Основные глаголы голландского языка с произношением. Произношение в нидерландском языке


Родной язык приблизительно 22 миллиона жителей Европы: 16 млн. голландцев и 6 млн. бельгийцев. Таким образом, число говорящих на нидерландском языке превышает число говорящих на всех скандинавских языках вместе взятых.


В России нидерландский язык обычно называют голландским, иногда фламандским. Но на самом деле и голландский, и фламандский - варианты нидерландского: по-голландски говорят на западе Нидерландов, по-фламандски - в Бельгии.


Для нидерландского языка характерно существование многочисленных диалектов, носители которых не сразу понимают друг друга, хотя различия относятся в основном к сфере фонетики, в области лексики и грамматики разница незначительна. Кроме того, у нидерландского языка есть еще и "младший брат" - язык африкаанс. Это первый язык шести миллионов граждан ЮАР (в т.ч. трех миллионов цветных) и второй или третий язык еще девяти миллионов жителей этой же страны.


О своеобразии нидерландской языковой культуры (и менталитета! - прим. L.K.) говорят следующие факты: голландцы всегда охотнее изучали иностранные языки, чем навязывали другим народам собственный. Даже в своей бывшей колониальной империи голландцы никогда не отстаивали своих языковых интересов. Великий голландский гуманист Эразм Роттердамский писал исключительно по-латыни; больше половины писем Винсента Ван Гога написаны на французском языке. Любопытно также то, что орфографическая норма нидерландского языка была выработана лишь в XIX в. - а в 1998 г. будет закончен Словарь нидерландского языка, работа над которым ведется с 1852 г.; это будет самый большой в мире толковый словарь - в 40 огромных томов (44 тысячи страниц в два столбца)."


Эта цитата взята из предисловия к учебнику нидерландского языка для русских.


Фонетика - Итак, голландский язык... Вернее нидерландский язык... С чем сравнить его неповторимое звучание? Можете ли вы себе представить пьяного немецкого матроса, который пытается говорить по-английски? Если сможете - вы услышите всю поэзию этого языка! Шутка!


Русские, которые благодаря родному языку имеют богатую фонетическую базу, сталкиваются тем не менее с трудностями. Я имею ввиду артикуляцию. При разговоре голландцы задействуют другие мышцы лица, чем русские. И это сильно влияет на произношение. Надо привыкнуть при разговоре шире раскрывать рот, иначе вас не будут понимать. Почему? В нидерландском языке имеется различие в произношении двойных и одинарных гласных звуков. Чтобы почувствовать разницу, советую взять несколько уроков у местных логопедов, которые работают с иностранцами. Если интересно, предлагаю почитать и проделать упражнения, полученные мною у моего логопеда. А еще в "Ссылках", в разделе "Голландский язык" можно почитать "Грамматику голландского" по-русски, там же объяснена фонетика.


Если у вас не развито "музыкальное" ухо, вы можете также столкнуться с другой проблемой - звучание многих слов (это не только мое мнение) воспринимается одинаково. Запомнить и воспроизвести их очень сложно, особенно первое время, когда очень мешает английский. И не только потому, что все вокруг могут говорить на нем. Просто пока вы будете мучительно вспоминать, как это говориться по-голландски, на языке уже будут вертеться английские слова. Иностранцы, которые оказались в среде голландцев, совсем не говорящих по-английски, делают успехи и осваивают разговорный голландский достаточно быстро.


Интересующимся, предлагаю загрузить и прослушать голландский вариант сказки "Красная шапочка" (MP3 файл 6,21 МБ). Обратите внимание на манеру разговора и поведение Шапочки. Если вы сравните голландскую сказку с русским аналогом, вы поймете разницу между голландскими и русскими женщинами:-))


Грамматика - Несмотря на достаточно простую грамматику нидерландский язык сложный. Грубо говоря это смесь английского и немецкого языков. Причем немецкий гораздо ближе к нему. Голландцы в состоянии понять немецкую речь. Нидерландскому языку близка не только немецкая лексика, но и фонетика. Можно даже привести аналогию между русским и украинским языками. Не знаю, как немцы, но русские, которые знают немецкий, легче осваивают голландский, чем англоязычные. Из немецкого языка взято, например, произношение числительных. Русские и англичане скажут "двадцать один", а голландцы и немцы - "один и двадцать" :-))


Также особую проблему представляют артикли существительных. В нидерландском языке употребляется неопределенный артикль (een), определенный артикль (de) для мужского-женского рода существительных и (het) для среднего рода. В зависимости от артиклей изменяются указательные местоимения, окончания прилагательных. Поэтому существительные необходимо заучивать вместе с артиклями.


Еще один перл в нидерландском языке - глаголы с отделяемыми приставками. Вернее не столько их существование, сколько огромное количество правил, в каком случае куда это приставка "уезжает".


Если вы живете в Голландии, вы можете купить себе грамматику для иностранцев на голландском языке. Обзор учебников по грамматике читайте здесь.


Лексика нормативная - огромна. Взрослый образованный голландец знает 50-70 тысяч слов (в пассиве). Дети 12 летнего возраста имеют в пассиве 12-17 тысяч слов. Задача изучения языка осложняется тем, что в нидерландском имеются большие различия между "письменным" языком и разговорным. "Письменный" язык вы должны знать, чтобы читать прессу, научно-популярные статьи и учебники. Разговорный язык более простой, слова не настолько красивые, но более понятные. Интенсивные курсы нидерландского языка для иностранцев (5-6 уровень) за год обучения дают вам 5-6 тысяч голландских слов в разговорной части. Это тот минимум, который вы должны знать, чтобы чувствовать себя уверенно в повседневном общении. Но этого словарного запаса совсем недостаточно для обучения или квалифицированной работы.


