Церковь максима исповедника. Храм Максима Исповедника (Краснотурьинск)

Известно, что во второй половине ХIV века на этом месте стояла деревянная церковь святых Бориса и Глеба. После 1434 года по смерти знаменитого московского юридивого Максима Блаженного здесь был устроен придел во имя его небесного покровителя - святого Максима Исповедника. Главный храм все еще стоял деревянный, но в XVI веке был отстроен в камне чуть севернее старой Борисоглебской церкви.

Поэтому поводу существует несколько версий ученых. Первая гласит, что устроение придела повлекло за собой постройку каменного храма, и что это произошло в начале XVI века, когда сурожский купец-гость Василий Бобр с братией, имевший здесь двор, пожертвовали на него средства. Тогда же эти купцы внесли крупную сумму на возведение соседнего каменного храма святой Варвары. Согласно второй версии, каменная церковь Максима Исповедника появилась после 1547 года, то есть после обретения мощей Максима Блаженного. Сторонники третьей версии утверждают, что деревянная церковь Бориса и Глеба сгорела лишь в 1568 году, и тогда была выстроена новая, каменная, освященная во имя Максима Исповедника, «что на Варварском крестце». Так или иначе, достоверно известно, что в 1568 году стоял уже каменный храм с главным престолом во имя Максима Исповедника и с приделом Бориса и Глеба. Так он простоял более столетия, пока в его судьбе не приняла участие царица Наталья Кирилловна Нарышкина. Традиционно считается, что каменная церковь сгорела в 1676 году и Наталия Кирилловна приказала ее обновить на свой кошт в память почившего в январе того же года царя Алексея Михайловича. Известный москвовед Сергей Романюк указывает, что обновление храма состоялось раньше, а именно в 1672 году, на следующий год после свадьбы Тишайшего государя с Нарышкиной.

Однако последняя точка в истории его сооружения была поставлена в самом конце XVII века после смерти Наталии Кирилловны. В 1698 году два богатых купца-гостя Максим Шаровников из Костромы и Максим Верховитинов из Москвы в честь своих небесных покровителей построили на Варварке новую, сохранившуюся до наших дней, каменную церковь с главным престолом во имя святого Максима Блаженного и с южным приделом во имя святого Максима Исповедника - от того у храма два названия. Главное, когда разбирали старую церковь, были вновь обретены мощи блаженного Максима, почивавшие под спудом. На время строительства их положили в другом храме, а потом перенесли обратно и с благоговением поместили в серебряную раку под балдахином.

Существует версия, что храмоздатели подражали купцам Филатьевым и их храму Никола Большой Крест. В новом храме тоже был устроен огромный подклет - примечательность китай-городских торговых храмов - для хранения товаров и имущества простых москвичей, в первую очередь прихожан, на случай пожара или войны.

В 1737 году в печально знаменитом Троицком пожаре, погубившем половину центральной Москвы и кремлевский Царь-колокол, сгорел и храм Максима Блаженного. Его восстановили в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. Зато в 1812 году и храм, и его приход героически выстояли. Одним из немногих он действовал даже в самые грозные осенние дни, когда армия Наполеона бесчинствовала в Москве. Священник Игнатий Иванов не оставил свой храм и прихожан, продолжая совершать богослужения, за что после победы по ходатайству генерал-губернатора Москвы графа Ф.Ф. Ростопчина был награжден наперсным крестом. Тот факт, что в храме совершались богослужения, свидетельствует, что он не сильно пострадал - в оскверненных или полуразрушенных церквях проводить службу было невозможно. В 1827 году у храма появилась новая ампирная колокольня со шпилем - то ли петербургским, то ли московским.

После революции храм Максима Блаженного не только долго не закрывался, но и сумел вписать еще одну страницу в свою историю. В конце 1920-х годов регентом в этом храме был молодой инок Платон (Извеков) - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Однажды на всенощной в канун престольного праздника 1926 года в этом храме его увидел художник Павел Корин и сделал с него портретный набросок для своей картины-эпопеи «Русь уходящая». В 1930-х годах храм был закрыт, обезглавлен и разорен. По плану сталинской реконструкции он подлежал сносу, как и все дома, стоящие на правой южной стороне улицы. И только смерть Сталина остановила этот грандиозный план. Внутри разместилось заводоуправление «Мосремчас», гарантийный ремонт часов.

