Коррекционное обучение в условиях общеобразовательной школы

Коррекционное обучение в условиях общеобразовательной школы


Система специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями Обучение в специализированном учреждении (I-VIII вида); Интегрированное обучение.


Виды специальных (коррекционных) учреждений I вида – для неслышащих детей; II вида – для слабослышащих; III вида – для слепых детей; IV вида - для слабовидящих; V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи; VI – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; VII – для детей с задержкой психического развития; VIII –для детей с умственной отсталостью.


Интегрированное образование Обучение в специальном (коррекционном) классе I – VIII вида в общеобразовательной школе; Инклюзивное образование.


Модель интеграции Классы для детей с нарушениями развития; Классы для детей группы риска школьной дезадаптации.


Классы для детей с нарушениями развития с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие; с нарушением зрения: слепые и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра;


Сейчас в таких классах обучается более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. 28 тысяч – умственно отсталые дети; 122 тысячи – дети с задержкой психического развития; 10 тысяч - дети с физическими недостатками


Дети с задержкой психического развития ЗПР – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. (дети, имеющие заключение ПМПК С(К)ОУ 7 вида)


Классификация детей с ЗПР 1.Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения; 2.Интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями; 3.Нарушения при различных формах инфантилизма. 4.Вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма; 5.Функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.


Характерные недостатки развития детей с ЗПР (данные ПМПК) замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).


Организация и функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида. Специальные (коррекционные) образовательные классы VII вида могут быть организованы во всех видах образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по реализации специальных (коррекционных) программ. Специальные (коррекционные) образовательные классы VII вида открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и могут функционировать до получения детьми основного общего образования. Функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида на ступени основного общего образования допустимо в следующих случаях: - когда на более ранних этапах возрастного развития, обучения коррекционная помощь детям не оказывалась; - когда ребенок обучался в специальном классе менее двух лет; - когда в силу сложности нарушения, наличия отклонений эмоционально-волевой сферы, поведенческих и психологических проблем пребывание ребенка в условиях общеобразовательного класса оказывает негативное влияние на эффективность освоения общеобразовательных программ остальными учащимися класса.


Организация и функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида. 4. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению краевой (муниципальной) психолого-медико-педагогической комиссии учащиеся специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида могут быть переведены в обычные общеобразовательные классы. 5. Максимальная наполняемость специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида 12 человек. Увеличение количества учащихся в данных классах недопустимо так, как повлечет за собой ухудшение качества образовательного процесса и нарушение прав детей на получение образования. 6. Основными задачами специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида являются: нормализация учебной деятельности, активизация познавательной деятельности, повышение уровня умственного развития, коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития, социально-трудовая адаптация учащихся.


Организация и функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида. 7. Образовательные программы для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом их возможностей и особенностей психофизического развития. 8. Государственная (итоговая) аттестация для учащихся классов VII вида проводится в традиционной форме. 9. Выпускники успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца о получении основного общего образования.


Классы компенсирующего обучения (для детей группы риска социальной дезадаптации) соматически ослабленные: часто болеющие, имеющие тяжелые хронические заболевания; психологически неготовые к школьному обучению; социально запущенные; с низкими адаптационными возможностями и др.


Характерные недостатки развития детей группы риска школьной дезадаптации Отсутствие выраженных отклонений в развитии; Интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме; Низкая работоспособность, повышенная утомляемость и отвлекаемость; Импульсивность; Гиперактивность: Низкий уровень произвольности психических функций и деятельности; Несформированность учебной мотивации и познавательных интересов; Трудности регуляции и планирования собственной деятельности; Проявления девиаций в поведении.


Положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных Забайкальского края 1. Классы компенсирующего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, материально-техническими условиями. Классы компенсирующего обучения открываются по предложению педагогического совета общеобразовательного учреждения на основании приказа директора. 2. Классы компенсирующего обучения создаются преимущественно на ступени начального образования в начале первого или второго года обучения. 3. Наполняемость класса компенсирующего обучения составляет от 12 до 20 человек. 4. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в классах компенсирующего обучения, по решению психолого-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным общеобразовательным программам.


Положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных Забайкальского края 5. В классах компенсирующего обучения реализуются общеобразовательные программы. Составной частью деятельности классов компенсирующего обучения является программа диагностической и коррекционно-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися. 6. Государственная (итоговая) аттестация для учащихся классов компенсирующего обучения проводится в традиционной форме. Учащиеся классов компенсирующего обучения сдают итоговую аттестацию на общих основаниях.


Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.


Учителю необходимо: следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.


Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.


Виды специальных (коррекционных) учреждений I вида – для неслышащих детей; II вида – для слабослышащих; III вида – для слепых детей; IV вида - для слабовидящих; V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи; VI – для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата; VII – для детей с задержкой психического развития; VIII –для детей с умственной отсталостью.








Классы для детей с нарушениями развития с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие; с нарушением зрения: слепые и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра;





Дети с задержкой психического развития ЗПР – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. (дети, имеющие заключение ПМПК С(К)ОУ 7 вида)


Классификация детей с ЗПР 1.Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения; 2.Интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями; 3.Нарушения при различных формах инфантилизма. 4.Вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма; 5.Функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.


Характерные недостатки развития детей с ЗПР (данные ПМПК) замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).


Организация и функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида. 1. Специальные (коррекционные) образовательные классы VII вида могут быть организованы во всех видах образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по реализации специальных (коррекционных) программ. 2. Специальные (коррекционные) образовательные классы VII вида открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и могут функционировать до получения детьми основного общего образования. 3. Функционирование 3. Функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида на ступени основного общего образования допустимо в следующих случаях: - когда на более ранних этапах возрастного развития, обучения коррекционная помощь детям не оказывалась; - когда ребенок обучался в специальном классе менее двух лет; - когда в силу сложности нарушения, наличия отклонений эмоционально- волевой сферы, поведенческих и психологических проблем пребывание ребенка в условиях общеобразовательного класса оказывает негативное влияние на эффективность освоения общеобразовательных программ остальными учащимися класса.


Организация и функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида. 4. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению краевой (муниципальной) психолого-медико- педагогической комиссии учащиеся специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида могут быть переведены в обычные общеобразовательные классы. 5. Максимальная наполняемость специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида 12 человек. Увеличение количества учащихся в данных классах недопустимо так, как повлечет за собой ухудшение качества образовательного процесса и нарушение прав детей на получение образования. 6. Основными задачами специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида являются: нормализация учебной деятельности, активизация познавательной деятельности, повышение уровня умственного развития, коррекция недостатков эмоционально- личностного и социального развития, социально-трудовая адаптация учащихся.


Организация и функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида. 7. Образовательные программы для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом их возможностей и особенностей психофизического развития. 8. Государственная (итоговая) аттестация для учащихся классов VII вида проводится в традиционной форме. 9. Выпускники успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца о получении основного общего образования.


Классы компенсирующего обучения (для детей группы риска социальной дезадаптации) соматически ослабленные: часто болеющие, имеющие тяжелые хронические заболевания; психологически неготовые к школьному обучению; социально запущенные; с низкими адаптационными возможностями и др.


Характерные недостатки развития детей группы риска школьной дезадаптации Отсутствие выраженных отклонений в развитии; Интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме; Низкая работоспособность, повышенная утомляемость и отвлекаемость; Импульсивность; Гиперактивность: Низкий уровень произвольности психических функций и деятельности; Несформированность учебной мотивации и познавательных интересов; Трудности регуляции и планирования собственной деятельности; Проявления девиаций в поведении.


Положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных Забайкальского края 1. Классы компенсирующего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, материально-техническими условиями. Классы компенсирующего обучения открываются по предложению педагогического совета общеобразовательного учреждения на основании приказа директора. 2. Классы компенсирующего обучения создаются преимущественно на ступени начального образования в начале первого или второго года обучения. 3. Наполняемость класса компенсирующего обучения составляет от 12 до 20 человек. 4. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в классах компенсирующего обучения, по решению психолого- педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным общеобразовательным программам.


Положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных Забайкальского края 5. В классах компенсирующего обучения реализуются общеобразовательные программы. Составной частью деятельности классов компенсирующего обучения является программа диагностической и коррекционно- развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися. 6. Государственная (итоговая) аттестация для учащихся классов компенсирующего обучения проводится в традиционной форме. Учащиеся классов компенсирующего обучения сдают итоговую аттестацию на общих основаниях.


Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.


Учителю необходимо: следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.




Выделяется несколько видов

  • Конституциональный

Если в семье были дети с ОВЗ (VII вида), то и ваш ребёнок может родиться с этим отклонением. Т.е. на развитие этого вида задержки влияет наследственность. Эти дети не выглядят на свой возраст, как по уму, так и по конституции. Они более хрупкие и мелкие чем их сверстники. Именно поэтому этот вид и называется конституциональным – от слова конституция. Над такими детьми сверстники издеваются, так как они внешне выглядят маленькими и беспомощными. Это приводит к тому, что такие дети перестаёт общаться с детьми своего возраста и в последствие нарушается нормальное развитие ребёнка.

  • Соматогенный

Перенесенные детьми заболевания, которые затрагивают мозг ребенка, могут повлиять на развитие этого вида.

В школе дети данного вида испытывают серьезные трудности в адаптации. Они скучают по домашней обстановке и часто плачут вспоминая маму. Они не проявляют инициативы, пассивны и бездеятельны. Если на них постоянно оказывать руководящего воздействия, то эти дети будут более организованны и будут казаться не беспомощными.

  • Психогенный

Этот вид развивается в процессе жизни. Рождаются абсолютно здоровыми детьми, но гиперопека или строгость в воспитании, а может, и полное его отсутствие приводит к плохой адаптации в коллективе. Такие дети тревожны, вялы и не проявляют инициативы. Многие не умеют подчиняться общепринятым нормам. Эти дети, как правило, не успевают в школе по многим предметам. Они необъективны, агрессивны или, наоборот, чрезмерно покорны.

  • Церебрально-органического характера

Этот вид развивается в следствии повреждение головного мозга, которое может произойти, как в утробе матери, так и на раннем этапе развития.

При корректировке ЗПР в первую очередь нужно обращать на внимание ребенка. Постоянно напоминайте ему, что он должен быть внимателен. Играйте с ребенком в различные игры на внимание. Покупайте ему различные раскраски. При раскрашивании постоянно контролируйте ребёнка, чтоб он сосредоточился и старался в силу своих возможностей не заходить за контур и выбирал правильные цвета. Рисуйте с ребёнком, в процессе развивается не только внимание, но и образная память потому, что ребенку нужно держать в уме образ того, что он хочет нарисовать. Так же развеваются психомоторика, восприятие и т д. А если при занятии обсудить с ребенком что он хочет нарисовать, что изображено на рисунке, каким образом еще можно изобразить то же самое, то развивается ещё мышление и речь.

Так же у таких детей часто страдает память. При коррекции памяти нужно с ребенком учить стихи, начиная с самых простых, состоящих из двух строк. Смотреть с ним различные мультфильмы, а потом заставляйте его пересказывать сюжет или читайте ему сами и просите тоже пересказать. Если ребёнку трудно справиться, то задавайте ему наводящие вопросы. Не забывайте объяснять ему новые и непонятные для него слова при чтении. Это расширит его словарный запас. Обыграйте самый интересный сюжет из произведения, которое вы с ребёнком прочитали. В игре ребенок подключает все свои психические процессы: мышление, воображение, восприятие и др. Чтобы попытаться передать настроение того или иного героя, его характер, когда разыгрывается определенный сюжет ребенку приходится прилагать немалые усилия. Можно нарисовать того или иного персонажа книги - это способствует развитию воображения, внимания и памяти. Обсудите литературное произведение - это способствует развитию речи и повышает коммуникативную компетентность ребенка.

