Новые фгос по английскому языку. Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене по реализации фгос

Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая задача, самообучение, взаимообучение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Insanity: doing the same thing over and over

again and expecting different results.

(Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.)

Альберт Эйнштейн

Ю.Г. Киктева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка.

Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая задача, самообучение, взаимообучение

В последние годы российская система образования претерпевает огромное количество изменений. Каждый педагог отлично понимает, что необходимо постоянно искать такие педагогические технологии, которые смогли бы заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.

Как же добиться высоких результатов по предмету, чтобы ученики могли открывать новые знания, развивать целеустремленность, оценивать свой труд не «из-под палки», а играючи, с удовольствием и рвением?

Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) называют главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетенциями и формирование универсальных учебных действий. Выведение учащегося на позицию активного, самообучающегося субъекта требует применения технологий, создающих эмоционально комфортную, мотивирующую и творческую обстановку.

И что же может помочь педагогу создать ту самую творческую атмосферу в классе, подтолкнуть ребят к активному процессу обучения, помочь им преодолеть стеснения и страх неудач при изучении предмета?

Технология активных методов обучения (технология АМО) эффективно решает поставленные перед образованием задачи, не являются исключением и уроки английского языка в начальной школе.

Рассмотрим некоторые из них, наиболее распространенные и чаще применяемые на уроках иностранного языка:

Групповая и парная работа создаёт благоприятные условия для включения всех учащихся в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит и имеет возможность выразить свое мнение. В группах идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. К примеру, тренируя грамматическую тему «Модальные глаголы» и лексические единицы на тему «Шоу талантов», мы предлагаем обсудить особые возможности друг друга через вопросы – Can you..? –Yes/No, I can/can’t. (учебник Звездный английский 3. Часть 1. Раздел 4) или, например, при изучении грамматики «Простое настоящее время» и лексики на тему «Еще один прекрасный день» ребятам предлагается догадаться о распорядке дня одногруппников через вопросы: - Does Liza get up at 6 am? –I think, she does/doesn’t. В свою очередь Лиза подтверждает или опровергает утверждение второго собеседника: -You’re right! I get up at 6 am./ You’re wrong! I get up at 7 am. (учебник Звездный английский 3. Часть 2. Раздел 10) Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных способностей и потребностей;

Проблемные ситуации, для выхода из которых обучаемому необходимо принять решение и найти ответ, а, в свою очередь, для этого он вынужден сам формировать новые знания с помощью педагога и других учеников, основываясь на чужом профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи – та задача, решение которой неоднозначна даже для специалиста (педагога). Мы очень часто используем проблемные ситуации, возникшие «с удивлением». Например, при изучении слов-исключений в теме «Множественное число существительных», учитель спрашивает, знают ли учащиеся как образовать множественное число существительного. Ответ, безусловно, утвердительный. Тогда учитель предлагает образовать множественное число таких существительных как child, tooth, family и др. Учащиеся допускают ошибки. Учитель демонстрирует правильное образование, обучающиеся выражают удивление, возникает проблемная ситуация. Таким образом, учащиеся сами определяют новую тему урока. Данные занятия помогают учащимся проявлять инициативу, рисковать, осуществлять творческую деятельность;

Деловые игры направлены на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности. Игры являются неотъемлемой частью жизни школьников, они имеют возможность снять неприятные или запретные для личности школьника переживания и стеснения. Игра должна с легкостью приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу, дать новые знания, заставить мыслить. Например, при изучении темы «Профессии и необходимые качества для ее овладения» лучшего приема, чем деловая игра не найти. Учитель может раздать роли интервьюера и интервьюируемого, научить писать резюме и объявления о приеме на работу;

