Коррекционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья – как категория. Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Наталья Владимировна Жданова
Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС

Коррекционная педагогика .

Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС .

Подготовила Жданова Наталья Владимировна

Учитель – дефектолог

Классификация и выбор методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения вопроса обучения . Классификация методов обучения многообразна , их насчитывается до 10.

В своем решении эксперты сначала критикуют «долю аутичных детей, обучающихся в обычных или специализированных школах, которые остаются крайне низкими и значительно ниже, чем доля других детей, инвалидов или нет». Они признают «шаг вперед» с увеличением доли детей-аутистов, посещающих школу. Но эксперты «не считают, что в этой области достигнут реальный прогресс», причем 80% детей «исключены из права, закрепленного и гарантированного Уставом».

В случае, если Франция задается вопросом о том, действительно ли место детей с аутизмом находится в обычной школе, те же эксперты придерживаются однозначной позиции, заявляя, что Европейская социальная хартия оставляет мало места для усмотрения Что касается выбора типа школы, в которой они будут содействовать автономии, интеграции и социальному участию инвалидов, поскольку она должна быть «обычной школой».

В отечественной практике олигофренопедагогики используются две традиционные классификации методов обучения :

Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения . Эта классификация выглядит следующим образом :

1. методы изложения нового материала;

2. методы закрепления и повторения.

Нестандартные спутники

Эксперты также сожалеют о том, что лица, которые помогают детям с аутизмом во время занятий во Франции, «регулярно участвуют в Министерстве образования по нестандартным трудовым договорам». Он описывает это расширение как «необоснованное».

Дети, перемещенные в Бельгии

Наконец, он выразил сожаление по поводу того, что французское государство вносит финансовый вклад в аутичные дети и подростки французской национальности вместо финансирования создания в рамках специализированных учреждений, соблюдающих эти стандарты и работающих на французской территории.

Московская, которая предлагает делить методы на словесные , наглядные и практические. В практике применяются все три группы методов в сочета-нии и на всех этапах урока.

А. Граборов назвал это сочетание «живое слово учителя» .

Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности . Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчленен-ность материала, наличие подготовительного периода в обучении , постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.

Она появилась во вторник для диффамации в Тулузе

В образе этого коллективного требования юридическая система все чаще используется родителями детей-аутистов для защиты своих прав как в европейских, так и во французских судах. Пресс-секретарь появилась во вторник (19 сентября) за диффамацию перед Уголовным судом Тулузы. Преподаватель Европы-1 Венди Бушар также участвует в разбирательстве.

«потворство на публичной площади»

Решение было рассмотрено 21 ноября. Адвокаты-адвокаты попросили освободить своих клиентов. Мэр: «Неприемлемо, это не Милан, которого мы хотим». «Мы делаем все проверки этого дела, и тогда мы будем оценивать, есть ли какие-либо поля для судебного иска против швейцарской школы в Милане».

Средства обучения . Это содержание обучения , наглядность, технические средства и т. д. Методы состоят из приемов . Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.

В которой основное внимание уделяется инструментам, условиям, поддержке и поддержке, необходимым для преодоления различий, что позволяет детям пройти школьный путь, который предлагает школа. Очевидно, что в своем собственном темпе и с конкретными инструментами. «Верные пузырь как» позорную «выбор школы, что оправдано, говоря, что их было способом» предупредить родителей о сложности школы, которая является многоязычным. Они делают различия в жизнь как дискриминационный элемент, - говорит министр.

Дело вызвало несколько реакций. Это полная противоположность инклюзивной школьной модели, которая ожидается в Италии. Это не Милан, которого мы хотим. Успех ученика в обучении также зависит от способности понимать разнообразие и взаимодействовать со всеми, никто не исключается. ПУ «Василь Левски» Ловеч - вспомогательная школа и школа-интернат в городе Ловеч. Он предлагает специализированное образование и образование для умственно отсталых детей. В школе есть команда учителей и преподавателей с высокой квалификацией и опытом работы с детьми-инвалидами.

