Профилактика экстремизма в молодежной среде. Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети интернет Причины развития экстремизма среди молодежи

Для современной многонациональной и многоконфессиональной России проблема экстремизма среди молодежи стоит очень остро. Это обусловлено тем, что главной опасностью экстремистских молодежных объединений является совершение ими преступлений по мотивам национального или религиозного характера, что в свою очередь ведёт к обострению этнических конфликтов, оказывающих пагубное влияние на формирование российской националь­ной культурной идентичности.

Для успешного противостояния экстремизму и терроризму в обществе необходимо знать и понимать преступную сущность этих явлений. В данной работе предпринята попытка разобраться в сущности экстремизма как опасного явления, порождающего асоциальные настроения в обществе, наметить пути противостояния экстремизму и наиболее опасному его проявлению – терроризму, изучив основные пути их предупреждения.

В современной науке не выработано однозначного понятия категории «экстремизм». Экстремизм (от латинского extremus – крайний) – это теория и практика достижения социально-политических, религиозных, национальных целей посредством «крайних», запрещённых способов . В свою очередь молодёжный экстремизм – это результат недостаточной социальной адаптации молодежи, влекущий противоправное поведение молодых людей.

Одной из первых закрепила общее понятие экстремизма Шанхайская Конвенция «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. В ней экстремизм определяется как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» .

В России определение экстремизма закреплено в Уголовном кодексе РФ и в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Эти законодательные акты классифицируют экстремистскую деятельность как перечень деяний, подпа­дающих под закреплённое определение. К этот перечень входят такие действия, как насильственное изменение основ конституционного строя, оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, религиозной или нравственной розни, пропаганда исключительности какой-либо группы, объединенной по национальному, социальному и иным признакам, нарушение прав и свобод человека по тем же причинам. Так же к экстремизму законодатель отнес нарушение избирательных и иных конституционных прав граждан и публичные призывы к осуществлению указанных действий, подстрекательство к ним, а также их подготовку, организацию и/или финансирование. В отдельное действие выделяют публичное использование нацисткой символики или атрибутики, их пропаганда.

Экстремизм без преувеличения можно отнести его к одной из угроз национальной безопасности России. По данным ФКУ ГИАЦ МВД России только в период с января по сентябрь 2017 года зарегистрировано 1497 преступлений террористического характера и 1189 преступлений экстремистской направленности. Молодежный экстремизм, начиная с 1960-х г.г., относится к числу глобальных проблем. Распространение молодежного экстремизма в России стало одной из острейших проблем современного российского общества, так как в первую очередь речь идёт о молодых гражданах, подверженных влиянию со стороны идеологов экстремистских учений, особенно когда подобная идеология опирается на патриотические настроения и религиозные чувства молодежи. По разным данным, в рядах террористической группировки «Исламское государство» (ИГ), запрещённой в РФ, воюет, от семи до десяти тысяч россиян и выходцев из стран СНГ.

По статистике 80 % участников экстремистских группировок составляют молодые люди в возрасте 14-30 лет. Подростковый экстремизм отличается фанатичностью, беспрекословным и бездумным выполнением всех приказов без обсуждения. В результате увеличивается количество преступлений, повышается уровень насилия, более жестокого и профессионального. Это объясняется тем, что именно молодежи присуши радикализм во взглядах и оценках, максимализм в неприятии несправедливостей. Немаловажным фактором является употребление подростками спиртных напитков, наркотических и токсических препаратов, отсюда и неконтролируемая агрессия, и немотивированная жестокость. Наглядное свидетельство этому – события на Манежной площади в декабре 2010 г. и беспорядки в московском районе Бирюлево в 2013г. В Санкт-Петербургском метро 3 апреля 2017 г. теракт унес 16 жизней, пострадали свыше 50 человек, а исполнителю было 22 года. Проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все предшествующие периоды существования Российского государства.

Рассмотрим основные причины возникновения экстремизма среди молодёжи, так как без выявления причин данного явления невозможно решать проблему предотвращения опасной болезни общества. По словам доктора социологических наук, профессора Российской академии наук Л.С. Рубан: «Наиболее массовым (до 90 %) и активным участником межэтнических конфликтов обычно выступает молодежь, которой удобно манипулировать из-за недостатка у неё социального опыта, относительно легкой внушаемости, излишне эмоциональной оценки событий и реакции на них»

Если в 90-е в экстремистские организации попадала молодежь из неблагополучных семей, то сейчас это и успешные образованные молодые люди, студенты престижных вузов. Начинается всё с интереса к арабской культуре или религиозной литературе, а поскольку у молодых людей ещё, как правило, не завершён процесс правовой, политической и духовной социализации, в сочетании с недостаточной социально-психологической зрелостью, излишней эмоциональностью и недостаточной толерантностью, то заканчивается все это, чаще всего вербовкой в экстремистскую организацию. Примером тому – история студентки МГУ Варвары Карауловой, пытавшейся сбежать в «Исламское государство», мечтавшей стать снайпером.

Распространению экстремизма способствует социальная напряжённость в молодежной среде, вызванная комплексом социальных проблем, таких как снижение уровня жизни значительной части населения, социальное неравенство, сложности с трудоустройством, чувство не востребованности, ненадлежащее качество образования и т.д. Доктор социологических наук, профессор Сибирского юридического института МВД России Шинкевич В.Е. указывает на основные факторы, определяющие Российскую специфику экстремистских образований в молодежной среде. К ним он относит :

1) низкую социальную защищенность молодежи в условиях социальной, профессиональной и экономической неустойчивости российского общества;

2) усиливающееся социокультурное расслоение, ограничивающее доступ к социальным ресурсам молодых людей из разных сред;

3) безответственность, которая ведёт к утере нормативно-ценностных оснований поддержания социальной солидарности и обеспечения социальной идентичности.

