкальным взрослым! Так говорит Бруно Неттл, основанный на Джоне Блэнкинге. Их результаты расширили то, как они понимали музыку, и запустили новые линзы для прослушивания музыки других людей, что, безусловно, повлияло на то, как мы интерпретируем отношения, которые дети устанавливают с музыкой с раннего возраста. Из исследований этномузыковедения термин «музыка» стал обозначать гораздо больше, чем мы традиционно понимаем как таковой.

Когда смотришь на танцующего, то, кажется как легко и просто все исполняется, на за этой легкостью стоит большой и напряженный труд, как ребенка, так и педагога.

Развитию музыкальности, способствует проведение впервые годы обучения различных музыкально-танцевальных игр на занятиях. Зачастую игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение.

Взяв африканские культуры в качестве примера, способ коллективного сочетания звуков, производимых фундами, используемыми для измельчения зерен, можно понимать как песню, которая сопровождает работу, поскольку удары экстраполируют их практическую функцию и объединены намеренно для создания эстетического результата. Точно так же мы рассматриваем, например, то, что дети делают музыку, когда они замышляют ложку на столе, когда основное намерение состоит в том, чтобы исследовать полученный результат звука.

Возвращаясь к утверждению Бруно Неттла, мы можем утверждать, что у детей есть подлинная музыкальная культура, которая строится в их семейных отношениях и в других общественных отношениях, будучи пространством образования раннего детства, одной из фундаментальных условий музыкальных обменов, или в их отношениях со взрослыми, которые там работают. Для Франсуа Дубет и Данило Мартукелли школьная культура строится и консолидируется из большого количества аспектов, которые во многих случаях не воспринимаются и не понимаются взрослыми.

Самым любимым для детей являются музыкально-ритмические и речевые игры. Они организуют детей, вырабатывают внимание, сообразительность, быстроту реакции, трудолюбие.

Если правильно подобраны игры, в которых детям даются творческие задания – подумай, сочини, с импровизируй, найди, составь, - то они развивают в детях поисковую деятельность, заставляют мыслить, творить и фантазировать. Поэтому на занятиях необходимо поддерживать в них игровое настроение, чтобы ребенок воспринимал занятия как интересную игру-задачу.

Несмотря на то, что их исследования относятся к ранним годам начальной школы, их результаты помогают нам объяснить, почему мы испытываем трудности с толкованием музыкальности детей. Для многих детей достаточно много шума! Мы можем подтвердить, что контакт ребенка с музыкой является интенсивным, потому что он начинается до того, как он или она родится. Исследования на слухе плода показывают, что в последнем триместре беременности плод не только слышит звуки его окружения, но и способен записывать их.

Вот почему новорожденный признает голос матери и людей, которые были близки ей в последние несколько месяцев до появления на свет, и это признание в основном основано на определении тембра этих голосов. Интересно отметить, что среди всех качеств звука тембр является самым трудным для понимания. В дополнение к этой сложной обработке звука новорожденный способен распознавать песни, которые были воспроизведены в его окружении, а еще плод, что позволяет утверждать, что в отличие от других культурных аспектов музыкальная культура ребенка уже начинает формироваться до даже когда родился.

Большое внимание целенаправленному развитию чувства музыкального ритма через игру у детей уделял в своей работе немецкий педагог-музыкант Кар Орф, который является создателем системы темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов: притопов, шлепков, хлопков, стуков, щелчков. Эти звучащие жесты автор рассматривал не просто в качестве носителей определенных тембров, но и как одно из средств освоения ритма в движении. Это позволило развитию координации движений, воспитанию быстрой реакции у детей.

Вскоре после прихода в мир, ребенок производит звуки для различных целей. Один из них заключается в том, чтобы выразить свои потребности, такие как голод, дискомфорт и удовлетворение, чередуя плач с испусканием вокальных звуков, которые мы обычно интерпретируем как смех. Однако другой способ создания звуков, и это происходит гораздо чаще, чем первый, - это чисто звуковая игра. Это происходит, когда ребенок исследует вокальный тракт, создавая бесконечность звуков, исследуя звуки горла, различные положения и движения языка, движения губ и, наконец, вмешательство рук в рот и губы.

