Экономика стран большой семерки. Деятельность "большой семерки"

Наибольшую известность из неформальных межправительственных организаций имеет «G-7» — группа семи крупнейших экономик мира: США, Канада, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Япония. По сути это элитарный клуб на уровне глав государств, возникший в 70-х гг. XX в. в период краха Бреттон-Вудской валютной системы. Главная цель его — избежать глобального дисбаланса в мире. В 1998 г., в основном по политическим соображениям, в клуб принимают Россию. В июле 2006 г. впервые саммит «G-8» проходил в России в Санкт-Петербурге. Эксперты отмечают, что главным результатом саммита можно назвать окончательную трансформацию организации из элитарного клуба развитых стран, принимавших консолидированные решения по основным международным вопросам, в дискуссионный клуб, который формирует мировую повестку дня. Но такая повестка невозможна без участия Китая и Индии. В Петербурге они присутствовали в качестве гостей, однако имеют все основания стать полноправными членами клуба мировых лидеров.

Помимо межправительственных организаций возрастает число неправительственных добровольных общественных организаций (НПО). Так, на Всемирный саммит по проблемам Земли в Рио-де-Жанейро 1992 г. собралось около 15 тыс. представителей неправительственных организаций.

Широко известны такие объединения, как «Гринпис», «Римский клуб», «Сеть третьего мира». При всем разнообразии таких организаций их деятельность обычно направлена на защиту прав человека, экологии, прав женщин, решение проблем развивающихся стран и часто носит антиглобалистскую направленность.

В этой связи возникло понятие «сеть глобальной публичной политики» — совместная инициатива НПО, деловых кругов, национальных правительств, международных организаций. В рамках этих инициатив участники вырабатывают общественное мнение, международные нормы и стандарты по конкретным спорным проблемам: например, эффективность возведения больших плотин. Глобализация делает НПО все более влиятельными и предполагает создание транснациональной сети НПО, способных оказать влияние на формальные договоренности. Их главным аргументом становится тезис о том, что созданные институты международного управления страдают от глубокого дефицита демократии. Деятельность этих организаций неподвластна воле населения — система прямых демократических выборов отсутствует, а информация, общественный контроль и обсуждения крайне ограничены. Это значит, что принятые решения могут отвечать узким коммерческим интересам отдельных групп лиц или стран.

Большая восьмерка (G8) или группы восьми является форумом для правительств восьми крупнейших национальных экономик мира как по номинальному ВВП, так и высшему индексу развития человеческого потенциала; в нее не включены Индия, находящаяся на 9-м месте по ВВП, Бразилия - на седьмом и Китай - на втором. Форум возник на саммите 1975 года, который проходил во Франции и собрал представителей шести правительств: Франции, ФРГ, Италии, Японии, Великобритании, а также США, что привело к появлению аббревиатуры «Большая шестерка» или G6. Саммит стал известен как «Большая семерка» или G7 в следующем году в связи с добавлением Канады.

«Большая семерка» (G7) состоит из 7 наиболее развитых и богатых стран на Земле и работа ее остается активной, несмотря на создание в 1998 году «Большой восьмерки» или G8. В 1998 году Россия была добавлена в группу наиболее развитых стран, которая затем стала известна как «Большая восьмерка» (G8). Европейский Союз представлен в G8, но не может принимать или председательствовать на саммитах.

Термин «Большая восьмерка» (G8) может относиться к государствам-членам в совокупности или к ежегодной встрече на высшем уровне глав правительств G8. Первый термин, G6, теперь часто применяется к шести самым густонаселенным странам в рамках Европейского Союза. Министры G8 также встречаются в течение года, например, министры финансов G7/ G8 встречаются четыре раза в год, также проводят встречи министры иностранных дел стран G8 или министры окружающей среды G8.

В совокупности страны G8 производят 50,1% мирового номинального ВВП (по данным на 2012 год) и 40,9% мирового ВВП (по ППС). Каждый календарный год, ответственность за организацию саммита G8 и председательство передается между государствами-членами в следующем порядке: Франция, США, Великобритания, Россия, Германия, Япония, Италия и Канада. Страна председатель определяет повестку дня, проводит саммит за текущий год, и определяет, какие министерские встречи состоятся. В последнее время, Франция и Великобритания выразили желание расширить группу и включить в нее пять развивающихся стран, о которых говорится как об Outreach Five (O5) или плюс пять: Бразилия (7-ая страна в мире по номинальному ВВП) , Китайская Народная Республика или Китай (2-ая страна в мире по ВВП), Индия (9-ая страна в мире по ВВП), Мексика и Южно-Африканская республика (ЮАР). Эти страны принимали участие в качестве гостей на предыдущих саммитах, которые иногда называют G8+5.

В связи с появлением «Большой двадцатки» G20, группы двадцати крупнейших экономик мира, в 2008 году на саммите в Вашингтоне лидеры стран G8 объявили, что на следующем их саммите 25 сентября 2009 года в Питтсбурге, группа G20 заменит G8 в качестве основного экономического совета богатых стран.

Одним из основных направлений деятельности в G8 в глобальном масштабе с 2009 года являются мировые поставки продовольствия. На саммите в Аквиле в 2009 году, члены «Большой восьмерки» пообещали внести свой вклад в размере $20 млрд. на продовольственную помощь бедным странам в течение трех лет. Правда, с тех пор было выделено только 22% из обещанных средств. На саммите 2012 года, президент США Барак Обама обратился к лидерам G8 принять политику, которая бы приватизировала глобальные инвестиции в производство и поставку продуктов питания.

История Большой восьмерки (G8)

Концепция форума для ведущих промышленно развитых мировых демократий появилась перед нефтяным кризисом 1973 года. В воскресенье 25 марта 1973 года министр финансов Джордж Шульц созвал неофициальное собрание министров финансов из Западной Германии (ФРГ Гельмут Шмидт), Франции Валери Жискар д`Эстен) и Великобритании (Энтони Barber) перед предстоящей встречей в Вашингтоне.

При запуске идеи бывшего президента Никсона, он отметил, что лучше проводить ее вне города, и предложил использовать Белый дом; встреча была впоследствии проведена в библиотеке на первом этаже. Приняв свое название от местности, эта оригинальная группа из четырех человек стала известна как «Группа Библиотеки». В середине 1973 года на заседаниях Всемирного банка и МВФ, Шульц предложил добавить Японию к первоначальным четырем нациям, и все согласились. Неформальное собрание старших финансовых должностных лиц из США, Великобритании, ФРГ, Японии и Франции стали известны как «Пятерка».

