Совет школы. Белорусский орнамент и символы

Белорусские цвета — только красное на белом. Белорусский орнамент, есть традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий с дохристианских времен. Белорусы, а когда-то и все славяне, использовали два цвета — красный цвет на белом фоне.

Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон — цвет чистоты. Красный — цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни.

У белорусов, как ни у кого из славян, сохранилась до ХХ столетия чистота узоров. Наши корни — красный узор на белом фоне. С конца XIX века добавился черный цвет. Но он никогда не преобладал, только оттенял красный.

Знак плодородия, изобилия плодов земных. Ношение его призвано повысить жизненную силу, усилить способность к чадородию.

А все остальные цвета никогда не использовались в наших орнаментах. В народных костюмах встречаются синий, желтый, но никогда, кстати, зеленый. Загадка традиций. Зеленый считается символичным цветом у мусульманских народов. А у нас, несмотря на обилие зелени, никогда не использовался народом. Правда, в книге встречается много и полихромных образцов. Но они явно поздние.

Солнечный знак — ромб с отростками. Интересно, что на древних костяных или деревянных изделиях, на женских гребнях, которые носили на голове и которые должны были быть оберегами, солнечный знак изображали как кружочек с точкой посередине. В текстиле кружочек не сделаешь, он трансформировался в ромб. Ромб с загнутыми концами, так называемая свастика, — тоже солнечный знак, знак круговорота солнца. Его можно увидеть в Беларуси на женских фартуках еще в начале ХХ столетия.

Знак земли – перечеркнутый ромб с точками.

Символ человека — восьмиконечная розетка. Это еще индоевропейский мотив.Эти знаки признаются исследователями как основные. Несомненно, их было больше, но какие-то забылись, а какие-то уже невозможно расшифровать.

У белорусов не было символов смерти

— Все эти символы — очень сильные знаки, которые должны оберегать человека. Хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе.

Вы задумывались над тем, почему орнамент на одежде помещают только в конкретных местах — на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе вокруг лица. Они есть там, где прорехи, где зло может проникнуть к телу человека. Все остальное защищено тканью. А полотно ткалось на кроснах, на которых эти знаки были нанесены.

1. Звезда человека на небе;

2. Солнце дает силу и урожай;

3. Луна бережет детей от ночных страхов;

4. Огонь лечит от простуды и немочи;

5. Перун оберегает от дурного глаза, своими стрелами карает чертей;

6. Дед на том свете молится за здоровье, счастье живых родных;

7. Козерог лечит и оберегает всю живность от болезней и нечистиков.

Вышила солнце, чтобы сын выздоровел

Наши предки верили в магическую силу символов и знаков.

— У белорусов существовала великая культура обрядовых рушников. В каждом регионе ткали, вышивали свои — где-то от неурожая, где-то от засухи, в военные времена — чтобы лихо обошло деревню. Где-то в деревне женщины собирались и ткали за одну ночь, — рассказывает Евгений Сахута.

В книге немало таких примеров.

Восьмидесятилетняя бабушка вспоминала, как у нее заболел сынок. Ничто не помогало. А как только вышила она узор солнца, сын сразу выздоровел.

— У меня двое старших детей умерло, — рассказывала другая женщина. — Боюсь, как бы не умерла и Соня. Я вышила два рушника с узором ребенка. Один отнесла в церковь и повесила на икону Божией Матери, другой — на могилу деда.

У белорусов была даже своя астрология.

— Ночью и днем бабки-гадалки смотрели на небо — на солнце, луну, звезды. Потом советовали нам, что вышивать на рушниках. Я вот по совету по совету бабки Купреихи вышила такие узоры.

Всевозможные предметы с белорусским орнаментом нынче очень популярны. Дизайнеры не упускают возможности поддержать этот модный тренд. Более подробно о белорусском стиле можно прочитать в

Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.


Простой белорусский орнамент

Белорусский орнамент отличается богатством колорита и множеством разновидностей форм узоров. В последнее время он стал очень популярен не только у людей в возрасте, но и среди молодежи.