Немецкий педагог широко использовал музыкальную игру в качестве одного из основных видов музыкально-ритмических движений. Кроме того, для достижения большего эффекта в развитии тембро-ритмического чувства у дошкольников. К. Орф рекомендовал наиболее частое включение речи в этот процесс (а именно, голоса детей (с целью создания различных тембров. В качестве основной формы этого вида занятий он предлагал использовать речевые игры с движением, в которых текст и характер движений воспроизводились в зависимости от ритмического содержания музыкального произведения, или музыкального отрывка.

В дополнение к по существу вокальному опыту, который делают дети, исследование звуковых объектов является постоянным в их развитии. Не случайно большинство детских игрушек производят какой-то звук, или что горшки и крышки превращаются в «батареи». Увлечение ребенка звуковыми источниками является важным элементом в построении его репертуара звуков, который позже подтвердит его музыкальные переживания. В дополнение к описанным выше самонаправленным переживаниям музыкальное развитие ребенка расширяется от общения с детскими песнями, независимо от того, поют ли они родители и близкие люди, или те, кто учился у других детей.

Выводы

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Столкнувшись с таким количеством стимулов, для ребенка естественно создать музыкальную «прожорливость», и контакт с такой музыкой лежит в основе позиции Франсуа Деланда, когда он утверждает, что до двух лет все дети одинаково «талантливы», то есть все имеют огромный потенциал для развития музыки.

Это наблюдение побудило меня разработать этнографические исследования, проведенные в классах с первых лет начальной школы, что позволило мне найти музыкальные проявления детей во всех разных пространствах и школьных расписаниях. Рекапизируя музыкальную траекторию детей, которая начинается до их рождения, мы можем подтвердить, что они уже пришли к образованию раннего детства с музыкальной культурой, основанной на большом разнообразии значительного музыкального опыта, который у них был.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаться к музыкальному искусству.

Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Музыкально-ритмическая деятельность для детей является дополнительным видом развития двигательного анализатора, формирует культуру тела, которая является необходимым условием их гармонического развития; помогает ребенку учится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, а так же развивает чувство ритма.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которого осуществляется и общее развитие.Программа «Пралеска» предлагает следующие разделы: слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, обучение элементам нотной грамоты и игре на детских музыкальных инструментах, музыка в повседневной жизни.

Слушание музыки в дошкольных учреждениях используется :

1. как методический прием работы по всем видам деятельности;

2.в части музыкального занятия, посвященного специально слушанию музыки;

3.на самостоятельных занятиях, которые проводятся во второй половине дня, включается 4-5 произведений (1-2 инструментальных, остальные вокальные);

4. на утренниках и праздниках (10-12 мин. у «Малышей», 15-19 у «Почемучек» и «Фантазеров»).Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. В основе слушания лежит исполнение музыкальных произведений. В работе с детьми по слушанию музыки используется программная и непрограммная музыка .Программная музыка – инструментальная, чаще всего симфоническая музыка, в основе которой лежит программа, т.е. какой-то конкретный сюжет. Источником сюжета могут служить исторические сказания и легенды, фантастика, литературные произведения.Непрограммная музыка – не имеет строгого сюжета, иногда определенного названия и выраженного определенного настроения. В дошкольном учреждении она предназначается для упражнений, несюжетных игр, плясок, танцевальных мелодий, т.к. детям трудно воспроизводить ее из-за недостаточно развитого мышления.Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция). В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка.Музыкально-ритмическая деятельность . Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Впервые рассмотрел и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ, развивают познавательные способности, способствуют физическому совершенствованию организма.Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребенок мог бы выразить свое настроение, свое чувствование музыки. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

3. Восприятие музыки как средство эстет. развития дошкольников. Интерес к музыке формируется в прцессевосприятия,слушания.Вклад:Шацкая,Медушевский,Ветлугина.В 70ег. 20в. Кабалевский,90ег Радынова. Совельева.

Восприятие муз.это активный процесс не просто ее слушания,апорцесслышанияподрозумевающщщий понимание музыкального образа,связанное с активностью эмоций,мышления,воображения.

Особенности В .:доступен детям в раннем возрасте;В.муз.является обязательным компонентом Любого вида муз.деят.

Формы восприятия :В.как компонент любого вида муз.деят.;

восприятие муз.каксамост.вид ДМД;

восприятие музыки на праздниках,досугах.