Задача сложная, спасает то, что в нидерландском языке, как и русском, много заимствованных слов из французского, английского и немецкого языков. И конечно, низкий поклон царю Петру за что-то около 1000 слов, пришедших в русский язык из нидерландского. Расскажу историю, которая случилась после моего приезда, когда я не знала ни слова по-голландски. Сидим мы с мужем и обсуждаем домашние дела. Он говорит, что никак не может вспомнить, как по-английски называется предмет, который он имеет ввиду. Я его попросила, скажи по-голландски. Он и говорит "матрас"! :-)) Такие мелочи делают изучение языка по крайней мере забавным.


Лексика ненормативная - таковой в Голландии не считается, Люди зачастую в повседневной речи, в печати, по телевизору используют совершенно свободно и без малейшего стеснения такие слова, которые в России считаются грубыми, матерными и в приличном обществе не употребляются. Я имею в виду, например, разнообразнейшие вариации известного русского слова на букву "Х" :-))


Словари - в России можно купить следующие словари:


- "Русско-нидерландско-русский словарь", 65 тысяч слов, издательство: "Русский Язык", авторы Дренясова Шечкова, ISBN: 5-200-02997-х, словарь содержит много неточностей.


Большой русско -нидерландский словарь, более 80 000 слов и словосочетаний, издательство: "Лингвистика", авторы Миронов П.М., Гестерман Л., ISBN: 985-07-0486-6 (2002)


Большой нидерландско -русский словарь, около 180000 слов и словосочетаний, авторы Миронов С.А., Белоусов В.О., Шечкова Л.С. и др., ISBN: 5-8033-0038-1, издательство: Живой язык.


В Голландии так же можно купить прекрасный, но дорогой словарь издательства Pegasus - A.H.van den Baar "Groot Nederlands-Russisch Woordenboek". Стоит он 99 EUR. Это же издательство подготовило к выпуску обратный словарь Русско-Нидерландский - Groot Russisch-Nederlands Woordenboek van Wim Honselaar за ту же цену.


Учебники - в Нидерландах их существует великое множество и на языковых курсах вы получите их бесплатно. Ознакомиться с их кратким описанием можно в обзоре. Единственный их недостаток - все они написаны на голландском, в крайнем случае на английском языках. Если же вы хотите иметь под рукой учебник на русском , советую вам купить написанный доступным языком "Goed Zo!". Главным и важнейшим отличием этого учебника от "Нидерландского языка" Дренясовой является смешанное русско-голландское авторство. То есть вам гарантирована современная нидерландская часть и адекватный перевод на русский. "Goed Zo!" включает в себя две книги, приложение и 6 аудио-дисков.
В России книгу выпустило питерское издательство "Симпозиум" и купить ее можно только в Голландском институте в Санкт-Петербурге. В Нидерландах этот учебник (EUR 27,50) и диски (EUR 87,50) продаются в Амстердаме в магазине русской и славянской литературы "Пегасус". Информация для тех, кто хочет найти эту книгу:


Goed Zo! И. Михайлова и Х. Боланд,


ISBN 5-89091-027-2


de Nederlandse Taalunie Den Haag,


Симпозиум С.-Петербург 1997


Goed Zo! 2 (EUR 27,50) ISBN 9061432863


Goed Zo! Приложение (EUR 22,50) ISBN 9061432871


Нажмите на обложку учебника выше и вы увидите, как выглядят остальные книги.



Курсы - На сегодняшний день в Голландии существует около десятка методик преподавания голландского как иностранного для разных образовательных уровней, но бывает так, что человека с высшим образованием сажают учиться на курс, предназначенный для людей, которые только научились читать и писать. Чтобы понять, что за курс вам предлагают в колледже, читайте обзор "Методики для изучения голландского языка".


Успехи - Люди, которые упорно учат язык, начинают говорить более-менее свободно не раньше чем через год-два. Это, конечно, не относится к способным к языкам людям и детям. Дети до 12 лет начинают говорить месяца через три, а через год при условии дополнительных занятий, говорят свободно и без акцента.


Экзамены - После окончания языковых курсов можно попробовать сдать государственный экзамен на знание нидерландского языка как иностранного NT2 (что-то типа TOEFL). Этот экзамен бывает 2 уровней. Первый уровень NT2-I - для тех, кто учился в ROC до 3 уровня и собирается работать на низко- и среднеквалифицированной работе. Второй уровень NT2-II предназначен для тех, кто имеет высшее образование или только собирается получить его, или же работать как высококвалифицированный специалист. Экзамен состоит из 4 частей - письменной, разговорной, прослушивания и чтения. Получить информацию об экзамене можно на сайте Informatie Beheer Groep (IBG).


Вот пожалуй и все. Учитесь, смотрите голландское телевидение, общайтесь с голландцами. Главное - преодолеть самое первое смущение, когда первый раз в жизни вам потребуется произнести "Хуе морхен!". А дальше - само пойдет! :-))


http://www.gollandia.com/letter_18.htm

Является не только голландский язык, но и фризский, а большинство жителей страны говорят довольно свободно по-английски, дополнительно владея еще одним или двумя иностранными языками (преимущественно немецким и французским), я уже рассказывала . Именно по этой причине, поездка в не требует дополнительных усилий по изучению , так как можно спокойно общаться с местными жителями, не зная ни единого .
Но, ох уж эти вездесущие “но” с другой стороны, чтобы, не попасть в неловкую ситуацию, как скажем, ломиться в закрытые двери магазина или ресторана, когда на них черным по белому написано “Закрыто” тоже вроде бы не хочется.