Год, последовавший за образованием «Пятерки» был одним из самых неспокойных после Второй мировой войны эпохи, и главы государств и правительств в десятке промышленно развитых стран потеряли свои посты из-за болезни или скандала. Два раза прошли выборы в Великобритании, сменилось три канцлера ФРГ, три президента Франции, три премьер-министра Японии и Италии, два Президента США и премьер-министр Канады Трюдо был вынужден пойти на досрочные выборы. Из членов «пятерки» все оказались в новичками для дальнейшей работы, за исключением премьер-министра Трюдо.

Когда начался 1975 год, Шмидт и Жискар были теперь главами государств в Западной Германии и Франции соответственно, и так как они оба говорили свободно на английском языке, то они, премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон и президент США Джеральд Форд могли собраться в неформальной отступления и обсудить результаты выборов. В конце весны 1975 года президент Жискар пригласил глав правительств Западной Германии, Италии, Японии, Великобритании и США на саммит в Шато-де-Рамбуйе; ежегодная встреча шести лидеров была организована под его председательством, и на ней сформировалась группа шести (G6). В следующем году, с Уилсоном, в качестве премьер-министра Великобритании, Шмидтом и Фордом, чувствовалось, что необходим носитель английского языка с большим опытом, поэтому был приглашен присоединиться к группе премьер-министр Канады Пьер Трюдо, и группа стала называться «Большой семеркой» (G7). Европейский Союз был представлен Президентом Европейской комиссии и лидером страны, которая держит председательство в Совете Европейского Союза. Президент Европейской комиссии принял участие во всех заседаниях, с тех пор как его впервые пригласила Великобритания в 1977 году и Председатель Совета в настоящее время также регулярно посещает заседания.

После 1994 года на саммите G7 в Неаполе, российские чиновники провели отдельные встречи с лидерами G7 после встреч на высшем уровне группы. Это неофициальная договоренность была названа «Политическая восьмерка» (P8) - или, в просторечии, G7 +1. По приглашению премьер-министра Великобритании Тони Блэра и президента США Билла Клинтона, Президент Борис Ельцин был приглашен сначала в качестве гостя и наблюдателя, а затем уже в качестве полноправного участника. Приглашение рассматривалась как способ поощрить Ельцина за его капиталистические реформы. Россия официально присоединилась к группе в 1998 году, в результате чего образовалась «Большая восьмерка», или G8.

Структура и деятельность Большой восьмерки (G8)

В соответствии с проектом, G8 намеренно не имеет административной структуры, как такие международные организации, как ООН или Всемирный банк. Группа не имеет постоянного секретариата, или офисов для своих членов.

Председательство в группе передается ежегодно среди стран-членов, при этом каждый новый председатель вступает в должность с 1 января. Председательствующая страна несет ответственность за планирование и проводит серию встреч на уровне министров, ведущих к саммиту в середине года с участием глав правительств. Президент Европейской комиссии участвует на равных правах во всех мероприятиях на высшем уровне.

На заседаниях министров собираются министры, ответственные за различные портфели, чтобы обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес или обеспокоенность в глобальном масштабе. Круг обсуждаемых вопросов включает здравоохранение, работу правоохранительных органов, перспективы рынка труда, экономического и социального развития, энергетики, охрану окружающей среды, иностранные дела, юстицию и внутренние дела, терроризм и торговлю. Есть также отдельный набор встреч, известных как G8 +5, созданный на саммите в 2005 году в Глениглсе в Шотландии, в котором принимают участие министры финансов и министры энергетики из всех восьми стран-членов в дополнение к пяти странам, которые также известны как пятерка - Бразилия, Китайская Народная Республика, Индия, Мексика и Южная Африка.

В июне 2005 года министры юстиции и внутренних дел стран G8 договорились создать международную базу данных на педофилов. Чиновники G8 также согласились объединить базы данных о терроризме, с учетом ограничений по конфиденциальности и законов о безопасности в отдельных странах.

Характеристика стран G8 (по состоянию на 2014 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Велико- британия 63.7 2848.0 44.7 1.5 6.2 -199.6
Германия 81.0 3820.0 47.2 0.8 5.0 304.0

Глобальная энергетика и Большая восьмерка (G8)

В Хайлигендамме в 2007 году, G8 признали предложение от ЕС в качестве всемирной инициативы по эффективному использованию энергии. Они договорились изучить, вместе с Международным энергетическим агентством, наиболее эффективные средства для повышения энергоэффективности на международном уровне. Год спустя, 8 июня 2008 года в Аомори (Япония) на встрече министров энергетики, организованной председательствующей тогда Японией, страны G8, наряду с Китаем, Индией, Южной Кореей и Европейским сообществом создали Международное партнерство для сотрудничества в области энергоэффективности.

Министры финансов G8, в рамках подготовки к 34-й встречи глав G8 государств и правительств в Тояко, Хоккайдо, встретились 13 и 14 июня 2008 года в Осаке, Япония. Они согласовали «План действий G8 в связи с изменением климата по расширению участия частных и публичных финансовых институтов». В заключение, министры поддержали образование нового Климатического инвестиционного фонда (CIFS) Всемирного банка, который поможет существующим усилиям, пока новая структура Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) не будет полностью реализована после 2012 года.

Государственный Университет Управления

Экономика «Большой семерки»

Выполнил:

Информационный менеджмент III-1

Москва - 2002

«БОЛЬШАЯ СЕМЁРКА» - наиболее развитые в экономическом отношении страны: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада. В начале 1990-х гг. на их долю приходилось свыше 50% мирового ВНП и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. С 1975 на регулярных встречах "в верхах" вырабатывают согласованную межгосударственную экономическую, финансовую, валютную политику. На основе общего анализа мировой экономики страны "Большой семерки" определяют пути воздействия на темпы и пропорции ее развития.

В состав «большой семерки» входят экономически развитые страны и в середине 90-х годов к этим странам присоединилась Россия.

Современное мировое хозяйство представляется неоднородным. Роль в нем отдельных национальных экономик существенно различаются. Приведенные ниже в таблице статисти­ческие данные ООН наглядно свидетельствуют, что сред лидеров мировой экономики находятся страны Северной Америки (США и Канада), страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия, Франция) и Япония. Но экономика, России находится в упадке, хотя она входит в состав «большой восьмерки», (см. раздел Россия)

Последние десятилетия лидером в мировой экономике ос таются Соединенные Штаты Америки.

На современном этапе лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством на, другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.

Неординарно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходует больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. При этом фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса ориентированного на высокие стандарты потребления. В США ежегодно закладывается строительство в среднем 1,5 млн. новых домов, продается более 10 млн. новых легко­вых автомобилей и множество других товаров длительного пользования.

