Веймарская республика в германии. Веймарская республика в германии Веймарская конституция 1919 г ее основные черты

Веймарская конституция - первая действовавшая в Германии демократическая конституция. Была принята Национальным собранием в 1919 году в Веймаре . Веймарская конституция учредила в Германии республику, действующую на принципах парламентской демократии и федерализма.

Структура Веймарской конституции

В соответствии с традициями конституционного права Германии Веймарская конституция состояла из трёх частей. В первую очередь она разграничивала во внешних отношениях полномочия империи и входящих в её состав земель. Далее конституция устанавливала органы имперской государственной власти и их полномочия по отношению друг к другу. Третья часть конституционных норм регулировала отношения между государством и гражданами. Веймарская конституция устанавливала во второй части обширный перечень основных конституционных прав и свобод.

    Преамбула

    Первая часть: Структура и задачи империи (разделы: империя и земли, рейхстаг, рейхпрезидент и имперское правительство, рейхсрат, законодательство империи, управление империи, правосудие)

    Вторая часть: Основные права и обязанности немцев (разделы: личность, общество, религия и религиозные общества, образование и школа, экономика)

    Переходные и заключительные положения

Отход от традиционной структуры европейских конституций, в которых на первом месте был перечень прав и свобод, не был случайным. Г. Прейс и его коллеги по Конституционному комитету считали, что "сначала должно быть государство, которое могло бы защитить основные права".

Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле. Это - принцип "народного единства" и "народного суверенитета" ("суверенитета единого германского народа", который, как записано в преамбуле, "дал себе эту Конституцию"), а также принципы "свободы" и "социальной справедливости".

Основные положения Конституции:

– Германия была провозглашена буржуазной парламентской республикой во главе с президентом;

– Германия становилась федерацией , состоящей из 18 земель, каждая из которых имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, а также свой законодательный орган – ландтаг;

– наиболее важные вопросы – армия и флот, внешние сношения, таможня, вопросы гражданства – находились в ведении империи ;

президент избирался всеобщим голосованием на 7 лет, являлся главой государства и представлял империю в международных отношениях, заключал международные договора с согласия рейхстага, являлся главнокомандующим, имел право досрочного роспуска имперского парламента, обладал правом введения чрезвычайного положения, назначал правительство и всех имперских министров;

рейхсрат являлся верхней палатой парламента, земли посылали в рейхсрат представителей соответственно с количеством населения (один депутат на 700 тысяч жителей), который обладал правом опротестования законов, принятых рейхстагом, также пользовался правом законодательной инициативы, все правительственные законопроекты требовали согласия рейхсрата;

рейхстаг состоял из депутатов, избираемых сроком на 4 года на основе всеобщего избирательного права, прямым и тайным голосованием. Была введена пропорциональная избирательная система, вся страна была поделена на 35 округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком избирателей. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список;

Верховный государственный суд , назначаемый имперскими властями, в компетенцию которого входило разрешение споров между центральным имперским правительством и субъектами федерации (землями);

– церковь была отделена от государства, а школа от церкви;

– было провозглашено всеобщее избирательное право , свобода печати, слова, но действие данных свобод могло быть приостановлено в условиях введения президентом чрезвычайного положения;

– был узаконен 8-ми часовой рабочий день, право заключения коллективных трудовых договоров;

– законодательно признано женское избирательное право .

    Установление народно-демократической власти в странах Азии (МНР, КНР, КНДР, ДВР).

Мнр была провозглашена в 1921. В развитии Монгольской народной республики выделяют два основных этапа: этап демократических преобразований (1921-1940) и этап социалистических преобразований (1940-1990).В 1924 на III съезде МНРП путь некапиталистического развития страны. На IV съезде МНРП (1925) была принята Программа партии, в которой была поставлена задача ликвидации класса феодалов, завоевания экономической независимости страны, преодоления культурной отсталости. МНРП как руководящая политическая сила в стране.

Антифеодальные мероприятия осуществлялись как в политической сфере (лишение феодалов политической власти в государстве и в регионах, чистка рядов МНРП), так и в ликвидации экономического базиса феодализма(национализация земли,потом – скота) в первой Конституции МНР 1924 года законодательно были уничтожены феодальные земельные владения. Конституция МНР 1924 г. законодательно закрепила принадлежность всей власти в государстве трудящемуся народу. земля, ее недра, леса, воды и их богатства объявлялись исключительной собственностью государства; провозглашались необходимость введения государственной монополии внешней торговли, равноправие трудящихся, а также право организации народными массами союзов, кооперативов и т.п, отделение церкви от государства. парламент страны Великий народный хурал – ВНХ. Глава государства – президент, избираемый на альтернативной основе путем всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 4 года. Законодательную власть осуществляет парламент – Великий государственный хурал.

восстания ихэтуаней (1898-1900 гг.) неравноправного договора с западными державами, которым было положено начало фактическому колониальному разделу страны. Сто дней реформ. В ходе административных преобразований создана современная система министерств (иностранных дел, просвещения, земледелия, торговли и промышленности, почт и путей сообщений), реформировано судопроизводство. В 1906-1908 гг. правительство обнародовало положения об организации законосовещательной Конституционной палаты 27 августа 1908 г. был издан указ об основах конституции которой предусматривалось сохранение абсолютной монархии, но с учреждением совещательного парламента. В 1911 г. были упразднены Госсовет и Государственная канцелярия, вместо них император назначал Совет Министров. 1 января 1912 г. состоялось официальное провозглашение Китайской республики, а 12 февраля 1912 г. династия Цинь отреклась от власти. По китайскому календарю события пришлись на начало года «сииьхай», поэтому получили название Синьхайской революции. Конституция 1923 г. (141 ст.) в большой степени повторила систему организации власти, установленную Конституцией 1912 г. и другими конституционными законами первых лет республики. Главное новшество заключалось в том, что, уступая реалиям полувоенной обстановки и почти гражданской войны, Конституция узаконила развитую автономию провинций – по сути, Китай превращался в федерацию, несмотря на внешне провозглашавшийся унитаризм. законодательными полномочиями наделялось национальное собрание. Верхняя палата – Сенат, Нижняя – Палата представителей. Главой государства и правительственных институтов был президент. В апреле 1924 г. Сунь Ятсен- идея "пяти властей"+ экзаменационную и контрольную власти В 1931 г- Гоминьдан- Временная конст периода политической опеки..