К причинам, порождающим экстремистские настроения в молодежной среде, необходимо также отнести кризис школьного и семейного воспитания. Ослабление воспитательных возможностей семьи и школы приводит к восприятию субкультуры улицы, дефицит общения в семье замещается криминальной средой общения, что порождает агрессию среди подростков, которая находит свой выход через формы девиантного поведения экстремистской направленности.

Особо необходимо обратить внимание на устойчивый рост Интернет-ресурсов экстремистской направленности: если террористические структуры в 1998 году поддерживали всего 12 сайтов, то на сегодняшний день, по оценкам экспертов, около 10 тысяч . Только в русскоязычном секторе Интернета в настоящее время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма.

Молодежный экстремизм обычно начинается с выражения пренебрежения к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их. Старший преподаватель Чеченского госуниверситета Ахъядов Э.С. считает, что «отсутствие положительных идеалов, проблемы социальных гарантий, отсутствие обеспеченности трудовой занятости, неверие в свои силы, агрессивность и репрессивность сознания, чувство безысходности, направленность действий исключительно на личное благополучие, озлобленность – являются основой для формирования молодежных неформальных объединений экстремистской направленности» . С данным мнением трудно не согласиться, но ещё следует добавить обострение политической борьбы между многочисленными политическими партиями и общественными движениями; острое противостояние между сторонниками власти и оппозицией; межнациональные конфликты, этнический и религиозный сепаратизм; национализм, превращающийся в фанатизм.

Молодежь зачастую готова поддержать тех лидеров, которые предлагают быстрые и простые решения, зачастую силовые. И причиной тому является «недосоциализированность» личности, когда молодому человеку очень сложно объективно оценить существующие реалии. В этой связи, главная задача современного общества видится в создании благоприятных условий для социализации личности, для воспитания и развития молодого человека в духе толерантности и интернационализма, что, по сути, будет являться прививкой подрастающему поколению от ксенофобии, национализма и религиозного экстремизма.

Нельзя забывать, что к каждой «группе риска» необходимо подходить с учётом возрастных, интеллектуальных и психологических особенностей. Так, «золотая молодёжь» и выходцы из неблагополучных семей с низким социально-экономическим статусом попадают в экстремистские группы по разным основаниям. Естественно, что применение одни и те же методов предупреждения преступных действий экстремистской направленности для представителей этих двух групп будет неэффективным. Разный подход требуется и в работе с подростками, которые ещё не впитали в себя идеологию экстремизма и теми, кто уже заражен этой идеологией, но ещё не стал преступником.

Основным социальным институтом, который должен проводить государственную политику по работе с подростками и молодежью, является система образования (школа, ссузы, вузы, учреждения дополнительного образования и т.д.). Воспитанием толерантности и культуры межэтнического общения должны заниматься учителя, воспитатели, начиная с начальной школы, пока ещё вирус экстремизма не проник в детские души.

Думается, что одним из наиболее эффективных методов борьбы с групповым молодежным экстремизмом, является усиление работы по дискредитации движения в глазах общественности и сочувствующих ему элементов, а также работа по распаду организаций и отдельных её групп изнутри. Необходимо не только видеть причины, порождающие угрозы экстремизма, но и работать над их устранением, без этого невозможно решить проблему распространения экстремизма среди молодежи. Необходим системный подход к эффективной профилактике экстремизма в молодежной среде.

Список литературы:

  1. Владимирский государственный университет/Теоретическая информация [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:/ http://oot.vlsu.ru/index.php?id=128
  2. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.).
  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ст. 1.
  4. 4.Путин В.В.//Русская служба BBC от 16 октября 2015 г. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:/ http://www.bbc.com/russian/news/2015/10/151016_putin_cis_isis
  5. Рубан Л. С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. М., 2006.
  6. Ахъядов Э. С. Криминологическая характеристика личности молодежного экстремиста // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 254-256.
  7. Газета республики Коми от 18.07.2016 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:/ http://gazeta-vil.ru/obshestvo/967-internet-i-extremizm.html
  8. Шинкевич Владимир Ефимович, доктор социологических наук, доцент, профессор Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), е-mail:

    Молодежный экстремизм: особенности и причины.

    Психологические портреты лиц,

    вовлекаемых в экстремистские организации.

    (Подготовила Полынцева И.Н., методист МБОУ СОШ №4 для городского заседания круглого стола школьных психологов и социальных педагогов, 2014г.)

    Исторически сложилось, что Россия является многонациональной страной, в которой взаимодействуют между собой представители различных культур, традиций и обычаев. В последнее время взаимодействие между этносами усилилось. Связано это, прежде всего, с ростом миграции на территорию Российской Федерации из ближайших республик. Из-за увеличения числа мигрантов все больше проявляются различные формы нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма. Все это ведет к увеличению числа межэтнических, межкультурных и социальных конфликтов.

    В настоящее время экстремизм во всех своих проявлениях стал одной из основных внутренних угроз безопасности Российской Федерации.

