Волшебный вопрос "Зачем?". Тоска по диктату, законы языка, дмитрий быков, мечты о полицейской свободе и о социальных иерархиях Вопрос о том зачем нужна грамотность обсуждается

Вокруг воды много разговоров: сколько пить, когда пить, что пить и что не пить? Лайфхакер узнал, для чего нам вообще вода и как правильно её потреблять. Ответить на главные вопросы помогла компания Eden Springs, один из мировых лидеров по обеспечению офисов водой и кофе*, производитель и поставщик бутилированной воды Eden в России.

Зачем организму вода?

Для жизни. В среднем во взрослом организме циркулирует примерно 5 литров крови. Плазма крови на 92–95% состоит из воды. Благодаря воде кровь может выполнять свои функции:

  • доставлять к клеткам органов питательные вещества;
  • приносить тканям кислород от лёгких и возвращать в них углекислый газ;
  • выбрасывать отработанные вещества из внутренних органов через почки;
  • обеспечивать гомеостаз (постоянство и равновесие внутренней среды): поддерживать температуру, водно-солевой баланс, работу гормонов и ферментов;
  • защищать организм: в крови циркулируют лейкоциты и белки плазмы, которые отвечают за иммунитет.

Если в организме недостаточно воды, то масса крови уменьшается, повышается её вязкость. Сердцу нелегко перекачивать такую кровь. Происходит преждевременное изнашивание сердечной мышцы, что приводит к патологии вплоть до инфаркта миокарда.

Именно поэтому при активных занятиях спортом и высоких нагрузках организму нужно больше воды.

Правда, что от нехватки воды болит голова?

Правда. Даже от лёгкого обезвоживания мозг работает хуже.

Клетки мозга на 80 с лишним процентов состоят из воды, и его постоянно омывает пятая часть всей крови. Плюс мозг «купается» в спинномозговой жидкости, которая заполняет все пространства в спинномозговом канале и черепной коробке.

С водой поступают к мозгу кислород и глюкоза, которые необходимы для зарождения нервных импульсов, то есть для нервной деятельности. Вода выводит из мозга продукты обмена веществ и токсины.

Поэтому, если жидкости не хватает, наступает дегидратация (обезвоживание) мозга. А вместе с ней:

  • повышенная утомляемость и рассеянность;
  • ухудшение памяти;
  • замедление скорости математических вычислений;
  • негативные эмоции.

Дегидратацию обнаружили у страдающих аутизмом, болезнью Паркинсона и Альцгеймера. Зато у школьников, которые пьют воду в течение учебного дня, повышается успеваемость.

Что случится, если я буду пить мало воды?

Самочувствие ухудшится. Кроме головной боли появятся другие неприятные симптомы обезвоживания со стороны пищеварительной и выделительной систем.

Работа желудка и кишечника невозможна без поступления воды. И объяснений этому несколько. Вода обеспечивает нормальное переваривание пищи и всасывание питательных веществ из кишечника. Если воды в организме мало, появятся неприятные ощущения в животе и запоры.

Почки за сутки фильтруют 150–170 литров крови для того, чтобы в результате получилось 1,5 литра мочи. Значит, для нормального выведения токсинов и отработанных веществ надо выпивать не меньше 1,5 литра воды в день, но желательно больше.

При недостатке жидкости ухудшается фильтрационная способность почек, они сами могут накопить избыток токсичных веществ. На этом фоне могут возникать различные почечные патологии. Одним из главных врачебных назначений при патологии почек является рекомендация обильного питья для их очищения и восстановления функции.

Когда воды нужно больше, чем обычно?

Когда вы хотите завести ребёнка. Основу семенной жидкости составляет вода. Благодаря ей сперматозоид отправляется на поиски яйцеклетки, проплывая сквозь детородные пути женщины, пока не случится зачатие.

Новый организм все девять месяцев тоже проводит в водной среде. Количество околоплодных вод возрастает вместе с увеличением размеров плода, к рождению достигая 1 000 миллилитров. Воды поддерживают плод, защищают его от инфекций, создают условия для роста и развития.

При родах воды обеспечивают нормальное раскрытие шейки матки и способствуют безопасному передвижению ребёнка по родовым путям.

Я всегда мало пью. Это как-то повлияет на меня?

Скорее всего, вы будете хуже выглядеть в пожилом возрасте.