Первая республика Южной Кореи - первое независимое южнокорейское правительство, управлявшее страной в период с 1948 по 1960. Его предшественником было американское военное правительство в Корее, работавшее в стране с 1945 по 1948. Первая республика была сформирована 15 августа 1948 года, с Ли Сын Маном в качестве первого президентаПервая конституция страны была принята Национальной Ассамблеей 17 июля. По конституции Южная Корея была республикой с сильной президентской властью. Гражданам разрешалась частная предпринимательская деятельность, ограниченная сферой мелкой и средней промышленности и торговли.Конституция провозгласила равноправие граждан КНДР независимо от пола, национальности, вероисповедания, профессии, имущественного положения, образовательного. гарантировались свободы слова, печати, объединений, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, свобода вероисповедания и отправления религиозных культов, а также право на создание демократических политических партий, профессиональных союзов и других общественных организаций. был образован Национальный союз Вьетнама- Лъен-Въет, власть народа, демократические права и свободы граждан (действовала до 1960). Высшим органом ДРВ стал однопалатный Народный Парламент, переименованный затем в Национальное Собрание. Оно избиралось на три года всеобщим свободным голосованием.право избрания Президента Республики, своего Постоянного Комитета, утверждения кандидатуры Премьер-Министра и министров, членов Верховного Суда ДРВ. 1946г. – начало войны Франции против ДРВ.

1954г. – разгром французских войск в районе Дьенбьенфу. Женевские соглашения между ДРВ и Францией о прекращении войны. По 17-й параллели была проведена демаркационная линия, разделившая Вьетнам на две части.

    Декларация прав человека и гражданина 1789 и 1793гг.

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права и ряд демократических и гуманистических принципов.

Провозглашение свободы и равенства естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1 ) бы­ло направлено против деспотизма и сословного строя. В ст. 2 декларации провозглашаются естественные и неотчу­ждаемые права человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Свобода определяется в декларации как возможность делать все, что не приносит вреда другому. Границы для взаимного пользования ею могут быть определены только законом (ст. 4 ). Свободное выражение мыслей и свобода совести провозглашены в ст. 10 и ст. 11 .

В декларации провозглашается принцип законности , направленный против произвола, царившего при абсолютизме. Зако­ном воспрещены действия, вредные для общества.

Существенное значение имеют ст.ст. 5 и 8 , содержащие принцип, согласно кото­рому преступным считается лишь действие, квалифицированное как таковое в законе, а наказания должны назначаться в стро­гом соответствии с законом. Кроме того, здесь указывается, что закон не имеет обратной силы.

В статьях 7 и 9 были провозглашены следующие основополагающие принципы:

    неприкосновенность личности и недопусти­мость привлечения к ответственности;

    задержания и заключения иначе как в случаях, предусмотренных законом;

    презумпция невиновности подсудимого в уголовном процессе.

В декларации сформулированы новые демократические принципы государственного строя, которые по существу отри­цали законность абсолютной монархии. Так, ст. 3 гласила, что источник суверенитета - нация . Статья 15 уста­навливала, что должностные лица обязаны отчитываться в своей деятельности перед обществом. В ст. 16 выражена идея Монтескье о необходимости разделения вла­стей .

В то же время классовый характер этой декларации ясно обнаруживается в том, что частная собственность объявляется одним из естественных и неотъемлемых прав человека, правом священным и неприкосновенным. (ст. 17 ).

Декларация умалчивает о сво­боде собраний и свободе союзов. Это было вызвано страхом буржуазии перед революционно настроенными массами. Эти настроения и идеи были впоследствии ярко выражены в законе Ле-Шапелье от 14 июня 1791 г ., воспретившем всякие союзы (как рабочих, так и предпри­нимателей), но по существу направленном только против рабочих.

Наконец, декларация ничего не говорит об отмене феодальных повинностей крестьянства, т. е. обходит молчанием один из коренных вопросов революции.

Декларация прав человека и гражданина 1793 года. Новая декларация прежде всего провозглашает, что целью общества является общее счастье , а правительство установлено для того, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и не­отъемлемыми правами. Декларация дает определение собствен­ности как права каждого гражданина пользоваться и распола­гать по усмотрению своим имуществом, доходами, плодами тру­да и промысла (ст. 16 ). Декларация допускает свободу собраний и более определенно говорит о свободе совести (ст. 7 ), но умал­чивает о свободе союзов.

Очень важным является провозглашение права граждан заниматься любым трудом, промыслом и торговлей. Новым было в декларации право коллективных петиции , «которое не может быть отменено, приостановлено или ограничено». Декларация признает за народом и даже отдельной частью общества право сопротивления угнетению, называя священным право и даже обязанность народа и каждой его части на восстание, когда правительство нарушает права народа (ст.ст. 33, 34, 35 ).

Декларация прямо говорит об обязанностях общества да­вать пропитание неимущим, приискивая им работу и обеспечивая средства существования нетрудоспособным; содействовать на­родному просвещению и сделать образование достоянием всех граждан.

Декларация дает более подробное определение суверени­тета, указывая на его свойства: суверенитет един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем (ст. 25 ). Посягательство на присвоение принадлежащего народу суверенитета карается смертью. Народу принадлежит право пересмотра, преобразова­ния и изменения своей конституции. Го­сударственные должности по существу временные и рассматри­ваются не как отличия, не как награда, а лишь как обязанности; преступления представителей народа и его агентов не должны оставаться безнаказанными.