Словесные методы : описание, рассказ, объяснение, беседа.

Требования к рассказу : это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.

В сюжете рассказа должно быть несложные рассуждения. При рассказе обязательно применение наглядности. В рассказе иногда можно использовать небольшой диалог. По длительности рассказ в l-4-x классах не должен превышать 10 минут, а в 5-9-х классах - 20 минут. Фабула рассказа должна быть предельно простой с малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ вопросами к ученикам. Они из-за этого могут потерять нить рассказа.

Василя Левского, преподавателей и педагогов, заботятся о них воспитатели, предоставленные муниципалитетом и психологом. Они работают индивидуально с каждым ребенком, чтобы развивать свои навыки и способности. В ПУ «Васил Левски» помогает детям с эпилепсией, умственной отсталостью, синдромом Дауна, аутизмом, церебральным параличом и другими нарушениями. Целью команды помощника ассистента Вассила Левски является помощь в развитии детей, социальных навыках и привычках, уверенности и независимости. История: школа-интернат, Васил Левски это единственная школа в области образования Ловеча учащихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями.

Перед рассказом и после него ведется объяснительно-подготовительная работа : проводится беседа для связи рассказа с темой, разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа желательно провести обобщающую беседу с выделением главной идеи.

Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний.

История ВС, Васил Левски начинается с деревни. Более 160 сотрудников прошли школу и посвятили свою работу работе с этими детьми. Руководство и школьная команда: В школе работает команда высококвалифицированных специальных педагогов и других специалистов, занимающихся обучением, обучением и уходом за детьми с особыми образовательными потребностями. Ловеч допускается к учащимся с особыми образовательными потребностями. Школа имеет необходимые условия для проведения качественного образовательного процесса, с одной стороны, и отдыха и досуга, с другой стороны.

Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала. Объяснение в младших классах краткое, не более 5 минут, в других группах классов продолжительность объяснения составляет до 10 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.

Левски выполняется следующим образом: Родители говорят, что их желание для своих детей, которые будут исследованы СЕАТ в РИТ - Ловеч. По решению вспомогательной школы, руководитель РИО выдает приказ, с которым конкретный студент направляется на обучение во вспомогательную школу. Срок обучения составляет два года. По окончании двухлетнего обучения и после успешных государственных экзаменов по теории и практике профессии студенты получают сертификат профессиональной квалификации.

Обучение умственно отсталых детей: В. Ловеч - это школа, обеспечивающая образование и образование для учащихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями. Параллели для детей с множественными нарушениями - от 4 до 6 студентов, что предрасполагает к индивидуальной работе и расслабленному и плодотворному процессу обучения. Педагогические и психологические центры консультирования объединяются со специальными педагогическими центрами и центрами образовательной помощи между школьными консультационными учреждениями.

Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией. Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося.

Всесторонний или целенаправленный психологический и специальный педагогический дианомик

Обычно они работают с учениками в возрасте от 3 до 19 лет. Оценка предпосылок для школьной посещаемости, групповой и индивидуальной психологической и специальной педагогической диагностики школьной зрелости. Индивидуальная психологическая и специальная педагогическая диагностика детей дошкольного возраста из-за неравномерного развития. Индивидуальная психологическая и специальная педагогическая диагностика дошкольников, учеников начальной школы и учащихся средних школ с проблемами адаптации и образовательных проблем, включая специфические поведенческие расстройства. Индивидуальная психологическая и специальная педагогическая диагностика в качестве основы: для интеграции учащихся с конкретными обучением и поведенческими расстройствами или для специализированного ухода в рамках интеграции, для предложений по классификации и передаче учеников со специфическими обучением и поведенческими расстройствами в школы, классы, отделы и учебные группы с адаптированными образовательные программы для этих учеников. Групповая и индивидуальная психологическая и специальная педагогическая диагностика как основа для помощи ученикам начальных школ и учащихся средних школ в случаях осложнений при выборе другой школы или профессии. Индивидуальная психологическая и специальная педагогическая диагностика учащихся средних школ в качестве основы для оказания помощи в переориентации и перевода в другую среднюю школу. Индивидуальная психологическая и специальная педагогическая диагностика учащихся начальной школы и учащихся средних школ с проблемами личности или социального отношения. Диагностика социального климата классовых команд в качестве основы для создания корректирующих программ. Индивидуальная психологическая и специальная педагогическая диагностика экстраординарных талантов учащихся.

