Современный урок. Современный урок в свете требований фгос второго поколения

Неоднократно высказывались опасения, что урок как основная организационная форма обучения в ближайшем будущем себя изживёт. Сегодня мы убеждаемся в несбыточности таких опасений. Урок живет и побеждает и в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. Огромное число педагогов - теоретиков и практиков - размышляли, рассуждали, писали об уроке: сомневались в нем, отказывались, но вновь возвращались к нему. За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Сегодня в основе урока лежит системно-деятельностный подход.

Перед начальным и основным образованием ставятся новые цели. Широко известна аксиома: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%... Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию… »

Современный урок по ФГОС - это

  • Профессиональная и методическая подготовка учителя
  • Целеполагание и мотивация учения
  • Системно-деятельностный подход
  • Современные средства обучения
  • Выбор оптимальных средств обучения
  • Создание условий для саморазвития
  • Анализ каждого учебного занятия

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.

Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого », - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

«Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим ». Учитель идет на урок - день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.

Современный урок начинается с учителя.. Современный урок- удивление, удовольствие, усилия, успех!

  • СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКАМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
  • Урок-дебаты В образовательном процессе дебаты являются технологией, направленной на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков
  • Урок-коллоквиум Коллоквиум (от латинского «colloquium») - разговор, беседа, собеседование; научное собрание, на котором заслушиваются и обсуждаются научные доклады...
  • Урок-семинар Семинар - учебно-практическое занятие, на котором учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя
  • Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Лектор: Копотева Г. Л., кандидат педагогический наук, заведующая лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования
  • Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС Лектор: Копотева Г. Л., кандидат педагогический наук, заведующая лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО

В условиях современного мира, а также с введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт), понимание урока как такового претерпевает кардинальные изменения. Другими словами, учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам, так называемыми компетенциями. Меняется и задача, стоящая перед учителем. Задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).

Современный урок как раз является тем уроком, где развивается потенциал самих учащихся, побуждая их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Аспекты современного урока
1. Мотивационно – целеполагающий

    Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

    К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Деятельностный

    Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

    Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

    Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.

Хочется ещё раз напомнить, какие существуют (УУД) и дать им краткую характеристику:

    ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Действия самоопределения (личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение);

Действия смыслообразования (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом);

Действия нравственно-этического оценивания (в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)

Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор

    РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Волевая саморегуляция

Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Общеучебные, включая специально-предметные действия

Универсальные логические действия

Постановка и решение проблемы

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

    КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Планирование учебного сотрудничества

Постановка вопросов

Построение речевых высказываний

Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника . Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться,на формирование какихУУД они направлены .

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников

Главная методическая цель достигается следующими путями:

1.Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

    Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

    Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

    Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

    Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

    Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Предмет изменений

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

    по поиску и обработке информации;

    обобщению способов действия;

    постановке учебной задачи и т. д.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный . Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований , а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

В таблице также выделены те универсальные учебные действия (УУД), которые формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Типы уроков по ФГОС

    Уроки «открытия» новых знаний

    Уроки рефлексии

    Уроки общеметодологической направленности

    Уроки развивающего контроля

Структура уроков «открытия» новых знаний

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:

    создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

    актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

    установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии .

    Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

    воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

    активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

    актуализировали норму пробного учебного действия («надо» – «хочу» – «могу»)

    попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

    зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

3. Этап выявления места и причины затруднения .

Основная цель этапа – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

    проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали

    зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)

    соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения .

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

    сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)

    предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить

    выбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)

    выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) – изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5. Этап реализации построенного проекта .

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:

    на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

    при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.

    применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

    зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи .

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

    решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия

    при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону .

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Для этого необходимо:

    организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

    организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

    создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

    для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

    организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

Структура урока рефлексии

    этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

    этап актуализации и пробного учебного действия;

    этап локализации индивидульных затруднений;

    этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

    этап реализации построенного проекта;

    этап обобщения затруднений во внешней речи;

    этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

    этап включения в систему знаний и повторения;

    этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Уроки общеметодологической направленности

Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Их цель: формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации

Уроки развивающего контроля

предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

    написание учащимися варианта контрольной работы;

    сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

    оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

.

