Прошедшее время (Präteritum). Прошедшее повествовательное время – Präteritum (Imperfekt) Предложения на немецком простое прошедшее время
- если названное действие или событие предшествовало времени, то в языке используется прошедшее вр.
- если действие продолжается в момент говорения – формы настоящего вр.;
- если событие произойдёт после момента речи – будущее вр.
В общих чертах это правило действует ив том случае, когда мы рассматриваем времена глаголов (глаг.) в немецком языке, хотя здесь имеются и некоторые отличия от родного нам русского.
I. Прошедшее время (Vergangenheit).
Для выражения действий, событий и состояний, завершённых к моменту речи в немецком языке три временных формы:
- имперфект (Präteritum),
- перфект (Perfekt),
- плюсквамперфект, или давно прошедшее вр. (Plusquamperfekt).
Образование и использование имперфекта (Präteritum).
Здесь всё довольно просто. Правильные, или слабые глаг., образуют форму имперфекта от основы инфинитива при помощи суффикса -t- и личных окончаний глагола.
ВНИМАНИЕ!
Формы глаг. третьего лица не имеют личного окончания –t, как в настоящем времени, и совпадают с формой глаг. первого лица.
Кроме того, во всех формах между суффиксом -t- и окончанием появляется соединительный гласный -e-.
leb -en – leb-t -en | ich leb-t
-e du leb-t
-ester/sie/es/man leb-t
-e
wir leb-t -en ihr leb-t -et sie/Sie leb-t -en |
mach -en – mach —t -en | ich mach-t
-e, du mach-t
-ester/sie/es/man mach-t
-e
wir mach-t -en ihr mach-t -et sie/Sie mach-t -en |
Präteritum используется обычно в письменной речи – литературных текстах, докладах и т.д. Что касается разговорного немецкого, то и здесь его можно услышать, особенно в сложных предложениях или, когда действие, завершённое в прошлом, никак не связано с настоящим.
Als ich gestern im Bett lag, erinnerte ich mich an glückliche Kindheit im großen Haus.
Кроме того, модальные и вспомогательные глаг. обычно употребляются в имперфекте, за исключением случаев, когда они выступают в качестве самостоятельных смысловых глаголов.
Als ich noch studierte, konnte ich mir nicht viel leisten.
Спряжение модальных и вспомогательных глаг. в имперфекте:
Person | haben | sein | werden | sollen | müssen | können | dürfen | wollen | mögen |
ich | hatte | war | wurde | sollte | musste | konnte | durfte | wollte | mochte |
du | hattest | warst | wurdest | solltest | musstest | konntest | durftest | wolltest | mochtest |
er/sie/es/man | hatte | war | wurde | sollte | musste | konnte | durfte | wollte | mochte |
wir | hatten | waren | wurden | sollten | mussten | konnten | durften | wollten | mochten |
ihr | hattet | wart | wurdet | solltet | musstet | konntet | durftet | wolltet | mochtet |
sie/Sie | hatten | waren | wurden | sollten | mussten | konnten | durften | wollten | mochten |
Образование и использование перфекта (Perfekt).
Перфект образуется при помощи личных форм вспомогательных глаг. haben и sein и причастия прошедшего вр. (Partizip II). При этом глаг. sein используется с глаголами, обозначающими движение (gehen, fahren, laufen и т.д.) и изменение состояния (verreisen, umziehen, auswandern и т.д.), и с глаголом bleiben.
Причастия прошедшего вр. (Partizip II) у слабых глаголов образуются от основы инфинитива при помощи префикса ge- и окончания –t. Что касается сильных и неправильных глаг., то причастия можно найти в в третьей колонке специальной таблицы.
leb -en – ge-leb-t | ich habe ge
-leb-t
du hast ge
-leb-t
er/sie/es/man hat ge
-leb-t
wir haben ge -leb-t ihr habt ge -leb-t sie/Sie haben ge -leb-t |
land-en – ge -land-e —t | ich bin ge
-land-e
—t
du bist ge
-land-e
—t
er/sie/es/man ist ge
-land-e-t
wir sind ge -land-e-t ihr seid ge -land-e-t sie/Sie sind ge- land-e-t |
les-en- gelesen | ich habe gelesen
du hast gelesen
er/sie/es/man hat gelesen
wir haben gelesen ihr habt gelesen sie/Sie haben gelesen |
gehen – gegangen | ich bin gegangen
du bist gegangen
er/sie/es/man ist gegangen
wir sind gegangen ihr seid gegangen sie/Sie sind gegangen |
Перфект обычно употребляется в устной речи для выражения действий и событий, завершённых в прошлом, но имеющих отношение к настоящему (в отличие от имперфекта).
