Школьный план работы со слабоуспевающими учащимися. План работы со слабоуспевающими учащимися по математике

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 70

Работа

со слабоуспевающими учащимися.

Пояснительная записка

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах "выпадают” из процесса обучения.

Причины неуспеваемости учащихся:

1. Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.

2. Слабое развитие познавательных процессов.

3. Слабое развитие навыков учебного труда.

4. Недостатки воспитанности, недисциплинированность.

5. Отрицательное отношение к учению.

Цели и задачи программы работы

Цель - формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:

1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

2. Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).

4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.

7. Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты:

Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей,

Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Т ребования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.

5.Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2.Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3.Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми.

4.Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5.Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти,

логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9.Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба

Собеседования с родителями проводится

Во время проведения родительских собраний.

Во время приглашения в школу администрацией школы.

Произвольные консультации (по приглашению учителя)

План работы

со слабоуспевающими учащимися

на 2014- 2015 учебный год.

п/п

Мероприятия

Срок

Проведение среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала обучения.

Цель:

определение фактического уровня знаний детей

Сентябрь

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.

ноябрь - декабрь

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.

В течение учебного года.

Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

В течение учебного года.

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

В течение учебного года.

Мероприятия по компенсации низкой успеваемости и повышению качества образования младших школьников

Срок

Содержание мероприятия

Форма проведения

Август

Составление плана работы со слабоуспевающими детьми по предметам

Заседание МО

Сентябрь

Формирование списков обучающихся.

Составление банка данных

Декабрь

Анализ итогов работы

Заседание МО

Январь

Отчёт учителя по работе со слабоуспевающими

Заседание МО

Апрель

Привлечение к участию в предметных неделях

предметники

Май

Результаты и достижения

Планирование на новый учебный год

Заседание МО

Составление плана работы

В течение года

Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих детей

Учителя нач.классов

В течение года

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов базового уровня сложности

Учителя нач.классов

В течение года

Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме.

Учителя нач.классов

В течение года

Дифференцированная и индивидуальная работа на уроках

Учителя нач.классов

В течение года

Консультации во внеурочное время по интересующим вопросам

Учителя нач.классов

В течение года

Творческие работы по предметам

Учителя нач.классов

В течение учебного года

Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

Учителя нач.классов.

    Индивидуальная работа на уроке

    1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.

    2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.

    3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.

    4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня

    5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников

    6. Использование карточек- подсказок, тренажеров.

    7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).

    Индивидуальная работа во внеурочное время

    1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.

    2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.

    3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.

    4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)

    Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

    1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету

    2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению

    3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

    4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.

    5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету

    6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления

    Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

    интеллектуальному труду;

    физическая ослабленность;

    школьная незрелость;

    педагогическая запущенность;

    недостаточное развитие речи;

    боязнь школы, учителей;

    инфантилизм (т. е. детскость)

    плохая наследственность

    астеническое состояние;

    снинеблагоприятная наследственность;

    нарушения нервной деятельности;

    общая неспособность кжение зрения;

    гиподинамия;

    социум;

    миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);

    социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе).

Русский язык.

Основные цели курса: развитие речи младших школьников, как устной, так и письменной, а также развитие некоторых функций неречевого характера.

1. Развитие устной речи, развитие речемыслительных способностей ребенка, аналитико-синтетических процессов, реализующихся в школьном возрасте в виде ведущей учебной деятельности.

2. Развитие специфического вида речевой деятельности письменной речи.

3. Развитие неречевых функций, играющих роль в формировании письменной речи.

Основные задачи курса:

Развитие устной речи

1. Развитие речевого мышления.

2. Развитие аналитико-синтетических процессов, лежащих в основе

формирования навыков чтения и письма.

3. Формирование коммуникативной функции речи – функции общения.

4. Развитие речевого слуха, речевой памяти и речевого внимания.

5. Обогащение словарного запаса и формирование грамматических категорий речи.

Совершенствование процесса письменной речи

1. Обучение умению активно применять орфографические правила русского языка.

2. Преодоление напряжения и страха письма.

3. Совершенствование графомоторных навыков.

4. Преодоление стойких ошибок в письменной речи.

5. Обогащение словарного запаса и грамматических категорий, используемых в письменной речи.

