Профессор лев давидович лиознер. Профессор Л.С

Профессор Корнелльского университета (США) У. Бронфенбреннер пользуется большой известностью в своей стране и далеко за ее пределами. Это объясняется не только распространением его научных трудов, но и его личными контактами с учеными многих стран.

Работы Бронфенбреннера привлекают актуальностью проблем, а сам автор - своей общественной активностью. Выявляя и анализируя социальные факторы, обусловливающие формирование личности человека, он неоднократно обращался к Конгрессу и Президенту США с предложениями об изменении и улучшении тех условий жизни, которые мешают нормальному развитию детей в Америке. По его собственным словам, важнейшей целью его научной деятельности является внесение конструктивных изменений в процесс социализации подрастающего поколения Соединенных Штатов. У. Бронфенбреннера тревожит ослабление роли американской семьи в воспитании детей, он изучает условия, способствующие эффективному обучению школьников, указывает на необходимость более тесной связи школы с семьей, занимается разработкой программ воспитания детей с низким социальным статусом («обездоленных», по его выражению), выявляет причины роста преступности среди несовершеннолетних и т. д. Будучи одновременно детским и социальным психологом, профессор Бронфен бреннер проводит сравнительные исследования в области воспитания не только в своей стране, но и за рубежом. В Советском Союзе, например, он бывал много раз и, пользуясь разработанной им оригинальной экспериментальной методикой, вместе с советскими педагогами и психологами собрал интересные данные об особенностях нравственно-психологического облика советских детей и о методах коллективного воспитания.

Хорошо владея русским языком, У. Бронфенбреннер изучает советскую психологическую и педагогическую литературу, общается с советскими психологами и педагогами. Он первый из американских ученых высоко оценил педагогический опыт А. С. Макаренко. В 1967 г. в США вышла «Книга для родителей» А. С. Макаренко под редакцией и с предисловием Бронфенбреннера. Нам кажется, что с этим предисловием следует познакомить советских читателей подробнее, так как, рассматривая и оценивая взгляды Макаренко, Бронфенбреннер высказывает и свою точку зрения на проблемы воспитания детей, а это в свою очередь поможет лучше понять книгу «Два мира детства: дети в США и СССР».

Бронфенбреннер не случайно выбрал для перевода на английский язык книгу Макаренко именно о семейном воспитании. Американский ученый убежден, что ребенок должен получать воспитание прежде всего в семье. Он считает, что «главными агентами» воспитания являются родители, тогда как другие лица и группы могут выполнять лишь вспомогательную роль. Родительской любви он придает особое значение, полагая, что без нее нельзя воспитать хорошего гражданина. В подтверждение своей мысли Бронфенбреннер ссылается на Макаренко, который говорил, что «люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди». Бронфенбреннер подчеркивает высказывание Макаренко, что главное в семейном воспитании - это «дух семьи», атмосфера взаимной привязанности, помощи, требовательности, ответственности и уважения. Ему представляется важным положение о том, что родители обязаны выполнять свой высокий гражданский долг и служить примером своим детям. Ссылаясь на текст книги и разбираемые в ней конкретные ситуации, Бронфенбреннер пишет: «Эта книга может кое-что сказать и западному читателю. В Советском Союзе заботятся не только об образовании детей, но и о воспитании у них таких качеств, как альтруизм и служение своему обществу. Можем ли мы утверждать, что это неприменимо в нашем обществе?..» Он сетует на то, что в США наблюдается уменьшение требовательности к детям, что у них не воспитывается чувство ответственности. Дети слишком много времени проводят вне семьи, среди сверстников, следствием чего является рост антисоциальных тенденций в поведении несовершеннолетних. В связи с этим Бронфенбреннер ставит вопрос: «Не можем ли мы использовать уроки А. С. Макаренко об ответственности семьи и коллектива? Это не означает,- тут же оговаривается он,- признания нами примата коллектива над личностью, но она (ответственность) должна выходить за пределы дома, должна проявляться в отношении к окружающим и обществу в целом». У. Бронфенбреннер тесно связывает педагогические взгляды Макаренко с современной практикой советского воспитания. Именно с этих позиций он и проводит в своей книге «Два мира детства» анализ «мира», в котором живут и «социализируются» советские дети. Каково же отношение У. Бронфенбреннера к тому, что он увидел в этом «мире»? По-видимому, оно далеко не однозначно. Многое он считает положительным. Он часто и подробно останавливается на фактах, в которых обнаруживается забота старшего поколения о младшем. Этой заботе Бронфенбреннер придает особое значение, так как видит в ней показатель жизнеспособности общества и залог его прогресса. Его привлекают теплые эмоциональные отношения между родителями и детьми, стремление даже посторонних людей участвовать в вое питании ребенка; ему нравится организация различных видов шефства, начиная от шефства старших классов нал младшими и кончая шефством заводов и фабрик над детскими садами и школами. Правда, иногда забота старших начинает казаться Бронфенбреннеру чрезмерной, сковывающей инициативу и самостоятельность ребенка. Главным в воспитании он считает создание определенных условий социализации детей, а не специальные приемы педагогического воздействия.

Немало положительных моментов Бронфенбреннер находит в организации общественного воспитания детей в СССР. Анализируя работу дошкольных учреждений - яслей и детских садов, он отмечает раннее приобщение ребенка к жизни в коллективе. Говоря о воспитании в школе, он и здесь находит много позитивного. Бронфенбреннеру очень нравится торжественно-эмоциональная атмосфера, которая окружает ребенка при поступлении в школу. Он подробно описывает первый день школьной жизни: цветы, праздничность, радостное настроение. В такой традиции Бронфенбреннер видит один из способов воздействия на чувства детей, создания единства между учениками, учителями и родителями. Бронфенбреннер подчеркивает, что в задачу советской школы входит не только обучение, но и воспитание детей, и в этом, по его словам, наиболее существенное отличие ее от западных школ. Он считает важной и организацию коллектива учащихся, через который происходит приобщение подрастающего поколения к жизни общества.

Итак, Бронфенбреннер находит много нового и интересного в практике советского воспитания. Более того, ему кажется, что некоторые аспекты советской практики вполне согласуются с принципами американской социальной психологии. Он только сожалеет, что в Америке эти принципы в значительной степени не выходят за рамки лабораторных исследований, тогда как в Советском Союзе они применяются в национальном масштабе.

И тем не менее многое в «мире» советских детей вызывает у американского ученого сомнения и даже опасения. В частности, Бронфенбреннера смущает положение Макаренко о необходимости воспитания ребенка «в коллективе, коллективом, для коллектива». Он усматривает в этом признание примата коллектива над личностью и передачу основных функций воспитания ребенка из рук семьи в руки общества. В сомнениях Бронфенбреннера надо разобраться по существу, так как они типичны для многих западных специалистов. Необходимо выяснить, что здесь является плодом недоразумений, а что результатом недостаточной последовательности в рассуждениях самого автора книги.

Начнем с недоразумений. Еще и еще раз следует сказать, что А. С. Макаренко никогда и нигде не говорил о том, что ребенка надо воспитывать «для коллектива». Он утверждал, что воспитание происходит в коллективе и через коллектив, но никак не для коллектива. Бронфенбреннер здесь повторил довольно распространенную ошибку, на самом деле такой формулы у Макаренко не было и не могло быть, так как он рассматривал коллектив как средство воспитания и общественную среду, необходимую для полноценного и всестороннего развития личности. А понятие всестороннего развития включает в себя формирование индивидуальных способностей человека, его самостоятельности и инициативы. Теперь по существу: плохо или хорошо воспитывать ребенка в коллективе и через коллектив? Мне кажется, что на этот счет не может быть двух мнений. Во всяком случае, здесь нет расхождения и со взглядами самого Бронфенбреннера, которые он излагает в своей книге. Он пишет, что у подрастающего поколения необходимо воспитывать чувство социальной ответственности, гуманное отношение к людям.

Но ведь человека формирует опыт, совершаемые им действия и поступки (сам Бронфенбреннер любит употреблять слово «социализация», которое означает воспитание путем организации социального опыта). Каким же образом у ребенка могут появиться указанные черты, если не ставить его в такие условия, в которых он практически смог бы проявить заботу о других людях, помочь товарищам, почувствовать ответственность за общее дело? Где ребенок может научиться достигать «возвышенных целей» и разрешать «свои проблемы в свете проблем более высоких социальных структур»? Ведь ко всему этому нельзя приобщить ребенка путем словесных нотаций, морализирования и тому подобных методов (кстати, такие методы не вызывают симпатии у самого Бронфенбреннера). Автор книги выдвигает путь моделирования - воспитания через пример, через образец. Но для моделирования также нужны реальные условия, определенный плацдарм, и таким плацдармом может быть только коллектив - сначала семейный, потом школьный, потом производственный. Ведь коллектив - это такое объединение людей, которое связано совместной деятельностью, направленной на достижение значимых для них и вместе с тем общественно значимых целей. С помощью коллектива каждый его член получает возможность проявить именно те качества, которые так ценит в людях Бронфенбреннер, а как психолог он понимает, что основу характера составляют закрепившиеся и ставшие привычными формы поведения ребенка и формы его взаимоотношений с людьми.

Итак, поставим точку над i: не только с позиции советских ученых, но и с позиции американского психолога У. Бронфенбреннера, изложенной в его книге, воспитание в коллективе и через коллектив должно быть признано наиболее целесообразным для формирования нравственной личности человека и гражданина.