    Обращаясь к этимологии слова «экстремизм» можно сказать, что оно является производным от латинского «extremus», то есть «крайний». В традиционном понимании экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, мерам, наиболее часто проявляемым в политике, международных отношениях, религии и т.д.

    Наибольшую озабоченность общества вызывают молодежные экстремистские организации. Ошибочно думать, что «молодежный экстремизм» является лишь тенью «взрослого» и не представляет особой опасности в качестве обособленного явления. Однако, как отмечают ряд политологов, в частности: М.Ф. Мусаелян, Н.Б. Бааль, С.Н. Фридинский, молодежный экстремизм является одной из наиболее актуальных социально-политических проблем в условиях российской действительности. Важно понимать, что часто рядовыми исполнителями экстремистских акций являются именно молодые люди, часто даже не достигшие совершеннолетия.

    Основным критерием, позволяющим отграничивать молодежный экстремизм от экстремизма вообще, является возраст его приверженцев – 14-30 лет. Физические и психологические особенности, присущие каждому возрасту, находят отражение в поведенческих реакциях. Учеными выделяется такая характеристика поведения молодежи как «экстремальность». Экстремальный тип сознания проявляется в специфических формах поведения, характеризующихся импульсивностью мотивации, агрессивностью, склонностью к риску, эпатажем, отклонениями от принятых норм либо, наоборот, подавленностью, депрессией, пассивностью. Молодежный экстремизм обычно начинается с выражения пренебрежения к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, потому, что молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям в силу возрастных ее свойств.

    Особенности современного российского молодежного экстремизма:

    • активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества;
    • расширение географии экстремистской угрозы в Российской Федерации и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т.п. жертв экстремизма;
    • совершаемые в Российской Федерации убийства граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан все больше приобретают серийный, более жестокий, изощренно-профессиональный, издевательский, ритуальный характер, а само совершение экстремистских деяний становится не просто занятием ради любопытства, а профессиональной деятельностью определенных групп лиц;
    • стремление экстремистско-националистических движений вовлечь в свои ряды членов различных агрессивных молодежных субкультур, неформальных молодежных объединений, групп, движений, а также лиц, ранее судимых;
    • наличие у неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности признака вооруженности, в том числе наличие взрывчатых веществ.

    Психологические портреты лиц, вовлекаемых в экстремистские организации и террористические отряды.

    Политолог и социолог Ю.М. Антонян выделяет такие неотъемлемые черты экстремистского сознания у молодежи , как:

    1) разделение мира на две различные группы - «мы» (хорошие, умные, трудолюбивые и т.д.) и «они» (плохие, готовящиеся на нас напасть, угрожающие нам и т.д.)

    2) перенос негативных черт отдельных лиц на всю социальную (религиозную, национальную) группу.

    К причинам, порождающим экстремистские настроения в молодежной среде , можно отнести

    Культурно-воспитательные проблемы :

    • изменение ценностных ориентаций
    • распад прежних моральных устоев
    • нетерпимость, ксенофобия
    • отсутствие стремления к единению всех народов, проживающих на территории России

    Социально-экономические факторы :

    • преобладание досуговых ориентаций над социально полезными занятиями
    • кризис школьного и семейного воспитания
    • криминальная среда общения
    • неадекватное восприятие педагогических воздействий
    • отсутствие жизненных планов.

    По многочисленным данным, лица, участвующие в деятельности экстремистских организаций, неоднородны по своим социально-психологическим характеристикам. Условно они могут быть разделены на четыре группы: 1) хулиганствующие «попутчики»; 2) непосредственные или второстепенные исполнители; 3) «идейные» исполнители и координаторы, составляющие ядро экстремистской группы; 4) лидеры, организаторы и спонсоры, использующие экстремистов в собственных целях и обеспечивающие им прикрытие от эффективного преследования.

    Первая и вторая группы являются «второстепенными» или «слабыми» звеньями в организациях экстремистского толка. Тем не менее, эти группы как раз и являются необходимой социальной базой, без которой экстремизм как масштабное социальное явление не мог бы существовать и развиваться (Ростокинский А.В., 2007).

    Как правило, для лиц, привлекаемых в низшие уровни экстремистских организаций, характерны:

    Интеллектуальная и нравственная ограниченность, нетерпимость к критике;

    Готовность увидеть недостатки исключительно у других, обвинить окружающих в своих собственных неудачах;

    Компенсаторная грубость, агрессия, склонность к применению насилия;

    Готовность подчиняться силе и природным инстинктам выживания, когда всё «иное» расценивается как угроза своему существованию и требует устранения;

    Социально-психологическая неустойчивость и стремление принадлежности к какой-либо группе людей (желательно сильных и агрессивных) для обретения чувства уверенности и собственной значимости;

    Использование упрощенных штампов и примитивной формы психологической защиты для самооправдания от собственных неудач;

    Психическая тугоподвижность, ригидность (Баева Л.В., 2008).