Больше разговаривайте со своим чадом. Берите его на кухню, как самого главного помощника и учите его готовить, пусть даже ему 7 лет. Объясняйте для чего и почему надо сделать так, а не по – другому, повторяя по нескольку раз. Постепенно он начнёт сам задавать интересующие его вопросы, не забывайте на них отвечать. Этим вы разовьете у него жажду познания, которой и не хватает таким детям.

Возьмите на заметку, что проявление эмоций своего ребенка тоже нужно корректировать. Одёргивайте его, когда он бурно реагирует на естественные вещи. Если его отругали, он не должен обижаться, а должен понимать, почему это сделали. А вы должны, ему снова объяснить по какой причине вам не понравился его поступок. Это поможет ребёнку осознать его действия. Нужно учить таких детей самоконтролю, ведь именно его, как правило, и не хватает таким детям.

Правильно подойдите к коррекции своего ребёнка. Помогите своему родному и самому любимому человечку в развитии. Станьте педагогом для своего ребёнка. Ведь большую часть времени ваш ребёнок находится дома. А значит и развивается он дома. Ведь диагноз детей с ОВЗ (VII вида) надо не лечить, а корректировать, чтобы он пошёл в сторону исчезновения.

Знайте, если у вас в семье есть ребёнок с ОВЗ (VII вида), то неотъемлемой частью семейного воспитания должна стать коррекция недостатков развития такого ребёнка.


1. Общие положения

1.1. Специальный (коррекционный) класс VII вида является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе в системе основного общего образования.

1.2. Коррекционный класс VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

1.3. Цель организации указанных классов – создание в школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с задержкой психического развития в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностико- консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

1.4. Деятельность классов VII вида строится в соответствии с принципами гуманизации и обеспечивает адекватность и вариативность системы образования, интеграцию специального и общего образования.

2. Организация и функционирование

2.1. Классы VII вида могут быть открыты в общеобразовательной школе любого типа и вида при наличии специально подготовленных для данной работы кадров, научно-методического обеспечения, соответствующей материально-технической базы для организации учебного процесса и лечебно- профилактической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития.

2.2. Классы VII вида открываются приказом директора школы на основании заключения ПМПК на каждого ребенка.

2.3. Зачисление в классы VII вида производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления.

2.4. Классы VII вида открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале второго года обучения и функционируют до 9 класса включительно.

2.5. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению ПМПК обучающиеся классов VII вида могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

2.6. Обучающиеся классов VII вида могут посещать факультативные, кружковые и другие занятия, организуемые для учащихся обычных классов.

2.7. Распорядок дня обучающихся в классах VII вида устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа данных классов организуется в 1 смену по режиму продленного дня с организацией бесплатного двухразового питания и необходимых оздоровительных мероприятий.

2.8. Наполняемость класса-группы – до 12 человек.

2.9. Комплексное изучение обучающихся в классах VII вида, динамическое наблюдение за ними осуществляется школьным ПМПК.

2.10. Выпускники 9 класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца о получении основного общего образования.

2.11. Обучающиеся в классах VII вида, не справляющиеся с учебными программами, по решению городской ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) могут быть определены в коррекционные классы VIII вида или классы интегрированного обучения (классы совместного обучения детей со стандартными образовательными потребностями и детей с особыми образовательными нуждами).

3. Образовательный процесс

3.1. Коррекционно-образовательный процесс регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития, классов коррекционно-развивающего обучения, утвержденным Министерством образования Российской Федерации и адаптированным к особенностям психо-физиологического развития детей.

3.2. Обучение организуется как по специальным учебникам для классов с задержкой психического развития, так и учебникам массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим советом и администрацией школы.

3.3. Преподавание ведется как по образовательным программам коррекционных классов, так и программам массовых школ, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы.

3.4. Образовательный процесс в коррекционном классе VII вида осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней общего образования:

I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года)

II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоение – 5 лет).

3.5. Коррекционное обучение осуществляется на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартам.