Ратуя за доминанту семьи и ответственность родителей, автор книги тем не менее понимает, что очень скоро любой ребенок выходит в широкий мир общественных отношений. При этом Бронфенбреннера весьма беспокоит, что детские группы в Америке не организованы взрослыми, .что они получают излишнюю автономию, в результате чего подрастающее поколение не усваивает социальных ценностей. Его тревожит также, что у молодежи развивается дух сепаратизма, стремление к агрессии, к насилию. Если это так, то почему же надо бояться вступления в педагогически организованный коллектив? Судя по книге, Бронфенбреннера волнует не столько «перепоручение» детей заботам общества, сколько освобождение семьи от этих забот. Однако в Советском Союзе ни забота о ребенке, ни ответственность за него с семьи отнюдь не снимаются. Да и родители совсем не стремятся снять с себя ответственность. Неслучайно выдвигавшаяся некоторыми учеными идея интернатов для детей, имеющих родителей, не нашла общественной поддержки.

Бронфенбреннер опасается также, что воспитание в коллективе обязательно предполагает давление на его членов. Конечно, можно так организовать воспитание в коллективе, что оно будет ограничивать свободу и инициативу ребенка, стандартизировать его личность. Против этого предостерегала еще Н. К. Крупская. Она настоятельно советовала взрослым организаторам детского коллектива всегда иметь в виду интересы и запросы самих детей, предупреждала о недопустимости административного давления со стороны взрослых. То, что воспитание в коллективе требует тончайшей «инструментовки», прекрасно понимал и А. С. Макаренко. В этой связи следует указать на некоторые существенные стороны его педагогической системы. Прежде всего, он считал, что детский коллектив, выражаясь современным языком, должен быть саморегулирующейся системой. Коллектив должен быть полноценным организмом, живущим своей собственной жизнью, постоянно к чему-то стремящимся и развивающимся. Взрослый воспитатель для того, чтобы получить возможность правильно руководить детским коллективом, должен стать старшим его членом и, таким образом, влиять на него не извне (путем давления), а изнутри, увлекая детей и помогая им в организации их собственной жизни и деятельности. Макаренко тщательно продумал методику построения органов детского самоуправления, он выдвинул идею создания так называемых «сводных» отрядов, которые формировались на короткий срок для выполнения отдельных заданий. Это позволяло так строить взаимоотношения детей, чтобы каждый ребенок мог быть одновременно в одной системе отношений руководителем, а в другой - исполнителем. К сожалению, анализ именно этих аспектов коллективного воспитания не получил отражения в книге «Два мира детства».

И все же эта книга весьма интересна для советского читателя. Она позволяет увидеть, как воспринимается наша действительность человеком иного мировоззрения, который, однако, поставил перед собой задачу выявить все то положительное в воспитании подрастающего поколения Советского Союза, что можно было бы использовать в его стране. Но книга интересна не только этим. В ней отражен мир детей американского общества. При этом автор с достаточной откровенностью, как говорится, без утайки анализирует те мучительные проблемы, которые волнуют многих людей Америки. Кроме того, для психологов, педагогов и социологов книга Бронфенбреннера представляет и специальный интерес. Приведенный в ней материал свидетельствует о немалой роли социальной психологии в решении актуальных вопросов воспитания молодого поколения США. Впечатляет большое количество социально-психологических и социально-педагогических исследований, направленных на изучение многочисленных факторов, влияющих на процесс социализации детей. Примером могут служить исследования, вскрывающие степень воздействия на ребенка телевизионных передач. Десятки экспериментов посвящены только тому, чтобы узнать, какое количество часов дети различных возрастных групп и разного социального статуса проводят у телевизоров. Вывод ужасающий: к 16 годам ребенок в среднем проводит у телевизора от 12 000 до 15 000 часов, то есть 16- 20 полных месяцев по 24 часа в сутки! Исследования о влиянии фильмов со сценами насилия проводятся в Америке во многих штатах, в разных университетах, различными учеными. В таком же масштабе организованы и другие социально-психологические исследования. Например, изучается роль тех или иных факторов в повышении качества обучения, влияние на поведение ребенка семейных обстоятельств, социальной, расовой и возрастной сегрегации и т. п. Все эти исследования имеют в основном прикладной характер. При их проведении, как правило, не ставится задача проникнуть в психологическую природу изучаемого явления, проанализировать закономерности процесса его возникновения. Американские ученые ограничиваются в основном установлением различных зависимостей между определенными показателями. Это важная, но не главная задача. К тому же неточное знание психологической природы изучаемого явления может привести и к сомнительным выводам. Например, по данным одного исследования, приведенного в книге Бронфенбреннера, получилось, что единство требований к ребенку со стороны родителей приводит к отсутствию у ребенка самостоятельности. Такой вывод не внушает доверия. Педагогический опыт говорит о другом: при наличии разных требований дети склонны не столько вырабатывать свою линию поведения, сколько приспосабливаться к создавшейся ситуации, что, естественно, формирует не самостоятельность, а приспособленчество. Поэтому возникает и другой вопрос: какое психологическое содержание вкладывали авторы исследования в понятие самостоятельности, какими критериями пользовались, измеряя это качество? Ведь часто два явления, внешне сходные между собой, оказываются по своей сути совершенно различными. Можно, например, легко спутать настойчивость и упрямство. Между тем первое предполагает умение добиваться поставленной цели, в то время как второе - упрямство - обусловлено исключительно мотивом самоутверждения, то есть желанием настоять на своем.

Родился 22.01.1930 г. в семье служащих. В связи с частыми переездами родителей среднее образование получал в школах: Сампур (Тамбовская обл.), Бугуруслан (Чкаловская ныне Оренбургская обл.), Чебоксары. С 1948 по 1954 г. обучался на лечебном факультете КГМИ. В годы учебы занимался в студенческом кружке при кафедре акушерства и гинекологии № 1 под руководством проф. П.В. Маненкова, изучал типы нервной деятельности у беременных женщин.

По окончании института с 1954 по 1957 г.— практический врач. Некоторое время работал акушером-гинекологом в Шугуровской ЦРБ, а затем в МСЧ Казанского оптико-механического завода.