Реставрация храма Максима Блаженного началась в 1965 году. Под руководством архитектора С.С. Подъяпольского восстановили главы, увенчали их позолоченными крестами, отремонтировали здание и отдали его в ведение Всероссийского общества охраны природы для проведения выставок. Выставочный зал находился в нем до тех недавних пор, пока храм решением Моссовета от 1991 года не отдали верующим. Богослужения в нем начались только после 1994 года. Храм, входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

По материалам сайта http://www.pravoslavie.ru



Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима. Он был похоронен в 1434 г. на Варварке возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба. В 1547 г. блаженного Максима канонизировали. В конце XVII в. после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника, основной её придел был освящен в честь святого Блаженного Максима. Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 г. и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной — матерью Петра I.

Новое здание храма, построенное в 1698-1699 гг. на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 г. постройки. После пожара 1737 г. храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. В 1827-1829 гг. вместо прежней звонницы, возвели новую, двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем. Колокольня еще в 1757 г. по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т.к. дала значительный крен и была близка к падению. В 19 в. колокольня была выстроена вновь.

Храм бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж в XVII-XVIII вв. служил в качестве места хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Южный придел объединен с трапезной. Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами — прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII-XVIII вв.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII-XIX вв. и две белокаменные закладные доски. «На Варварском крестце, на Варваре горе, на Варьской, потом Варварской улице - церковь святой великомученицы Варвары, каменная…»

Одно из старинных названий улицы - Всесвятская - по имени церкви Всех Святых на Кулишках, построенной по преданию Дмитрием Донским в 1380 г., в память воинов, погибших на Куликовом поле. Иногда улица называлась Варьскою, Варварским мостом, Большой Мостовой улицей. В далекие времена здесь знахари и лекари продавали лечебные травы и коренья, сюда приходили «заговорить» зубную боль… Верующие же шли на Варварку поклониться образу святой великомученицы Варвары.

http://forum.optina.ru/blog/



Церковь Максима Блаженного на Варварке с приделом Максима Исповедника стенами, кроме что на приделе стропила обгорели, иконостасами и святыми иконами цела, утварь некоторая ограблена, а некоторая цела. В ней придельная освящена и производится богослужение. Приходских дворов 5, обгорели.

Священник Игнатий Иванов, у него собственный каменный дом обгорел; дьячок Федор Афанасьев и пономарь Иван Михайлов собственных домов не имели, а жили и живут под церковью в палатках.

Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.

На Северном Урале есть дивной красоты храм Максима Исповедника (г. Краснотурьинск). Это пятиглавое красивое здание часто сравнивают с небесным кораблём, устремившим ввысь свои золотые купола. Освящён он в честь богослова и философа, жившего в VI-VII веках сначала в Византии, а затем в Колхиде. Голоса колоколов церкви своим звучным и мощным пением созывают прихожан на службу. Как и многие храмы нашей страны, он знал годы расцвета, изведал тяжёлые времена и, наконец, период возрождения. Но обо всём по порядку.

Деревянная кладбищенская церковь

Ещё в XVIII веке были в этих краях горнодобывающие рудники, основанные купцом Максимом Походяшиным. Со временем его сын, желая увековечить память отца, построил на местном кладбище деревянную церковь, которую в 1787 году освятили в честь преподобного Максима Исповедника — небесного покровителя отца. Из кладбищенской церковь постепенно превратилась в приходскую и служила Богу и людям до тех пор, пока в 1829 году не была уничтожена пожаром.

В результате такого несчастья местные жители оказались практически без духовного окормления. В 1842 году главный начальник рудников М.И. Протасов писал в высшие властные инстанции о своей крайней озабоченности нравственным состоянием местных жителей. Это и неудивительно — значительный процент их составляли бывшие каторжники, после долгих лет, проведённых в заключении, поселившиеся в окрестных деревнях. Выход из создавшегося положения Протасов видел в постройке большого каменного храма на месте сгоревшей церкви, посещение которого окажет благоприятное воздействие на бывших каторжан.

Начало постройки каменного храма

Через два года, по окончании всех бюрократических проволочек, был наконец заложен храм Максима Исповедника. Краснотурьинск и сегодня небольшой город, а в те времена представлял собой всего лишь центр поселений, образованных двумя горнодобывающими заводами — Гороблагодатским и Богословским.

Его удалённость от столицы являлась одной из причин, замедлявших темпы строительства. Только личное вмешательство президента Петербургской академии художеств, герцога Лейхтенбергского, дало толчок работам.