Сегодня у меня для вас небольшой ликбез полезных слов на , знание которых может пригодиться в путешествии.

Полезные голландские слова:

Закрыто - Gesloten
Открыто – Open или Geopend
Открывается на себя - Trekken
Открывается от себя - Duwen
Снаружи - Buiten
Внутри – Binnen
Занято – Bezet
Свободно – Vrij
Вход - Ingang
Выход - Uitgang
Билет - Kaart


На мониторе кабины надпись “buiten dienst” означает наше русское “в парк” и, следовательно, внутрь попасть не получится. Та же надпись на мониторе банкомата означает, что он вышел из строя или в нем временно закончились купюры.
Не работает - Werk niet
Не курить – Verboden te roken
Вход воспрещен - Verboden doorgang
Частная территория – Prive gebied

Те путешественники, кто предпочитает отправляться в путешествия, выучив несколько слов или фраз, чтобы общаться с жителями страны на их родном языке, найдут ниже небольшой словарик полезных фраз.

Полезные голландские фразы:

Здравстуйте - Hallo [хало′],
До свидания - Dag [дах],
Вы говорите по-английски? - Spreek u Engels? [спрейк ю энелс],
Извините - Pardon [пардо′н],
Пожалуйста - Alstublieft [алстюбли′фт],
Да - Ja [я]
Нет – Nee [нэй],
Вкусно – Lekker [лэ′ккер],
Красивый - Mooi [моой]

[хезе′лх] - довольно важное слово для , которое они используют повсеместно, вкладывая различный смысл, что можно перевести, как классно, уютно, здорово.
, необходимо запомнить приятные для глаз и кошелька слова:
Скидка - Korting,
Бесплатно - Gratis


Формальный вариант слова “Спасибо” целесообразно использовать с людьми, которых Вы не знаете, а неформальный - больше подходит для друзей и знакомых.
Спасибо Вам! (формальный вариант) - Dank u! [данк ю′],
Спасибо тебе! (неформальный вариант) - Dank je! [данк ё],
Если добавить слово “wel”, то выражение благодарности будет звучать, как “Большое спасибо” . В , слова “спасибо” и “пожалуйста” используются регулярно в повседневных разговорах и взаимодействиях, в разных формах. Как вежливый посетитель, вы можете следовать этому примеру (кстати, на любом языке;)).

Правила произношения в голландском языке очень последовательны, просты и легки в изучении. Произношение - это особый и существенный компонент языка. В интересах студента тщательно изучить следующие звуки голландского языка. Следующие звуки совершенно обычны в голландском языке.

A- (краткий a-. A- произносится в словах типа pak (пакет, иск(костюм)), и plat (плоский).

1 упражнение.

Произнесите a-звук в следующих словах, читая их громко: plat, kranten, dag, zakken, pak, wal, klap, gat.

Aa- (долгий a-. Рот открывается очень широко). Этот звук произносится в голландских словах типа: kaas (сыр) и gaan (идти) и также в открытых слогах, то есть в окончаниях слогов на гласном, как в maken (делать) и praten (говорить).

Упражнение 2.

Прочитайте следующие слова громко: kraal, ramen, aap, daar, vaak, kaal, bazen, ja.

Примечание i:

Имеется существенное различие в значении между такими словами как plat (плоский) и plaat (изображение, запись), mak (вялый) и maak (делать), и т.д. Это различие определено разницей между кратким и долгим a-звуками. Следовательно, очень важно ясно различать эти звуки. Неправильное произношение может привести к серьезному непониманию. Имеются еще несколько примеров: tak - " ветка " по-русски, но taak - " задача "; man имеет значение " человек " по-русски, но maan - " луна ".

Примечание ii:

Множественное число от " tak"" (ветка) - " takken"" (ветви); это означает, что согласный должен быть удвоен, иначе мы получаем " taken"" (задачи), множественное число от " taak"" (задачи). Это удвоение согласных после кратких гласных звуков составляет правило, которое применяется к большинству слов, пишущихся подобно tak-takken, например к lap - lappen (тряпкa тряпки) и zak-zakken (мешок мешки).

Примечание iii:

A- звуки в " tak-takken, " и т.д. являются " краткими " потому что они одиночные и за ними в том же самом слоге следуют согласные (t, s, k, n, и т.д.). Множественное число в голландском языке образуется добавлением -en как в примерах выше.

Если последний слог слова безударный, множественное число часто образуется добавлением -s, таким образом множественное число из " tafel " (таблица) - tafels. Множественное число из raam (окна) - ramen (окна). Последнее слово состоит из двух слогов: ra- и -men. Второй a- выпадает, потому что слог оканчивается на a-. Если слог оканчивается на гласный, мы говорим, что, что слог открытый: ra- - таким образом открытый слог, и одиночный a- произносится как aa- (долгий aa-). Имеются, другими словами, два способа образования долгого гласного: удваивая гласный, например, aa- в kaas или имея его в конце слога, как в ramen.

