Специфика работы логопеда. Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте.

Концепция деятельности учителя - логопеда

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя –логопеда.

Цель логопедической работы - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.

Задачи:

    Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников, посещающих группу для детей с нарушением речи

    Формировать родительскую компетенцию в вопросах преодоления речевого нарушения детей

    Консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии

    Пополнять различными пособиями речевые уголки групп для детей с нарушением речи и в кабинете учителя-логопеда

Образовательная и коррекционная работа в группах с нарушением речи проводится по программам:

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой М.В., Чиркиной Г.В., Тумановой Г.В., 2009 г.

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для ОНР (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В., 2006г.

Программа «Подготовка к школе детей с общими недостатками речи» Каше Г.А., 1985г.

Направления деятельности:

Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Система работы учителя-логопеда

1. Диагностический блок

1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ)

1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста

1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии

1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы

1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса

2. Организационный блок

2.1. Подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом

3. Блок анализа и планирования

3.1. Анализ результатов диагностики

3.2. Статистический учет

3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год

3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми

3.5. Ведение документации

4. Коррекционно – развивающая работа

4.1. Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

4.2. Совместная деятельность с воспитателями.

4.3. Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.


5. Блок профилактической и консультативной работы

5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров.

5.2. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.

5.3. Профилактика нарушений устной речи у детей старшего возраста

5.4. Организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.

5.5. Профилактика нарушений письменной речи.

6. Методическое обеспечение

6.1. Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи.

6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.

6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.

6.4. Самообразование.

6.6. Участие в работе методических объединений учителей-логопедов.

6.7. Участие в семинарах и конференциях.

7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса

7.1. Оборудование логопедического кабинета

7.2. Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала


8. Блок контроля

8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости)

8.2. Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей

8.3. Выпускные собеседования (итоговые мероприятия)

8.4. Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Подробности Категория: Основная образовательная программа 2015

Страница 14 из 25

2.2.1. Направления работы учителя-логопеда

Цель коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда:

Коррекция речевого развития детей для реализации потенциала в обучении и воспитании, успешной социально-личностной адаптации ребёнка в школе и самореализации его в обществе.

взаимодействовать со специалистами ДОУ в процессе коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

осуществлять психическое и физическое развития детей;

развивать интеллектуальные и личностные качества;

формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.

сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Направления работы учителя-логопеда:

Осуществление необходимой коррекции нарушений у детей дошкольного возраста (недоразвитие речи).

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.

Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей.

Воспитание у детей стремления преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

формирование полноценных произносительных навыков;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

обогащение словаря детей привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем в сложное предложение; употреблять конструкции предложений в самостоятельной речи;

развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ТНР.

Программы: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» под редакцией Г.В. Чиркиной. Т. Б. Филичева,

Совершенствование звуковой стороны речи - произношения, восприятия.

Формирование лексико-грамматических средств языка- уточнение и расширение словарного запаса, практическое овладение различными способами словоизменения.

Формирование связных высказываний, диалогической речи, составление рассказов-описаний и рассказов по образцу.

Развитие фонематического восприятия.

Совершенствование звуковой стороны речи - произношения, восприятия, звукового анализа и синтеза.

Формирование лексико-грамматических средств языка- уточнение и расширение словарного запаса, практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения.

Формирование навыков связной речи - составление и распространение предложений, составление разного вида рассказов и рассуждений.

Овладение элементами грамоты.

Технология организации логопедического обследования:

Основные направления коррекционно-развивающей работы воспитателя и учителя-логопеда:

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса, жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Коррекционно-логопедические задачи, стоящие перед воспитателями:

  • 1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • 2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  • 3. Развитие понимания речи.
  • 4. Развитие фонематического слуха.
  • 5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  • 6.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • 7. Формирование связной речи.
  • 8. Закрепление навыков чтения и письма.

Основные средства и способы организации коррекционно-логопедической работы воспитателя

    1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): выполняется в течение дня 3-5 раз.

    2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

    3. Коррекционная образовательная деятельность по рекомендациям учителя-логопеда. Работа проводится воспитателем по заданиям индивидуально, с подгрупкой детей или же со всеми детьми группы. Содержание данных заданий и с кем из детей их проводить отражено в журнале взаимодействия с данной группой.

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным программам ДОУ (в соответствии с перспективным планом логопедической работы).

Индивидуальная образовательная деятельность по индивидуальным коррекционно-развивающим маршрутам с учетом структуры (в соответствии с реализуемыми в учебном году индивидуальными программами логопедической работы).

Коррекционно-логопедическая работа вне образовательной деятельности: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и разных видах деятельности детей.

