Беларуская народная сказка на белорусском языке. Белорусские народные сказки

Жили дед и баба. И была у них дочка Алёнка. Но никто из соседей не звал ее по имени, а все звали Крапивницей.

Вон,- говорят,- Крапивница повела Сивку пастись.

Вон Крапивница с Лыской пошла за грибами. Только и слышит Алёнка: Крапивница да Крапивница...

Пришла она раз домой с улицы и жалуется матери:

Чего это, мамка, никто меня по имени не зовет?

Однако выбор направления был решен случайно. И хотя мы не вышли из Лондона, конечно, мы это сделали. Сама поездка была интересным опытом для меня, как великого энтузиаста романа и человека Сергея Пясецкого. Это персонажи романа «Любитель Большого Медведя» и «Бог ночи равно». У Пясецки был невероятный дар пожертвования в его книгах с изображением души. Он очень тщательно описал их не только с точки зрения топографии, но и с эмоциональным выражением. Читатель, случайно обходящий судьбу героев своих романов, все чаще отождествлялся с деревнями, городами, лугами и холмами, между которыми они двигались.

Мать вздохнула и говорит:

Оттого, что ты, доченька, у нас одна: нет у тебя ни братьев, ни сестер. Растешь ты, как крапива под забором.

А где ж мои братья и сестры?

Жил один пытливый хлопец Андрей. Хотел он все знать. Куда ни глянет, что ни увидит, обо всем у людей расспрашивает, обо всем выведывает. Плывут по небу облака... Откуда они взялись? И куда плывут? Шумит за деревней река... Куда течет? Растет лес... Кто его посадил? Почему у птиц крылья. всюду вольно летают, а у человека нет крыльев?

Тем более, что, поскольку сам метрополис был неузнаваем в результате военного ущерба и последующей перестройки, местности были наоборот. Есть еще много лесов и дикой природы, а также отдельные хижины, которые теряются среди них, которые легко переносятся в начале двадцатого века, в которых происходит действие этих романов. Только Раков, когда-то расцветавший из-за своего статуса приграничного города, сегодня является простым, серым, затонувшим и нигде не уничтоженным в центральной Беларуси. Автобус даже не добрался туда, но он пропустил шоссе, пролив город с севера.

Люди отвечали ему, отвечали, да под конец видят, что и сами-то они не знают, что отвечать.

Ты, Андрей, хочешь быть всех мудрей, - стали люди над ним смеяться. - Да разве ж можно все знать?

Но не верит Андрей, что нельзя всего знать.

Жила в одном сельце старенькая бабка. А сельцо-то было небольшое, дворов с десять. И на самом его краю стояла бабкина хатка. Такая же старенькая, как и бабка.

Тем не менее, он в равной степени участвует в деятельности польской ассоциации в Лиде в качестве своих польских коллег. Мы пошли к кладбищу возле польского железнодорожного вокзала. Павел рассказал о недавних празднованиях католического священника из Польши, в котором он участвовал. В ее сердце были свежие венки и пучки. Особенно впечатляющим был венок в бело-красной шахматной доске польской авиации. Его простая форма стены, окруженная четырьмя башнями в углах, очень похожа на несколько более крупный объект в пригороде Тракай.

В этом нет ничего удивительного, так как оба здания были построены примерно в то же время, как часть оборонительной линии, простирающейся от Новогродека до Тракай. Этот замок обладает большим туристическим потенциалом и, безусловно, является главной достопримечательностью, которая может привлечь людей в этот пограничный город. Однако только недавно, в результате продолжающихся процессов реконструкции и обновления, в нее вдохнула новая жизнь. Инвестиции по-прежнему необходимы, чтобы сделать объект по крайней мере столь же привлекательным, как его замки в Нильвие, Мирзе или Тракай.

Нашёлся какой-то добрый человек, поставил подпорки к бабкиной хатке и завалинкой её обложил. И стоит она, не зная, на какой ей бок повалиться. Насобирает бабка щепок, растопит печку да и греется себе у огня. Понятно, старому человеку и летом-то холодно. Коли есть что, то поест, а нету - и так обойдётся.

А проезжал раз через то сельцо пан. Увидел он знакомую бабку и удивился.

С Павлом мы посетили почти все, что было в Лиде, чтобы посетить, но существование музея напомнило нам одного из наших коллег. Долгое время мы не думали двигаться в его сторону. Музей был тематически разделен на залы, и каждый из них оплачивался отдельно. Мы заявили, что нас интересует исторический раздел. Леди на прилавке предложила комнату с презентациями о Первой мировой войне. У парней было несколько носов, что они предпочли бы вторую войну, но это было в другой части города. Тем временем период более раннего мирового конфликта создал больше шансов увидеть некоторые польские остатки и сувениры из этого города.