Чтобы определить число слогов, которые образуют данное голландское слово, лучше всего произнести его медленно: ra-men. Таким образом, если последняя буква слога - гласная, типа a-, этот гласный произносится, как если бы это были два ""a"": raa-men. Такая проверка правописания (то есть с двумя ""a"" и дефисом) - не соответствует правилам и используется здесь только чтобы показать, что данное слово состоит из более чем одного слога. Слова подобные ""praten"" (говорить), ""betalen"" (оплатить), ""gapen"" (зевнуть) и ""halen"" (выбрать) также содержат открытые слоги (pra-ten, be-ta-len, ga-pen, ha-len).

Упражнение 3.

Разбейте следующие слова на слоги: maken, vallen, hakken, raken, harken, slapen, dalen, kamer.

O-: (краткий o-). Этот звук имеется в голландских словах типа bos (древесина) и kop (голова животного).

Упражнение 4.

Прочитайте следующие слова громко: rond, toch, vossen, kost, lokken, vol, op, bronnen.

Oo-: (долгий oo-.) Этот звук имеется в голландских словах типа groot (большой) и rood (красный).

Упражнение 5.

Прочитайте следующие слова громко: knoop, vroom, roos, kroon, boos, droog, hoofd.

Примечание iv:

Как и в случае a-, o- произносится oo-, если слог, в котором есть эта буква, является открытым как в " bomen ". Если разбить это слово на два слога, то мы получаем bo-men. Следовательно, это слово произносится " boo-men ", но не может быть написано с двумя ""o"". Мы находим эту ситуацию в словах ""wonen"" (жить), dozend (коробки), symbolen (символы), probleem (проблема), и over (над).

Упражнение 6.

Разбейте следующие слова на слоги: kloppen (стучать), kopen (покупать), doden (уничтожить), volgen (следовать), roken (курить) и stoppen (остановиться).

E- (краткий e-:) Этот звук присутствует в голландских словах типа mes (нож) и kerk (церковь).

Упражнение 7.

Прочитайте следующие слова громко: gek, lekker, best, vet, wetten, sterk, vertellen, bek, erg, ontdekken.

Ee- (долгий ee-:). Этот звук имеется в голландских словах типа veel (много, многие) и steen (камень, кирпич). Если e- находится в открытом слоге, как в " stegen " (ste-egen), слово произносится stee-gen, но никогда так не пишется. То же самое относится к таким словам, как "breken", (разбить), " weten"" (знать), " vergeten"" (забыть) и " spelen " (играть).

Упражнение 8.

Разбейте следующие слова на слоги: geven (дать), lekker (хороший), eten (есть), vreten (есть (о животных)), kerken (церкви), kennen (знать человека или знать результат или изученные сведения) и weten (знать факт или то, что Вам сообщили).

Примечание v:

Объяснение различия в произношении e- и ee- применяется только к словам, в которых эти звуки являются ударными. Если e-звук безударный, в таких словах как lopen (гулять, ходить), bedanken (благодарить) и также в артикле de, e- произносится как обычно.

U- (краткий u-). Этот звук имеется в голландских словах типа bus (автобус), и krul (виться).

Упражнение 9.

Прочитайте следующие слова громко: stuk, knul, nummer, juk, lucht.

Uu- (долгий uu-:). Этот звук встречается в голландских словах типа vuur (огонь) и muur (кирпичная стена).

Упражнение 10.

Прочитайте следующие слова громко: minuut, schuren, duur, gruwel, puur, ruzie, muziek, stuur.

Примечание vi:

Если u- стоит в конце слога, этот звук произносится как uu-. Это относится к таким словам как ""muren"" (границы, стенки), ""avonturen"" (приключения), ""evalueren"" (оценить), ""rumoer"" (шум) и ""vuren"" (огни).

Упражнение 11.

Разбейте следующие слова на слоги: muziek, vlugger, puur, turen, lucht, vluchten, rusten, Welterusten.

I- (краткий i-:) Этот звук встречается в таких голландских словах, как zitten (сидеть).

Упражнение 12.

Прочитайте следующие слова громко: ik, klimmen, flink, binnen, vinden, zingen, kring.

Иногда i- является долгим (как в -ie, об этом ниже). Мы находим это в таких словах, как idee, и kritiek.

ie - (долгий ie-:). Этот звук встречается в голландских словах типа lied (песня) и vriend (друг).

Упражнение 13.

Прочитайте следующие слова громко: dier, hier, plezier, zien, vier, drie, niet.

Примечание vii:

I- не имеет долгого варианта: i- и -ie, фактически, это два совершенно разных звука.

Eu-: Это - специальный гласный, поскольку он состоит из двух букв, но отображает только один звук. Он произносится, когда губы и язык как для oo-звука, после которго язык опускается и перемещается немного назад. Этот звук имеется в голландских словах типа neus (нос) и keuken (кухня).

Упражнение 14.

Прочитайте следующие слова громко: reus, leuk, heus, beukeboom, keuze.

Oe-: Этот звук имеется в голландских словах vroeg (рано) и toen (тогда - в прошедшем времени).

Упражнение 15.

Прочитайте следующие слова громко: voelen, voet, boek, moeten, bloed.

Упражнение 16.

a. maken, praten, krant, plaat, zak, betalen, kraal, kaas, gapen, kat, gaan, vaak, baas.

b. Bos, boos, wonen, vol, roos, roken, stoppen, sloten, doden, kloppen, probleem, volgen.

c. Veel, kerk, lekker, weten, gek, vergeten, mes, kennen, tegen, breken.

d. Stuk, vuren, vlug, duur, muziek, rusten, rumoer, vluchten, lucht.

e. Binnen, kring, vinden, zingen.

f. Vriend, drie, vier, dier, zien, hier.

g. Heus, neus, keuken, beuk, keuze.

h. Doen, voet, bloed, moeten, boek.

