Изучаем гласные звуки с дошкольниками. Гласные звуки,,,,. Буквы: А,О,У,И,Э

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И, Э - Е.

1-я игра. «Ветер».
Объясните ребёнку, что красные буквы - это большие братья, а синие - маленькие братики. Потом скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков». Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А - рядом Я, О - рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

2-я игра. «Прятки».
Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!»

3-я игра. «Перепрятки».
Играете так же, но на этот раз наоборот - большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. «Ворона».
Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. «Карты».
Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: «Что это?» Назвал правильно - выиграл и забрал карточку, ошибся - забирает другой ученик, а дома - мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О, за ней Ё, А - Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем».

Показ трех пар гласных (А - Я, О - Ё, У - Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У - Ю, надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

А Я
О Ё
У Ю

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке №1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке №1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:
«Это - А».
«Это - Я».
«Это - О».
«Это - Ё».
«Это - У».
«Это - Ю».

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока №2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А - Я, О - Ё) один раз в день.

Урок №3

К началу этого урока дети уже выучили стишок:
«Это - А».
«Это - Я».
«Это - О».
«Это - Ё».
«Это - У».
«Это - Ю».
А буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю.

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке №2.

А Я
О Ё
У Ю

Показ трех пар гласных (О - Ё, У - Ю, Ы - И).

Начиная с этого урока, вы, каждый раз добавляя новую пару гласных, убираете первую пару, чтобы общее количество показываемых букв не превышало шести. Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке:

О Ё
У Ю
Ы И

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А - Я. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А - Я, О - Ё, У -Ю (пока без Ы - И).

Урок №4

К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И, а буквыА, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И.

Закрепляющие игры. Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем - с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке №2.

А Я
О Ё
У Ю
Ы И

Показ трех пар гласных (У - Ю, Ы - И, Э - Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А - Я и О - Ё, а достаете последнюю изготовленную вами пару Э - Е. Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести, и стишок остается таким же легким для запоминания. Важно и то, что буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла». Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

У Ю
Ы И
Э Е

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А - Я и О - Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И (пока без Э - Е).

Урок №5

К началу пятого урока дети знают все десять гласных, осталось лишь закрепить знание двух последних выученных ими гласных Э и Е.

Закрепляющие игры.

На этом уроке в пять игр нужно сыграть уже со всеми десятью гласными.

Разложите на столе перед ребенком десять карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке №2.

А Я
О Ё
У Ю
Ы И
Э Е

Теперь вы можете подарить маме ребенка все десять изготовленных вами букв с тем, чтобы она продолжала играть с ним в закрепляющие игры один раз в день до тех пор, пока ребенок не начнет читать. Если ребенок потеряет интерес к этим играм, можно оставить только последнюю - «Карты». С помощью этой игры необходимо добиться того, чтобы ребенок узнавал каждую букву мгновенно. Для этого буквы при показе надо прикрывать ладонью, приоткрывая их лишь на миг. Эта игра не занимает много времени, она длится не более полминуты.

Заключение.

Если вы строго придерживались этого плана занятий, то после урока №5 ваш ребенок знает все десять гласных так, как знаете их вы: называет их не задумываясь и не ошибаясь. Бывает все же, что ребенок запинается, прежде чем назвать какую-нибудь букву, а иногда и путает какие-нибудь две между собой. Я заметил, что это происходит в двух случаях. Во-первых, если ребенка уже учили раньше бессистемно, и ошибка «засела» у него в голове. Во-вторых, если родители занимаются самодеятельностью, «забегают» вперед и показывают дома ребенку те гласные, которые вы пока на уроке не давали. Напоминайте родителям, что этого делать не следует, даже если ребенок какие-то буквы уже знал раньше.