Кейс- метод (case-study) заключается в использовании при организации процесса обучения конкретных учебных ситуаций, описаний определенных условий из жизни предприятия, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Этот метод очень успешно может использоваться на уроках английского языка, поскольку он является комплексным и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. Например, учитель определяет проблемное направление занятия «Деревня или город. Что выбрать?». Подгруппам дается задание провести социальный опрос на тему «Деревня или город. Ваш выбор», составить сравнительную таблицу, провести мониторинг и исследовать особенности проживания в городе и за городом. Для решения заданной проблемы педагогом должен быть подготовлен кейс, куда могут входить различные статьи, учебные видеофильмы и инструкции о проведении мониторинга, опроса, составлении сравнительных таблиц и др. Данный кейс предоставляется учащимся для изучения за несколько дней. После такой предварительной подготовки работа обучающихся в группе, участие в обсуждении будут более плодотворными. Это позволит им высказывать свое мнение, дискутировать, так как они будут подготовлены в языковом плане;

Круглый стол позволяет закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. Очень важно при этом, чтобы стол был действительно круглым, чтобы учитель также являлся членом общего круга, чтобы беседа происходила «глаза в глаза», это поможет учащимся вести себя более открыто и раскованно. Интересно иметь в группе предмет (игрушка, ключ, жезл и др.), который учащийся должен держать в момент, когда отвечает. Говорить имеет право только тот, кто держит его в руках, это поможет вам сохранить порядок на уроке. На круглый стол можно вынести любые темы «Жить в доме или в квартире?» (учебник Звездный английский 3. Часть 2. Раздел 6), «Каких животных можно держать в доме?» (учебник Звездный английский 3. Часть 2. Раздел 8) и др.;

Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии необходимо поставить перед собой следующие семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда? Изучая тему «Где отдохнуть семьей?» учитель может попросить учащегося составить коллаж из фотографий с семейного отдыха, если таких нет, можно использовать вырезки из журнала. Остальные ученики получают задания предложить как можно больше вопросов, чтобы составить полное впечатление о том месте, где отдыхал;

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение и презентацию проекта. Конечно, младшим школьникам предлагаются проекты, соответствующие их возрасту и знаниям. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и желание работать над другими проектами. Каждый проект – вполне реальное дело для обучающегося: он ставит цель, составляет план своей работы, наполняет проект содержанием и представляет результат своей работы, а это в свою очередь ведет к формированию универсальных учебных действий. Результаты учебного проектирования это основная состовляющая языкового портфолио обучающегося. Например, тема «Животные», учитель предлагает нарисовать воображаемое животное, показать и представить его одноклассникам (учебник Звездный английский 2. Часть 1. Раздел 4), или представить любимое блюдо, при этом представить его историю созданию, рецепт и иллюстрации (учебник Звездный английский 3. Часть 2. Раздел 9) и др.

C 1 сентября 2012 года учителя английского языка в пилотных школах по всей России, преподающие в 5 классах, начали работать в соответствии с новым федеральным стандартом. Вот почему, разговор о сути ФГОС и специфике его реализации на уроках английского языка в средней школе стал особенно актуальным.

Вот почему, разговор о сути ФГОС и специфике его реализации на уроках английского языка в средней школе стал особенно актуальным.
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

Для достижения заявленной цели обучения, учителю в первую очередь необходимо понимать специфику самого учебного предмета « иностранный язык », которая заключается в том, что:

  1. иностранный язык служит средством общения в типичных ситуациях;
  2. изучая иностранный язык, учащиеся овладевают средствами восприятия и выражения мыслей об уже известных им предметах, явлениях посредством нового для них языка;
  3. при изучении иностранного языка учащиеся не ставят своей целью узнавать что-то новое об окружающей их действительности, как это происходит при изучении ими других школьных предметов, а формируют свое представление о культуре других стран через язык.

В перечисленных выше пунктах отражены не только специфика, но и большие преимущества иностранного языка перед другими предметами, т.к. в содержании и целях обучения языку уже заложен личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Как только учитель осознает то, что его главной задачей является научить школьников общаться на иностранном языке, говорить о том, что их окружает и волнует, он сможет создать такие условия обучения, в которых дети начнут действительно говорить, а не выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-нибудь в будущем заговорить на иностранном языке. Как правило, во втором случае, этого так и не происходит.