Задачи : 1.Формирование способности сопереживания образу.2.Развитие музыкальности,спец.способностей.3.Оценочное отношение к музыке.4Обогощение слухового опыта.5.Формирование знаний о музыке.

Этапы :1.Первичное или целостное(эмоцион.настройка на воспритиепроизведения;выразительноеисполнение;баседа о прослушанной муз.)2.Повторное или дифференцированное (повторное исполнение целиком,почастям;параллельно с исполнением отрывков беседа о муз.).3.Узнавание и осознанное восприятие (узнавание по отрывку;уточнение,пояснение хар-рамузыки;сравнение с другими произведениями).Требования к репертуару :Преобладание гаммы светлых,жизнерадостныхчувств,художественностьмуз.репертуара:Разнообразиемузыки;Доступность произведений.

Формируя муз представл д, педагог стремится: чтобы они запоминали отдельные муз произв, узнавали их при повторном исполнении. Развивая муз слух р-ка, он вкл муз-дид-ие игры с определенным сод-ем и правиламимет приобщ к муз в сред. гр.

Мет обуч, развив-щаявоспр музыки, направлена на то, чтобы вызвать у д эмоц отклик. Этой задаче подчинены выразит исполнение, краткие пояснен,применениеразличнаглядн приемов..

Необходимо применять различные игров приемы, муз загадки, игрушк кот помогают р-ку понять и запомнить музыку.

Развитию слуховых ощущений и восприят помогают муз-дидакт игры. Напр, в игре «Ну-ка, угадай-ка» д подражают звукам птиц, животных и «произносят слоги «га-га-га» или «ме-ме-ме» то выше, изображая соответственно маленьких гусят, козлят, то ниже, подражая большому гусю, козе. Различают тембр голоса («Узнай по голосуй), силу звучания («Тише - громче в бубен бей»), ритм («Музыкальные молоточки»).

9.Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в дошкольном образовательном учреждении .

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства.Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия,занятия с ансамблем и оркестром. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления педагог стремиться дать ребятам в занимательно-игровой форме.Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку, воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными.Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан).Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов.В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек, направлять удар на середину пластины.Приемы: эффективен прием подтекстовки длительностей (четвертные обозначаются слогом та-та, а восьмые ти-ти), прием прохлопывания ритмического рисунка.Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху.Обучение детей по нотам очень трудоемко. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.Цветовая система удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком.Подобным способом детей обучают играть по цифрам , наклеенным около каждой пластины металлофона.Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта.Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха (прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте). В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. ТО , обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры; на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.

7.Музыкально-ритмическая деятельность дошкольников .

Музык.ритмические движения – вид М.Д.в котором содержание музыки передается движением.Цель углубленное и дифференцированное восприятие и формирование на этой основе навыков выполнения выр.движ.Задачи :1.формирование компонентов музык.культуры;2.развитие музыкальности и музык.творч способностей(чувство ритма и эмоц. Отзывчивость);3.обучение музык.ритмич И двигательным умениям и навыкам(ритмично ходить,легкобегать,двиг.покругу,впарах,инсценироватьтексмты песен);4.Формирование элементарных знаний;5.Содейств.физическому развитию.Виды: 1.упражнение(напрвл.на совершенствование оснсвн.движ.;общеразвивающие с предметами и без;подготовительные,голоп,кружение;образные;самостоятельные или законч композиции).2.Пляски(пляски народные,характерныетанцы,хороводы с пением,современный дет.,бальный;пляски-импровизации).3.Музык.игры с движ.(сюжетные и не сюжетные).Методы: Наглядный,словесн и практич.

Этапы: 1.Ознакомительный(восприятие муз.;беседа;показдвиж.целиком;пояснение;нач.разуч.)2.Углубленное разуч. – уточнение и закрепл.элементов повторением.3.Закрепление педставлений.Репертуар :художественность,моторныйхарактер,разнообразиетематики,движений,соответствиедвиж.образаммузыки.С самого ран возр р-ок испытывает потребность в движ.Особоезначен для р-ка имеет движение под музыку.д с удовольств играют в муз игры, водят хороводы.Впроц этих движений у д воспитыв важное качество личности и черты хар-ра.6 решительность, инициатива, находчивость, организ-ть. Приемы 1. Выразительное исполнение музыки педагогом.2 показ игры-пляски. 3. Показ отдельн элементов. 4. Образный рассказ об игре-пляске. 5. Объяснение правил игры. Методы : наглядно-слуховой (выразит исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительн, двигательн (показ, игр, плясок, отдельных их элементов),словесный, и упражнение (многократные повторения).