Если все же по какой-то из этих причин ребенок допускает ошибки или называет какую-то букву неуверенно, просто продолжайте играть с ним еще какое-то время в «Карты». При этом, если ребенок плохо помнит какую-нибудь букву, например, Ё, бросайте эту карточку в паре с О: сначала О, за ней Ё. Потом бросайте их парой, но в обратном порядке, и лишь со временем начинайте бросать вразброс. Но никогда не пытайтесь помочь ребенку запомнить букву по внешним признакам или ассоциациям:«Это мамина буква, а это Юлина буква, это Ё с точками, а это Е без точек». Это его окончательно запутает: он будет помнить, что какая-то из них с точками, но не будет знать - какая, и будет стараться угадать. А прочитать что-нибудь несложное, вроде «любимый котёнок», ему и вовсе будет не под силу. Ведь придется не только с «Ё с точками» разобраться, но еще и вспомнить подружку Юлю, тетю Иру и маму Олю. Так что не поддавайтесь искушению научить ребенка буквам поскорее как-нибудь, а с помощью этой методики заложите в него с самого начала прочный фундамент знания гласных. Тем более что запоминание систематически показываемых букв в виде стишков из трех строчек не требует от ребенка никаких усилий, а закрепляющие игры нравятся и детям, и родителям.

Игровая методика изучения согласных

Для того чтобы приступить к изучению букв, обозначающих согласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто «согласными»), вам совершенно необязательно дожидаться, пока ваш ребенок выучит все гласные. Изучение согласных может начинаться одновременно с изучением гласных на тех же пяти уроках.

Для начала выпишите или напечатайте все 10 пока еще неизвестных ему гласных в два столбца таблицы:

В левый красным цветом, а в правый синим цветом
А Я
О Ё
У Ю
Ы И
Э Е

Скажите ребенку, что крупные красные буквы - это понарошку большие братья, а меньшие синие буквы - это маленькие братики. И те, и другие любят петь песенки.

Большие братья (красные буквы) поют стра-а-а-шными голосами, потому что они такие большие и притворяются страшными. Пропойте низким голосом А, О, У, Ы, Э так, как предлагал в первоначальном варианте своей методики выдающийся педагог-новатор Н. А. Зайцев. Не тратя понапрасну время на различные «попевки», я выбрал простейшую мелодию, соответствующую соль-фа-ми-ре-до.

А маленькие братики (синие буквы) поют то-о-о-ненькими голосочками, потому что они такие маленькие. Пропойте высоким голосом Я, Ё, Ю, И, Е (та же мелодия соль-фа-ми-ре-до, но на одну октаву выше). Пропевая, показывайте каждую букву пальцем.

Вы можете петь эти две песенки со своим ребенком по несколько раз в день уже после Урока №1 до тех пор, пока ребенок не начнет их петь самостоятельно. Но ни в коем случае при этом не спрашивайте ребенка, где какая буква, ведь он только что приступил к изучению гласных с помощью стишка А-Я, О-Ёи пока не должен их знать. Не спрашивайте его это даже в том случае, если какие-то из гласных он уже знал раньше. Эти песенки не для изучения гласных, дети пока должны просто запомнить их на слух.

Вы можете спросить: «А зачем мы должны пропевать гласные, ведь мы же хотим учить согласные, а гласные мы и так уже начали учить другим способом?».

Сейчас вы все поймете. Эти песенки - лишь переходной этап к следующим песенкам, с помощью которых ваш ребенок и выучит согласные. К Уроку №2 приготовьте шесть таблиц, аналогичных той, что была на Уроке №1. Только теперь таблицы состоят из шести строк: в верхних строках размещены согласные, твердые - красные и мягкие - синие, а в остальных строках перед каждой гласной приписана согласная, и эти сочетания образуют короткие открытые слоги, или склады.

Таблицы можно написать или напечатать на плотной бумаге.