В соответствии с ФГОС основной целью обучения английскому языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В этот комплекс входит совокупность её составляющих: речевая, языковая, социокультурная / межкультурная, компенсаторная и учебно-познавательная.

Исходя из вышесказанного, основное содержание данного учебного предмета подразумевает следующие аспекты:

  • Предметное содержание речи.
  • Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
  • Языковые средства и навыки пользования ими.
  • Социокультурная осведомлённость.
  • Специальные учебные умения.
  • Общеучебные умения.
  • Универсальные учебные действия.

Обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции может происходить только в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Говоря о личностно-ориентированном подходе, подразумевается, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, т.к. только опыт, пропущенный через личную призму ценностей, восприятий, умений может быть присвоен учеником. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы, способы работы. В этом отношении, урок иностранного языка находится в несколько выигрышном положении по сравнению с другими предметами, т.к., обучение общению происходит в процессе обсуждения учащимися окружающей их действительности. Во всех темах курса иностранного языка («Семья»,«Друзья», «Музыка»,«Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно сделать учителю, помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы, свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы.

Наиболее часто подмена понятия «деятельностный подход» учителями иностранного языка происходит на этапе объяснения новых языковых явлений. Введение, к примеру, нового правила грамматики, учителя зачастую организуют путем его объяснения, а затем выполнения большого количества грамматических упражнений для закрепления этого правила, полагая, что ученики осваивают новое явление в ходе собственной деятельности. Хотя, о деятельностном подходе здесь говорить не приходится в силу того, что выполняемая ими деятельность не носит продуктивного характера, не направлена на решение конкретной задачи, а значит, учащиеся не усвоят ее и она не станет частью их языкового арсенала. И в результате, как показывает опыт, даже те учащиеся, которые без единой ошибки выполняют грамматические упражнения, в последствие испытывают большие трудности при использовании этого правила в ходе коммуникации. Такой ситуации можно избежать путем введения (а не объяснения и отработки) нового языкового материала в речевую практику учащихся, которое происходит за счет установления учащимися связи между уже известными им и вновь вводимыми языковыми явлениями. Это учит пользоваться новым языковым материалом в процессе решения актуальных задач через говорение, аудирование, чтение и письмо.

В результате изучения английского языка в среднем звене у обучающихся должна быть:

  • сформирована устойчивая иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться на английском языке в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей школьника.
  • обогащен лингвистический кругозор, получено общее представление о строе английского языка и его специфических отличиях от родного;
  • активизировано использование необходимых универсальных учебных действий и специальных учебных умений, что укрепит основу успешной учебной деятельности по овладению английским языком на финальной ступени образования.
  • закреплены основы коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;
  • а также закрепится положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Английский язык».

В соответствии с этим создание условий успешности для деятельности учащихся становится главной задачей в деятельности педагога. Меня, как и любого учителя, одолевают вполне закономерные вопросы:

  1. Как сделать так, чтобы интерес учащихся к предмету сохранялся с первого до последнего урока?
  2. Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
  3. Как сделать так, чтобы учиться было интересно?
  4. Чему нужно обучать на уроках иностранного, а именно английского языка?

Следует отметить, что очень часто в процессе обучения учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности, как для учителя, так и для учащихся. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий.
«Мы все - дети. И маленькие, и взрослые. Работайте с детьми в игровой форме». Механическое заучивание лексики и правил произношения не дает нужного эффекта, потому что это, как правило, скучно. Однако, игровой метод обучения не просто интересен, он - эффективен, его можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

В настоящее время трудно переоценить значение обучения устно-речевому общению, в котором говорение играет первостепенную роль. Устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план, поскольку сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки диалогического и монологического общения очень важны. А урок, построенный в виде игры, в которой есть место и театральной постановке, и песням, и стихам, и игровым сценкам, вызывает у школьников чувство радости и уверенности, а значит, желание узнавать что-то новое, стремиться к совершенствованию.

