Стандарты начального общего образования. Стандарты образования

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Новые стандарты образования для современной школы

Что такое Федеральный государственный стандарт

начального общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://минобрнауки.рф/

Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое информационно-образовательная среда?


Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Интеграция деятельности

семьи и школы в воспитании и социализации личности ребёнка

Разрушение традиционных устоев семьи являетсяодной изпричин кризисав духовно-нравственнойи социокультурной сферахсовременного общества. Кризисныеявленияв семье многообразны. Супружество,воспитания детейстали восприниматьсякак тяжкое и нежелательное бремя, традиционныеотношения: послушания, почитания,уважения старшихвытеснены изсовременной жизнии заменены активным противостояниемавторитету взрослых, игнорированиеммнения родителей, педагогов, культ жизненного успеха, материальногоблагополучия, профессионального роста привел к катастрофическому падению престижа материнства и отцовства.

Многократно увеличилоськоличество безнадзорных детейи социальных сирот. Родители проявляют поразительнуюнеграмотностьв вопросах приоритетов развития и воспитанияребенка в семье.

Все реже родители появляютсяне только на школьные родительские собрания, но зачастуюони редкие гости и в ДОУ. Утрата родителямитрадиционных нравственных ориентировприводит к тому, что семья оказываетсяне в силах удержатьдетей от порока, но часто провоцируют к нему.Алкоголизм, а затемполная утратаинтереса родителейк интересам и проблемамсвоего ребенка. Ребенок практически остается один на один сам с собой и вынужден решать свои проблемысамостоятельно.

Именно поэтому, проанализировав ситуациювзаимодействия школы с семьёй, наш педагогический коллектив пришел к выводу, чтонеобходимо в корне пересмотреть вопрос: семья + школа = что дальше?

Понятно, что строить работу, используятрадиционные формы,нельзя. Настало время искать новыеорганизационно-деятельные формы в данном направлении.

Концепция модернизации российского образованияна период до 2010 года подчеркиваетисключительную рольсемьи в решении задачвоспитания. Успешное решение данной проблемы возможнотолько при объединениисемьи и других социальных институтов. Именно ОУ по-прежнемуостаютсяодним из важнейшихсоциальных институтов, обеспечивающих социальный процесс и реальное взаимодействиеребенка, родителей, социума.

Школа всегда стремиласьусилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализоватьвозможности развиватьспособности ребенка.


Образовательный стандарт начального образования: пояснительная записка

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начальное общее образование - первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным .

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

·развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

·воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

·освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;

·охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

·сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков , уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка .

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает следующий перечень предметов, обязательных для изучения: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Информатика и информационные технологии, Изобразительное искусство, Музыкальное искусство, Технология, Физическая культура.

Русский язык и Литературное чтение представлены в двух вариантах: для школ с обучением на русском (родном) языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.

Иностранный язык , изучаются со 2-го класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий. Информатика и информационные технологии по решению образовательного учреждения изучается как отдельный учебный предмет или интегрируется в другие учебные предметы.

Особенностью начальной школы является отсутствие обязательной итоговой аттестации выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу служат основой для организации контроля учебных достижений обучающихся.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.

Образовательный стандарт начального образования по русскому языку



Изучение русского языка в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

·развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

·освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

·овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

·воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Виды РЕЧЕВОй деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи.

Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологическими высказываниями (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы). Устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Письмо. Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста. Признаки текста . Безошибочное списывание текста. Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике. Составление поздравлений, писем.

Фонетика. Графика. Звуки и буквы: гласные, согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов.

Русский алфавит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Употребление пробела между словами, знака переноса.

Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка . Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.

Состав слова .Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова .

Морфология. Имя существительное, значение и употребление. Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го склонения существительных.

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным.

Местоимение, значение и употребление. Склонение личных местоимений.

Глагол, значение и употребление. Изменение по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (1, 2 спряжение).

Предлоги, союзы. Их роль в речи.

Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраски. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря .

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

знать

·значимые части слова;

·типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности;

уметь

·анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

·различать произношение и написание слов;

·находить способ проверки написания слова;

·без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

·писать диктанты (объем 75-80 слов);

·практически использовать знания алфавита при работе со словарем;

·адекватно воспринимать звучащую речь - рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;

·создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

·соблюдать орфоэпические нормы;

·передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;

·владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Изучение русского языка в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

·развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи;

·освоение элементарных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;

·воспитание позитивного отношения и интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщение к культуре и литературе русского народа с учетом опыта учащихся.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слушание (аудирование). Различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений. Понимание на слух основного содержания высказываний, выделение в них наиболее важных фактов, понимание последовательности развития действий.