Б БЬ
БА БЯ
БО БЁ
БУ БЮ
БЫ БИ
БЭ БЕ
В ВЬ
ВА ВЯ
ВО ВЁ
ВУ ВЮ
ВЫ ВИ
ВЭ ВЕ
Г ГЬ
ГА ГЯ
ГО ГЁ
ГУ ГЮ
ГЫ ГИ
ГЭ ГЕ
Д ДЬ
ДА ДЯ
ДО ДЁ
ДУ ДЮ
ДЫ ДИ
ДЭ ДЕ
З ЗЬ
ЗА ЗЯ
ЗО ЗЁ
ЗУ ЗЮ
ЗЫ ЗИ
ЗЭ ЗЕ
Л ЛЬ
ЛА ЛЯ
ЛО ЛЁ
ЛУ ЛЮ
ЛЫ ЛИ
ЛЭ ЛЕ

Теперь вместе с ребенком вы сначала пропеваете песенки гласных, а вслед за ними точно так же песенки в шести таблицах: низкими голосами - песенки больших красных братьев и высокими - маленьких синих братиков.

Каждую песню предваряйте четким произношением согласных в верхних строках. Учите ребенка произносить согласные чистыми звуками, чтобы после согласных звуков не слышались гласные Ы и И, и прежде всего научитесь этому сами. Имейте в виду, что если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков Д, С, то и читать он будет впоследствии ло ды ка вместо ло д ка, сы ту л вместо с ту л. Если звук БЬ он будет произносить, как Би, то при чтении сам не сможет понять, где го лу бь, а где го лу би. И тогда его придется долго переучивать.

Покажите сразу ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название. В эти таблицы не попала буква Й. Напишите ее на отдельной карточке, покажите ее ребенку и назовите так, как она звучит (а название «И краткое» ребенок узнает гораздо позже, когда будет читать книжки и учить алфавит). Скажите, что на этот звук начинаются словайод и йогурт. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, произнося ее звуком.

Сложнее всего и для детей, и, поначалу, для родителей произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие. А вот З и ЗЬ - совсем просто. Спросите детей: «Знаете, как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ».

Пропевайте склады в этих шести таблицах вместе со своим ребенком ежедневно по несколько раз в день, а звуки в верхней строке называйте сами, не требуя этого от ребенка. Обычно, если мама не забывает делать это регулярно, к третьему уроку ребенок уже начинает самостоятельно и правильно называть твердые и мягкие согласные в каких-то двух таблицах из шести. В этом случае так же, как и при изучении гласных, используется принцип Глена Домана: после Урока №3 эти две таблицы изымаются из ежедневной пропевки, а на их место добавляются две новые.

М МЬ
МА МЯ
МО МЁ
МУ МЮ
МЫ МИ
МЭ МЕ
Н НЬ
НА НЯ
НО НЁ
НУ НЮ
НЫ НИ
НЭ НЕ

В дальнейшем такая замена будет происходить каждый раз, как только ребенок в результате ежедневных пропевок запомнит две новые буквы.

Таким образом, ребенок ежедневно в промежутках между уроками будет петь с вами склады только из шести таблиц, не более, но таблицы по мере запоминания букв будут обновляться. А для того чтобы ребенок не забывал уже выученные буквы, ему достаточно будет пропевать их самостоятельно лишь во время уроков.

Напоминаю, что уроки проводятся с ребенком два раза в неделю преподавателем, но в роли преподавателя может быть и кто-нибудь из родителей, а в промежутках между уроками вы повторяете с ребенком содержание предыдущего урока.

После Урока №4 вы уберете еще две таблицы и добавите две новые.

Р РЬ
РА РЯ
РО РЁ
РУ РЮ
РЫ РИ
РЭ РЕ
П ПЬ
ПА ПЯ
ПО ПЁ
ПУ ПЮ
ПЫ ПИ
ПЭ ПЕ

После Урока №5 уберете еще две таблицы и добавите еще две новые.

Ф ФЬ
ФА ФЯ
ФО ФЁ
ФУ ФЮ
ФЫ ФИ
ФЭ ФЕ
К КЬ
КА КЯ
КО КЁ
КУ КЮ
КЫ КИ
КЭ КЕ

После чего у вас останутся невыученными еще восемь букв, т.е. четыре пары таблиц.