59. Основные изменения в уголовном права и процессе буржуазных государств в XX в .

Социальные противоречия в капиталистическом обществе привели к резкому росту преступности в буржуазных странах. Значительный рост преступности проявился:

* в увеличении общеуголовной преступности;

* широком распространении организованной преступности (гангстеризм, рэкет);

* в наркобизнесе;

* в преступности "белых воротничков";

* росте детской и подростковой преступности.

Буржуазные страны больше внимания стали уделять выработке новой Всеобъемлющей уголовной политики. Она формируется в плане:

* осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели;

* в меньшей степени усиления мер уголовно-правового принуждения.

С целью "реадаптации"(перевоспитания) преступников создаются:

* реформатории (исправительные тюрьмы);

* специальные детские исправительные учреждения;

* запрещаются некоторые жестокие наказания, в ряде стран (Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь;

* механизм подавления социально-обездоленных участников различных

движений социального протеста и организаторов несанкционированных забастовок и т.д.

Меняется техника составления уголовных законов, совершенствуется их структура.

В Англии Закон об уголовном праве 1967 г. упразднил средневековое деление преступлений на фелонии (особо тяжкие преступления против личности: убийства, изнасилование, имущественное преступление; грабеж, поджог и т.д.) и мисдиминор (мелкие уголовные преступления: подлог и лжесвидетельство и др.).

Реформа уголовного права ФРГ 1975 г. отказалась от трехчленной классификации преступных деяний, сохранив лишь их деление на "преступление" и "проступки".

Происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков.

Появляются:

* новые виды экономических и должностных преступлений;

* уголовные преступления, связанные с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговля наркотиками и т.д.

Расширяется состав субъектов уголовной ответственности: наказанию подлежат не только физические, но и юридические лица (компании, корпорации), наряду с их должностными лицами подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского законодательства и т.д.

Происходит декриминализация - исключение некоторых незначительных преступлений из уголовного производства: (законом 1975 г. во Франции отменена уголовная ответственность за супружескую измену, в ФРГ Законом 1973 г. - за сводничество, порнографию, проституцию и т.д.).

Ряд уголовных кодексов и законов, принятых после 1917 г., в той или иной мере отказывается от постулата: "нет преступления без указания на то в законе", что позволяет полицейским и судебным органам расширять, в случае необходимости, масштабы уголовной репрессии.

Более того, законодательство буржуазных стран предусматривает возможность применения к привычным преступникам, т.е. рецидивистам дополнительного наказания: применение превентивного заключения, продление сроков заключения (Англия закон 1948 г., законы 1967 и 1973 гг., Швейцария закон 1937 г.).

В законодательство вносится понятие опасного или предделиктного состояние лица (бродяги, проститутки, наркоманы), к которым допускаются репрессивные санкции - "меры безопасности", "меры социальной защиты", - в виде продления сроков лишения свободы и т.д. Особо широкое распространение эти институты получили в условиях фашистских диктаторских режимов (например: в Италии - Кодекс полиции безопасности 1926 г., УК - 1932 г.; в Германии - Закон об опасных привычных преступниках 1933г.). В США и Англии в судебной практике использовались доктрины "явной и наличной опасности" и "опасной тенденции".

Тенденция отхода от точного определения преступлений в уголовном законодательстве наиболее опасном виде проявился в сфере т.н. политической преступности. В условиях режимов фашистского, тоталитарного и авторитарного толка закона о политических преступлениях становились инструментом откровенной расправы с оппозиционными политическими партиями и демократическими движения.

В Японии Закон об охране общественного порядка 1925 г. в ст. 1 участие в обществе с целью "изменения установленных конституцией государственного строя или формы правления или частной собственности". Пропаганда таких идей наказывались длительными сроками тюремного заключения. А с 1928 г. закон "об опасных мыслях" ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность.

В Италии Закон 1926 г. "О защите государства" восстановил отменную по УК 1889 г. смертную казнь за государственные преступления (за посягательство на главу правительства, вооруженное выступление против государственных властей). Умысел к совершению таких преступлений карался тюремным заключением от 15 до 20 лет.

УК 1931 г. сохранил эти положения, в ст. 8 дал определение политического преступления "политическим считается всякое преступление нарушающее политический интерес государства или политическое право гражданина".

В Германии законодательство о политических преступлениях носило открыто террористических характер ("Закон о защите народа и государства" от 18.02.1933 г., "Закон от измены и мятежных происков" от 28.02.1933 г. и т.д.). Только за первые 3 года пребывания у власти фашисты арестовали по политическим, расовым и религиозным признакам около 1 млн. человек.

В Англии за 1929-1933 гг. в связи с обострением политической борьбы и волнениями было проведено политических процессов больше, чем за предыдущие 140 лет. Был применен Акт о возбуждении мятежа 1797 г., а в 1934 г. был принят новый Закон о мятеже. В основном репрессии обрушились на коммунистов, пацифистов, революционных агитаторов. В связи с событиями в Северной Ирландии было применено чрезвычайное законодательство, в рамках которого в 1974-1978 гг. были приняты специальные акты об ограничении терроризма, которые применялись против забастовщиков, демонстрантов, инициаторов расовых столкновений.

В США в 20-е годы проводилась кампания "травли красных". В 194г. был принят Закон Смита (Закон о регистрации иностранцев). После окончания II Мировой войны в обстановке "холодной войны" и антикоммунистической истерии свыше 100 руководителей КП США были брошены в тюрьмы не за какие-либо действия, а за политические взгляды. В 1950 г. был принят Закон о внутренней безопасности (Закон Маккарена-Вуда) и в дополнение к нему в 1954 г. Закон о контроле над коммунистической деятельностью, открыто направленные против компартии и других прогрессивных организаций. Но не конституционность этих законов не встретила поддержки в Верховном Суде США.