Gestern bin ich ganzen Tag im Bett geblieben.
Ich habe schon dieses Buch gelesen.
Однако это правило не является абсолютным: например, в художественной литературе можно встретить перфект рядом с претеритом. Основное, что нужно запомнить на этом этапе изучения: перфект используется в устной речи, имперфект – в письменной.
Кроме того, важно знать и понимать, что, отличие от русского, в прошедшем вр. в немецком языке нет различия между процессом и результатом (привычных нам совершенного и несовершенного вида).
Образование и использование плюсквамперфекта (Plusquamperfekt).
Эта временная форма используется довольно редко, обычно она заменяется двумя предыдущими. Обозначает это время действие, совершённое когда-то давно или предшествующее какому-то другому действию. Используется обычно, чтобы подчеркнуть последовательность двух действий.
Nachdem ich meine Hausaufgaben gemacht hatte, spielte ich mit Freunden draußen.
Образуется эта временная форма при помощи вспомогательных глаг. haben и sein в ИМПЕРФЕКТЕ и причастия прошедшего времени.
arbeiten – ich hatte gearbeitet, du hattest gearbeitet, er/sie/es/man hatte gearbeitet…
bleiben – ich war geblieben, du warst geblieben, er/sie/es/man war geblieben …
II. Настоящее время (Gegenwart).
В отличие от прошедшего, настоящее вр. в немецком языке выражается одной формой – Präsens. Образуется она от основы инфинитива + личные окончания глаголов.
arbeit -en | ich arbeit-edu arbeit-ester/sie/es/man arbeit-et
sie/Sie arbeit-en |
geh-en | ich geh-edu geh-ster/sie/es/man geh-t | sag-en | ich sag-edu sag-ster/sie/es/man sag-t |
Кроме привычного нам употребления настоящего вр., Präsens может использоваться и активно используется в разговорном языке в значении будущего времени:
Morgen gehe ich nicht zur Schule.
Nächste Woche feiern wir Ostern.
III. Будущее время (Zukunft).
Рассматривая времена глаголов в немецком языке, необходимо остановиться на таких формах, как
- Futurum I (FI)
- Futurum II (FII).
Образование и использование (FI).
FI образуется при помощи личных форм глагола warden + инфинитив:
- Ich werde arbeiten, leben, studieren…
- Du wirst arbeiten, leben, studieren…
- Er/sie/es/man wird arbeiten, leben, studieren…
- Wir werden arbeiten, leben, studieren…
- Ihr werdet arbeiten, leben, studieren…
- Sie/Sie werden arbeiten, leben, studieren…
Несмотря на то, что будущее вр. часто заменяется настоящим (Präsens), FI используется довольно активно, когда нужно подчеркнуть обращённость в будущее, например, для выражения твёрдых намерений, решений, обещаний, предсказаний извещений:. Ich werde dir helfen. Такая форма обычно выражает не законченное действие, а действие в процессе.
Кроме того, FI во втором лице может выражать энергичный призыв к действию или оттенок угрозы: Du wirst gleich aufräumen! Du wirst warten!
При наличии модальных слов sicher, bestimmt, wahrscheinlich, vermutlich и др. FI приобретает модальное значение по отношению к настоящему вр.: Du wirst dir wahrscheinlich Sorgen machen = Du machst wahrscheinlich dir Sorgen.
Образование и использование (FII).
Для образования формы FI используется всё тот же вспомогательный глагол werden + так называемый перфектный инфинитив (причастие прошедшего вр. + инфинитив вспомогательных глаголов sein или haben).
Ich werde gelesen haben, geschrieben haben, gegessen haben, umgezogen sein, verreist sein…
В отличие от FI, FII обозначает завершённое действие к моменту, о котором идёт речь.
Am Ende dieser Woche werden wie dieses Problem gelöst haben.