Был определён главный подрядчик. Им стал купец третьей гильдии С. Яковлев. Но непосредственно руководил работами крепостной мужик Никандр Трухин. Не имея никакого образования и опираясь лишь на опыт, смекалку и здравый смысл, этот народный самородок возвёл храм, который в годы богоборчества не смогли разрушить даже взрывчаткой — такой прочной оказалась кладка. Работали на совесть, знали, что для Бога стараются. Нахалтуришь — на том свете отвечать придётся. Храм преподобного Максима Исповедника строился в византийском стиле по проекту архитектора А. Делюсто.

Работа столичных мастеров

А в столице тем временем создавали иконостас для будущего собора. Художник А. Максимов и архитектор Г. Пономарёв вместе с резчиком И. Владимировым приступили к его изготовлению. Работы производились по ранее утверждённому проекту, тем не менее исполнителям оставался широкий простор для творчества. Наконец законченный в 1851 году иконостас и прочие иконы прибыли на Урал. На следующий год храм Максима Исповедника в Краснотурьинске был торжественно освящён.

Иконы для храма написаны петербургским художником А. Максимовым. Совершенно несправедливо бытующее среди жителей города мнение о принадлежности их авторства итальянским мастерам. Подобное заблуждение вызвано тем, что Максимов, будучи учеником знаменитого К. Брюллова, в течение тринадцати лет жил и работал вместе со своим учителем в Италии. Его же кисти принадлежит и запрестольный образ Распятия Иисуса Христа.

На протяжении многих лет храм являлся средоточием религиозной жизни Турьинских рудников. Его просветительская и продолжалась вплоть до 1934 года. Решением местного поселкового совета храм Максима Исповедника (Краснотурьинск) был закрыт.

После долгих и безуспешных попыток взорвать здание было принято решение передать его хозяйственным органам для использования по их усмотрению. Вначале там был склад НКВД, а со временем его перестроили и открыли кинотеатр.

Восстановление храма

Лишь в 1995 году решением Городской думы храм Максима Исповедника (Краснотурьинск) был возвращён прихожанам. Несмотря на неудобства, связанные с работами по реконструкции и восстановлению, в нём сразу же начались богослужения. Хор певчих, созданный силами прихожан, благодаря высокому профессионализму своего руководителя — матушки Татьяны, сразу стал привлекать к себе внимание слаженностью и красотой звучания.

Более полутора столетий прошло с тех пор, как был заложен первый камень в основание храма. В них вместились целые эпохи из жизни страны. С тех давних пор всё вокруг изменилось до неузнаваемости. Но, по словам Бог во все времена всё тот же, как и святые Его храмы, пережив лихолетья, все так же возносят к небу свои купола. И так же, как много лет назад, зовёт богомольцев своим колокольным звоном храм Максима Исповедника (Краснотурьинск).

Стоящая под наклоном башня много веков является визитной карточкой маленького итальянского городка Пиза, а про московскую «Пизанскую башню» - покосившуюся колокольню, мало кто знает. Она расположена в самом центре столицы по соседству с Красной площадью и Знаменским монастырем на улице Варварка. Я решил сделать несколько кадров этой колокольни не только с фасада, но и со стороны внутреннего дворика церкви Максима Блаженного. То, что я увидел в маленьком дворике повергло меня в шоковое состояние...

Церковь Максима Блаженного (1698-1699 г.г.) на Варварке и Ампирная колокольня со шпилем (Пизанская башня) - 1829 г.

Из исторических материалов, которые помогала мне находить студентка журфака МГУ Галина Андреенко vilca2 , я узнал, что в 1827 году к старинной церкви Максима Блаженного пристроили ампирную колокольню со шпилем. Со временем сооружение заметно накренилась и стало напоминать Пизанскую башню. Почти два века стоит покосившаяся башня в ожидании реставрации. Однако никакая реставрация не сможет спасти от обрушения, как саму колокольню, так и Максимову церковь.

Северо-Восточная сторона церкви Максима Блаженного и южная часть храма со стороны внутреннего дворика

Эта угроза нависла над старинными архитектурными памятниками совсем недавно. Во внутреннем дворике храма, который не виден прохожим с улицы Варварка, кто-то развернул полномасштабные работы по прокладке подземных труб. Под стенами церкви рабочие выкопали широкий и глубокий котлован, куда успели загнать гигантскую железобетонную конструкцию с трубами.

Эти работы уже стали причиной возникновения огромной трещины на несущей стене монашеской кельи, расположенной по соседству с ампирной колокольней. Видно, как глубокая трещина разрастается и никто, почему-то, не принимает мер по ее ликвидации. Из-за варварских строительных работ аварийная ситуация сложилась по всему храмовому комплексу, все сооружения находятся под угрозой уничтожения...


