Личностные особенности ученика. Личностные особенности школьника. Учителем физической культуры

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

6.6. Типические особенности личности школьников

Каждый человек имеет свои психологические особенности. Нет на земле двух одинаковых людей. Каждому присущи особенности, которые определяются в психических процессах: отдельный индивид обладает свойственным только ему восприятием, субъективной памятью и особенностями ее процессов. Уровень интеллектуального развития, такие качества, как внимание и воображение, также отличаются индивидуальными особенностями.

Проведен анализ многомерной дисперсии. Результаты показали, что одаренные ученики получили высшие ценности в измерениях интеллекта, вербального творчества, самооценки и школьной успеваемости. Недостижители преуспели в показателях внешней мотивации. Учитывая пол, результаты показали различия в пользу студентов по отношению к разведке и студент относительно словесного творчества, внутренней мотивации, самооценки и школьной успеваемости. Никаких различий в родительских отношениях не наблюдалось. Признание талантливых с низкой производительностью имеет последствия для характеристики одаренных людей и критериев их идентификации.

Каждый человек – неповторимая личность. Люди отличаются друг от друга по способностям, чертам характера, особенностям, темперамента, проявлениями воли, эмоциональностью, потребностями и интересами.

У каждого человека свои личностные установки, правила и нормы жизни.

Однако при этом у всех людей общие черты строения тела. Все, имея индивидуальные особенности, объединяются наличием психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление и т.д.), общими структурными элементами характеристики личности. У всех по одним и тем же законам функционирует мозг и другие физиологические системы.

Ключевые слова: одаренность; школьное исполнение; неуспеваемость; интеллект; творчество. Перспектива Нессы, считаться одаренным несовершеннолетним, или индивидуальные потребности в четырех измерениях, связанных с процессом ученичества. Пристрастие относится к потенциалу, выявленному в ситуации психологической оценки и психометрических тестов. Четвертое измерение более субъективно и связано с восприятием учителя и с наблюдениями за работой каждого ученика. Или автор заявил, что существует связь между негативным отношением ученика к школе и академической успеваемостью.

Таким образом, у каждого человека можно наблюдать общие для всех и индивидуальные (единичные), свойственные только ему проявления.

Особенности человека делятся на два класса: типические (присущие группе субъектов) и индивидуальные (присущие только одному субъекту).

Типические особенности – это различия, иначе говоря особенности, которые выделяют определенную группу людей по какому-то признаку. В психологии межгрупповые различия подразделяются на три основных уровня: нейродинамический, темпераментный и характерологический.

Результаты показали, что между тремя группами нет существенных различий относительно восприятия родителями относительно одаренности своих детей в первые годы обучения. Что касается последних лет, исследователь пришел к выводу, что семьи учеников Уача с неудачами, накопленными в течение школьных лет, обычно не признают высоких способностей детей. В Бразилии этот предмет был мало исследован и, как правило, связан с исследованиями двойного исключения одаренного человека. Двойная исключительность в одаренности относится к дифференцированным процессам развития, выражаемым сосуществованием феномена дарения и другого эмоционального или поведенческого состояния, которое отрицательно влияет на производительность и производительность одаренного человека.

Типические особенности на нейродинамическом уровне проявляются в различной степени выраженности свойств нервной системы (сила, подвижность, лабильность, баланс между процессами возбуждения и торможения). На основании существующих нейродинамических особенностей различают людей с сильной или слабой, подвижной или инертной, уравновешенной или неуравновешенной нервной системой.

Предложение о существовании несовершеннолетних не очень понятно среди бразильских ученых, что вызывает споры относительно реального понимания конструкции, последствий исследований в этой области и многих вопросов, касающихся процесса идентификации одаренных. Парадокс, который формируется из сочетания высокого интеллекта, множественных возможностей и низкой производительности, вызывает сомнения в том, действительно ли человек действительно или нет, одаренный. Эти опасения усиливают неправильные представления, которые основаны на предположениях и мифах, что одаренный является герметичным для социальных, эмоциональных и обучающих проблем и поэтому должен всегда соответствовать превосходной производительности.