Ещё Авиценна заметил, что старость - это сухость. Для того чтобы кожа выполняла свою защитную функцию, она должна сохранять тургор (эластичность и упругость). Тогда она сможет противостоять жаркому солнцу, иссушающему ветру или низким температурам воздуха.

Здоровая кожа на 25% состоит из воды и при обезвоживании покрывается морщинами. Значит, для сохранения её тургора необходим ежедневный приём воды. Лучше чистой, слабоминерализованной и без газа.

Для поддержания работоспособности кожи к ней должно поступать в день как минимум 2 литра чистой воды.

Какие ещё негативные последствия вызывает нехватка воды?

Вода нужна даже суставам. Если они тугоподвижны, человек лишается свободы: плохо двигается и с трудом справляется с делами. По статистике, заболевания суставов есть у 30% населения.

Суставы покрыты хрящевой тканью. Именно скользкий эластичный хрящ обеспечивает подвижность костных сочленений. Вода составляет 80% хряща. Кроме этого в суставной сумке, окружающей каждое сочленение, находится суставная жидкость для смазки хрящевых поверхностей. При недостатке воды они разрушаются, причиняя человеку сильную боль.

Что делать, если я не хочу пить?

За делами мы иногда не замечаем, что хотим пить, и даже путаем жажду и голод, тянемся за перекусами, когда нужно просто глотнуть воды.

Лучший способ предотвратить обезвоживание и все его неприятные последствия - поставить на стол бутылку или чашку чистой слабоминерализованной воды и каждый раз, когда взгляд упадёт на воду, делать глоток.

Если вы поймёте, что хотите пить, то вовремя устраните жажду. А если нет - глоток чистой воды ещё никому не помешал.

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пространно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и, порой, бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала в либеральные девяностые их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписанным правилом "не знаешь, что ставить, ставь тире". Не зря его так и называют - "знак отчаяния". Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутьё при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей, почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку. Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения. Солдаты освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель - рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами, способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность, утонённую форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка, как высшую форму законов природы.

Дм. Быков.

Вопрос о том_ (за) чем нужна гра_отность_ обсуждается широко и пр_стра_но. Казалось бы_ (сего) дня_ когда даже комп_терная програ_а способна выправить не только орфографию_ но и смысл_ от (средне) статистического ро_иянина (не) требуется знания бе_числе_ых и_ порой_ бе_смысле_ых тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые_ которым (не) повезло дважды. (С) начал__ в л_беральные девяностые_ их ставили где попало_ или игнорировали вовсе_ утверждая_ что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются (не) писан_ым правилом_(не) знаеш__ что ставить_ ставь тире_. (Не) зря его так и называют _ _знак отчаяния_. Потом_ в стабильные нулевые_ люди начали испуга_о перестраховыва_ся_ и ставить запятые там_ где они вообще (не) нужны. Правда_ вся эта пута_ица со знаками (ни) как (не) влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать гра_отно?

Думаю_ это (не) что (в) роде тех (не) обходимых условностей_ которые заменяют нам спец_фическое соба_е чутьё при обнюхивани_. Сколько (нибудь) развитый собеседник_ получив сообщение_ ид_нт_фицирует автора по тысяч_ мелочей_ по_ерка_ конечно_ он (не) видит_ если только послание пришло не в бутылке_ но письмо от филолога_ содержащее орфографические ошибки_ можно стирать_ (не) дочитывая.

Изве_но_ что (в) конце войны немцы_ использовавшие ру_кую рабочую силу_ угрозами вым_гали у славянских рабов спец_льную р_списку_Такой (то) обращался со мной замечательно_ и заслуживает сни_хождения_. (Солдаты) освободители_ заняв один из пригородов Берлина_ прочли_ гордо пред_явле_ое хозяином письмо с десятком грубейших ошибок_ подписа_ое студенткой _осковского университета. Степень искре_ости автора стала им очевидна (с) разу_ и (обыватель) рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас (сего) дня почти нет шансов быстро понять_ кто перед нами_ способы маскировки хитры и многочисле_ы. Можно с_митировать ум_ ко_уникабельность_ даже_ пожалуй_ инт_л_гентность. (Не) возможно с_грать только гра_отность_ утонче_ую форму вежливости_ последний опознавательный знак смире_ых и пам_тливых людей_ чтущих законы языка_ как высшую форму законов природы.

Дм. Быков

Проверить.

Благодарю Ларису за эту замечательную находку.

