Коррекционно-развивающая работа в школе viii вида. понятие коррекционно-развивающей работы в школе viii вида. Специальные коррекционные занятия

Пояснительная записка

Занятия в « Клубе почемучек» являются специфическими для обучения школьников с ограниченными возможностями. Занятия по предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов познавательной деятельности детей.

Исходя из необходимости развития высших психических функций младших школьников, наиболее расширяющей кругозор и обладающей коррегирующей функцией подходят отдельные разделы программ: «Мир природы и человека», « Математика», « Русский язык»

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении учебным предметам, обогащение и уточнение словаря расширении представлений о непосредственном окружающем мире.

Коррекционные занятия готовят учащихся с нарушениями интеллекта к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

Данная программа рассчитана на детей, первого класса обучающихся по программе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта).

Все учащиеся обучаются в данном классе по решению ПМПК. Дети поступали в данный класс с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических функций у учащихся индивидуален: разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и синтеза, памяти, внимания, восприятия. Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся первого класса

Основное содержание коррекционных занятий предполагает работу по коррекции и развитию психических процессов, восполнению пробелов в знаниях обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости и направлено на развитие интереса к учебной деятельности, выработке умения слушать и выполнять задания, обслуживать себя, упражнять в формировании санитарно-гигиенических навыков;

Программа коррекционных (дефектологических) занятий составлена с учетом данных диагностических мероприятий, анализа результатов элементарных письменных навыков, рисунков;

Цель индивидуально-коррекционных (дефектологических) занятий : создание условий для развития и коррекции психических процессов обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости; восполнение пробелов в их знаниях; повышение познавательной активности обучающихся; развитие речевой активности, побуждение к фразовой речи; воспитание интереса и потребности к речевому общению;
применение в практике умений выражать свои мысли и желания в любых доступных средствах коммуникации;
повышение познавательной активности обучающихся, воспитание положительных привычек и навыков.

Задачи:

Развивать психические процессы в учебной, игровой, трудовой бытовой деятельности:
1. Восприятие:
-учить распознавать предметы, явления и действия;
-продолжать закреплять ориентировку в пространстве и временные представления;
-продолжать закреплять понятия о величине, количестве, массе;

2. Память:
- совершенствовать непроизвольное и развивать произвольное запоминание учебного материала;

3. Мышление:

Совершенствовать наглядно-образное мышление, формировать словесно-логическое мышление;

Учить анализировать, делать выводы;

Развивать речь во всех видах деятельности:
-обогащать словарь;
-развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
-развивать связную речь

Развивать общую и мелкую моторику:

Прививать навыки культуры поведения и общения в обществе:

Воспитывать санитарно-гигиенические навыки

Методы и формы обучения:

Методы по источнику знаний:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа)
-наглядные (демонстрация натуральных объектов, ТСО, иллюстраций)
-практические методы (работа с книгой, учебником, наблюдение, практическая работа, игра, упражнение).

Формы занятий : экскурсии, занятия с элементами моделирования ситуаций и сюжетно-ролевыми играми, с элементами театрализации.

Количество часов: по рабочей программе 66.

Данный коррекционный курс соответствует образовательным областям: «Мир природы и человека», « Математика», « Русский язык»

является пропедевтическим к учебным дисциплинам начальной школы названных образовательных областей.

Основные задачи и направления работы

Основная цель коррекционного курса « Клуб почемучек » заключается в коррекции и формировании у учащихся первого класса с интеллектуальным недоразвитием комплекса представлений и умений, подготовку к дальнейшему обучению в рамках образовательных областей «Мир природы и человека», « Математика», « Русский язык».

Реализация цели курса предполагает организацию комплексного воздействия, направленного на решение следующих задач:

    Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

    Коррекция основных мыслительных операций, навыков соотносительного анализа, навыки группировки, классификации, сравнения,синтеза.

    Развитие логического мышления.

    Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям.

    Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги;

    Воспитание культуры речевого общения

    Коррекция отдельных сторон психической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания.