Типические особенности на темпераментном уровне характеризуются, в отличие от свойств нервной системы, различиями психической деятельности, а не физиологических процессов. К свойствам темперамента относятся:

  • реактивность, которая характеризуется интенсивностью психических реакций (степень страха, глубина переживания чувств и т.д.);
  • сензитивность, которая определяется наименьшей интенсивностью внешних воздействий, вызывающих психическую реакцию (чем выше сензитивность, тем быстрее появляется психическая реакция). Сензитивность связана со свойствами нервной системы (слабая нервная система – высокая сензитивность);
  • активность – энергичность человека в делах, поступках (преобладание процессов возбуждения);
  • пластичность выражается в легкости приспособления к новым условиям (противоположное свойство – ригидность, которое означает инертность установок, замедленность переключения с одних условий (ситуации) на другие);
  • экстравертированность связана с направленностью личности на окружающее (легкость контактов с незнакомыми людьми и т.п.);
  • интровертированность определяется направленностью личности на себя (особое отношение к собственным мыслям, переживаниям, трудность установления контактов с другими людьми и т.п.);
  • эмоциональная возбудимость по существу тождественна сензитивности.

Каждое свойство темперамента в определенных условиях выступает то как положительное, то как отрицательное качество личности. Например, высокая сензитивность школьника помогает глубже понимать психологию другого человека. В то же время такой школьник наиболее психически раним. Он остро переживает неудачи.

В исследовании участвовали 96 студентов из специализированных образовательных служб для одаренных. Среди них 43 были оценены как недопустимые. Пятьдесят семь студентов были зачислены в классы 1-4 и 39 в 5-6 классах. Из общего числа участников 72 мужчины и 24 женщины; 60 посещали государственные школы и 36 частных школ. Средний возраст составлял 8 лет и 7 месяцев, от 5 лет и 7 месяцев до 11 лет и 9 месяцев. Выбор образца был удобен. Дополнительные данные, необходимые для методологической организации исследования и завершения протокола исследования, были собраны среди 53 семей, в которых были опрошены четыре родителя и 49 матерей; среди 89 постоянных учителей, 48 португальцев и 41 преподаватель математики и 7 учителей ресурсов.

Термин характер введен древнегреческим ученым Теофрастом (VI-III вв. до н.э.). В переводе с греческого это слово означает «черта», «примета», «признак». Считается, что характер – это сочетание постоянных и существенных свойств личности, образующих определенный ее психический склад. Свойства характера принято отделять от свойств темперамента. Это деление основывается на условии того, что свойства темперамента определяются в большей степени генотипом (прирожденный тип нервной системы), а свойства характера – фенотипом (склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий жизни). К свойствам характера относят волевые качества и направленность личности, включая чувства, интересы и др. Другими словами, при более узком понимании, к ним следует отнести только те особенности личности человека, которые характеризуют его отношение к чему-либо.

Специальная шкала для прогрессивных граней. Коэффициент корреляции Спирмена-Брауна привел к индексу 0. Тест представляет три набора из 12 проблем, предназначенных для более точной оценки интеллектуальных процессов детей в возрасте от четырех лет до девяти месяцев до 11 лет и девяти месяцев.

Тест позволяет классифицировать человека по отношению к нормальной популяции по шкале от «интеллектуально несовершенного» до «интеллектуально превосходящего». Шкала самопознания для детей. Эта шкала позволяет получить доступ к личному восприятию самого себя, согласно профильным экзамену в шести подшкалах с участием пяти конкретных областей и глобальной: академическая компетентность, социальное признание, атлетическая компетентность, внешний вид, поведение и глобальная самооценка. Примерами пунктов этого масштаба являются: «Некоторые студенты слишком много времени выполняют для завершения школьной работы, но другие ученики быстро выполняют школьную работу»; «Некоторым студентам трудно подружиться, но другим студентам очень легко подружиться».

