Решение консилиума врачей оформляется. Положение о порядке проведения врачебных консультаций и консилиумов

УТВЕРЖДЕНЫ
заместителем министра
здравоохранения СССР
14 ноября 1982 года N 06-14/14

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке организации консультаций и
консилиумов в лечебных учреждениях

Как показывает анализ лечебной работы в ряде больниц и клиник, одним из серьезных недостатков в оказании лечебно-диагностической помощи больным является недостаточно четкая организация консультаций и консилиумов внутри больниц и клиник. Несвоевременное проведение консультаций, недостаточно полная запись в историях болезни данных консультаций и рекомендаций, невыполнение назначений консультантов снижает их ценность. Нередко консультанты осматривают больных в отсутствии лечащих врачей и заведующих отделениями.

Редко внутри больниц и клиник для тяжелых или неясных в лечебно-диагностическом плане больных используются формы консилиумов с участием различных специалистов. В ряде больниц отсутствует четкий порядок по проведению внутрибольничных консультаций и консилиумов. Все это отрицательно отражается на уровне и качестве оказания лечебной помощи стационарным больным.

В целях устранения указанных недостатков установить следующий порядок организации и проведения внутрибольничных консультаций и консилиумов:

1. Необходимость консультации больных в плановом порядке устанавливает лечащий врач по согласованию с заведующим отделением.

В истории болезни лечащим врачом ставится цель и дается обоснование необходимости консультации соответствующего специалиста. При подготовке больного к консультации лечащий врач осуществляет подготовку больного к ней, руководствуясь перечнем обязательных обследований, утвержденных приказом главного врача больницы.

2. Список внутрибольничных консультантов составляется на начало каждого текущего года заместителем главного врача по лечебной работе (или профилю) и доводится до сведения заведующих отделений и медицинской диспетчерской. Последняя организуется по приказу главного врача больницы, а необходимый для нее штат устанавливается в пределах штатной численности больницы. Приказом главного врача утверждается также положение о медицинской диспетчерской, порядок ее организации и работы, должностные инструкции работников. Работу диспетчерской службы курирует заместитель главного врача по лечебной работе (или по профилю).

3. Ответственность за выполнение плановых и экстренных консультаций возлагается на заведующих отделениями. Они обязаны своевременно сообщить в медицинскую диспетчерскую или заместителю по лечебной работе обо всех изменениях, связанных с отсутствием или заменой консультанта по своему профилю.

4. Заявка для вызова консультанта в плановом порядке передается в медицинскую диспетчерскую, а при отсутствии ее - непосредственно консультанту или заведующему соответствующим отделением (согласно утвержденного списка консультантов).

Передача заявок на консультации возлагается на старших медицинских сестер отделений и контролируется заведующими отделениями.

Заявки на консультации принимаются и регистрируются в специальном журнале.

Заявка на консультацию в плановом порядке должна быть удовлетворена в срок не более суток.

5. При необходимости срочной консультации заведующие отделениями ставят об этом в известность в обычные рабочие дни заместителя главного врача больницы по лечебной работе или медицинскую диспетчерскую.

Срочные консультации должны быть выполнены немедленно, не позднее 1-2 часов с момента получения заявки.

В вечернее, ночное время, в выходные и праздничные дни обеспечение срочных консультаций возлагается на ответственного (старшего) дежурного врача (дежурного администратора) по больнице.

6. В случаях невозможности организации высококвалифицированной экстренной консультации из числа сотрудников данной больницы главный врач или его заместитель по лечебной работе обязаны организовать вызов консультантов из другого лечебного учреждения с оформлением вызовов в соответствии с существующим положением.

7. Консультант проводит осмотр больного обязательно в присутствии лечащего врача и при необходимости - заведующего отделением. Запись в истории болезни обязательно должна содержать дату и час консультации, указание специальности консультанта, его фамилию, инициалы, занимаемую должность, ученую степень и звание. В описательной части консультации должны быть четко изложены данные анамнеза и обследования, не отраженные в истории болезни, а также установленный или предполагаемый дифференциальный диагноз, с их подробным обоснованием, подробные лечебно-диагностические рекомендации. При необходимости повторной консультации должна быть указана дата и время повторной консультации. Запись консультанта должна быть четко и разборчиво подписана лично консультантом.

Если же рекомендации при экстренных консультациях не могут быть выполнены по каким-либо причинам (ухудшение состояния больного, отсутствие соответствующих лекарственных препаратов, технических средств и т.п.), заведующий отделением обязан об этом поставить в известность консультанта и согласовать с ним возможные изменения в выполнении рекомендаций, о чем сделать соответствующую запись в истории болезни.

9. В случае, когда состояние больного в диагностическом и лечебном плане остается неясным или требуется консультация разных специалистов, заведующий отделением (при наличии кафедры - по совместному решению с заведующим кафедрой) должен принять решение о созыве консилиума, о чем он уведомляет главного врача или его заместителя по медицинской части. При этом им сообщается желательный состав участников консилиума по специальностям и определяется срочность его созыва. О необходимости и обосновании созыва консилиума заведующий отделением делает запись в истории болезни. Ответственность за своевременный созыв консилиума возлагается на главного врача или его заместителя по медицинской части. Главный врач или его заместитель по медицинской работе руководит или назначает руководителя консилиума.

10. Запись консилиума делается лечащим врачом в истории болезни и отражает данные о начале и течения заболевания, состоянии больного в момент проведения консилиума по данным обследования, эффективности ранее проведенного лечения, причинах, вызвавших по мнению членов консилиума ухудшение состояния больного или неясность диагноза и состояния больного, диагноз и его обоснование, подробные рекомендации, а также о необходимости повторного консилиума и сроках его проведения. Заключение консилиума подписывают все его участники с указанием занимаемой должности, специальности, фамилии, инициалов, даты и времени проведения консилиума.

11. В случаях, если кто-либо из участников консилиума не согласен с принятым большинством членов комиссии заключением, он должен записать свое особое мнение, подробно его обосновав.