Белорусский народный орнамент очень колоритен, и известен далеко за пределами республики

Схемы узоров применяются не только в дизайне интерьеров, но и в оформлении одежды.


Платье с вышитыми белорусскими национальными узорами


Белорусский орнамент активно используют дизайнеры со всего мира

Активно развивается тенденция на нанесение татуировок с национальными узорами. Среди молодежи это считается особым проявлением патриотизма и производится, чтобы акцентировать принадлежность к своей национальности. При этом делают такие татуировки не только в Белоруссии – в других странах эта услуга также популярна.

Особенности белорусских узоров

Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур:

  • квадрат;
  • ромб;
  • четырехугольник;
  • полосы и их детали.


Белорусский орнамент — прекрасный способ украсить интерьер

В некоторых случаях осуществлялось плавное перетекание фигур в растительные мотивы. Что характерно для белорусских узоров – это отсутствие в них символов смерти. Для белорусов орнамент – это своего рода оберег, который должен содержать в себе только положительное. Разумеется, надобности в создании оберегов с изображениями горя, смерти или боли не было.


Национальный орнамент Белоруссии – это неизменный белый фон с красными изображениями на нем. Считается, что только у этой национальности получилось сохранить неизменным первоначальный вид узоров, существовавших еще со времен древнеславянских племен. Белый цвет признанно обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный изображает кровь, солнце и, соответственно, жизненную силу. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах. Другие цветовые гаммы при этом не использовались.


Разнообразие белорусских узоров поражает

Богатство колорита обычно достигается с применением разных техник (шитье при помощи шнурков или дощечек), а также специальным расположением простых деталей узора с их определенным ритмом.


При этом использование фигур, не связанных в орнаментальные ряды, было редким явлением. Мотивы в изображении орнамента.


Разнообразные фигуры белорусского орнамента

Разнообразие форм символов обусловлено широким ассортиментом мотивов, предпочитаемых народами Белоруссии:

Геометрический мотив – самый популярный вид. Включает в себя:

  • круги;
  • звезды;
  • ромбы;
  • точки;
  • ленты;
  • линии, прямые, ломаные или зигзагообразные;
  • шестиугольники;
  • кресты.


Схема для вышивки узоров

Растительный мотив – встречается чуть реже. Преимущественно состоит из:

  • цветов, особенно акации и лотоса;
  • листьев;
  • плодов, чаще всего винограда.


Растительный мотив белорусских узоров


Белорусские рушники с вышитыми виноградными гроздьями

Анималистический мотив – состоит из изображений, стилизованных под животных или детали их фигур.


Мифические животные на белорусском орнаменте


Анималистический мотив белорусских узоров

Животные могут быть как реальными, так и вымышленными, мифическими.

Символика белорусского орнамента и ее толкование

Разновидностей орнамента может быть множество. Каждый имеет свое определенное значение, чем и обусловлено их применение для разных целей:

  • Древо жизни — традиционно символизирует священное древо жизни – символ бессмертия и вечной жизни.


Известным сюжетом является библейская история Адама и Евы, сорвавших запретный плод с древа жизни, за что их изгнали из Рая. Христианская культура дает этому вектору именно такое толкование. Помимо этого белорусы, как и остальные славянские народы, почитали деревья.


Древо жизни вышитое крестом

Особым уважением пользовался дуб, олицетворяющий силу и могущество. Этим деревьям поклонялись, а рубить их было запрещено. Все это объясняет популярность использования орнамента в украшении вышитых и тканых изделий.


Фотоальбом с вышивкой «Древо жизни»

  • Ярило на коне — ярило – древнеславянское божество солнца и плодородия.


Платье с орнаментом «Ярило на коне»

Считалось, что Ярило олицетворяет собой жизненные силы природы и помогает росту урожая. Вектор изображает бога Ярило, восседающего на коне. Копье в руках божества символизирует оружие, при помощи которого он победил кровожадного змея. Все это нашло отражение в белорусских легендах. А если провести параллель между славянскими верованиями и христианством, Ярило предстанет перед нами в образе Георгия Победоносца.