В 1968 г. был принят Закон о контроле над преступностью на улицах, которых позволял рассматривать в качестве мятежа некоторые виды групповых выступлений протеста, а также пересечение границ между штатами.

В ФРГ еще в 1951 г. были приняты дополнения к УК, предусматривающие ряд составов преступлений, такие как: "посягательство на конституционный строй", "изменническая деятельность", "угрожающий государству саботаж" и т.д. Они получили известность как "политическое уголовное право".

На основании этого и других Законов в 1956 г. была запрещена деятельность КПГ, а также ряд других организаций.

В 1976 г. в ряде "антитеррористических" законах была принята поправка к УК ФРГ. За распространение материалов и публичные выступления антиконституционного характера предусматривалась уголовная ответственность. Закон применялся даже против участников движения протеста за удаление американских ракет и т.д.

ПАДЕНИЕ КАЙЗЕРОВСКОЙ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В 1918 г

Весной-осенью 1918 г. в результате неудач на фронтах первой мировой войны и под влиянием падения монархии и социалистической революции в России, в Германии сложилась революционная ситуация. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии – Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен – присоединились к ней. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки, и 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер Вильгельм отрекся от престола и бежал в Голландию, где впоследствии умер.

Были объявлены выборы в Учредительное собрание, где буржуазные партии получили около 16 млн голосов, социал-демократические – 13,5 млн.

Необходимо отметить то, что германская социал-демократия в период революции не была единой Значительная часть ее примкнула к так называемой Независимой социал-демократической партии (К. Каутский и Э. Бернштейн). Меньшая часть германского пролетариата объединялась созданным в начале войны «Союзом Спартака», занимавшим непримиримую антивоенную позицию и ориентировавшимся на революционные социалистические преобразования проводившиеся в то время в Советской России.

И если в конце 1918 г. правые и независимые социал-демократы пошли на завершение германской революции и сохранение власти за буржуазией, то «Союз Спартака» выступил за установление диктатуры пролетариата и создание в Германии коммунистическои партии. Под руководством вновь созданной Коммунистической партии Германии в Берлине в январе 1919 г. начались антиправительственные выступления рабочих, которые с помощью армии были жестоко подавлены, а лидеры немецких коммунистов Карл Либкнехт и Роза Люксембург расстреляны. Кровавая расправа над берлинским пролетариатом облегчила правительству созыв Учредительного собрания, призванного принять новую Конституцию Германии, которое проходило в маленьком провинциальном городе Веймаре. Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, а правительство возглавил правый социал-демократ Ф. Шейдеман.

Согласно Веймарской конституции 1919 г., Германия становилась буржуазной парламентской республикой во главе с президентом. Германия провозглашалась федерацией, состоящей из 18 земель, каждая из которых имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, и свой законодательный орган – ландтаг. Все наиболее важные вопросы находились в ведении империи: внешние сношения, армия и флот, вопросы гражданства, денежная система, таможня, почта, телеграф и телефон и т. д.

Верхней палатой парламента был рейхсрат. Земли посылали в рейхсрат представителей соответственно с количеством населения. Рейхсрат обладал правом опротестования законов, принятых рейхстагом. При несогласии палат окончательное решение принимал президент: он мог либо утвердить закон принятый рейхстагом, единолично, либо передать его на общегерманский референдум. Рейхсрат наряду с рейхстагом пользовался правом законодательной инициативы, все правительственные законопроекты требовали согласия рейхсрата.


Депутаты рейхстага избирались на четыре года на основе всеобщего избирательного права, прямым и тайным голосованием. Веймарская Конституция вводила в Германии пропорциональную избирательную систему. Вся страна была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список.

Для разрешения споров между центральным имперским правительством и субъектами федерации (землями) создавалсяВерховный государственный суд, назначаемый имперскими властями.

Президент избирался всеобщим голосованием на семь лет на тех же принципах, что и депутаты рейхстага. Президент являлся главой государства и представлял империю в международных отношениях. Он заключал международные договоры (с согласия рейхстага), являлся верховным главнокомандующим, имел право досрочного роспуска имперского парламента, обладал правом введения чрезвычайного положения.

Назначение правительства – как его главы (имперского канцлера), так и всех имперских министров – также находилось в компетенции президента. Вместе с тем правительство оставалось ответственным перед рейхстагом.

Веймарская Конституция Германии отделила церковь от государства и школу от церкви. Она провозглашала всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, ассоциаций и т. д. Однако действие этих свобод могло быть приостановлено (например, в условиях введенного президентом чрезвычайного положения). К числу достижений Веймарской конституции в социально-экономической сфере должны быть отнесены узаконение 8-часового рабочего дня права на заключение коллективных трудовых договоров, введение пособий по безработице и законодательное признание женского избирательного права. «Новым словом» явилось разрешение создания производственных советов на предприятиях и в округах. К их компетенции были отнесены вопросы регламентации труда рабочих, заработной платы и некоторые другие.

65. КРИЗИС ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ УСТАНОВЛЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ДИКТАТУРЫ, ЕЕ МЕХАНИЗМ В 1933–1945 гг

В 1923 г. провалилась первая попытка национал-социалистической рабочей партии Германии (национал-социалистов, нацистов, фашистов) захватить государственную власть («пивной путч» в Мюнхене). Тогда сторонники Адольфа Гитлера решили прийти к власти законным путем, что им удалось 30 января 1933 г., когда президент Гинденбург назначил их лидера рейхс-канцлером, после уверенной победы фашистской партии на выборах в рейхстаг в 1932 г. Использовав провокационный поджог рейхстага, в котором обвинили коммунистов, фашисты ввели в действие ряд чрезвычайных мер, фактически отменив демократические положения Веймарской конституции, хотя формально этот документ действовал вплоть до падения нацистского режима в 1945 г. Земли были поставлены под прямой контроль имперского правительства, представленного в лице имперских наместников. В 1934-35 г. был ликвидирован орган представительства земель на имперском уровне – рейхсрат, а также местное самоуправление.