Говорение. Ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения. Постановка вопросов к прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по нему. Составление плана текста. Рассказ о себе, своей семье, друзьях, школе и др. Составление монологических высказываний на различные темы (несложное описание, повествование, рассуждение). Владение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность).

Чтение. Сознательное, правильное и выразительное чтение текста (сказки, небольшого рассказа, текста в учебнике). Тема. Главная мысль текста. Простой план. Пересказ текста, оценка прочитанного.

Письмо. Диктанты, изложения. Небольшое сочинение по темам школьной жизни и семьи .. Письма и адрес на конверте.

СИСТЕМА ЯЗЫКА (ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ)

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Звуки и буквы. Различение звуков и букв.

Гласные звуки. Ударение. Слог. Согласные звуки. Интонация.

Различение на слух, правильное произношение и написание гласных ударных и безударных, согласных звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и ц. Различение и соблюдение интонации основных типов предложений. Алфавит. Передача на письме звуков русского языка.

Лексика. Слово и его значение. Синонимы и антонимы, их различение и употребление. Овладение запасом слов, необходимым для повседневного учебного и бытового общения.

Состав слова. Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Анализ слова по составу, объяснение правописания слов с изученными правилами.

Морфология. Части речи в русском языке.

Имя существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные. Род существительных. Изменение существительных по числам и падежам. Основные значения падежей.

Различение и правильное употребление в речи одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Количественные и порядковые числительные. Согласование имен прилагательных с именем существительным (употребление в речи).

Местоимения личные, вопросительные, указательные и притяжательные. Согласование прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе, падеже (употребление в речи).

Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по видам, временам, лицам, числам (различение, правильное употребление).

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения. Простое предложение. Члены предложения: главные второстепенные. Предложения с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а. Сложные предложения с союзами что, чтобы (употребление в речи).

Различение предложений по цели высказывания, употребление их в речи с правильной интонацией. Различение и уместное употребление простого и сложного предложений. Постановка знаков препинания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать

·особенности русской графики;

·значимые части слова;

·признаки изученных частей речи;

·типы предложений по цели высказывания и структуре;

уметь

·понимать на слух русскую речь;

·различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков русского языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;

·различать и соблюдать интонацию основных типов предложений;

·правильно образовывать в речи формы изменяемых частей речи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·вести диалог, строить монолог в условиях повседневного (учебного, бытового) общения;

·соблюдать основные нормы русского произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;

·владеть запасом слов, необходимым для учебного и бытового общения;

·соблюдать изученные правила орфографии и пунктуации в записи текста под диктовку и в самостоятельных связных письменных высказываниях;

·владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

·развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

·овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

·воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

КРУГ чтения И

Круг чтения. Произведения художественные, научно-попу-лярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Кры-лов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Мая-ковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания .

Основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств .

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием , послесловием , аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).

Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения . Выбор вида чтения в соответствии с целью. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Декламация стихотворных произведений (чтение наизусть).

Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

знать

·изученные литературные произведения, их авторов;

·элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллю-страция, аннотация);

·пересказывать текст (объем 1,5-2 с);

·оценивать события, героев произведения (составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст);

·создавать небольшой устный текст на заданную тему;

·приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

·различать жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

·приводить примеры художественных произведений разной тематики и разных авторов по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

·определять содержание книги по заглавию, аннотации;

·находить в словаре значение неизвестного слова.


Образовательный стандарт начального образования по иностранному языку

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·обеспечить развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения;

·заложить основы для формирования умений общаться на иностранном языке (элементарной коммуникативной компетенции: речевой, языковой) и соответственно, развитие элементарных коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме (с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников);

·создать условия для ранней коммуникативно-психологичес-кой адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

·формировать элементарные лингвистические представления, развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также общеучебные умения;

·приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: познакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитывать дружелюбное отношение к представителям других стран.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Предметное содержание речи

Знакомство. Семья. Мой дом/квартира/комната . . Праздники: день рождения, Новый год. Мои друзья. Игрушки. Одежда.

Моя школа/классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Мои увлечения. Каникулы. Выходной день (в зоопарке, в цирке).

Времена года. Любимое время года. Погода. Любимое домашнее животное.