Morgen wirst du meinen Brief bekommen haben.
FII также может выражать модальное значение, но по отношению к действию, уже завершенному на момент говорения.
Er wird wahrscheinlich sein Auto verkauft haben = Er hat wahrscheinlich sein Auto verkauft.
Sie werden vielleicht die Lösung gefunden haben = Sie haben vielleicht die Lösung gefunden.
Однако в устной речи форма FII употребляется не так часто, обычно она заменяется перфектом.
Morgen wird sie die Prüfung bestanden haben = Morgen hat sie Prüfung bestanden.
Время в немецком языке - это грамматическая категория глагола, выражающая временные отношения событий к определённому моменту времени: например, к моменту речи или к моменту совершения другого действия.
Präsens - это простое настоящее время, которое передаёт действие, происходящее в данный момент, постоянное или повторяющееся действие.
Настоящие время.Präsens
Präteritum (Imperfekt) - это простое прошедшее время, употребляемое чаще в повествовании, диалогах, показывающее, что действие происходило когда-либо в прошлом. Präteritum, как и Präsens, образуется путём присоединения личного окончания к основе второй формы глагола.
Präteritum для слабых (правильных) глаголов
Местоимение | Основа | Окончание | Пример | Перевод |
---|---|---|---|---|
ich | mach en | —te | Ich machte viel Sport. | Я занимался спортом. |
du | mach en | —test | Du machtest deine Hausaufgabe. | Ты делал свои домашние задания. |
er /sie /es | mach en | —te | Sie machte alles im Haushalt. | Она делала всё по дому. |
wir | mach en | —ten | Wir machten viel Quatsch. | Мы делали много ерунды (дурачились). |
ihr | mach en | —tet | Ihr machtet mir einen Vorwurf. | Вы упрекнули меня (сделали мне упрёк). |
sie / Sie | mach en | —ten | Sie machten eine Gartenparty. | Они делали вечеринку в саду. |
Präteritum для сильных (неправильных) глаголов
Инфинитив | Präteritum | ich er/sie/es |
du | wir sie/Sie |
ihr |
---|---|---|---|---|---|
sein | waren | war | warst | waren | wart |
haben | hatten | hatte | hattest | hatten | hattet |
werden | wurden | wurde | wurdest | wurden | wurdet |
wissen | wussten | wusste | wusstest | wussten | wusstet |
denken | dachten | dachte | dachtest | dachten | dachtet |
gehen | gingen | ging | gingst | gingen | gingt |
fahren | fuhren | fuhr | fuhrst | fuhren | fuhrt |
bringen | brachten | brachte | brachtest | brachten | brachtet |
lassen | ließen | ließ | ließt | ließen | ließt |
Perfekt - сложное прошедшее время, которое также служит для передачи события в прошедшем времени. Используется в разговорной речи.
Сложное прошедшее время. Perfekt
Plusquamperfekt - сложное прошедшее время, которое обозначает завершённое в прошлом или давно происходившее действие.
Сложное прошедшее время.Plusquamperfekt
Futur I и Futur II - сложные будущие времена. Первый выражает будущность действия и образуется при помощи вспомогательного глагола werden в настоящем времени и смыслового глагола в Infinitiv I. Второе время на сегодняшний день практически не употребляется.
Futur I примеры:
● Hier ist meine Adresse.
▲ Danke! Ich werde dich bestimmt besuchen!
● Вот мой адрес.
▲ Спасибо, я тебя непременно навещу.
Видео. Употребление времен в немецком языке:
С нуля!
Урок №2-3-2!
Прошедшее повествовательное время (претерит)
Изучив материал этого занятия, вы сможете:
- узнать, занимается ли собеседник спортом
- спросить, какие виды спорта он любит
- узнать, занимается ли он бегом
- сказать, каковы ваши спортивные достижения
Выучите слова и выражения к диалогу
der Sport
шпорт
спорт |
Interessieren Sie sich für Sport?
Вы интересуетесь спортом? |
Sport treiben
шпорт тра
йбэн
заниматься спортом |
Ich treibe gern Sport.
Я люблю заниматься спортом. |
beliebt
бэли:
пт
любимый, популярный |
Er ist bei allen Kollegen beliebt.