6. Развитие звукового анализа и синтеза.

Развитие неречевых функций

1. Формирование пространственных ориентировок.

2. Формирование временных ориентировок.

3. Развитие сенсо - и акустико-моторных координаций.

4. Развитие оптико-моторных координаций.

5. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения).

Особенности курса:

предлагаемые задания развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом младшими школьниками. Своеобразие предложенной системы коррекции письма и выработки навыков русского правописания заключается в использовании специальных приемов, вовлекающих в обуче-ние речеслуховые, речедвигательные и речезрительные функциональные системы;

методический материал предлагается в доступной форме,

соответствует возрастному развитию младших школьников;

курс разработан на основе коррекционно-логопедических методик по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников и методики преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях.

1. Формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа.

2. Отработка алгоритма решения орфографических задач от простого к сложному:

фонематический анализ;

вставка букв;

выделение орфограмм;

письмо под орфографическую диктовку (орфографическое произнесение слов при диктовании);

выбор из нескольких вариантов написания верного.

3. Формирование альтернативных приемов усвоения навыков правописания:

списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста

(упрочение зрительного образа слова);

«орфографическое чтение» по методике П.С. Тоцкого.

4. Формирование навыков морфемного анализа:

усвоение основного смыслового значения каждой грамматической формы;

образование новых грамматических форм по аналогии, т. е. по заданному образцу.

Математика.

Основные цели курса:

    Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

    Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

    Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Направления коррекционной работы:

Формирование элементов самостоятельной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

- формирование критичности мышления;

- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

    восполнению пробелов базовых знаний;

    формированию индивидуального справочника учащегося;

    отработке основных типов заданий по разделам и темам;

    отработке основных алгоритмов при решении задач базового уровня;

    рассмотрению комплексных заданий;

    отработка навыков анализа и интерпретации условия задачи;

    отработка навыков самостоятельного решения элементарных базовых задач;

    достижению базового уровня знаний согласно требованиям контрольных измерительных материалов.

Положение

о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими

учащимися и их родителями

1. Общие положения

Настоящее положение разработано на основании Закона об образовании.

2. Цели:

2.1. Обеспечить выполнение Закона об образовании

2.2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников и школы в целом.

3. Задачи:

3.1. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.

3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствие с Законом об образовании.

4. Основные направления и виды деятельности:

Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний учащихся;

Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества знаний учащихся.

5. Основное понятие настоящего положения – слабоуспевающие учащиеся.

6. Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимся и его родителями:

6.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

6.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

6.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

6.4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем).

6.5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6.6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

6.7. Учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”).

6.8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

6.9. Учитель-предметник ведет следующую документацию:

Задания по ликвидации пробелов в знаниях;

Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися (сдается каждую четверть) по форме:

Отчет по работе

со слабоуспевающими учащимися

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

6.10. При выполнении п. 6.1.-6.9 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной

7. Программа деятельности классного руководителя

7.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести:

    пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)

    недостаточная домашняя подготовка

    низкие способности

    нежелание учиться

    недостаточная работа на уроке

    необъективность выставления оценки на уроке

    большой объем домашнего задания

    высокий уровень сложности материала

    другие причины

7.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)

Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;

б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;

в) освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;

г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора школы).

Неуважительными причинами считаются:

а) пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося;

Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через педсовет (если прогулы систематические).

7.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания (п.2) или недостаточной работы на уроке (п.5) классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.

7.4. В случае п.7 указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору школы, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.

7.5. В случае п.3, 8 организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.

7.6. Классный руководитель ведет следующую документацию:

Журнал регистрации бесед со слабоуспевающим учащимся и его родителями по форме:

Дата проведения

Цель беседы

Решение

Роспись учащегося

Работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих учащихся по форме:

Дата

Ф.И.О. учителя

Проблема

Принятые меры

7.7. В случае выполнения п. 7.1.-7.5. и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении педсовета.

8. Программа деятельности ученика

8.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

8.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

8.3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией.

9. Программа деятельности родителей.

9.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

9.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение школы.

9.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.

9.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат с разрешения администрации школы.

9.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации школы.