В 1957 г. поступил в аспирантуру на кафедру акушерства и гинекологии № 1, которую закончил в 1960 г. и был оставлен ассистентом той же кафедры. В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию «Ручное или инструментальное обследование полости матки в раннем послеродовом периоде?» (научный руководитель — проф. П. В. Маненков). В названии диссертации был поставлен вопрос, так как к середине 50-х годов на смену ручного обследования полости матки в раннем послеродовом периоде стали рекомендовать выскабливание полости матки, и появилась необходимость определения показаний и противопоказаний к тому или иному виду обследования. В работе проведен анализ более тысячи клинических наблюдений в родильных домах Казани и сделано научно- практическое заключение о правомочности применения обоих методов обследования матки в раннем послеродовом периоде при соответствующих показаниях и соблюдении условий выполнения. В итоге в дальнейшем этот вопрос в специальной литературе больше не дискутировался.
В 1967 г. утвержден в учёном звании доцента.
В 1972 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Реконструкция влагалища у женщин тонким кожным лоскутом, взятым дерматомом» (научный консультант — проф. П. В. Маненков). В этой работе был экспериментально обоснован метод кожного кольпопоэза свободной кожной пластикой. Установлены причины сужения неовагины и разработаны меры устранения и предупреждения сужения. В свою очередь, это позволило разра-ботать и успешно внедрить модификацию метода в клиническую практику. Опыт выполнения 320 операций и последующее 30-летнее наблю-дение за пациентками позволяют рекомендовать включение кожного кольпопоэза свободным тонким лоскутом, взятым дерматомом, в оперативную гинекологию.
С 1972 г. по 1995 г. заведовал кафедрой акушерства и гинекологии № 1 КГМИ. В 1974 г. утверждён в учёном звании профессора кафедры акушерства и гинекологии. За успешную работу сотрудников кафедры в 1983 году кафедре был присвоен титул «Коллектив коммунистического труда».
С 1995 г.— профессор кафедры.
Им опубликовано более 250 научных работ по актуальным вопросам акушерства и гинекологии.
Под его руководством выполнено одна докторская и десять кандидатских диссертаций. Особое внимание уделялось изучению акушерских кровотечений, гестозов, нелекарственному лечению в акушерстве и гинекологии и основной родоразрешающей операции — кесареву сечению. Подытожен опыт нескольких поколений сотрудников клиники за 100 лет и внесены в проведение операции кесарево сечение организационные и технические требования сегодняшнего дня. В результате частота кесарева сечения в клинике с 0,2% (1916) возросла до 20% (2000). При этом материнская смертность снизилась с 6,8% (1928) до 0,044 % в последнее деся-тилетие XX века.
Предметом постоянного внимания было изучение истории кафедры и клиники. По результатам исследования архивных материалов медицинского факультета КГУ и КГМИ опубликовано более 100 очерков, среди которых особенно выделяется циклы «К 150-летию со дня рождения проф. В.С. Груздева» и «Рассказы из музея». Некоторые из них выставлены на сайте кафедры акушерства и гинекологии № 1 КГМУ. Отдельно необходимо отметить публикацию «Перечня» юбилейных мероприятий проф. В.С. Груздева, начиная с 1916 г. и до 2016 г. Издано 7 книг, 2 в рукописи (перечень см. дальше). Дано 8 интервью различным СМИ. Снято 4 видеоинтервью: в ТV-фильме «У истоков жизни» (телекомпания Эфир), «Время историй» (СНО КГМУ), «Автобиографичное» (хранится в музее истории КГМУ), в серии клуба «Дети войны» (хранится в фирме «Аярис»). Составлена «Библиография» по истории кафедры и клиники с 1804 по 2017 г. (рукопись на диске). Имеется 1 свидетельство на изобретение, 2 заявки на авторское свидетельство, 6 удостоверений на рациональные предложения, 15 мето-дических писем и рекомендаций, одна монография (рукопись) «Кожный кольпопоэз».
Врач высшей категории. Награжден значками «Победитель социалистического соревнования» (КГМИ, 1976), «Отличник здравоохранения СССР» (1982), медалями «Ветеран труда», «В память 1000-летия Казани» (2005), «За большой вклад в развитие акушерства и гинекологии» (2009), «За заслуги Honoris causa» (2014). Присвоены почетные звания «Заслуженный врач ТАССР» (1990), «Заслуженный деятель науки РТ» (1994), «Почётный член Российского общества акушеров-гинекологов (2009). Отмечен «Благодарственными письмами» Председателя Государственного Совета РТ Ф.Х. Мухаметшина (2014), министра здравоохранения РТ А.З. Фаррахова (2010), председателя научного общества акушеров-гинекологов г. Казани проф. И.Ф. Фаткуллина (2010). Удостоен специальным дипломом «Лидер электронного голосования» за проект «Очерки истории акушерско-гинекологической кафедры и клиники КГМУ» по итогам конкурса проектов, посвящённых 200-летию КГМУ (2014). Неоднократно отмечен приказами МЗ РСФСР, ТАССР и выставлялся на Доску Почёта КГМУ.
За время работы в КГМУ многократно проходил различные виды повышения квалификации: философский факультет ВУМЛ (1960), факультет идеологических кадров КГМИ, медицинская генетика (Москва, 1979), факультет повышения квалификации по педагогике высшей школы (Москва, 1976, Ленинград, 1981, Киев, 1986, Новосибирск, 1990). Участник работы международных семинаров: «Хирургическая стерилизация женщин» (Москва, 1991), «Актуальные проблемы оперативной гинекологии, эндохирургии» (Москва, 1992), группа «Агеs-Sеrоnо и современные методы лечения бесплодия» (Самара, 1992), «Современные подходы к физической подготовке в спорте» (Казань, 2017). Постоянный участник всероссийских и всесоюзных съездов акушеров-гинекологов и VII Международного конгресса акушеров-гинекологов (Москва, 1973), на выставке которого был выставлен оригинальный каркас для кольпопоэза собственной конструкции.
Общественная работа: член правления Всероссийского и Всесоюзного научных обществ акушеров-гинекологов, председатель Казанского филиала Всероссийского общества акушеров-гинекологов, зам. председателя комиссии родовспоможения и член аттестационной комиссии МЗ РТ, член редколлегии «Казанского медицинского журнала», член специализированного совета по защите диссертаций. Председатель Совета Ветеранов КГМУ (2009-2015).
Хобби: горный туризм. В мае 1985 г. в честь 40-летия Дня Победы участвовал во Всесоюзной альпиниаде и поднялся на восточную вершину Эльбруса, 5642 м. Горные лыжи до настоящего времени. В студенческие годы — прыжки с трамплина.

Книги (в соавторстве с Н.В. Яковлевым):
1. Лихачёвский родильный дом. Казань, «Медицина», 2011, стр.134.
2. Очерки истории акушерско-гинекологической кафедры и клиники Казанского медицинского университета. Казань, «Медицина», 2012, часть 1, стр.297.
3. Очерки истории акушерско-гинекологической клиники и кафедры Казанского медицинского университета. Казань, «Медицина», 2013, часть 2, стр. 170.
4. История развития операции кесарево сечение в Казани. Казань, «МеДДоК», 2015 (первое издание, стр. 147), 2017 (второе издание, 147).
5. Casus extraordinarius (из практики врача акушера-гинеколога). Казань, «МеДДоК», 2015. стр. 228.
6. Мгновения (автобиографичное: от студента до профессора). Казань, «МеДДоК», 2015, стр. 217.
7. Победу приближали как могли (соавт. А.С. Семёнова, Н.А. Гадельшина). Казань, КГМИ, 2016, стр. 223.
8. Проф. В.С. Груздев и его школа (рукопись). 2018.
9. Проф. В.С. Груздев, его ученики и последователи о сократительной деятельности матки (рукопись). 2018.

Библиография:
1. Альбицкий В.Ю., Амиров Н.Х. (ред.) - КГМУ (1804- 2004), заведующие кафедрами и профессора, биографический словарь. Казань, «магариф», 2004, - С. 472.
2. Газета «Советский медик», 1987, № 22 - Кафедра повивального искусства (к 175-летию преподавания акушерства в Казани).
3. Газета «Казанский медик» — 2000.— № 7 (поздравления к 70-летию).
4. Газета «Казанский медик» - 2015. - № 1 (поздравления к 85-летию).
5. Газета «Казанский медик» - 2017. - №№ 6, 7, 8 (автобиографичное).
6. Газета «Казанский медик» - 2018, № 1 (автобиографичное).
7. Садыков Б.Г. Профессор Лев Александрович Козлов (к 60-летию) // Казанский мед. ж., — 1990,— №1,— С. 70—71.
8. Татарский энциклопедический словарь — Казань, 1999, — С. 282.
9. Цвелев Ю.В., Айламазян Э.К., Беженарь В.Ф. - Связь времён. Акушеры-гинекологи России за три столетия. Биографический справочник. Н-Л., 2010, - С. 578.

Публикации профессора Л.А. Козлова (1966-2017 гг.)
в обратном хронологическом порядке

118. Козлов Л.А. Короткие рассказы начинающего акушера-гинеколога. Рассказ первый - «О мотоцикле». Медико-фармацевтический Вестник Татарстана, 2017, № 2, С. Х-Х.

116. «Ассистент М.В. Монасыпова - ученица профессора В.С. Груздева», С. 144-149.

115. «1418 дней из жизни акушерско-гинекологической кафедры и клиники КГМИ», С. 129-140.

114. Козлов Л.А., Семёнова А.С., Гадельшина Н.А. «Победу приближали как могли». Казань, КГМИ, 2016, С. 223.

113. Козлов Л.А, Хуснутдинова Л.Д. «В.С. Груздев и Б.С. Тарло о нижнем сегменте матки». Медико-фармацевтический Вестник Татарстана, 2016, № 7, С. 14-16.

112. Козлов Л.А. «Воспоминания в связи с 85-летием кафедры физического воспитания КГМИ». Медико-фармацевтический Вестник Татарстана, 2016, № 6, стр. 13-15.

109. Козлов Л.А., Яковлев Н.В. «Профессор В.С. Груздев - казанский феномен ХХ века». Практическая медицина, 2016, « 1(93), стр. 7-15.

108. Козлов Л.А. «Профессор В.С. Груздев - казанский период научно-врачебной деятельности». Медико-фармацевтический Вестник Татарстана, 2016, № 2, стр. 18-21.

107. Козлов Л.А., Рябинкина Т.С. Преданья старины глубокой (к 150-летнеу юбилею со дня рождения проф. В.С. Груздева). Status Praesens, #5 11/2016/, стр. 37-39.

106. Козлов Л.А., Коновалова В.Н., Халифаева Ш.Х. «Историческое значение забытой работы В.С. Груздева. В кн.: «Два сердца как одно». Материалы научно-практической конференции молодых учёных. Пермь, 2015, С. 59-64.

105. Козлов Л.А. «Ассистент М.В. Монасыпова - ученица проф. В.С. Груздева». Медико-фармацевтический Вестник Татарстана, 2015, № 3, стр. 28-30.

104. Козлов Л.А. «Поиски и находки: к истории внедрения кесарева сечения в Казани». Дневник казанской медицинской школы, 2015, № 1У (Х), стр. 49-56, а так же в Медико-фармацевтическом Вестнике Татарстана, 2015, № 7, стр. 11-15.

103. Козлов Л.А. «Мгновения». Казань, «МеДДоК», 2015, С. 217

102. Козлов Л.А., Яковлев Н.В. «История развития операции кесарево сечение в Казани». Казань, «МеДДоК», 2015, С. 147.

101. КозловЛ.А. «Casus extraordynasyus». Казань, «Медицина»,2015, С. 228.

100. Фаткуллин И.Ф., Козлов Л.А., Галимьянова Э.И. «Страницы истории развития школы казанских акушеров-гинекологов (к 80-летию кафедры акушерства и гинекологии № 2 КГМУ). Доктор.РУ, 2014, № 1, стр. 95-98.

99. Козлов Л.А. «Десять лет между двумя фотографиями». Медико-фармацевтический Вестник Татарстана, 2014, № 10, стр.

98. Козлов Л.А. «Короткие рассказы о долгих размышлениях». Медико-фармацевтический Вестник Татарстана, 2014, № 8, стр.

97. Козлов Л.А., Журавлева В.И., Гарифуллова Ю.В. «Об иглах, забытых в женских гениталиях». Медико-фармацевтический Вестник Татарстана, 2014, № 8, стр. 12-13.