14. Главный врач еженедельно на оперативных совещаниях заслушивает заместителей по медицинской части о своевременности и качестве консультативной работы.

15. Контроль за выполнением настоящих "указаний" возлагается на главных специалистов органов здравоохранения.

Текст документа сверен по:
"Качество медицинской помощи",
N 1, 1996 год


В предыдущих разделах работы уже достаточно было сказано о роли консилиума в общей системе психолого-педагогического сопровождения школьников. Лишь еще раз отметим, что консилиум позволяет объединить усилия педагогов, психологов и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. В данном разделе мы подробно остановимся на процедурных и содержательных аспектах работы психолого-педагогического консилиума.
Прежде всего, о его участниках. Обязательными участниками консилиума являются психолог, завуч и классные руководители (в начальной шко"ле- основные учителя). Чрезвычайно желательным является присутствие на консилиуме школьного медика - врача или медсестры. По крайней мере, консилиум должен располагать соответствующей медицинской информацией. Педагоги-предметники в нашей модели не входят в число участников. Необходимая информация от них поступает на консилиум через классного руководителя и частично психолога, а итоги консилиума с соответствующими рекомендациями обсуждаются с ними завучем, в ходе обязательных консультаций, и психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума. Могут быть сформулированы по крайней мере два аргумента в защиту такого положения. Во-первых, практика показывает, что выработка индивидуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педагогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребенка очень затруднена, а эффективность решений такого собрания практически нулевая. Во-вторых, проблемы конкретного ребенка могут быть связаны именно с отношением к нему определенного учителя, какого-либо ос-
154


трого конфликта в их отношениях. В отсутствии педагога завуч и психолог могут выработать план работы и с ребенком, и с педагогом, не вынося этот вопрос на общее обсуждение. Итак, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в
школе.
Далее, подробно остановимся на вопросе о том, какую информацию «поставляет» каждый участник к о н с и л и у м ад л я общего о б с у ж д е н и я. Конечно, с полным правом мы можем обсуждать только работу психолога в рамках консилиума, однако в интересах дела выскажем свою точку зрения в отношении педагогов и медицинских работников. При этом мы не претендуем на терминологическую непогрешимость и всесторонность наших представлений о содержании их подготовки к психолого-педагогическому консилиуму.
Психолог приносит на консилиум результаты своей диагностической деятельности - наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования самих школьников. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Формой предоставлений психологических данных на консилиум может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого психологом накануне консилиума. В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:
1.Дано описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание психолого-педагогического статуса школьника. Точнее, тех его компонентов, которые были исследованы психологом.
155

М. Битянова
2.Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы и описаны конкретные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности указываются причины существующих нарушений.

  1. Названы те сферы психической жизни школьника,
    развитие которых характеризуется выраженными ин
    дивидуальными особенностями и описаны их реаль
    ные проявления.
  2. Перечислены адекватные с точки зрения психолога
    формы сопровождения.
Представляя на консилиуме конкретного ребенка, психолог может опираться и на первичные данные протокола, однако другим участникам консилиума для ознакомления и работы предоставляются только тексты приложений.
Приведем в качестве примера один из возможных вариантов текста такого приложения.
Ф. И. О. ученика Николай К., 1 класс «А»
Дата рождения 9 сентября 1988 г.
Дата обследования февраль 1996
Феномен развития на момент проведения обследования:
У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учебной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. Отношения с одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практически не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая, самооценка не устойчивая.
Наличие отклонений или нарушений в развитии: Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной
156

Содержание деятельности школьного психолога -
сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психической активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка»). Причины - парциальные нарушения интеллектуального развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).

Еще по теме ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА:

  1. Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
  2. ГЛАВА 1. ВАЖНЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
  3. Глава 2 Педагогические и психолого-физиологические подходы к созданию адаптивно-развивающей образовательной среды

1. Врачебная консультация осуществляется путем проведения медицинского осмотра (при необходимости, и других медицинских вмешательств) пациента специалистами органов и организаций, указанных в пункте 2 настоящего Положения, имеющими по сравнению с лечащим врачом более высокий уровень знаний (опыт работы) по оказанию медицинской помощи при заболевании (заболеваниях), выявленном у пациента или иную квалификацию (далее специалисты).

2. Врачебная консультация осуществляется специалистами следующих органов и организаций:

Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет»;

УЗО Гродненского облисполкома;

ГУ «РНПЦ «Мать и дитя»;

БелМАПО;

Иной организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности.

3. Показания к проведению врачебной консультации специалистами перинатального центра в экстренном порядке устанавливает лечащий врач с последующим информированием старшего дежурного врача, в плановом порядке - лечащий врач совместно с заведующим отделением перинатального центра.

4. Врачебная консультация специалистов в экстренном порядке должна быть проведена не позднее 1 ч. с момента возникновения необходимости ее проведения, в плановом порядке - не позднее 1 суток. Экстренность врачебной консультации определяет лечащий врач совместно со старшим дежурным врачом.

5. Основанием для проведения врачебной консультации являются:

Подозрение на наличие или наличие заболеваний непрофильных для данной организации;

Необходимость коррекции лечения с учетом сопутствующих заболеваний;

Для назначения дополнительных методов медицинской помощи;

Во всех случаях экстренных акушерских ситуаций.

6. Врачебная консультация проводится с участием лечащего врача, заведующего отделением УЗ «ГОКПЦ», а при необходимости заместителя главного врача по медицинской части.

7. В случаях необходимости проведения врачебной консультации с участием специалиста перинатального центра вне рабочее время данного специалиста, праздничные и выходные дни, вызов данного специалиста осуществляется старшим дежурным врачом и (или) лечащим врачом по согласованию со старшим дежурным врачом. Данный вызов фиксируется старшим дежурным врачом в журнале вызовов (приложение 3) и заверяется подписью старшего дежурного врача и личной печатью.