Уже 24 марта 1933 г. рейхстаг принимает Законы «Об устранении бедственного положения народа и государства», «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств», на основании которых правительство получает законодательные права; устанавливалась цензура и запрещалось всякое инакомыслие. Теперь имперские законы фактически принимала канцелярия национал-социалистической (фашистской) партии Германии. Рейхстаг стал формироваться лично А. Гитлером В декабре 1933 г. был издан Закон «Об обеспечении единства партии и государства»: функции партийных и государственных органов тесно переплетались, ими руководил один человек (рейхсканцлер и рейхсфюрер А. Гитлер).

В 1934 г. умер президент Гинденбург, выборы нового главы государства не проводились (сама должность имперского президента была упразднена) страну возглавил рейхсфюрер и пожизненный рейхсканцлер Гитлер, он же стал верховным главнокомандующим и военным министром.

Важным звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществлявшие идеологическую обработку немецкого народа: было создано Министерство общественного просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом. Партийно-государственный контроль распространился на культуру, литературу, искусство и науку. Особую роль играли специальные партийные «штурмовые отряды» (СА), служба безопасности (СС), специальная служба порядка (СД) : тайная государственная полиция (гестапо). Нацистскими спецслужбами руководил рейхсфюрер СС Гиммлер. Войска СС охраняли концентрационные лагеря, создававшиеся с 1936 г. В 1939 г. Гиммлер возглавил вновь созданное Главное управление имперской безопасности.

Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. Судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан В 1933 г. были созданы особые суды для расправы с антифашистами. С 1934 г. начал работу Народный трибунал по вопросам государственной измены.

Важнейшим нововведением Основного закона стала глубокая реорганизация федеральной формы государственного устройства , в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн жителей, земель (областей).

По структуре Конституция состояла из двух частей: «Строение и задачи империи» и «Основные права и обязанности немцев».

Отход от традиционной структуры европейских конституций, в которых на первом месте был перечень прав и свобод , не был случайным. Г. Прейс и его коллеги по Конституционному комитету считали, что «сначала должно быть государство, которое могло бы защитить основные права».

Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле. Это - принцип «народного единства» и «народного суверенитета» («суверенитета единого германского народа», который «дал себе эту конституцию»), а также принципы «свободы» и «социальной справедливости».

Провозглашением «народного суверенитета» разрушалась династическая традиция государственной власти , так как ее носителями становились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг и президент .

Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства. Бывшие «союзные государства» получили название земель, а верхняя палата имперского парламента была названа не бундесратом (Союзным советом), а рейхсратом (Имперским советом).

Земли имели свои законодательные органы - ландтаги - и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст. 17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Непосредственно имперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст.ст. 36-39).

Права земель были значительно ограничены в области законодательства в финансовой сфере. В ст.ст. 6-12 Конституции предусматривался сложный порядок распределения законодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе - имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст. 15).

Ряд сфер общественной жизни - внешние отношения, гражданство , таможенное, почтовое и телеграфное дело, устройство обороны и другие - регулировались исключительно законодательством империи (ст. 6).

Рейхсрат, подобно бывшему бундесрату, формировался из представителей правительств отдельных земель. Чтобы избежать доминирующего положения Пруссии в рейхсрате, распределение голосов в нем строилось по иному принципу, чем в Конституции 1871 г. Каждая земля должна была иметь один голос плюс к этому дополнительную сумму голосов, из расчета 1 голос на каждые 70 тыс. избирателей, но ни одна из них не могла иметь более 2/5 всех голосов, т.е. обладать абсолютным большинством, которое требовалось для изменения конституции.

Более того, согласно ст. 63 Конституции, половина из 26 прусских голосов (всего рейхсрат состоял из 66 представителей земель) передавалась непосредственно прусским провинциям.

Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но, вотируя бюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть или включать новые статьи расходов .

Рейхсрату принадлежало право отлагательного вето в отношении законов, принятых в рейхстаге (ст. 74), «опрокинуть» которое он мог только с помощью вторичного рассмотрения и нового утверждения законопроекта квалифицированным большинством голосов. Законодательная инициатива принадлежала членам рейхстага и имперскому правительству, но правительственный законопроект нуждался в одобрении рейхсрата.

Рейхсрат, наряду с рейхстагом, обладал правом решения вопроса об изменении или внесении по-правок в Конституцию. Не принятый во внимание протест рейхсрата против постановления рейхстага о по-правках в Конституцию мог служить поводом для референдума , «если рейхсрат в течение двух недель потребует народного голосования» (ст. 76 п. 2).

Особое место в конституционном механизме отводилось президенту республики , решающее значение которого определялось его всенародным избранием, длительным сроком нахождения у власти (7 лет), правом переизбрания на новый срок. Ему как внепартийному «арбитру» и отводилась главная роль в установлении на основе консенсуса политической стабильности в стране. Независимый от парламентского большинства, президент должен был противостоять «парламентскому абсолютизму ». Президент имел право отменить закон, принятый рейхстагом, с помощью референдума (ст. 73).

Правительство назначалось президентом в принципе без учета мнения парламентского большинства, но нуждалось в доверии рейхстага (ст. 54). Каждый член правительства должен был уйти в отставку в случае выражения ему недоверия. Сам президент перед рейхстагом не отвечал, но на правительство по правилу контрасигнатуры переходила ответственность за все приказы и распоряжения президента, в том числе и в отношении вооруженных сил, так как они должны были скрепляться подписью рейхсканцлера или соответствующего министра. По ст. 25 Конституции, у президента было такое эффективное средство воздействия на рейхстаг, как право его роспуска, но не более «одного раза по одному поводу».