Т ТЬ
ТА ТЯ
ТО ТЁ
ТУ ТЮ
ТЫ ТИ
ТЭ ТЕ
С СЬ
СА СЯ
СО СЁ
СУ СЮ
СЫ СИ
СЭ СЕ
Х ХЬ
ХА ХЯ
ХО ХЁ
ХУ ХЮ
ХЫ ХИ
ХЭ ХЕ
Ж ЖЬ
ЖА
ЖО ЖЁ
ЖУ
ЖИ
ЖЕ
Ш ШЬ
ША
ШО ШЁ
ШУ
ШИ
ШЕ
Ч ЧЬ
ЧА
ЧО ЧЁ
ЧУ
ЧИ
ЧЕ
Щ ЩЬ
ЩА
ЩО ЩЁ
ЩУ
ЩИ
ЩЕ
Ц
ЦА
ЦО
ЦУ
ЦЫ ЦИ
ЦЕ

Если вы по-прежнему будете проводить с ребенком по два урока в неделю, а от урока до урока пропевать по шесть таблиц, заменяя каждый раз по две таблицы, то на изучение этих оставшихся восьми букв вам понадобится еще две недели. А всего на изучение тридцати двух букв русского алфавита вы потратите от четырех до шести недель.

Я не оговорился: «тридцати двух букв русского алфавита». С тридцать третьей буквой Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он уже будуе читать слова, в которых эта буква встречается, поскольку, повторюсь, любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение, а слова с буквой Ъ он прочтет еще не так скоро.

Мне осталось только пояснить вам, как пропевать с ребенком некоторые склады в таблицах Ж, Ш, Ч, Щ, Ц. В девяти строках этих таблиц склады расположены парами. Это Ж-ЖЬ, ЖО-ЖЁ, Ш-ШЬ, ШО-ШЁ, Ч-ЧЬ, ЧО-ЧЁ, Щ-ЩЬ, ЩО-ЩЁ, ЦЫ-ЦИ. В каждой из этих пар склады пишутся по-разному, а звучат одинаково, поэтому при пропевании эти парные склады следует озвучивать одним и тем же соответствующим звуком, указывая поочередно на тот и другой склад. Одна моя четырехлетняя ученица предположила: «Они, наверное, близнецы». С тех пор я их тоже так называю детям.

Итог занятий по этой методике - освоение ребенком в кратчайший срок и без заметных усилий всех букв русского алфавита и приобретение им навыка называть их чистыми звуками. Ребенку, и в самом деле, не пришлось прилагать усилия. Он только слушал, повторял простые стишки, играл, пел песенки. И в результате легко освоил то, на что другие тратят месяцы и даже годы. А если кому-то для этого и довелось потрудиться, так это маме.

Эта простая методика стоит на трех китах:

  • на принципе многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенном Гленом Доманом;
  • на разработанных мной играх, закрепляющих каждый этап обучения;
  • на пропевке таблиц складов, предложенной другим выдающимся педагогом Н. А. Зайцевым. (Крайне сложно научить ребенка произносить согласную чистым звуком, если только не пропевать или, в крайнем случае, не проговаривать вместе с ним склады, начинающиеся на эту согласную, т.к. многие согласные в чистом виде почти неразличимы между собой на слух). Кроме того, пропевка этих таблиц не только помогает в изучении букв, но и знакомит ребенка со складами, а это первый шаг к обучению чтению*.

*Дальнейшие шаги в обучении чтению я изложил в своей игровой методике «Семь ступенек к книжке». В этой методике я использую уже не таблицы, а свое ноу-хау, так называемые «домики для букв».