Его любят все товарищи по работе. |
die Art
а:(р)т
вид, род |
Dort gab es Obst aller Art.
Там были фрукты всех видов. |
schwimmen
шви
мэн
плавать |
Sie kann nicht schwimmen.
Она не умеет плавать. |
spielen
шпи
:лен
играть |
Wir spielen heute gegen Spartak.
Мы играем сегодня со Спартаком. |
der Fußball
фу
:сбаль
футбол |
Spielen Sie gern Fußball?
Вы любите играть в футбол? |
laufen
ла
уфэн
бегать; ходить |
Mein Freund läuft sehr schnell.
Мой друг бегает очень быстро. |
der Ski
ши:
лыжи |
Am Sonnabend laufen wir Ski.
В субботу мы покатаемся на лыжах. |
joggen
джо
гэн
бегать (для зарядки) |
Viele Studenten joggen jetzt.
Многие студенты бегают теперь. |
halten
ха
льтэн
держать; останавливаться |
Wir halten in der Wohnung Ordnung.
Мы поддерживаем в квартире порядок. |
fit
фит
бодрый, в форме |
Der Sport hält mich fit.
Спорт сохраняет бодрость. |
als
альс
когда |
Als er kam, war es schon spät.
Когда он пришел, было уже поздно. |
die Leistung
ла
йстун(г)
достижение |
Wie ist Ihre beste Leistung?
Каково ваше лучшее достижение? |
der Meter (m)
ме
:та
метр (м) |
Der Parkplatz ist 200 m lang.
Стоянка имеет в длину 200 метров. |
die Sekunde (sec)
зэку
ндэ
секунда (сек.) |
Er läuft 100 m in 10 Sekunden.
Он пробегает 100 м за 10 секунд. |
Обратите внимание на форму и употребление слов
Существительное Ski «лыжи» употребляется, как правило, в единственном числе без артикля с глаголом laufen «бегать», «ходить», «кататься на лыжах»:
Jetzt können wir Ski laufen .
Теперь мы сможем походить на лыжах .
Глаголы halten и laufen , как и другие сильные глаголы, меняют во 2-м и 3-м лице единственного числа корневой главный a на ä :
Sport hä lt fit.
Спорт сохраняет бодрость.
Er lä uft.
Он бежит.
Вы уже знаете, что неопределенная форма глагола (инфинитив) после других глаголов (кроме модальных и lassen) употребляется с частицей zu . Есть однако еще некоторые глаголы, после которых частица zu также не ставится: lernen «учить(ся)», bleiben «оставаться», gehen «идти», helfen «помогать»:
Mit vier Jahren habe ich gut schwimmen gelernt .
В четыре года я научился хорошо плавать .
Глагол spielen употребляется в немецком языке с дополнением без предлога: Fußball spielen «играть в футбол», Tennis spielen «играть в теннис» и т.п.
Viele Kinder spielen Fußball .
Многие дети играют в футбол .
Запомните следующие способы словообразования (1 и 2)
der Sport + der Lehrer = der Sportlehrer преподаватель физкультуры
der Sport + -ler = der Sportler спортсмен
Потренируйтесь в чтении отдельных слов
Treiben Sie Sport?
W. | Treibst du Sport? |
S. | Ja, natürlich. |
W. | Was ist deine beliebte Sportart? |
S. | Ich schwimme gern, spiele Fußball und laufe Ski. Aber ich bin kein guter Sportler. |
W. | Joggst du auch? |
S. | Ja, das hält mich fit. |
W. | Wo hast du schwimmen gelernt? |
S. | Als ich noch klein war, besuchte ich eine Schwimmschule. Wir hatten einen sehr guten Sportlehrer. Da lernte ich schwimmen. |
W. | Wie war deine beste Leistung? |
S. | 100 m in 65 Sekunden. |
Грамматические пояснения
Вы уже знаете, что в немецком языке, в отличие от русского, есть три формы прошедшего времени глагола: прошедшее разговорное (перфект), прошедшее повествовательное (претерит) и предпрошедшее (плюсквамперфект). С прошедшим разговорным (перфектом) вы уже знакомы.