Работа по тексту «Орфография как закон природы»

  • 1. Вставьте пропущенные знаки препинания. Где необходимо, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки для определения слитного, раздельного или дефисного написания (вставки выделить любым ярким цветом, кроме красного).
  • 2. Выпишите из этого текста примеры, иллюстрирующие следующие правила (нужное правило сформулируйте после каждого примера!):
    • А) Правописание разделительного Ъ и Ь знаков;

Орфография как закон природы

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, - ставь тире». Не зря его так и называют - «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность - утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы. Дм. Быков

2. А) Правописание разделительного Ъ и Ь знаков;

Компьютерная - пишется разделительный Ь знак.

Собачье - пишется разделительный Ь знак.

Предъявленные - пишется разделительный Ъ знак.

Правило: перед приставкой и после букв в корне Е, Ё, Ю, Я, в остальных случаях пишется разделительный Ь знак.

Б) Правописание безударных гласных в корне;

Либеральные - пишется И.

Правило: безударные непроверяемые гласные в корне слова проверяются орфографическим словарем.

Выправить - в корне пишется а, т.к. проверочное слово - править.

Правило: необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный гласный звук был под ударением.

В) Правописание непроверяемых согласных в корне;

Россиянина - пишем СС

Русскую - пишем СС

Правило: словарное слово.

Г) Правописание приставок на з/с;

Бесчисленных - пишем в приставке С

Правило: если после приставок на З и С идёт глухой согласный звук, в приставке пишется С, если звонкий согласный - пиши З.

Д) Правописание не с разными частями речи;

Не требуется - пиши раздельно.

Не знаешь - пиши раздельно.

Не влияет - пиши раздельно.

Не видит - пиши раздельно

Правило: НЕ с глаголами пишется раздельно.

Нечто - пиши слитно.

Правило: отрицательные местоимения с НЕ и НИ пишутся слитно, если между ними нет предлога.

Неписаным - пиши слитно.

Правило: причастия пишутся с НЕ слитно, если нет зависимого слова.

Необходимых - пиши слитно.

Правило: НЕ с прилагательными пишется слитно, если можно заменить синонимом: нужные.

Не зря- пишется отдельно

Правило: Не с наречиями пишется раздельно

Не дочитывая - пиши раздельно

Правило: Не с деепричастием пишется раздельно.

Невозможно - пиши слитно.

Правило: модальное слово с запретительном значением, Не пишется слитно.

Е) Правописание приставок пре/при;

Пристрастно - пишется ПРИ

Правило: в некоторых словах значение приставок недостаточно ясно, эти слова нужно запомнить.

Ё) Правописание непроизносимых согласных в корне;

Пристрастно - пишется в корне Т.

Известно - пишется в корне Т

Правило: если в корне непроизносимая согласная, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы эта согласная стала произносимой СТРАСТЬ - ПРИСТРАСТНО.

Ж) Правописание не и ни с разными частями речи;

Нечто - пишется слитно.

Правило: неопределенное местоимение с ударной приставкой местоименные слова с приставкой НЕ, на которую падает ударение, пишется слитно.

З) Правописание н и нн в разных частях речи;

Бесчисленных - пишется НН

Правило: в прилагательных, образовательных при помощи суффикса ЕНН пиши НН.

Бессмысленных - пишется НН

Электронное - пишется НН

Искренности - пишется НН

Многочисленны - пишется НН

Правило: С двойным Н пишутся суффиксы -енн-, -ственн-, -онн- имен прилагательных, образованных от существительных.

Неписаным - пишется Н

Правило: в отглагольных прилагательных, образованных от причастий и не имеющих при себе приставок (кроме не) или зависимых слов пиши Н.

Испуганно - пишется НН

Правило: в наречиях, образованных от прилагательных, пишется столько НН, сколько в прилагательном, от которого они образованны.

Испуганный - испуганно

Подписанное - пишется НН

Правило: в полных страдательных причастия совершенного вида, имеющих приставку пиши НН.

Путаница - пишется Н

Правило: Это имя существительное образованное от прилагательного путаный при помощи суффикса -иц-, в нем пишется столько н, сколько в производящем слове. В прилагательном путаный пишется одно Н, т.к. оно образованно от глагола несовершенного вида путать, отвечающего на вопрос что делать? В прилагательных образованных от глаголов несовершенного вида пишется одно Н.

Предъявленное - пишется НН.

Правило: Страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида, поэтому в суффиксе причастия пишется НН.

Утонченную - пишется НН.

