"Дальтон-план": принципы. Образовательный портал

Денисова Ирина Анатольевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 471,
Выборгского района Санкт-Петербурга

Современные педагогические технологии должны быть основаны на личностно-деятельностном и компетентностном подходах в образовании.Большинство педагогических технологий направлено на формирование общеучебной, информационной и социальной компетентностей учащихся.Современные педагогические технологии предусматривают широкое использование различных методов организации образовательного процесса и приемов деятельности на уроке. Считаю, что технология обучения на основе Дальтон - плана совмещает в себе наиболее эффективные методы и формы учебной деятельности и позволяет развивать личностные качества обучающихся.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ «ДАЛЬТОН - ПЛАНА».

Принципы.

1. Полная свобода действия.

2. Самостоятельность.

3. Сотрудничество.

Основные положения.

1. Индивидуализация.

2. Эффективность самостоятельной работы.

3. Автономная учебная деятельность.

Алгоритм деятельности учителя.

1. Подбор методического обеспечения.

2. Подбор средств обучения.

3. Разработка Дальтон-заданий (матриц).

4. Разработка контрольных листов.

Дальтон-задание (матрица) - «контракт» между учителем и обуч-ся, содержащий следующие разделы.

1. Введение.

4. Инструкции.

5. Источники информации.

6. Формы и методы контроля.

7. Занятия-консультации в конце тематических блоков.

Дальтон-план, правильнее Долтон-план (Dalton-Plan), система организации учебно-воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения. Название получила от г. Долтон (Dalton, США, штат Массачусетс), где она впервые была применена. Создательница Д.-п. американская деятельница народного образования Е. Паркхерст проводила опытную работу по этой системе в 1904—20 в различных школах. При организации работы по Дальтон-плану учащихся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получал от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Особое внимание уделялось учёту работы учащихся, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта, уничтожалась классно-урочная система занятий. В 20-е гг. эта система проникла частично в советскую школу в форме так называемого бригадно-лабораторного метода.

Цель Дальтон-плана — научить учащихся самостоятельно добывать знания, с помощью хорошо составленных Дальтон- заданий, в которых дан обзор определенного раздела, требующих усвоения. Можно скорее ожидать гибкости, находчивости, работоспособности, если все предлагаемые задачи соответствуют умственным силам ученика, хуже, если, предлагаемые задания выше понимания учащегося. Ученик должен понимать, что от него требуется, прежде чем он сумеет правильно распределить время и занятия для систематической работы над выполнением заданий. Только работа, доступная пониманию, будит интерес, и способствует раскрытию творческого потенциала. Логично предположить, что основные педагогические принципы, реализующиеся при подобной форме учебной работы это личностно-ориентированный подход и дифференциация при отборе учебного материала с учетом уровня подготовки детей.

Я бы хотела рассмотреть каждый из принципов Дальтоновской школы подробно.

1. Свобода - это свобода выбора. Учебно-воспитательный процесс в своей группе организую таким образом, чтобы учащиеся с помощью учителя выбирали для себя оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками. Учащиеся учатся распоряжаться предоставленной свободой и несут ответственность за пользование этой свободой. Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. При этом важную роль сохраняю за собой (руковожу, стимулирую, сохраняю свободу, контролирую и обучаю).

2. Самостоятельность побуждает учащихся к самостоятельной деятельности, к собственным открытиям. В этом случае все запоминается лучше, так как ученик участвует в активном процессе запоминания, а не в пассивном. В ходе самостоятельных заданий я стараюсь рационально распределить время так, чтобы каждый мог получить помощь именно на той ступени, на которой она ему необходима. Немаловажно при этом то, что ученики учатся эффективно расходовать свое время. Для организации самостоятельной работы я:

· формулирую задания ясно и четко;

· устанавливаю реальные сроки для выполнения заданий;

· определяю условия, при которых становится возможным регистрировать сделанную работу;

· дифференцирую задания для “быстрых” и “медленных” учеников;

· указываю вспомогательные источники информации;

· определяю четкие правила поведения, предоставляя возможность свободного перемещения при выполнении заданий, не мешая работе других учеников.