Страна изучаемого языка (общие сведения), литературные персонажи популярных детских книг (общее представление), небольшие простые произведения детского фольклора - стихи, песни, сказки.

Виды речевой деятельности
(РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ)

Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произ-ведением детского фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, предста- виться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос - уметь расспрашивать кто? что? когда? где? куда?; диалог-побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой, используя побудительные предложения, и выразить готовность или отказ ее выполнить.

Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.

Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку.

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрации, языковую догадку ).

Чтение. Чтение вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов (содержащих только изученный материал), а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя, места действия). Использование двуязычного словаря учебника.

Письмо и письменная речь . Списывание текста; выписывание из него слов, словосочетаний и предложений. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.

ЯзыковЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

Графика и орфография . Алфавит изучаемого иностранного языка, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции (для английского языка), основные правила чтения и орфографии (умение их применять при чтении и письме).

Фонетическая сторона речи . Адекватное произношение и различение на слух всех звуков изучаемого иностранного языка, в том числе долгих и кратких гласных, гласных с твердым приступом, звонких и глухих согласных. Оглушение/ не оглушение согласных в конце слога или слова. Отсутствие смягчения согласных перед гласными. Словесное и фразовое ударение, членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности основных коммуникативных типов предложений (утверждения, вопроса, побуждения).

Лексическая сторона речи . Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка (употребление и распознавание в речи). Начальное представление о способах словообразования: словосложении и аффиксации, о заимствованиях из других языков (интернациональные слова).

Грамматическая сторона речи . Основные коммуникативные типы простого предложения (утверждение, вопрос, побуждение), предложения типа «Я могу…», «Я должен…»; предложения с глаголом - связкой, предложения с оборотами, типичными для изучаемого иностранного языка (употребление и распознавание в речи).

Правильные и неправильные глаголы, глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени (распознавание, различение, употребление в речи).

Артикли (неопределенный/определенный/нулевой/частичный/ слитный ) артикли мужского, женского и среднего рода. Склонение существительных. Наиболее распространенные в речи местоимения; прилагательные; количественные числительные до 100; порядковые числительные до 20; простые предлоги места и направления (распознавание и употребление в речи).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения иностранного языка ученик должен

знать

·алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;

·основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

·название страны изучаемого языка, ее столицы;

·имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений;

·рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь

·наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, долгих и кратких звуков, слов, близких по звучанию в родном и изучаемом иностранном языке, кратких утвердительных и отрицательных ответов и др.)

·различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания;

·составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, по аналогии;

·списывать текст на иностранном языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;

·пользоваться двуязычным словарем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов, с опорой на зрительную наглядность;

·участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

·расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;

·кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

·составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе);

·писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец.

Образовательный стандарт начального образования по литературному чтению

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ШКОЛЕ
С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Изучение литературного чтения в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

·развитие эстетической восприимчивости к русскому художественному слову, опыта читательской деятельности на русском языке; формирование всех видов речевой деятельности на русском языке; умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать;

·овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения на русском языке; элементарнымипрактическими умениями работы с художественным текстом на русском языке;

·воспитание уважения к русской культуре и культуре других народов России, интереса к чтению на русском языке, расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

читательскИЙ КРУГОЗОР И
Опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения художественные, научно-попу-лярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (И.А.Крылов, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин); классиков советской детской литературы; произведения писателей - представителей народов России (по выбору); произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о труде, о взаимоотношениях человека с окружающим миром, о детях, о добре и зле, о приключениях.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний; характер героя, его поступки и их мотивы. Сравнение героев произведений русской и родной литератур . Различение жанров произведения: малые фольклорные жанры и сказки; литературные сказки; рассказы; стихотворения; басни.

Выделение языковых средств выразительности русского художественного текста (без использования терминологии) для характеристики героев, событий.

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства.

виды РЕЧЕВОй деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие на слух художественных произведений разных жанров. Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него.

Чтение. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осознанное чтение про себя доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение (с предварительной подготовкой). Ознакомление с различными видами чтения. Осмысление цели чтения. Скорость чтения: установка на нормальный для индивидуальности читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Правильность чтения: четкое безошибочное чтение вслух с соблюдением правильного ударения и основных норм литературного произношения.

Говорение. Умение ставить вопросы и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.Построение небольшого монологического высказывания; краткий, полный, выборочный, пересказ прочитанного, устное изложение текста по плану. Сравнение героев произведений русской и родной литератур (портрет, поступки).