Смиренных - пишется НН.

Правило: В прилагательном, образованном от глагола совершенного вида, пишется НН.

И) Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи;

Сначала - наречие, пишется слитно.

Правило: наречия, образованные соединением предлога и существительного пишутся слитно.

Зачем - наречие, пишется слитно.

Правило: наречие, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями пишутся слитно.

Сколько-нибудь - наречие пишется через дефис

Правило: суффиксы -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- с местоимениями и наречиями пишутся через дефис.

Солдаты - освободители - приложение, пишется через дефис.

Правило: если одиночное согласованное приложение и определяемое им существительное является именами нарицательными, то между ними ставится дефис.

Никак - местоимение, пишется слитно.

Правило: частицы НЕ и НИ в местоименных отрицательных наречиях являются приставками и пишутся слитно.

Среднестатистический - пишется слитно.

Правило: Прилагательные, образованные от основ слов отношений между которыми носят подчинительный характер, пишутся слитно.

Обыватель - рабовладелец - пишется через -

Правило: Однословное приложение, следующее за определяемым словом, пишется через дефис.

К) Правописание и/ы после приставок;

Сымитировать - после приставки в корне пиши Ы.

Сыграть - после приставки в корне пиши Ы.

Правило: после приставок, оканчивающихся на согласный, вместо И пишется Ы согласно произношению исключение составляют приставки сверх - и меж - , и слова с иноязычными приставками контрИгра, дезИнфекция.

Л) Знаки препинания в сложносочиненном предложении;

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: в составе этого сложносочиненном предложении два простых предложения, две грамматические основы, отделяются друг от друга запятой.

М) Знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

Я уже не говорю про запятые, которым не повезло дважды.

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно.

Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания.

Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, - ставь тире».

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения».

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны.

Правило: сложноподчиненном предложении состоят из главного и придаточного, отделяются друг от друга запятыми.

Н) Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность.

Правило: Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая.

О) Знаки препинания в простом предложении с однородными членами;

«Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения».

Правило: если однородные члены предложения отделяются одиночным союзом И запятая между ними не ставится.

П) Знаки препинания в предложении с причастным оборотом;

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: причастный оборот, стоящий после определяемого слова письмо, обособляется с двух сторон.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения».

Правило: причастный оборот, стоящий после определяемого слова немцы, обособляется с двух сторон.

Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета.

Правило: гордо предъявленное хозяином - определение, выраженное причастным оборотом, которое не обособляется, так как находится перед определяемым словом письмо.

Невозможно сыграть только грамотность - утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

Правило: запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Р) Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом;

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, выделяются запятыми.

С) Знаки препинания при обособленных членах предложения (вводные слова, приложения и т.д.).

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: парные запятые, выделяющие вводное слово конечно, указывающее на степень достоверности сообщения.

Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность.

Правило: парные запятые выделяют вводное слово, пожалуй, со значением низкой степени достоверности сообщения, неуверенности говорящего.

Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания.

Правило: запятая, после вводного слова, казалось бы, указывающее на степень достоверности сообщения.

Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения.

Правило: запятая, после вводного слова, правда, указывающее на степень достоверности сообщения.

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании.

Правило: запятая, после вводного слова, думаю, указывающее на личное мнение автора.

правописание приставка дефисный безударный

Наткнулся на интересные рассуждения Дмитрия Быкова о языке.

И то же самое, только в виде текста:

Орфография как закон природы
Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, - ставь тире». Не зря его так и называют - «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность - утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.
Дмитрий Быков, 276 слов

Что это?
Вопль истосковавшегося человека, вопль человека истосковавшегося по диктату, порядку, закону.

Это тоска по миру Модерна, по миру, который свято верил в естественные законы истории, законы развития общества, Прогресса, законы человеческого поведения, законы языка и прочее.

Это тоска по законообразующим основам мира, общества, человеческого поведения, языка etc.

Это тоска по фундаменту, твердому фундаменту, который человечество утеряло со "смертью Бога" и который пыталось обрести, создавая метафизические картины мира, конструируя законы естественного развития, мечтая о мировой абсолютной истине и чистом естественном человеке.

Все бы ничего, но в 20 веке эти мечты обернулись кровавыми вакханалиями тоталитарных режимов.