96. Козлов Л.А., Журавлева В.И., Хайрутдинова С.Г., Жарких Е.В., Шарафутдинова Р.Т. «Беременность в атретичном рудиментарном роге матки». «Медицинский», 2014, № 2, стр. 56-62.

95. Козлов Л.А., Яковлев Н.В. «Роль гинатрезии в возникновении «острого живота». «Медицинский», 2014, № 1, стр. 59-62.

94. Козлов Л.А., Петросянц Т.Г., Хайрутдинова С.Х. «О диагностической и лечебной тактике при интерстициальной трубной беременности» // Сб. Научно-практических статей «Актуальные вопросы судебной медицины и права», Казань, 2013, выпуск 4, стр. 74-79.

92. Козлов Л.А. «Чудо природы: обширный варикоз вульвы и нижних конечностей при беременности» // Медико-фармацевтический Вестник Татарстана, 2013, №3, стр.14.

90. Козлов Л.А., Яковлев Н.В. «Синдром Ашермана» // «Медицинский», 2013, №10, стр.56-58 и № 11 (продолжение), стр. 56-58.

89. Козлов Л.А. «Festinalente» (к 60-летию 143 выпуска врачей КГМИ) // «Медицинский», 2013, №9, стр. 58-62

88. Козлов Л.А., Яковлев Н.В. «Рассказы из музея: 3) Интерстициальная трубная беременность в левом роге матки» // «Медицинский», 2013, №8, стр. 77-82.

87. Козлов Л.А., Яковлев Н.В., Овчинников П.В. «Дальнейшее развитие операции кесарево сечение в Казани» // «Медицинский», 2013, №6, стр. 51-54 и №7 (продолжение), стр. 52-54.

Козлов Л.А. «Курьезы от миомы матки: акушерство» // «Медицинский», 2013, №5, стр. 50-54

Козлов Л.А. «Курьезы от миомы матки: гинекология» // «Медицинский», 2013, №4, стр. 60-62

Козлов Л.А. «Casusextraordinarius: 1) редкое осложнение фибромиомы матки 2) гроздъевидная саркома шейки матки // «Медицинский», 2013, №3, стр. 65-70.

Козлов Л.А., Яковлев Н.В. «Рассказы из музея: 1) molacarnosahydatidosa; 2) об ошибках при диагностике хорионэпителиомы» // «Медицинский», 2013, №2, стр. 62-66

Козлов Л.А., Журавлева В.И. «Из пережитого: о запоздалой диагностике разрыва матки и новом решении этой проблемы» // «Медицинский», 2013, №1, стр. 76-80.

Козлов Л.А., Яковлев Н.В. «Очерки истории акушерско-гинекологической клиники и кафедры Казанского медицинского университета» // Казань, «Медицина», 2013, ч.2, 169 с.

Козлов Л.А., Кливленд Г.О. «В.С. Кандаратский - забытые научные исследования ученика профессора В.С. Груздева» // Материалы международной конференции «Становление государственной медицины в России (18-20 вв.)». М., 2012, стр. 129-131

«Святое призвание» (интервью) // «Казань», 2012, №6, стр. 8-17

Козлов Л.А. «Из пережитого: о себе и людях (штрихи к портрету Учителя)» // «Медицинский», 2012, №1, стр. 63-66

Козлов Л.А., Яковлев Н.В. «Очерки истории акушерско-гинекологической кафедры и клиники Казанского медицинского университета» // Казань, «Медицина», 2012, ч.1, 207 с.

Козлов Л.А. «Нарушения мочеиспускания, не связанные с урологическими заболеваниями» // МФВП, 2012, № 29, стр. 16

Козлов Л.А. «О баллонообразном расширении rectum» // МФВП, 2012, №34, стр. 23

Козлов Л.А. «Еще раз об инородных телах в женских гениталиях» // МФВП, 2012, №34, стр.21

Козлов Л.А. «Experimentia est optima magistra» // МФВП, 2012, № 34, стр. 22-23

Козлов Л.А. «Peregrinatio est vita» // МФВП, 2012, №27, стр. 20

Козлов Л.А., Журавлева В.И. «Молочная железа в вульве» // Казанский мед. ж., 2012, том 93, №5, стр. 838-840.

Козлов Л.А. «Amor non est medicabilis herbis» // МФВП, 2012, №19, стр. 22

Козлов Л.А. «Tertium non datur» // МФВП, 2012, №3, стр. 22-23

КозловЛ.А. «Vita brevis ars longa» // МФВП, 2012, №2, стр. 22-23

Козлов Л.А., Яковлев Н.В. «Этапы становления преподавания акушерства и гинекологии в Казани» // Материалы VIВсероссийской научно-практической конференции молодых ученых-медиков, Казань, 2012, стр. 11-17

Козлов Л.А. «Дыхание войны» // В книге «Детство, израненное войной», Казань, КГМУ, 2012, стр. 5-14

Козлов Л.А. «Pulsate et aperietus vobis” // МФВП, 2011, №36, стр. 28-29

Козлов Л.А. «Guttacavatlapidemnonvi, sedsaepo cadendo» // МФВП, 2011, №33, стр. 27-28

Козлов Л.А. «Naturasanat, medicuscuratmorbus» // МФВП, 2011, №30, стр. 20-21

Козлов Л.А., Яковлев Н.В. «Лихачевский родильный дом» // Казань, 2011, С. 131

Козлов Л.А., Яковлев Н.В. «Профессор В.С. Груздев — корифей и просветитель» // Казанский мед. ж., 2011, том ХСП, №5, стр. 657-658

Козлов Л.А. «Интуиция — что это такое (штрихи к портрету Учителя)» // МФВП, 2011, №24, стр. 33

Козлов Л.А. «Рассказ об инородных телах и «не туда»» // МФВП, 2011, № 27, стр. 22-23

Профессор Лев Давидович Лиознер

Мирра Аспиз

Имя Л.Д. Лиознера занимает одно из ведущих мест среди не только отечественных, но и зарубежных ученых, изучающих восстановление органов и тканей у животных и человека, т.е. работающих в области регенерации.

Как восстанавливаются органы и ткани после их повреждений при ранениях, ожогах, обморожениях, после операций? Эта проблема издавна интересовала человечество. С незапамятных времен распространяются разные невероятные истории, легенды. Так, в древнегреческом мифе речь идет об одном из подвигов Геракла, который уничтожил десятиглавую гидру, пожиравшую путников, отрубая одну за другой ее головы. Едва из раны чудовища стекала черная кровь, на месте отрубленной головы вырастали две новые.

В русских народных сказках Иван-царевич сумел одолеть трехглавого змея, хотя у него на месте отрубленной головы всякий раз появлялась новая.

Сказочные истории возникали не случайно. Люди давно заметили, например, что у ящерицы отрастает оторванный хвост, а из половинок дождевого червя образуются два целых червя.

Ранения, получаемые на полях сражений, вызывали мечты о волшебных исцелениях.

Может ли кусочек живого тела дорасти до целого организма? Восстанавливается ли орган при удалении его части? Чтобы получить ответы на подобные вопросы, ученые уже в течение почти двух веков всесторонне изучают регенерацию. Оказалось, что у морской звезды на месте оторванного луча появляется новый. Более того, сам луч может дорасти до целой звезды. Полноценный ресничный червь планария возникает из крошечного отрезка его тела, даже из 1/280 его части.

Однако такие чудесные восстановления происходят только у низкоорганизованных животных. Изучению возможности регенерации у более высокоорганизованных животных посвятил свою научную деятельность и Л.Д. Лиознер.

Родился Лев Лиознер в 1909 году в Витебске в семье юриста, отец его окончил Гейдельбергский университет. Семья переехала в Омск, где отец служил помощником присяжного поверенного (после революции он работал юрисконсультом в разных учреждениях), мать была зубным врачом. Леля, (так звали его дома) с раннего детства отличался интересом к знаниям, необычной для ребенка усидчивостью. Самым большим удовольствием для него было чтение, к которому он пристрастился уже в четыре года. Пятилетнего сына мать застала за чтением Шекспира. Мальчика трудно было оторвать от книги, отправить на прогулку. Но, как и другие дети, он любил играть с солдатиками, им собрана прекрасная коллекция марок. Отец приучал его к спорту - он ходил на лыжах, плавал, занимался гимнастикой. Дома Леля изучал французский и немецкий языки, уже взрослым он выучил английский, итальянский и на всех этих языках читал как художественную, так и специальную литературу. Увлекшись философией, он читал в подлиннике Гегеля, Канта, Фейербаха, Шопенгауэра. По воспоминаниям его младшей сестры, он прилично играл на фортепиано.

В 1926 году после окончания средней школы юношу отправили в Москву к сестре отца С.А. Лиознер-Каннабих. Тетя и ее муж Ю.В. Каннабих были врачами-психиатрами. Они работали в основанном ими центре психиатрии в Петровском-Разумовском. На их свадьбу К.С. Станиславский преподнес молодым серебряный поднос.