3.6. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения является:

Активизация познавательной деятельности учащихся;

Повышение уровня их умственного развития;

Нормализация учебной деятельности;

Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;

Социально-трудовая адаптация.

3.7. В целях коррекции отклонений в развитии, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые (не более 3-х) коррекционные занятия. Для их проведения используются часы школьного компонента базисного учебного плана и консультативные часы группы продленного дня.

3.8. Для оказания логопедической помощи в штат образовательного учреждения с классами VII вида вводится должность логопеда из расчета 1 штатная единица на 25 человек с нарушениями речи. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и группами из 4-6 человек, а так же в подгруппах из 2-3 человек.

4. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение

4.1. Для работы в классах VII вида назначаются педагоги, имеющие педагогический стаж не менее 3х лет, прошедшие специальную подготовку в ИПКРО или ИРО, или имеющие соответствующую специализацию.

4.2. В случае необходимости для работы с учащимися классов VII вида на договорных условиях при дополнительном финансировании могут привлекаться специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении (врач-психиатр, психотерапевт и другие специалисты).

4.3. Классным руководителям классов VII вида производится доплата за классное руководство в полном объеме.

4.4. Педагогическим работникам, специалистам классов VII вида устанавливается надбавка в размере 15-20 % к ставкам заработной платы. Руководителям школ при наличии классов VII вида, создавшим необходимые условия для их функционирования, так же может быть установлена надбавка из надтарифного фонда оплаты труда.

Администрация школы ставит вопрос о том, что, по их мнению, ребенок по каким-то причинам не может продолжать обучение в прежних условиях и предлагают изменить форму получения образования или перейти в специальный (коррекционный) класс этого же учебного заведения или в другую (специальную коррекционную) школу.
Во-первых, всегда помните о том, что право выбирать образовательное учреждение, форму получения образования принадлежит родителям (законным представителям) несовершеннолетнего. Перевод ребенка в специальный (коррекционный класс, школу) возможен только с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего по направлению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При этом прохождение ребенком такой комиссии происходит только с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего. Отчисление из школы ребенка незаконно. В Федеральном законе <Об образовании> четко установлены случаи и порядок отчисления из школы, что возможно только по достижению ребенком 15 лет с привлечением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, с согласия (или с учетом мнения) родителей несовершеннолетнего.
Если родителям ребенка администрация школы настойчиво рекомендует пройти ПМПК, то в такой ситуации родители могут согласиться на проведение ПМПК в отношении своего ребенка или отказаться от проведения таковой. В ситуации, когда со стороны администрации школы применяются методы психологического воздействия на родителей с требованием прохождения ребенком ПМПК, родителям стоит написать заявление на имя директора школы, суть которого состоит в том, что родители не согласны на проведение ПМПК в отношении своего ребенка. Одновременно в заявлении изложить просьбу о том, чтобы без ведома родителей в отношении ребенка не проводились какие-либо мероприятия, касающиеся получения сведений о состоянии его здоровья, учебных возможностей. При этом желательно сохранять доброжелательные отношения с сотрудниками школы, но демонстрировать знание своих прав.

Очень важно в ситуации <выдворения> из школы родителям проконсультироваться со специалистами (психологами, педагогами), не представляющими образовательное учреждение, в котором обучается ребенок. Это необходимо для объективного понимания реальных потребностей ребенка. Вполне возможно, что ребенку действительно целесообразнее изменить условия получения образования.

В случае, если родители принимают решение о том, что ребенок будет продолжать получать образование в прежних условиях, то рекомендуется в письменной форме довести до администрации школы свою позицию в отношении просьб о прохождении ПМПК, о переводе в специальный (коррекционный) класс или школу: родители пишут заявление на имя директора школы о несогласии на прохождение ребенком ПМПК и др.. Как правило, на родителей со стороны администрации школы оказывается психологическое давление. В такой ситуации необходимо пытаться доброжелательно объяснять администрации школы свои права и права своего ребенка.
Действия администрации школы могут быть обжалованы в орган управления образованием, в прокуратуру, суд.

Loading...Loading...