Игра - как одна из форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту, либо возвращаться к более ранним формам поведения, либо опережать соответствующую возрастную стадию. Так, в младшем школьном возрасте -- ведущей деятельностью становится учение. У подростков - в 11-15 лет (5-9 классы) - ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности.

На уроках иностранного языка игра служит эффективным средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи.

Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются.

В 5 «А» классе, о котором сегодня в частности пойдет речь, я начала преподавать только в начале этого учебного года. Чтобы создать общее представление об этом классе отмечу следующее:

В классе - 28 чел. Класс является лучшим по степени успеваемости в среднем звене. В классе 4 человека отличники, 23 чел. - закончили 1 полугодие на «4» и «5». 1 чел. Закончил с 1 тройкой. По итогам I полугодия 2012 - 2013 гг. СО по Симонову в классе - 87,9. ССУ - 4,7. Качество - 82,1. В рамках, проводимой в школе программы: «РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ШАГ К УСПЕХУ», класс был исследован на предмет выявления основных направлений интереса. Иностранный язык занимает в этом списке дно из верхних мест. Английским языком занимаются 15 ребят, по 6 часов в неделю. Итоги I полугодия по предмету: ССУ - 4,5, СО по Симонову - 83,3. Качество - 100%.

Группа большая, но мы очень много успеваем сделать на уроке. Но фактически, даже наших 6 часов в неделю для нас не хватает. Давайте займемся элементарной математикой: даже если я буду просто молчать в течение урока, предоставив возможность говорить только детям - 45 минут урок, 15 детей в группе - это 3 мин. на каждого. При 6 часах в неделю - это 18 мин. чистого времени.

Именно поэтому, для сохранения у учащихся желания к обучению, их мотивации, развитию природных данных, и учитывая требования по ФГОС, я работаю по технологии активного обучения. Общепринятым условием достижения серьёзных положительных результатов считается активное участие в процессе как преподавательского, так и ученического состава, и, более широкое использование ими различных средств и методов активизации.

Активное обучение представляет собой единую систему «урок - внеклассная работа», которая углубляет знание иностранного языка, способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развивает их творческую активность, повышает мотивацию к изучению языка и культуре другой страны.

Изучение данной технологии привело меня к использованию прямого интерактивного игрового метода, в котором выделяются:

  1. Деловые игры.
  2. Дидактические или учебные игры.
  3. Игровые ситуации.
  4. Игровые приемы и процедуры.

Игровые моменты применяются на любом уроке иностранного языка и на любом его этапе. Для предъявления и повторения новой лексики, проверки правописания слов, для развития навыков монологической и диалогической речи и т.д. А так же на обобщающих уроках по различным темам. Это может быть: Урок-КВН; Урок-викторина; Урок-инсценировка; Урок-конкурс; Различные календарные праздники. Игра заставляет детей забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют, в то время как учитель для себя оценивает знания ребят, делает выводы о том, что они усвоили, над чем ещё придётся поработать.

Преподавателю недостаточно самому знать язык, быть грамотным лингвистом и талантливым учителем. Он должен быть еще и хорошим психологом, актёром и режиссёром.

Место игры в ходе урока зависит от множества факторов: уровня подготовки учащихся, степени сложности изучаемого или контролируемого иноязычного материала, а так же конкретных целей, задач и условий учебного занятия.

Используя игры на уроках, нужно всегда помнить, что:

  1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цели использования игры.
  2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.
  3. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей, т.е. быть доступными.
  4. Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке.

В современной методике преподавания иностранного языка языковых игр очень много, и каждая выполняет свою роль.
Вашему вниманию я сегодня представлю некоторые игры, которые чаще всего использую на уроках, и которые имеют положительный результат в обучении говорению.

Игра «Guess who, what, why…».
Учитель предлагает в зависимости от тематического материала угадать события, предметы, характеристики. Идет диалог. Дети дают различные варианты ответов. Ведущий соглашается или не соглашается с ними. В итоге, следующим «ведущим» становится тот, кто предложил верный ответ.