Ярило в белорусских вышивках

  • (в древнеславянской мифологии) – богиня плодородия и урожая. В белорусских легендах можно прочесть множество упоминаний о ней. Это кукла, сделанная из пшеницы и ржи специально для осеннего празднования, во время которого положено отблагодарить солнце, землю и дождь за богатый урожай. Название вектора обусловлено термином «жить» – то есть «жизнь». Частое использование узора на тканых изделиях, рушниках, покрывалах и одежде можно объяснить особым почитанием и поклонением этому божеству.


  • Символ пробуждения природы веснойв основе создания орнамента лежит белорусская легенда о приближении солнца к земле, при котором вся природа пробудилась от зимней спячки. Суть сказания была доступно и колоритно изложена в элементах этого вектора. Можно проследить связь этого узора с божеством Ярилой и Древом жизни – каждый из них олицетворяет жизнь, а Весна – это и есть новая жизнь природы.


Ярило и Древо жизни

  • Символ солнца — древние верования обожествляли и солнце. Было принято просить у него помощи, как у божества. У славян Солнце возглавляло пантеон богов, находясь на его вершине. Божество имело несколько разных наименований: Хорас, Даждьбог или Сварог.


  • Единение солнца и земли — еще один вектор, изображающий воссоединение земли и солнца. Белорусские легенды поддерживают образ единения этих природных сил как тепло, жизнь, хороший урожай. Символ очень часто используется при вышивке полотенец, рушников, покрывал.


  • Священное дерево встреч — изображение имеет значение своего рода пожелания живым от усопших. Чтобы их родные и близкие, внуки и дети не нуждались ни в чем, были здоровыми, а урожай радовал изобилием.


  • Символ предков — узор олицетворяет в своем роде молитву, прошение к Богу, за умерших родных и близких. Чтобы они оказались в Раю, земля была пухом, а солнце обогревало их.


Символика предков

  • Символ ребенка — вектор нередко использовался в качестве оберега для маленьких детей. Считалось, что он как талисман ограждает дитя от любых невзгод, несчастий и дурного глаза.


  • Символ матери — мать – начало всего живого. Самый популярный вектор у народов Белоруссии. Несмотря на то, что образ матери и ребенка использовался у многих народов, белорусы относятся к нему с особым трепетом. Скорее всего, это вызвано частыми нападениями на мирный белорусский народ, страдавший от вражеских набегов. И единственным способом выжить стала женская возможность рожать – создавать новые жизни. Поэтому орнамент входит во многие схемы, украшая большинство изделий из ткани.
  • Символ молодой девушкибереза — интересный по своему содержанию вектор. Изображает поникшую березу в центре – словно женщину после замужества. По бокам от нее изображены две молодые незамужние девушки.
  • Символ Берегини — значение вектора можно узнать из славянской мифологии. Берегиня – богиня семейного очага, рукоделия, хозяйства. Также она покровительствует воде.


  • Символ крепкой семьи — орнамент часто вышивался на рушниках, которые было принято относить в церковь, к иконе Божьей матери. Вектор, символизирующий солнце Особенно популярным было изображение солнца – основного божества древних славян. Узор несет в себе жизнь, новое начало и активно используется в тканых и вышитых изделиях различного рода.


Белорусский рушник на свадьбу

  • Узор, символизирующий богатство — у белорусского народа одним из популярных пожеланий является пожелание богатства и достатка. Чтобы нива давала обильный урожай, а в доме было изобилие во всем. В том числе это означает и большое потомство.


  • Молодые венчающиеся — орнамент изображает двух венчающихся – парня и девушку. Венчание – священный обряд, существующий у всех славянских народов. Часто белорусы украшали такими узорами обрядные рушники.


Белорусские узоры – самобытные колоритные элементы, уникальные своим древним происхождением, а также оригинальным видом. Их применение не теряет популярности с давних пор и по сей день. Ношение узоров стало особым видом патриотизма, проявляемого к своей стране.