Лидия Тарасова

Каждый учитель и воспитатель знает, что любой, даже самый сложный материал, легко запоминается детьми в игре, через сказку, через яркие образы и ассоциации. В течение 40 лет педагогической работы, я самостоятельно придумываю такие сказки и яркие ассоциации. Предлагаю несколько вариантов моих сказок. Их может использовать логопед, воспитатель, учитель начальных классов.

Тема о звуко-буквенном анализе слов достаточно сложная для усвоения детьми, как дошкольниками, так и младшими школьниками. Даже в первом классе дети длительно не могут усвоить этот материал. После проведения 2-3 занятий со сказками дети мгновенно определяют гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки.

Для наиболее эффективной работы, я разделила материал на 3 части, которые можно проводить как фрагменты занятий или, наоборот, объединить нужные разделы (в зависимости от состава группы или класса, способностей детей):

I. Звуки и буквы.

II. Знакомство с гласными и согласными с помощью сказки. Упражнения в узнавании гласных звуков.

III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные - согласные.

I. Звуки и буквы.

У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? (Глаза,- чтобы видеть, уши,- чтобы слышать).

Закройте глаза. Вы ничего не видите, зато вам всё слышно. Что вы слышите? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

Открыли глаза. Это мы слышали звуки – звуки шума за дверью, звуки машины, звук телефона. Звуки мы слышим ушами. Давайте проверим. Закройте пальчиками уши, хорошо закройте. И я закрою свои уши, а когда я открою, вы тоже их откроете. Будете смотреть на меня, договорились?

Воспитатель или учитель закрывает свои уши, и говорит что-то очень тихим шепотом, или делает вид, что говорит, только шевелит губами. Затем открывает уши, дети тоже открывают.

Вы слышали, что я сказала? (Нет). Почему? (Потому, что у нас были закрыты уши). А как вы догадались, что я не молчу? (Потому, что губы двигались).

Пусть ваши глазки ещё поработают – будем только смотреть.

Что вы видите? (Молча, показываем разные предметы, дети называют, что они видят. Последнее, что показываем - буквы. Это может быть алфавит или любая картинка с изображением букв).

Все предметы и буквы мы видим.

Послушай, что я скажу: А, О, М, …. Что я сказала звуки или буквы? (ЗВУКИ, потому что мы их слышим).

Дети не станут ошибаться, когда начнут понимать разницу в понятиях видеть и слышать .

II. Знакомство с гласными и согласными звуками с помощью сказки.

Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука , а в старину говорили длань , мы говорим глаза , а раньше говорили очи , губы – уста, палец – перст, голос- глас.

Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).

А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).

В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ.

Жили они дружно.

Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.

Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.

Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

Примечание: Позже сказка будет продолжена о твёрдых - мягких, звонких – глухих.

1)Вокально-игровые упражнения.

(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).

Сначала, назовите, какие песни вы знаете.

Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.

Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):

А-А-А-А-А-А-А-А

А-А-А-А-А-А…

Вот поёт эту песню звук О:

О-О-О-О-О-О-О-О

О-О-О-О-О-О-О…

А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.

(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).

Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг» …

Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.

2).Упражнения: тихо – очень тихо.

Дети поют песни с помощью гласных тихо, затем очень тихо. В конце года можно познакомить ребёнка с понятием «про себя».

III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные – согласные.

1). Повторение пройденного материала: Звуки и буквы. Гласные и согласные.

2). Упражнения в узнавании согласных звуков

Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:

Б– бухтит;

В– ворчит;

Г– гогочет;

Д– долбит;

Ж – жужжит;

З – звенит;

К – кряхтит;

Л– лопочет;

М– мычит;

П– пыхтит;

Р– рычит;

С– свистит;

Т– тарахтит;

Ф– фыркает;

Х– хрюкает;

Ц–цекочет (как кузнечик);

Ч– чухает (как поезд);

Ш– шипит;

Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…

Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.

Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.

3). Упражнения в узнавании гласных и согласных звуко в.

Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.

Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:

«гласные – красные» – 1-й пальчик!

«гласные – красные» – 2-й пальчик!