Родственники уделяли племяннику много внимания. Возможно, под их влиянием он в 1927 году поступает на медицинский факультет 2-го МГУ (позднее реорганизованный во 2-й медицинский институт). Участие студента в работе студенческого кружка при кафедре общей биологии под руководством профессора Л.Я. Бляхера определило его научную судьбу. Выполняя свое первое исследование по анализу причин потери регенерационной способности с возрастом у бесхвостых амфибий, он решает свою дальнейшую деятельность посвятить исключительно биологии. За несколько месяцев до окончания медицинского института, в 1930 году, он переводится на биологический факультет МГУ, через год заканчивает его зоологическое отделение и сразу поступает научным сотрудником в Институт экспериментального морфогенеза Наркомпроса, где работал до 1941 года, когда институт ликвидировали. Одновременно Лев Лиознер с 1935 года работал ассистентом, а с 1940 года доцентом кафедры общей биологии 2-го мединститута. За это время он защитил кандидатскую (1936 год) и докторскую (1940 год) диссертации. На кафедре изучали самые животрепещущие вопросы биологии: причинность развития, регенерационные возможности разных тканей при восстановлении органов, роль гормонов в формообразовательных процессах и др. На формирование научных интересов молодого ученого оказали большое влияние крупные ученые, профессора Л.Я. Бляхер и М.А. Воронцова, в 1941 году Мария Александровна стала его женой.

Во время Великой Отечественной войны Л.Д. Лиознер выехал с институтом в Омск, с 1941 по 1943 год он исполнял там обязанности заведующего кафедрой. Ему удалось наладить в институте не только учебную, но и научную работу. В эвакуации у супругов родился сын Александр, впоследствии окончивший 2-й мединститут. Жизнь в Омске была очень тяжелой. Выручали посылки от родителей, живших тогда в Казахстане. В столовой Льву Давидовичу часто отдавала свою порцию актриса театра им. Вахтангова "великолепная Турандот" Цецилия Львовна Мансурова.

По возвращении в Москву Лев Давидович работал доцентом на кафедре. В 1946 году, после его увольнения из института, разумеется, по национальному признаку, ему удалось устроиться в Институт экспериментальной биологии Академии медицинских наук, в лабораторию роста и развития, которой заведовала М.А. Воронцова. Однако через четыре года администрация посчитала недопустимым пребывание в одной лаборатории мужа и жены, в результате чего Лев Давидович был освобожден "по сокращению штатов". Полгода он оставался без работы - тогда уже вовсю шла борьба с "безродными космополитами", а еще это было время после злополучной сессии ВАСХНИЛ, когда многие крупные биологи также оказались не у дел. В конце концов его приняли в Главное управление учебных заведений Минздрава РСФСР старшим методистом, потом он заведовал там методическим кабинетом.

В течение шести лет, будучи вынужденным работать в министерстве, Лев Давидович продолжал научные исследования с М.А. Воронцовой. Вместе они опубликовали шесть трудов, в том числе две монографии - "Тритон и Аксолотль" (1952) и "Физиологическая регенерация" (1955). Летом Лев Давидович выезжал на биологическую станцию Института экспериментальной биологии. В 1953-1956 годах ему приходится помогать уже тяжело больной Марии Александрове в работе с аспирантами, в 1956 году она скончалась. Основная работа по подготовке их совместной монографии "Бесполое размножение и регенерация" (1957) легла на него.

В начале 1953 года Лиознер лишается всякой работы, вынужденный перерыв в его деятельности длится до смерти Сталина, а в 1955 году ему предлагают по совместительству быть доцентом на кафедре биологии в Московском стоматологическом институте. В следующем году он проходит по конкурсу на заведование лабораторией роста и развития в Институте экспериментальной биологии. В 1971 году лаборатория вошла в состав Института морфологии человека АМН. Здесь Л.Д. Лиознер работал до конца своей жизни.

В 1958 году Лев Давидович женился на своей сотруднице И.В. Маркеловой. В ней совмещались достоинства хорошего научного работника и отменной хозяйки. Приготовленные ею пироги были неизменным украшением всех отмечаемых в лаборатории праздников. Их сын Владимир стал преподавателем географии.

Исследования Л.Д. Лиознера, начатые М.А. Воронцовой, опровергли традиционное мнение о том, что органы млекопитающих не способны к регенерации. Господствовавшая до этого точка зрения, по которой с повышением организации животных их регенерационная способность снижается, переносилась из одного учебника в другой. Результаты, полученные коллективом сотрудников и учеников Лиознера, доказали ее несостоятельность. Исследования проводили на разных внутренних органах: печени и почках, селезенке и надпочечниках, семеннике и яичнике, на слюнных, слезных и щитовидной железах. Был сформулирован особый способ восстановления внутренних органов, так называемая регенерационная гипертрофия, общий для всех позвоночных, включая человека. Постулировано, что о регенерации органов следует судить не по их форме, а по достигнутой ими функции. Обычная форма органа не восстанавливается, но образуется его исходная масса за счет увеличения, гипертрофии, оставшейся части. На раневой же поверхности новые ткани не возникают, т.е. нельзя выделить культю и регенерат.

О направлениях и результатах исследований Лиознера и его сотрудников можно судить по названиям вышедших в свет монографий: уже упомянутой выше "Бесполое размножение и регенерация", "Регенерация органов у млекопитающих", "Компенсаторная гипертрофия органов у млекопитающих", "Клеточное обновление", "Условия регенерации органов у млекопитающих", "Основные проблемы учения о регенерации", "Регенерация и развитие", а также по сборникам, посвященным разным аспектам регенерационного процесса. Им опубликовано 186 работ. Во всех них Лев Давидович не только излагал результаты своих исследований, но и отражал спорные и нерешенные вопросы, взгляды других исследователей, не согласных с его мнением. Он был в курсе всех новых работ в интересующей его области. Еженедельно в его лаборатории обсуждались результаты исследований и новинки литературы. Он всегда сам участвовал в проведении опытов в лаборатории, а в летний период и на биостанциях. Работоспособность Льва Давидовича поражала окружающих. Он мог писать в любой обстановке - в гостях, в поезде, печатать на машинке рядом с включенным телевизором. Им создана большая школа специалистов в области изучения регенерации. Его ученики работали, а некоторые продолжают работать в ряде научно-исследовательских институтов и учебных заведений. Он руководил диссертационными работами молодых ученых из разных уголков страны.

В 1979 году Л.Д. Лиознер ушел на пенсию, оставаясь консультантом. В письме своему приятелю профессору Е.В. Кадилову, заведующему кафедрой гистологии Ереванского зооветеринарного института, он писал: "Как хорошо быть консультантом, никакой ответственности. Я не посылаю ни в колхоз, ни на базу, я ни в чем не отчитываюсь. В институте бываю, когда хочу". Он продолжал работать над монографией "Регенерация и развитие", писал статьи: "Основные закономерности преобразования клеток при регенерации", "Внутриорганная регенерация и ее разновидности",

"К истории вопроса об эволюции регенерационной способности животных". Все эти работы увидели свет уже после смерти их автора.

Лев Давидович Лиознер был любителем искусства и старался не пропускать интересные художественные выставки. Он любил ходить на лыжах, собирать грибы.

В начале ноября 1979 года у Л.Д. Лиознера случился инсульт, через две недели его не стало.

Исследования по регенерации в лаборатории, которой он руководил, продолжаются, с учетом современных достижений науки, в частности иммунологических данных.

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Одной из первых запротестовала, не захотела, не смогла смириться с такой безысходностью заслуженный деятель науки профессор Лидия Васильевна Ванина, заведующая кафедрой 1-го Московского медицинского института. В этой невысокой, скромной женщине оказался затаенным сконцентрированный заряд упорства, энергии, непреклонной воли во что бы то ни стало перечеркнуть невыносимый запрет, засветить радостью залитые слезами глаза и тех женщин, которые, казалось бы, навсегда обречены сердечным недугом на бездетность. Всюду, где только возможно, профессор Ванина доказывала: «Каждая женщина, в том числе и с больным сердцем, может стать матерью, если только создать для этого необходимые условия!»

Утверждать то, во что не верят многие другие твои коллеги, для этого нужна огромная внутренняя убежденность. Победа Л. В. Ваниной - еще одно свидетельство роли характера в науке. Достаточно вспомнить, с какой решимостью отважился некогда Луи Пастер на дерзкий, граничивший с наглостью эксперимент - публичную вакцинацию скота против сибирской язвы. Постоянный и непримиримый оппонент Пастера Роберт Кох как дважды два - четыре доказал, что вакцина тех лет была весьма несовершенной и сильно загрязнена. Пастер лучше других знал это. Но ему надо было совершить публичное «чудо», чтобы не остановить, не затормозить поступательное развитие медицины. И он поставил на карту все, в том числе свою безупречную научную репутацию. Сегодня можно только с удивлением развести руками: как могло случиться, что ни одно вакцинированное животное тогда не погибло?!

Видимо, народная мудрость, что «Победителей не судят!», не привязана к календарю. Профессор Л. В. Ванина создала на базе обычной московской больницы № 67 специализированный кардиологический родильный дом. Руководители столичного здравоохранения не устояли перед силой ее убежденности, перед твердостью ее характера. И она не обманула ожиданий, делом доказала жизненность, научную обоснованность своих светлых, прогрессивных установок. Молва об этом чудесном учреждении давно уже пересекла государственные границы и преодолела языковые барьеры.

Счастье твое, малыш, что первый свой самостоятельный вдох ты сделал в бережливых, умелых, чутких руках профессора Лидии Васильевны Ваниной.

Не случайно, когда в Москве завершился VII Международный конгресс акушеров-гинекологов, два выдающихся деятеля ФИГО (Международной организации акушеров-гинекологов) американский профессор Говард Тейлор и мексиканский ученый Кастеляцо-Эйяла решили, что они не могут позволить себе уехать из Советского Союза, не посетив профессора Л. В. Ванину, не ознакомившись с ее детищем. А побывав там, оба ученых единодушно заявили: «Московский кардиологический родильный дом - прообраз лечебного учреждения будущего!»