Прошедшее повествовательное (претерит) употребляется в повествовании, в рассказе, когда происходившие события не связаны непосредственным образом с настоящим:
Als ich bei den Eltern wohnte , machten wir oft Ausflüge ins Grüne. Wir lagen am See in der Sonne, fuhren Boot, gingen im Wald spazieren...
Когда я жил у родителей, мы часто совершали прогулки на природу. Мы загорали у озера, катались на лодке, гуляли в лесу...
Прошедшее повествовательное образуется от второй основной формы глагола путем прибавления окончаний, кроме 1-го и 3-го лица единственного числа, где окончания отсутствуют. При этом слабые и модальные глаголы получают суффикс -te (глаголы, корень которых оканчивается нa t или d - суффикс -ete ). Сильные глаголы меняют корневой гласный. Модальные глаголы теряют умлаут:
er machte
, sagte
, lernte
, antwortete
, arbeitete
, badete
usw.
er schrie
b, fu
hr, ka
m, spra
ch, schwa
mm, gi
ng, lie
ß usw.
er ko
nnte, du
rfte, mu
ßte, so
llte, mo
chte, wo
llte
er war
, hatte
, wurde
Первая часть разделимых глаголов ставится в конце предложения:
Am Montag reiste ich ab .
В понедельник я уехал.
Запомните притяжательные местоимения 2-го лица единственного числа dein «твой» и множественного числа euer «ваш», которые склоняются как и остальные притяжательные местоимения.
Спряжение глаголов в прошедшем повествовательном времени
Единственное число
Множественное число
ich
du -st
er
wir -en
ihr -t
Sie -en
Вспомогательные глаголы
ich | war, | hatte, | wurde. | wir | waren, | hatten, | wurden. |
du | warst, | hattest, | wurdest. | ihr | wart, | hattet, | wurdet. |
er | war, | hatte, | wurde. | Sie | waren, | hatten, | wurden. |
1. Вас спрашивают, что вы делали по выходным дням. Ответьте. Какой вопрос вы бы задали на месте собеседника?
2. Вас спрашивают, где вы были вчера после обеда. Ответьте на вопрос. Какой вопрос вы бы задали на месте собеседника?
3. Вас спрашивают, почему вы не пришли, как собирались. Ответьте. Какой вопрос вы бы задали на месте собеседника?
4. Вам говорят, что в таком-то году собеседник занимался определенной деятельностью. Скажите, что вы тоже это делали.
Продолжайте: | |
Präteritum употребляется в связном повествовании или описании для выражения совершившегося, прошедшего действия.
Особенностью всех глаголов в форме Präteritum
является
1. отсутствие личных окончаний в 1 и 3 л. ед. ч.
2. отделяемые приставки отделяются и выносятся на последнее место в предложении.
Образование формы Präteritum слабых глаголов :
Основа глагола + суфф. -(е)te + личное окончание (кроме 1 и 3 л. ед. ч.)
malen (mal-) | arbeiten (arbeit-) |
||||||
ich | malte | wir | malte n | ich | arbeitete | wir | arbeitete n |
du | malte st | ihr | malte t | du | arbeitete st | ihr | arbeitete t |
er | sie | malte n | er | sie | arbeitete n | ||
sie | malte | sie | arbeitete | ||||
es | Sie | malte n | es | Sie | arbeitete n |
Сильные глаголы образуют форму Präteritum следующим образом:
Основа глагола с измененной корневой гласной + личное окончание (кроме 1 и 3 л. ед. ч.)
nehmen | gehen |
||||||
ich | na hm | wir | nahmen | ich | gi ng | wir | gi ngen |
du | na hmst | ihr | na hmt | du | gi ngst | ihr | gi ngt |
er | sie | na hmen | er | sie | gi ngen | ||
sie | na hm | sie | gi ng | ||||
es | Sie | na hmen | es | Sie | gi ngen |
При образовании Präteritum , а также Perfekt сильных глаголов следует знать три основные формы глагола Infinitiv – Präteritum – Partizip II , напр.
kommen – kam – gekommen
gehen – ging – gegangen
schreiben – schrieb – geschrieben
Первая форма – это уже известный вам , то есть начальная форма глагола, вторая – это форма глагола в Präteritum в 1 или 3 л. ед. ч., от которой следует образовывать все личные формы. И третья форма потребуется для образования другого прошедшего времени Perfekt . Все три формы следует выучивать наизусть, и они всегда стоят в таблице в конце словаря.