Поставленные задачи ориентируют работу учителя в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Образовательное направление

В основе работы в образовательном направлении лежит коррекция и продолжение работы по формированию сенсорной культуры ребенка: накопление им чувственного опыта, уточнение и дифференциация образов восприятия, обобщение и формирование на этой базе представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Представления являются базовой формой существования знаний (помимо понятий и сведений), формируемой в начальных классах коррекционной школы.

Сенсорное развитие тесно связано с формированием мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому достаточный уровень сенсорного развития ребенка является необходимой базой для дальнейшего формирования умения выделять учебный объект, произвольно концентрировать и удерживать на нем внимание, соотносить увиденное с воспринятым ранее, анализировать, обобщать, классифицировать и сравнивать объекты:

Систематическая работа в образовательном направлении позволяет формировать любознательность и наблюдательность учащихся.

Коррекционно-развивающее направление

Произвольное оперирование представлениями возможно благодаря их регуляции со стороны речи. Овладевая речью, ребенок устанавливают связь между словом и образом предмета, слово приобретает для него смысл, появляется возможность пользоваться речью и понимать обращенную речь. В связи с этим особое внимание в программе уделено развитию устной речи детей в следующих направлениях:

Расширение словарного запаса

накопление тематического словаря в рамках изучаемых тем;

формирование умения составлять связные повествовательные и описательные устные высказывания;

обучение участию в беседе (формирование умений отвечать на вопросы полными осмысленными ответами, задавать вопросы, формулировать просьбы и инструкции, проводить элементарные обобщения).

Воспитательное направление

На материале курса проводится гражданское воспитание учащихся.

Ожидаемые результаты освоения программы :

    Наличие интереса к содержанию занятий, процессу и результату своей деятельности на занятиях.

    Владение комплексом представлений об объектах изучения и взаимосвязях между ними.

    Владение практическими умениями взаимодействовать с объектами изучения.

    Проявления активности и самостоятельности в работе на уроке, в применении сформированных знаний и умений при решении новых учебных и учебно-бытовых задач.

Методическая литература:

И.М.Бгажнокова. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И.М.Бгажнокова. - М.: ВЛАДОС, 2007

Е.Ф. Бортникова Развиваем математические способности- « Литуп-опт»,2013-32с.

Е.Ф. Бортникова Развитие логического мышления- Литуп-опт»,2013-32с.

Конспект развивающего занятия для 4 класса коррекционной школы 8 вида

Автор : Соловьева Елена Александровна, ОГБОУ "Школа №23" г.Рязань
Описание материала :предлагаю конспект развивающего занятия для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии дети выполняют разные упражнения на развитие воображения. Данный материал будет интересен учителям начальных классов, педагогам-психологам, молодым специалистам.

Цель : развитие когнитивных процессов
Задачи : способствование развития творческого воображения, фантазии.

Упражнение 1. “Придумай окончание рассказа”
Цель:
Ход упражнения:
Рассказ 1. По грибы
Андрюша с Надей собрались в лес, по грибы, дедушка дал им по лукошку и сказал: «Ну-ка, кто больше наберет?»
Вот они шли-шли, собирали- собирали, пошли домой. У Андрюшки - полное лукошко, а у Нади - половина. Надя сказала: «Андрюша, давай меняться лукошками». «Давай», - согласился Андрюша. Вот они пришли домой, дедушка посмотрел и говорит: «Ай да Надя! Гляди-ка, больше Андрюши набрала»…
Рассказ 2. Земляника
Вот и земляника поспела. Бабушка с Наташей взяли кружечки, пошли в лес и давай собирать. Только бабушка собирает в кружечку, а Наташа - в рот. Пришли они домой. У бабушки полная кружечка, а у Наташи нет ничего, даже дедушку угостить нечем …
Рассказ З. Леденец
Мама уходила из дома и сказала Мише:
- Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо, не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.
Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл в буфете дверцы. Стоит и смотрит в буфет. А в буфете стояла сахарница. Он взял ее, поставил на стол, открыл крышку, а там сверху леденец лежит. Миша запустил в сахарницу руку, вытащил леденец и стал сосать. Пососет и посмотрит, много ли еще осталось.
Наконец, леденец стал совсем маленьким, со спичку. Миша положил его в рот, а сахарницу хотел поставить на место. Взял ее, а она прилипла к рукам и - бух на пол. Разбилась на две половинки...