Заглянем и мы с вами, читатель, на улицу Салям Адиля, 2 в больницу № 67. Верхние этажи родильного дома, заслоненного зелеными кронами деревьев, видны еще издали. Приятна, благоустроена территория. Но почему здесь так безлюдно? Где они - обычные посетители родильных домов - мужья, матери, отцы, сестры, которым не терпится громкими возгласами, выразительными жестами, широкими улыбками поскорее поздравить выглядывающих в окна молодых мамаш? Все объясняется в обширном вестибюле. Шумливые родичи здесь - у экранов видеотелефонов. Зачем им надрывать голосовые связки на ветру, если можно спокойно, с удобствами поговорить с глазу на глаз.

Еще в гардеробной, где мы облачаемся в белоснежные хрустящие халаты и шапочки, и в длинных светлых коридорах посетителей невольно охватывает ощущение душевного покоя. Оно создается, наверно, домашним уютом палат, праздничным гостеприимством холлов, улыбчивыми лицами молодых рожениц, их спокойными позами, манерой поведения персонала, едва слышными звуками несущейся откуда-то мажорной музыки. Так обычно чувствуешь себя в хорошо благоустроенном доме отдыха, а не в больнице.

Профессор Ванина удовлетворена:
- Рада, что обратили на это внимание! Создание такой атмосферы в учреждении, где собраны тяжелобольные, важная лечебно-профилактическая мера. Сердце, знаете ли, такой орган... откликается на все. А заболев, каким оно становится обостренно чутким, ранимым, беспомощным, особенно у женщины, которая вдобавок ко всему ожидает ребенка и уже волнуется и за его судьбу и за свою.

Нет, мы совсем не ура-оптимисты. Но наш, теперь уже большой опыт подтверждает: при беременности, осложненной тем или иным пороком сердца, нужно вести борьбу не против самой беременности, а против сердечного порока. Это имеет огромное, не только социальное, но и чисто психологическое значение. В таких условиях благополучные роды, согласитесь,- акт высочайшего самоутверждения. Однако как сделать трудные, осложненные материнским недугом роды подлинно благополучными?

Лидия Васильевна замолкает, как бы взвешивая каждое слово своего ответа.
- Такую возможность обеспечивают высокая квалификация работающих здесь врачей - они находятся на уровне современных знаний - и величайшая щедрость нашего государства. Одно тесно связано с другим. В родильном доме имеется все самое дорогостоящее оборудование, какое только может потребоваться для любой серьезной операции на сердце. Даже наиболее разборчивый и требовательный кардиохирург останется удовлетворенным новейшими наркозными установками, аппаратами для искусственного кровообращения, возможностью в ходе операции произвести электростимуляцию сердечной деятельности, снять полиэлектрокардиограмму, получить ответ на любой другой интересующий его вопрос - о венозном и артериальном давлении, если оно скачет, о газовом составе крови, глубине наркоза и т. д. Кстати, профессор Тейлор даже обрадовался, увидев в действии последнюю новинку американской медицинской техники - газоанализатор. Надо ли уж говорить об инструментарии и оборудовании для собственно акушерских операций - тут есть все, что только может потребоваться.

Но, наверно, самое главное состоит в том, что все это богатство новейшей техники, просторные палаты, разносторонние знания и опыт врачей и сестер, все их помыслы открыты, доступны любой беременной женщине с больным сердцем, без различия, кто она - домашняя хозяйка, колхозница, инженер или ученый. Перед лицом медицины равны - и должны быть равны! - все, кто нуждаются в ее помощи. Особенно обостряется, становится до предела очевидным такое требование, когда перед вами предстает больная будущая мать. Никто не знает, сколько бессонных ночей провела она в тревожных думах: выдержит ли подорванное недугом сердце появление того, кто уже зреет в ней? Сможет ли она дать жизнь новому человеку? Не станут ли роды ее лебединой песней?

В родильном доме бережно хранят переписку со своими бывшими пациентками.
- Вот почитайте! - говорит профессор.

Из конверта выпадает фотография: молодая, миловидная, красиво причесанная женщина в коротком платьице в клеточку с белым нарядным воротничком. Снята во весь рост. На обороте фотографии надпись: «Вот я какая сегодня! Спасибо за все...» И еще письмо, где в каждой строчке - счастье матери, которая не может нарадоваться своему сынишке, его шалостям и милым детским выходкам. Такие послания, наверно, самая высокая оценка тяжелого, ответственного труда медиков. Но это письмо - особое.

Паше Сазоновой было 22 года, когда врач сказал ей: нужна операция, без нее не обойтись!

Операция так операция - все будет хорошо, она ведь крепкая и сильная. Паша не знала, что у нее обнаружена болезнь Эбштейна, при которой фактически отсутствует правый желудочек сердца и зияет отверстие в межжелудочковой перегородке. В таких случаях необходимы пластика сердца и установка искусственного клапана. Ее повезли в Москву в Институт клинической и экспериментальной хирургии, которым руководит выдающийся хирург академик Б. В. Петровский. Операция прошла успешно, Паша вернулась в свое почтовое отделение, где работала сортировщицей писем. Она, как прежде, была веселой и шустрой, никто не мог догадаться, что в груди этой дивчины «прыгает» легенький шарик в пластмассовой клеточке - искусственный клапан. Не заметил этого и Сережа, навстречу которому раскрылось доверчивое и, несмотря ни на что, трепетное Пашино сердце. Они поженились. Решили несколько лет «пожить для себя», но однажды Паша что-то заподозрила, и врач женской консультации подтвердил ее догадку: будет ребенок.

Она тоже была убеждена - будет!

Когда беременность подошла к экватору (она подсчитала точно -27 недель), появились предательские боли в сердце. Местные врачи забеспокоились - они-то знали всю предысторию - и срочно направили свою подопечную в роддом больницы № 67.
- Для нас не оставалось никаких сомнений в диагнозе,- говорит профессор Ванина,- начался тромбоз искусственного клапана - шарик застревал в вязкой, густой массе крови, набившейся в сеточку. Сердце беременной не справлялось с повышенной нагрузкой. Нужна была срочная операция. И она состоялась - кардиохирург убрал старый и вставил новый клапан. Молодой организм во второй раз справился с ответственной нагрузкой. Мы тоже пережили немало напряженных, нервных часов и дней, отстаивая еще и вторую жизнь - зреющего плода. Как видите, все закончилось благополучно, хотя роды были преждевременными и пришлось применить акушерские щипцы.

Митральный стеноз - другое довольно частое заболевание сердца. На простом языке это значит, что отверстие между левым предсердием и желудочком, которое обычно пропускает два пальца, так суживается, что становится проходимым только для тонкого зонда. Вместо мощной струи через такое отверстие с усилием пробиваются лишь хилые струйки крови, брызги. А во время беременности объем циркулирующей крови заметно увеличивается, и организм женщины очень обременяется этим узким местом. Нужна срочная митральная комиссуротомия - надо вскрыть сердце и специальным инструментом расширить отверстие. Если этого не сделать вовремя, то могут развиться опасные осложнения. Иногда достаточно бывает такой беременной даже просто поволноваться, чтобы начался грозный отек легких.

На VII Международном конгрессе акушеров-гинекологов делегатам было показано 70 научных кинофильмов. И только один из них, просмотренный всеми с особым вниманием, запечатлел ценнейший опыт ведения беременности у женщин с митральным стенозом сердца. Замечательный фильм был снят в этом родильном доме. Женщину, которую участники конгресса видели на экране, врачи районной консультации предупреждали: «У вас больное сердце, стеноз, не спешите с беременностью, сделайте раньше операцию!» Но молодость нетерпелива. Доводы врачей показались неубедительными, особенно супругу, который, мечтая о сыне, ни о чем не желал слышать. Его эгоистическая уверенность, что крепкий организм жены все выдержит, была выше авторитетных рекомендаций специалистов.

Однако в медицине чудес не бывает. Во второй половине беременности у этой женщины появилась резкая одышка, были даже приступы удушья. На этой почве в семье состоялось несколько крупных разговоров, возникла, как говорится, конфликтная ситуация. Женщине в ее положении нельзя было волноваться, и последовала расплата - начался отек легких.
- К нам ее привезли полуживую,- вспоминает профессор Ванина,- на операционный стол пришлось класть больную едва ли не прямо из приемного отделения. Счет между жизнью и смертью - даже не одной, а двумя смертями - велся на минуты. Мы их выиграли. Комиссуротомия сразу восстановила нормальное кровообращение, и это благотворно сказалось на дальнейшем течении беременности. Чтобы пощадить сердце, только что травмированное инструментом хирурга, мы профилактически применили акушерские щипцы. Эгоист отец получил-таки сына. Но он, наверно, и поныне не знает: какой ценой?

Не знаю, стал ли этот фотоснимок кадром того коротного фильма, о котором делегаты Международного конгресса написали в книге отзывов: «Надо его размножить, как ценнейшее учебное пособие», но в большую патетическую картину, воспевающую благородный, умный, самоотверженный труд врачей этого прекрасного учреждения, его обязательно следовало бы включить. На обороте фотографии лаконичная надпись: «Больная Серпилова Анастасия, перенесшая митральную комиссуротомию - родила двойню».