Папараць–кветка Еще один национальный белорусский цветок - конечно, «папараць–кветка». Папоротник, как известно, цветет только в легендах. И только в ночь на Ивана Купалу. Заметить цветок, по логике, несложно - он горит, как огонь. А вот найти и сорвать проблематично. Нечистая сила мешает. Сорвал - начнешь понимать язык птиц и зверей, видеть сквозь землю клады. Чуць толькi Купальскае свята Наблiжыцца з ночкай сваей, Як папараць–кветкай заклятай Чаруе няшчасных людзей... - утверждал Янка Купала. О мистическом цветке писали Винцент Дунин–Марцинкевич и Юзеф Крашевский, Владимир Короткевич и Михась Чарот. А уж сколько «папараць–кветак» в нашем быту - от ресторана до котлеты... 7 июля В ночь с 6 на 7 июля (у католиков и у славян - с 23 на 24 июня) отмечалось Купалье (Купалле, Ян, Иван) , которое являлось своеобразной кульминацией летних событий в народной жизни. Иван Купала является одним из самых почитаемых праздников у белорусов и в настоящее время. Купалле - истинно языческий праздник в честь летнего солнцестояния. Аналоги его существуют почти во всех странах мира. Во время летнего солнцестояния расцвет природы достигает своего апогея: колосится на полях пшеница, гречка и просо, расцвели лен и картошка, закончился приплод у животных. Поэтому наши предки в эти дни старались отблагодарить Матушку - Природу за хороший урожай, охоту, удой и отел у домашних животных. Люди совершали жертвоприношения и празднованием Ивана-Купалы показывали единение с природой. девушки занимались гаданием: опускали венки в реку и, следя за движение венка, делали выводы о своей дальнейшей судьбе. С Купальем связывают удивительную легенду о цветке папоротника (папараць-кветка) , на который нисходит огонь Перуна, и ровно в полночь папоротник зацветает на несколько мгновений огненным цветом. Нужно поймать этот момент, и тогда все желания обладателя цветка папоротника сбудутся, он будет знать обо всем, что происходит в мире. В легендах говорится, что в купальскую ночь растения разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки светятся волшебным светом. Есть поверье, что в эту ночь проводят гулянья всевозможные волшебники и ведьмы, воруя лошадей, отбирая молоко у коров. Чтобы защититься от нечистой силы, хозяева вешали над входом домом крапиву или острые предметы, о которые нечистая сила могла бы порезаться: иглы, серпы. К утру молодежь купалась в реках, качалась по утренней росе, встречала восход солнца, в честь которого и праздновалось Купалье. Говорили, что в купальское утро солнце «играет» - двоится, троится и переливается разными цветами. Документальный фильм из цикла 1000 миров "В ночь на Ивана Купала". В фильме показан языческий праздник летнего солцнестояния, ночь на Ивана Купала, русские неоязычники споминают старинные русские обряды, связанные с языческим богом солнца Ярило, ведьмина ночь, цветок папоротника, обливание водой, прыжки через костер и венки на воде - все это праздник Ивана Купала.

Также 19 сентября 1991 года Верховный Совет БССР принял решение об изменении названия страны: Белорусская Советская Социалистическая Республика стала Республикой Беларусь.

«Погоня» уходит корнями в древние времена, тогда как национальный флаг был кодифицированный относительно недавно.

Белорусы издавна ценили сочетание белого и красного цветов. На картине XVI в. «Битва под Оршей» пики воинов ВКЛ украшают флажки с изображением красного креста на белом поле - креста святого Юрия. Чередование белых и красных полос можно видеть и на знаменах королей Речи Посполитой. В христианской символике красный пояс (или крест) на белом поле символизировал кровь Христа.

Однако бело-красно-белый флаг в сегодняшнем виде, в отличие от «Погони», имеет конкретного автора. Флаг создал в 1917 Клавдий Дуж - Душевский. К молодому архитектору, выпускнику Петербургского горного института и талантливого театрала, с просьбой сделать эскиз национального флага обратились белорусские организации Петербурга.