    Многочисленные исследования, описывающие психологические особенности лиц, вовлекаемых в деятельность террористических организаций, говорят о том, что среди лидеров террористических организаций, главных идеологов и вдохновителей соответствующих политических, националистических и религиозных движений не обнаруживается ни безработных, ни бродяг, пришедших к террору в поисках денег и славы. Их можно охарактеризовать как квалифицированных профессионалов при хорошей работе. Только около 30% из них не имеют специальной квалификации. Другая тенденция – их средний возраст 25-26 лет, т.е. это, в основном, молодые и достаточно обеспеченные люди. Таким образом, подтверждаются данные о неоднородности иерархических уровней террористических и экстремистских организаций и их расслоение на лиц, вовлекаемых в первичное звено и «идейную верхушку» (Хохлов И.И., 2006). Факт вовлечения в террористическую организацию, как правило, не связан ни с какой ментальной болезнью. Большинство последователей согласны с тем, что террористы, находящиеся в четком обособлении от общества, являются здравомыслящими и относительно нормальными людьми (Moghadam A., 2005). В то же время не вызывает сомнения тот факт, что в качестве волонтеров или кадровых участников низших звеньев экстремистских организаций рекрутируются социально-дезадаптированные, малоуспешные люди. Они, как правило, плохо учатся или учились в школе и вузе, не смогли сделать карьеру, добиться того же, что и их сверстники. Они обычно страдают от одиночества, у них не складываются отношения с представителями противоположного пола. Такие люди почти везде и всегда являются аутсайдерами и не чувствуют себя своими ни в одной компании, их постоянно преследуют неудачи. Рядовые члены террористических организаций характеризуются высоким невротизмом и очень высоким уровнем агрессии. Им свойственно стремление к поиску острых ощущений – обычная жизнь им кажется пресной, скучной и, главное, бессмысленной. Им хочется риска и опасности (Берту Э., 2003). Исключительно важным фактором, объясняющим феномен ускоренного вовлечения социальных маргиналов в экстремистско-террористические организации, является механизм «психологических премий», которые «выдаются» террористическими организациями своим сторонникам. Речь идет о том, что эти внутренне неуверенные в себе люди, всеми силами стремящиеся восполнить недостаток уважения к ним, вступив в могущественную тайную структуру, обретают, наконец, главный приз – ресурсный статус, самоуважение, смысл жизни и освобождение от каких бы то ни было социальных запретов. Появляется чувство избранности, причастности к судьбе. Крайний авторитаризм, беспрекословное подчинение руководителю, полный контроль всех аспектов жизни членов группы сочетается с подчеркнутой гуманностью в отношениях друг к другу, с готовностью помочь, с полным и безусловным принятием каждого. Стратегия действия обсуждается коллективно, каждый имеет возможность ощущать себя соавтором великих планов (Гозман А.Я., Шестопал Е.Б., 1996; Jerrold M. Post, 2005).

    Полный цикл психотехнологической обработки будущего террориста включает пять стадий социально-психологического обусловливания:

    стадия 1 – деплюрализация – полное лишение адепта всех иных групповых идентичностей;

    стадия 2 – самоидентификация – полное лишение адепта личной идентичности;

    стадия 3 – деиндивидуализация других – полное лишение врагов их личных идентичностей;

    стадия 4 – дегуманизация – идентификация врагов как недочеловеков или нелюдей;

    стадия 5 – демонизация – идентификация врагов как зла (Stahelski F., 2004).

    Таким образом, процесс вовлечения населения в экстремистские и террористические организации, как и другие виды социальных эпидемий, предусматривает интенсивное использование специальных психотехнологий и циничное манипулирование сознанием уязвимых групп населения.

    К мерам профилактики экстремизма в целом и в молодежной среде в частности можно отнести следующее:

    • прививание подросткам основ толерантности;
    • усиление контроля государства за деятельностью общественных и религиозных организаций (благотворительных организаций, военно-патриотических клубов);
    • более жесткий контроль за деятельностью СМИ и мониторинг сети Интернет;
    • выработка комплексной молодежной политики.

    Литература:

    1. Пушкина М.А. Материалы планового семинара по вопросам профилактики экстремизма.
    2. Бааль Н.Б. Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. №4 – С. 17-21
    3. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. 2008. №6 – С. 24
    4. Мусаелян М.Ф. О причинах современного российского молодежного экстремизма // Российская юстиция. 2009. №4 – С.45

    Аннотация: В статье рассматривается экстремизм как проблема среди молодого
    поколения и пути противодействия ему. Акцентируется внимание на особенностях и
    объективных и субъективных факторах экстремизма в молодежной среде.
    Ключевые слова: экстремизм, молодежный экстремизм, пути противодействия
    экстремизму.

    Любовь к отечеству
    Достижение жизненной цели
    Успех в работе
    Духовные ценности
    Уважение окружающих
    Почитание родителей
    Забота о близких
    Материальное благополучие
    Любовь
    Счастливая семейная жизнь
    Творчество
    Независимость
    Физическое здоровье
    Мир во всем мире