Сел воробей на былинку и хотел, чтоб она его поколыхала. Но былинка не захотела колыхать воробья, взяла да и сбросила его.

Рассердился воробей на былинку, зачирикал:

Погоди ж ты, лентяйка, я нашлю на тебя коз! Полетел воробей к козам:

Козы, козы, ступайте былинку грызть, она не хочет меня колыхать!

Затем в кассе появилась юмористическая сцена, которую ребята в кассе, чтобы уладить свободный вход в зал. Они пытались убедить кассира, что они не платят за билеты в качестве детей, и что первая война была не такой привлекательной, как другая, и они отправились в эту часть музея в другое здание, Потому что они работают там друг, и они придут бесплатно. У женщины было много чувства юмора и все меньше и меньше сегодняшнего альтруизма, и она наконец получила пять в одном билете. Оказалось, однако, что не каждый белорусский рабочий является беспощадным и холодным слугой.

Приключилась в некотором государстве большая беда: налетел откуда-то девятиглавый змей Чудо-Юдо и украл с неба солнце и месяц.

Плачут люди, горюют: и темно без солнца, и холодно.

А жила в тех краях одна бедная вдова. Был у нее маленький сын - так лет пяти. Трудно жилось вдове в голоде да холоде. И была одна только у нее утеха, что растет сынок разумный да удалый.

Однако среди них было то, что меня больше всего интересовало - следы довоенной Польши. Не потому, что они увлечены мной. Многие из них были написаны на латинском алфавите, и имена этих компаний часто несут имена их владельцев. Кроме того, в период первой мировой войны существовала личная идентичность немецкой оккупации, в которой также были польские надписи. Влад - молодой, 16-летний школьник из одного из местных вузов. Он интенсивно учится польский, потому что он поставил цель получить полевую карту и уехать из Польши в этом году, чтобы учиться и как это делать и дольше.

И жил там поблизости богатый купец. Был у него сын таких же лет, как и вдовий.

Давно ль это было или недавно, так ли было или не так - теперь никто уж о том не знает.

Ну, так расскажем вам то, что деды своим внукам рассказывали, а внуки - своим внукам.

Когда-то жили люди в одной стране в мире и согласии. Земли много, всюду просторно - один другому не мешали, а случится с кем беда - друг другу помогали, беду одолевали.

Язык понимает без проблем, в настоящее время работает над более удобной работой. У мальчика огромная история и много знаний о ней. Самое главное, он хорошо знает те свои карты, которые свободны от советских повествований. Трудно удивляться - его дед провел 10 лет в принудительном изгнании, окруженном торнадо Норильска в глубокой России. Мариан Пайдо, пс. «Миллион», было всего 16 лет, и так же, как Влад, когда он был депортирован глубоко в Россию. Несмотря на свой юный возраст, он был уважаемым солдатом армии.

Первоначально он получил 15 лет брака, но он попал в амнистию, в результате которой наказание сократилось. У мальчика критическое отношение к нынешней власти в Беларуси. Считает, что хорошее, что предоставляют граждане, не соответствует ограничениям, наложенным на них. Его несколько преимуществ включают бесплатное медицинское обслуживание и отсутствие приватизации приютов, а также государственный контроль над важными секторами экономики и более крупными предприятиями. Но и здесь ситуация ухудшается, о чем говорит Влад, когда мы передаем ранее упомянутые пивоваренные заводы, которые недавно были проданы какой-либо иностранной компании.


Жили по соседству воробей и мышь: воробей под стрехой, а мышь в норке в подполе. Кормились тем, что от хозяев перепадало. Летом еще так-сяк, можно на поле или в огороде что-нибудь перехватить. А зимой хоть плачь: воробью хозяин силок ставит, а на мышь - мышеловку.

Ну вот, жил в деревне мужик. Ко всему ухватистый. Что ни задумает, то и сделает. И все ему легко удавалось.

Влад имеет очень «польское» мировоззрение. Он чрезвычайно критично относится ко всему, что является наследием советских времен. Не признает нынешний флаг, герб и гимн Беларуси, которые были с минимальными корректировками, адаптированными из советской Белоруссии.

Когда речь идет о строительстве и городском планировании, это также городская архитектура города. Архитектура - это очень смелое слово в этом случае. Трудно назвать эти серые, конкретные блоки архитектуры, - говорит мальчик. Жилые дома Лиды фактически напоминают нам то, что мы знаем о своих коллегах в польских городах. Для хорошего вкуса и эстетической чувствительности трудно построить крестьянскую рабоче-крестьянскую подозрительность. Это было просто вопрос размещения как можно большего числа людей в наименьшем возможном пространстве.