Современная промышленность США потребляет около од­ной трети всего добываемого в мире сырья. Сарана обладает наиболее емким в мире рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемой в развитых странах продукции машиностроения. Располагая самым развитым ма­шиностроением, США одновременно стали крупнейшим им­портером машинотехнических изделий. США принимает сей­час свыше одной четверти мирового экспорта машин и оборудования, производя закупки практически по всем видам техники.

К началу 90-х гг. в США сложилась устойчивая прогрес­сивная структура хозяйства, в котором преобладающая доля принадлежит производству услуг. В ВВП на них приходится свыше 60%, на материальное производство - 37% и примерно 2,5% - на продукцию сельского хозяйства. Еще более значи­тельна роль сферы услуг в занятости: в первой половине 90-х годов здесь занято более 73% самодеятельного населения.

На современном этапе США обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом, который является сейчас решающим фактором динамичного развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ас­сигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Великобритании, Германии, Франции и Японии вместе взятых (в 1992 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долларов США). По-прежнему более половины госу­дарственных ассигнований на НИОКР направляются на рабо­ты военного направления, и в этом отношении положение США гораздо более отягощенное, чем у таких конкурентов, как Япония и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назначения. Но США все еще существенно опережают страны Европы и Японию по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваться быстрого пре­вращения результатов фундаментальных исследований в при­кладные разработки и технические новшества.

Корпорации США прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их про­граммного обеспечения, производство полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США при­ходится свыше 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах.

Сегодня США крупнейший производитель продукции вы­соких технологий, или как ее принято называть - наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в начале 90-х гг. 36%, в Японии - 29%, Германии – 9,4%, Великобритании, Италии, Франции, России - около 20%.

Прочные позиции удерживают США и в обработке накоп­ленных массивов знаний, предоставлении информационных услуг. Этот фактор играет очень существенную роль, так как быстрое и качественное информационное обеспечение во все возрастающей степени определяет эффективность работы все­го производственного аппарата. В настоящее время в США сосредоточено 75% банков данных, имеющихся в развитых странах. Поскольку в Японии, как и в Западной Европе, нет равнозначной системы банков данных, еще длительное время их ученые, инженеры и предприниматели будут продолжать черпать знания в основном из американских источников. Это усиливает их зависимость от США, влияет на коммерческую и производственную стратегию потребителя информации.

Необычайно важно, что основу научно-технического по­тенциала США составляют кадры высококвалифицированных ученых и инженеров, занятых проведением научных исследований и разработок. Так, в начале 90-х гг. общая численность научных сотрудников в США превышала 3 млн. чел. США лидируют по удельному весу ученых и инженеров в составе рабочей сипы. Высоким образовательным уровнем характери­зуется весь контингент рабочей силы в США. В начале 90-х гг. 38,7 % американцев в возрасте от 25 лет и старше имели за­конченное среднее образование, 21,1% - законченное высшее и 17,3% - незаконченное высшее образование. Только 11,6% взрослых американцев имеют образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет обучения в школе. Мощный научно-технический потенциал страны и общий высокий уровень об­разованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором силы для американских корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на отечественном и ми­ровом рынках.

Продолжающееся лидерство США в современных мирохо­зяйственных связях закономерный результат их предыдущего развития и представляет очередную ступень в процессе интег­рации США в мировое хозяйство. США принадлежит особая роль в формировании мирового хозяйственного комплекса, в особенности во второй половине XX в. Отношения лидерства и партнерства в области мировой торговли, инвестиций и фи­нансов, которые складываются между США, Западной Евро­пой, Японией и догоняющими их новыми индустриальными странами обнаруживают определенную закономерность. Вна­чале было абсолютное преобладание США, но по мере усиления экономики других участников эти отношения переходили в конкурентное партнерство, в котором США вынуждены час­тично уступать свою долю влияния соперникам, перемещая при этом функцию лидера на более высокий уровень.

США последовательно преобладали в мировой торговле, экспорте ссудного капитала, прямых и портфельных загра­ничных инвестициях. Ныне это преобладание реализуется главным образом в масштабах экономического потенциала и динамизме его развития, научно-техническом прогрессе, за­граничных инвестициях и влиянии на мировой финансовый рынок.

На современном этапе США крупнейший мировой инвес­тор и одновременно основной объект для иностранных капи­таловложений. Наиболее значительные инвестиции в США сделала Великобритания (12 млрд. долл.). Всего же в США поступило из-за рубежа в качестве прямых вложений свыше 560 млрд. долл. Американские фирмы по-прежнему остаются самыми крупными в мире инвеститорами, общая сумма их прямых капитальных вложений за рубежом превышает все мировые инвестиции и составило примерно 706 млрд. долл. США.

Кроме того, американские корпорации включились в по­следние годы в бум капиталовложений в связи упрочнением курса доллара. Прибыли корпораций в процентном отношении к национальному доходу гораздо выше, чем в 80-х гг. Издерж­ки на единицу рабочей силы не повысились за 1995 г. по срав­нению со среднегодовым ростом в 4,1% в 80-е гг., что служит явным признаком повышения экономической эффективности.

Подобные успехи обусловлены мощным ростом произво­дительности, которая в 90-х гг. в нефермерском секторе по­вышалась на 2,2 % ежегодно, что вдвое выше аналогичного темпа предыдущих двух десятилетий. Если сохранить теку­щий темп в 2%, национальная производительность повысится еще почти на 10% в следующем десятилетии.

В послевоенный период поэтапно происходила интернаци­онализация хозяйственной жизни. При этом в мировом хозяй­стве происходил переход экономики США от превосходства над слабыми партнерами к конкурентному партнерству и уси­лению взаимозависимости сильных партнеров, среди которых США сохраняют лидирующее положение.

Другая богатейшая страна североамериканского континен­та, имеющая более чем вековую историю, - Канада .

Но реальные доходы населения Канады сократились в L991 г. на 2%. Небольшое расширение занятости и незначи­тельные прибавки к заработной плате в государственном и в частном секторе экономики тормозили рост трудовых дохо­дов, составляющих 3/5 совокупных доходов населения. Три раза подряд снижались инвестиционные доходы, сначала из-за сокращения выплат по дивидендам, а в 1993 г. - главным об­разом из-за падения процентных ставок. 8 результате - реаль­ные потребительские расходы в 1993 г. возросли всего на 1,6% против 1,3% в 1992г.