Игра «Movie maker».
Вниманию учащихся предлагается видеосюжет, проигрываемый без звука. Их задача - озвучить его. С фантазией и творческим подходом обучающиеся продумывают и разыгрывают диалог.

Игра «Yes\no».
Учитель организует игру-соревнование: учащиеся в парах задают друг другу самые разные вопросы. Задача состоит в том, чтобы не использовать в ответах слово «да» или «нет». Побеждает тот, кто заставит своего партнера произнести эти слова.

Игра «Fantasy».
Составьте диалог, используя имеющиеся данные о ситуации, начало и его конечную часть, которые могут быть предложены как в словесной, так и в иллюстративной форме.

Игра «Predictions».
Учитель предлагает картинку с недостающей 2й частью. С опорой на фантазию, домысел, внутреннюю наглядность, учащиеся пытаются догадаться, что во второй части картинки. Анализируя предложенный фрагмент, учащиеся описывают второй.

Игра «Key word».
Необходимо составить диалог к серии картинок, используя ключевые слова. Порядок расположения картинок отражает последовательность действий. Один из участников диалога задает вопрос по картинке, другой, опираясь на изображение, отвечает.

Игра «Caterpillar».
Учитель заготавливает транспарант (фильм, презентацию), на котором представлены слова автора в прозе (или стимулирующие реплики - в диалоге).

В первом случае. В задачу учащегося входит составление истории - монолога.
Во втором случае в задачу учащихся входит подбор реагирующих реплик, подходящих по смыслу, с тем, чтобы получился диалог. Например тематический разговор отца с сыном.

Проецируя на экран слова отца, учитель предлагает включиться в беседу. Эту работу следует проводить в парах. Во время работы учащихся учитель наблюдает за ними, оказывает помощь тем, кто в ней нуждается, а на контроль вызывает одну - две пары. В слабом классе перед работой в парах можно дать образец выполнения задания или в звукозаписи, или в исполнении учителя с сильным учеником.

Однако излюбленный метод в учебной деятельности в данном 5 классе - это метод драматизации . Использование игр и приёмов драматизации воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны бать “одной командой”, постоянно помогая и поддерживая друг друга. Незнание определённой лексики или грамматики одним участником игры будет мешать успешному ходу данной игры, и от этого будут страдать все её участники (особенно соревновательного характера).

Многие учителя воспринимают драматизацию как постановку серьёзных спектаклей, требующих высоких актёрских способностей от детей, режиссёрских навыков от учителей и долгих репетиций, поэтому сознательно не используют этот приём в своей деятельности.

Существуют причины, которые мешают педагогам обучать иностранному языку посредством театрального искусства. Они либо не видят его значимости,
либо до конца не знают как с ним работать, но главная причина - нехватка времени даже на её элементы в урочной деятельности:

Мы часто произносим:

  • Я не театральный эксперт
  • Я не хочу выглядеть глупо перед своими учениками
  • Драма - всего лишь игра, а не серьёзный научный метод для обучения иностранному языку
  • Боязнь учителя потерять контроль над дисциплиной в классе
  • Если использовать драматизацию на уроках, то учебная программа будет выполнена не полностью
  • Для реализации обучения иностранному языку через театральное искусство нужны особые условия и учебные материалы

Поэтому учителя с осторожностью относятся к приёму драматизации .

Однако значимость приёма драматизации велика:

  • У учащихся развиваются коммуникативная, творческая и культурная компетенции,
  • развивается критическое и интуитивное мышление
  • формируются навыки и умения в чтении
  • увеличивается словарный запас
  • развиваются умения говорения на иностранном языке
  • улучшается качество речи фонетически
  • формируются умения социального общения,
  • формируются актерские навыки, преодолевается стеснительность, повышается самооценка.