8. Врачебный консилиум осуществляется путем проведения осмотра (при необходимости, и других медицинских вмешательств) пациента группой специалистов (не менее 3-х человек).

9. Основанием для проведения врачебного консилиума являются:

Ухудшение состояния здоровья пациента независимо от (в результате) оказания ему медицинской помощи;

Тяжелое состояние пациента;

Во всех случаях экстренных акушерских ситуаций;

Сложные случаи заболевания;

Затяжное течение заболевания;

Необходимость определения прогноза течения заболевания;

Необходимость перевода пациента с учетом тяжести состояния в другую организацию здравоохранения для продолжения оказания медицинской помощи;

Разрешение конфликтных ситуаций между врачом и пациентом (или его законным представителем), возникших в процессе оказания медицинской помощи, нарушения пациентом больничного режима;

Иных случаях, предусмотренных Законодательством Республики Беларусь.

10. Врачебный консилиум проводится только при участии главного врача

УЗ «ГОКПЦ» и (или) его заместителя по медицинской части (ответственного дежурного врача).

11. Решение о необходимости проведения консультации (консилиума) принимается:

В случае, если врачебная консультация (консилиум) проводится с участием специалистов, работающих в перинатальном центре, лечащим врачом по согласованию с заведующим отделением УЗ «ГОКПЦ»;

В случае, если врачебная консультация (консилиум) проводится с участием специалистов, не работающих в перинатальном центре, главным врачом УЗ «ГОКПЦ» или заместителем главного врача по медицинской части (при его отсутствии - заведующим отделением или ответственным дежурным врачом) перинатального центра по инициативе лечащего врача или письменного обращения органов и организаций, в компетенцию которых в соответствии с Законодательством Республики Беларусь входит рассмотрение указанных вопросов.

12. В случаях необходимости проведения консилиума с участием специалиста перинатального центра вне рабочее время данного специалиста, праздничные и выходные дни, вызов данного специалиста осуществляется старшим дежурным врачом и (или) лечащим врачом по согласованию со старшим дежурным врачом. Данный вызов фиксируется старшим дежурным врачом в журнале вызовов, находящемся в смотровой перинатального центра (приложение 3) и заверяется подписью старшего дежурного врача и личной печатью.

13. Старшим дежурным врачом в журнале регистрации вызовов специалистов перинатального центра вне рабочее время, праздничные и выходные дни в обязательном порядке должно быть отражено: дата вызова, время начала и конца врачебной консультации (консилиума) места проведения врачебной консультации (консилиума), ф.и.о.пациента, которому проведена врачебная консультация (консилиум), диагноз и заключение врачебной консультации (консилиума).

14. Врачебная консультация (консилиум) с участием специалистов государственных организаций, подчиненных М3 РБ, не работающих в данной организации, проводится только после проведения врачебной консультации (консилиума) с участием специалистов перинатального центра.

Врачебная консультация (консилиум) с участием специалистов организаций, подчиненных М3 РБ, проводится только после врачебной консультации (консилиума) с участием специалистов, подчиненных УЗО Гродненского облисполкома.

15. Решение о необходимости проведения врачебной консультации (консилиума) оформляется путем внесения записи в медицинскую документацию пациента и подписывается лицом его принявшим, имеющим на это полномочия.

16. При принятии решения о необходимости проведения врачебной консультации (консилиума) с участием специалистов, не работающих в перинатальном центре, в течение одного дня со дня принятия решения направляется информация по телефону и письменная заявка, зарегистрированная в журнале учета заявок, на участие специалиста во врачебной консультации (консилиуме) в:

Государственное учреждение «Республиканский центр экстренной медицинской помощи»,

Областной центр экстренной медицинской помощи.

17. Участие специалистов во врачебной консультации (консилиуме), проводимом в организации, работниками которой они не являются, осуществляется на основании приказа руководителя организаций, работниками которой они являются.

18. Врачебные консультации (консилиумы) с участием специалистов, не работающих в данной организации, должны осуществляться с соблюдением следующих сроков:

В плановом порядке - в течение суток с момента поступления заявки (к моменту его проведения пациент должен быть обследован);

В экстренном порядке - не позднее чем через 5 часов с момента выезда специалистов по поступившей в организацию заявке. При этом время на вызов и сборы специалистов не должно превышать более 2-х ч. с момента поступления в организацию заявки.

19. Ответственность за своевременность выезда специалиста для проведения врачебной консультации (консилиума) возлагается на руководителей организаций, работниками которых они являются.

20. Информация о случаях несвоевременного выезда (прибытия) специалистов организаций для проведения врачебной консультации (консилиума) в течение 12 часов с момента установления данного факта предоставляется руководителем организации в ГУ «Республиканский центр экстренной медицинской помощи» или областной центр экстренной медицинской помощи.

21. Заключение врачебной консультации (консилиума) выносится путем голосования, при этом принимается решение за которое проголосовало большинство членов консилиума. В случае, когда кто-либо из участников консилиума не согласен с заключением, принятым большинством членов консилиума, он имеет право сделать запись в медицинской документации пациента с изложением своего особого аргументированного мнения.

22. Заключение врачебной консультации (консилиума) вносится в медицинскую документацию пациента и включает в себя:

Дату и время проведения врачебной консультации (консилиума);

Сведения о специалистах организации с указанием фамилии, имени, отчества, специальности, занимаемой должности, при наличии - квалификационной категории, ученого звания, ученой степени;

Анамнез жизни;

Анамнез болезни;

При необходимости проведения повторной врачебной консультации (консилиума) указывается предполагаемая дата и время проведения. Объективный статус состояния здоровья пациента отражается в заключении врачебной консультации (консилиума).

20. Ответственность за правильность вынесенного заключения врачебной консультации (консилиума) возлагается на консультанта (членов консилиума).