Глубокая траншея от котлована тянется до несущих стен к фундаменту церкви, что явно грозит обрушению сооружения. Причем эти, так называемые, строительные работы ведутся без какой-либо оглядки на историческую и археологическую ценность места, где расположена церковь Максима Блаженного.

Внутренний дворик церкви Максима Блаженного на Варварке

Культурный слой здесь уходит на многие метры вглубь земли! На это никто не обратил внимания, ковш экскаватора и рабочие с лопатами попросту вырыли и выбросили в отвалы со строительным мусором всю культурно-археологическую начинку церковного дворика. Более того, они обнажили фундамент храма и принялись загонять под него чугунные трубы. Вряд ли памятник истории конца XVII века сможет выдержать и пережить подобные потрясения!

А ведь исторические корни этой церкви уходят еще глубже - в XV век. По результатам исследовательской работы, проведенной совместно с Галиной Андреенко, выяснилось, что нынешняя церковь Максима Блаженного является третьим сооружением, возведенным здесь за 500 лет! До Максимовой церкви на ее месте стоял каменный храм. Он, в свою очередь, был сооружен в 1568 году на месте деревянной церкви начала XV века, которая была возведена во имя Бориса и Глеба. Эта церковь впервые упоминается в летописи 1434 года в связи с погребением в ней известного в Москве юродивого Максима.

Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить Галину Андреенкоза оказанную поддержку в подготовке данного материала. Ее также возмутили варварские работы во дворе церкви XVII века. Будучи студенткой журфака МГУ, Галина решила провести собственное журналистское расследование, чтобы узнать кто именно и на каком основании позволил рыть котлован и глубокую траншею у стен древнего памятника архитектуры, охраняемого государством. Ведь эти строительные работы уничтожили весь культурный слой на территории храма Максима Блаженного, к тому же строители пренебрегают всеми правилами безопасности и своими варварскими действиями угрожают целостности средневекового сооружения. В этой связи, Галина решила привлечь внимание общественности и должностных лиц к строительным работам, в результате которых Москва может лишиться единственного исторического памятника, связанного с именем святого Максима Блаженного.

Галина Андреенко, студентка журфака МГУ

На сайте www.pravoslavie.ru Галине удалось найти интересную информацию о Максиме Блаженном. Я приведу несколько отрывков из материала «Храм Святого Максима Блаженного на Варварке», опубликованного на вышеназванном сайте:

Максим Блаженный остался в истории как первый московский юродивый. О нем сохранилось очень мало сведений, но известно, что он жил в первой половине XV века - на столетие раньше святого Василия Блаженного. Известно, что он рано оставил отчий дом и подвизался в районе Варварки.
- Все время святой проводил в молитвах. И, по преданию, умер он ранним утром 11 ноября 1434 года, когда молился на Варварке около церкви Бориса и Глеба. Оттого своего любимого юродивого москвичи похоронили в ограде этого храма, который и упоминается впервые в летописи в связи с погребением Максима Блаженного. Хоронил его некий «муж благоверный Федор Кокчин».
- На могиле святого совершались чудеса. В 1506 году здесь получил исцеление хромой, потом еще многие москвичи обретали помощь. Случалось, Максим Блаженный являлся людям во сне и исцелял, либо предупреждал об опасностях.
- В августе 1547 года были обретены его нетленные мощи. В том же году Московский церковный собор канонизировал его и постановил «праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». День его памяти стал праздником Москвы, ибо Максим Блаженный почитаем как ее особый покровитель.
- В 1698 году два богатых купца-гостя Максим Шаровников из Костромы и Максим Верховитинов из Москвы построили на Варварке новую, сохранившуюся до наших дней каменную церковь с главным престолом во имя святого Максима Блаженного и с южным приделом во имя святого Максима Исповедника - оттого у храма два названия. Когда разбирали старую церковь, были вновь обретены мощи блаженного, почивавшие под спудом. Их с благоговением поместили в серебряную раку под балдахином.
- В печально знаменитом Троицком пожаре 1737 года, погубившем половину центральной Москвы и кремлевский Царь-колокол, сгорел и храм Максима Блаженного. Его восстановили в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. Зато в 1812 году и храм, и его приход героически выстояли.
- Самыми известными прихожанами Максимовского храма были знаменитые «водочные короли» Смирновы, еще до рецепта Менделеева изготовлявшие качественную русскую водку.
- В этом храме верующие вновь получали помощь от блаженного Максима, чьи мощи покоились здесь до самой революции.
В 1930-х годах церковь Максима Блаженного была закрыта, обезглавлена и разорена. По плану сталинской реконструкции храм подлежал сносу, как и все дома, стоящие на правой южной стороне «улицы Разина» - этим революционным именем Варварка была названа оттого, что в 1671 году по ней везли на казнь известного бунтаря. Сама улица подлежала оригинальному выпрямлению в стройную линию о двух уровнях: на месте разрушенных домов предполагалось сооружение второй половины улицы на более низком уровне, которая соединялась бы с первой лестницами и пандусами. Эти изменения были связаны со строительством восьмой сталинской высотки, которая возводилась в Зарядье для ведомства Берии.
Смерть Сталина остановила этот грандиозный план. После падения Берии строительство высотки в Зарядье остановили и на ее месте построили гостиницу «Россия», которая дополнительных жертв не потребовала.
"До 1965 года храм стоял обезглавленный, имел неряшливый, грязный вид. Внутри помещалось заводоуправление "Мосремчас", гарантийный ремонт часов. В конце 1967 года храм ремонтировали, поставили главы, покрасили, кресты позолотили, привели здание в приличный вид" (М.Л. Богоявленский)
В 1965 году под руководством архитектора С.С. Подъяпольского началась реставрация церкви Максима Блаженного. Здание отремонтировали, восстановили купала, главы увенчали позолоченными крестами, после чего храм передали Всероссийскому обществу охраны природы. С тех пор в церкви проходили различные выставки.