Согласно ст. 43, президент по предложению рейхстага мог быть смещен со своего поста народным голосованием. Рейхстаг до окончательного решения референдума должен был вынести постановление 2/3 голосов своих членов об отстранении президента от должности. Отклонение на референдуме постановления рейхстага считалось переизбранием президента и влекло за собой роспуск рейхстага.

Ст. 59 Конституции предусматривалась сложная процедура импичмента, требующая предъявления обвинения президенту, рейхсканцлеру или министру в «преступном нарушении Конституции или имперского закона» не менее чем 100 членами рейхстага. При поддержке этого решения большинством членов рейхстага в 2/3 голосов обвинение должно было рассматриваться Государственным судом Германской империи.

Гражданские права, свободы и обязанности по Конституции 1919 года

«Веймарским школьным компромиссом» определялось содержание гл. 4 этого раздела - «Просвещение и школа», в котором закреплялась обязательность «всеобщего школьного обучения», по общему правилу, в «народной школе». К единой «народной» системе образования относились и высшая школа, при этом «руководящим началом, для приема ребенка в определенную школу должно было служить его призвание, дарование и склонность, а не «имущественное» и общественное положение. его родителей » (ст. 145, п. 1). Для обучения детей малообеспеченных семей в средних и высших школах предусматривалось выделение специальных общественных пособий (ст. 146, п. 3).

Сугубо компромиссный характер носили положения главы 5 - «Хозяйственная жизнь», в котором, главным образом, рассматривались проблемы наемного труда, отношений между предпринимателями и рабочими.

Конституция возлагала на государство обязанность всемерно поддерживать развитие предпринимательства, поддерживая при этом «средний класс» (поощрять его путем законодательства «в сельском хозяйстве, промысловой и торговой деятельности» (ст. 164, п.1), содействовать включению в «общее хозяйственное дело промысловых и кооперативных товариществ», обеспечивать «хозяйственную свободу отдельной личности» (ст. 151, п. 1), свободу договоров в хозяйственном обороте (ст. 152, п. 1), пресекать ростовщичество (ст. 152, п. 2) и пр.

На государство возлагалась особая ответственность в деле «социализации собственности » исходя из принципиально новой ее трактовки: «Собственность обязывает. Владение ею должно быть в то же время служением общему благу» (ст. 153, п. 3).

В ст. 155 Конституции предусматривался особый контроль государства за распределением и пользованием землей с целью предупреждения злоупотреблений и обеспечения «каждого немца здоровым жилищем, а всех германских семей, особенно многодетных, домашним очагом и правом работы».

Государство наделялось при этом правом принудительного отчуждения земли, «для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для сельскохозяйственной обработки» (ст. 155, п. 1).

Вместе с тем «обработка и пользование почвой. землевладельца» закреплялись в Конституции в качестве его «обязанности по отношению к обществу» (ст. 155, п. 3).

В Конституции подчеркивалась обязанность империи оказывать особое покровительство «рабочей силе». Формы этого покровительства выражались в предоставлении рабочим права на свободное объединение в союзы, в целях «сохранения и улучшения условий труда без всяких ограничений» (ст. 159), на коллективный договор (ст. 165, п. 1), на социальное страхование «для сохранения здоровья, работоспособности, охраны материнства», а также в случае «старости, недугов и различных жизненных случайностей. » (ст. 161, п. 1).

В ст. 163 закреплялось право «добывать себе содержание трудом».

Но в условиях экономического кризиса 20-х - начала 30-х гг. XX века социальные права оставались пустыми декларациями.

К началу XIX в. Германия все еще оставалась – хотя номинально – «Священной римской империи германской нации», имевшей в своем составе более 300 государств. Большинство их было малочисленным по населению. Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и Австрия.

Все эти государства были в номинальном подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью. Дворянство находилось в ленной зависимости от князей или от императора; городское население состояло из городских бюргеров, подмастерьев и учеников, зависимых от цеховой системы; крестьяне были по большей части крепостными.

По сравнению с Англией и Францией Германия находилась на крайней ступени экономической и социальной отсталости. Для преодоления этого состояния необходимо было объединение страны.

Первой попыткой образования единой германской империи стал так называемый «Рейнский союз», находившийся под протекторатом Наполеона. Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, отменены феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс Франции.

После поражения Наполеона Венский конгресс, созванный в 1815 г., постановил учредить новый Германский союз. В его состав вошли 34 государства-королевства, княжества, герцогства – 4 вольных города (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любен).

Верховным органом власти германского союза считался Союзный сейм, состоявший из представителей отдельных государств. Органов, которые обеспечивали бы реальное исполнение принятых сеймом решений, не было создано. Таким образом, политическая раздробленность германских государств была сохранена.

Новый этап в борьбе за объединение Германии связан с усилением Пруссии, которая претендует на роль объединительной силы – вместо Австрии. Выдвижении Пруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивающаяся с каждым годом. Внутренние таможенные преграды были уничтожены в Пруссии в 1818 году. Пруссии удалось заключить договоры о единстве таможенной политики с Баварией, Саксонией и некоторыми другими государствами и образовать «Таможенный союз» в который вошли 18 государств из 38.

Толчком для революционного выступления в Германии стала французская революция 1848 г. в столице Пруссии (Берлине), началось вооруженное восстание. Однако революция 1848 г. закончилась ничем. Она не уничтожила феодально-абсолютистский режим; не привела к политической власти буржуазию; не осуществила объединение Германии.

После поражения революции в Пруссии и в других государствах Германского союза наступил период реакции. «Дарованная» королем Конституция 1850 г. была явно антидемократической.