21. Заключение врачебной консультации (консилиума) является обязательным для исполнения и ответственность за ее (его) исполнение возлагается на главного врача, заместителя главного врача по медицинской части, заведующего структурным подразделением.

22. В случае необходимости перевода пациента по заключению врачебной консультации (консилиума) в другую организацию, ответственность за организацию перевода несет главный врач, заместитель главного врача по медицинской части, заведующий структурным подразделением перинатального центра.

23. Руководитель организации, куда переводится пациент по заключению врачебной консультации (консилиума), обязан принять пациента и обеспечить оказание ему необходимой медицинской помощи.

В предыдущих разделах работы уже достаточно было ска­зано о роли консилиума в общей системе психолого-педагоги­ческого сопровождения школьников. Лишь еще раз отметим, что консилиум позволяет объединить усилия педагогов, психо­логов и всех других субъектов учебно-воспитательного процес­са, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. В данном разделе мы подробно остановимся на процедурных и содер­жательных аспектах работы психолого-педагогического кон­силиума.

Прежде всего, о его участниках. Обязательными участни­ками консилиума являются психолог, завуч и классные руко­водители (в начальной шко"ле- основные учителя). Чрезвы­чайно желательным является присутствие на консилиуме школьного медика - врача или медсестры. По крайней мере, консилиум должен располагать соответствующей медицинс­кой информацией. Педагоги-предметники в нашей модели не входят в число участников. Необходимая информация от них поступает на консилиум через классного руководителя и час­тично психолога, а итоги консилиума с соответствующими ре­комендациями обсуждаются с ними завучем, в ходе обяза­тельных консультаций, и психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума. Могут быть сформулирова­ны по крайней мере два аргумента в защиту такого положе­ния. Во-первых, практика показывает, что выработка индиви­дуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педа­гогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребенка очень затруднена, а эффектив­ность решений такого собрания практически нулевая. Во-вто­рых, проблемы конкретного ребенка могут быть связаны именно с отношением к нему определенного учителя, какого-либо ос-


---- -

трого конфликта в их отношениях. В отсутствии педагога за­вуч и психолог могут выработать план работы и с ребенком, и с педагогом, не вынося этот вопрос на общее обсуждение. Итак, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в

школе.

Далее, подробно остановимся на вопросе о том, какую информацию «поставляет» каждый участник к о н с и л и у м ад л я общего о б с у ж д е н и я. Конечно, с полным правом мы можем обсуждать только работу психоло­га в рамках консилиума, однако в интересах дела выскажем свою точку зрения в отношении педагогов и медицинских ра­ботников. При этом мы не претендуем на терминологическую непогрешимость и всесторонность наших представлений о со­держании их подготовки к психолого-педагогическому конси­лиуму.

Психолог приносит на консилиум результаты своей диаг­ностической деятельности - наблюдений, экспертных опро­сов педагогов и родителей, обследования самих школьни­ков. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщен­ные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не на­рушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Формой предоставлений психологических данных на консилиум может быть приложение к протоколу психологи­ческого обследования, заполняемого психологом накануне консилиума. В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены сле­дующим образом:

1.Дано описание психологических особенностей обуче­ния, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной фор­ме, но с опорой на содержание психолого-педагогичес­кого статуса школьника. Точнее, тех его компонентов, которые были исследованы психологом.


М. Битянова

2.Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психи­ческой или социальной нормы и описаны конкрет­ные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, про­являющиеся в личностных акцентуациях или от­клонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности указываются причины су­ществующих нарушений.

3. Названы те сферы психической жизни школьника,
развитие которых характеризуется выраженными ин­
дивидуальными особенностями и описаны их реаль­
ные проявления.

4. Перечислены адекватные с точки зрения психолога
формы сопровождения.

Представляя на консилиуме конкретного ребенка, психо­лог может опираться и на первичные данные протокола, одна­ко другим участникам консилиума для ознакомления и рабо­ты предоставляются только тексты приложений.

Приведем в качестве примера один из возможных вариан­тов текста такого приложения.

Ф. И. О. ученика Николай К., 1 класс «А»

Дата обследования февраль 1996

У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учеб­ной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учеб­ная мотивация достаточно высокая. Отношения с однокласс­никами доброжелательные, с учителями в общение практи­чески не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревож­ность высокая, самооценка не устойчивая.

Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной


----- Содержание деятельности школьного психолога -

сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психичес­кой активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка»). Причины - парциальные нарушения интеллектуального раз­вития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие соци­ально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).

Особенности психического развития, выявленные в обсле­довании:

В целом вся информация, которую готовит к консилиуму психолог, может быть разделена на две группы: информация о конкретных школьниках и обобщенная информация по клас­су или параллели. О том, как может выглядеть информация первой группы, мы уже говорили. Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, изучаемых в данном психодиагностическом минимуме. На консилиуме психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих таблиц.

Выскажем и наши соображения в отношении той информа­ции, которую предоставляют на консилиум педагог и медик. Классный руководитель, опираясь на результаты своих со­бственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и классов в целом. Пред­оставляемая информация должна касаться, во-первых, труд­ностей, которые испытывает ученик в различных педагогичес­ких ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Характеристика школь­ника может складываться из следующих показателей:


М. Битянова

Трудности и особенности, проявляющиеся при подго­
товке домашних заданий;

Трудности и особенности, проявляющиеся при устных
и письменных ответах на уроке, особенности ответов
у доски;

Трудности и особенности, возникающие при выполне­
нии творческих заданий и рутинной трудоемкой рабо­
ты;

Трудности, возникающие в процессе усвоения нового
материала или повторения пройденного;

Виды заданий или учебного материала, вызывающие
наибольшие трудности;

Предполагаемые причины описанных трудностей и осо­
бенностей.

Успеваемость по основным предметам;

Предполагаемые причины низкой или не ровной ус­
певаемости.

Описание и оценка поведения с точки зрения учебной
активности и заинтересованности;

Описание и оценка поведения с точки зрения соблюде­
ния общепринятых правил;

Индивидуальные особенности и трудности, возникаю­
щие в процессе общения с педагогами и сверстниками.

