Для чего нужна человеку речь? речь помогает общаться делиться мыслями,чувствами договориться о чём- нибудь согласовать свои действия. похвалить, развеселить, - презентация. IV. Изучение нового материала. – Для чего человеку нужна речь

Одним из условий формирования социально активной личности является овладение человеческой речью - способностью произносить отдельные звуки, слова, фразы. Ее практическое применение принято называть языком. Какая бывает речь? Должен ли человек совершенствовать свое умение говорить? Как можно устранить Далеко не полный перечень вопросов, которые становятся интересны родителям сразу, как только их ребенок произносит первые слова.

Для чего нужна речь

Ученые выделяют несколько основных о которых должен знать каждый.

  1. Речь является своеобразным инструментом, при помощи которого люди обмениваются друг с другом чувствами, мыслями. Язык выступает в качестве средства общения.
  2. Благодаря речи происходят усвоение и передача коллективного опыта, накопленного человечеством. Посредством языка люди познают мир, в котором живут.
  3. Для достижения результатов деятельности человек обязан ее организовать и спланировать. Этот процесс возможен только тогда, когда он владеет языковыми навыками.
  4. При помощи речи человек способен воздействовать на чувства и мысли других людей.

Перечисленные функции в полной мере раскрывают значение языка в жизни человечества.


Какая бывает речь

Если рассматривать язык в плане существования его форм, то можно выделить устную и письменную. Во время письма или чтения работает Какая устная форма используется человеком? Слушание и говорение - это разновидности

Если брать во внимание количество участников разговора, то речь может быть диалогической или монологической. Перевод с греческого позволяет понять, что диалог - это разговор двух или нескольких лиц, а монолог - это высказывание одного человека.

С точки зрения дефектологов, речь бывает правильная или неправильная. Подобную же оценку языку дают лингвисты. По их мнению, правильная - это грамотная речь, но она может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Неправильная же (безграмотная) содержит большое количество языковых ошибок.

Важно ли умение говорить грамотно

Спор о том, какая должна быть речь человека, в научной педагогической среде возникает довольно часто. Эта проблема волнует и молодое поколение, и старшее. Большинство людей все-таки склоняются к тому, что язык должен быть грамотным, то есть красивым.

Умение говорить правильно не рождается вместе с человеком. Этому навыку нужно обучаться. Процесс освоения языка начинается в дошкольном детстве и продолжается в течение всей жизни. Для достижения результата недостаточно одного лишь желания. Потребуется приложить определенные усилия и затратить немало времени.

Человек, освоивший искусство говорить, всегда производит хорошее впечатление, он выгодно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий контролировать поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.

Итак, владение правильным красивым языком с положительной его окраской - это огромное достоинство человека.


Какие бывают дефекты речи

Неполадки в работе артикуляционного аппарата являются показателями неправильной речи. Косноязычие доставляет массу неприятностей, которые могут касаться как личной жизни, так и продвижения по службе, отношения окружающих к человеку.

Ребенок, испытывающий сложности в работе речевых органов, обязательно будет иметь проблемы с обучением в школе. Они могут иметь отношение к общей успеваемости, формированию почерка, орфографической грамотности, овладению техникой чтения.

Какая может быть речь человека при неправильной работе соответствующих органов?

  1. Нечеткое проговаривание или искаженное произношение отдельных звуков - ребенок картавит, шепелявит.
  2. Непроговаривание окончаний в словах.
  3. Нарушение очередности звуков в слове - их взаимозамена.
  4. Бедный словарный запас.
  5. Неумение строить связные высказывания.
  6. Нарушение темпа произношения слов (замедленный или быстрый), заикание.

Причины нарушений

Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные.

Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, - это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.

Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.

Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.

Где устраняют дефекты речи

Прежде чем заниматься исправлением недостатков, специалист, к которому обратился пациент, обязан установить причины возникших затруднений. Именно от них зависят методы и приемы, которые будут использованы в работе.

Если на развитие речи влияют отклонения неврологического характера или они связаны с неправильным строением артикуляционных органов, то, кроме логопеда, потребуется хирург или невролог. Комплексный подход к работе с людьми, имеющими отклонения в развитии речи, дает наибольший эффект.

Логопедические занятия с ребенком могут проводиться специалистами в школах, детских садах. Подобные кабинеты открываются при детских поликлиниках или в центрах развития ребенка. Логопед ведет занятия, используя многочисленные методики, приемы и техники. Упражнения направлены на разработку артикуляционного аппарата, моторики, умения ребенка наблюдать, сравнивать, анализировать, выражать свои эмоции.

Огромную помощь в преодолении речевых трудностей малыша оказывают родители, занимаясь с ним дома. Врачи и педагоги, объяснив взрослым, какая может быть речь ребенка при регулярных занятиях, дают конкретные задания. Все рекомендации в обязательном порядке должны выполняться. Только при таком подходе можно получить устойчивый положительный результат.