Упражнение 2. “Яркое из простого”
Цель: способствование активации творческой активности, фантазии.
Ход упражнения: Вам даны 4 предложения, постарайтесь превратить их в очень яркие праздничные и красивые предложения:
1. Музыкант держит в руках флейту.
2. Картофель созрел на полях.
З. дети ушли гулять.
4. Мама поставила цветы в вазу.
5. День закончился, наступила ночь.

Упражнение 3. «Незаконченные фигуры»
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 - 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой её название.

Упражнение 4. “Придумай рассказ”
Цель:
Ход упражнения :Придумайте рассказы, в которых первые предложения будут такими. (В рассказе должно быть не более 10 предложений.)
1. Кошка приближалась бесшумно к своей жертве.
2. Дверь закрылась.
З. Маленькая звезда, улыбаясь, смотрела на землю.
4. Надвигалась буря.

Упражнение 5. “В лапах злого волшебника”
Цель: способствование активации творческой активности, воображения.
Ход упражнения : вы попали к злому волшебнику. Он отпустит вас, если вы:
- нарисуете картину, в которой несовместимые вещи станут совместимыми;
- расскажете о стране и людях, доселе нам неизвестных;
- придумаете новое блюдо, которое не пробовал еще ни один человек.

Упражнение 6. “Машина времени”
Цель: способствование активации творческой активности, воображения.
Ход упражнения: мы отправляемся в путешествие на «машине времени». Мимо нас пролетают века и страны. Машина сама определяет, в каком веке и стране совершить остановку и указывает на любого из нас. Задача того, на кого укажет машина, представить себя в этом веке и в этой стране, придумать о себе небольшой рассказ.

Завершение занятий. Рефлексия. Что больше всего понравилось на занятиях? Что больше всего запомнилось на занятиях?
Ритуал прощания.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»

Соловьева Елена Александровна, педагог-психолог, Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №23» г.Рязань
Описание материала: предлагаю конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым специалистам. Данное занятие ориентировано на развитие познавательного интереса, общей осведомлённости, психических процессов (памяти, внимания, мыслительных операций). Также здесь содержатся элементы арт-терапии.

Цель : развитие когнитивных процессов и мелкой моторики рук
Задачи :
- развитие внимания, произвольной памяти, словесно-логического мышления, общей осведомленности;
- развитие коммуникативных навыков речи, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, повышение мотивации к обучению.
Оборудование : видеопроектор, ноутбук, касса букв, листы с печатной основой, канцелярские товары (ручка, карандаш, цветные карандаши и фломастеры, ластик).
Ход занятия.
I. Вводная часть
Психолог : Здравствуйте, ребята!
1. Приветствие. Настрой на работу .
Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите ручки сидящим рядом с вами одноклассникам. - А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу?
(Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие)
2. Введение в тему занятия.
Ребята, скажите мне какое сейчас время года?
Правильно, осень. Это и будет тема нашего с вами занятия.
Эмоциональный настрой
- Сегодня на занятии мы поговорим с вами об осени, совершим мысленно прогулку в осенний лес, встретимся с животными леса, при этом будем выполнять разные задания, как и на других наших занятиях.
- А какое время года было до наступления осени?
- Чем отличается лето от осени?
- По каким признакам можно определить, что пришла осень?
II. Основное содержание .
1. Упражнение «Шифровальщик» на развитие внимания и ассоциативной памяти.
- Посмотрим, кто у нас самый внимательный? Каждой цифре соответствует определённая буква, вам необходимо, используя шифр, как можно быстрее найти строчки из песни Владимира Асмолова «Осень жизни», спрятанные за этими цифрами.
Прочитайте, что у вас получилось.
Вот и осень,
И дождь в окно стучится!
Вот и осень,
И улетают птицы