Описание «типичного» для школьника эмоционально­
го состояния на уроке;

Описание ситуаций, вызывающих у учащегося различ­
ные эмоциональные трудности (плач, раздражение, аг­
рессия, испуг и др.).

Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливается, естественно только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Опросом педагогов-предметников и подготовкой педагоги­ческих характеристик занимается непосредственно классный руководитель при организационной и административной под-


---- Содержание деятельности школьного психолога -

держке завуча и содержательной помощи психолога. По мере того, как консилиум утверждает себя в школе в качестве не­отъемлемой части учебно-воспитательного процесса, такая под­готовка становится все менее затруднительной. Педагоги на­капливают опыт и формируют навыки наблюдения за школь­никами, формулирования своих мнений и выводов.

Участие медицинского работника в консилиуме весьма же­лательно. Но если это трудно организовать технически, учас­тники консилиума должны обязательно располагать опреде­ленной информацией о состоянии здоровья и физических осо­бенностях школьников. Наши представления о тех параметрах, по которым должно оцениваться соматическое состояние школьников, мы сформулировали в сотрудничестве с колле­гами научно-методического Центра «ДАР» им. Выготского. Выделяется три основных показателя;

Соответствие физического развития возрастным нор­
мам;

Состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной
системы;

Переносимость физических нагрузок (на основании
данных учителя физкультуры).

Наличие в прошлом заболеваний и травм, которые
могут сказаться на развитии ребенка;

Факторы риска по основным функциональным систе­
мам, наличие хронических заболеваний.

Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровож­дения данные.

Подготовка консилиума осуществляется каждым участни­ком отдельно. Психолог обрабатывает данные психологи­ческого минимума и углубленной диагностики, готовит прило­жения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников необходимо обсудить отдельно, посвятив этому достаточно


М. Битянова ..

много времени, а какие дети, являясь психологически благопо­лучными, не станут предметом отдельного обсуждения на кон­силиума (либо для разработки их сопровождения нужно не­много времени). П еда г о г (классный руководитель в сред­ней и старшей параллели) собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует соб­ственные наблюдения. Школьный медик просматрива­ет медицинские карты, при необходимости получает дополни­тельную информацию от родителей или из поликлиники, так­же готовит выписки для обсуждения на консилиуме. Педагог и медик также каждый по своей информации выделяет детей, нуждающихся в серьезном обсуждении на консилиуме. Сразу отметим, что, употребляя понятие «проблемный ребенок или подросток», мы не обязательно имеем в виду тех, кто плохо учится или своим поведением мешает учителю. Мы считаем, что педагогам и психологам, участвующим в консилиуме, не­обходимо значительно шире подходить к этому вопросу. «Про­блемный ребенок» в школьной практике - это ученик, имею­щий проблемы в освоении нового или закреплении старого материала, присвоении определенных знаний или навыков, выполнении определенных школьных требований, в построе­нии общения со сверстниками или учителями, поддержании устойчивого позитивного эмоционального состояния в школь­ных ситуациях и др. И лишь в последнюю очередь - это ре­бенок, создающий проблемы окружающим. (Такие случаи, ffe-сомненно, также обсуждаются на консилиуме, но уже с точки зрения оказания помощи педагогу, имеющему проблемы.) При такой постановке вопроса «особо проблемным» может ока­заться и слабо успевающий ученик, и ученик с проблемным поведением, а также одаренные дети, конфликтующие с пе­дагогами и сверстниками, и мнительные, болезненные школь­ники.

Обсуждая данный вопрос, мы хотели бы вернуться к тому, о чем уже говорили в первых разделах книги - внут­ренней сложности школьной среды, многообразию задач, решаемых ребенком в процессе школьного обучения (обра­зование, социализация, психологическое развитие). Сопро­вождение, подчеркивали мы, представляет собой метод решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае.


- Содержание деятельности школьного психолога -

Психолого-педагогический консилиум представляет собой одну из наиболее важных форм сопровождения, решающих эту задачу. В процессе обсуждения индивидуальной стра­тегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации такого взаимодействия. В каких-то аспектах предстоит изменить систему образова­тельных или нормативных требований, предъявляемых кон­кретному школьнику или всей параллели - их содержание, объем, организационные приемы. То есть - «приспособить» Среду к школьнику. В других аспектах - поработать с са­мим школьником в плане формирования определенных навы­ков и психических процессов, коррекции сложившихся при­емов учебной деятельности или общения, оказания помощи в нахождении более эффективных форм. То есть - «приспо­собить» школьника к Школьной среде.

В ходе консилиума решение этой глобальной задачи со­провождения облекается в конкретные направления деятель­ности, мероприятия, психологические и педагогические тех­нологии..

Участвующий в работе ^"H£2£J^]l£~2-2-LX ч собирает ин-

формацию о тех учениках, ~в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведе­ния консилиумов. В среднем на обсуждение данных по одной ^раллели, необходимо проведение трех-четырех встреч. Пла­нируя их работу, завуч "прежде всего отводит время на обсуж­дение стратегии сопровождения тех учеников, которые по дан­ным психолога, педагога, медика или всех их вместе является наиболее -«проблемными», затем- на обсуждение информа­ции по школьникам с парциальными проблемами, в послед­нюю очередь разрабатываются стратегии развивающего со­провождения для "«психологически благополучных» школьни-

^^^^ нм ^ м ^^мяям*т4мшмшш^ом*в>мммваштмммшш

ков. При недостатке времени его можно обсуждать не индивидуально, а для всей группы. В конце своей работы кон­силиум обсуждает ситуацию в параллели в целом и выраба­тывает определенные рекомендации для классных руководи­телей и администрации школы. В функции завуча на этапе подготовки может входить также и подготовка необходимой документации - бланков протоколов консилиума.