Психологическое и специальное педагогическое вмешательство

Информационно-методическая деятельность. Подготовка документации для учебных мероприятий, документации и т.д. Методологическое управление работой консультантов по вопросам образования и методистов школьной профилактики в начальных и средних школах. Подготовка предпосылок для интеграции учеников с ограниченными возможностями обучения и поведения в начальные и средние школы для включения учеников с ограниченными возможностями в обучении и поведения в школы, классы, отделения и учебные группы с адаптированными образовательными программами для этих учеников. При подготовке документов специалист по долгосрочному уходу и клиническому психологу ребенка может опираться на предысторию и выводы клинического психолога, который оказывает эту помощь ребенку. Предоставление экспертных консультаций учителям начальных и средних школ в связи с интеграцией учащихся с инвалидностью, а также создание и осуществление индивидуальных образовательных планов для этих учащихся. Обработка отчетов об учениках для законных представителей, школ и других учреждений в соответствии с правилами защиты персональных данных. Управление документами, ведение документации и администрирование, связанные со стандартными действиями в соответствии с правилами защиты персональных данных. Методологическая помощь в создании программ профилактических школ. Сотрудничество с учебными центрами для предоставления стандартных услуг для учащихся с особыми поведенческими расстройствами и риском социальных патологических явлений, их законных представителей и педагогов, воспитывающих их.

Рекомендуемая литература и ссылки для изучения

Сессиями сопредседателями выступил д-р Ян Войтас, Лукаш Банашак.

Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство . В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных , выразительных ответов.

Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях учащихся, недостатки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль ум-ственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго. Вопросов не по теме изучаемого учебного материала и лишних слов не должно быть. Большое значение для результативности беседы имеет ее темп.

Дискуссии начались с академика-преподавателя нашего университета доктора Януша Граси, который представил тему «Решение проблем, связанных с психосексуальным развитием людей с интеллектуальными и двигательными нарушениями». Он обратился к вопросу об обеспечении индивидуального развития, содействии справляться с типичными и проблемными ситуациями и функционировать в школьной среде и за ее пределами. Школьные успехи и победы над собственной инвалидностью дают им чувство безопасности, ценности и личного достоинства в будущем.

Современная концепция лечения психологического психосексуального развития как жизненно одной линии, состоящей из нескольких этапов, каждый из которых выполняет другие задачи в области развития, и каждый из которых является результатом предыдущего курса и подготовки к вступлению в следующую стадию. Да включено половое развитие не является отдельной областью жизни, но с учетом их конкретных прав, встроено в развитии личности широко признанной, укорененных в группе культурного наследия, из которого он получен блок.

Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за этого часто отвечают невпопад. Замедленный темп беседы соответствует замедленному темпу мышления особого ребёнка.

Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю необходимо выражать адекватно, без двусмысленности.

В специальной школе 8-го вида словесные методы обучения являются наи-более распространенными (по данным Луценко В. С. - 49,4% из всех применяемых методов ). Из них чаще всего применяются изложение и несколько меньше - беседа. В выборе методов обучения учитывается предмет изучения, содержание темы и цель урока, а также возможности школы и состав учащихся. Беседа побуждает воспроизведению усвоенных знаний.

В беседе ответы детей в 1 ,5-2 раза полнее по сравнению с самостоятельным пересказом услышанного и прочитанного. На уроках естественнонаучного цикла дети сравнительно легко усваивают названия предметов , объектов и географических явлений, а также фактические сведения. Но с большой трудностью дается усвоение отвлеченных сведений типа : «скапливание воды над слоем глины» .