Методика работы над пьесой на английском языке:

  1. Подбор подходящей пьесы или написание сценария
  2. Подбор актёров
  3. Работа над текстом пьесы
  4. Работа над пьесой
  5. Художественное и музыкальное оформление спектакля
  6. Атмосфера во время выступления
  7. Последующая работа над пьесой

Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у учащихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности. Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить.
«Английский язык» призван стать одним из важнейших предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

«Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене по реализации ФГОС»

Нынешние пятиклассники и все, кто младше учатся по новым ФГОС, в том числе и на уроках английского языка. В связи с этим хотелось бы рассказать, как реализуются новые стандарты на уроках английского языка. Но в начале немного о самих ФГОС.

Если сказать кратко о том, какую цель преследуют ФГОСы – это научить детей учиться. Основными критериями ФГОС являются УУД (регулятивные, познавательные и коммуникативные).

Чтобы подробно не останавливаться на каждом из них, можно сказать как пример, что к регулятивным УУД относится целеполагание. Это значит, что учащиеся должны самостоятельно выводить тему и определять цели урока. К познавательным УУД относятся знаково-символические действия, то есть учащиеся должны составить таблицу, схему. К коммуникативным УУД относится взаимодействие с партнёром, сотрудничество, совместная деятельность.

Чем ещё примечательны ФГОС? Например, касаемо самостоятельных заданий, будь то задание на уроке или домашнее задание. Раньше учитель давал задание, и ученики должны были его сделать. ФГОСы предлагают новый подход к выполнению самостоятельных заданий. Так называемый «Шведский стол» - это выполнение заданий по своим силам. Но дети должны знать, что маленькое задание может предполагать большой и развёрнутый ответ.

Теперь хотелось бы перейти непосредственно к английскому языку.

Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Цель ИЯ заключаются в развитии коммуникативной компетенции, позволяющей качественно и эффективно участвовать в жизни мирового сообщества.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом.

Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции, может происходить только в условиях личностно ориентированного и деятельностного подходов. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы - слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач. Что касается личностно ориентированного подхода, подразумевается, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, так, как только опыт, пропущенный через призму личных ценностей, восприятий, умений, может быть присвоен учеником. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы и способы работы. Во всех темах курса иностранного языка («Семья», «Друзья», «Музыка», «Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно сделать учителю, - помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы, свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы.

Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой материала (в дополнение к действующим УМК) вполне доступно для любого учителя иностранного языка. В сети Интернет можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с зарубежными сверстниками.

Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности.

В процессе обучения учителя иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как сделать уроки английского языка по-настоящему интересными? Почему не все занятия английским языком одинаково полезны? И что мешает детям использовать полученные знания по английскому языку на практике? Как провести урок английского языка, который был бы не только корректно построен с точки зрения методики, но и интересен и результативен для учащихся?

Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся оправдано регулярное применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.

Нестандартные уроки - это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда все учащиеся активны, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, в частности таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков

    Уроки-игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез - в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель ставится как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обеспечивая увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.

    Уроки-сказки, уроки-путешествия опираются на фантазию детей и развивают её. Проведение уроков-сказок возможно в двух вариантах: первый - когда за основу берется народная или литературная сказка, второй - сказка сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.

    Уроки-состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных конкурсов и состязаний.

    Уроки , основанные на имитации деятельности учреждений и организаций -деловая игра .Урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, здесь проявляются инициатива и артистизм школьников, неординарность мышления.

    Интернет-уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста.

    Уроки , основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике:исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж, рецензия .

    Урок-экскурсию трудно переоценить в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между странами и народами. Знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса изучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, что позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

    Эффективной и продуктивной формой обучения являетсяурок-спектакль . Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков общения детей на иностранном языке и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка.

    Интересной и плодотворной формой проведения уроков являетсяурок-праздник . Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников стремление к иноязычному общению, способствующее участию в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

    Урок-интервью. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Cвободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

    Урок-эссе. Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, к обсуждаемой проблеме: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «я». Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие «эссе» как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. На уроках иностранного языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли по поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.

    Интегрированный урок иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

    Видеоурок. Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. В этих случаях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти.

В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.

Loading...Loading...