    В данной статье поднимается проблема экстремистского поведения молодого поколения
    и его прямое влияние на появление девиантного поведения в обществе. Данная проблема
    является актуальной и занимает важное положение среди социальных проблем
    современности. Экстремизм, присутствующий в кругу молодежи, и его проявления тяжело
    отражаются на обществе.
    В общем плане, экстремизм — это одна из форм противоправных деяний, угрожающих
    общественной безопасности. Более конкретно понятие экстремизма определено в статье 1
    Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом .
    Экстремистские проявления молодёжи особенно часто связаны с межэтническими
    отношениями и конфликтами. Молодежь обычно выступает наиболее массовым (до 90 %)
    и активным участником межэтнических конфликтов .
    Экстремизм как социальное явление носит открытый характер, причём опасность
    представляет не только сам акт экстремистской деятельности, но и заметное, значительное
    число сторонников данной идеологии, особенно среди молодежи. Изучая данную проблему
    необходимо, прежде всего, проанализировать факторы, отображающие влияние
    экстремизма на молодое поколение.
    Существует классификация причин (факторов) экстремизма на объективные и
    субъективные. Объективные причины экстремизма означают, что экстремистские действия
    молодежи обусловлены внешними факторами, состоянием общества, а субъективные
    причины экстремизма связаны, как правило, с попыткой самоутверждения. В любом
    случае, экстремистскому сознанию и поведению части молодёжи способствуют
    компоненты неразвитого сознания .
    В ряду объективных факторов, способствующих экстремизму, можно выделить
    экономические, политические, социальные, нравственно — психологические и правовые . В частности, молодежь является социально и экономически слабо защищённой
    категорией (сложность получения образования, безработица молодёжи и др.). В социально —
    политическом и правовом отношении сказывается недостаточность мер государственной
    молодежной политики и недостаточная эффективность правоохранительных органов по
    предотвращению противозаконных действий. В нравственно — психологическом и других
    отношениях молодёжью оказывается удобно манипулировать из — за недостатка у неё
    социального опыта .
    Для предотвращения разнообразных девиаций и преступных явлений государству и
    обществу необходимо последовательно улучшать социальную среду и заботиться о
    нормальной социализации личности . Это, безусловно, относится и к явлениям
    экстремистского характера.
    Для профилактики субъективных факторов экстремизма необходимо также всё более
    серьёзное внимание уделять внимание воспитанию у молодёжи гражданственности и
    патриотизма, чувства социальной ответственности за судьбу личную и судьбу общества,
    воспитание в духе преемственности всего лучшего у предшествующих поколений .
    Молодёжь часто предпочитает индивидуальные, иногда и аморальные формы досуга,
    что влияет на развитие негативных тенденций в молодёжной среде, оторванности
    молодежи от государства и противопоставлению её обществу. Поэтому важно, чтобы
    молодежь ощущала свою нужность обществу и государству, внимание к своим проблемам
    и интересам.

    Список использованной литературы
    1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом /
    Заключена в г. Шанхае 15.06.2001. Ратифицирована Федеральным законом РФ от 10 января
    2003 года N 3 — ФЗ. URL: http: // docs.cntd.ru / document / 901812033.
    2. Рубан Л.С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. М.: Academia, 2006. 239 с.
    3. Куликов И.В. Экстремизм среди молодежи // Социально — экономические явления и
    процессы. 2013. №7 (053). С. 175–177. URL: http: // xn — — h1ajgms.xn — — p1ai / articles /
    ?ELEMENT _ ID=1149.
    4. Сиоридзе А.Т. Групповой молодежный экстремизм (криминологическое
    исследование) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.
    5. Трещева Е.Е., Лебедева Л.Г. Преступление как девиация // Известия Института систем
    управления СГЭУ. 2016. № 2 (14). С. 33 — 37.
    6. Лебедева Л.Г. Гражданственность как фактор социализации и гармоничной
    преемственности поколений // В сборнике: Российская наука: актуальные исследования и
    разработки: сборник научных статей III Всерос. заочной науч. — практ. конф. : в 2 частях.
    Самарский государственный экономический университет. Самара, 2017. С. 173 — 176.
    © Грецова М.Д., 2017

    Интересно заметить что, как таковой нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно не известно. Его изображение до сих пор используется во многих странах имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.

    У свастики как символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.

    Отдельно интересен пункт, в котором говориться о публичном заведомо ложном обвинении лица, занимающего государственную должность. А интересен он тем, что не говориться так о простых людях, а только о госслужащих.

    Задача социальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистских настроений среди подростков и молодежи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.

    Профилактика экстремизма в педагогическом процессе

    На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

    • анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
    • необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;
    • профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
    • разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;
    • совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;
    • увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;
    • создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;
    • консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;
    • усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;
    • учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
    • реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении;

    Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

    Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако, школа так же берет на себя воспитательную функцию. В школах социальные педагоги должны брать на себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.

    Социальный портрет экстремистов как социальной группы

    Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:

    • работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;
    • работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

    В первом случае, такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.

    Рассмотрим подростков, у которых уже сформировалось экстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.

    Экстремисты как клиенты социальной работы имеют свой портрет. Так как эти клиенты не добровольно направлены к социальному работнику они могут проявлять агрессивность и с такими клиентами трудно наладить взаимодействие. Такие клиенты еще называются "трудные". Они не доверчивы и могут проявлять сопротивление. В таком случае надо действовать нестандартно и надо демонстрировать свою полезность клиенту. Таким образом, целью социальной работы с такими агрессивными клиентами является организация работы таким образом, чтобы снизить опасность от непредсказуемого поведения.

    Основные подходы к профилактике

    Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контр субъекта, реагирующего на экстремистские действия. Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта экстремизма). Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.

    Эффективное противодействие экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и перспектив экстремистских действий.

    В федеральном законе представлен образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность. Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.

    Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

    В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика экстремизма.

    В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

    1. Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

    Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

    В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.

    Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

    1. Подход, основанный на аффективном обучении.

    В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к "другим" начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями

    Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские "не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной" и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.

    1. Подход, основанный на влиянии социальных факторов.

    Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

    Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

    1. Подход, основанный на формировании жизненных навыков

    В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

    Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

    1. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской

    Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

    Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд

    А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

    1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.
    2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).
    3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
    4. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.

    Памятка безопасности:

    1. Если ты на улице .

    Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

    Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.

    Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.

    Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя у остановки.

    Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.

    Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

    Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.

    Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.

    Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.

    Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты! Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя!

    Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.

    Не входи в лифт с незнакомым человеком.

    Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой

    2. Если ты дома один .

    Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.

    Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).

    На ответ "Я" дверь не открывай, попроси человека назваться.

    Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.

    Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что неправильно записал нужный ему адрес и позвони родителям.

    Если незнакомец представился работником ДЭЗа, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.

    Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (милиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.

    Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или "скорой помощи", не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.

    Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови милицию.

    Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.

    В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.

    Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности.

    3. Как действовать, если Вы столкнулись с пропагандой экстремизма .

    Ситуации:

    1.Распространяемая неизвестными лицами печатная продукция не имеет выходных данных, указания на принадлежность к общественной либо религиозной организации, предположительно содержит материал экстремистской направленности, то есть направленный на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

    2. Представитель какой либо религиозной или общественной организации в устной форме ведет пропаганду превосходства одной религии над другой, либо расового, национального или социального превосходства одних групп населения над другими, грубо выражается в адрес исповедуемой гражданами религии, их расовой, национальной или социальной принадлежности.

    3. Представитель организации, деятельность которой в действительности признана судом экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации, просит у граждан помощи и содействия в его пропагандистской работе.

    Что предпринять:

    В ситуациях 1, 2. Данные деяния нарушают нормы п. 6 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и подпадают под признаки преступления в соответствии со ст. 282 Уголовного кодекса РФ. У распространителя информации необходимо выяснить, от какой религиозной или общественной организации осуществляется пропаганда, выяснить личные данные этого лица (ФИО, паспортные данные), по возможности зафиксировать действия экстремистской направленности на звуко или видеозаписывающую аппаратуру, попросить при данных обстоятельствах присутствовать знакомых, соседей или иных лиц, после чего обратиться с заявлением в нижеупомянутые органы государственной власти. Перечень литературы, запрещенной по решению суда на территории Российской Федерации, опубликован на сайте Министерства юстиции РФ http://minjust.ru/ru/extremist-materials. Печатная продукция, распространяемая религиозными или иными общественными организациями, должна иметь маркировку с официальным полным наименованием данной организации. В случае, если в листовке, журнале, брошюре и т.д. нет данных о полном наименовании организации, распространяющей печатную продукцию, либо она содержит материалы предположительно экстремистского содержания, рекомендуется немедленно обратиться в районный отдел полиции или районную прокуратуру с заявлением о проверке законности деятельности данной организации (приложив к заявлению образец распространяемой печатной продукции).

    Введение

    Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных разрушительному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих интересах.

    В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет.

    Экстремистские движения стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов. Как правило, данная категория молодых людей имеет хорошую физическую подготовку и навыки рукопашного боя, в том числе с применением холодного оружия и подручных средств (арматура, бутылки и т.п.).

    При реализации негативного протестного потенциала, происходит развитие безнравственных взглядов и принципов, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права. Совершению преступлений, препятствующих становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества и, как правило, это происходит на бессознательном уровне, то есть сознание индивида находится под контролем идеологии экстремистской деятельности, манипулированию организацией экстремистской направленности.

    Практически все экстремистские молодежные группировки носят, как правило, неформальный характер. Зачастую члены таких группировок не имеют представления об идеологической основе экстремистских движений, на них свое влияние оказывают громкие лозунги, внешняя атрибутика и другие аксессуары. Участие в экстремистских группировках воспринимается ими как приятное время препровождения в кругу сверстников. Группировки молодежи экстремистской направленности объединяются по, «сетевому» принципу, который предполагает большую самостоятельность ячеек, образующих сеть (молодежных экстремистских группировок), которые действуя в обычное время автономно, в определенное время объединяются для проведения групповых противоправных действий, объединяются в большие группы для проведения противоправных действий.

    Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.), влекущая изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации, секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).

    Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).

    Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

    Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

    Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

    1. Стратегия профилактики экстремистской деятельности

    Сегодня молодежные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде должна идти в направлении разрушения потенциала таких молодежных субкультур. Учитывая изложенное, можно выделить две базовые стратегии профилактики экстремистской деятельности.

    Первая стратегия, это профилактика, ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодежных субкультур. В этих целях необходимо создавать поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия будет реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска - альпинизм, спидвей, сноуборд, паркур и т.д. При этом происходит разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также перевод молодежного сообщества в новое русло позитивной направленности.

    Вторая стратегия, это профилактика, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными составляющими противовес субкультурам экстремистской направленности. Здесь органы власти создают и финансируют молодежное объединение, которое имеет привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодежи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы предпочтения разных категорий молодежи.

    При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней. Необходимо проводить работу с молодежью, то есть специальные «молодежные программы», которые предусматривают проведение среди молодежи и подростков регулярных встреч в учебных заведениях, клубах, когда вместе с представителями местных органов власти и социальными работниками организовываются круглые столы.

    В России системного подхода со стороны всех органов, задействованных в противодействии экстремистской деятельности, нет. В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

    1) оптимизацию молодежной социальной среды (в целом), ее улучшение, создание в ней пространств, для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достигнутых результатов, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

    2) формирование механизмов анализа молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;

    3) создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

    4) разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

    Стратегия по профилактике экстремистской деятельности должна быть направлена на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации.

    Главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

    1) выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к поведению, которое нарушает социальные или культурные нормы, вызывая настороженное и враждебное отношение окружающих (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

    2) «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

    3) дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции; носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений склонных к поведению, которое нарушает социальные или культурные нормы, вызывая настороженное и враждебное отношение окружающих уличных компаний;

    4) члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений.

    При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.

    Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).

    Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации свободы и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка.

    Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная религиозная организация, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».

    3. Методы разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных

    социальных зон для молодежи

    Необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи с чем, необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность.

    В основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц пребывающими в кризисном возрасте, лежит идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами, при чем не всегда являющимися представителями официальных институтов. Методы разрушения экстремистского пространства должны быть направленны на:

    1) воздействие на личность;

    2) развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

    3) разработка системы психокоррекционной работы, ориентированной на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности.

    4. Рациональное сокращение свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека

    Жизнедеятельность подростка или молодого человека протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом профилактики экстремистской деятельности является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества.

    В основе профилактики лежит средовой подход, когда создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявленияэкстремисткой активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие позитивных молодежных средств массовой информации

    (при полном обеспечении этим СМИ свободы печати), способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию.

    Важное место в системе профилактики отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи. Чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения требуется оказание системной комплексной поддержки подобным объединениям. Это позволит развить материально-техническую базу, кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций.

    5. Профилактическая работа, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур

    В основе профилактической работы лежит комплексная деятельность по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодежных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодежных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер.

    Профилактическая работа имеет ряд положительных особенностей. Так, в частности, она базируется на использовании естественных процессов, происходящих в молодежной среде, что предполагает «мягкий» вариант профилактики экстремистской активности, учет интересов и предпочтений молодых людей.

    В то же время реализация данной модели затруднена из-за отсутствия подготовленных соответствующим образом специалистов, ограниченного числа специализированных учреждений, системно работающих с представителями молодежных субкультур, недостаточной информированностью государственных и муниципальных органов власти о молодежных субкультурах и процессах, протекающих в молодежных сообществах.

    6. Межнациональные отношения

    Профилактика экстремистской деятельности невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодежной среде. Значительная часть экстремистских проявлений в молодежной среде происходит на межнациональной и религиозной почве, которая в большинстве случаев исходит от национальных меньшинств.

    Экстремистские проявления значительно проявляются в студенческой среде. Многие из них происходят на межнациональной почве. В целях профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде необходимо:

    1. Повысить роль студенческих общественных объединений в жизни вуза, степень их влияния на процессы в студенческой среде.

    3. Организовать мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов.

    4. Установить одним из критериев качества воспитательной работы в вузах количественный показатель, отражающий зависимость ее состояния от числа студентов, привлеченных к уголовной и, в отдельных случаях, к административной ответственности. Возможно также, что этот критерий должен учитываться при экспертизе показателей деятельности вузов для их государственной аккредитации.

    5. Разработать и реализовать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в студенческой среде, включая создание клубов интернациональной дружбы.

    6. Ввести в учебные программы образовательных учреждений преподавание основ межнационального общения и интернационального воспитания учащихся.

    7. В рамках воспитательной работы образовательных учреждений усилить внимание к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России и обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просвещению учащихся о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества.

    8. Внедрять в вузах специальные комплексные программы по адаптации и интеграции студентов из субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа и оказывать содействие инициативам по их

    поддержке со стороны различных общественных организаций, в т.ч. национальных диаспор.

    9. Ввести в штат студенческих общежитий специалистов по воспитательной работе с иногородними и иностранными студентами.

    10. Создавать в вузах добровольные интернациональные студенческие дружины для поддержания общественного порядка и предупреждения конфликтов на почве этнической неприязни на территории учебных заведений, общежитий и студенческих городков.

    11. Разработать механизмы специальной системы подготовки кадров из числа представителей различных национальностей, обладающих общероссийским государственным самосознанием и менталитетом, в целях формирования нового поколения региональных элит. В этих целях необходимо более тщательно отбирать состав участников целевых наборов в вузы и создать систему поиска наиболее одаренных молодых людей в образовательных учреждениях с целью направления их на дальнейшее обучение в престижные вузы страны.

    Элементы представленной программы в той или иной степени реализуются в современной России. Например, органы по делам молодежи реализуют традиционную модель профилактики экстремистской активности, опираясь на деятельность учреждений по работе с молодежью, зарегистрированных молодежных объединений, пытаясь вовлечь подростков и молодых людей в социально одобряемые формы активности, решить некоторые социально-экономические проблемы молодых людей. Наиболее оптимальным вариантом сегодня является синтетическая модель, включающая в себя основные элементы вышеописанных.