В 90-е годы ХХ века церковь передали верующим, но мощей Святого Максима Блаженного в ней больше нет, поэтому люди потеряли интерес в посещении храма. Не у кого стало просить о помощи и ждать поддержки! Храм вновь стал ветшать. Прихожане все реже посещали церковь, в результате она оказалась в запустении. Службы в храме перестали проводиться, а его помещения передали под хозяйственные нужды разным лицам, в том числе гастарбайтерам. Никто не воспротивился тому, что во дворе храма начали рыть огромную яму и прокладывать трубы под фундаментом церкви, где ранее пребывали мощи святого.

Церковь Максима Исповедника - православный храм в Москве, в Китай-городе, на улице Варварка.

История

Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима. Он был похоронен в 1434 году на возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба. В 1547 году блаженного Максима канонизировали.

В конце XVII в., после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника, основной её предел был освящен в честь святого Блаженного Максима.

Матвеев О.В. , CC0 1.0

Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 года и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной - матерью Петра I.

Новое здание храма, построенное в 1698–1699 гг.на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 года постройки.

После пожара 1737 года храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика .


Н.А.Найденов , Public Domain

В 1827–1829 гг. вместо прежней звонницы, возвели новую, двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем.

Храм бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж в XVII–XVIII вв. служил в качестве места хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Южный придел объединен с трапезной.

Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами - прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII–XVIII вв.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII–XIX вв. и две белокаменные закладные доски.

В конце 1920-х гг. регентом в храме был молодой инок Платон - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965–1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 года, проводятся по праздникам.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Христианский храм

Церковь Максима Исповедника


Церковь Максима Исповедника, 2009 год, фото Матвеев О.В.
Страна Россия
Местоположение Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Дата основания 2-я половина XIV века
Строительство - годы
Статус Действующий

Церковь Максима Исповедника (Максима Блаженного) - православный храм в Москве , в Китай-городе , на улице Варварке .

История

Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима . Он был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба . В 1547 году блаженного Максима канонизировали. В конце XVII в., после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника , основной её придел был освящен в честь Святого Блаженного Максима.

Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 года и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной - матерью Петра I .

Новое здание храма, построенное в 1698-1699 гг.на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 года постройки.

В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965-1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 года , проводятся по праздникам.

Фотографии

    VarvarkaStreet.jpg

    Улица Варварка, современный вид. На переднем плане Храм Максима Исповедника

    Zerkov Maxima Ispovednika2.jpg

    Храм Максима Исповедника в Москве на Варварке, 1882 год

    Moscow 09-13 img12 Varvarka.jpg

    Купол храма Максима Исповедника (в середине)

Напишите отзыв о статье "Церковь Максима Исповедника (Москва)"

Примечания

Литература

Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 28

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Церковь Максима Исповедника (Москва)

И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Loading...Loading...