Проходят заседания консилиума в определенный фиксиро­ванный день, один-два раза в неделю. Ведущим консилиума

11. Зак. 5574


М. Битянова


является завуч или психолог. Ведущий устанавливает порядок обсуждения, следит за соблюдением регламента обсуждения. Последний момент является чрезвычайно важным. Обсужде­ние информации, касающейся школьников, их обучения и по­ведения, часто вызывает бурные чувства участников, переход с деловых проблем в область чисто эмоционального отреагиро-вания. В результате - обсуждение стратегии сопровождения одного особо «проблемного» ученика может поглотить боль­шую часть заседания.

Полноправными участниками консилиума могут быть так­же социальный работник и социальный педагог. Более того, если такие специалисты в школе имеются и администрация сумела найти для них в школьной системе действительно про­фессиональную нишу, их участие в сопровождении может быть неоценимым. Социальный педагог может взять на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом, а также помочь классным руководителям в реализации их на­правлений решения консилиума. Социальный работ­ник может профессионально осуществить те решения конси­лиума, которые касаются непосредственной работы с семьей. В силу того, что должностные обязанности и профессиональ­ные возможности специалистов такого рода нам не очень по­нятны, мы не может подробнее останавливаться на их участии в сопровождении. Если школа окажется способной определить их функционал, она найдет им и достойное применение в пси­холого-педагогической работе.

Как уже отмечалось выше, работа психолого-педагогичес­кого консилиума по результатам обследования определенной параллели начинается с обсуждения наиболее трудных случа­ев. Разберем порядок работы консилиума в рам­ках обсуждения одного случая. Прежде всего осу­ществляется информационный обмен между его участниками. Порядок изложения информации, видимо, не имеет принци­пиального значения. Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика - начинают они. В случае, если все учас­тники относят данного ребенка или подростка к числу наибо­лее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, обучения и состояния ребенка в школе. Обмен информацией между участниками и


взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состо­яния школьника. По сути дела, речь на данном этапе работы идет о ^сборке целостного портрета» школьника (А. Л. Вен- "( ге р). Участники консилиума получают возможность увидеть своего ученика во всем разнообразии его школьного поведе­ния, а также понять причины его проблем, уже не будучи ограниченными своими профессиональными школьными зада­чами. Такое обогащение каждого участника позволяет, во-пер­вых, построить действительно системное, «объемное» сопро­вождение школьника, во-вторых, обеспечить всю необходимую помощь и поддержку, в третьих, обладает большим психоло­гическим развивающим эффектом. В дальнейшем, строя свои взаимоотношения с ребенком, консультируя по вопросам со­провождения педагогов-предметников, родителей или адми­нистрацию, они будут иначе смотреть на те или иные проявле­ния и реакции, транслировать в процессе общения другое от­ношение, иное мировосприятие.

Вторая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсужде­ния конкретного случая,- разработка стратегии сопровож­дения данного ученика. Прежде всего, участники оговарива­ют содержание сопровождающей работы: какого рода помощь требуется школьнику, каким конкретным содержанием жела­тельно наполнить развивающую работу с ним, какие его осо­бенности должны быть обязательно учтены в процессе обуче­ния и общения. Следующим шагом будет обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить сила­ми педагогического коллектива данной параллели, а что мож­но сделать только с помощью семьи или специалистов различ­ного профиля вне школы. В соответствии с этим они определя­ют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметника­ми, а также социально-диспетчерскую деятельность.

Таким образом, деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последо­вательных вопросов: / Каков психологический, педагогический и медицинс-

кий статус школьника на момент обследования?


Предусматривается ли и какая по содержанию кон- ! сультативная работа участников консилиума с педа- t гогическим коллективом или отдельными учителями, i родителями школьника и школьной администрацией? -г 5Г Предполагается ли и какая социально-диспетчерская

деятельность? - *

Ответы на все поставленные выше вопросы предполага-0 ют установление сроков выполнения той или иной работы, конкретното""ОТвётственного и форм контроля.

Возможно, кому-то из читателей покажется неумест­ным или. навязчивым употребление автором таких слов, как «регламент», «ответственный», «контроль» и т. д. Навер­ное, в данном контексте они могут показаться чрезмерно формальными. Однако можем уверить вас в том, что необ­ходимость введения в практику школьной психологической деятельности жестких правил и административных тре­бований продиктовано жизнью и реальной работой в шко­ле. Позволим себе высказаться достаточно резко: в орга­низационном плане школьная система представляет собой весьма хаотическое образование. Более того, эта внутрен­няя объективная неупорядоченность стала настолько при­вычной, что превратилась в сознании находящихся внутри нее людей в определенную иллюзию организации. Годами вырабатываются стили взаимоотношений, способы разре­шения конфликтов, контроля за соблюдением определен­ных требований. В основе почти всех этих способов управ­ления - эмоциональные межличностные отношения педаго­гов между собой и с администрацией. То, что сложившаяся практика руководства школьной системой требует серь­езных изменений, - это несомненно. Но именно в силу «заш­каливающей» эмоциональности отношения в ней не могут


быть на наш взгляд, перестроены одномоментно по жела-пию какого-либо руководителя-новатора. Переход с эмоцио­нального на деловой стиль руководства требует времени, и в этом плане предлагаемая модель планирования и регулиро­вания сопровождающей деятельности может сыграть важ-

нию позитивную роль.

Работа консилиума с индивидуальным случаем заканчива­ется заполнением итогового документа - заключения конси­лиума в котором находят свое краткое описание ответы на основные из выше приведенных вопросов. Приведем возмож­ную форму такого заключения.

Ф. И. О. ученика, возраст и класс:

Участники консилиума:

Актуальное состояние:

(описание)

(описание)


Дата заполнения: Подписи участников:

Воспользуемся конкретным случаем, который мы уже при­водили в пример в этом разделе, и покажем работу с ним в рамках консилиума.