Принято различать пять основных групп черт характера:

  • первая группа определяется чертами, отражающими поведение человека по отношению к обществу, к другим людям. Это коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость, доброжелательность, правдивость, гуманность и др. Противоположные им: индивидуализм, бестактность, грубость, лживость, льстивость, жестокость, зависть, бесцеремонность и др.;
  • вторая группа характеризуется чертами, свойственными человеку в деятельности (трудовая, учебная и т.д.). Это трудолюбие, настойчивость, инициативность и др. Противоположные им: лень, безответственность, недобросовестность, безынициативность и др.;
  • третья группа – это черты, отражающие отношение человека к вещам. Это аккуратность, экономность, щедрость и др. Противоположные им: неряшливость, расточительность, скупость и др.;
  • четвертая группа определяется чертами, выражающими отношение человека к самому себе. Это критичность, требовательность, скромность, гордость и др. Противоположные: зазнайство, хвастливость, заносчивость, высокомерие и др.;
  • пятая группа характеризуется чертами, отражающими отношение человека к окружающему миру, к социальным явлениям и событиям. Это принципиальность, оптимизм и др. Противоположные: беспринципность, пессимизм и др.

Существенной особенностью черт характера является устойчивость их проявления в различных ситуациях. Это свойство упоминают, говоря о сильном или слабом характере человека (проявление активности в противодействии внешним обстоятельствам). В данном случае существует еще и суждение о противоречивости характера (наличие у человека свойств, которые приводят к противоречиям в действиях и поступках).

Для каждого предмета ученику поручается решить, какой ученик ближе всего к нему по отношению к двум противоположным предложениям. Каждая подшкала представляет окончательный результат, полученный с помощью суммы точек предметов, составляющих шкалу. Этот инструмент широко используется в исследованиях в различных частях мира, переведенных и адаптированных к бразильскому образцу Вехслером с наименованием «Оценка творчества по фигурам и словам». Творческими характеристиками, оцененными этим инструментом в этом исследовании, были: беглость, способность генерировать большое количество идей и решений проблемы; гибкость, способность рассматривать проблему с разных точек зрения и изменять типы предложений для их решения; умение приукрашивать идею, добавляя детали и обогащая информацию, придавая эстетическое и гармоничное чувство проблемы и оригинальности, способность производить редкие или необычные идеи, нарушая привычные образцы ответов.

Другие новости по теме:

  • 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
  • 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
  • 2.5. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
  • 3.10. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения
  • Младший школьный возраст – период накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: во-первых, доверчивое подчинение авторитету.

    Инструмент позволяет оценить академический потенциал, задействованный в соответствующих областях: письменность, арифметика и чтение. Он состоит из трех подтестов. Первый написан, включает 34 слова, которые должны быть написаны экзаменатором. Вторая - арифметика, состоящая из 38 пунктов, разделенных на умственно мысленные расчеты и другая письменная часть, посвященная фундаментальным операциям и математическим вычислениям. Третий подтест - это чтение, составленное из 70 слов. Элементы отображаются в порядке возрастания.

    Это позволяет получить доступ к внутренней и внешней мотивации учащихся к обучению. Это бразильская шкала, утвержденная для начальной школы. Состоит из 31 предмета, который исследует желание студентов учиться и учиться, он оценивает свои претензии на учебу или нет.

    2-я особенность – восприимчивость и впечатлительность. Все новое вызывает немедленную реакцию.

    3-я особенность – внимательность и подражательность.

    4-я особенность – наивное, игровое отношение к познанию позволяет им без особого труда овладевать новым опытом, приобщаться к жизни взрослых.

    Развитие потребностей. Первоклассника в первую очередь привлекает внешняя сторона явлений: к санитарной сумке и т.п.Выполняя поручения, он проявляет максимум активности до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны. Поначалу сильные потребности, характерные для дошкольника: 1) в движениях, 2) во внешних впечатлениях впоследствии во время обучения в школе преобразуются в познавательные потребности – ведущие для младшего школьника. Постепенно одни познавательные потребности превращаются в устойчивые свойства личности и мотивы ее поведения, а другие исчезают.

    Цель этого инвентаря - выявить благоприятные качества и поведение родителей в процессе воспитания их детей. Он имеет две версии, первая из которых посвящена доступу к восприятию пред-подростков и подростков, а вторая - к восприятию родителей. Кадастр был переведен и адаптирован Чагасом. В этом исследовании язык инструмента был адаптирован для детей.

    Протокол исследований академических результатов одаренных студентов. Этот инструмент, основанный на аргументах Рейса и Маккоаха относительно определения низкой академической успеваемости одаренных и в четырех измерениях, которые его задействуют, позволяет систематизировать информацию, связанную с потенциалом студента, фиксировать данные о результатах, полученных в стандартизированных тестах, оценок и оценок, полученных в учебных компонентах португальского языка и математики, что указывает на то, что доход ниже, средний или выше.