«гласные – красные» – 3-й пальчик!

«гласные – красные» – 4-й пальчик!

«гласные – красные» – 5-й пальчик!

А теперь вторая, правая рука: …

Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.

Возьмём в руки красные и синие фонарики. Поднимите нужный фонарик: Если звук будет гласный, какой поднимем фонарик? - красный, если согласный - синий.

Когда я назову звук, вы попробуете пропеть этим звуком вашу любимую песню. Только петь надо очень тихо. И вы сразу услышите,- поёт она или издаёт разные звуки, а песни не получается.

Учитель или воспитатель называет звук, дети поднимают нужный фонарик.

Этими занятиями я пользуюсь много лет. Бывшие выпускники наших групп говорили, что мои сказки очень помогали им в школе.

Аннотация: Изучение гласных очень важный этап, т.к. гласные звуки придают речи чёткую дикцию. Зачастую дети на письме пропускают гласные буквы, что ведёт к дисграфическим ошибкам в школе (обусловленным несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия). С начала учебного года по программе «Развитие речи» дети изучают гласные звуки [А],[О],[У],[И],[Э] и буквы, затем проводится данное обобщающее занятие, заключительный этап дифференциация гласных звуков [И],[ Ы].

«Гласные звуки [А],[О],[У],[И],[Э]. Буквы: А,О,У,И,Э»

Введение

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи — одна из важных задач в общей системе обучения родному языку в дошкольном возрасте. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей успешной социализации дошкольника.

При логопедическом обследовании дошкольников специалистами нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков; неумении определять место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

В силу того, что описанная выше проблема не «бросается в глаза» , а следовательно, и не беспокоит родителей и педагогов, дети остаются без своевременной логопедической помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дислексии).

Исходя из этого, была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Развитие речи».

Данное занятие входит в раздел программы по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко — слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму.

Программа реализуется СП ДОД Центр детского творчества в творческом объединении «Речецветик» (руководитель учитель-логопед).

Возраст детей 6 лет, продолжительность 30 минут.

На занятии применяются информационные технологии, позволяющие повысить мотивацию к занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия. Все занятия проходят динамично, в игровой форме.

Цель: Обобщить представление по теме гласные звуки [А],[О],[У],[И],[Э].
Буквы: А,О,У,И,Э.

Задачи соответствуют ходу занятия.

Образовательные:

  • закрепить знания о механизме образования данных звуков;
  • производить слухо — произносительную дифференциацию гласных звуков;
  • закрепить умение соотносить гласные звуки и буквы;
  • закрепить навык определения место гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец).

Развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать восприятие, память, мышление;
  • развивать фонематические процессы;
  • совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • умение слушать друг друга;
  • умение работать самостоятельно.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация к занятию, магнитная доска, маркеры.

Раздаточный материал: зеркала-10 шт., предметные разрезные карточки-листочки, карточки для составление схем, кружки красного цвета, задания для выполнения самостоятельной работы, разноцветные карандаши.

Ход занятия

Дети входят в кабинет, здороваются и садятся за столы. Педагог показывает на экране гостя — гнома Грамотея.

Организационный момент.

Педагог: — Сегодня к нам в гости пришёл?…

Дети: — Гном Грамотей.

Педагог: — Он живет в волшебной стране?…

Дети: — Звукобуквии.

Педагог: — Кто ёщё живет в стране Звукобуквии? (дети: — Звуки и буквы).

Молодцы! Звуки и буквы друзья Грамотея, поэтому наш гость хорошо говорит, читает и пишет. А чтобы звуки и буквы стали и вашими друзьями, вам нужно научится из различать. Слушайте и запоминайте:

«Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и читаем».

» Каждый звук записывается определённой буквой».

Кто может повторить это правило? (дети повторяют)

Основная часть.

Воздух свободно идет через рот

Звук получается гласный.

1. Артикуляция гласных звуков.