Еще раз перечислим данные, предоставляемые психологом:

Ф. И. О. ученика: Николай К., 1 класс «А»

Дата обследования: февраль 1996

Феномен развития на момент проведения обследования:

У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учеб­ной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учеб­ная мотивация достаточно высокая. Отношения с однокласс­никами доброжелательные, с учителями в общение практи­чески не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тре­вожность высокая, самооценка неустойчивая.

Наличие отклонений или нарушений в развитии:

Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психи­ческой активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задерж­ка»). Причины - парциальные нарушения интеллектуально­го развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).

Особенности психического развития, выявленные в об-


следовании:

Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя.

Возможные формы сопровождения:

Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по во­просам интеллектуального развития ребенка.

Учитель по результатам собственного наблюдения и бес­едам с учителями-предметниками предоставил следующую информацию:

Качественные характеристики учебной деятельности:

При выполнении домашних заданий и в процессе классной работы возникают трудности с пониманием учебного матери­ала: по математике- при записи условий и формулировке вопросов задачи, по русскому языку - при применении пра­вил, нахождении ошибок в собственных текстах. Домашние задания выполняются с большим количеством мелких оши­бок.

Письменные работы выполняет лучше, чем устные: за­трудняется с формулировкой своих мыслей. Творческие зада­ния выполняет хуже рутинных, при выполнении простых за­даний может быть очень старательным и трудоспособным.

Наибольшие трудности возникают при выполнении зада­ний, требующих логики, развитой речи и творчества.

Предполагаемые причины описанных трудностей и особен­ностей: с мальчиком не занимаются дома, единственная фор­ма помощи- наказание за плохие оценки.

Количественные показатели учебной деятельности:

Успеваемость по основным предметам: математика - 3, русский язык - 3, чтение - 3, труд - 5, рисование - 4.

Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

Активность на уроке практически не проявляет, с заинте­ресованностью относится к развивающим игровым упражне­нием, даже если с ними не справляется, старательно выполня­ет техническую работу на уроках.

Дисциплину на уроке нарушает редко.

Очень робок в отношениях с учителями: практически не


М. Битянова

обращается с вопросами, говорит шепотом, отводит глаза. Ча­сто не отвечает на вопросы. Отношения с ребятами хорошие: на переменах играет вместе со всеми, но никогда не лидирует, подчиняется решениям других.

Показатели эмоционального состояния в учебных си­туациях:

На уроке часто рассеян, смотрит в сторону, но может быс­тро включится в работу после замечания. К концу урока час­то явно устает, перестает работать.

В ответ на замечания чаще всего молчит, сжимается, иног­да появляются слезы или сжимаются кулачки.

Медицинская информация о мальчике:

Физическое состояние ребенка на момент проведения кон­силиума:

Развитие соответствует возрастной норме, по физкультуре занимается в основной группе, физические нагрузки перено­сит хорошо

Факторы риска нарушения развития:

Родовая травма, энцефалопатия в младенческом возрасте, хронический фарингит.

Характеристика заболеваемости за последний год.

Практически не болел.

По результатам обсуждения в протокол занесены следую­щие сведения и решения:

Психолого-медико-педагогический статус на момент об­следования:

Актуальное состояние: Плохо усваивает учебный материал, рассеян, невнимателен, особую трудность вызывают задания, требующие логического осмысления, творческого во­ображения. У мальчика плохо развита устная и письменная речь, эмоциональное состояние неустойчивое, тревожное. Си­туации публичного ответа вызывают тревогу.

В общение с педагогами старается не вступать, навыки общения со взрослыми развиты плохо. Воспитан, аккуратен.

Наличие отклонений и особенностей раз­вития: существуют определенные нарушения в познаватель­ной сфере (низкая произвольность, несформированность внут­реннего плана учебных действий, сформированность логичес-ких операций в рамках требований программы первого класса), которые могут быть скомпенсированы при организации специ-


__ . . . Содержание деятельности школьного психолога -

а л ь н ой_Р а б° ты - Мальчик «педагогически запущен» из-за от­ сутствия должного внимания к его развитию в семье.

обучение навыкам общения со взрослыми.

Включение в коррекционную группу первоклассников с трудностями в поведении.

Индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной сферы

Оказание методической помо­щи педагогу в организации педагогической работы

12. Зак. 5574

М. Битянова



психолога

Участник консилиума

Школьный психолог

Педагог Завуч


Информирование педагогов о особенностях и проблемах ребенка на групповой консуль­тации, помощь в разработке стратегий педагогической по­мощи и сопровождения Проведение индивидуальной консультации с семьей (первая встреча может быть проведе­на совместно с педагогом)

Проведение индивидуальной консультации с семьей

Оказание методической помо­щи педагогам-предметникам в организации работы с ребен­ком


Сроки проведения


Актуальное состояние: «Психологически благополучное»

Наличие отклонений и особенностей развития: очень мед­лителен при выполнении практически любой работы, однако выполняет ее качественно; новый учебный материал усваивает медленнее, чем большинство одноклассников, однако приобре­таемые им знания прочные и систематизированные. Попытки поторопить его в работе не приводят к убыстрению темпа, но могут вызвать протест

В добавление к таким «укороченным» вариантам прото­кола может быть заполнен отдельный лист, в котором фик­сируются содержание и направления психолого-медико-пе-дагогической работы с детьми, не имеющими выраженных проблем обучения, воспитания и психического самочув­ствия.

Например, по параллели 10 классов:

Столь подробно в рамках консилиума рассмотреть стра­тегию сопровождения всех детей возможно лишь в малоком­плектной школе. К сожалению, подробное обсуждение мо­жет быть проведено лишь для детей, испытывающих выра­женные проблемы обучения и развития. Время, отводимое на обсуждение концепции сопровождения «психологически благополучных» школьников, незначительно. Очень часто работу с ними планируют не индивидуально, а для группы в целом, а в протоколах фиксируют лишь те особенности, на которые следует обратить внимание педагогам. Об этих осо­бенностях педагогам сообщают во время групповой консуль­тации. В этом случае персонально на ребенка заполняется лишь первая часть заключения, касающаяся его школьного портрета.