Статистика свидетельствует, что сокращение масштабов производства в начале 90-х гг. не было значительным, однако происходило оно в условиях самой серьезной за последние три десятилетия структурной перестройки, затронувшей про­мышленность двух обладающих наиболее развитым индуст­риальным потенциалом провинций - Онтарио и Квебек.

Экономический рост, оживление экономики Канады про­исходит с 1992 г., когда темпы прироста ВВП составили 0,6%; в 1993 г. они повысились до 2,2%. В 1994 г. по темпам эконо­мического роста (4,2%) страна кленового листа впервые с 1988 г. оказалась лидером в "Большой семерке" и сохранила эту позицию за собой в 1995 г., увеличив реальный ВВП в 1995г. на 3,8%.

Наблюдается также резкий скачок в приросте объема част­ных инвестиций - с 0,7% в 1993 г. до 9% в 1994 г. и 8,0% в первом квартале 1995 г. Примерно вдвое быстрее стали расти потребительские расходы - на 3% по сравнению с 1,6% в 1993 г.

Рост производства в Канаде обусловлен увеличением до­ходов населения и корпораций. Если во время спада 1990-1991 гг. реальные доходы населения (после уплаты налогов, с уче­том роста цен) сокращались, то в 1994 г. они возросли на 2,9%, а в 1995 г. - на 4,0%. При этом прибыли канадских кор­пораций увеличились на 35% в 1994 г. и на 27% в 1995 г. Такой рост поддерживается расширением внутреннего спроса, увеличивающимся потоком экспорта и повышением товарных цен на мировом рынке. Речь идет о высоких ценах на энерго­носители, химическое сырье, металлы, бумагу, древесину.

Немаловажную роль в росте доходов корпораций играет структурная перестройка в канадской промышленности, меры по сокращению издержек и техническому перевооружению, что привело к увеличению производительности труда, которая в обрабатывающих отраслях превышает 5%.

Новое федеральное правительство, пытаясь решать наиболее острые проблемы внутриэкономической ситуации, в феврале 1995 г. предложило план реформ, свидетельствующий радикальном пересмотре роли государства в социально-экономической жизни страны. Так, предусматриваются:

    снижение расходов по линии федеральных министерств на 19% в течение предстоящих трех лет, сокращение субсидий предпринимателям на 50%;

    поддержка малого бизнеса (но формы помощи малому бизнесу будут менее льготные и более соответствующий режиму жестокой бюджетной экономии);

    коммерциализация деятельности государственных учреждений и приватизация.

Это означает, что произойдет перевод на коммерческие основы или передача в частные руки функций госучреждений и корпораций во всех случаях, когда это представляется практически возможным и эффективным. Программа включает и возможность полной или частичной приватизации государственных предприятий.

Канада, экспорт и импорт которой составляют 2/3 ВНП, весьма заметно зависит от ситуации на мировом рынке. За по­следние три года ее экспорт вырос на 31,6%, а импорт - на 31,3%.Подобные позитивные сдвиги обусловлены низким курсом канадского доллара по отношению к американскому, структурной перестройкой экономики и связанной с ней воз­растающей конкурентоспособности, канадской продукции, а также экономическим оживлением в США, на рынок которых, собственно, и ориентирована продукция страны кленового ли­ста.

Сегодня Канада серьезно нуждается в широком экспорте в Соединенные Штаты, чтобы добиться даже самого скромного экономического роста. Любое внезапное "похолодание"" в эко­номике к югу от канадской границы вызывает сильный поток "холодного воздуха" в северном направлении. Сейчас Канада крепко привязана к США, у нее слабый потребительский рост и такой же рост личных доходов. Единственное, что сможет продвинуть ее экономику, - это расширение экспорта, а боль­шая его часть приходится на США.

Невысокие в целом темпы экономического роста в Канаде скрывают серьезные проблемы, переживаемые канадцами. Среди них: высокая безработица (около 9,5%), рекордный по­требительский долг, низкий уровень сбережений и тяжелые последствия, вызванные сокращением на десятки миллиардов долларов бюджетов федерального правительства и правитель­ства провинций.

Как известно, многие европейские страны стабилизировали свои валюты, "привязав" их к немецкой марке. В Канаде же сохранялся свободно плавающий курс национальной валюты. Центральный банк страны "кленового листа" лишь изредка осуществляет интервенцию для сглаживания колебаний курса канадского доллара, но не поддерживает его на каком-либо определенном уровне. Так, не предпринято сколько-нибудь активных действий для предотвращения падения националь­ной валюты в начале 1994 г., поскольку справедливо рассчи­тывают на то, что это падение, с одной стороны, стимулирует экспорт, а с другой - переключает спрос на потребительские товары канадского производства.

Смена правительства в Канаде (в 1993 г.) не создала сколь­ко-нибудь значительных препятствий для реализации согла­шения о формировании североамериканской зоны свободной торговли, в которую вошли три страны Северной Америки. Поэтому перспективы ее экономического роста и повышения роли Канады в современном мировом хозяйстве представля­ются весьма определенными.

Европейские страны «большой семерки» занимают особое место в мировом хозяйстве.

По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности западно­европейские страны делятся на несколько групп. Основная экономическая мощь регионе приходится на четыре крупные высокоразвитые в промышленном отношении страны - Гер­манию, Францию, Италию, Великобританию, которые сосре­доточивают 50% населения и 70% валового внутреннего про­дукта.

На современном этапе в Западной Европе весьма велик по­тенциал научно-технических исследований. Европейские страны «большой восьмерки» тратят большие средства на но­вые исследования. Но общий эффект снижается дублировани­ем исследований, поэтому реальное значение этого показателя будет ниже номинальной величины. Тем не менее, европей­ская часть «большой восьмерки» выделяют на гражданские исследования на 16% меньше, чем США, но в два раза боль­ше, чем Япония. В тоже время, расходы западноевропейских стран в значительной степени ориентированы на фундамен­тальные исследования. Эти страны отстают в таких ключевых производствах, как интегральные схемы и полупроводники, изготовление микропроцессоров, супер ЭВМ, биоматериалов. Это не удивительно, так как до сих пор они ассигновали на исследования в области микроэлектроники почти столько же, сколько в США выделяет одна крупная компания IBM.

Среди факторов, отрицательно влияющих на ход экономи­ческого развития Западной Европы, выделяется массовая без­работица - до 20 млн. чел. Более 80% безработных сосредото­чено в странах ЕС. Уровень безработицы в них составлял в 1996 г. 11,4% рабочей силы в сравнении с 5,5% в США и 3,3% в Японии.

Современное экономическое развитие западноевропейских стран протекает под знаком структурных изменений. Эти из­менения отразили общие тенденции развития производства и общественного разделения труда в условиях нового этапа НТП, а также явились следствием структурных кризисов и кризисов перепроизводства 70-х и начала 90-х гг.