Где обучают правильной красивой речи

Если у человека появляется желание совершенствовать стиль языка, его выразительность, пополнять словарный запас, то для этого отлично подойдут специальные речевые курсы.

Многие люди считают, что подобные занятия нужны лишь для овладения иностранными языками, но это не так. Изучается на них также и речь родная. Какая она может стать после обучения? Это с удовольствием демонстрируют люди, прошедшие курс.

Для развития красивой у школьников ведутся специальные факультативные занятия, предусмотренные учебной программой.

На что направлены речевые упражнения

Задания, направленные на развитие языка, можно выполнять совместно с преподавателем, самостоятельно или группой. Упражнения, предложенные ниже, также дают понимание о правильной речи.

Итак, она должна быть какая? Хорошая речь отличается лаконичностью, богатым словарным запасом. Использование средств выразительности только украшает язык.


Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у человека, по-видимому, должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его поведения. Для того, чтобы не зависеть (абстрагироваться) от постоянно меняющихся условий жизни и нужным образом изменять свое поведение, человеку необходима модель реальности, с которой он мог бы экспериментировать.
Для различения высшей нервной деятельности животных и человека И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности.
Единственная сигнальная система у животных и первая у человека обеспечивают отражение действительности в виде непосредственных чувственных образов. Специфические особенности высшей нервной деятельности человека представлены второй сигнальной системой, которая возникла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда.
Вторая сигнальная система оперирует знаковыми образованиями ("сигналами сигналов") и отражает действительность в обобщенном и символьном виде. Центральное место во второй сигнальной системе занимает речевая деятельность, или речемыслительные процессы. Вторая сигнальная система охватывает все виды символизации.

Становление второй сигнальной системы

Слово становится "сигналом сигналов" не сразу. У ребенка раньше всего формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздражители, затем на вестибулярные (покачивание) и позже на звуковые и зрительные. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Общаясь с ребенком, взрослые обычно произносят слова, сочетая их с другими непосредственными раздражителями. В результате слово становится одним из компонентов комплекса. Например, на слова "Где мама?" ребенок поворачивает голову в сторону матери только в комплексе с другими раздражениями: кинестетическими (от положения тела), зрительными (привычная обстановка, лицо человека, задающего вопрос), звуковыми (голос, интонация). Стоит изменить один из компонентов комплекса, и реакция на слово исчезает. Лишь постепенно слово начинает приобретать ведущее значение, вытесняя другие компоненты комплекса. Сначала выпадает кинестетический компонент, затем теряют свое значение зрительные и звуковые раздражители. И уже само слово вызывает реакцию.
Показ предмета и его называние постепенно приводят к формированию их ассоциации, затем слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Это происходит к концу первого года жизни и началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще. На этом этапе развития слово выступает как интегратор первого порядка. Превращение слова в интегратор второго порядка, или в "сигнал сигналов", происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него был выработан пучок связей (не менее 15 ассоциаций). Ребенок должен научиться оперировать различными предметами, обозначаемыми одним словом. Если число выработанных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.
Между третьим и четвертым годами жизни формируются понятия - интеграторы третьего порядка. Ребенок уже понимает такие слова, как "игрушка", "цветы", "животные". К пятому году жизни понятия усложняются. Так, ребенок пользуется словом "вещь", относя его к игрушкам, посуде, мебели и т.д.

Функции речи

Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Речь используется для передачи информации и побуждения к действию.
Благодаря развитию языка мир человека "удваивается". Человек без слова имел бы дело только с теми вещами, с которыми соприкасался непосредственно. С помощью языка, который обозначает предметы, человек может иметь дело с предметами, которые он непосредственно не воспринимает и которые ранее не входили в состав его собственного опыта. Слово "удваивает" мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие. Человек может выполнять действия мысленно. Таким образом, из слова у человека рождаются не только удвоение мира, но и так называемые произвольные (волевые) действия.
Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях - сознательных формах психической деятельности. Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей ("знаков"), среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации - преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.
Программирующая функция речи выражается в построении смыс-ловых схем речевого высказывания, грамматических структур пред-ложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса - внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий.

Русская грамота 1 класс

Тема урока:

«Для чего нужна людям речь?»



Куанышпаева Дариха Тулешовна

учитель начальных классов

Русская грамота 1 класс

Урок с использованием технологии критического мышления.

Тема урока: «Для чего нужна людям речь?»

Цель урока: 1. Формирование понятия о значении речи в жизни человека. 2. Создание условий для формирования речемыслительных действий учащихся: сопоставление, нахождение общего, вниманию 3. Способствование обогащению словарного запаса учащихся 4. Стимулирование развития логического мышления

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи:

    развивать интерес к чтению;

    формировать коммуникативные навыки работы в группах;

    воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;

    воспитывать умение слушать других.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактическое и методическое сопровождение:

    учебник Родное слово

    презентация к уроку (для учащихся);

    иллюстрации о зиме

    картинки для индивидуальной работы

    портрет писателя

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

    Приемы

    «Мозговой штурм»

    обращение к личному опыту учащихся.