    Но с первых дней обучения у ребенка появляются и другие новые потребности: точно выполнять требования учителя, успешно овладевать новыми знаниями, умениями, навыками; потребность в хорошей отметке, в одобрении со стороны учителя, в постоянном общении с учителем, с товарищем, выполнять определенную общественную роль и многое другое.

    Он также обеспечивает анализ информации о одаренной траектории школы и важных проектах для ее академического образования. Проект был представлен Комитету по этике в исследованиях с участием людей факультета наук о здоровье Университета Бразилиа. После утверждения Комитетом были предприняты шаги для организации прогресса в работе и начала сбора данных. Форма бесплатного и информированного согласия была подписана родителями, разрешающими участие их детей в исследовании, а также их собственное участие в информировании о школьной траектории и развитии детей и о родительских установках, принятых в отношении ребенка, участвующего в исследовании.

    2.Эмоциональная сфера учащихся начальных классов.

    В процессе обучения происходит дальнейшее развитие чувств младшего школьника в плане все большей осознанности,сдержанности, устойчивости. Теперь его чувства и эмоции начинают определять процесс и результат учебной деятельности, а так же оценка учителем его успехов и неудач, выставленная отметка и связанное с ней отношение окружающих. Все более глубокими, осознанными становятся высшие чувства школьника: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

    Для общей переменной интеллектуальной способности была принята классификация выше среднего, для которой 95-й процентиль, полученный в специальной прогрессивной матрице Равенской шкалы, считался нижним пределом. Схема отсечения для этой переменной была достаточно высокой, чтобы гарантировать эффект творчества при идентификации одаренных. Для систематизации различных данных по выборке был использован Протокол исследований для академической работы одаренных студентов. Для обозначения участников сравнительных групп была рассмотрена оценка, проведенная в исследовании.

    Нравственные чувства. В младшем школьном возрасте в процессе обучения идет развитие таких нравственных чувств, как коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести. Осознанность нравственных чувств к 3-4 классу проявляется в том, что дети выбирают друга не по случайным внешним обстоятельствам, а мотивируют свой выбор, характеризуя нравственные черты одноклассника.

    Поэтому, чтобы быть рассмотренным ниже, в этом исследовании участвовал, по крайней мере, три из четырех аспектов обучения, вдохновленных Кингами и МакКоахом. Только ученики, чья оценка исследования совпала с оценкой учителей и внешнего судьи, содержались в группе одаренных низших учителей.

    Для ответа на вопросы 1 и 2 использовался многомерный анализ дисперсии. Интеллект, творчество и мотивация. Возможные различия между одаренными учениками и недоработками обоих полов были исследованы на предмет интеллекта, творчества и внутренней и внешней мотивации.

    Развитию нравственных чувств, их осознанности способствует жизнь в коллективе, который объединяет учебная деятельность, участие в общих делах, личность самого учителя. Под влиянием учителя в совместной учебной, трудовой и игровой деятельности у учащихся появляется способность к сопереживанию. Но учитель должен помнить, что мало вызвать у ребенка жалость, сочувствие, симпатию, необходимо, чтобы эти чувства влияли на поступки, поведение ребенка и стали одним из звеньев его нравственного опыта. При воспитании нравственных чувств необходима систематическая работа учителя по обогащению их личного нравственного опыта, учитывая ограниченность нравственного опыта младших школьников.

    Самооценка и академическая производительность. Аналогичным образом, взаимодействие между группой и полом было значительным. Что касается социального признания, одаренные девочки оценили себя более позитивно, чем одаренные мальчики. Одаренные студенты имели более высокие баллы по общей академической успеваемости по сравнению с недостижимыми.

    Что касается детского восприятия родительских взглядов, то многомерный анализ дисперсии не выявил существенных различий в отношении группы одаренных и недосягаемых. Аналогичным образом, в отношении самовосприятия родителей относительно их родительских установок не было обнаружено существенных различий в отношении группы одаренных и недокуривших.