    7. Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде

    Направление ориентировано на создание институциональных условий, снижающих риск вовлечения молодого поколения в экстремистскую активность. В основе данного направления лежит законотворческая работа, ориентированная на снижение социально-экономической напряженности в подростковой и молодежной среде, создание реальных возможностей для успешного жизненного старта молодого поколения, расширение возможностей для его самореализации. Данное направление предлагает осуществление следующих мероприятий:

    1) разработка и принятие законодательных актов направленных на формирование условий для успешной социализации молодежи;

    2) разработка и принятие подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на: повышение жизненных шансов молодого поколения в образовании, трудоустройстве, жилье;

    3) поддержку талантливой молодежи, поддержку молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

    4) разработка и внедрение ювенальной юстиции как механизма защиты прав детей и молодежи, создания современного правового поля их жизнедеятельности;

    5) разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих внедрение системы психологической «диспансеризации» детей, подростков и молодежи с целью проведения регулярных обследований молодого поколения на предмет выявления психических отклонений, негативных чрезмерно выраженных черт характера, ненормированной агрессии и склонности к девиациям, психологических проблем, связанных с неадекватной самооценкой и т.д.;

    6) разработка региональной целевой программы, направленной на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде;

    7) разработка или внесение в региональные нормативно-правовые акты, касающиеся поддержки детских и молодежных общественных объединений, изменений, предусматривающих введение в юридический оборот понятий: неформальное молодежное объединение, молодежная субкультура, модели, механизмы их поддержки и др.;

    8) разработка и принятие региональных целевых программ, ориентированных на повышение жизненных шансов подростков и молодежи, находящихся в «зоне риска»;

    9) разработка муниципальных программ профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде;

    10) разработка нормативно-правовых актов, направленных на включение молодежи в управление муниципальным образованием через создание систем общественных советов, парламентов при органах местного самоуправления;

    11) формирование правового сознания молодежи, ее информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности.

    8. Научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде

    Успешная профилактика экстремизма в молодежной среде невозможна без эффективно действующей системы научно-методического и аналитического сопровождения этой работы. Направление ориентировано на создание технологий изучения молодежного экстремизма, создание системы мониторинга динамики его изменений, разработку адекватных современных форм и методов профилактической работы. В рамках данного направления предлагается осуществление следующих мероприятий:

    1) разработка исследовательского инструментария и проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение проблем и социального самочувствия детей, подростков, молодежи, исследование отклонений в поведении человека в молодежной среде, анализ деятельности и развития молодежных субкультур;

    2) разработка и внедрение в практику системы государственных грантов, направленных на поддержку исследований и проектов, ориентированных на оптимизацию системы профилактики экстремистской активности в среде молодежи;

    3) организация и проведение научно-практических конференций, посвященных, исследованию проблем молодежного экстремизма;

    4) формирование научного сообщества исследователей, занимающихся изучением проблем экстремального поведения, национализма, шовинизма, ксенофобии, развития толерантного самосознания среди молодежи;

    5) разработка, издание и широкое распространение в субъектах Российской Федерации научных и научно-методических работ по проектированию и обеспечению функционирования системы профилактики экстремизма в молодежной среде;

    6) создание тематического Интернет-ресурса для педагогов, психологов, социальных работников, руководителей и сотрудников молодежных центров, клубов, руководителей и актива молодежных общественных объединений, посвященного проблемам профилактики экстремистского поведения молодых людей;

    7) создание при кафедрах социальной педагогики, социальной работы, социальной психологии вузов, действующих в соответствующем регионе, лабораторий по исследованию региональных аспектов проявлений молодежного экстремизма, радикального поведения, лабораторий изучения молодежных субкультур;

    8) создание на базе государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью, молодежных центров экспериментальных площадок по апробации инновационных форм профилактики молодежного экстремизма, развитию методов «мягкого» управления молодежными субкультурами, осуществление изменений установок, целей, норм и ценностей их представителей;

    9) создание реестра детских и молодежных субкультур, действующих на территории региона или муниципального образования с описанием их численности, основных видов и форм деятельности. Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности.

    Направление ориентировано на создание площадок, где подросток и молодой человек будут иметь возможность удовлетворить свои потребности, которые в нереализованном виде могут стимулировать их участие в неформальных объединениях, чье поведение отклоняется от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе.

    9. Основные мероприятия профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде

    1. Разработка и актуализация в общественном сознании молодежи новой ценностной модели личности, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности.

    2. Создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.

    3. Учреждение молодежных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т.д. в среде молодежи.

    4. Активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем.

    5. Организация и проведение фестивалей молодежных музыкальных субкультур (панки, хиппи, рокеры, хип-хоп культура и т.д.).

    7. Формирование системы воспитательной работы с молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи.

    8. Создание эффективной системы центров реабилитации подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

    9. Развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации.

    10. Создание и развитие «уличных» служб работы с молодежью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний.

    11. Развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т.д.

    12. Создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих досуг обучающихся.

    13. Строительство площадок для занятий молодежи экстремальными видами спорта; создание, развитие практической деятельности молодежных советов при органах власти, обеспечение их включения в реальные процессы управления развитием региона.

    14. Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодежного экстремизма.

    Направление ориентировано на подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, работающих с подростками и молодежью, в соответствии с особенностями современного этапа развития радикальных и экстремистских проявлений в молодежной среде.

    В рамках профильной образовательной деятельности необходимо пересмотреть цели, принципы, методы, формы обучения, а также стандарты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по подготовке специалистов для работы с молодежью.

    Заключение

    Представленные меры, стратегия и направления профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде, позволят оптимизировать деятельность по профилактике экстремистской деятельности в молодежной среде, распределив «зоны ответственности» между различными уровнями власти.

    На основе взаимодействия объекта и предмета профилактики могут быть сформулированы цели и задачи этой деятельности:

    1) создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;

    2) создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности; создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

    3) развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи; развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;

    4) создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

    Все это позволит постепенно переориентировать тенденцию развития молодежного экстремизма в сторону его снижения, а также использовать потенциал молодежи в конструктивных целях, находя тем самым баланс между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом.

Loading...Loading...