Лингвистический материал для речевой зоны:

    1. Зеркала.

    2. Наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам.

    3. Наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам.

    4. Сюжетные картинки для работы над фразой.

    5. Игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания.

    6. Пособия для совершенствования речевого праксиса.

    7. Пособия для развития зрительного и слухового восприятия.

    8. Пособия для развития фонематического слуха.

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-образовательном процессе:

Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния на коррекционно-логопедический процесс.

Медицинский персонал ДОУ: участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Инструктор по физической культуре: работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений. Таким образом, данный специалист решает базовые задачи сохранения и укрепления общего физического здоровья дошкольников, обеспечивает формирование кинетической и кинестетической основы движения, создает необходимые условия для нормализации мышечного тонуса ребенка.

Музыкальный руководитель: развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т.д.

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает рабо¬ту школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной. Согласно нормативным документам, регламен¬тирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте
(Инструктивное письмо Министерства образо¬вания РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» ,
Типовое положение о логопедическом пункте образовательного учреждения) , логопедический пункт при общеобразовательной школе организуется для оказания помощи детям с нарушениями устной и письменной форм речи.

Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:
• своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
• предупреждение и профилактика речевых нарушений;
• пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пятидесяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием).

Одновременно в логопедическом пункте городского общеобразовательного учреждения может заниматься не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек. Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них дефектов речи.
Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразви¬тия и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта. Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.
Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы. Коррекция произношения у обучающихся 1 классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде ис¬ключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.

Групповые занятия проводятся:

• с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи - не менее 3 раз в неделю;
• с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, - не менее 2-3 раз в неделю;
• с обучающимися, имеющими фонетический дефект, --не менее 1-2 раз в неделю;
• с заикающимися обучающимися --не менее 3 раз в неделю.
Индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими сложные речевые дефекты: общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), - должны проводиться не менее трех раз в неделю.

По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися учащимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут , длительность индивидуального занятия -20 минут.

Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями-- 5-10 минут.
Время перемен входит в рабочее время учителя-логопеда и может быть использовано для проверки письменных работ учащихся, для подготовки к следующему занятию и др.

Продолжительность коррекционного обучения каждого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Дети с фонетико-фо-нематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этими нарушениями, могут заниматься в логопедическом пункте от одного полугодия до одного года. Продолжительность обучения детей с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными этим речевым недоразвитием, может составлять от 1,5 до 2 лет в зависимости от тяжести нарушения.

Темы групповых и индивидуальных занятий отражаются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.
В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консультацию к врачамспециалистам (детскому неврологу, детскому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специальности «логопедия». Учителя-логопеды назначаются и увольняются директором учреждения в порядке, предусмотренном законодательством, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.

На основании Письма Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 05-51-66/98 «О вопросах нормирования и оплаты труда педагогических работников» оплата труда учителя-логопеда при школьном логопункте производится из расчета"20 астрономических часов в неделю, из которых 18 часов, согласно Типовому положению о логопедическом пункте при образовательном учреждении, отводится на работу с детьми и 2 часа -на консультативную работу и оформление документации. В часы консультаций учитель-логопед имеет возможность более тщательно обследовать учащихся с целью уточнения логопедического заключения, давать рекомендации школьникам и их родителям по коррекции фонетических нарушений, проводить консультации с родителями и учителями по специфическим вопросам и др.

Учителю-логопеду, являющемуся заведующим логопедическим пунктом, возможна оплата за заведование кабинетом.

Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены следующие льготы и преимущества:
• надбавка к заработной плате (в размере 20%) на основании Письма Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-т «О повышении ставок заработной платы работников образовательных учреждений»;

• продолжительность очередного трудового отпуска (56 календарных дней) на основании Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052, с изменениями «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций»;

• порядок пенсионного обеспечения на основании Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «О правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»;

• учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска сроком до одного года - основание:
Приказ Минобразования России от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года»;

• учителям-логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении на основании Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г, № 41
«Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» и др.

Из книги Аманатовой М. М. "Справочник школьного логопеда" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.

Взрослым очень интересно
То, что всем давно известно!
«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,
И «Кого ты больше любишь –
Маму, папу или братца?»
Всё не могут разобраться!
А вот завтра я поеду
На беседу к логопеду!
Он мне скажет: «Порычи!»
Он попросит: «Помычи!
Пошипи и пожужжи!
И язык мне покажи!»
Хорошо пойдёт беседа
У меня и логопеда!