9.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей на Совет профилактики, в Комиссию по делам несовершеннолетних с целью принятия административных мер наказания к родителям.

10. Программа деятельности социальной службы.

10.1. Социальный педагог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления социальных проблем учащегося.

10.2. При необходимости посетить квартиру ученика, составить акт обследования.

10.3. Держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими учащимися, в случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению педсовета учащийся ставится на внутришкольный контроль на 6 месяцев, о чем родители информируются в обязательном порядке.

10.4. В случае неэффективности принятых мер смотри п.9.6.

11. Программа деятельности администрации школы.

11.1. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися.

11.2 Администрация школы ведет следующую документацию:

- положение о работе со слабоуспевающими учащимися;

- общешкольный план работы со слабоуспевающим учащимися;

- общий список слабоуспевающих учащихся;

- справки по работе со слабоуспевающими учащимися;

11.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.

11.4. В случае неэффективности принятых мер администрация школы организует работу педсовета, на который приглашается учащийся и его родители для решения дальнейшего вопроса об обучении.

12. О контроле за соблюдением данного Положения

12.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.

12.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель директора школы по УВР.

Отчет по работе

со слабоуспевающими учащимися

за 1 полугодие.

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

Отставание в умственном развитии от своих сверстников. Ребёнок-инвалид

Задания разноуровневые

К концу 1 полугодия девочка научилась писать. Писать под диктовку предложения из 3-4 слов.

Отставание в умственном развитии от своих сверстников. На момент прихода в 1 класс мальчик не знал буквы, не умел считать.

Задания разноуровневые

Постоянно на уроках получает инд.задания

К концу 1 полугодия мальчик научился складывать слоги, проводить зв. Анализ слов из 5-6 букв с помощью взрослого. Может списать текст из 2-63 предложений.

Работа со слабоуспевающими детьми.

На каждом уроке учителя начальной школы ведут анализ ошибок допускаемых учениками. Выделяют группы учащихся по проблеме пробелов знаний. Проводят индивидуальную работу на уроках и внеурочное время. Осуществляю индивидуально-личностный подход к коррекции знаний учащихся. После проведения контрольных работ, также административных работ проводят анализ ошибок: тематические, вычислительные, ошибки на внимание, ошибки предыдущих тем. Работают над устранением их. Строят графики ошибок к/р.

Учащиеся, получившие неудовлетворительную оценку работают в тетради-коррекции. Решают задания для приобретения навыков умений и знаний по теме или по ошибкам, которые допустили. С каждым учеником работа ведется индивидуально. Тетрадь проверяется. Каждое задание оценивается. Проводятся консультации во внеурочное время. В заданиях ошибки отмечаются, прописываются образцы оформления решений. Предлагаются решить задания такого же типа. С каждым разом задания даются сложнее. Для этого используются индивидуальные карточки. На консультации приходят и сильные дети. Для сильных в консультации свои задания. Кто-то готовится к исторической справке для новой темы, кто-то решает разными способами уравнения и т.д. Кто-то работает в паре опрос теории.

Для развития познавательного интереса даются задания составить карточку опроса, подобрать материал по различным темам. На консультации есть возможность подготовке и решению (составлению плана решения д/з)

Дети, имеющие пробелы в знаниях независимо от группы возбудимы, легкоранимы, быстро утомляемы. Поэтому внеурочная работа с ними помогает им. Здесь царит дружеский микроклимат, видны результаты работы.

Для особой группы детей со слабым вниманием и непониманием до конца излагаемого материала подбираются особые типы заданий. Более приемлемая работа во внеурочное время. С ними приходится воспроизводить материал по схемам, таблицам, алгоритмам. Решать задания по образцу. При подготовке к дополнительному занятию они отмечают в книге теоретический материал и в тетради задания. Часто дети знают материал, чувствуют ответ, а оформить грамотно не могут, не умеют. Учителя используют инструкции по оформлению заданий, давая инструкцию, заранее учитывают, чтобы она давала наиболее высокий успех.

Бывают случаи: дети часто пропускают школу, а уроки русского и математики даются им с трудом, тогда учителя работают вместе родителями. На беседу-встречу вызывают родителей с учеником.