Кроме сильных глаголов, три формы которых образуются не по правилам, существует несколько глаголов, сочетающих при образовании Präteritum признаки и сильных (изменение корневой гласной), и слабых глаголов (прибавление суффикса -te ). К таким глаголам относятся:
bringen – brachte
verbringen – verbrachte
kennen – kannte
brennen – brannte
nennen – nannte
а также модальные глаголы , теряющие умлаут:
können – konnte
müssen – musste
wollen – wollte
mögen – mochte
sollen – sollte
dürfen – durfte
И отдельно следует, конечно, запомнить 3 основные формы вспомогательных глаголов:
sein – war – gewesen
haben – hatte – gehabt
werden – wurde – geworden
Упражнения / ÜBUNGEN
1. Проспрягайте в Präteritum глаголы:
— warten — stoppen — sich kümmern – holen – versorgen – schenken – richten — gratulieren —
2. Прочитайте следующий текст и заполните пробелы глаголами в Präteritum. Выпишите и выучите 3 формы этих глаголов.
3. Опишите вчерашний день фермерской семьи Мюллер, используя претеритум. Опирайтесь на таблицу в начале статьи. Начните рассказ, например, так:
Gestern begann der Tag für die Familie Müller wie immer sehr früh. Der Vater und die Mutter
standen um 6 Uhr auf…
4. Опишите свой собственный вчерашний день. Чем он вам понравился (не понравился), чем вы занимались в рабочее (свободное) время? Напишите не менее 15 предложений.
Präteritum является простой формой прошедшего времени. Präteritum слабых глаголов в немецком языке образуется от 2-й основной формы путем прибавления тех же личных окончаний, что и в презенсе. Исключение составляют 1-е и 3-е лицо единственного числа: в 1-м и 3-м лице единственного числа претеритума глагол не принимает личного окончания.
Например:
Образование претеритума сильных глаголов в немецком языке
Для претеритума сильных глаголов в немецком языке характерно изменение корневого гласного. Сильные глаголы, как и слабые, принимают те же личные окончания, что и в презенсе. В 1-м и 3-м лице единственного числа они также не имеют личных окончаний.
Например:
Сильные глаголы, корень которых оканчивается на ß, z, tz, sch
, имеют во 2-м лице единственного числа между корнем и личным окончанием соединительный гласный е
: du lasest. В разговорной речи употребительна форма du last.
Претеритум глаголов haben, sein, werden, tun имеет свои особенности (эти формы необходимо запомнить).
Претеритум модальных глаголов и глагола wissen в немецком языке
Модальные глаголы и глагол wissen в немецком языке образуют претеритум по типу слабых глаголов, т. е. путем прибавления суффикса -te . Модальные глаголы können, dürfen, müssen, mögen* в претеритуме теряют умляут.
Спряжение модальных глаголов в претеритуме в немецком языке
müssen — musste | sollen — sollte | wollen — wollte | ||||
Ед. ч. | ich musste | я должен был | ich sollte | я должен был | ich wollte | я хотел |
du musstest | ты должен был | du solltest | ты должен был | du wolltest | ты хотел | |
er musste | он должен был | er sollte | он должен был | er wollte | он хотел | |
Мн. ч. | wir mussten | мы должны были | wir sollten | мы должны были | wir wollten | мы хотели |
ihr musstet | вы должны были | ihr solltet | вы должны были | ihr wolltet | вы хотели | |
sie mussten | они должны были | sie sollten | они должны были | sie wollten | они хотели | |
Форма вежл. обращ. | Sie mussten | Вы должны были | Sie sollten | Вы должны были | Sie wollten | Вы хотели |
Глагол wissen принимает в претеритум суффикс -te и меняет корневой гласный.
Спряжение глагола wissen в претеритум
Употребление претеритума в немецком языке
и перевод его на русский язык
Претеритум употребляется в связных описаниях, повествованиях, в рассказе о прошлом. Поэтому его принято называть прошедшим повествовательным временем. В современном немецком языке он может выражать как завершенные, так и незавершенные действия, как однократные, так и многократные. На русский язык переводится прошедшим временем.