Фотограф запечатлел крупным планом молодую женщину с тяжелой, собранной в пучок, косой. На руках у нее двое упитанных бутузов. Один с милой детской сосредоточенностью смотрит прямо в объектив, другой уперся ручонкой в материнский подбородок - играет! Сама мать - счастливая, отвоеванная врачами для всех радостей жизни, мило, чуть озорно, улыбается.

Дефекты сердечных клапанов и перегородок, митральные стенозы для врачей роддома 67-й больницы сегодня уже обычное дело, «поток»... Затейница-природа порой подбрасывает им и не такие загадки.

Жила-была в далеком Мурманске 22-летний маляр Наташа Клементьева. Красила себе стены, потолки и потихоньку от подруг горевала, что уродилась такой маленькой, тощей, в общем, невзрачной. Но один паренек с соседней стройки полюбил ее, они поженились. Когда Наташа впервые посетила женскую консультацию, врач почему-то позвал из соседних кабинетов еще двух врачей. Они озабоченно пошептались, и ей выдали направление - надо безотлагательно ехать в Ленинград. Там картина повторилась, путевку переправили на Москву. У Наташи оказалась редчайшая болезнь - синдром Марфана, для которого характерно резко недостаточное развитие соединительной ткани и катастрофическое истончение аорты. При родовых потугах этот магистральный сосуд мог лопнуть, и тогда - неминуемая смерть.

Здесь эту молодую женщину не довели, а скорее «донесли» до родов. Потом загодя применили глубокое внутривенное обезболивание так, что рожала она во сне. Возникал вопрос о кесаревом сечении, но операцию отвергли- Наташа бы ее не перенесла. Ребенка извлекли осторожно, не допуская особых потуг. И еще долго потом бдительно следили за необычной пациенткой: знали - в любой момент зловещий синдром может напомнить о себе. Но он смилостивился, отступил.

Вместе со своими сотрудниками Л. В. Ванина открыла для тысяч и тысяч больных женщин дорогу к счастливому материнству, делом доказала, что сердечная недостаточность у роженицы вовсе не обязательно должна оборачиваться гибелью плода. Для этого ей потребовались не только твердость характера, организаторские способности, но и страстное желание достичь цели.

«Имейте сильные страсти,- писал Анатоль Франс,- дайте им развиваться и растите с ними вместе и если впоследствии вы сделаетесь их неумолимым хозяином, то сила их будет вашей силой, а их величие - вашей красотой». Я вспомнил эти слова, когда в кругу своих сотрудниц Лидия Васильевна рассказывала мне, что за год в опекаемом ею родильном доме разрешились 2500 женщин и не было ни одной смерти, хотя хирургическая активность здесь вчетверо выше, чем в обычных роддомах. А как светились и горели ее глаза, когда она приводила данные о ранней детской смертности: всего полпроцента! И это несмотря на беременность, осложненную тягчайшей патологией, на заведомую сердечную слабость многих матерей, на беспрестанные атаки асфиксии! Скупые цифры вобрали в себя и, говоря словами выдающегося математика Д. Гильберта, формализовали протяженную эпопею счастливых мук тысяч жаждущих потомства больных женщин, сердечную участливость и профессиональную прозорливость врачей, благостную помощь новейших лекарств. Как назвать все это? Может быть, теми возвышенно-простыми словами, которые смог подобрать Максим Горький: «Рождение человека!»

Не окинуть глазом, не собрать в одном месте всех счастливых шустрых крестников Лидии Васильевны Ваниной - сегодня всего лишь неугомонных воспитанников яслей - садов, а завтра... Кто знает, кем станут они завтра - равноправные граждане Страны Советов?!

БЛОГ

В прекрасном, живописном месте городского пространства расположен Волгоградский государственный технический университет – Опорный вуз региона. В его новом высотном корпусе, на шестом этаже находится кафедра мировой экономики и экономической теории. Ее основатель – обаятельная женщина, доктор экономических наук, профессор Лариса Семеновна Шаховская. Сегодня, 10 октября, она празднует день рождения.

Лариса Семеновна имеет такие звания как «Почетный работник высшего профессионального образования России», «Заслуженный работник высшей школы», является действительным членом Академии гуманитарных наук России, членом-корреспондентом РАЕН, действительным членом Академии экономических наук и предпринимательской деятельности. Награждена медалью «За трудовое отличие» (1985), орден «Дружбы народов» (1993).

Свой большой педагогический путь Лариса Семеновна начала в 1967 году, закончив исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской с отличием. В том же году она поступила в очную аспирантуру кафедры политической экономии этого вуза и навсегда связала свою жизнь с высшей школой. В 1970 г., окончив аспирантуру, она вместе с семьей переехала в Волгоград.

Фото из личного архива кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ


В сентябре 1971 года Лариса Семеновна была принята на кафедру политической экономии Волгоградского политехнического института на должность ассистента, а уже в 1986 году была избрана заведующей кафедрой политической экономии, которая, в свою очередь, в 1994 году получила название "Мировая экономика и экономическая теория".

Фото из личного архива кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ

Под руководством Ларисы Семеновны защищены около десяти докторских и около 90 кандидатских диссертаций. Шаховская является организатором известной научной экономической школы, которая представлена докторами и кандидатами экономических наук в различных вузах России. Кроме того, ей удалость вырастить в стенах своей кафедры целую плеяду талантливых практиков-управленцев, занимающих ключевые должности на многих предприятиях России и зарубежом.

Сегодня коллеги и ученики Ларисы Семеновны Шаховской передают своему наставнику слова благодарности за годы совместной плодотворной работы, ее вклад в общее дело и судьбу каждого из них.

«Лариса Семеновна – без преувеличения, является человеком-легендой, не только для факультета и университета, но и для всего города Волгограда! Созданная ею научная школа воспитала и продолжает воспитывать талантливых ученых и эффективных практиков-управленцев, которые работают и созидают на благо не только региона, но всей страны. От всей души, хочу пожелать ей новых идей, новых свершений, бодрости духа и жизненного оптимизма! Здоровья и благополучия на долгие-долгие годы! С днем рождения!»

С.К. Волков, к.э.н., декан факультета экономики и управления Волгоградского государственного технического университета

фото из личного архива И.А. Морозовой

«Мои искренние поздравления человеку, который заставил меня в зрелом возрасте перевернуть взгляды на многие вещи, происходящие в жизни… Лариса Семеновна – Копперфильд моего сознания».

И.А. Морозова, д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

Фото из личного архива Е.Г. Попковой

«Дорогая моя Лариса Семеновна, когда-то Вы научили меня ничего не боятся, ценить людей и дарить добро просто так. Так и живу, держу равнение на Ваше благородство и мудрость. Вы – мой Учитель и Наставник, и в каком возрасте или статусе я бы не была, всегда буду Вашим Ленком). Здоровья, долгих прекрасных лет, оптимизма, удачи и большой-большой любви, она всегда Вас так украшает!

Е.Г. Попкова, д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета, Президент АНО «Институт научных коммуникаций»

«В честь вашего дня рождения позвольте выразить Вам благодарность за радость многолетнего плодотворного сотрудничества и профессиональной дружбы, взаимопонимание и поддержку по многим вопросам научной деятельности. Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет...А это означает, что в каждом возрасте мы по-своему молоды. Талантливых и достойных учеников Вам и новых свершений!»

М.К. Беляев, д.э.н., профессор, директор «Учебного центра подготовки экономистов и управленческих кадров для строительства и ЖКХ» Института архитектуры и строительства ВолгГТУ, Почетный работник ВПО РФ, действительный член РАЕ, ПАНИ, МАИЭС, советник РАСН

О.В. Максимчук, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой управления и развития городского хозяйства и строительства Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, Почетный профессор, член-корреспондент РАЕ

«Мудрость и прозорливость, молодость души и огромная жизненная энергия, креативность и педагогический талант, доброта и строгость, отзывчивость и ответственность, женское обаяние и шарм, терпение и понимание, преданность и любовь к своему делу – все эти качества Вы в гармонично сочетаете в себе. Ваш труд невероятно сложно оценить, Вы столько сил отдали главному делу своей жизни – дарить знания нам, Вашим ученикам, что порою отнимали внимание у близких. Здоровья Вам, счастья и благополучия.»

Е.Г. Гущина, д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

Выездное заседание УМО кафедр мировой экономики вузов РФ на базе кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ


«Дорогая моя Лариса Семёновна! Поздравляю Вас с Вашим Днём – Днём Рождения. Вы в своём арсенале имеете много бойцов Вашего видимого и невидимого фронта. Это все мы, все Ваши ученики, все те, которые будучи вскормленные Вами и вспоенные поистине нектаром стремления к новым и новым знаниям, разлетелись как птенцы «гнезда Шаховской» в разных направлениях. И Вы смогли научить нас самому главному, скажу, перефразируя нашего великого писателя М. Горького, – жажде жизни, силе правды, пламени страсти и уверенности в победе... Мы слышим эти слова пророка – пророка Победы в Вашем лице... Люблю Вас и уважаю.»