Диктат естественных законов истории, законов общества, законов языка, законов человеческого поведения и т.п. как-то легко оборачивается диктатом и произволом отдельных людей, партий, бюрократий и т.д.
И как-то не справедливы оказываются эти естественные законы истории, законы общества, законы языка и т.д. к отдельным людям, социальным группам, народам и т.п.
И как-то легко приговаривают эти естественные законы истории, законы общества, законы языка и т.д. отдельных людей, социальные группы, народы к уничтожению.

И, казалось бы, пора уже забыть о мечтах о непререкаемых законах и непреложных правилах, пора бы уже согласиться, что знак произволен, а все социальные сущности конструируются.

Но, нет же, наших малообразованных интеллектуалов внутренне тянет к авторитарным моделям по самое не могу. Тянет спонтанно, непроизвольно, почти бессознательно. Сочинит наш "либерал" пару стишков про свободу или что-то похожее и брякнет что-то в стиле старика нашего Канта о необходимости полицейской свободы.

Мол, свобода нужна, но только в рамках Прогресса и порядка. Вроде свобода должна быть, но закон и порядок (естественный закон и естественный порядок - !) её ограничивают, а иногда, даже, сводят на нет.

Критика (те же свободолюбивые стишки) представляется чем-то вроде полицейского, который дубиной наводит порядок и свободомыслие. "Отрицать эту положительную пользу критики - все равно что утверждать, будто полиция не приносит никакой положительной пользы, так как главная ее задача заключается в предупреждении насилия одних граждан над другими для того, чтобы каждый мог спокойно и безбоязненно заниматься своими делами " (Кант_Критика чистого разума).

То есть, даже сквозь критику просвечивает мечта о полицейском государстве.

Как отмечал тот же старик Иммануил: "Только такой критикой можно подрезать корни материализма, фатализма, атеизма, неверия свободомыслия …" (Критика чистого разума)
И не надо нам в России этой моды на гениальничающее постмодернистское свободомыслие, ибо, как писал наш калининградский философ еще в 18 веке: " …Дух основательности в Германии России не угас, …он только на короткое время был заглушен модной манерой гениальничающего свободомыслия …" (Критика чистого разума)

И, конечно, этот текст пронизан ужасом перед Тайной. Куда же без этого.
Ужас архаичного существа потерявшегося в хаосе знаков, символов, текстов мира постмодерна. Ужас архаичного существа перед открытостью мира, общества, человека, текста, знака, символа.

И еще это тоска по традиционному миру иерархий, миру устоявшихся символических систем, миру, в котором с первого взгляда видно "кто есть кто". Видно по одежде, по движениям тела, по языку, по наличию явных хорошо известных символов власти, символов высокого статуса и т.п.

Это тоска по легальной демонстрации своего статуса, которая в плебейском обществе постмодерна выглядит как что-то несуразное, комическое.
Но у нас общество демонстрируемых статусов есть мечта. Мечта нашей буржуазии. Мечта наших интеллектуалов. Мечта наших правых "либералов".
Это не совковое мышление. Это домодерновое, традиционное, архаическое мышление.
И эти люди запрещают другим ковыряться в носу!
И учат других жить грамотности и свободе.

Грамотность как знание правил языка - это не свойство сознания и тем более не свойство ума. Это телесное свойство, автоматические телесные навыки, определенный габитус. Грамотность как знание правил языка - это результат определенной дисциплины тела.

Тоска по грамотности - тоска по дисциплине, тоска по определенным техникам дисциплинирования.

Стремление придать знанию правил языка особый статус - это стремление придать особый статус видимым особенностям тела, особенностям габитуса.
Это стремление сделать из особенностей тела определенные знаки, символы, указывающие на особый статус, а особость статуса обычно прямо связана с высокостью статуса (интересно, употребление слова "высокость" записывает меня автоматически в обыватели-рабовладельцы или что-то похожее?).

Проще говоря, это желание системы, в которой человеку автоматически придается высокий статус только исходя из определенных свойств его тела (умение грамотно писать).
Это желание придать высокий статус определенным телесным признакам, которые неотделимы от габитуса грамотного человека.
И статус этот сразу распознается.
И статус этот сразу видим.
И статус этот сразу наделяет дополнительными признаками ума, интеллигентности, доброты и прочими положительными характеристиками.
То есть, неотъемлемые признаки тела превращаются в статус и откровенно указывают на высокий статус, а высокий статус автоматически делает хорошим человеком.