Письмо. Небольшие письменные высказывания по литературному произведению (по заданным вопросам).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать

·изученные литературные произведения и их авторов;

·жанры детской художественной литературы (приводить примеры сказок, стихотворений, басен, рассказов);

·приводить примеры фольклорных произведений (пословиц, загадок, сказок)

·определять тему и главную мысль произведения;

·пересказывать текст (объем - до 1с.);

·делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·использовать чтение русской художественной литературы как источник приобщения к русской культуре;

·находить в словаре значение неизвестных слов.

Образовательный стандарт начального общего образования по математике

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

·освоение основ математических знаний, формированиепервоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

·воспитание интереса к математике.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Числа и вычисления

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >.

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. Отношения «больше на…», «меньше на…».

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Отношения «больше в… », «меньше в… ». Деление с остатком.

Арифметические действия с нулем.

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.

Перестановка слагаемых в сумме. Перестановка множителей в произведении. Группировка слагаемых в сумме. Группировка множителей в произведении. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число.

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий .. Способы проверки правильности вычислений.

Сравнение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости, времени. Единицы длины (мм, см, дм, м, км), массы (г, кг, ц, т), вместимости (л), времени (сек, мин, ч, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между единицами.

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость).

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Измерение геометрических величин

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, спереди-сзади, перед, после, между и др.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники: треугольник, прямоугольник. Распознавание: окружность и круг; куб и шар. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см 2 ,дм 2 , м 2). Вычисление площади прямоугольника.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения математики ученик должен

знать

·последовательность чисел в пределах 100 000;

·таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

·таблицу умножения и деления однозначных чисел;

·представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

·пользоваться изученной математической терминологией;

·выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

·выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

·выполнять вычисления с нулем;

·вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);

· решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

·чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

·распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

·вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

·сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·переводить условие реальной задачи на математический язык;

·решать простейшие расчетные задачи с использованием полученных знаний;

·оценивать величину предметов «на глаз».

Образовательный стандарт начального образования по окружающему миру

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышлениякак умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

·освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;

·воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы .; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.

Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана , карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).

Человек - часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.

Человек - член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка . Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.

Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).

Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 - 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды . Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.

Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения . Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).

Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.

Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.

Родная страна - Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).

Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.

Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.

Москва - столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы ). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.

История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время , век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.

Планета людей. Солнце - небесное тело , источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля - планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).

Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать

·название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);

·государственную символику России;

·государственные праздники.

·основные свойства воздуха, воды;

·условия, необходимые для жизни живого существа;

·правила охраны и укрепления здоровья;

·правила дорожного движения;

уметь

·определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

·различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;

·различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

·приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

·показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);

·описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·использовать термометр для измерения температуры воздуха;

·устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;

·применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;

·выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

·устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;

·рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Образовательный стандарт начального общего образования по искусству

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманиюмузыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей;

·освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;

·овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности: хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пласти-ческая и вокальная импровизация;

·воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетичес-ких чувств учащихся, любви к родной природе, своему народу, любви к Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Особенности музыкального искусства. Композитор - исполнитель - слушатель. Образное содержание музыкального произведения. Отражение в музыке человеческих чувств, характеров, идей, образов природы.

Выразительные и изобразительные средства музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Практический опыт постижения музыкального языка (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика). Знакомство с основами нотной грамоты и простейшими музыкальными терминами. Музыкальные инструменты .

Сочинения профессиональных композиторов, музыкальный фольклор народов России и мира. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (сочинения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахма-нинова, С.С.Прокофьева, Л.Бетховена, В.А.Моцарта, Ф.Шопена, Э.Грига и др.); духовной музыки. Знакомство с различными видами музыки: вокальной и инструментальной, сольной и ансамблевой, камерной и симфонической. Представление о многообразии музыкальных жанров и форм (песня, танец, марш, опера, балет, концерт, симфония).

Гимн как музыкальный символ России.

ОПЫТ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пение . Хоровое исполнительство как способ творческого самовыражения в коллективе сверстников. Освоение навыков выразительного пения. Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования.

Инструментальное музицирование . Игра на детских музыкальных инструментах. Подбор ритмического аккомпанемента к песне и танцу. Музицирование в ансамбле (элементарных традиционных и электронных) музыкальных инструментов. Вокальная и инструментальная импровизация (мелодическая, ритмическая).

Ритмика и пластическое движение .Передача эмоционально-образного содержания музыки через ритмическое, танцевальное движение, пластическое интонирование. Выбор танцевально-пластических средств выразительности для передачи мелодических и ритмических особенностей музыки.