Готовятся с/р, тесты + к/р. Показывают родителям работу ребенка. Беседа ведется с целью выработать совместные мероприятия по поднятию уровня знаний, умений и навыков каждого ученика. Иногда приходится советовать посетить психолога или семейного психолога школы, так как проблема психологической устойчивости ученика желает быть лучшей.

Учителя стараются знать много о домашних условиях учащихся, о микроклимате в семье. Объясняют родителям, как работает класс, как изменились знания детей, какие проблемы, что нужно для обеспечения уроков русского языка, математики, кому нужна консультация.

Такие посещения собраний + родительские дни, индивидуальные встречи – дают результаты. Родители чувствуют заботу об их детях и отзываются на предложенные формы работы с учеником.. Показать родителям, что ты заинтересован в успехе его ребенка.

Учителю для успешной работы с каждым учеником необходимо знать его домашние условия для учебной работы, пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интерес к предмету, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.

Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся, следующие:

-отставание в умственном развитии от своих сверстников; запущенность;

-невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;

-большое количество пропусков по болезни;

-перегрузка домашним заданием.

Отставание в умственном развитии от своих сверстников.

К таким детям нужно отнести детей с замедленным умственным развитием. Такие дети есть в каждом классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому нужно создавать такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и призрение.

В работе с такими детьми применяю такие методические приемы:

-Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся карточки. Даю карточки и другим учащимся (дифференцированно), чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.

-Хороший стимул в работе с такими учащимся коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.

-Помогают в работе с такими детьми карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.

-Успешная «цепочка» отработка практических навыков при изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.

Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.

Работа начинается с консультации. На ней повторяется старый материал и выбирается материал нужный для новой темы.

Если есть пробелы по текущей теме, то нужно провести:

1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Хорошо если были таблицы, схемы алгоритмов. Рассказывают друг другу. Опрос занимает 5-7 минут. Они оценивают друг друга;

2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);

3)практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);

4)при проверке домашнего задания (на доске выписываются ответы и в тетради корректирую решение, прописывая затрудняющимся образцы). При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике? если были вопросы или затруднения.

Большое количество пропусков по болезни.

В данном случае проводятся послеурочные консультации. Отрабатываем теорию и решаем по образцу задания.

Если консультации мало, пробелы значительные выдаются карточки с ответами, определяются сроки подготовки материала. Вопросы из карточки включаются в тест на повторение.

Оценки выставляются, опираясь на итоговые, обобщающие уроки. Если в процессе систематического повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка будет выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогает ослаблению отрицательного психологического влияния на ученика отрицательной оценки, стимулирует его к добросовестной учебной деятельности. В учащихся появляется желание трудится лучше. Больше всего контроль ошибок проводится на контрольной работе или административной работе.

Отслеживаются знания учеников по количеству ошибок (типовых по теме, вычислительных, невнимательность). В каждой работе 1/3 ошибок на невнимание, 1/3 на вычисление, а иногда и больше. В таких случаях мы работаем в тетрадях для коррекции. Изучая последующую тему каждый день делаем по несколько заданий на ликвидацию пробелов.

В своей работе учителя используют встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях внимании, труде.

Тестирование, проводимое на уроках, позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Учителя пользуются тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе творческих самостоятельных работ (координатная плоскость и рисунки в ней). Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться учебником, записями в тетради, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Отмечаются, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается и, поэтому все стараются решить больше и сложнее. Оценка в журнал выставляется с учетом разных форм работы (теста, с/р, диктанта устных ответов). На самостоятельных работах обращается внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося. Важно отметить важную роль оценки поставленной в тетради. Тетради раздаются заранее, чтобы ученики увидели свою оценку, задали вопрос. У кого неудовлетворительная обсудить план действий на повышение успокоить, чтобы работа на уроке была плодотворной.

Отчет по работе

со слабоуспевающими учащимися

Карта работы с учащимися

1 полугодие.

Ф.И.О. учителя Савкина Ю.В.

Фамилия учеников Никитина Д., Микаелян А.

Класс 1 Б

Планируемые мероприятия.

Сроки их реализации .

Дата

Время

Предмет.

Фамилия, имя ученика

Тематика занятий.

Дифференцированные задания.

Консультации для родителей.