Созданный Дуж - Душевским флаг был впервые поднят весной 1917 года на здании Белорусского общества помощи пострадавшим от войны в Петербурге (Дуж - Душевский был сотрудником этого Общества). А 12 марта в Минске впервые прошел массовый праздник - национальный День белорусского знака. Бело-красно-белую ленту в 1917-м стали носить и военнослужащие - белорусы на фронтах Первой мировой войны, чтобы узнавать своих.

В декабре 1917 года в Минске во время IV съезда бело-красно-белый флаг уже единодушно признавался национальным символом Беларуси. Он стал государственным флагом Белорусской Народной Республики.

В советское время флаг был запрещен. За его изображение можно было потерять работу, а то и жизнь. Тогда же красный пас на флаге приобрел новое объяснение - кровь, пролитая за отечество.

Герб «Погоня» - воин с поднятым мечом на белом коне в красном поле - известный в Беларуси с глубокой древности. В качестве государственного герба Княжества Литовского, древнего белорусского государства, его начал использовать великий князь Витень в конце XIII века.

«Витень начал княжить над Литвой, установил себе герб и всему княжеству Литовскому печать: рыцарь оружейный на коне с мечом, который теперь называют «Погоня», - пишет Густынская летопись.

"Погоней" назывался благородный обычай, распростарненный в наших землях. В случае внезапного налета врагов все мужчины, которые могли держать в руках оружие, садились на лошадей и преследовали захватчиков, чтобы освободить захваченных в плен соотечественников.

Во времена великого князя Ягайло (XIV в.) на щите «Погони» появился шестиконечный крест - знак венгерских королей. Произошло это после того, как великий князь женился на Ядвиге, польской королевне венгерского происхождения. Знак тот напоминал давно известный нашим предкам крест Ярило - символ бога солнца и плодородия. Церковь придала «Погони» другое значение: священники были склонны считать ее изображением святого Георгия, небесного покровителя Беларуси.

Изображением «Погони» украшали все государственные документы тогдашней Беларуси, страницы «Литовской Метрики» и «Устав». «Погоня» была на флагах белорусско-литовской армии во всех решающих сражениях тех времен - от Грюнвальда до Орши. После Люблинской унии «Погоня» наравне с польским белым орлом помещалась на гербе Речи Посполитой и на королевском знамени.

Даже после разделов Речи Посполитой в XVIII веке, когда Беларусь попала под власть России, «Погоня» осталась гербом белорусских губерний. Она попала на значки российских войск, расположенных в Беларуси, и даже на герб Российской империи.

Печать с гербом имел и Кастусь Калиновский - руководитель восстания 1863 года.

В 1918 - м «Погоня» стала государственным гербом Белорусского Народной Республики - первого независимого белорусского государства.

Когда в конце 1980- х развернулась борьба за независимость Беларуси, «Погоня» появилась как логотип подпольных листовок и первых независимых газет. Появились новые картины по ее мотивам и песни о ней.

С восстановлением независимости в 1991-м «Погоня» вновь приобрела государственный статус. Художники Евгений Кулик, Владимир Круковский и Лев Толбузин выработали для нее новый канон. Они придали шестиконечному кресту на щите вид креста Евфросинии Полоцкой, святой покровительницы Беларуси. На « Погоне» клялась белорусская армия. Она украшала текст Конституции и трибуну, на которой клялся президент.

В связи с Днем национального флага интересный эпизод из книги Сергея Наумчика. 19 сентября 1991 года, до принятия бело-красно-белого флага и герба "Погоня" не хватает нескольких голосов. Позняк обращается к депутату-коммуниста Михаилу Жуковскому, который пару минут до этого говорил о флаге коллаборационистов. Позняк: "Михаил Дмитриевич, национальное государство выше всякой партийной идеологии. Если мы не будем ее иметь, не будем иметь ее национальных символов, то мы не будем иметь ничего. Мы станем ничем. Я очень Вас прошу. Один раз в жизни. Проголосуйте за флаг ради нашего будущего. Мы же - белорусы". Ответ Жуковского: "Хорошо. Я проголосую". И проголосовал. Результат голосования: 231 голос, ровно столько, сколько и нужно. Историю иногда можно изменить несколькими вежливыми словами.