    прогнозирование по названию; (по картине)

    кластер;

    интервьюирование

Ход урока:

    Побуждение

а) Психологический настрой

Слайд.1

Дети читают хором:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

б) Проверка домашнего задания «Филиппок» (по Л. Толстому)

Вопросы:

    Где находилась школа?

    О чём спросил учитель Филиппка?

    Почему мальчик заплакал?

    Каким ты его представляешь?

Минутка чистописания Выборочная запись букв

М ороз, б уран, ф евраль

Запись с этими буквами слогов.

ми бе фи слайд 2

I I . Осмысление

Ребята сейчас мы с вами прочтём стихотворение Шибаева Александра Александровича (1923-1979) - это детский писатель.

Александр Александрович Шибаев (1923 – 1979), уроженец Волхова, – : он воевал на ленинградском фронте, был тяжело ранен, долгие годы боролся с болезнями… И сочинял веселые, радостные детские стихи. Человек редкостной скромности и деликатности, по свидетельству хорошо знавших его людей, поэт не стремился быть на виду, просто очень хорошо делал любимое дело, не изменяя своему таланту.

А стихотворение называется « - Ну, ребята, как делишки?», но перед тем как мы его зачитаем, я хочу задать вам вопрос. Умеете ли вы слушать своих товарищей?

Прогнозирование . – О чем может быть стихотворение с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительным?

Чтение стихотворения детьми

О чём говорят ребята?

Составь рассказ первого и второго мальчика.

Почему третий мальчик ничего не понял из того, что они говорили?

Дети: - Потому – что они говорили наперебой. Они не умеют выслушать друг друга.

А как вы думаете, ребята для чего нам нужна речь?

Ответы детей

Правильно ребята.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Ознакомление детей с правилом чтения.

Чтение детей правила.

С помощью речи можно рассказать, сообщить, спросить. Речь помогает нам общаться друг с другом.

Физминутка «Финская зарядка»

Работа по учебнику

Стр. 7 Упражнение 2

Составь из слов предложения, запиши их. О чём они рассказали нам?

Белый, кружится, в, снег, воздухе.

Он, покрыл, пуховым, землю, всю, одеялом.

Физкультминутка

Словарная работа слайд 3

Хороши, ребята, одеяло - слова

Индивидуально-дифференцированная работа.

    Слабоуспевающим учащимся (вместо картинок написать слова. Текст с картинками) слайд 4

    Сильным учащимся составить рассказ по картинке (Экскурсия в лес, на горке, выпал первый снег)

Ребята у вас очень хорошо получилось составить рассказ и рассказать по картинке, а сейчас давайте поиграем. слайд -5

Играть будем в парах. Один будет репортёром, а другой интервьюер. Тема «Как прошли зимние каникулы».

III . Рефлекси я

Вопросы:

Скажите, ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке, что вы делали на уроке, с каким словарными словами вы познакомились?

А теперь скажите мне ребята, для чего людям нужна речь?

составление кластера «Речь»

слушание, говорение, чтение и письмо – это наша речь

Вывод : речь есть один из главных способов общения людей друг с другом.

Оценивание при поддержке дескрипторов

Домашнее задание:

Стр. 7 Упр.5 напиши красиво 2 предложения

Тема: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь? Какой окраски твой голос? Интонация, темп и тон речи»

Цели: 1/ познакомить учащихся с речью как отличительной способностью человека; 2.дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевые умения; 3.воспитывать культуру речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа по теме

2. Оздоровительная минутка

3. Беседа по теме

– Продолжим чтение рассказов о Феде. Рассказ, который я прочитаю сейчас, называется «На стадионе».Скоро 11 часов. Федя спешит на стадион. Это совсем рядом с домом. А вот и папа. Он приветливо машет рукой.– Здравствуй, сынок! Молодец, пришел вовремя. Все в порядке? Проведем время в мужской компании. У нас отличные билеты.– Здравствуй, папа. Все в полном порядке.– Вы слышали вежливый разговор.Что папа сказал при встрече? Что ему ответил сын?А вы здороваетесь при встрече со своими родителями? Что вы говорите маме, папе, просыпаясь утром?Какой вопрос задал папа после приветствия? Какой вопрос вы можете задать друг другу после приветствия? Читаем дальше.Папа и Федя пришли на футбольный матч. Сегодня играет «Спартак» – это их любимая команда.Удар! Мяч летит мимо ворот.– Мазила! – кричит Федя. Он сердито размахивает руками, задевает своего соседа, но не замечает этого.– Какой невоспитанный, некультурный мальчик, – тихо произнес сидящий рядом пожилой мужчина, – совсем не умеет вести себя в общественном месте.– Почему сосед назвал Федю некультурным, невоспитанным? Что значит «общественное место»? Как ведут себя в общественном месте воспитанные, культурные люди?Каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы его речь и поведение были культурными.