На современном этапе структурный кризис пережили судо­строение, черная металлургия, текстильная и угольная про­мышленность. Такие отрасли, бывшие не так давно стимуля­торами роста, как автомобилестроение, химия, электротехника, столкнулись с сокращением внутреннего спроса, изменениями в международном разделении труда. К наиболее динамичным отраслям относятся электронная про­мышленность, в которой преимущественное развитие получи­ло производство оборудования промышленного и специального назначения, прежде всего, ЭВМ. Выделились новые отрасли и производства, связанные с изготовлением роботов, станков с ЧПУ, атомных реакторов, аэрокосмической техники, новых средств связи. Однако они оказались не только не в со­стоянии обеспечить высокие темпы роста экономики, но и в своем развитии отставали от США и Японии. Отечественные компании обеспечивают только 35% регионального потребле­ния полупроводников, 40% электронных компонентов, еще меньше интегральных схем. Западноевропейская промышлен­ность по выпуску информационной техники обеспечивает 10% потребностей мирового и 40% регионального рынков.

Прошедшее десятилетие характеризуется некоторым от­ставанием Западной Европы от основных конкурентов в прогрессивности отраслевой структуры. На изделия, пользующи­еся высоким спросом, приходится 25% продукции обрабаты­вающей промышленности европейской части «большой восьмерки» примерно 30% в США и почти 40% в Японии. В последнее время в западноевропейской экономике боль­шое место занимала модернизация рентабельно функциони­рующего производственного аппарата, а не его коренное об­новление на базе новейшей техники.

Как показывают данные страновых сопоставлений по структуре обрабатывающей промышленности, машинострое­ние и тяжелая промышленность получили развитие в ведущих странах региона. Также значителен удельный вес химии. Мно­гие западноевропейские страны являются крупные производи­тели потребительской продукции. Доля отраслевой легкой промышленности в Италии, составляет 18-24%.

Для большинства стран региона характерно повышение или стабилизация роли пищевой промышленности, - и в про­изводстве, и в занятости.

Наиболее существенными являются различия в структур­ных показателях по доле сельского хозяйства в формировании ВВП - от 1,5 до 8%. Высокоразвитые страны достигли прак­тически предела по этому показателю (2-3% ВВП). При сни­жении занятости до 7% трудоспособного населения (I960 г. -17%), происходило повышение объемов производства. На до­лю Западной Европы приходится около 20% мирового произ­водства сельскохозяйственной продукции. Сегодня ведущие производители сельскохозяйственных товаров в ЕС Франция (14,5%), Германия (13%), Италия (10%), Великобритания (8%). Сравнительно высокие темпы роста этой отрасли спо­собствовали увеличению самообеспеченности западноевро­пейских стран в сельскохозяйственной продукции и поставки на внешние рынки основной способ реализации "излишней" продукции региона.

На протяжении последних лет серьезные изменения про­изошли в топливно-энергетическом балансе стран Западной Европы. В результате осуществления комплексных энергопро­грамм, направленных на максимальную экономию и повыше­ние эффективности использования энергии, произошло относительное сокращение потребления энергии, а потребление нефти снизилось абсолютно. Снижение энергопотребления протекало в регионе с различной интенсивностью и сохраня­лась тенденция к его увеличению. Сдвиги в структуре энерго­баланса связаны с падением доли нефти (с 52 до 45%), значи­тельным ростом удельного веса атомной энергии, возраста­нием роли природного газа. Наиболее широко природный газ используется в Нидерландах, где он составляет половину по­требляемой энергии, и в Великобритании. Атомная энергия производится и потребляется в 10 странах. В целом ряде стран на нее приходится значительная часть потребляемой энергии, во Франции - свыше 75%.

Происходившие в последние годы сдвиги в экономике за­падноевропейских стран шли в одном направлении - сокра­щение в их ВВП удельного веса отраслей материального про­изводства и повышение доли услуг. Этот сектор в настоящее время во многом определяет рост национального производст­ва, динамику инвестиций. На него приходится 1/3 экономиче­ски активного населения.

Это увеличивает значение западноевропейских стран как финансового центра, центра оказания другого рода услуг.

Структурная перестройка крупного капитала привела к существенному укреплению позиций западноевропейских компаний в мировом хозяйстве. За 70-80-е гг. в числе 50 крупнейших компаний мира количество западноевропейских увеличилось с 9 до 24. Все крупнейшие компании имеют международный характер. Произошли изменения в соотно­шении сил между западноевропейскими гигантами. Вперед вышли корпорации Германии, в меньшей степени – Франции и Италии.

Позиции британских компаний ослабли. Сохрани­ли свои позиции западноевропейские ведущие банки, 23 из них входят в число крупнейших 50 банков мира S герман­ских и 6 французских).

Современные процессы монополизации в Западной Европе имеют отличия от подобных процессов в Северной Америке. Наиболее прочные позиции крупнейшие западноевропейские компании занимают в традиционных отраслях, значительно отставая в новейших наукоемких. Отраслевая специализация крупнейших объединений Западной Европы менее подвижна, чем у корпораций США. А это, в свою очередь, тормозит структурную перестройку экономики.

Как показывают прогнозы, рынок будущего в меньшей степени будет предъявлять спрос на массовые виды продук­ции с возможно более низким уровнем себестоимости. Поэто­му повышается роль компаний, которые опираются на широ­кую производственную программу с частой сменой выпускаемых моделей и эффективного приспособления к из­меняющимся условиям рынка. На смену "экономики масшта­бов" приходит "экономика возможностей". Набирает силу процесс децентрализации управления производством, растет внутрифирменное разделение труда. Прогрессирующее дроб­ление рынков по мере углубления специализации потреби­тельского спроса, развитие сферы услуг способствует росту мелкого предпринимательства, на долю которого приходится до 30-45% ВВП. Рост мелкого предпринимательства повыша­ет гибкость хозяйственных структур применительно к потреб­ностям рынка.

Наиболее динамично развивающимся регионом в мировой экономике последние десятилетия считается Восточная Азия.

Не случайно, первой среди стран региона совершила пере­ход к современному экономическому росту Япония. Экспан­сионистское влияние Запада дало Японии в послевоенный пе­риод толчок для перехода модели современного экономического роста, который осуществлялся гораздо быстрее и без­болезненнее, чем, скажем, в Китае.