Работа учителя истории Маленковой Н.И.

МКОУ Сляевской СОШ Рамонского района Воронежской области

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым .

Однако в настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами : привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного потенциала современных возможностей обучения. На традиционном уроке легко работать.Его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Но мы отмечаем постоянное снижение интеллектуального уровня учеников, а у учителя - постоянное чувство неудовлетворенности из- за отсутствия у детей интереса,. нежелания учиться, непонимания со стороны учеников и их родителей требований учителя.

Сравним с помощью таблицы изменения в деятельности педагога, работающего по ФГОС с традиционной деятельностью учителя.

Характеристика изменений в деятельности учителя , работающего по ФГОС

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

Учитель пользуется сценарным планом урока, представляющим ему свободу в выборе форм. способов и приемов обучения.

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано на уроке

Организовать деятельность детей:

По поиску и обработке информации;

Обобщению способов действия;

Постановке учебной задачи и т.д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выполните и т.д.

Формулировки: проанализируйте, докажите, объясните, сравните,выразите символом создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте,оцените, измените придумайте и т.д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Групповая и индивидуальная

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися: дети изготавливают учебный материал, проводят презентации

Результаты обучения

Основная оценка – оценка учителя

Результаты, не только предметные, но и личностные и метапредметные

Создание портфолио

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

С позиций нового федерального образовательного стандарта – стандарта второго поколения – результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения:

-личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки, социальные компетенции, личностные качества.

-предметные результаты: освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.

- метапредметные результаты: освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

ФГОС провозглашает в качестве одной из важнейших задач современного образования формирование универсальных учебных действий (УУД),дающих возможность школьникам умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самоусовершенствованию.

Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:

Личностные;

Регулятивные;

Познавательные;

Коммуникативные действия.

Итак, исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Организация деятельности учеников на уроке происходит через :

Постановку цели деятельности;

Планирование своих действий по реализации поставленных целей;

Саму деятельность;

Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы : :

Активные;

Интерактивные;

Исслеедовательские;

Проектные.

В современном уроке ключевым является ориентация на способность не заучивать, а применять знания. Основой способности учащихся к саморазвитию и самообразованию является формирование универсальных учебных действий. Ученик не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Он должен стать участником образовательного процесса. Поэтому уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

Методической основой обучения по ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок. то нам надо знать:

Принципы построения урока;

Примерную типологию уроков;

Критерии оценки урока в рамках системно – деятельностного подхода.

Деятельностный подход- это такой подход к организации процесса обучения, при котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, как хозяина своей деятельности, своей жизни. Он:

Ставит цели;

Решает задачи;

Отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя, поэтому учебная деятельность является универсальным средством развития.

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение определенной системы дидактических принципов :

- принцип деятельности

Заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании что формирует его общекультурные и деятельностные способности, общеучебные умения;

-принцип непрерывности

означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологий, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

- принцип целостности

предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире: природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук;

- принцип минимакса

школа должна предложить ученику возможность усвоения содержания образования на максимальном для него уровне в его возрастной группе и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума – государственного стандарта знаний;

- принцип психологической комфортности

предполагает снятие всех стрессообразующих факторов, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

- принцип вариативности

формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора;

-принцип творчества

максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

При подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС нам надо учитывать следующие требования :

Четкое формулирование цели;

Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся;

Прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков;

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

Выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе обучения, обеспечивающих познавательную активность;

Урок должен быть проблемным и развивающим, учитель сотрудничает с учениками, а ученики сотрудничают с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха.

Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа должна преобладать индивидуальная, парная и групповая работа . Работа в парах и группах формирует коммуникативные умения: обучает сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. Учащихся надо обучать самоконтролю. самооценке и взаимооценке. Это формирует регулятивные и коммуникативные УУД.