Л.Фадеева

Речь – это сложная многогранная структура, которая формируется у ребенка с самого рождения. При нормальном развитии речи примерно в три месяца ребенок начинает гулить, то есть произносить случайные звуки (агу, гы, агы и т.п.) и к четырем годам речь должна сформироваться полностью, то есть все звуки должны стоять на местах, могут отставать некоторые сонорные и шипящие, но это тоже считается нормой.

Когда родителям начинать беспокоиться? Отставание от «графика» на несколько месяцев – уже повод обратиться к специалисту. Например, иногда воспитатели в могут заметить какие-то отклонения и предложить или обратиться к логопеду, или отдать ребенка в логопедическую группу. Тут дело не в том, что родители чего-то не доглядели, и бояться таких ситуаций не нужно, просто воспитатель, как правило, имеет педагогическое образование, видит каждый день большое количество детей и раньше родителей может заметить что-то, на что стоит обратить внимание.

Основной диагноз, с которым дети в садах оказываются в логопедической группе – «особый ребенок». Такой диагноз предполагает общую недоразвитость речи, но под ним в каждом отдельном случае кроется что-то свое, именно поэтому работу логопеда сложно свести к одному шаблону или единому подходу. Для логопеда ориентироваться на «среднего» ученика – это то же самое, что врачу измерять общую температуру по больнице. Неважно, происходит работа в логопедической группе, или специалист взаимодействует один на один с ребенком, лечение всегда предполагает индивидуальный подход.

Для любого логопеда есть общие базовые принципы:

Во-первых, ориентированность на личность ребенка, на его темперамент и другие психоэмоциональные особенности.

Во-вторых, эмоциональная поддержка, создание комфортных условий для занятий.

В-третьих, тесное взаимодействие с семьей, воспитателем и другим окружением.

И, в-четвертых, игровая форма занятий, формирующая положительную мотивацию для ребенка.

Надо сказать, что игра вообще является необходимостью для любых занятий, проводимых с детьми, игра позволяет удерживать внимание и интерес ребенка, легко переключаться с одной задачи на другую и т.п. Работа логопеда направлена на подвижность речевого аппарата, произнесение звуков, развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.

Что знает логопед!

Работа логопеда – это очень тонкая работа, и индивидуальный подход как раз предполагает, что логопед должен найти свой подход к каждому ребенку. Сложность заключается еще и в том, что работа эта динамическая. Если в самом начале специалисту нужно найти с ребенком общий язык, понять какие-то тонкости, к которым может относиться все что угодно, от месторасположения ребенка в кабинете до громкости голоса логопеда, то дальше от встречи к встрече важно поддерживать динамику занятий. То есть нужно не просто развить у ребенка произвольное внимание, но и удерживать его на протяжении всей работы.

С первого взгляда может показаться, что занятия не дают результатов, обычно нетерпеливых родителей это заставляет нервничать, менять логопеда или просто ничего не ждать от этих походов (особенно, если они бесплатные) – вроде, «ходит и пусть ходит, главное, что вреда от этого нет». В случае, когда занятия кажутся неэффективными, менять логопеда – не самое лучшее решение, для ребенка это дополнительный стресс, что, скорее всего, только усугубит положение. Кстати, иногда и сам логопед может находиться в напряжении от того, что его деятельность не дает результатов. Но как бы там ни было, каждый логопед знает, что никаких оперативных реакций в такой работе быть не может. Даже при усиленных занятиях и грамотном подходе речевые навыки могут формироваться долго, очень медленно и процесс может затянуться на год или два. Но, к счастью, так бывает не всегда. Родители, вместо того чтобы опускать руки, должны всячески способствовать выправлению или постановке речи. Сделать это очень просто. Известно, что любой навык усваивается лучше, если он востребован, поэтому регулярные занятия дома, повторение упражнений, разучивание стишков и многое другое могут приблизить долгожданный результат.

Для родителей также важно не ограничивать ребенка в коммуникации с окружающим миром. Чем больше он разговаривает, чем больше взаимодействует с другими людьми (любых возрастов), тем быстрее он заговорит красиво и правильно, тем легче адаптируется к этому миру.

Работа логопеда требует особого терпения и со стороны самого логопеда, и со стороны родителей. Но если не останавливаться, а все время двигаться по направлению к цели, то она обязательно будет достигнута рано или поздно.

На нашем сайте Вы можете найти от частных лиц актуальные на данный момент, выбрать подходящую и созвониться с работодателем. Если Вы, наоборот, нуждаетесь в помощи профессионала и Вам - просмотрите резюме наших соискателей, используйте удобные фильтры при сортировке анкет, оцените их опыт работы, образование, другие важные характеристики и Вам останется только созвониться.

Loading...Loading...