Еще в конце XIX в., начиная с реформы Мэйдзи, японское правительство создало условия для свободного предпринима­тельства и инициировало осуществление модернизации эко­номики. Особенностью японской модернизации хозяйствен­ной деятельности явилось то, что иностранный капитал занимал незначительную долю при создании современной экономики, а также и тот факт, что немалую роль в модерни­зации играю патриотическое движение, инициируемое госу­дарством.

В итоге в послевоенный период (на протяжении жизни од­ного поколения) Япония подняла экономику из руин до поло­жения равенства с богатейшими странами мира. Сделала она это в условиях демократического правления и при распреде­лении экономических выгод среди широких кругов населения.

Немалую роль при этом сыграли бережливость и предпри­имчивость японцев. С 50-х гг. темпы сбережений в Японии были самыми высокими в мирен часто в два и более раза пре­восходили сбережения других крупных промышленных стран. В 1970-1972 гг. сбережения японских семей и бизнеса, не вхо­дящего в корпорации, составили 16,8% ВНП, или 13,5%после амортизации, соответствующие цифры для американских се-ме4 были 8,5% и 5,3%. Чистые сбережения японских корпора­ций составили 5,8% ВНП, американских корпораций - 1,5%. Чистые сбережения японского правительства - 7,3% ВНП, американского правительства - 0,6%. Общие чистые сбереже­ния Японии составили 25,4% ВНП, США - 7,1%. Эти исклю­чительно высокие темпы сбережений сохранились в течение многих лет и все это время поддерживали весьма высокие темпы инвестиций.

На протяжении прошедших 40 лет Япония богатела фено­менальными темпами. С 1950 г. до 1990 г. реальный доход на душу населения повысился (в ценах 1990 г.) с 1230 долл. До 23970 дол., т. е. темпы роста составили 7,7% в год. За этот же период Соединенные Штаты смогли добиться роста доходов всего на 1,9% в год. Послевоенные экономические достижения Японии оказались непревзойденными в мировой истории.

Современная экономика Японии в удивительной степени зависит от мелких предпринимателей. Почти одну треть рабо­чей силы составляют работающее на себя и неоплачиваемые члены их семей (по сравнению с менее чем 10% в Великобри­тании и США). В начале 80-х гг. в Японии было 9,5 млн. предприятий, имеющих менее 30 рабочих, из них 2,4 млн. - это фирмы, а 6 млн. - не объединенные в корпорации деловые предприятия, не связанные с сельским хозяйством. В этих фирмах было занято более половины рабочей силы. В промы­шленности почти половина рабочей силы работает на пред­приятиях, имеющих менее 50 рабочих. Эта пропорция повто­ряется в Италии, но в Британии и США этот показатель составляет около 15%.

Правительство поощряет сбережения и рост малых пред­приятий с помощью налоговых льгот, финансовой и другой помощи. Из мелкого бизнеса формируются огромные сети по­ставщиков и субподрядчиков крупных монополий "первого", "второго" и "третьего" уровней. Их руками создается, напри­мер, половина стоимости автомобилей, которые изготовляет фирма «Тойота».

Япония стала первой страной, в экономике которой реали­зовалась модель сбалансированного роста. В 1952 г. в Японии завершился этап современного экономического роста с годо­выми темпами прироста ВНП до 5%. С 1952 г. по 1972 г. Япо­ния прошла этап сверхбыстрых темпов с показателем ежегод­ного прироста ВНП до 10%. С 1973 г. по 1990 г. - следующий этап - этап постепенного затухания сверхбыстрого прироста ВНП (до 5%). С 1990 г. эта страна также первая и пока един­ственная вступила в последний этап в реализации все той же экономической модели сбалансированного роста. Это - этап умеренного прироста ВНП зрелой рыночной экономики. А это означает, что" высокие темпы роста японской экономики сме­нятся ежегодным приростом ВНП в среднем в 2-3%. Начало этого этапа совпало с четырехлетней депрессией мировой экономики, которая после семилетнего процветания вступила в 1990 г. в серьезный экономический кризис, из которого Япо­ния выбирается до сих пор. Это подтверждается статистикой, и в середине 90-х гг. в экономике Японии четвертый год про­должался спад


"БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА"
- группа наиболее развитых стран (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония), оказывающих существенное влияние на социальные процессы в современном мире.

Большая семерка

Наибольшую известность из неформальных межправительственных организаций имеет «G-7» -- группа семи крупнейших экономик мира: США, Канада, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Япония. По сути это элитарный клуб на уровне глав государств, возникший в 70-х гг. XX в. в период краха Бреттон-Вудской валютной системы. Главная цель его -- избежать глобального дисбаланса в мире. В 1998 г., в основном по политическим соображениям, в клуб принимают Россию. В июле 2006 г. впервые саммит «G-8» проходил в России в Санкт-Петербурге. Эксперты отмечают, что главным результатом саммита можно назвать окончательную трансформацию организации из элитарного клуба развитых стран, принимавших консолидированные решения по основным международным вопросам, в дискуссионный клуб, который формирует мировую повестку дня. Но такая повестка невозможна без участия Китая и Индии. В Петербурге они присутствовали в качестве гостей, однако имеют все основания стать полноправными членами клуба мировых лидеров.

Помимо межправительственных организаций возрастает число неправительственных добровольных общественных организаций (НПО). Так, на Всемирный саммит по проблемам Земли в Рио-де-Жанейро 1992 г. собралось около 15 тыс. представителей неправительственных организаций.

Широко известны такие объединения, как « Гринпис », « Римский клуб », « Сеть третьего мира ». При всем разнообразии таких организаций их деятельность обычно направлена на защиту прав человека, экологии, прав женщин, решение проблем развивающихся стран и часто носит антиглобалистскую направленность.

В этой связи возникло понятие « сеть глобальной публичной политики » -- совместная инициатива НПО, деловых кругов, национальных правительств, международных организаций. В рамках этих инициатив участники вырабатывают общественное мнение, международные нормы и стандарты по конкретным спорным проблемам: например, эффективность возведения больших плотин. Глобализация делает НПО все более влиятельными и предполагает создание транснациональной сети НПО, способных оказать влияние на формальные договоренности. Их главным аргументом становится тезис о том, что созданные институты международного управления страдают от глубокого дефицита демократии. Деятельность этих организаций неподвластна воле населения -- система прямых демократических выборов отсутствует, а информация, общественный контроль и обсуждения крайне ограничены. Это значит, что принятые решения могут отвечать узким коммерческим интересам отдельных групп лиц или стран.