В 60-х годах ХIХ в. Пруссия становится самым сильным государством Германии. Это позволяет ей завершить процесс объединения страны . Ведущую роль при этом сыграл Отто Бисмарк, прусский помещик, назначенный на пост министра-президента Пруссии в октябре 1862 г. Правительство Бисмарка использовало для усиления Пруссии противоречия между Австрией и Россией, Австрией и Францией. Бисмарк считал, что объединение Германии может быть осуществлено только путем насилия «железом и кровью».

По Конституции 1850 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность. Бисмарк систематически усиливал армию, а затем развязал одну за другой войны с Австрией, Данией и Францией.

Победа Пруссии в войне с Австрией в 1868 г. означала вытеснение Австрии из Германского союза. К Пруссии были присоединены северо-германские государства: Гановер, Гессен-кастель, Франфурт-на-Майне, Нассау. Еще раньше до войны с Данией Пруссия подчинила Шлезвиг и Голштейн. Свое господство над этими государствами Пруссия обеспечила в 1866 г. в форме официального договора «Северогерманский союз».

Разгромом Франции во франко-прусской войне 1870-1871 гг. был завершен политический курс Бисмарка на объединение Германии. К Пруссии присоединились южно-германские государства: Бавария, Саксония и др. Прусский король был коронован как император объединенной Германии. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство – Германская империя.

По новой Конституции 1871 г. в состав образованной империи вошли 22 монархии и 3 вольных города. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, которая постепенно сокращалась. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60 % населения.

Главой империи по конституции был прусский король, которому присваивался титул императора. Он был верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначал чиновников и главу правительства (канцлера). Императору также предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии.

Парламент состоял из двух палат (верхняя палата – бундесрат, нижняя – рейхстаг). Члены верхней палаты – Союзного совета (бундесрата) назначались правительствами союзных государств. Конституция установила нормы представительства от каждой из земель. При этом на долю Пруссии пришлось 17 депутатских мест из 58, остальные государства имели в составе от 1 до 6 депутатов. Бундесрату была предоставлена законодательная и значительная доля исполнительной власти. Бундесрат имел свой аппарат из комиссии, специализированных по разным областям общественной и государственной жизни. Ему также было предоставлено важное право издания указов, имеющих силу закона, помимо нижней палаты и даже наперекор ей.

Нижняя палата парламента называлась рейхстагом. Он избирался сначала на 3 года, затем – на 5 лет (с 1887 г.). Рейхстаг принимал участие в законодательном процессе, но его фактическая власть была сравнительно небольшой. Кроме того, досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней, т.е. бундесрата.

Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную признавалось, но системы сдержек и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано – вплоть до Веймарской конституции 1919.

Объединение Германии насильственным путем «железом и кровью» привело к образованию реакционного, монархического государства – Германской империи. Но в то же время объединение страны придало немецкой экономике столь мощный импульс, что Германия за короткий срок стала самой мощной европейской державой.

Поражение Германии в Первой мировой войне привело к обострению внутренних противоречий и создало революционную ситуацию в стране. Революция в Германии победила 9 ноября 1918 г. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию.

В создавшейся обстановке императорское правительство сочло за лучшее передать власть в руки социал-демократической партии, возложив на нее «спасение отечества». В основе программ социал-демократов была идея постепенного, реформистского продвижения к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности.

Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство во главе с Максом Эбертом (с 1916 г. руководитель социал-демократической партии в рейхстаге) начало подготовку к созыву Учредительного собрания. Собрание, которое избрало временным президентом Германии Макса Эберта, было созвано в г. Веймаре, небольшом культурном центре Германии, лишенном промышленных предприятий. Отсюда и название выработанной здесь конституции – Веймарская.

Результатом созыва Учредительного собрания стало подписание Версальского мирного договора, утверждение бюджета и принятие новой Конституции 1919 г. Германии (автором которой стал юрист либерального направления, министр внутренних дел Гуго Прейсу). При голосовании за конституцию было подано 262 голоса, против - 75.

Веймарская конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Однако название «Германская империя» было сохранено.

Высшим законодательным органом являлся рейхстаг (нижняя палата парламента). Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов.

Верхняя называлась рейхсратом (имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые делилась «Единая Германия». Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария - 10, Саксония - 7, Вюртемберг - 4, Баден - 3, Гессен - 2, Гамбург-2, Тюрингия -2, остальные земли по одному. При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики: он либо присоединялся к рейхсрату, либо выносил решение спорного вопроса на референдум.

Всего земель было 18: 15 республик и 3 «вольных города», пользовавшихся автономией. Каждая из земель имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, свой законодательный орган-ландтаг и свое правительство.

Конституция подчеркивало особое значение главы имперского правительства – канцлера, которому поручалось «формирование руководящих принципов политики». Установив существование разного рода выборных органов государственной власти, конституция постановляла, что "чиновники назначаются пожизненно" (ст. 129).

Конституция 1919 г. провозглашала свободу слова, совести, печати, собраний, ассоциаций; на государство возлагалась обязанность религиозного воспитания детей (формально школа была отделена от церкви); узаконила создание рабочих советов на предприятиях и в округах; объявила частную собственность социальной обязанностью, а принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение».

принята в г. Веймаре в результате Ноябрьской революции 1918 г. в Германии. По В.к. Германия становилась парламентской республикой с федеративным государственным устройством и буржуазно-демократическим политическим режимом. В В.к. содержался перечень основных буржуазно-демократических прав и свобод. Высшим законодательным органом провозглашался рейхстаг, избиравшийся сроком на 4 года. Вторая палата парламента – рейхсрат – представляла земли. Президент, избиравшийся на 7 лет населением, мог вводить чрезвычайное положение и приостанавливать действие политических прав и свобод, если считал, что в стране «серьезно нарушены общественная безопасность и порядок или если грозит серьезная опасность такого нарушения»; он имел также право досрочного роспуска рейхстага. Имперское правительство возглавлялось рейхсканцлером, формально было ответственно перед рейхстагом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЕЙМАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1919 Г.