    К интеллектуальным чувствам относятся любознательность, удивление, сомнение, удовольствие от удачного решения задачи, разочарование при неумении ее решать. Первоклассник испытывает огромную радость от того, что научился читать, писать, решать задачи. Процесс познания, вызывая удовольствие, способствует формированию познавательных интересов. Известно, что младшему школьному возрасту свойственно конкретно-эмпирическое мышление, когда больше интересуют факты, чем причины. Но постепенно дети должны начинать оперировать такими понятиями как: следствие, различие, сходство, совместимость, несовместимость и др., играющими большую роль в формировании абстрактного мышления.

    Результаты этого исследования показали существенные различия между одаренными и недостижимыми по отношению к интеллекту, при этом первый из них представлял более высокие баллы для этой переменной. В настоящем исследовании результаты показали, что существуют значительные различия в отношении разведывательной переменной по отношению к полу в пользу студентов-мужчин. Что касается разведки, данные выявили значительные взаимодействия между группой и полом; одаренные ученики выступали лучше, чем одаренные ученики.

    Кроме того, несовершеннолетние работали лучше, чем студенты-недоучители. При таком типе оценки, который способствует индуктивному мышлению, наблюдается тенденция к получению более высоких валовых оценок. Была подтверждена гипотеза о том, что одаренные несовершеннолетние склонны представлять плохую работу в стандартизированных тестах по сравнению с другими одаренными. Однако, учитывая, что наличие двойной исключительности является наставником низкой производительности и что вдвойне исключительные люди проявляются в большем количестве среди недосягаемых лиц, эта ситуация, возможно, привела к уменьшению некоторых точек в валовых оценках, но они остаются выше среднего, Широко исследуемый и обсуждаемый интеллект представляет собой важную переменную в понимании феномена одаренности и его многочисленных вариаций.

    Эстетические чувства . Это особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного, которые проявляются в самых разнообразных формах. Источники эстетических чувств – произведения искусства, литература и др. Общение с искусством должно приносить ребенку огромную радость. Но собственная его активность в области какого-либо вида искусства низка, поэтому в развитии эстетических чувств велика его роль воспитателя. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношение в коллективе.

    Практическое занятие №9 Тема: Становление межличностных отношений в классном коллективе. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

    План:

    1.Особенности личности младшего школьника и ее потребностей.

    2. Развитие потребностей

    2.Эмоциональная сфера учащихся начальных классов.

    4. Становление межличностных отношений в клаасном коллективе

    Литература

      Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Возрастная и педагогическая психология. Тексты. М.. 1992. –С. 243-259.

      Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. – С. 227-280.

      Мухина В.С. –М., 1999. – С. 249-321.

      Немов Р.С. Психология. – М., 1994. – Кн. 2. – С. 104-114, 171-181.

      Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.

    Тема №10. Характеристика подросткового возраста. Развитие познавательных процессов и интересов у подростка.

    Основные аспекты темы: Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков.

    Л.С. Выготский о двух фазах подросткового возраста. Проблема продолжительности подросткового возраста, критерии его начала и конца. Взгляды психологов на причины «кризиса подросткового возраста». Основные причины кризисного характера переходного периода – система отношений взрослых к подросткам. «Чувство взрослости» как основное новообразование подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости.

    Возникновение интимно-личностного общения со сверстниками как особого типа деятельности. Поступок как единица поведения. Морально-этический кодекс подростничества.

    Дружба подростков и особенности её развития.

    Половозрастные особенности подростков. Общество сверстников в школе и вне её. Общение и обособление. Подросток в неформальных молодёжных объединениях. Возрастно-психологические причины суицидальных попыток у подростков. Роль нового типа общения в формировании самосознания как основного новообразования данного периода. Возникновение внутренней жизни как особой сферы жизни.

    Учебная деятельность подростков: причины спада и повышения успеваемости. Интересы и их изменения. Стабилизация интересов и проблема профессиональной направленности. Развитие познавательных процессов: понятийное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и память.

    Развитие особенности аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Развитие воли и стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

    Развитие чувств, особенности их переживания и выражения. Проблема оценки и самооценки. Формирование самоопределения и направленности личности.

    Специфика социальной ситуации развития подростка. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.

    Практическое занятие №10

    Тема: Характеристика подросткового возраста. Развитие познавательных процессов и интересов у подростка.