Дифтонги и двойные гласные:

Ei-/ij-: не имеется никакого различия ни между их произношением, ни между их функциями. Значение голландских слов rijst (рис) и reist (путешествие) могут, в разговорной форме, можно определить только по контексту.

Упражнение 17.

Прочитайте следующие слова громко: mij, mei, jij, wij, krijgen, dreigen, slijten, zeilen, blijven, slijterij, klein.

Au-/ou-: Как с ei/ij, не имеется никакого различия между au- и ou- за исключением правописания, ни даже в значении. Правописание можно объяснять только исторически. Эти звуки имеются в голландских словах типа gauw (быстро) и goud (золото).

Упражнение 18.

Прочитайте следующие слова громко: mouw, dauw, verkouden, vrouw, hout, zout, flauw.

Ui-: Это, очевидно, один из наиболее трудных звуков. Он произносится в нижней части рта, округляя губы немного меньше, чем для uu-. Произведенный звук - средний между ou- и eu-. Этот звук имеется в голландских словах huis (фирма) и vuil (грязный).

Упражнение 19.

Прочитайте следующие слова громко: ui, fluiten, tuin, gebruiken, kruis, besluiten, stuiten, uit, vuist.

Примечание viii:

Дифтонги не имеют никаких долгих и кратких форм. Нет, следовательно, никакого удвоения гласных или согласных, если основа данного слова содержит дифтонг. Множественное число из vuist (кулак) - vuisten (кулаки) и kruis (крест) - kruizen (кресты).

Упражнение 20.

Дайте множественное число следующих слов: struik (куст), boer (фермер), groep (группа), kous (носок), neus (-s часто становится -z в середине слова, как в данном случае), brief (письмо) (-f часто становится -v в середине слова, как в данном случае), mouw (рукав), zeil (парус), huis (фирма), druif (виноград), buis (труба), bewijs (доказательство), gleuf (углубление).

21 упражнение.

Прочитайте следующие слова громко:

a. Bal, baal, zak, zaak, vak, vaak, mak, maak, maken, verhaal, graag, tamelijk, herhalen, waarom.

b. Bos, boos, poot, hol, kool, stok, roos, lopen, verkopen, stoppen, dood, doden, roken, geloof.

c. veel, vel, vreemd, ben, pret, nemen, zeggen, Engels, kerk, preken, vlekken, vlees, kletsen.

d. Lus, stuur, puur, vullen, knul, guur, bukken, schuur, ruzie, bundel, tussen, gluren, rukken.

e. Tuin, grijs, blauw, muis, trouw, geheim, luid, hijzen, prijs, duizend, stijf, vrijheid, gruis, breien, blij, knuist, bruizen, pruik, bruin, bijbel, bouwen.

f. Groot, groeten, roet, moeten, boete, mooi, moe, zo, groente, vloer, vlo, sloot, bloem.

g. Raam, doel, nu, hond, sluiten, nee, lijst, zal, lief, leven, deel, bommen, bomen, mijl, zaal, vijl, trui, meisje, duinen, pijn, tijd, pijp, uur, zijn, duim, konijn, Zuiden, kuur, goed, knie, vandaag, spreken, Zaandam, angst, altijd, zoet, tien, laan, mag, buigen, kerk, lijden, leiden, vliegtuig, spelen, spellen, stelen, stel, vragen, uiting, schuin, dag, dagen, politiek, strofen, sonnet, maart, mond, molen, flauwe kul, doe, koets, koken, vlees, potlood, papier, einde.