Театрализация музыкальных образов. Разыгрывание песен, музыкальных сказок. Участие в театральных формах музыкально-творческой деятельности (народные праздники, школьные утренники и др.).

Выражение образного содержания музыкального произведения средствами других видов искусства: в рисунке, в театрализованных этюдах, в ритмопластических, танцевальных импровизациях, поэтическом слове.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения музыкального искусства ученик должен

знать

·слова и мелодию Гимна России;

·имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 произведения);

·наиболее распространенные музыкальные инструменты;

·народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды;

уметь

·различать основные виды и жанры музыкального искусства;

·узнавать изученные произведения разных жанров и называть имена их создателей;

·сравнивать фрагменты различных музыкальных произведений, определять средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр);

·передавать характер музыки в пении, танцевально-пластичес-ком движении;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·исполнять мелодии знакомых песен и других музыкальных жанров;

·участвовать в хоровом исполнительстве;

·музицировать на детских музыкальных инструментах;

·передавать впечатления о музыке в пении, движении и рисунке.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·развитие способности передавать в творческих работах свое отношение к окружающему миру; развитие способности к творческому самовыражению;

·освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуре, дизайне; формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

·овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности;

·воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу.

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью.

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Место русского изобразительного искусства в мировой художественной культуре (общее представление). Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.

Представление о богатстве художественной культуры народов России и мира.

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.Н.Суриков, В.А.Серов, А.К.Саврасов, И.А.Шишкин, И.И.Левитан, К.Ф.Юон, И.Э.Грабарь, А.А.Пластов, А.А.Дейнейка , Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрант Ван Рейн, В.Ван-Гог, К.Моне . Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Основы изобразительного языка художников: рисунок, цвет, композиция, пропорции .

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Новые стандарты образования в начальной школе.

C сентября 2011 года все школы России начнут обучать первоклассников в соответствии с новыми образовательными стандартами. Чем будет отличаться их программа обучения? Чего ждать детям и их родителям от нововведения? На самые актуальные вопросы отвечает «Комсомолка».

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ «СТАРЫХ»?
- Если сравнить учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы увидим, что количество предметов, учебных часов одинаковое.
Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Она состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Дополнительная - внеурочная - нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю , - рассказывает Людмила Чеботарь. - Новый учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в себя и учебную, и воспитательную части. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.
Сейчас у каждой школы есть учебный план и кружки, факультативы и другие формы деятельности. При этом образовательная и воспитательная деятельность могут мало соотноситься. С переходом на новые стандарты внеурочная работа станет обязательной и должна представлять единое целое. Отучившись на традиционных уроках, дети смогут позаниматься в кружках, секциях, студиях, съездить на экскурсии и т. д. Целый день сидеть за партой ребенок не будет. Как сейчас комментирует Минобрнауки, наполнение каждого направления, количество часов может меняться. На свое усмотрение школа может выбрать один или два курса развития внеурочной деятельности, но с точки зрения департамента школы должны охватить максимум из предложенных вариантов. Не может быть так, что в школе хороший учитель физкультуры или рядом находится спорткомплекс, поэтому все дети будут задействованы только в спорте. В течение недели ребенку должна быть предоставлена возможность позаниматься разными видами, чтобы он не развивался односторонне.
Любая программа сейчас внедряется с согласования государственно-общественных органов управления образованием (управляющий совет, совет школы и др.). Родители не должны быть в стороне от этого процесса, они должны участвовать в выборе форм внеурочной деятельности и его наполнении. На деле это должно происходить так. Школа знакомит родителей с требованиями новых стандартов по организации внеурочной работы и с тем потенциалом, который уже есть у школы, у близлежащих учреждений дополнительного образования. Затем проводятся опросы, выявляются и
анализируются потребности детей и родителей. На этом основании формируется перечень предложений, который обсуждается с родительской общественностью на управляющем совете и окончательно согласовывается. После этого содержание и конкретные формы реализации заданных стандартом направлений внеурочной работы, то есть образовательная программа школы, утверждаются руководителем учреждения.
Главное,
родители должны понимать, что формально ставить галочку не нужно: от этого решения зависит дальнейшее образование детей.
- Если родители заинтересованы в углубленном изучении предметов, допустим физики, этот вопрос можно решить в рамках новых стандартов?
- Разумеется, можно. В рамках новых стандартов можно развивать научно-познавательную и проектную деятельность. То есть, кроме уроков, ученик может пойти в научное общество, поработать по какому-либо проекту. Кроме того, школа вправе ввести дополнительные образовательные услуги, которые выходят за рамки стандарта.
КАК БУДУТ УЧИТЬ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ?
- На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов останутся прежними. Изменится подход к их изучению, - говорит Людмила Григорьевна. - По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Вообще, опытные, талантливые педагоги всегда работали по этим принципам.
- Сложно представить, как первоклассник, который только сел за парту, будет находить и наращивать знания. Что под этим подразумевается? Или речь идет о старшеклассниках, где диапазон действий действительно большой?
- Ребенка необходимо развивать и учить навыку саморазвития, самообучения независимо от класса обучения, но, конечно, с учетом возрастных особенностей. Раньше на этом не было акцента. Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Это тот принцип, который заложен в проекте современной школы и который будет в адекватной возрасту степени внедряться уже с начальной школы.

Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы.
Вот этому мы и обязаны учить начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.
КАК БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ?
У каждого ученика появится портфолио . То есть некий комплексный портрет, который будет состоять, во-первых, из оценки знаний и - раз у нас сейчас важна и внеучебная часть - учитывать все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это тоже требования новых стандартов. Психотестов очень много, сейчас задача - отобрать нетрудозатратные, правильно понимаемые педагогами, дающие наиболее объективную оценку.
В портфолио должно быть видно: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были. Допустим, почему у школьника все хорошо по художественно-эстетическому направлению, а с математикой он еще на «вы». Или почему у него ухудшается здоровье.
Составляющие накопительной оценки (то, из чего будет состоять портфолио) будут утверждены к началу учебного года. Но общий механизм будет такой: комплексная оценка, учитывающая учебные и внеучебные достижения, личностное развитие ребенка.
- Какие оценки будут получать школьники на уроках? Как прежде, по пятибалльной шкале?
- Пока самими стандартами не дается жесткой регламентации - какая будет система оценок. На сегодняшний день выбор остается за школой. Каких-то новых изобретений в этом плане мы не планируем. Пятибалльная оценка в этом отношении апробирована, и уходить от нее в массовом масштабе нет смысла. У нас есть опыт, например, 20-ти или 12-балльной системы. Но при переходе в другую школу ребенок начинает путаться: что значит пятерка - это хорошо или плохо? Можно, конечно, и по процентам выполняемости оценивать работу школьника. Но надо ли это делать на каждом уроке?
Вообще, первый класс не получает оценок. Их труд оценивается смайликами, цветочками, словами «молодец», «хорошо». В этом возрасте важно отметить старания ребенка, а не загонять его в оценочные рамки.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ НАПРАВЛЕНЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ?
В новых стандартах заложены две концептуальные вещи: программа духовно-нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни .
- Мы не ставим задачи сделать всех детей профессиональными спортсменами, хотя стремление к высоким достижениям должно поддерживаться. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Чтобы ребенок нормально рос, развивался, у него не было сколиоза, плохого зрения. Для этого нужна физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности, - говорит Людмила Григорьевна. - Недавно в Юрге проходила «Ярмарка педагогических идей». Урок английского языка, на котором мы присутствовали, как раз
отвечал новым требованиям. Преподаватель так построил урок, что дети постоянно двигались. Они с удовольствием в ходе обучающей игры выбегали к интерактивной доске, чтобы нажать кнопку с правильным ответом, хотя это можно было сделать с места, то по одному, то группами вставали из-за парт, чтобы выйти и выполнить очередное задание перед всем классом. После такой «разминки» ребята еще и сделали небольшую зарядку, причем ведущий говорил, какие движения нужно делать, на английском языке. Всё это нисколько не нарушало организованность урока. Видно, что дети привыкли к такому режиму работы, они, несмотря на постоянное движение, быстро сосредотачивались и включались в работу, были активны в течение всего урока. Такие вещи должны быть в практике каждого педагога.

КСТАТИ
Здоровье учеников остается актуальным вопросом и в «старой» школе. С нового учебного года во всех учебных учреждениях вводится третий урок физкультуры. Он будет построен на интересах детей, с учетом их возможностей и потребностей. Допустим, часть класса сможет поиграть в волейбол, часть - в баскетбол, или все дети поучаствуют в «Веселых стартах». Девочки могут заняться аэробикой, мальчики - фитнесом. У учителя так же будет учебно-методическое планирование на третий час физкультуры, но его наполнение будет отличаться от привычных занятий.


Loading...Loading...