Дата

Сроки

08.09

13.00-13.45

Обучение грамоте

Письмо прямых линий

Инд. Работа. Письмо.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

15.09

13.00-13.45

Обучение грамоте

Письмо прямых линий

Инд. Работа. Письмо.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

22.09

13.00-13.45

Матем.

Простр. Восприятие.

Графические диктанты

Инд.беседы с родителями

Постоянно

29.10

13.00-13.45

Матем.

Простр. Восприятие.

Графические диктанты

Инд.беседы с родителями

Постоянно

06.10

13.00-13.45

Обучение грамоте

Зв.бук.анализ слов.

Фон.анализ слов.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

13.10

13.00-13.45

Обучение грамоте

Зв.бук.анализ слов.

Фон.анализ слов.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

20.10

13.00-13.45

Матем.

Число и цифра: 2,3,4

Состав чисел

Инд.беседы с родителями

Постоянно

27.10

13.00-13.45

Матем.

Число и цифра: 2,3,4

Состав чисел

Инд.беседы с родителями

Постоянно

03.11

13.00-13.45

Обучение грамоте

Чтение текстов

Зв. Анализ слов.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

10.11

13.00-13.45

Обучение грамоте

Геометрические фигуры

Инд.беседы с родителями

Постоянно

17.11

13.00-13.45

Матем.

Геометрические фигуры

Выполнение чертежа геом. фигур

Инд.беседы с родителями

Постоянно

24.11

13.00-13.45

Матем.

Геометрические фигуры

Выполнение чертежа геом. фигур

Инд.беседы с родителями

Постоянно

08.12

13.00-13.45

Обучение грамоте

Шире, уже. Выше. Ниже

Выполнение тес. работы

Инд.беседы с родителями

Постоянно

08.12

13.00-13.45

Матем.

Шире, уже. Выше. Ниже

Выполнение тес. работы

Инд.беседы с родителями

Постоянно

15.12

13.00-13.45

Матем.

Прибавление числа 3, 2

Состав чисел

Инд.беседы с родителями

Постоянно

22.12

13.00-13.45

Обучение грамоте

Зв. Анализ слов.

Чтение текстов

Инд.беседы с родителями

Постоянно

Карта работы с учащимися

Индивидуальные дополнительные занятия

2 полугодие.

Планируемые мероприятия.

Сроки их реализации .

Дата

Время

Предмет.

Фамилия, имя ученика

Тематика занятий.

Дифференцированные задания.

Консультации для родителей.

Дата

Сроки

19.01

13.00-13.45

Обучение грамоте

Чтение текстов.

Фонет анализ слов

Инд.беседы с родителями

Постоянно

26.01

13.00-13.45

Обучение грамоте

Письмо бук: Щ, Ш.

Тестовые. задания

Инд.беседы с родителями

Постоянно

02.02

13.00-13.45

Матем.

Прибавление 4, 5

Состав чисел 4,5

Инд.беседы с родителями

Постоянно

09.02

13.00-13.45

Матем.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

16.02

13.00-13.45

Обучение грамоте

Инд.беседы с родителями

Постоянно

23.02

13.00-13.45

Обучение грамоте

Инд.беседы с родителями

Постоянно

02.03.09.03

13.00-13.45

Матем.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

16.03

13.00-13.45

Матем.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

23.03

13.00-13.45

Руский

Инд.беседы с родителями

Постоянно

06.04

13.00-13.45

Русский

Инд.беседы с родителями

Постоянно

13.04

13.00-13.45

Матем.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

20.04

13.00-13.45

Матем.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

27.04

13.00-13.45

Русский

Инд.беседы с родителями

Постоянно

11.04

13.00-13.45

Матем.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

18.04

13.00-13.45

Матем.

Инд.беседы с родителями

Постоянно

25.04

13.00-13.45

Русский

Инд.беседы с родителями

Постоянно

Отчет по работе

со слабоуспевающими учащимися

Карта работы с учащимися

Индивидуальные дополнительные занятия

_____________________ полугодие.

Ф.И.О. учителя________________________ ______

Фамилия ученика___________________________

Класс_______________________________

Планируемые мероприятия.

Сроки их реализации .

Дата

Время

Предмет.