Род. На базе мужского и женского родов в XVII веке сформировался общий род, ныне противостоящий среднему. Некоторые словари по традиции различают 3 рода, но в разговорной речи различие между мужским и женским родом утрачено: независимо от того, к какому из них слово принадлежало ранее, конкретные существительные заменяются личным местоимением hij (дословно "он"), а абстрактные - местоимением zij "она", но на склонение это никак не влияет. Итак, грамматических родов теперь фактически два: общий ("мужско-женский"), характеризующийся определенным артиклем de, и средний, маркируемый определенным артиклем het. Внешние приметы рода отсутствуют: например, слово waard "селезень" относится к общему роду, paard "лошадь" - к среднему. Иногда грамматический род не совпадает с естественным родом/полом: существительные wijf "женщина" и meisje "девочка" - среднего рода!
Число. Основной способ образования множественного числа - окончание -(е)n (в разговорной речи произносится [-(e)]): boek "книга" -> boeken, mens "человек" -> mensen, linde "липа" -> linden. При этом имеют место орфографические чередования: oor "ухо" -> oren, mol "крот" -> mollen, reus "великан" -> reuzen, duif "голубь" -> duiven.
При помощи окончания -s образуются формы мн.ч. от двух- или многосложных существительных, преимущественно оканчивающихся на сонант (l, m, n, r) или гласный: generaal "генерал" -> generaals, film "фильм" -> films, molen "мельница" -> molens, leger "армия" -> legers, ra "рея" -> raas. Сюда же относятся производные существительные с суффиксами -aar, -aard, -el, -em, -en, -er, -erd, -eur, -ie, -je, -kje, -ler, -pje, -sel, -ster, -tje, например: deksel "крышка" -> deksels, brigadier "бригадир" -> brigadiers, ingenieur "инженер" -> ingenieurs, bloempje "цветочек" -> bloempjes, zangster "певица" -> zangsters, balletje "мячик" -> balletjes.
Важнейшие исключения: engel "ангел" -> engelen; christen "христианин" -> christenen; lauwer "лавр" -> lauweren; middel "средство" -> middelen; wonder "чудо" -> wonderen.
Встречаются колебания: amandel "миндаль" -> amandelen/amandels; eigenaar "владелец" -> eigenaren/eigenaars; premie "премия" -> premien/premies; natie "нация" -> natien/naties.
Возможна дифференциация значений: vaders "отцы"/vaderen "предки", letters "буквы"/letteren "литература", redens "отношения"/redenen "причины".
Ряд существительных ср.р. образуют мн.ч. окончанием -eren: kind "дитя" - kinderen, ei "яйцо" - eieren, kalf "теленок" -> kalveren, lam "ягненок" -> lammeren, goed "товар" -> goederen.
Имеются нерегулярные образования с чередованием гласного: dag "день" -> dagen, pad "тропа" -> paden, stad "город" -> steden, schip "корабль" -> schepen, lid "член" -> leden...
Падеж. Система склонения существительных представлена именительным и притяжательным падежами. Последний образуется окончанием -s: ("s) vaders huis "дом отца" (дословно "отчий дом").
В высоком стиле возможно использование форм родительного падежа у существительных, исторически относившихся к женскому роду и/или употребленных во мн.ч., например de geschiedenis der Nederlandse taal "история нидерландского языка", где der - книжная форма род.п. опр.арт. ж.р. и мн.ч., наряду с обычным de geschiedenis van de Nederlandse taal; сравните т.н. "библейский родительный" падеж в сочетании de dag der dagen (доcл. "день дней", т.е. "самый знаменательный день"). Основной же способ выражения отношения существительного к другим словам - порядок слов и предлоги: zij vertelde de leraar de hele geschiedenis "она рассказала учителю всю историю".
Артикль
Неопределенный артикль всех родов (существует только в ед.ч.) - een. Определенный артикль общего рода - de, среднего - het ("t).
Книжная форма родительного падежа определенного артикля ж.р. и мн.ч. - der (примеры см. выше). Архаичная форма род.п. определенного артикля м. и ср.р. - des; она представлена в застывших сочетаниях типа een steen des aanstoots "камень преткновения".
Прилагательное
Прилагательные в современном нидерландском языке не склоняются . Пережиточно сохраняется согласование в роде и числе только в ср.р. Прилагательное выступает в двух основных формах: краткой (hoog "высокий", nieuw "новый") и полной с окончанием -e (hoge, nieuwe). Первая характерна прежде всего для предикатива (de huizen zijn hoog "дома высокие") либо при существительном ср.р. без артикля (op hoog bevel "по приказу свыше") или с неопределенным артиклем (een hoog huis "высокий дом"), вторая - в остальных позициях.
Есть, однако, несколько типов отклонений: ons telefonisch onderhoud "наша беседа по телефону", een Nederlands schrijver "нидерландский писатель", het Nationaal Ballet "Национальный балет" и др. В отдельных случаях данные формы дифференцируют значение: een groot schilder "великий художник" - een grote schilder "высокий художник", een goed leraar "хороший учитель" - een goede leraar "добрый учитель"; впрочем, эти различия не абсолютны. Из субстантивированных форм отметим форму на -s (по происхождению партитивный родительный): daar is wat schoonste zien "там можно увидеть кое-что красивое", niets bijzonders "ничего особенного".
Степени сравнения . Сравнительная степень образуется, как правило, присоединением суффикса -er, превосходная - -st: groot "большой" - groter - grootst. Прилагательные на -r получают в сравн.ст. дополнительную согласную -d-: duur "дорогой" - duurder. Есть некоторое количество нерегулярных и супплетивных форм: nа "близкий" - nader - naast; goed "хороший" - beter - best... Прилагательное в превосходной степени употребляется обычно с определенным артиклем. При сравнении разных состояний или частей одного и того же предмета используется особая конструкция: "te Antwerpen is de Schelde het breedst "у Антверпена Шельда наиболее широка". Распространен элатив: met het beste genoegen "c величайшим удовольствием"; liefste moeder "дорогая мама".