Для осознанности такого рода знаний учитель в беседе применяет вопросы на сравнение (что общего? чем похожи? чем отличаются! и пр.) . Если сравнивают два явления (родник и ручей, то нужно найти три сходных и четыре различных свойств, а для раскрытия причинно-следственных связей нужно помочь назвать три причины, так как только треть учеников специальной школы 8-го вида может справиться с этой работой.

Рекомендуется повторность прослушивания или прочитанного материала разными приемами или методами , такими как краткий рассказ, чтение текста, эмоциональная беседа, вопросы на сравнение, обобщение и на установление причинно-следственных связей.

Наглядные методы :

Наглядные методы - это такие способы обучения , когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей . Лозунг при этом такой : ни один урок географии без опоры на наглядность. Особенность применения наглядных методов : рассредоточение по всему полю учебного процесса. Сочетание словесных методов с наглядными переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий (как можно говорить о пустыне, не показав ее картину) .

Показ - это предъявление образа действия (реку показывают на карте от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т. д.) разных способов работы. Условие : обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.

Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов , их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года и т. д.) . После показа объект убирается.

Демонстрация - показ предметов в движении . Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу урока. Наиболее часто наблюдение употребляется в начальном курсе географии и особенно в биологии.

В процессе применения наглядности многими олигофренопедагогами рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вкусу , цвету, размерам. В процессе познания должны участвовать руки. Все возможное должно зарисовываться и лепиться.

Особенности практического использования наглядных средств.

Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта. Синев В. Н. установил, что картина способствует установлению причинных связей, вызывает стимул к высказываниям.

Приемы использования картины : ее не следует рано показывать для осмысления содержания, дети сами при помощи вопросов учителя должны делать раскрытие содержания картины. Перед рассматриванием проводят предварительную беседу. При восприятии картины необходимо внимание учеников направлять на характерное, существенное в ее содержании. Описание картины должно осуществляться по плану. После просмотра картины необходимо побеседовать на эту тему. Можно составить рассказ по картине.

Для рисунков придумать вопросы на сравнение. Желательно использова-ние в процессе восприятия не более двух картин. На уроке также ис-пользуются и другие наглядные пособия : объемные, графики, схемы. Они незаменимы, если у учителя возникает необходимость объяснять по ходу сообщения.

Все это улучшает внимание и восприятие УО ребенка.

Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии) .

Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений . При наблюдении восприятием умственно отсталых детей нужно управлять : сравнивать один объект с другим, знакомиться с ним, разбивать задачу наблюдения на части. Наблюдение используется для перевода познания с уровня представлений на уровень понятий. При наблюдении на уроках картинки или иллюстрации используются как опора для понимания общей мысли. Упражнение - это повторение действий в целях выработки умения и навыков. Если качество упражнения улучшается, то умственно отсталые дети приобретают умения, если в упражнении появился автоматизм - это означает сформированность навыков. Для формирования умений и навыков при использовании упражнении нужно использовать :

Осознанность действия;

Систематичность;

Разнообразие;

Повторяемость;

Расположение упражнений во времени в нужном порядке.

Требования к упражнениям :

Понимание цели;

Краткость инструкций;

Для преодоления стереотипа разнообразить упражнения;

Упражнения должны иметь практическую направленность.

Экскурсии – это довольно распространенный метод обучения в специальной (коррекционной ) школе. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях.

Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение. Посещая производство, бывая на природе дети получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственных процессов или природных явлений.

Практические методы :

Основной источник познания – деятельность учащихся. Некоторые методисты считают , что практические и лабораторные работы повышают прочность знаний, другие отрицательно относятся к ним из-за низкой речевой активности процесса обучения . Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения .

Прием – это часть метода . Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы : сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

Наиболее полное определение понятию образование дал В.С.Леднев: "Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие"5.

Таким образом, образование включает в себя три основные части: обучение, воспитание и развитие, которые, как указывает Б.К.Тупоногов, выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.

Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения. Дадим примерную содержательную расшифровку образовательного коррекционного процесса по Б.К.Тупоногову:

1.Коррекционное обучение - это усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психофизического развития и усвоение способов применения полученных знаний;

2.Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и т.д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде;

3.Коррекционное развитие - это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

В основе функционирования коррекционной педагогической системы находятся следующие положения, сформулированные Л.С.Выготским в рамках, разработанной им теории культурно-исторического развития психики: сложность структуры (специфические особенности) дефекта, общие закономерности развития нормального и аномального ребенка. Целью коррекционной работы по Л.С.Выготскому должна выступать ориентация на всестороннее развитие аномального ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков: "Надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого - значит воспитывать глухоту и слепоту..." (22). Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда, важнейшей задачей коррекционного обучения является - постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. Реализация коррекционно-компенсаторных процессов нетипичного развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, которая должна выступать ориентиром деятельности учителя, воспитателя, социального педагога и социального работника. Необходимо систематическое, повседневное качественное совершенствование и приращение уровня ближайшего развития.

Коррекция и компенсация развития нетипичного ребенка не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого: педагогизация окружающей среды, а также продуктивное сотрудничество различных социальных институтов. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексных лечебно - реабилитационных и коррекционных психолого - педагогических, социокультурных мероприятий, которые подразумевают создание трудотерапевтической среды, ориентированной на формирование адекватных отношений к окружающим, обучение детей простейшим трудовым навыкам, развитие и совершенствование интегративных механизмов с целью включения, по-возможности на равных, детей с проблемами в обычные, общепринятые социокультурные отношения. Л.С.Выготский в связи с этим писал: "Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми" (19). Обязательным условием реализации интегрированного обучения выступает ориентация не на особенности имеющегося нарушения, а прежде всего на способности и возможности их развития у нетипичного ребенка. Существует, как отмечает Л.М.Шипицына, несколько моделей интегрированного образования детей с проблемами:

Обучение в условиях массовой школы (обычный класс);

Обучение в условиях специального класса коррекции (выравнивания, компенсирующего обучения) при массовой школе;

Обучение по разным образовательным программам в рамках одного класса;

Обучение в специальной образовательной коррекционной школе или школе-интернате, где имеются классы для здоровых детей.

Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд принципов коррекционной учебно - воспитательной работы:

1.Принцип единства диагностики и коррекции развития;

2.Принцип коррекционно - развивающей направленности обучения и воспитания;

3.Принцип комплексного (клинико - генетического, нейрофизиологического, психологического, педагогического) подхода к диагностике и реализации возможностей детей в процессе образования;

4.Принцип ранней интервенции, подразумевающий медико-психолого-педагогическое корригирование пораженных систем и функций организма, по-возможности - с младенческого возраста;

5.Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер;

6.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках коррекционного образования;

7.Принцип непрерывности, преемственности дошкольного, школьного и профессионально-технического специального коррекционного образования.

Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой процесса социализации аномальных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. Система коррекционной учебно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка, "пудов здоровья", а не "золотников болезни", по образному выражению Л.С.Выготского. В истории развития взглядов на содержание и формы коррекционной учебно-воспитательной работы существовали различные направления (35):

1.Сенсуалистическое (лат. sensus-ощущение). Его представители полагали, что наиболее нарушенным процессом у аномального ребенка является восприятие, которое считалось основным источником познания мира (Монтессори М., 1870-1952, Италия). Поэтому в практику специальных учреждений были введены особые занятия по воспитанию сенсорной культуры, обогащению чувственного опыта детей. Недостатком данного направления было представление о том, что улучшение в развитии мышления происходит автоматически в результате совершенствования сенсорной сферы психической деятельности.

2.Биологизаторское (физиологическое). Основатель - О.Декроли (1871-1933гг., Бельгия). Представители считали, что весь учебный материал необходимо группировать вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей. О.Декроли выделял три этапа коррекционно-воспитательной работы: наблюдение (во многом этап созвучен теории Монтессори М.), ассоциация (этап развития мышления посредством изучения грамматики родного языка, общеобразовательных предметов), выражение (этап подразумевает работу над культурой непосредственных действий ребенка: речи, пения, рисования, ручного труда, движений).