3. Сотрудничество. Учащийся не один в классе. Он работает вместе с другими учениками и учителем. Учащиеся могут обращаться за помощью друг к другу. На первых уроках учащиеся моей группы определили важные аспекты сотрудничества:

· умение прислушиваться друг к другу;

· принимать совместные решения;

· ясно выражать свои желания и намерения;

· разрешать конфликты;

· доверять друг другу, комфортно ощущать себя в группе;

· ощущать свою ответственность за выполнение задания.

Моя задача, как учителя, обеспечить руководство и помощь. Так же я считаю, что очень важным элементом являются задания, в которых описывается учебный материал для самостоятельного усвоения учащимися к заданному сроку. Поэтому я их тщательно продумываю, четко разрабатываю, таким образом, чтобы выполнение не вызывало никаких проблем у учащихся. Я уже отмечала, что учащиеся самостоятельно планируют работу над полученными заданиями, сами ведут учет своей работы, сами работают с дополнительными источниками информации, сами решают какая помощь и от кого им нужна. Я со своей стороны внимательно слежу за продвижением учащихся в выполнении заданий и, в случае необходимости, оказываю им требуемую помощь.

Рассмотрим деятельность учителя на Дальтон-уроке. Педагогическая деятельность учителя обусловлена следующими функциями:

· мотивационная;

· поддерживающая;

· инструктивная;

· контролирующая;

· коррекционная;

· консультационная;

· рефлексивного анализа.

Для достижения наибольшей эффективности учебной деятельности необходима реализация дифференцированного подхода к отбору учебного материала и учет уровня подготовки обучающихся. Итоги вводных диагностических тестов позволяют условно распределить обучающихся на группы. Минимальная программа разработанных заданий включает лишь самые основные элементы изучаемого тематического раздела и выполнение этой программы не потребует особенного напряжения со стороны слабых в языковом отношении учеников. Средняя программа удовлетворяет группу учеников со средним уровнем подготовки, максимальную я разрабатываю для наиболее подготовленных учеников группы. Также я составляю программу в виде проспекта, который определяет объем учебного материала и включает указания методов работы и перечень вопросов и заданий для контрольных тестов.

А теперь рассмотрим подробнее схему Дальтон-задания.

Одним из главных компонентов Дальтон-плана является задание. Срок выполнения задания может быть различным - от нескольких дней до нескольких месяцев (индивидуальный проект). Задание - это своего рода контракт, который заключают между собой учитель и ученик. Учащийся обязуется выполнить определенный объем работы к определенному сроку. Ученик как бы подряжается выполнить данную работу, и именно поэтому в практике использования опыта Дальтон-плана можно встретить термин “подряд” вместо “задание”.

При составлении Дальтон-заданий я выработала следующие принципы.

1. За учеником я оставляю право определять для себя уровень освоения материала и характер работы над ним.

2. В заданиях должна происходить регулярная смена различных аспектов, как дидактических, так и организационных. Например, в одном задании я делаю акцент на работу с текстом, а в другом - на совместное обсуждение определенного вопроса.

Что касается непосредственно оформления заданий, то работа с заданиями может быть эффективной только в том случае, если учащийся в любое время дня сможет видеть, в чем заключается задание. Этого я достигаю следующими способами:

1. листок задания размножаю для каждого ученика;

2. листок задания (если он общий для всех) вывешиваю в классе на доске объявлений, и учащиеся имеют возможность переписать содержание задания в тетрадь.

Реализуя технологию обучения на основе Дальтон- плана, учитель имеет возможность использовать различные формы учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Коллективный урок.

2. Классный урок.

3. Урок-конференция.

Естественно, что все эти названия чисто условные. Каждый учитель может придумать такие названия, которые будут наиболее полно отражать учебную деятельность его класса (группы). Я хочу рассмотреть все эти формы подробнее.

1. Коллективный урок. На таком уроке выявляется проблема, которая появилась в результате деятельности различных учащихся, но является общей для определенной группы. Учитель является участником и организатором обсуждения, а ученик - участником и субъектом организованной деятельности. Результатом коллективного урока будет являться решение проблемы и выход на последующую деятельность через возникшие вопросы.

2. Классный урок - это традиционный урок, направленный на отработку навыков и умений и на их закрепление. В некоторых случаях классный урок может стать уроком коллективной рефлексии, анализа, подведения итогов. Это может быть фронтальная беседа, контрольная работа, выполнение тестовых заданий.