Захотелось ему однажды над панами посмеяться. Пришел он на панский двор. Смотрит - ходит по двору белая свинья с поросятами. Снял мужик шапку, начал свинье кланяться.

Увидела это пани с балкона.

Жили два брата: богатый и бедный. Богатый сам ничего не делал, было у него много работников. А бедный удил в озере рыбу - тем и жил.

С другой стороны, однако, в Лиде нет Миянизма. Здания соответствуют их размерам в центре города, где они расположены. Мы не чувствуем себя подавленным и миниатюрным здесь. Вскоре мы подошли к хорошему, не плохому зданию городской библиотеки. «И ты знаешь, почему он такой новый?» - Каждый год один из белорусских городов гордится тем, что является организатором общенационального фестиваля урожая. Приходит президент, поэтому по этому случаю вы должны дать хозяину нового свечения. Поэтому правительство предоставляет организаторам значительные средства для улучшения инфраструктуры, обновления и общей свежести.

Справлял раз богатый свадьбу - сына женил. Много собралось у него гостей.

“Пойду-ка и я к брату в гости”, - думает бедняк. Взял он взаймы у соседей каравай хлеба да и пошел на свадьбу.

Пришел и стоит на пороге с хлебом. Увидел его богатый брат:

Ты чего притащился? У меня тут гости не тебе чета! Убирайся отсюда!

И прогнал его.

Роль организатора мероприятия циклична, поэтому в Лиде мы снова переживаем их через несколько десятилетий. Это означает, что до сих пор здесь не будет много изменений. Продолжая нашу поездку, мы пришли в церковь Воздвижения Креста в центре Лиды. Это главный католический храм в этом городе. У боковой двери мы вошли. Внушительный алтарь был дополнительно украшен елкой. Богатый декор и простор интерьеров в сочетании с полутемной атмосферой создали незабываемую атмосферу. Первые несколько скамеек были заняты молодыми людьми, которые в пятницу вечером поют и играют вместе со своими акустическими гитарами.

Обидно стало бедному брату. Взял он удочку и пошел рыбу ловить. Сел в старый челнок и выплыл на середину озера. Удил, удил - а все мелкая рыбешка попадается. А тут и солнце уже заходит. “Ну, - думает бедный рыбак, - закину на счастье еще разок”. Закинул он удочку и вытащил такую рыбину, какой отродясь не видывал: большая да вся серебряная.

У двери за ними, в ярко освещенной боковой комнате, с польскими красками на стенах, говорила другая группа молодых людей. Влад объяснил мне, что это была одна из традиционных встреч местной католической молодежи, которой мы смогли ударить. В отеле «Континент» мы уже встречались с Таней, с которой у меня была возможность поговорить некоторое время перед обедом. Затем она должна была оставить нас, добавив, что она все равно будет говорить ближе к вечеру. Через некоторое время мы были на месте и ожидали, что мы обменялись несколькими предложениями о текущих политических событиях и других. украинский конфликт, к которому мой собеседник был довольно антироссийским.


Нашла две белорусские народные сказки в книге «Крынi ца» Р.М. Миронова. Чтобы было интересно и русскоязычным моим читателям и их детям, я перевела эти сказки и на русский язык. Интересного вам прочтения:)


Не сi лай, а розумам.

Адзi н чалавек пайшоў у лес дровы секчы. Насек дроў, сеў на пень адпачыць.

Прыходзi ць мядзведзь.

Вскоре Таня и трое вошли в бар, расположенный на первом этаже отеля, где мы были. Мы заказывали чай и наслаждались теплом помещений, которые мы говорили по различным темам. Одновременно Таня работает в сфере бухгалтерского учета, которую она также изучает в Гродно. С польским языком она имеет схожую ситуацию с большей частью местной молодежи, поэтому она практически полностью осознает это, но говорить ей труднее. Однако, когда он говорит по-польски, он делает это, как и Влад, без каких-либо иностранных аварий.

Девушка интересуется миром и любит путешествовать. Неудивительно, что после того, как она получила визу Шелдона, она прошла последнюю, она сразу же начала путешествовать со своими друзьями в Европе. Конечно, она родилась из Польши, столице которой она очень понравилась. Воспользовавшись возможностями, предлагаемыми свободным движением в странах Шенгенского соглашения, она отправилась дальше в Венгрию, Румынию, где она имела то же мнение, что и я, прекрасная горная страна, полная дружелюбных людей.

Гэй, чалавек, давай будзем барукацца!

Паглядзеў чалавек на мядзведзя: дужы калмач, дзе з i м барукацца! Сцi сне лапамi – i дух вон…

Э, - кажа чалавек, - што мне з табою барукацца! Давай спярша паглядзi м, цi маеш ты сi лу.