Глагол
Нидерландские глаголы имеют 2 простых и 6 сложных временных форм, 2 залога (действительный и страдательный), 3 наклонения (изъявительное, повелительное и сослагательное). Глаголы подразделяются на сильные, слабые и разного типа нерегулярные.
Основные типы сильных глаголов (приводим ряды инфинитив - претерит - второе причастие): grijpen "хватать" - greep - gegrepen; kiezen "выбирать" - koos - gekozen; vinden "находить" - vond - gevonden; lezen "читать" - las - gelezen; spreken "говорить" - sprak - gesproken; dragen "нести" - droeg - gedragen; hangen "висеть" - hing - gehangen. В ходе исторического развития у высокочастотных глаголов первоначальные чередования затемнены: gaan "идти" - ging - gegaan; zien "видеть" - zag - gezien; slaan "бить" - sloeg - geslagen.
Слабые глаголы имеют в претерите и II причастии суффикс -t-, -d- или нулевой, в зависимости от исхода основы: maken "делать" - maakte - gemaakt; wonen "жить" - woonde - gewoond; zetten "сажать" - zette - gezet; schudden "трясти" - schudde - geschud. Есть ряд нерегулярных слабых глаголов: brengen "приносить" - bracht - gebracht; denken "думать" - dacht - gedacht; kopen "покупать"- kocht - gekocht; zoeken "искать"- zocht - gezocht...
Отделяемые (всегда ударные) приставки в главном предложении отрываются от глагола и помещаются в конец предложения: opstaan "вставать" - zij staat vroeg op "она встает рано"; в императиве: sta op! В придаточных предложениях приставка не отрывается: ...dat zij vroeg opstaat "...что она рано встает". Во II причастии приставка стоит перед ge-: opgestaan. Частица te встает между приставкой и корнем: om op te staan "чтобы встать". Глаголы с неотделяемыми приставками элемента ge- во II причастии не имеют: vertalen "переводить" - vertaald.
Глагол спрягается по лицам и числам, хотя инвентарь личных окончаний скуден: -(е)n, -(e)t и нулевое. Образцы форм презенса и претерита на примере глагола noemen "называть". Настоящее время (презенс): ед.ч. - I лицо noem, II л. noemt, III л. noemt; мн.ч. - I и III лица noemen, II л. noemt (noemen). Простое прошедшее (претерит): ед.ч. - все лица noemde, мн.ч. - все лица noemden.
Аналитические формы глагола образуются при помощи вспомогательных глаголов hebben (основное лексическое значение "иметь"), zijn ("быть"), zullen ("долженствовать") и worden ("становиться"). Парадигмы этих глаголов. Презенс: ед.ч. - I лицо heb, ben, zal, word, II л. hebt, bent, zult, wordt, III л. heeft, is, zal, wordt; мн.ч. - I и III лица hebben, zijn, zullen, worden, II л. hebt, bent, zult, wordt. Претерит: ед.ч. - все лица had, was, zou, werd; I и III лица - все лица hadden, waren, zouden, werden, II л. had, was, zou, werd.
Аналитические формы действительного залога таковы. Перфект (презенс от hebben + II причастие): ik heb genoemd. Плюсквамперфект (претерит от hebben + II причастие): ik had genoemd. Перфект и плюсквамперфект глаголов изменения состояния и некоторых других образуется с помощью глагола zijn: het weer is veranderd "погода изменилась", ik ben gebleven "я остался". У некоторых глаголов разные вспомогательные глаголы употребляются с разными оттенками значения: hij heeft vergeten de briefte posten "он забыл отправить письмо", но hij is het gedicht vergeten "он забыл (не может вспомнить) стихотворение".
Будущее время футурум I (презенс от zullen + инфинитив I): ik zal noemen. Футурум II (презенс от zullen + инфинитив II): ik zal genoemd hebben. Будущее I в прошедшем (претерит от zullen + инфинитив I): ik zou noemen. Будущее II в прошедшем (претерит от zullen + инфинитив II): ik zou genoemd hebben. Характерно согласование времен: hij zei, dat hij blij was "он сказал, что рад".
В употреблении глагольных времен отметим чисто нидерландскую особенность - т.н. исторический перфект, используемый в претеритальном контексте как средство выделения особенно важного события и как способ оживления повествования.
Пассив действия образуется глаголом worden и II причастия: het boek werd gelezen "книга читалась". Пассив состояния образуется глаголом zijn + II прич.: het boek is gelezen "книга прочитана". С пассивом действия совпадает по форме неопределенно-личная конструкция; в ней употребляются также непереходные глаголы: es werd veel over hem gepraat "о нем много говорили".
Возвратная конструкция образуется в I и II лицах ед. и мн.ч. с помощью объектного падежа личного местоимения, а в III л. ед. и мн.ч. - посредством возвратного местоимения: zich wassen "умываться" - je was je "ты умываешься", hij heeft zich gewassen "он умылся".
Повелительная форма совпадает с глагольной основой и едина для ед. и мн.ч.: lees! "читай(те)!". Вежливое побуждение к ед. и мн.ч. имеет вид: leest u! Глагол zijn имеет в императиве форму wees.
Есть также аналитическая процессуальная конструкция: hij is aan het lezen "он читает" (в данный момент).
Различные оттенки несоответствия утверждения действительности выражаются формами, омонимичными формам изъявительного наклонения, или различными аналитическими конструкциями ik wil, dat hij komt "я хочу, чтобы он пришел"; hij doet het, opdat hi zijn vriend zou kunnen helpen "он делает это, чтобы смочь оказать помощь своему другу"; had ik gelegenheid gehad, dan was ik stellig naar u toe gekomen "если бы у меня была возможность, я бы наверняка пришел к вам". В книжном стиле еще используются формы презенса сослагательного наклонения, преимущественно со значением рекомендации, побуждения и т. п.: men bedenke, dat het niet zo eenvoudig js "следует иметь в виду, что это не так просто"; men neme een lepelvol boter... "взять ложку масла..."; ряд таких форм фактически лексикализован: het ga je goed "удачи тебе, всего тебе доброго"; dat ware te wensen "было бы желательно" и т.д.
Местоимение
Личные местоимения имеют формы именительного и объектного падежей, сокращенно ИП и ОП (у III л. мн.ч. есть особые формы для дательного и винительного), причем многие из них имеют формы ударные и безударные (последние приводятся ниже в скобках).
Формы личных местоимений: ед.ч. - I л. ИП ik ("k), OП mij (me); II л. - ИП jij (je), OП jou (je); вежливая форма (Вы) - ИП+ОП u; III л. м.р. - ИП hij, ОП hem ("m); III л. ж.р. - ИП zij (ze), OП haar ("r, d"r) (только о лицах!) либо ze (также и о лицах); III л. ср.р. ИП+ОП het ("t); мн.ч. всех родов - I л. ИП wij (we), OП ons, II л. ИП+ОП jullie, вежливая форма ИП+ОП u, III л. ИП zij (ze), ДП hun, BП hen (обе последние формы только о лицах) либо ОП ze (также и о лицах).
Возвратное местоимение : zich.
Притяжательные местоимения имеют все по одной форме, за исключением I л. мн.ч. (в скобках даны безударные варианты): ед.ч. - I л. mijn (m"n), II л. jouw (je), вежливая форма uw, III л. м.+ср.р. zijn (z"n), ж.р. haar ("r, d"r); мн.ч. - I л. onze (с существительным ср.р. ons), II л. jullie, вежливая форма uw, III л. hun или haar ("r, d"r). Могут употребляться субстантивированно - с определенным артиклем и -е, напр. elk het zijne "каждому свое", а о лицах - с артиклем и показателем -en, например de onzen heb ik niet gezien "наших я не видел".
Указательные местоимения . Общий род (ОР) deze, ср.р. dit "этот". ОР die, ср.р. dat "тот". ОР zo"n, zulke, ср.р. zulk "такой". ОР Dezelfde, ср.р. hetzelfde "тот же". Вместо сочетания предлога с dat, dit в субстантивном употреблении, а также с личными местоимениями III л., заменяющими существительное - не-лицо либо существительное ср.р., используются местоименные наречия с контактно или дистантно расположенными элементами hier- или daar-: hierdoor kwam hij te laat "из-за этого он опоздал"; ik ben daar niet tevreden over/ik ben daarover niet tevreden "я этим недоволен". Часть таких местоименных наречий совпадает по смыслу с наречиями с элементом er-, но они всегда ударны, в отличие от последних, всегда безударных.
Вопросительные местоимения . Wie "кто". Wat "что"; с предлогами заменяется местоименными наречиями: ор wat -> waarop, met wat -> waarmee... Сравни: waaraan dacht je?/waar dacht je aan? "о чем ты думал?". ОР welke, ср.р. welk "какой". Wat voor ("n) "что за".
Неопределенные местоимения . Iemand "кто-то". Iets "что-то". Een of ander "какой-то". Een, ene "один, некий".
Отрицательные местоимения . Niemand "никто", niets "ничто". Geen "никакой".
Относительные местоимения . ОР die, ср.р. dat "который": de man, die ik ken "человек, которого я знаю"; в функции дополнения используются соответственно wie и wat (последнее образует с предлогом местоименное наречие): de man, met wie ik werk "человек, с которым я работаю"; alles, wat hij zegt "всё, что он говорит"; de hond, waarmee het kind speelt "собака, с которой играет ребенок"; de man, van wie hij de vriend is "человек, чьим другом он является", de mannen, wier vrienden... "люди, чьи друзья...". Местоимение welk(e) "который" применяется в книжном стиле.
Неопределенно-личное местоимение . Men: men zegt "говорят".
Безличное местоимение . Het: het wordt donker "темнеет"; het is tijd "пора". Er употребляется в неопределенно-личной конструкции как мнимое подлежащее: er stond een huis op de hoek van de straat "на углу улицы стоял дом".
Определительные местоимения . Elk, ieder "каждый", iedereen "каждый (как существительное)", alle "все", enkele, enige "некоторые", zelf "сам" (употребляется постпозитивно, не склоняясь).
Взаимное местоимение . Elkaar (elkander и др. книжные варианты).