Содержиние

1. История « Большой семерки »

2. Необходимость создания неформального клуба

3. Членство в Большой семерке

4. Роль « Большой семерки » в мире

5. Темы и места встреч « Большой семерки »

6. Поимённый список участников « Большой семерки »

7. Англия -- премьер-министры

Германия -- федеральные канцлеры

Италия -- председатели Совета Министров

Страна кленового листа -- премьер-министры

США -- президенты

Франция -- президенты

Страна восходящего солнца -- премьер-министры

Большая семерка - это регулярные встречи на высшем уровне руководителей семи самых развитых в экономическом отношении государств - США, Страны восходящего солнца, германии, Франции, Италии, Англии, Страны кленового листа.

История « Большой семерки »

История этого международного неформального форума восходит к ноябрю 1975 года, когда по инициативе президента Франции В.Жискар д"Эстена в Рамбуйе состоялась первая встреча руководителей шести стран, к которым через год присоединилась Страна кленового листа. С 1977 года во встречах участвуют представители руководства ЕС: председатель Европейской Комиссии и глава государства, председательствующего в ЕС.

Цель создания: ускорение интеграционных процессов; выработка и проведение антикризисной политики; координация экойомиме-ских, финансовых связей; выделение приоритетов в сфере экономики и политики; поиск путей преодоления возникающих противоречий между странами « семерки » и другими. Решения, принимаемые на встречах, реализуются как через систему международных экономических организаций, таких, как Международный валютный фонд (МВФ) (МВФ); Всемирную торговую организацию (ВТО); Организацию по экономическому сотрудничеству и развития (ОЭСР), так и через государственные институты « семерки ».

В июне 1997г. на саммите в г. Денвере (США) было принять решение о присоединении к ней Российской Федерации. Следовательно, « семерка » трансформировалась в « восьмерку ». На саммитах « восьмерки » Россия, однако, пока не принимает участия в обсуждении некоторых вопросов. В последние годы Россия пытается войти в этот избранный состав и тем самым превратить его в « Большую восьмерку ». Пока Россия полноправно участвовала во встречах, на которых решались политические вопросы: встречи « восьмерки » по вопросам борьбы с терроризмом в Египте в декабре 1995 года, по вопросам ядерной безопасности в Москве в апреле 1996 г. Однако при обсуждении экономических вопросов Президент Российской Федерации был приглашен только для неформальных переговоров во время заседаний « Большой семерки », но не на сами заседания.

В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит "семерки" по ядерной безопасности с полноправным участием Российской Федерации. В 1998 в Бирмингеме (Британия) клуб лидеров индустриальных стран окончательно стал "большой восьмеркой". В 2006 Россия председательствует в клубе, что свидетельствует об укреплении позиций Российской Федерации как равноправного участника "восьмерки" на международной политической арене.

Необходимость создания неформального клуба

Своим появлением форум лидеров промышленно развитых стран обязан серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в всемирной экономике в начале 1970-х годов:

Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка Регионального Развития реформировать мировую валютную систему;

Первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

Международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных держав относительно выработки общего подхода к странам ОПЕК;

Инфляция и рост безработицы в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, как следствие нефтяного кризиса.

Членство в « Большой семерки »

Каждый из членов "большой семерки" входит в нее не только по принципу размера ВВП -- его место определено логикой послевоенной истории и мирового экономического развития. Понятно, что США -- мировая сверхдержава с огромным промышленным и, главное, военным потенциалом, должна быть № 1 в любой "семерке", "восьмерке" или "десятке". Совершенно точно так же, как и Англия -- негласный № 2 в западной иерархии (а по некоторым позициям и № 1) -- экономическая и когда-то организационная метрополия огромных территорий, сохранившая в той или иной мере свое на них влияние. Австралия, Страна кленового листа, а также Новая Зеландия и еще около полусотни мелких островных государств по сей день являются ее доминионами. Там официально глава государства -- британская королева. Даже Индия, приобретя более полувека назад полную политическую независимость, сохранила с Англией теснейшие экономические связи. Вся элита индийского общества получила образование на берегах Объединенного Королевства Великобритании, а рейсы на Лондон идут из международных аэропортов Дели, Бомбея и Калькутты, как поезда метро.

Франция -- также страна с богатыми колониальными традициями. Ее спецслужбы до сих пор определяют политические векторы и экономические реалии во многих африканских регионах, а иногда бывшая метрополия просто посылает свой "ограниченный контингент", чтобы навести порядок в том или ином "независимом" африканском государстве. Кроме того, Франция имеет определенное влияние в мире культуры и образования, особенно в области социологии и политологии.

Германия, конечно же, как страна, проигравшая во Второй мировой войне, изначально находилась в сильной зависимости от первых трех членов семерки, что и предопределило ее более "скромное" место в западной иерархии. Которое, в принципе, продолжает сохраняться несмотря на то, что на сегодняшний день это наиболее населенная страна Западной Европы и самая мощная индустриальная держава континента.

Страна самураев -- основной и первый из "азиатских тигров", олицетворяющая собой "витрину достижений капитализма в Азии", подобно германии, изначально противостояла азиатским социалистическим странам. В то же время экономика Страны самураев после Второй мировой войны была очень зависима от США -- своего основного торгового партнера и политического надсмотрщика (не надо забывать, что в Страны восходящего солнца до сих пор размещены американские базы). Заводы японских компаний расположены в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Китайской Народной Республике (КНР) и других странах Юго-Восточной Азии. Вместе с тем японская элита обособлена от влиятельных кругов остальных стран Юго-Восточной Азии в силу исторических и культурных причин, и это тоже делает ее наиболее безопасным азиатским партнером для США и Европы. По сути, Страна восходящего солнца в "большой семерке" -- экономический прицеп США.

Италия -- страна с большим экономическим потенциалом и пригодной для использования в высокорентабельных областях рабочей силой. К примеру, Италия до сегодняшнего дня одевает и обувает "высший средний класс" и обеспеченных людей всей Европы. Огромные итальянские диаспоры имеют большое влияние в США и других странах. Кроме того, итальянские аристократические кланы давно и плотно интегрировались в мировую элиту.

Страна кленового листа -- промышленная и сельскохозяйственная страна с огромными ресурсами. Кроме того, являясь одновременно ближайшим соседом США и британским доминионом, Страна кленового листа служит как бы экономической прокладкой между этими державами.

Но все же самый главный фактор -- тот, что эти семь государств занимают первые места по числу созданных ими транснациональных корпораций (ТНК). И хотя в последнее время в целях сокращения налогообложения головные офисы многих ТНК и дочерних фирм регистрируются в офф-шорах, реальные мозговые центры подавляющего большинства корпораций находятся именно в странах "большой семерки". Пресловутая глобализация, как торговая, так и финансовая, касается в первую очередь стран "семерки". Можно сказать, что "большая семерка" -- это деловой центр мегаполиса под общим названием "Западная цивилизация".