Тематика занятий.

Дифференцированные задания.

Консультации для родителей.

Дата

Сроки

Ф.И.О. учителя______________________________

Фамилия ученика___________________________

Класс_______________________________

Планируемые мероприятия.

Сроки их реализации .

Индивидуальные дополнительные занятия.

Предмет.

Тематика занятий.

Дата

Сроки

1.

Дифференцированные задания.

Указать методическое пособие.

2.

Дифференцированный контроль знаний.

Темы.

3.

Работа с тетрадью.

4.

Консультации для родителей.

Тема.

6.

Создание ситуации успеха на уроке

План работы со слабоуспевающими учениками

    1. В середине сентября провести тест, который охватывает все важные темы.

    2. Проводить анализ допущенных ошибок.

    3. Определить причины низкой успеваемости:

    4. Определить виды индивидуальной работы.

    5. Вести диагностические карты по ключевым темам.

    6. В конце изучения темы наряду с традиционными видами контроля проводить самодиагностику.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику

ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка,

рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении различных предметов.

Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое

самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость

успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание,

с которым он должен выступить перед классом.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим

от него причинам:

u пропуски занятий по болезни;

u слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

u задержка психического развития.

Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи

с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка

в специализированный класс или школу;

Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных

умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения,

техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

u неблагополучная семья;

u проблема «улицы»;

u прогулы.

Мы, учителя начальных классов, должны знать, почему ученик не усваивает

учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно

причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь

школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог),

родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу

консультантов;

- изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность

обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.

Использовать для этого обучающие игры;

- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура,

мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

План работы со слабоуспевающими учащимися

на 2010 – 2011 учебный год .

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся3 класса по основным разделам учебного материала.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7.Поставить родителей ученика в известность о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Тематический план

Блок – корень слова.

Безударные гласные в корне слова (1, 2-е занятия).

Слова с глухими и звонкими согласными в корне (3, 4-е занятия).

Слова с непроизносимыми согласными в корне (5, 6-е занятия).

Блок – корень слова, приставка.

Разделительный мягкий знак (7, 8-е занятия).

Разделительный твердый знак (7, 8-е занятия).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосёлковская средняя общеобразовательная школа

Программа работы

со слабоуспевающими

и неуспевающими детьми

Учитель математики

Кудрявцева Т.С.

      учебный год

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Для организации процесса обучения по математике с такими особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

    наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

    вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

    обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Цель:

формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:

1.Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

2.Развитие групповых, индивидуальных и дистанционных форм внеурочной деятельности.

3.Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).

4.Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

5.Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

6.Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.

7.Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты

Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Основные компоненты

    Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.

    Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.

    Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.

    Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.

    Использовать наглядный материал.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Мероприятия

1. Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

  1. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь-октябрь

3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

6. Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях

7.Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

8.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

9.Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

10.Учить детей навыкам самостоятельной работы

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.

5.Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости)

Мероприятия по работе с учащимися

Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине.

    Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;

    Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;

    Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам;

    Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

    Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей;

Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам.

    Проводить проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;

    Донести информацию о не выполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося;

    Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителей в присутствии их родителей);

Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики

    При необходимости, способствовать организации помощи психолога;

    Проводить индивидуальные консультации;

    Организовать с учащимся работу над его ошибками;

    Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;

    Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

во 2 классе в 2013-2014 учебном году.

Список слабоуспевающих учащихся.

Ф.И. ученика

Примечание (второгодник, ЗПР,

пед.запущенность,

болезнь и тд.)

Результат на конец триместра

(слабо успевает, не успевает, по каким предметам)

Итог учебного года

(перевод в сл класс, оставлен на второй год, направлен на МПК)

педагогическая запущенность;

слабое общее развитие.

математика

Анастасия

второгодница, задержка психического развития, слабое развитие учебных и познавательных интересов - недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей.

Чтение Русский

Окружающий мир

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на учебный год.

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий

В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение учебного года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками

В течение учебного года

7.Мониторинг диагностических работ, выявление пробелов в знаниях, индивидуальная работа над ошибками.

В течение учебного года.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися .

1. Ф.И.О. ученика Дайнеко Иван

2. Класс 2

3. По каким предметам не успевает - математика

4. Поведение ученика: удовлетворительное

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости:педагогическая запущенность, отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за первый год обучения: низкая техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе.

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика: родители

Темы доп. занятий

Дата проведения

доп. занятия

Отметка о выполнении.

сентябрь

Нумерация чисел в пределах 100.

Отработка таблицы сложения и вычитания.

октябрь

Решение задач изученных видов.

Приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100, основанные на знании десятичного состава числа.

ноябрь

Решение задач

Решение примеров и задач изученного вида

декабрь

Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

Час. Минута. Определение времени по часам

Порядок действий. Скобки.

январь

Сравнение числовых выражений

Периметр многоугольника

Февраль

Сочетательное свойство сложения.

Переместительное свойство сложения.

Приёмы вычислений для случаев вида: 36+2;

Приём вычислений для случаев вида:

март

Письменный приём сложения

Письменный приём вычитания вида:

апрель

Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида: 37+58

Письменные приёмы сложения и вычитания.»

Квадрат. Построение квадрата.

Связь между сложением одинаковых чисел и действием умножения

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

1. Ф.И.О. ученика Бигильдеева Анастасия

2. Класс 2

3. По каким предметам не успевает - чтение, русский язык, математика, окружающий мир

4. Поведение ученика: хорошее

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости:задержка психического развития, педагогическая запущенность, отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за первые годы обучения: не умеет читать, низкая техника счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе, слабое общее развитие, логопед. нарушения

6. Средства в работе с учеником 1) создание благоприятной атмосферы на уроке;

Своевременное оказание помощи на дополнительных занятиях

Изменение формы и методов учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использование для этого обучающих игр;

Освобождение школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

Ориентирование детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика: родители, репетитор.

8. Сколько времени длится эта работа: весь учебный год

Темы занятий

Дата проведения

доп. занятия

Отметка о выполнении.

сентябрь

1)Гласные и согласные звуки и буквы.

2)Слоги-слияния.

3)Чтение по слогам.

октябрь

Математика

Приёмы устных вычислений в пределах 20.

Слоговое чтение.

Выполнение заданий в раб.тетр. с.4-6

ноябрь

Математика

Единицы стоимости: рубль, копейка

Русский язык.

Письмо под диктовку букв, слогов.

декабрь

Отработка навыка слогового чтения.

Математика

Счёт в пределах 20.

Русский язык.

Письмо под диутовку букв, слогов, слов. Проговаривание.

январь

Отработка навыка чтения.

Русский язык.

Февраль

Математика.

Переместительное свойство сложения

Русский язык

Письмо под диктовку односложных слов.

Окружающий мир.

Работа над проектом.

март

Математика

Уравнение. Решение уравнений способом подбора.

Отработка навыка чтения.

Русский язык.

Списывание с печатного текста.

апрель

Математика

Прямой угол. Построение прямого угла.

Отработка навыка чтения.

Русский язык.

Письмо под диктовку.

Чтение.

Отработка навыка чтения.

Математика

Письменный приём сложения и вычитания.

Русский язык

Письмо под диктовку

Результативность работы со слабоуспевающими в 2012-2013гг

Итоговые контрольные работы за триместры.

ФИ учащегося

математика

Дайнеко Иван

Бигильдеева Ан.

ПЛАН РАБОТЫ

со слабоуспевающими учащимися на 201 4 – 201 5 учебный год

учителя начальных классов ______________________________

Цели:

    Выполнение Закона об образовании

    Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

    Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.

    Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников

    Реализация разноуровнего обучения

    Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации

    Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

Основные разделы планирования:

    Планирование работы со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника

    Планирование работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися

    Приложения

Основополагающие направления и виды деятельности:

    Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

    Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.

    Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

    Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

I. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

4. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

5. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем

6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

7. Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более 2)

8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений

9. Использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

10. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

11. На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания.

12. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

13. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

14. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

15. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

16. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

17. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

18. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

Мероприятия

Срок

1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам

Август

2. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

3. Провести собеседование с учителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся

Сентябрь

4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися

В течение учебного года

5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО)

В течение учебного года

6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику с фиксацией в плане урока

В течение учебного года

8. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в специальных тетрадях по предмету

В течение учебного года

II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

со слабоуспевающими учащимися классного руководителя

1. С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.

2. Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий ШК.

3. Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели.

4. В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.

5. Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

Мероприятия

Срок

1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения

Август

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса

Сентябрь

3. Провести собеседование с учителями-предметниками класса по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими учащимися. Предложить учителям представленный план работы

Сентябрь

4. Собеседования с учителями по итогам четверти и результатам индивидуальной работы с ребенком

По итогам четверти

5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ

Согласно графику контрольных работ

6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел

Выборочно, по ситуации

7. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение всего учебного года

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список учащихся 3- А класса,

включённых в группу риска в 2014 – 2015 учебном году

Ф.И.О.

Общеобразовательный предмет

Причина включения в группу риска

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Характеристики слабоуспевающих детей

Слабоуспевающие дети

Хронически слабоуспевающие дети (по физиологическим причинам)

Дети, слабоуспевающие по отдельным учебным дисциплинам (по социальным причинам)

Подростки с несформированной учебной деятельностью

задания воспринимают невнимательно, часто их не понимают, но вопросы учителю не задают, разъяснений не просят;
– работают пассивно, постоянно нуждаются в стимулах для перехода к очередным видам работы;
– не имеют постоянной цели, не планируют и не организовывают свою работу;
– работают очень вяло, либо постепенно снижают темп, уставая раньше других детей;
– индифферентно относятся к результатам собственной работы, к познавательному труду в целом.

учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению:
– в связи с частичной или полной утратой позиции школьника по причине непонимания отдельного предмета или группы учебных дисциплин (точных, гуманитарных и т.п.) или
– в результате отсутствия необходимых условий: неблагополучная семья, плохое здоровье, отсутствие адекватного педагогического сопровождения.

слабоуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (по физиологическим причинам) при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника;
– слабоуспевающие учащиеся, для которых характерно как низкое, так и высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Кроме того, большинство слабоуспевающих имеют низкий уровень памяти, внимания, логического мышления, развития речи, высокий уровень школьной и межличностной тревожности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Причины неуспеваемости младших школьников

Психологические:

Недостатки в познавательной деятельности:

    несформированность приёмов учебной деятельности;

    недостаток развития психических процессов;

    неадекватное использование ребёнком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности;

Недостатки в развитие мотивационной сферы

Биопсихические:

Общая слабость организма;

Нарушение зрения, слуха, артикуляции;

Леворукость

Социальные:

Материальная необеспеченность семьи;

Алкоголизм родителей;

Недостаток любви и заботы;

Педагогическая безграмотность родителей

Педагогические:

Низкий интерес к учебной деятельности;

Пропуск занятий;

Низкая эффективность деятельности;

Отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими учащимися

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики.

Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета.

1. Создание микроклимата в классе.
2.Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5.Стимулирование оценкой, похвалой.

1. Вести карту наблюдения.
2. Работа в группах, парах.
3.Индивидуальные консультации.
4. Уроки коррекции знаний.
5. Опорные конспекты, памятки.
6.Дидактические игры.

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:
– в изучении нового материала;
– выявлении пробелов в знаниях.

Для:

предупреждения неуспеваемости;
– ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
– формирования мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

1.Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.

Воспитательная работа

Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей предметников.

Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды.

1. Вовлечение в кружки, КТД.
2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
3. Опора на хобби.

Работа с родителями

При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.
Работа ведется регулярно.

Для оказания профессиональной педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;
установления единых требований.

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов.
Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Тематические родительские собрания.
Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
Совет профилактики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Индивидуальные занятия и беседы

п/п

Дата проведения

занятия

Ф.И.

обучающихся

Тема

Примечание

п/п

Дата проведения

занятия

Ф.И.

обучающихся

Тема

Примечание

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Консультации для родителей

п/п

Дата

Ф.И.

обучающихся

Ф.И.О. родителей

Тема

п/п

Дата

Ф.И.

обучающихся

Ф.И.О. родителей

Тема

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Дифференцированные задания

п/п

Дата

Ф.И.

обучающихся

Тема

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Работа с дневником

п/п

Дата

Ф.И.

обучающихся

Тема

Loading...Loading...