3. Урок- конференция. Ее основными признаками являются:

а) необходимость определенного периода для подготовки к обсуждению проблемы, которая известна заранее;

б) выступления готовятся в форме докладов-презентаций;

в) конференция имеет свои правила проведения и поведения, тем самым вводятся определенные культурные нормы;

г) выступления на конференции рецензируются учителем (комиссией) с точки зрения их качества.

Я в своей работе уделяю большое внимание работе с тестами, потому что тестирование учащихся получает всё большее распространение. Считаю необходимым целенаправленно готовить учащихся к Единому государственному экзамену по английскому языку, начиная с первого дня обучения. Я использую тесты, составленные высококвалифицированными специалистами в этой области: О. В. Афанасьевой, Т. К.Сигал, К. М. Барановой, М. Н. Черкасовой, Л.Н. Черкасовой, И. В. Михеевой, А. С. Саакян, А. Ю. Фроловой, Н. К. Малышевой, С. В. Фурсенко. Кроме того, для старшеклассников в качестве тестовых работ использую КИМ и демонстрационные материалы для подготовки к ЕГЭ. Для учащихся среднего звена составляю тесты самостоятельно, поскольку данные пособия ещё сложны для их восприятия. Я делаю тесты различных уровней сложности, исходя из уровня подготовки учащихся. Каждый тест отражает определенный аспект в изучении языка и позволяет проверить глубину и качество усвоения материала

В связи с тем, что развитие личности происходит в процессе деятельности, на уроке иностранного языка необходимо обеспечить мотивированную предметную деятельность. Развитие личности требует ее взаимодействия на основе совместной предметно-ориентированной деятельности учащихся между собой и учителем. Исключительную роль в организации такого взаимодействия играет активизация деятельности учащихся с помощью Дальтон-заданий. Все это не только помогает ученику овладеть иностранным языком как средством общения, но и формирует его личность, стимулирует творческую активность и самостоятельность.

Я считаю, что у этого метода есть свои положительные стороны и отрицательные, как и у любого метода. К положительным сторонам можно отнести следующее:

· индивидуализация процесса обучения;

· развитие способности выбора;

· активный способ обучения;

· стимулирование развития индивидуальных способностей;

· развитие чувства ответственности;

· развитие умения сотрудничества;

· развитие собственных идей;

· возможность экспериментировать в рамках нового образа жизни;

· приобретение умения работать со всякого рода справочной литературой.

К отрицательным моментам в организации Дальтон-уроков считаю возможным отнести следующее:

· трудоемкость в составлении Дальтон-заданий;

· необходимость составления заданий для каждого ученика;

· большая подготовительная работа;

· создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий;

· организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий.

В заключение хочу выразить свое мнение о том, что внедрение инновационной технология обучения на основе Дальтон - плана безусловно способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и дифференцированного подхода к материалу и ученикам. Кроме того, работа с Дальтон - планом ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности, мотивированной направленности, включенности в пространство межиндивидуальных связей, приобретения социального опыта.

Список используемой литературы.

1. Дидактика средней школы, под ред. M. H. Скаткина, M., 1982;

2. Дьюи Э., Дальтонский лабораторный план, перевод с английского, [М.], 1923;

3. Куписевич Ч., Основы общей дидактики, перевод с польского, М., 1986.

4. Новые системы образовательной работы в школах Западной Европы и Северной Америки, под ред. С. В. Иванова и Н. Н. Иорданского, М., 1930, с. 156-68;

5. Паркхерст Е., Воспитание и обучение по Дальтонскому плану, перевод с английского, [М.]. 1924;

Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы.

По материалам моих лекций.

В 1905 г. появилась система индивидуализированного обучения, автор которой – американская учительница . Новый способ планирования и организации учебного процесса получил название далтон-план , так как впервые был применён в школах г. Далтон (штат Массачусетс). Другие названия далтон-плана: лабораторная система, система мастерских – говорят сами за себя. В организации учебного процесса, предложенного Е. Паркхерст, сразу бросалось в глаза главное отличие от классно-урочной системы : основная учебная работа осуществлялась не в классе на уроке, а индивидуально в лабораториях, мастерских, кабинетах, библиотеках.

Целью обучения по далтон-плану являлась организация индивидуальной учебной работы с максимальным учётом особенностей каждого ученика.