3.Социально - деятельностное. А.Н.Граборов (1885-1949гг.) разработал систему воспитания сенсорной культуры с опорой на социально значимое содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу. Реализация системы осуществлялась с целью воспитания у детей с умственной отсталостью культуры поведения, развития психических и физических функций, произвольных движений.

4.Концепция комплексного воздействия на личность аномального ребенка в процессе образования. Направление оформилось в отечественной олигофренопедагогике в 30 - 40гг. XXв. под влиянием исследований о развивающем значении процесса обучения в целом (Выготский Л.С., Гнездилов М.Ф., Дульнев Г.М., Занков Л.В., Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф., Соловьев И.М.). Данное направление связано с концепцией динамического подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития умственно отсталых детей. Основным положением данного направления было и остается в настоящее время то, что исправление дефектов познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии не выделяется в обособленные занятия, как это имело место ранее (у Монтессори М., Граборова А.Н.), а осуществляется во всем процессе обучения и воспитания нетипичных детей.

В настоящее время перед дефектологической наукой и практикой стоит ряд организационных и научных проблем, решение которых позволило бы качественно и количественно осуществить совершенствование процесса коррекционного образования (51):

Создание постоянно действующих штатных психолого-медико-педагогических комиссий-консультаций, с целью более раннего выявления индивидуальной структуры дефекта развития у детей и начала коррекционного обучения и воспитания, а также повышения качества отбора детей в специальные (вспомогательные) образовательные учреждения;

Осуществление тотальной интенсификации процесса коррекционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за счет дефектологического всеобуча и повышения педагогического мастерства;

Организация дифференцированного подхода с элементами индивидуализации к дидактическому процессу внутри отдельных категорий детей с отклонениями в развитии;

Распространение коррекционной учебно-воспитательной работы в некоторых специализированных детских медицинских учреждениях, в которых лечатся дети дошкольного возраста, с целью оптимального сочетания лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы для успешной подготовки детей к обучению в специальной образовательной коррекционной школе;

Предоставление возможности получить адекватное образование всем детям, имеющим нарушения психофизического развития. Отмечается недостаточный (неполный) охват нетипичных детей специальными (коррекционными) школами. В настоящее время в стране около 800 тысяч детей с дефектами развития или совсем не охвачены школьным обучением, или обучаются в массовых школах, где они не имеют адекватных условий для развития и не в состоянии усваивать образовательную программу;

Укрепление материально-технической базы специальных коррекционных дошкольных и школьных учреждений;

Создание многоцелевого опытно-экспериментального производства для разработки и изготовления малых серий технических средств обучения для детей с сенсорными и двигательными нарушениями развития;

Разработка социологических проблем, связанных с дефектами онтогенеза, что будет способствовать раскрытию причин отклонений развития, осуществлению превенции дефектов, планированию организации сети специальных учреждений с учетом распространенности детей с ограниченными возможностями в разных регионах страны;

Расширение сети социокультурной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоовья, дефектологическое просвещение родителей, внедрение инновационных форм работы образовательных учреждений с семьей нетипичного ребенка.

Разработкой данных проблем занимается институт коррекционной педагогики РАО.

Контрольные вопросы и задания к теме

1. В чем сущность коррекционного образования?

2. Дайте определение основным компонентам процесса образования.

3. Опишите различные системы коррекционной учебно-воспитательной работы.

4. Перечислите основные принципы коррекционной учебно - воспитательной работы.

5. Выделите наиболее актуальные проблемы, стоящие перед дефектологией.

6. Законспектируйте статью Н.Д. Шматко "Для кого может быть эффективным интегрированное обучение" // Дефектология. - № 1-2. - 1999г.

7. Изучите и законспектируйте статью В.Г. Петровой, И.В. Беляковой "К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием" // Дефектология. - №2. - 1995г.

Loading...Loading...