4. Игра «Запретное движение»

Звучит веселая, ритмичная музыка. Дети стоят кругом, ведущий в центре показывает несколько движений, одно из которых запретное. Дети должны повторять все движения ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибется, выбывает из игры, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.

5. Беседа по теме

– Разговаривая друг с другом, мы произносим слова с разной интонацией. Поэтому одни и те же слова воспринимаются по разному.

Задание:

– Вспомните сказку Корнея Чуковского «Федорино горе». Прочитайте с нужной интонацией следующие фразы действующих лиц.

Испугалася коза,Растопырила глаза:«Что такое? Почему?Ничего я не пойму!» (Вопросительно.)

Но ответило корыто:«На Федору я сердито».И сказала кочерга:«Я Федоре не слуга!». (Сердито.)

«Кококо! Кококо!Жить вам было нелегко!». (Сочувственно.)

И заплакали блюдца:«Не лучше ль вернуться?». (Вопросительно.)

И зарыдало корыто:«Увы, я разбито, разбито!». (Жалобно.)

И сказала скалка:«Мне Федору жалко».И сказала чашка:«Ах, она бедняжка!». (Сочувственно.)

«Уж не буду, уж нe будуЯ посуду обижать,Буду, буду я посудуИ любить, и уважать!» (Ласково.)

6. Итог занятия

– Для чего человеку нужна речь? Какой окраски твой голос? Что помогает нам понять друг друга?

Занятие – беседа проводилось в старшей группе, в начале учебного года.Думаю,что я донесла детям необходимость правильной и культурной речи. На примере сказки «Федорино горе » с детьми уточнили разные интонации языка, обсудили мимические изменения.Дети пытались отвечать хором,перекрикивая друг друга, и здесь раскрывалась одна из задач: умение слушать –это умение говорить. К концу занятия,ребята давали возможность ответить одному, а затем высказывался следующий. Мне кажется,что такие беседы (на примерах детей)необходимы и полезны.

Интернет — урок по обучению грамоте ОС «Гармония», 1 класс. Урок 3 «Зачем нам нужна речь?»…

За эти дни, я поняла, что вы умные и самостоятельные дети. Тогда помогите разобраться в ситуациях … (ситуации разыгрываются)


  • Ване надо поздравляет друга Андрея с днём рождения.
  • Андрей хочет познакомиться с новенькой девочкой — одноклассницей.
  • Пассажиру надо купить билет на поезд Калининград — Москва.
  • Покупатель не знает какой пылесос выбрать.
  • Турист не знает как попасть на главную площадь в Санкт-Петербурге.
  • Ведущий по телевизору объявляет новость, что президент подписал новый закон.
  • Марине очень понравился фильм, и она хочет рассказать об этом маме.

Вы молодцы! А теперь попробуйте ответить на вопрос: «Что помогает одним высказать свои мысли, информацию, другим услышать?»

Помогает нам — речь.

Речь – это общение, где мы обмениваемся мыслями, информацией, сообщениями, мнениями об увиденном или услышанном, эмоциями.

А без речи можно обойтись? Давайте проведем эксперимент. Поиграем в игру «Крокодил». Я на ушко одному из вас скажу слово, а он объяснит это слово, не используя речь, то есть без слов.


Получилось? Да, получилось. Легко ли?…

(работа с букварём стр. 10). Рассмотрите рисунки. Прочитайте заголовок… «Зачем нам нужна речь?». С помощью рисунков найдите ответ на это вопрос….

Верно, речь нам нужна для многого: чтобы вместе играть, о чём-то договориться, рассказать, спрашивать и советовать, узнавать и просить, читать и слушать… В всём, что мы делаем, нам помогает речь.

А вы знаете, что существую правила для речи?

Проведем эксперимент. Задумайте в голове мультфильм, который вам больше всего нравится. А сейчас по моей команде каждый из вас назовёт свой мультфильм.

Итак,… какой мультфильм вам больше всего нравится?…. Я ничего не поняла, а вы? Почему?

Это правило Первое . Говорит один — другие слушают. Всем одновременно говорить нельзя! Можно только в том случае, если мы говорим одно и тоже — говорим хором.

Так кому какие нравятся мультфильмы, как мне узнать об этом?….

Правило Второе. Хочешь говорить — подними руку. Говорить будет тот, кого спросит учитель.

Проверим как вы запомнили эти правила, выполним задание на стр. 11., стр. 12-13.

Какие открытия вы сделали на этом уроке?

Loading...Loading...