Педагог: -Ребята, на прошлых занятиях вместе с Грамотеем вы познакомились с пятью гласными и их буквенными обозначениями. Поставьте зеркала пред собой, произнесите гласные звуки. (Дети смотрят в зеркало, слушают инструкцию, произносят звук).

Звук [А]- гласный. При его произношении рот широко открыт (мы у доктора). Слайд 3

Звук [О]- гласный. При его произношении губы вытянуты вперёд, округлены.
Слайд 4

Звук [У]- гласный. При его произношении губы вытянуты вперёд «трубочкой». Слайд 5

Звук [И]- гласный. При его произношении губы растянуты в улыбке.
Слайд 6

Звук [Э]- гласный. При его произношении губы «смеются». Слайд 7

Молодцы! Эти звуки, как мы знаем, состоят из одного голоса. Давным -давно голос человека назывался «глас». Отсюда и название гласные. А теперь вы расскажите об особенностях гласных звуков. (Дети: — Гласные — это звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух во рту не встречает преград, гласные звуки обозначаем красным цветом).

2. Дидактическое упражнение «Узнайте звук».

Педагог: — Гном Грамотей рассказал мне о новой игре. Игра очень интересная. Внимательно слушайте и запоминайте ёё правила. Я показываю артикуляцию гласного звука (без голоса) и бросаю мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать звук и слово, начинающийся на этот гласный звук.

3. Интерактивная игра «Пятый лишний».

Педагог: — Ребята, следующая игра в которую нам предлагает поиграть
Грамотей называется «Пятый лишний». Я показываю пять картинок, которые начинаются на опредёлённый звук. Нужно найти лишнее слово, которое начинается на другой звук.

(Вначале дети называют все изображения на экране, затем определяют лишнее слово, называют звук которая его обозначает).

1. Автобус, аист, апельсин, арбуз, индюк. Слайд 8-10
2. Ослик, обруч, овцы, укроп, облако. Слайд 11-13
3. Улитка, ухо, акула, узел, утка. Слайд 14-16
4. Икра, игла, индюк, изба, экран. Слайд 17-19
5. Экскаватор, икра, электричка, эскимос, эскимо. Слайд 20-21

Молодцы!

4.Дидактическое упражнение «Выбери листочки».

(для упражнения потребуются разрезные картинки со слайдов 22-26)

Педагог: — Ребята, гном Грамотей пришёл к нам в гости с подарком. Он принёс нам из леса осенние листочки, но не простые. На каждом листочке написана буква или нарисована картинка. Давайте возьмём листочки с буквами и назовём их. А теперь к каждой букве нужно выбрать те листочки, в названия которых есть звук обозначающий эту букву. Слайд 22-26

Молодцы!

5. Динамическая пауза»Дождик».

Педагог: — А теперь давайте встанем из-за столов и поиграем в игру, которая называется «Дождик».

Дождик бегает по крыше -
Бом! Бом! Бом! (Дети встают друг за другом «паровозиком». И похлопывают ладонями по спинкам друг друга).
По весёлой звонкой крыше -
Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками).
-Дома, дома посидите,
- Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками).
Никуда не выходите,-
Бом! Бом! Бом! (растирают рёбрами ладоней).
Почитайте, поиграйте-
Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями).
А уйду — тогда гуляйте
Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладонями).

Затем дети поворачиваются друг другу на 180 градусов и повторяют упражнение.

5. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Педагог: — Слушайте внимательно правило следующей игры. Вам нужно закончить одним словом предложение, назвать первый звук в каждом из этих слов и обозначить его буквой (дети выходят к доске, записывают букву).

На крышу поставили телевизионную….. (антенну).
Солдат стреляет из ….. (автомата).
У зайца длинные …..(уши).
Ученик учит….. (уроки).
Наступила золотая ….. (осень).
В огороде выросли….. (овощи).
Маша вдевает нитку в….. (иголку).
Маша купила новую….. (игрушку).
Саша купил шоколадное….. (эскимо).