Этапы конструирования современного урока:

Определение темы учебного материала;

Определение дидактической цели темы;

Определение типа урока;

Продумывание структуры урока;

Обеспеченность урока;

Обзор содержания учебного материала;

Выбор методов обучения;

Выбор форм организации педагогической деятельности;

Оценка

Рефлексия достижения целей.

Дидактическая структура урока :

Организационный момент (тема, цель: образовательные, развивающие, воспитательные задачи, мотивация их принятия, планируемые результаты; формируемые УУД);

Проверка домашнего задания (если оно задавалось

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, мотивация, актуализация знаний;

Сообщение нового материала;

Решение учебной задачи;

Усвоение новых знаний;

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль тестом);

Закрепление изученного материала;

Обобщение и систематизация знаний;

Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль);

Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения целей;

Домашнее задание и инструктаж по его исполнению.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения ?

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил :

- конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока;

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока;

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания;

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, школьники формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. у школьников развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазви тия.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Современное российское образование требует личностного начала учителя, самостоятельного планирования уроков, знания принципов дидактики, точного и одновременно творческого выполнения программно- методических требований к уроку, знания типологии урока.

Можно долго говорить о том, каким должен быть современный урок. Бесспорно одно: он должен быть одушевлен личностью учителя. а идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель лишь направляет детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому у детей появляется ощущение, что урок ведут они сами Это и есть «высший пилотаж» в проведении современного урока ..

Март 2016 . село Скляево.

«Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»

1 слайд Тема эта актуальна, в свете внедрения ФГОС основного общего образования .

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

2 слайд. Перед образованием по ФГОС ставятся новые цели, новые требования к качеству образования, к уроку.

3 слайд. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.

Широко известна аксиома: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%... Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

4 слайд. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…»

5 слайд. Современный урок по ФГОС – это

6 слайд.

Профессиональная и методическая подготовка учителя

Целеполагание и мотивация учения

Системно-деятельностный подход

Современные средства обучения

Выбор оптимальных средств обучения

Создание условий для саморазвития

Анализ каждого учебного занятия

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.

Слайд 7. Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% обучающиеся удерживают в памяти, если слышат материал: 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

«Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.

Современный урок начинается с учителя. Современный урок - удивление, удовольствие, усилия, успех!

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ученики будут помнить. Применяются такие приёмы как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих обучающихся.

ИТАК,

современный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;

урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

проектировать пути их реализации;

контролировать и оценивать свои достижения.

Учитель, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

7 слайд. Какие требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

вывод делают сами обучающиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

8 слайд. в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым

Как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

9-10 слайды Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Итак плюсы :

    Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

    На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

    Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

    Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Минусы:

    Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

    Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

    Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

    Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.

    Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

    При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС?

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учеников и учителя на всех этапах урока.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока.

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Слайд 11. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Слайд 12. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Слайд 13. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум ( мини- ), смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Слайд 14. Методы и формы современного урока:

Метод проектов;

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии (интеграция);

Портфолио.

Слайд 15. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

Создание презентаций к урокам;

Работа с ресурсами Интернет;

Использование готовых обучающих программ;

Разработка и использование собственных авторских программ.

Слайд 16. Возможности ИКТ:

Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

Создание текстовых работ;

Обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это?

Слайд 17. Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

Структура технологической карты включает :

Название темы;

Цель освоения учебного содержания;

Планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

Основные понятия темы;

Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Преимущества технологической карты:

использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

освобождается время для творчества учителя;

обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Слайд 18. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация , под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД обучающихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы :

предъявить противоречивые факты, теории;

обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Слайд 19. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

проблемы, с которыми столкнулись учителя: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили ФГОС существенно изменить портрет выпускника школы.

если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя из младшего в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

таким образом, в отличие от стандарта 2004 года, ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

В заключении.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС?

Слайд 20. Современный урок – это:

    урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

    урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

    урок, содержащий разные виды деятельности.

    урок, на котором ученику должно быть комфортно.

    урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

    современный урок развивает у детей креативное мышление.

    современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

    урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Loading...Loading...