Но для чего нужен высокий статус и положительные характеристики?
Наивные люди. Не надо лукавить.
И все эти разговоры про грамотность, интеллигентность, особый статус и т.п. лишь пошлое прикрытие для одного желания, желания получать удовольствие от своего права летать над другими людьми:

Но не стоит никого обвинять во лжи.
Ибо известно:

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию , но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, – ставь тире». Не зря его так и называют – «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.


У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости , последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

(Д. Быков, 276 слов)

Текст диктанта 2013. Часть 2

Опасности райских кущей

Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги1. В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны.

И вот появилась головокружительная, беспрецедентная2 возможность мгновенного донесения слова до бесчисленного множества людей. Очередная смена пространств: география Интернета – земной шар. И это очередная революция, а революция всегда быстро ломает, только строит она медленно.3

Со временем возникнет новая иерархия человечества, новая гуманная цивилизация4. А пока… пока в Интернете доминирует «оборотная сторона»5 этого грандиозного открытия-прорыва – его разрушительная сила6. Неслучайно7 Всемирная сеть становится орудием в руках террористов, хакеров и фанатиков всех мастей.

Самый наглядный факт современности: Интернет, который немыслимо расширил возможности простого человека для высказывания и действия, лежит в основе нынешнего «восстания масс». Это явление, возникшее еще в первой половине двадцатого века, вызванное вульгаризацией культуры – материальной и духовной, породило и коммунизм, и нацизм8. Сегодня он обращен к «массовому» в любом человеке, питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях – от языкового до политического и потребительского9, ибо невероятно приблизил к народу желанные «хлеб и зрелища», включая самые низкие10. Этот наперсник, проповедник и исповедник толп превращает в «шум»11 все, к чему прикасается, чему дает жизнь,12 плодит пошлость, невежество и агрессию, давая им неслыханный, завораживающий выход не просто наружу, а на весь мир. Опаснее всего, что это игривое и очень смышленое «дитя»13 новой цивилизации уничтожает критерии – духовные, нравственные и поведенческие коды существования человеческого общества14. Что поделать, в интернет-пространстве все равны в самом площадном смысле этого слова15. И я думаю: не слишком ли высокую цену мы платим за прекрасную возможность поговорить с далеким другом, прочесть редкую книгу, увидеть гениальную картину и услышать великую оперу? Не чересчур ли рано сделано это грандиозное открытие? Иными словами, доросло ли человечество до самого себя?

(Д. Рубина, 303 слова

Текст диктанта 2013. Часть 1

Евангелие от Интернета

Однажды, много лет назад,1 я разговорилась со знакомым программистом и среди прочих реплик помню его фразу о том, что изобретена некая гениальная штука, благодаря которой все знания человечества станут доступны любому субъекту,2 – Всемирная информационная сеть3.

–4 Это восхитительно, – вежливо отозвалась я, всегда скучнеющая на слове «человечество» и ненавидящая слово «индивидуум»5.

– Представьте, – продолжал он, – что для диссертации о производстве глиняной посуды у этрусков, например, уже не нужно копаться в архивах, а достаточно набрать определенный код, и на экране вашего компьютера появится все, что требуется для работы6.

– А вот это – прекрасно!7 – воскликнула я.

Он между тем продолжал8:

– Перед человечеством открываются неслыханные возможности – в науке, в искусстве, в политике9. Каждый сможет донести свое слово до сведения миллионов. В то же время любой человек, – добавил он, – станет гораздо более доступен спецслужбам и не защищен от разного рода злоумышленников, особенно когда возникнут сотни тысяч интернет-сообществ.

– Но это10 ужасно…11 – задумалась я.

Прошло много лет, а я отлично помню этот разговор12. И сегодня, сменив добрый десяток компьютеров, переписываясь – под аккомпанемент клавиатуры – с сотнями корреспондентов13, прогоняя очередной запрос из Гугла14 в Яндекс15 и мысленно благословляя великое изобретение, я так и не могу однозначно ответить себе: Интернет – «прекрасно» это или «ужасно»?


Томас Манн писал: «…Где ты, там и мир – узкий круг, в котором живешь, познаешь и действуешь; остальное – туман…»16

Интернет – во благо или во зло – рассеял туман17, врубив свои беспощадные прожектора, пронизывающие режущим светом до мельчайшей песчинки страны и континенты, а заодно и хрупкую человеческую душу18. И что, кстати, стряслось за последние лет двадцать с этой пресловутой душой, перед которой открылись ослепительные возможности для самовыражения?

Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги19. В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны. С изобретением Всемирной сети возник новый этап существования человека в пространстве: география Интернета – земной шар!

(Д. Рубина, 319 слов)

Текст диктанта 2013. Часть 3

Зло во благо или благо во зло?

Вопросы, относящиеся к могущественному Интернету, вполне можно назвать экзистенциальными, как и вопрос о том, что мы делаем в этом мире.

Нет такого прибора, который мог бы определить явную пользу и столь же явное зло, что приносят нам все великие изобретения, как нет и возможности отделить одно от другого.1

– Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи человечества, – возразил мой друг, известный физик, давно живущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет). – С моей точки зрения, это замечательная вещь хотя бы потому, что талантливые и умные люди получили возможность общаться, объединяясь и тем самым способствуя великим открытиям новейшего времени. Подумайте, например, о полярниках в Антарктиде: разве интернет-коммуникация для них не великое благо?2 А плебс так и останется плебсом, с Интернетом или без3. В свое время монстры покроя Гитлера или Муссолини, при наличии лишь радио и прессы, ухитрялись убийственно воздействовать на массы. Да и книга всегда была весьма сильным орудием: на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова, а можно пособия по терроризму и призывы к погромам – бумага стерпит все, как и Интернет4. Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла5, так же как6 огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия. Все зависит от того, кто им пользуется. Это настолько очевидно, что даже скучно обсуждать. Напишите лучше о том, – добавил профессор, – как трудно в наш век стать взрослым, как целые поколения обречены на вечную и необратимую незрелость…

– То есть все-таки о Всемирной паутине? – упрямо уточнила я. – Как раз там я прочитала на днях: «Лучшее, что дала мне жизнь, – это детство без Интернета».

Так чтó мы, собственно говоря, делаем в этом мире, думаю я, проникая все глубже в его тайны, стараясь докопаться до самого сокровенного родника, чья кристальная сила утолит нашу жажду бессмертия ? И существует ли он, этот родник, или каждое следующее поколение, снявшее очередной покров с великой тайны, способно лишь замутить чистые воды бытия , подаренного нам непознаваемым гением Вселенной?

(Д. Рубина, 317 слов)

Счет_ который пополняется сам

Хорошо нам_ ц_вилизова_ым людям_ с три_адцати лет пр_уче_ым к мобильному телефону. Для нас_ нет проблем с _своением всего разнообразия гаджетов_ потому что свою жизнь без планшетников и _нтернета_ мы уже не представляем. Нашим родителям_ сложнее. Например_ моя мама_ мудрая_ образова_ая женщина_ к мобильному телефону до сих пор относится наст_роже_о_ хотя с простыми функц_ями абонента_ позвонить_ или ответить на вызов_ конечно_ справляе_ся. Что касае_ся поп_лнения баланса_ то это_ настоящая мука. Мой во_мидесятилетний дедушка и вовсе понятия не имеет_ как деньги попадают в этот миниатюрный прибор. Словом_ положительный баланс всех родстве_иков_ пользователей телефонной связи_ _ это моя н_укоснительная обяза_ость. Но проблема не в том_ чтобы пополнить баланс_ а в том_ чтобы _делать это (во)время. Чего я только ни делала_ чтобы н_ забыть положить деньги_ рисовала на руках магические крестики_ писала записки_ ставила напоминание на телефоне. Н_чего (не)помогало_ нет_(нет)_ да и придет ук_ризне_ая смска о том_ что абонент «Мама» мне звонил_ и что сейчас ему доступны только входящие выз_вы.

Конец мучениям и угрызениям совести пол_жила услуга «Автоплатеж» от МТС. Оказалось_ поп_лнять баланс можно в автоматическом режиме_ система сама следит за балансом_ и_ когда деньги заканчиваются_ списывает (не)обходимую су_у с банковской карточки .

Для того_ чтобы подключить услугу_ достаточно зайти на сайт autopay. *****_ и нажать опцию «Настроить автоплатеж». Услуга подключается бесплатно_ и перевод денег (на)сч_т мобильного телефона (то)же осуществляется без коми_ии.

Теперь легко всегда остава_ся на связи с помощью МТС_ слышать родные голоса_ дозваниваясь в любое время. (В)о_бщем_ все довольны_ а я (в)о_бще_ _астлива_ когда получаю смс о том_ что с моего сч_та списа_о 100 рублей на оплату мобильного телефона мамы или деда. Спасибо нашему «семейному» оператору_ МТС!

Loading...Loading...