Молодцы! гном Грамотей очень доволен. Вы быстро и правильно справились с заданием.

6. Дидактическое упражнение «Определи места звука в слове».

Педагог: — Я назову слова, а вы внимательно послушайте и определите, где в слове находится заданный звук в начале, середине или конце. Для этого используем карточки и кружочки красного цвета. (Почему кружочки красного цвета?)

[А]: август, рука, мак; [О]: Оля, кот, пальто; [У] : уши, пишу, суп; [И]: Ира, рис, сапоги [ Э] : эскимо, электричка, этаж.

7. Самостоятельная работа.

Педагог: — Для выполнения следующего задания возьмите карандаши.

Внимательно рассмотрите задания, которые я вам раздала. Напишите первую букву к каждому слову и раскрасьте картинки. (Педагог проверяет работы каждого ребёнка). см. приложение

Итог занятия.

Занятие подходит к концу, расскажите нашему гостю — гному Грамотею, что вам сегодня понравилось больше всего. (Дети вспоминают основные моменты занятия, рассказывают свои впечатления. Педагог даёт кратко высказаться каждому ребёнку и хвалит всех детей).

Ребята, Грамотей пообещал, что в следующий раз придёт к нам в гости со своими друзьями, а теперь давайте прощаться. (Дети прощаются).

Заключение.

Изучение гласных очень важный этап, т.к. гласные звуки придают речи чёткую дикцию. Зачастую дети на письме пропускают гласные буквы, что ведёт к дисграфическим ошибкам в школе (обусловленным несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия). С начала учебного года по программе «Развитие речи» дети изучают гласные звуки [А],[О],[У],[И],[Э] и буквы, затем проводится данное обобщающее занятие, заключительный этап дифференциация гласных звуков [И],[ Ы].

При использовании данной методической разработке необходимо учитывать, что в учебно-воспитательном процессе все виды деятельности для детей должны быть замотивированными, основанными на игровой ситуации. Создание игровой мотивации и использование игрового персонажа тесно взаимосвязаны.

Появление игрового персонажа гнома Грамотея удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу, поиграть с ним. На занятиях по «Развитию речи» Гном Грамотей сопровождает детей с первого занятия. Поэтому на данном занятии, интерактивный герой уже знаком детям.

Чтобы обеспечить активное участие детей в занятии, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования: сначала задать вопрос всей группе, а затем уже вызвать кого-либо для ответа; стараться вызывать или спрашивать больше детей, не заниматься долго с одним ребенком, не вызывать без необходимости несколько раз одного и того же ребенка, в то время как большинство остается пассивными; вызывать детей вразбивку, а не в том порядке, как они сидят; избегать обращения только к желающему отвечать («Кто хочет сказать?»). При вызове детей учитываются их индивидуальные особенности, индивидуальные обстоятельства: один быстро усваивает, другой - медленно; некоторые дети нуждаются в подбадривании, к другим же надо быть более требовательным. На протяжении занятия педагог с целью активизации внимания использует контрольные вопросы по только что изложенному материалу.

Важна на занятии и динамическая пауза, это прекрасная возможность для детей сделать паузу на занятие, снять эмоциональное напряжение, наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений. Использованная на занятии динамическая пауза «Дождик» хорошо знакома детям, т.к ранее изучалась лексическая тема «Осень». Дети с удовольствием делают друг другу массаж, повторяют стих, при этом развивают общую и мелкую моторику.
УМК к занятию составлены педагогом с помощью интерактивного педагогического портала «Мерсибо» в конструкторе картинок. Он содержащий более 500 тематических изображений, которые позволяет самостоятельно составлять необходимые пособия(интерактивные, дидактические игры и домашние задания). Их можно использовать в интерактивном варианте, а также как дидактические пособия, распечатав материал.

Презентация к занятию:

Loading...Loading...