Голландский язык является родным для около 23 миллионов человек в Нидерландах и Бельгии, что ставит его, по распространённости, на седьмое место в . Вариант голландского языка, на котором говорят во Фландрии (части Бельгии) часто называется "фламандским", хотя сам вопрос, в какой степени фламандский и нидерландский вообще отличаются друг от друга и можно ли их называть отдельными языками, является достаточно спорным. Голландский язык также является официальным языком Республики Суринам.

Голландский язык, относящийся к германской языковой группе, имеет много общего с такими языками как немецкий, английский, датский и шведский.

Изучаем нидерландский язык

По сравнению с многими другими языками, нидерландского языка является достаточно простым, посколько основано на нескольких принципах.То же самое можно сказать и о спряжениях правильных [временно, только на английском языке]. Выучив правила спряжения, вы сможете проспрягать любой голландский глагол. Неправильные глаголы и их спряжение следует, тем не менее, запоминать наизусть.

Нужно выучить и три : неопределенный артикль "een" (сходный с английским "a") и определенные артикли "de" и "het" (английское "the"). Изучавшие немецкий, русский или латинский языки, возможно обрадуются, узнав, что в нидерландском языке нет падежей. This means that you do not need to use different articles or adjectives for subjects and objects. [временно, только на английском языке] спрягаются только в зависимости от типа существительного (существительные "de" или "het"), которому они предшествуют.

Наиболее трудной частью нидерландской грамматики можно назвать [временно, только на английском языке]. Существуют общие рекомендации для построения правильных и звучащих естественнно нидерландских фраз и предложений, но наиболее легкий путь - это больше читать на нидерландском языке.

Нидерландское также представляет сложность для изучающих голландский язык. Насколько трудным это будет для Вас зависит от того, какой язык является Вашим родным языком. Горловое "г" представляет меньше проблем для говорящих по-испански или по-арабски, чем для англичан или японцев. Но все, изучающие нидерландский язык, почти единодушны в том, что наиболее трудными звуками для совершенствования, являются дифтонги

Loading...Loading...