В далтон-плане отсутствовало объяснение учителем нового материала. Роль учителя заключалась в организации работы учащихся и оказании им необходимой помощи.

Класс как группа учащихся сохранялся, однако уроков в обычном понимании не существовало. Коллективной работе с участием всего класса отводился лишь один час в день, остальное время дети должны были заниматься индивидуально, выполняя задания, разработанные учителем. Для этого рабочие места учащихся укомплектовывались необходимыми учебными пособиями, инструкциями по изучению теоретического материала и выполнению учебных заданий.

Общего плана занятий также не было. Программы обучения разбивались на ряд заданий по месяцам с указанием сроков их выполнения.

Учёт выполнения учебных заданий вёлся в индивидуальных карточках учащихся и сводной таблице класса.

Стремление индивидуализировать учебный процесс, безусловно, относится к главным достоинствам обучения по далтон-плану. Это сделало новую систему обучения очень популярной во всём мире. Для её реализации было разработано много методических приёмов, которые и сегодня используются для индивидуализации учебного процесса и активизации учебно-познавательной деятельности. Далтон-план стал основой для разработки ряда других систем обучения, таких, как бригадно-лабораторный метод.

Однако у обучения по далтон-плану обнаружились и недостатки, которые были обусловлены снижением роли учителя и ученического коллектива в учебном процессе и приводили к снижению уровня подготовки. Это привело к тому, что популярность далтон-плана после двух десятилетий его активного распространения пошла на убыль.

Подборка похожих материалов Вам неинтересна? Загляните на одну из случайно выбранных страниц:

"Дальтон-план" - это система обучения, основанная на применении индивидуального подхода к ученикам. Методика была разработана Хелен Паркхерст в 1919 году и впервые была представлена ​​в школе для инвалидов, а затем в 1920 году - в старшей школе Дальтона, Массачусетс. Это была реакция некоторых прогрессивных педагогов на недостатки, присущие традиционной системе классификации студентов.

Суть методики

"Дальтон-план" разделяет каждый предмет в учебной программе школы на ежемесячные задания. Ученики вольны планировать свои собственные графики работы, однако они отвечают за завершение одного задания перед тем, как начать другое. Наиболее приемлемая форма обучения - работа в группах. Хотя "Дальтон-план" был популярным какое-то время в Соединенных Штатах, Великобритании, Европе и Западном колониальном мире, он подвергся критике за ярко выраженный индивидуалистичный подход.



Автор методики

Хелен Паркхерст описывала обучение по плану Дальтона таким образом: "Давайте думать о школе как о социальной лаборатории, где сами школьники являются экспериментаторами, а не жертвами замысловатой и строгой системы. Давайте думать об этом как о месте, где преобладают такие социальные условия, как в реальной жизни" (1922). Хелен Паркхерст родилась 8 Марта 1886, в городе Дюран (штат Висконсин, США), умерла 1973 в Нью-Милфорде Она была автором и преподавателем, которая занималась просветительской деятельностью и разработала Дальтон-план, а также основала школу в Дальтоне (штат Нью-Йорк).

Паркхерст окончила колледж в Ривер-Фолс (штат Висконсин) в 1907 году, защитила дипломную работу в а также училась в университетах Рима и Мюнхена, в Италии Паркхерст познакомилась и сотрудничала с другим выдающимся педагогом - Марией Монтессори. Позже она получила степень магистра в области образования в Йельском университете (1943) и стала первым преподавателем-женщиной Йельского университета. Последние три десятилетия своей жизни она читала лекции, помогала институтам внедрять систему Дальтон-план по всему миру, писала книги, принимала участие в радиопередачах и телевизионных шоу для и про молодых людей. Ее книги:

  • "Далтон-план" - система обучения" (1922).
  • "Ритмы работы в сфере образования" (1935).
  • "Изучение детского мира" (1951).


Идеи Хелен Паркхерст

Когда Хелен была еще школьницей, ей было сложно просто сидеть, слушать, практиковать и повторять все время. Став преподавателем в 1905 году, она хотела действовать по-другому. Она считала, что просто невозможно организовать эффективное обучение в соответствии с установленными методами. Это была школа, в которой получало образование примерно сорок учеников разных возрастов и разного уровня. Паркхерст пришла к простому и гениальному решению: она отложила установленные школой графики и попросила детей, чтобы они выбрали для себя из предлагаемого учебного материала то, что позволило бы им изучать программы самостоятельно.