Роль "Большой семерки" в мире

Роль "Большой семерки" в мире исключительно велика. Помимо того, что там проводятся постоянные встречи министров и так называемых "шерпов" - помощников лидеров стран мира - каждый год она собирается на свой саммит (обычно это бывает в июне-июле), и этот саммит, экономическая сессия торгов этого саммита оглашает, принимает экономическое коммюнике, которое фактически определяет правила игры для всемирной экономики на следующий год.

Это - такая своего рода своеобразная сверка часов между мировыми лидерами. И хотя "Большая семерка" является абсолютно неформальным клубом, в экономике она играет роль, достаточно близкую к той, которую в политике и в военных вопросах играет Совет Безопасности ООН.

Здесь нет формальных механизмов согласования интересов. Но, скажем, Соединенные штаты Америки не имеют такой преобладающей позиции, какую они имеют в НАТО или в Международном валютном фонде (МВФ). Они не могут добиться принятия никакого решения, по крайней мере без нейтралитета со стороны Страны самураев и германии.

Значение ежегодного экономического коммюнике состоит не только в том, что это - декларация крупнейших стран мира о намерениях, - они выполняют ее личным примером, т. е. когда две трети экономики играют по заранее сообщенным всем остальным правилам, если кто-то в мире начинает не соответствовать этим правилам, он оказывается в положении того самого поручика, который шагает в ногу в то время, когда вся остальная рота идет не в ногу.

Надо сказать, что несмотря на естественную инерционность для такой большой структуры, ну, нельзя избежать бюрократизации, когда у вас одновременно работает семь правительств. "Большая семерка" является крайне эффективным механизмом для преодоления уже возникших кризисов. Она не может, по крайней мере, до сих пор не могла, прогнозировать те кризисы, которые только ожидаются, и действовать превентивно.
и т.д.................

Так называемая Группа семи была сформирована в 70-х годах ХХ века. Её сложно назвать полноценной организацией. Это, скорее, простой международный форум. Тем не менее список которых приведен в этой статье, имеют влияние на мировой политической арене.

Кратко о G7

"Большая семерка", "Группа семи" или просто G7 - в мире этот клуб ведущих государств называют по-разному. Называть этот форум международной организацией ошибочно, так как данное сообщество не имеет своего устава и секретариата. Да и решения, принятые "Большой семеркой", не обязательны к выполнению.

Изначально в аббревиатуру G7 вкладывалась расшифровка "Группа семи" (в оригинале: Group of Seven). Однако российские журналисты еще в начале 1990-х годов истолковали её как Great Seven. После этого в русской публицистике закрепился термин "Большая семерка".

В нашей статье перечислены все страны "Большой семерки" (список представлен ниже), а также их столицы.

История образования международного клуба

Первоначально "Группа семи" имела формат G6 (Канада присоединилась к клубу немного позже). Лидеры шести ведущих государств планеты впервые встретились в этом формате в ноябре 1975 года. Инициатором встречи стал французский президент Валери Жискар Д"Эстен. Главными темами того совещания стали проблемы безработицы, инфляции, а также мировой энергетический кризис.

В 1976 году к группе присоединилась Канада, а в 1990-х G7 пополнилась еще и Россией, преобразовавшись постепенно в

Идея создания подобного форума завитала в воздухе еще в начале 70-х годов прошлого столетия. Сильных мира сего подтолкнул к подобным мыслям энергетический кризис, а также обострение отношений между Европой и США. Начиная с 1976 года G7 проводит свои встречи ежегодно.

В следующем разделе перечислены все страны "Большой семерки". Список включает столицы всех этих государств. Также указаны представители от каждой страны (по состоянию на 2015 год).

"Большая семерка" стран мира (список)

Какие государства входят в сегодня?

Ниже перечислены все страны "Большой семерки" (список) и их столицы:

  1. США, Вашингтон (представитель - Барак Обама).
  2. Канада, Оттава (Джастин Трудо).
  3. Япония, Токио (Синдзо Абе).
  4. Великобритания, Лондон (Девид Кэмерон).
  5. Германия, Берлин (Ангела Меркель).
  6. Франция, Париж
  7. Италия, Рим (Матео Ренци).

Если посмотреть на политическую карту, то можно сделать вывод, что страны, входящие в "Большую семерку", сосредоточены исключительно в Северном полушарии планеты. Четыре из них находятся в Европе, одна - в Азии, еще два государства расположены в Америке.

Саммиты "Большой семерки"

Страны, входящие в "Большую семерку", ежегодно встречаются на своих саммитах. Встречи поочередно проходят в городах каждого государства из числа членов "Группы". Это негласное правило действует до сегодняшнего дня.

Целый ряд известных городов принимал у себя саммиты "Большой семерки": Лондон, Токио, Бонн, Санкт-Петербург, Мюнхен, Неаполь и другие. Некоторые из них успели принять ведущих мировых политиков дважды или даже трижды.

Темы встреч и совещаний "Группы семи" различны. В 1970-х годах чаще всего поднимались вопросы инфляции и безработицы, обсуждалась проблема стремительного роста цены на нефть, налаживался диалог между Востоком и Западом. В 1980-х в G7 обеспокоились проблемами СПИДа и быстрого роста численности населения Земли. В начале 1990-х годов мир пережил массу крупных геополитических катаклизмов (распад СССР и Югославии, образование новых государств, и т. д.). Разумеется, все эти процессы стали главной темой для обсуждения на саммитах "Большой семерки".

Новое тысячелетие поставило перед новые глобальные проблемы: изменения климата, бедность, локальные военные конфликты и другие.

"Большая семерка" и Россия

В середине 90-х годов Россия начинает активно внедряться в работу "Большой семерки". Уже в 1997 году G7, по сути, меняет свой формат и превращается в G8.

Российская Федерация оставалась членом элитного международного клуба вплоть до 2014 года. В июне страна даже готовилась принять саммит G8 в Сочи. Однако лидеры остальных семи государств отказались принимать в нем участие, и саммит был перенесен в Брюссель. Причиной этого стал конфликт в Украине и факт присоединения Крымского полуострова к территории РФ. Лидеры США, Канады, Германии и других стран "Большой семерки" пока не видят возможности вернуть Россию в состав G7.

В заключение...

Страны "Большой семерки" (список которых представлен в этой статье), вне всякого сомнения, имеют значительное влияние на За всю историю своего существования "Группа семи" провела несколько десятков встреч и форумов, на которых обсуждались насущные вопросы и глобальные проблемы. Членами G7 являются США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия.

Loading...Loading...