8.Методика организации музыкально-ритмическойдеятельности детей дошкольного возраста. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Для правильной организации разучивания с детьми игр, плясок и упражнений педагог должен соответствующим образом подготовиться: тщательно разучить музыкальное произведение; проанализировать его с точки зрения общего характера и музыкальной формы; исполнить самому движения данной игры, пляски, упражнения; стремиться к их выразительности, точности, разработать методику обучения.

Обучение играм, пляскам и упражнениям – композициям проходит в три этапа: первоначального ознакомления, разучивания и закрепления.Несюжетная игра перед ее исполнением дети при помощи подготовительных упражнений разучивают необходимые движения, слушают музыку к игре. Когда она выносится для самостоятельного исполнения, педагог называет игру, исполняет музыку, предлагая детям вспомнить, какие движения они должны делать.Уточняет ответы детей и рассказывает, что и когда надо выполнять – дает игровое задание, объясняет правила игры. Предлагает детям начать игру.Сюжетная игра перед первым проведением игры педагог рассказывает её содержание – сюжет. В образном рассказе он должен точно следовать временному развертыванию музыкального произведения. Затем исполняет музыкальное произведение и предлагает детям играть. В старших группах в играх с пением текст с пением разучивается заранее. По окончании игры педагог оценивает деятельность детей, предлагает поиграть ещё.Упражнения основные движения (ходьба, бег, подскоки, прыжки) педагог объясняет детям задание, например, «На первую часть музыки идите за ведущим вперёд, на вторую часть – повернитесь, ведущим будет стоящий последним. Не останавливаясь, идите за ним». Предлагает детям выполнить задание.Подготовительные упражнения в ходе их разучиваются движения к пляскам и несюжетным играм. Многие сложные танцевальные движения разучиваются по частям.Образные упражнения уточняют движения персонажей сюжетной игры. Педагогу необходимо объяснить и показать детям походку, повадки тех или иных животных, движения, имитирующие езду транспортных средств, полет самолётов. Упражнения – композиции обычно продолжительны, содержат много составных элементов; различные построения, гимнастические движения с предметами. Поэтому его труднопоказать и разучить целиком.Пляски. Перед разучиванием любого вида пляски музыка к ней сначала слушается и анализируется детьми. Потом разучиваются подготовительные упражнения, и только после этого пляска показывается целиком или заранее подготовленными детьми, а затем исполняется всей группой.

Методика организации музыкально-ритмической деятельности состоит в следующем : На первом этапе необходимо ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой, создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание. Педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить желание разучить его. Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.

На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий. На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни.

11.Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. К формам организации музыкальной деятельности детей относятся музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.

Занятия – основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, – вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства.

Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться выразительно, ярко, доходчиво.

Чтобы добитьсяразвивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы , активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение). Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями.

Широко применяются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки).

На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Музыкальные занятия проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально.

Музыка в повседневной жизни детского сада включает в себя использование музыки в быту (слушание аудиозаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, спектакли, игры, хороводы), праздничные утренники.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. Беседу о музыке полезно сопровождать показом репродукций картин.

В повседневной жизни силами ребят ставятся оперные спектакли, как специально созданные для детей детские оперы («Петушок», «Муха-цокотуха» М.И. Красева). Помимо оперных спектаклей для инсценировки используется и музыка сказок-балетов («Щелкунчик» П.И.Чайковский, «Золушка» С.С.Прокофьев).

Для праздничных утренников и концертов отбираются хорошо выученные песни, танцы, музыкальные игры, пьесы.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио-и телепередач, записей детских музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки; обучение детей игре на музыкальных инструментах; самостоятельное музицирование.

Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересовано слушают произведение вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус. И наоборот, равнодушие родителей к музыке или увлечение легкой музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка.

Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания.

Loading...Loading...