      Подростковый возраст как социально-историческое явление. Основные теории подросткового возраста в зарубежной психологии.

      Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте.

      Анатомо-физиолоическая перестройка организма и её влияние на процесс развития.

      Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

    Литература

    Тема №11: Учебная деятельность подростка. Развитие личности в подростковом возрасте.

    Основные аспекты темы: Как было отмечено выше, общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием.

    Из специфических особенностей общения подростков отечественные психологи выделяют то, что внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны, в общении с товарищами подростки проявляют стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны - стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях.

    В отно­шениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стрем­ления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаива­ет эту личную свободу как право на взрослость.

    В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место про­ведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

    Л.И. Уманский выделил следующие критерии развития малой группы: 1) единство целей, моти­вов, ценностных ориентаций членов группы, определяющее ее нравствен­ную направленность; 2) организационное единство; 3) групповая подго­товленность в определенной сфере деятельности; 4) психологическое един­ство. Диффузная группа, имеющая самый низкий уровень развития, сущест­вует только формально и не обладает ни одной из этих характеристик. Примером может служить класс в новой школе, набранный из детей, еще не знающих как следует друг друга. Более развитая группа - ассоциация, она имеет общую цель и структуру. Группе-кооперации присуще единство целей и деятельности, здесь есть групповой опыт и подготовленность.

    Наиболее развитые группы - корпорация и коллектив. Они отвечают всем критериям, приведенным выше; разница между ними заключается в нравственной направленности. Для корпорации характерны групповой эго­изм и индивидуализм, противопоставление себя другим группам. Такая замкнутая группа, сплоченная общими интересами, даже будучи высокоинтеллектуальной, всегда отчужденна, несколько враждебна по отношению к другим детям. Наоборот, коллектив более открыт и доброжелателен к тем, кто в него не входит. Ему не свойственны проявления отгороженности, кастовости, группо­вого эгоизма. В коллективе преобладают отношения взаимопомощи и взаимопонимания, благодаря чему эффективнее, чем в других группах, ре­шаются общие задачи, а трудности не вызывают дезорганизованности. Эмоциональная совместимость членов коллектива позволяет создать в группе благоприятную психологическую атмосферу.

    Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем соци­ального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Психологическое состоя­ние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Кроме того, не всех под­ростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодуш­ные к общим делам и успехам группы.

    Практическое занятие №11

    Тема: Учебная деятельность подростка. Развитие личности в подростковом возрасте.

      Особенности личности подростка.

      Особенности развития личности в подростковом возрасте: формирование самосознания, самооценки, уровня притязаний, новых мотивов деятельности, усвоение морально-этических норм.

      Особенности познавательных процессов и учебной деятельности в подростковом возрасте.

      Проблемы общения в подростковом возрасте: отношения со взрослыми и сверстниками.

      Психологические причины отклоняющегося поведения трудных подростков и пути их коррекции.

    Литература

      Кон И.С. психология ранней юности. – М., 1989.

      Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет. – М., 1997. – С. 140-160.

      Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1990. – Гл. I, II.

      Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997. – С. 347-422.

      Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 114-120, 181-193

    Тема №12: Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста ранняя юность).

    Основные аспекты темы: Юность – период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25 лет (в некоторых периодизациях возраст 21-25 лет определяют как молодость).

    В своей профессиональной деятельности школьный психолог имеет дело с молодыми людьми, стоящими на пороге юности, готовящимися переступить порог взрослой жизни – старшеклассниками. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего – это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а лот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение.

    В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

    Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

    В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

    Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

    Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

    В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

    В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

    Профессиональное самоопределение стимулирует раз-питие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

    В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.

    Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность Поговорим о самооценке в ранней юности. В российских школах была выявлена интересная динамика ее развития. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников – она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.

    В XI, выпускном классе, ситуация становится более напряженной. Часть старшеклассников сохраняет «оптимистичную» самооценку. У некоторых, напротив, преобладает неуверенность в себе. Их самооценка низка и конфликтна (в основном в эту группу попадают девочки).

    В связи с изменениями в самооценке, в XI классе повышается тревожность. Но, несмотря на разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным.

    Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.

    Практическое занятие №12

  • Loading...Loading...