в Германии Конституция, принятая Учредительным собранием в г. Веймаре 11 авг. 1919, одна из самых демократических европейских конституций своего времени. В.к. - первая конституция социального государства, ориентированная на социальный контроль за пользованием собственностью, на защиту коллективных социально-экономических прав л и ц наемного труда и обеспечение достойного человека существования. В этих программных положениях сказывалось значительное влияние представителей социал-демократии во время выработки конституционного текста. В.к. объявила государство Республикой, но сохранила при этом его прежнее название - Германская империя (что подчеркивало правовое преемство с империей 1871, законы которой, за исключением противоречащих новой Конституции, сохраняли силу. Наконец, новая империя (держава) унаследовала от прежней ее федеративный строй: федерация 18 земель (а не «союз династий»). Федерализм (союзность) «рейха» был очень своеобразным и непохожим на другие федерации. Во-первых, конституция определяла круг исключительного ведения империи: внешние сношения, военное дело, монетное, таможенное, почта и телеграф, вопросы гражданства и эмиграции. Каждый гражданин «земли» был одновременно и гражданином империи. К этому же кругу отнесено было установление общих структурных оснований отраслей права - земельного права, школьного дела, права религиозных обществ, союзов чиновников, основ регулирования местных налогов (во избежание двойного обложения и стеснения торгового оборота). Во-вторых, конституция определила область так называемого конкурирующего законодательства - гражданское и уголовное право с подотраслями вплоть до регулирования деятельности кинопрокатной. К этой же сфере были отнесены вопросы регулирования правовых аспектов использования авиации, железных дорог, внутренних водных путей, право экспроприации и обобществления, социальное страхование и рабочее законодательство, печать, союзы и собрания, меры и весы, торговля, банковское дело, полиция иностранцев и т.д. Отдельное направление такого регулирования составило право введения налогов для общефедеральных целей; право контроля (надзора) за исполнением федеральных законов органами «земель»; широкая указная власть правительства империи в сфере имперского и посредствующего (через «земли») управления; право обращения к верховному суду в случае разногласия с «землей» (и, в крайнем случае, право принудительного воздействия на учреждения «земли»). Третьим сектором правомочий было право «земель »: было зафиксировано их право заключать от своего имени публично-правовые договоры с иностранными государствами (при согласии на эти договоры имперской власти); право судиться с имперской властью и друг с другом на равной основе; право на федеральное представительство в Имперском совете (рейхстаге), у которого были значительные полномочия в области контроля за законодательством и указной властью имперского правительства. Почти все «земли» назвали себя старым термином, который может означать и «республику», и «свободное государство». Баден и Гессен, в порядке исключения, именовали сами себя республикой и народным государством, а Тюрингия - объединенным государством. В Преамбуле В.к. была обозначена цель обновления устройства империи - служить делу внутреннего и внешнего мира и способствовать общественному прогрессу. Во главе всей громоздкой системы государственного управления был президент, избираемый на 7 лет с неограниченным правом переизбрания на новый срок (избирателями были мужчины и женщины, достигшие 20 лет). Президент ведал международными делами, производил назначения на высшие должности, имел право отлагательного (суспензивного) вето сроком на месяц, а также правом помилования. Статья 48 наделяла его правом применять все меры, в том числе принудительные, с использованием вооруженных сил, которые необходимы для восстановления порядка (эту статью назвали статьей о «президентской диктатуре»). Президент мог быть смещен со своего поста при обвинении рейхстагом большинством в 2/3 голосов, но если при этом народ был против смещения, рейхстаг подлежал роспуску. Президент назначал премьер-министра (канцлера). Парламент был двухпалатным и состоял из рейхстага и рейхсрата. Рейхстаг (460 депутатов) избирался на 4 года; Конституция допускала возможность совмещения депутатских обязанностей с государственной службой. Во главе судебной власти стоял Верховный суд, все чрезвычайные суды были упразднены и создание их не допускалось. Судьи имперских судов и земель назначались, как и все чиновники империи, пожизненно. В конституции было записано, что судьи независимы и подчиняются только закону. В В.к. имелся раздел (90 статей) «Основные права и обязанности немцев» с подрубриками «Отдельная личность», «Социальное целое», «Религия и религиозные общества», «Просвещение и школа», «Хозяйственная жизнь». В число основных прав отдельного человека помимо традиционных либерально-демократических прав на неприкосновенность личности и жилища, свободы слова и печати и т.д. были включены право родного языка, право эмиграции, право на защиту за границей. Провозглашалось отделение церкви от государства, свобода преподавания - с попыткой организовать широкое и профессиональное образование с начальной трудовой подготовкой и др. Ряд принципиально новых положений были сформулированы в подрубрике об основах социально-хозяйственной жизни, среди них - право на достойное человека существование. В Конституции был сформулирован рад социально- экономических прав и свобод: свобода объединения в целях сохранения и улучшения условий труда и хозяйства... для всех лиц и профессий; «право на свободное время, необходимое для осуществления публичных гражданских прав» с сохранением прав на вознаграждение. Некоторые из этих прав обеспечивались государством. В целом вторая часть Конституции представляла собой компромиссную программу выразителей интересов «среднего класса» и умеренных (реформистских) социалистических течений, в которой примирялись интересы индивида и «социального целого » и фиксировалась, таким образом, разновидность либерально-социалистических конституционных воззрений. Лит.: Дурденевский В.Н. Иностранное конституционное право в избранных образцах (с приложением текстов конституций). Л., 1925. Гл. 5. В.Г. Графский

Loading...Loading...