Осенью, ребята, идут часто грибные дожди. В лесах и в маленьких берёзках растут грибы. Давайте в следующем задание в таблице среди букв найдём грибы и назовем, какие же грибы растут в наших лесах. Искать можно по горизонтали и вертикали.
2. Упражнение «Найди грибы» на развитие внимания. Дана таблица с буквами, необходимо среди букв найти названия грибов. Слова можно искать как по вертикали, так и по горизонтали.
Ответы: подосиновик, чернушка, сыроежка, мухомор, груздь, подберёзовик, лисичка, рыжик, волнушка, шампиньон
Наши глазки устали. Давайте сделаем зрительную гимнастику
Раз – налево, два – направо, три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного точки возле наших глаз.
Сил дадим им много-много, чтоб усилить в тыщу раз!

Ваши глазки немного отдохнули, теперь необходимо внимательно посмотреть вокруг и выполнить такое задание:
3. Упражнение «Буквы перепутались» на развитие мыслительных процессов (обобщение, анализ, сопоставление), внимания, наблюдательности.
Психолог : - Как вы знаете, в лесу живет много разных животных (птиц, зверей, насекомых).
Перед вами наборы букв. Составь из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы, тем самым вы получите названия некоторых из них.
арбсук - ___________ усегинца - ______________ оровейб - ___________
меведдь - ____________ бабокач - _____________ ятелд – _____________
лицаси - _____________ рекозаст - _______________ овас - ____________
Ответы: барсук, медведь, лисица (животные), гусеница, бабочка, стрекоза (насекомые), сова, дятел, воробей (птицы).
Итог: Очень много живёт в лесу животных, мы назвали только некоторых.
Раз мы заговорили о животных, давайте выполним ещё одно задание.
4. Упражнение «Найди пару» на развитие логического мышления.
Даны определения и названия животных, необходимо подобрать к каждому животному своё определение.
Неповоротливый, неуклюжий, слепой, трусливый, злой, верный, хитрый, упрямый, длинный
Крот, пёс, медведь, лис, слон, бык, заяц, жираф, волк
Ответы: неповоротливый слон, неуклюжий медведь, слепой крот, трусливый заяц, злой волк, верный пёс, хитрый лис, упрямый бык, длинный жираф.
Ребята, незаметно мы вышли на опушку леса. Давайте сделаем привал, отдохнём и выполним физкультминутку.
Физкультминутка.
Руки в стороны поставим.
Правой левую достанем.
А потом - наоборот,
Будет вправо поворот.
Раз - хлопок, два - хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз - два - три - четыре,
Плечи выше, руки - шире!
Опускаем руки вниз
И на корточки садись!
Поднимайся, улыбайся!

Ребята, давайте вспомним стихотворение про осень. Кто хочет прочитать стихотворение?
5. Упражнение «Вспомни стихотворение» на развитие памяти.
Чтение стихотворения
Осень
М. Геллер

Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

Пора возвращаться в школу. Прогулка наша подходит к концу.
III. Заключительная часть

Пришло время подвести итоги и оценить свою работу.
- Поднимите в стороны руки те, кто сегодня был внимательным.
- А теперь поднимите обе руки вверх те, кто сегодня был самым сообразительным и наблюдательным учеником на уроке.
Ребята, вы все молодцы!
В заключении, мне бы хотелось, чтобы вы нарисовали осень и всё, что с ней связано. Вы будете рисовать, а я включу клип, чтобы ещё раз напомнить вам какая же бывает красивая осень!!!
Дети рисуют, играет клип.
Показать клип Фредерика Шопена «Осенний вальс»

Рефлексия
- Хлопните в ладоши те, кому понравилось занятие.
- Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- Я благодарю вас за хорошую работу на сегодняшнем уроке.
Ритуал прощания.
До свидания.
Занятие окончено.

Презентация на тему: Осень

1. Общие положения

Положение составлено на основе ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Инструктивного письма Министерства Народного образования РСФСР от 30.06.89 г. № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития», Пояснительной записки к Базисному учебному плану для учреждений VIII вида, Устава Учреждения.
Настоящее Положение регламентирует проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с обучающимися с 1-7 класс (далее коррекционные занятия).