Например: Алексей К., 1983 г. р., 8 «А»:

Психолого-медико-педагогический статус на момент об­следования:


Школьный Организация и проведение

психолог развивающей тренинговой ра-

боты (группа набирается по желанию).

Организация психологических классных часов (2 часа на класс) по методу обучающей психодиагностики Проведение индивидуальных профориентационных кон­сультаций по итогам диагнос­тики

Следующим этапом работы является анализ данных по парал­лели в целом и выработка соответствующих рекомендаций. Что может дать такой анализ? Прежде всего, важную информа-

шшиннинм

М. Битянова

цию о различных тенденциях в состоянии психолого-медико-педагогического статуса школьников, определенной паралле­ли. В свою очередь, зная общий уровень, типичные трудности, преобладающие особенности школьников можно вносить со­держательные, осмысленные изменения в учебный и воспита­тельный процесс, планировать психологическую и педагогичес­кую работу с параллелью, организовывать просветительскую и консультативную работу с педагогами и родителями. Кроме того, могут быть выявлены определенные проблемы конкрет­ных педагогов. Скажем, заполняя психолого-педагогические карты, педагог большинству детей выставил оценки, которые значительно расходятся с оценками других педагогов: выше или ниже, в данном случае не существенно. Может оказаться также, что именно у этого педагога существуют выраженные конфликты с учениками или сложности в преподавании. Пси­холог и завуч, располагая такими данными, могут организо­вать встречи с педагогом консультативного или методического характера.

Данные по параллели в целом составляют также основу той информации, которая передается завучем или психоло­гом школьной администрации. Результаты анализа таких обобщенных данных желательно зафиксировать в виде пись­менного соглашения с описанием ситуации и выделением основных направлений деятельности (аналогично вышеопи­санным).

Итак, консилиум завершается распределением обязаннос­тей между участниками консилиума по ведению сопровожда­ющей и консультативной работы, с указанием примерных сро­ков выполнения. При хорошей организации, навыках быстро­го и содержательного обсуждения консилиум по одной параллели может быть проведен в 3-4 встречи. Однако гра­мотное проведение психолого-педагогического консилиума часто наступает после длительного периода привыкания его учас­тников друг к другу, поиска удобного стиля взаимодействия, приемлемых способов оформления документов. Очень помога­ет на этом этапе специальное обучение, в процессе которого участники будущих консилиумов отрабатывают элементы вза­имодействия на смоделированных ситуациях. Наилучший ва­риант - проведение большой деловой педагогической игры, в которую был бы включен весь педагогический коллектив шко-


л ы и школьная администрация. Часть из них возьмет на себя роли родителей, школьников, часть останется в роли учителей. В ходе игры можно смоделировать процесс сбора информации на консилиум, ее обсуждение и реализацию ре­шений. Подобная работа всегда оказывается очень полез­ной не только для основных участников консилиума, кото­рые учатся конкретным навыкам работы. Она позволяет всем педагогам увидеть сопровождение как целостный длитель­ный процесс, прочувствовать свою роль и место в этом про­цессе, прожить позиции родителей и детей. Обучение может провести психолог. Хорошо также, когда такого рода учеба проводится централизованно, для педагогических коллекти­вов нескольких школ.Мы имеем опыт организации и проведения такого цен­трализованного обучения. На специально организованную учебу, в рамках государственной программы «Дети Черно­быля» были приглашены основные участники консилиума (завучи, психологи и медики) из школ чернобыльской зоны Российской федерации. Одним из этапов работы стала боль­шая организационная игра. Между всеми слушателями были распределены роли основных участников внутришкольного взаимодействия: администрации, педагогов, школьников и их родителей. Затем в игровой форме отрабатывались ос­новные этапы работы со школьниками определенной парал­лели - сбор информации, ее оформление, проведение конси­лиума, заполнение документов, проведение основных консуль­тативных мероприятий (с родителями, педагогами, администрацией). В ходе игры участники не только изуча­ли и проживали определенную ролевую позицию, но и знако­мились с основными процедурами работы психолога, медика и педагога, находили формулировки и объяснения, понятные всем группам, осваивали навыки свободного обсуждения и др. Игра дала значительный эффект. Если до ее проведения каждый смотрел на школьную ситуацию и задачи консилиу­ма со своей ограниченной профессиональной позиции (а педа­гоги вообще чувствовали себя обиженными тем, что не при­нимают участие в консилиуме), то после игры представле­ния игроков о целях, задачах и формах работы консилиума значительно расширились, отношение друг к другу стало значительно мягче, язык общения доступнее.


М. Битянова

В работе консилиума часто именно психологу приходится взять на себя управление дискуссией на первых порах су­ществования этой формы работы в школе. Затем эта функция может быть передана завучу. Очевидно, что если участники консилиума не могут провести обсуждение в три-четыре за­планированных встречи, их число нужно увеличивать. Однако стремится надо к тому, чтобы по возможности обходится мень­шим числом заседаний при высокой интенсивности обсужде­ний. Иначе консилиум перестанет быть удобной, оперативной формой организации целостного сопровождения детей в про­цессе предметного обучения, превратится в длительный бес­смысленный ритуал, каких немало в школьной системе.

Организационные трудности, возникающие в работе конси­лиума на первых порах его существования, не единственные. Существует и проблема единого языка обсуждения, и сложности с установлением эффективного обмена мнениями, принятием груп­пового решения, распределением властных полномочий в мини-группе среди ее участников. Все они могут быть решены каж­дой «командой» индивидуально, здесь трудно дать какие-либо общие рекомендации. Важно только, чтобы все участники осоз­навали значимость проводимой работы, понимали необходимость решения всех возникающих сложностей для создания благопри­ятных условий обучения и развития учеников школы.

Loading...Loading...