Однако в 1995-м Александр Лукашенко, чтобы получить поддержку и деньги России, решил взять курс на русификацию. В атмосфере диктата был объявлен «референдум». Среди вопросов были изменение государственной символики и введении русского языка в качестве государственного. Чтобы мотивировать эту смену, пропаганда пользовалась беспардонным фальсификациями.

Режиссер Юрий Азаренок снял фильм «Дети лжи», в котором доказывал, что «Погоня» и бело-красно-белый флаг... фашистские, на том основании, что белорусы их использовали во времена немецкой оккупации. О том, что «Погоня» веками существовала перед войной, фильм молчал.

Немцы, шведы, украинцы, литовцы - все держатся своей национальной символики и строят национальные государства. Во всей Европе только Беларусь погналась за халявный российскими деньгами.

Но значение «Погони» такое, что стереть ее из памяти не удалось. Национальной символикой продолжает пользоваться интеллигенция, молодежь. Многие школьники носят значки с национальным флажком или «Погоню». В интернете многие размещают «Погоню» на своих аватарках в социальных сетях.

Наклейки с «Погоней» можно увидеть на машинах. В тысячах квартир висят бело-красно-белые флаги.

Любая, даже самая маленькая страна гордится своими государственными символами. Но официальный герб Беларуси до сих пор является предметом разногласий между органами власти и оппозицией, которая категорически не хочет принимать в качестве главного символа страны образец, оставшийся от советских времен.

Действующий символ страны

На сегодняшний момент описание герба Беларуси зафиксировано в законе «О государственных символах Республики Беларусь», принятом в 2004 году. Он представляет собой достаточно сложную конструкцию и имеет следующие детали:

  • обозначенная зеленым контуром граница страны;
  • земной шар и восходящее солнце, как символ процветания;
  • венки, справа – из колосьев и цветков льна, слева – из колосьев и клевера;
  • красно-зеленая лента с надписью на белорусском языке – «Республика Беларусь» (концы ее обвивают венки);
  • пятиконечная звезда, которая располагается по центру в верхней части.

Предыдущий подобный герб был принят в 1950 году, его автор – Иван Дубасов. В ХХ столетии белорусский главный символ несколько раз менялся кардинальным образом.

Праздник независимости

В 1991 году Беларусь после распада СССР, наконец, обрела независимость, в стране были введены новые государственные символы, в том числе флаг, гимн и герб. На самом деле они не были абсолютно новыми, наоборот, это был своеобразный экскурс в далекую историю, использование средневековых символов подчеркивало связь поколений и времен, и, прежде всего, отсылало к временам Великого Княжества Литовского.

Государственный герб имел свое название «Погоня» и представлял собой изображение вооруженного всадника серебряного цвета на красном щите. В его правой руке – меч, в левой – щит, украшенный изображением золотого креста с шестью концами. Авторами нового герба выступили известные белорусские художники Владимир Круковский и Евгений Кулик.

В результате референдума, проведенного в стране в 1995 году, был возвращен герб Белорусской ССР, в который были внесены незначительные изменения.

Назад, в будущее

После Октябрьской революции и образования Белорусской ССР встал вопрос о приобретении республикой новых символов. В 1920–26 гг. герб был схож с гербом Российской Федерации. В 1927 утверждена новая форма, которая очень близка к современной. Изюминкой стала надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» на четырех языках - кроме белорусского языка, еще и на русском, польском и идише.

В 1938 году исчезли надписи на польском языке и идише, а вместо цветков льна изображались коробочки. Кроме того, на всех видах белорусского (советского) герба присутствовали серп и молот, но несколько раз за всю историю цвет их менялся с золотого на серебряный, и наоборот.

Loading...Loading...