Ученик и учитель начали сотрудничество, в рамках которого ребенок обязан был сам достигнуть выбранной им цели обучения в течение определенного количества времени. Учитель обещал помочь, если это необходимо. В 1922 году Паркхерст изложила свою теорию образования в книге о плане "Дальтон", в которой она конкретизировала принципы ее :

  • свобода;
  • ответственность;
  • сотрудничество.



Философия Дальтона

Вдохновленная мыслителями рубежа веков, Хелен Паркхерст начала применять новый прогрессивный подход к образованию. Она уловила дух перемен и создала план Дальтона. Это не просто система, это влияние, видение того, как люди учатся, это отношение преподавателя к ученикам. Автор методики считала, что учеников надо слушать, а затем бросать им вызов, чтобы узнать, на что они действительно способны.



Технология "Дальтон-план": принципы

Задачей учителя является обеспечить любому ученику такую структуру, чтобы он мог свободно учиться в рамках задания. Свобода означает быть в состоянии справиться с ответственностью. Отправной точкой является вера в способности всех детей. Сам ученик оценивает то, что ему нужно, чтобы завершить задачу, и в какой промежуток времени. Личный опыт - это на самом деле лучший учитель. Ученикам должна быть предоставлена возможность приобрести искусство учиться.


Признаками индивидуализированной системы обучения "Дальтон-план" являются следующие:

  • Учащиеся справляться со свободным обучением шаг за шагом. Дошкольники начинают с малого, они выбирают задачи, которые могут выполнить самостоятельно. Дети и молодежь развиваются, а задания постепенно становятся больше и сложнее.
  • Ответственности учатся в компании своих собратьев. Это своего рода приключение, где отношения, которые строятся в школьной жизни, потом будут применимы в реальной жизни.



"Свобода и ответственность вместе совершить чудо"

Это и есть первые два принципа дальтонской методики. Свобода нужна для того, чтобы сделать свой собственный выбор, найти свой собственный путь. Но свобода не означает, что все возможно и разрешено. Идеальная свобода - это не воля от обязательств и даже больше - это не отсутствие дисциплины. Ребенок, который просто делает то, что он хочет, не свободен, наоборот, он становится рабом дурных привычек, эгоизма и является непригодным для жизни с другими людьми.



Третий принцип - сотрудничество

Чтобы иметь возможность впоследствии участвовать в жизни общества, нужно научиться сотрудничать. Поэтому много внимания здесь уделяется играм и работе в малых группах. Например, ученики из одного и того же класса выполняют задание вместе, это также могут быть разновозрастные группы. Делая что-то вместе, они учатся слушать и уважать друг друга.



Ценностно-ориентированное образование

Для Паркхерст не было никакого разделения между обучением и воспитанием ребенка, у нее была вера в разумную школу, где дети учатся, а им предоставляется возможность проявлять ответственность за процесс собственного обучения. Она подгоняла программу каждого студента к его или ее потребностям, интересам и способностям. Она хотела поощрять каждого ребенка, делая его независимым и одновременно надежным. Дальтон-план был призван, чтобы отточить социальные навыки и повысить чувство ответственности детей по отношению к другим.



Международное признание

На протяжении многих лет "Дальтон" получал широкое международное признание. Школы в Нидерландах, Австралии, Англии, Корее, Тайване, Чехии, Японии и Германии частично или полностью приняли Дальтон-план в качестве образовательной технологии. Эта методика основана на твердой убежденности в том, что всякий раз, когда дети получают ответственность за свое обучение, они инстинктивно ищут лучший способ добиться своей цели, и выполняют задания с особым вниманием и строгостью, что приводит их к успеху.

Основываясь на этом, главными целями плана Дальтона являются:

  • адаптация программы каждого ученика к его или ее потребностям, интересам и склонностям;
  • воспитание независимости и надежности;
  • повышение социальных навыков и чувства ответственности по отношению к другим.

Для достижения этих целей была разработана модель, которая реорганизует образование от ориентации на учителя к направленности на ребенка. Таким образом, важные обязанности по обучению частично переходят от педагога к его ученику.

Loading...Loading...