А як глядзець будзем? – пытаецца мядзведзь.

Узяў чалавек сякеру, расшчапi ў пень зверху, убi ў у расколi ну клi н i кажа:

Она хотела бы максимизировать ежегодную валидность визы и видеть больше континента, но работа в значительной степени ограничивает поездки. Мы были рады поговорить, но время не имело значения, и он бросился вперед. В результате нам пришлось скоро закончить разговор, когда приближался час моего возвращения в Минск. Тем временем девушка организовала транспорт до автовокзала в Виталию, который подъехал к нам в Континент. Виталий также является членом Общества. Он очарован движением польских болельщиков, чьими элементами он пытается играть со своими коллегами на стадионе в Лиде.

Калi раздзярэш гэты пень лапаю, значыць, маеш сi лу. Тады я з табою буду барукацца.

Ну, мядзведзь, не падумаўшы, тыц лапу ў расколi ну. А чалавек тым часам трах абухом па клi ну – той i выскачыў.

Раве мядзведзь, скача на трох лапах, а нi расшчапi ць пня, нi вырвацца з яго не можа.

Но што, - кажа чалавек, - будзеш барукацца са мною?

Поэтому группа оснащена флагами и баннерами, выпускающими предметы одежды с клубными и патриотическими символами, ведущими допинг во время матчей. Войдя в машину, из радио вышли известные звуки музыки рэпера Тадека Полковского, и в это время мы немного поехали. Вскоре мы оказались на автовокзале в Лидзбарке. Виталий, Влад и Таня ждали меня, пока автобус не прибыл, и в принципе дюжина ходунков в столицу.

Мне тяжело выразить благодарность местным полякам, которые меня так хорошо встретили в моем городе и показали мне много интересных историй - они просто заботились обо мне, как о важном посетителе. Скоро пришло время занять место в автобусе и оставить дружелюбную Лиду. Таким образом, завершилась последняя из моих белорусских экспедиций. Пришло время для резюме и конфронтации. Истина экрана с реальностью. Как человек, очень осторожно приближающийся к любому сообщению СМИ, и поэтому заранее знал, что некоторые из них не стоят даже интереса.

Не, - енчыць мядзведзь, - Не буду.

То-та ж, - сказаў чалавек. – Не толькi сi лаю барукацца можна, а i розумам.

Убi ў ён клi н назад у пень; мядзведзь вырваў лапу ды ходу ў гушчар без аглядкi .

З таго часу ён i баi цца сустракацца з чалавекам.

Пра што кукуе зязюля.

Было гэта даўным-даўно, калi зазюля сваю сям`ю мела. Жыла адна зязюля з дзецьмi : сынком i дачкою. Мацi кожнай ранi цай лятала далёка ў лес па чарвякоў, казюляк, а дзяцей пакi дала ў хатцы адных.

Глядзi це ж, дзеткi , нi куды не выходзьце! Чакайце мяне! – наказала яна.

Але дзецi не вельмi слухалi ся мацi . Толькi яна паляцi ць шукаць спажыву, яны замкнуць хатку на замок, а самi пойдуць гуляць.

I вось аднойчы так разгулялi ся, што не заўважылi , як згубi лi ключак ад хаткi . Толькi пад вечар агледзелi ся.

Ой, што ж нам рабi ць цяпер? – спалохалася сястрыца. – Хадзем, брацi к шукаць ключ! Ты i дзi ў той бок, а я ў гэты. Як знойдзеш ключ, дык гукай мяне, а я знайду – цябе гукаць буду.

Разышлi ся яны ў розныя бакi . Сястрыца хутка знайшла ключ i пачала клi каць брата. Але брат адышоў далёка i заблудзi ўся.

Так вось i лятае аж да гэтага часу сястрыца па лясах, па садах i ўсё шукае свайго братца:

Ку-ку, брацi к! Ку-ку, ключык знайшла! Дзе ты? Ку-ку!


На русском...

Не силой, ​​а умом.

Один человек пошел в лес дрова рубить. Нарубил дров, сел на пенек отдохнуть.

Приходит медведь.

Эй, человек, давай будем бороться!

Посмотрел человек на медведя: крепкий калач, где с ним бороться! Сожмет лапами - и дух вон...

Э, - говорит человек, - что мне с тобой бороться! Давай сначала посмотрим, имеешь ли ты силу.

А как смотреть будем? - Спрашивает медведь.

Взял человек топор, расщепил пень сверху, вбил в расщелину клин и говорит:

Если разорвешь этот пень лапой, значит, имеешь силу. Тогда я с тобой буду бороться.

Ну, медведь, не подумав, тыц лапу в расщелину. А человек тем временем трах обухом по клину - тот и выскочил.

Loading...Loading...