2. Цели и задачи коррекционных занятий

Цель: создать условия для индивидуальной коррекции пробелов общего развития обучающихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.

Задачи:

  • повысить уровень общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;
  • провести коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики;
  • подготовить к восприятию трудных тем учебной программы;
  • восполнить пробелы предшествующего обучения.

3. Организация деятельности

3.1. Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Периодически на коррекционные занятия привлекаются также обучающиеся не усвоившие материал вследствие пропуска уроков по болезни, либо из-за чрезмерной возбудимости или заторможенности во время уроков.
3.2. Коррекционные занятия проводит основной учитель класса.
3.3. Количество коррекционных часов в неделю в каждом классе определяется учебным планом.
3.4. Коррекционные занятия проводятся вне сетки обязательных учебных часов, по утвержденному руководителем Учреждения графиком.
3.5. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 15-20 минут.
3.6. В группы возможно объединение не более трех обучающихся, у которых обнаружены одинаковые пробелы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с классом или большим количеством обучающихся на этих занятиях не допускается.
3.7. Обучающиеся, удовлетворительно усвоившие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются.
3.8. Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в начале учебного года, по итогам первого полугодия и в конце учебного года.
3.9. При изучении обучающихся учитываются следующие показатели:
Физическое состояние и развитие ребенка:
– динамика физического развития (анамнез);
– состояние слуха, зрения;
– особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
– координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы, жалобы на головную боль).
Особенности и уровень развития познавательной сферы:
– особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
– особенности внимания (объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания);
– особенности памяти (точность, постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания; индивидуальные особенности памяти, преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная; преобладание логической или механической памяти);
– особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделять существенные элементы, части, сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
– особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи (интонация, выразительность, ясность, сила и высота голоса);
– познавательные интересы, любознательность.
Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:
– особенности отношений «учитель-ученик»: реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
– способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
– умение планировать свою деятельность.
Особенности эмоционально-личностной сферы:
– эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
– способность к волевому усилию;
– преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
– внушаемость;
– наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
– наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и другого);
– отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
– отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
– особенности поведения в школе и дома;
– нарушения поведения, вредные привычки.
Особенности освоения образовательных программ:
– общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;
– сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;
– характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.
3.10. Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
– развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
– развитие навыков каллиграфии;
– развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
– развитие зрительного восприятия и узнавания;
– развитие зрительной памяти и внимания;
– формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
– развитие пространственных представлений и ориентации;
– развитие представлений о времени;
– развитие слухового внимания и памяти;
– развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Развитие основных мыслительных операций:
– навыков соотносительного анализа;
– навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
– умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
– умения планировать деятельность;
– развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
– развитие наглядно-образного мышления;
– развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).
Развитие речи, овладение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Подготовка обучающихся к изучению сложной темы.

4. Делопроизводство

4.1. Учет коррекционных занятий осуществляется в классном журнале. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым ребенком (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку).
4.2. Письменные задания обучающиеся выполняют в специальных тетрадях.
4.3. Учителем составляется Рабочая программа, календарно-тематическое планирование.
4.4. Фиксация динамики развития обучающихся ведется в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика, карта обследования (

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа – интернат станицы Старолеушковской

Утверждено

Решением педсовета

Протокол № 1 от 30.08. 2016 г.

Председатель педсовета

А. А. Жогло

Подпись руководителя ОУ ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Уровень образования (класс) (Начальное общее образование,

1 – 4 классы/ 1 класс)

Количество часов 66 ч.; уровень (базовый)

Настоящая программа разработана на основе:

по развитию психомоторики и сенсорных процессов

для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида Л.А. Митиевой, Э.Я. Удаловой

Составила:

Дыдарь Елена Александровна,

Учитель - дефектолог,

первая квалификационная категория

Ст. Старолеушковская 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основании следующих документов:

1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;

2.Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 22.12.2008г.;

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);

6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;

7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);

8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;

9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

11. Учебный план ГБОУ школа-интернат станицы Старолеушковской.

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Loading...Loading...