М.Л. Альпидовская, д.э.н., профессор Департамента экономической теории Финансового университета

«Дорогая Лариса Семеновна! Поздравляю Вас с Днем рождения! Нас связывают многие годы совместной работы. Вы всегда доброжелательны, полны новых идей и устремлены в будущее. Поэтому я Вам желаю, чтобы ничего не менялось и ваша жизнь по-прежнему была насыщенна радостными событиями, интересными встречами. С наилучшими пожеланиями»

Л.М. Синицына, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Дорогая, любимая Лариса Семеновна! Вы для меня не только учитель с большой буквы, которому по плечу выполнение любых профессиональных задач, но и прекрасный друг, который всегда поддержит в трудную минуту! Я благодарна судьбе за то, что Вы есть в моей жизни! Желаю здоровья и пусть каждый день приносит улыбку и делает Вас счастливее!»

М.В. Плешакова, к.э.н., доцент Кубанского государственного университета

Фото из личного архива кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУ

«Уважаемая Лариса Семёновна! Не было бы Вас, не было бы той поддержки, которая так часто требуется человеку в трудной ситуации. В такой момент многие остаются один на один с проблемой, потому что все отворачиваются, «погружаются с головой» в занятость или молчаливо нерешительно отсиживаются. В моей жизни трудных ситуаций было много и Вы ни разу не отвернулись, не были заняты, не промолчали. Умение поддержать человека в трудную минуту – это участь Великого педагога и человека. Вы - Великий Педагог и Человек! Долгих лет Вам!»

А.В. Пименов, к.э.н., руководитель проекта Pipeline.Engineering (Участник Сколково) и Е.В. Пименова, к.э.н., многодетная мама и жена Участника Сколково

«Дорогая, Лариса Семеновна! С Днем рождения! Мы с Вами знакомы уже более 25 лет. Случайное распределение для написания курсовой работы по экономической теории превратилось для меня в судьбоносную встречу с Вами. Этому случаю я бесконечно благодарна! Желаю Вам неиссякаемого научного творчества, много, много новых идей, благополучия. Здоровья Вам и Вашим родным!»

И.В. Аракелова, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

Фото из личного архива Я.С. Матковской


«Дорогая, уважаемая Лариса Семеновна! Позвольте выразить Вам то глубокое уважение и восхищение, которые Вы всегда вызывали у меня. Вы для меня не только известный ученый, основатель научной школы, но и человек, у которого всегда можно получить актуальный, своевременный и умный совет, получить рекомендацию, всегда готовый помочь, но и красивая дама, которой все и всегда восхищаются. Думаю, что я не исключения из большого числа Ваших учеников, коллег, которые всегда могут с уверенностью заявить, что у Вас всегда есть чему поучиться, от кого всегда можно получить помощь и поддержку, так нужную в тех сложных ситуациях, в которых мы оказываемся и обращаемся к Вам. Я хочу пожелать Вам в этот день рождения крепкого здоровья, большой удачи, научных успехов, развития вашей научной школы, счастья и любви! Желаю Вам всегда оставаться такой же активной, жизнерадостной и прекрасной!»

Я.С. Матковская, д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета»

«Лариса Семеновна! Благодарю вас за феноминальный пример профессионализма, дисциплины и радушие, за умение всегда находить хорошее в любой ситуации, за результативный опыт отстаивания своего мнения. Мы развивались, обучались и всегда вы были рядом. Долгих лет вам. Здравия. Низкий поклон»

Е. Казарина, заместитель директора ООО «ПК «СтальТрубопром»

«Уважаемая Лариса Семеновна – Вы, как путеводная звезда, дали правильное направление многим, включая меня. Ваши последователи и ученики трудятся в различных сферах, на самых ответственных участках. Спасибо Вам огромное, за те знания и опыт, которыми Вы делитесь с нами. Желаю прекрасного настроения, отличных новых проектов и увлекательных путешествий. Яркое воспоминание: кафедра Ларисы Семёновны первой начала подготовку на втором высшем. Знания, получаемые на занятиях были уникальны для инженеров и технических специалистов. 1998 год, контракты на обучение заключены были в долларах. А они стоили вчера 6, а завтра 20. Две группы по 50 слушателей столкнулись с финансовыми трудностями, многим было не под силу платить по новому курсу. Лариса Семеновна добилась от администрации Вуза фиксации курса на уровне 10 рублей и все продолжили обучение. Это яркий пример, когда Педагог и Предприниматель, интересы общества и образования поставил выше интересов бизнеса»

П.П. Журов, к.э.н., руководитель проекта реализации имущества ГК Стройтрансгаз

«Лариса Семеновна! Примите искренние поздравления с Вашим Днем Рождения! Таких людей как Вы, – единицы! Вы открыли мир науки для многих теперь уже известных научных деятелей и направили на путь успеха руководителей предприятий не только нашего региона, но и страны! Вы дарите свой талант не только науке, но молодому, жаждущему знаний поколению! Вы являетесь для меня и многих из нас примером, на Вас хочется хоть чуточку быть похожим – человек с гениальными идеями, достижениями и блестящими победами! Пусть все, что у Вас есть, приносит Вам радость, пусть судьба преподносит чудесные сюрпризы! Пусть Ваши дни будут наполнены красотой, теплом, позитивом и вниманием любимых людей. Пусть в жизни будет место ярким впечатлениям!»

А.Ю. Заруднева, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Дорогая Лариса Семеновна! Поздравляю вас с Днем рождения! Желаю здоровья, счастья, долгих лет! Пусть рядом всегда будут дорогие вам люди. А еще удачных дней, хороших новостей, приятных событий. Оставайтесь такой же энергичной, пусть у вас всегда будет желание мечтать, а мечты ваши все сбываются»

Ю.И. Дубова, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Уважаемая Лариса Семеновна! В этот день хочется, прежде всего, сказать слова благодарности за ваш труд, который позволил получить путевку в научную жизнь множеству высококлассных специалистов. Спасибо за вашу мудрость и терпение, а также за ваше умение объединять людей для решения поставленных задач. Крепкого вам здоровья и неиссякаемой жизненной энергии, которая обязательно будет импульсом для развития нашего коллектива!»

А.В. Евстратов, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«Уважаемая дорогая несравненная Лариса Семеновна! От всего сердца поздравляю Вас с Днём Рождения! Здоровья, бодрости духа и неиссякаемого оптимизма! Вы были и остаётесь для меня примером! Для меня Вы всегда были не просто научным руководителем, но и человеком, который всегда был готов выслушать и поддержать самые смелые идеи. Низкий Вам поклон!»

К. Сулейманова, к.э.н., директор ООО «ТБГ ФинИнвест»

«Глубокоуважаемая Лариса Семеновна! Сердечно поздравляю Вас с Днем рождения! Я несказанно рад, что стал выпускником кафедры много лет возглавляемой Вами. Ваши организаторские способности и личные качества достойны восхищения! Открытость, требовательность к себе и своим ученикам, твёрдость характера, сила воли, способность и желание оказать необходимую поддержку в решении сложных учебных и практических задач сформировали для меня образ в высшей степени интеллигентного и образованного человека. Спасибо Вам, дорогая Лариса Семеновна! Желаю новых профессиональных достижений, доброго здоровья, жизненных сил, стойкости, счастья и благополучия!

Д. В. Орлов, заместитель главного врача ГУЗ «Детская клиническая больница №8»

«Дорогая Лариса Семеновна! От всей души поздравляю Вас с Днём рождения. Здоровья Вам и Вашим близким, мирного неба над головой и спокойствия на душе. Вы неисчерпаемый источник оптимизма и жизненных сил для всех, кто Вас окружает, – родных, друзей, коллег и учеников, а скольким идеям в умах людей Вы поспособствовали родиться – не счесть. Вы научили нас учиться и думать, видеть жизненный ориентир и не бояться творить и саморазвиваться. Спасибо Вам за это».

М.В. Юдин, к.э.н., главный специалист по контролю затрат Дирекции обустройства Гиссарский группы месторождений, Лукойл Узбекистан Оперейтинг Компани

«Уважаемая Лариса Семеновна! От всей души поздравляю Вас с Днем Рождения! Вы не только оказали и продолжаете оказывать неоценимый вклад в развитие нашего факультета, кафедры «Мировая экономика и экономическая теория», но помогали и помогаете в выборе моего научного пути и становлении меня как личности! Желаю Вам, Лариса Семеновна, неиссякаемой жизненной энергии, активной научной и образовательной деятельности, благодарных учеников, здоровья, долголетия, побольше радостных дней и счастливых моментов в жизни!»

О.Е. Акимова, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

«В этот день хочу от всей души хочу пожелать вам здоровья, бодрости и активной пловы дотворной работы, осуществления всех задуманных замыслов! В своей работе вы нашли самый короткий путь к успеху – искренне любите свое дело и по праву можете гордиться результатами!»

Е.Е. Харламова, к.э.н., доцент кафедры менеджмента, финансов производственных систем и технологического предпринимательства Волгоградского государственного технического университета

«Лариса Семеновна! Спасибо Вам за время, проведенное с нами. За то, что Вы делитесь своей мудростью. За то, что так любите нас.Мы Вас тоже очень любим! С праздником!»

Н. Бадрак, помощник генерального директора ООО «Италколор»

P.S. За время подготовки статьи на почту редакции пришло еще несколько поздравлений. К сожалению, здесь удалось разместить отклики далеко не всех благодарных учеников. Много людей, при поддержке и наставничестве Ларисы Семеновны, получили путевку в жизнь. Наш город имеет все основания гордиться такими высококлассными специалистами и мудрыми наставниками, как профессор Л.С. Шаховская

Loading...Loading...