Разработка урока "Нравственный закон. Десять заповедей."

УРОКИ 7,8

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

«…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Лк.10:27.

Сегодняшний урок мы начнем игрой. Давайте назовем ее «Мы – законодатели». Итак, вы плывете на океанском лайнере. Начинается шторм. Вы со своими семьями и друзьями оказываетесь выброшенными на необитаемый остров. Изо дня в день вы смотрите на безбрежный океан в надежде, что появится какое-то судно. Наконец, вы начинаете осознавать, что, возможно, здесь предстоит прожить долгие годы. Приходит к вам и понимание того, что необходимы законы, по которым вы будете жить на этих самых островах. Законы – это правила, которые люди должны выполнять. Они есть в каждой стране. Как называется свод законов, по которым живут россияне? Правильно. Конституция.

А кто может сказать, от чего зависит будущее общества, его сила?

Даня: «Во главе государства должен стоять умный человек».

Умный человек может быть одновременно тираном (жестоким).

Родион: «Государство должно иметь хорошо обученную армию, чтобы с ним считались. В стране должен быть большой золотой запас».

У нас хорошо обученная армия, но в ней иногда оскорбляют честь и достоинство новобранцев. А золотой запас, как показывает исторический опыт, может быть разворован.

Будущее любого общества – и нашей страны тоже - зависит от нравственного облика подрастающего поколения. Из вашей среды вскоре выдвинутся духовные и политические лидеры. Вы пополните ряды общественных деятелей, рабочих, создадите свои семьи. Какими будете вы – таким будет и общество, в котором вы живете; такими будут и армия, и президент, и благосостояние народа.

Итак, делимся на три команды. Каждая команда обитает на своем острове. Каждой команде после десятиминутных рассуждений – размышлений предстоит сформулировать основной принцип, или девиз, под которым будут создаваться законы на ее острове. Результаты обсуждений будут докладывать капитаны команд.

Филипп: «На нашем острове будет действовать принцип – «Наивысшее благо для наибольшего числа людей».

А кто из твоих островитян знает, что есть наивысшее благо для человека? Апостол Павел, например, некогда почитал за благо «жестоко гнать Церковь Божию и опустошать ее». Гал.1:13,23. Он говорит о себе: «Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу мужчин и женщин». Дея.22:4. Когда же к нему пришло духовное прозрение, он понял, что то, что он принимал за благо, было страшным заблуждением, ошибкой. Апостол Павел глубоко раскаивался в содеянном и позже писал, что он, некогда гнавший христиан, «ныне благовествует веру, которую прежде истреблял». Гал.1:23. Видите – даже Апостол Павел ошибался в определении, что есть благо.

Ваня: «Наша группа провозгласила принцип: «Все решает большинство».

Воплощая свой принцип на практике, вы, возможно, столкнетесь с такими проблемами:

1. Обладает ли меньшинство какими-либо правами?

3. Ваня, а что если большинство решит, что именно ты должен нырять в кишащий акулами океан, чтобы добыть пищу? Смех.

Андрей: «А наш девиз такой: «Делай то, что тебе нравится, что доставляет удовольствие». Оживление в классе. Ваня: «Я, пожалуй, переберусь на твой остров». Дружный смех.

А задумывались ли вы над тем, что то, что сегодня доставляет удовольствие, завтра может обернуться страданием? Курильщику доставляет удовольствие процесс курения, возможная расплата за это – рак легких. Состояние опьянения, вызывающее эйфорию (приподнятое настроение), оборачивается на следующий день тяжким похмельем (болезнью). Употребление наркотиков, создающих кратковременную иллюзию счастья, приводит к полному разрушению организма и ранней смерти. Любители много и вкусно поесть расплачиваются утратой стройности, ожирением и т.д.

Сергей: «Ну и как же тогда нам жить на этих островах? По каким законам»?

Чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу вам историю об Александре Смите, вынужденном поселиться, как и вы, на одном из островов Тихого океана.

28 апреля 1798 года вспыхнул мятеж на военном британском корабле «Баунти». Причиной мятежа (восстания) явилось жестокое обращение капитана с матросами. Мятежники в количестве 9 человек высадились на острове Питкэрн. 8 человек умерли от употребления самодельного спирта. В живых остался только один моряк, и это был Александр Смит. На острове, кроме него, жили аборигены – шестеро мужчин, десять женщин и девочка пятнадцати лет. Смит случайно наткнулся на Библию и прочитал ее. Я думаю, на Смита произвели сильное впечатление слова из книги пророка Исайи. «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти». Ис.48:17». Бывший мятежник воспринял эти слова как обращение Бога лично к нему и принял Божие водительство.

В результате началось моральное и духовное перерождение этого человека. По вечерам он собирал вокруг себя аборигенов и читал им Библию.

Смит решил создать с аборигенами общество, которое жило бы по законам, изложенным в библейском учении. Каждое сообщество людей выбирает эталон (образец), в соответствии с которым строит свои нравственные и духовные основы.

Через 20 лет остров Питкэрн случайно обнаружили два военных британских корабля. Экипажи кораблей нашли на острове христианскую общину в полном смысле этого слова. На Питкэрне не было тюрьмы, потому что там не было правонарушений; не было больницы, потому что там не было больных; не было сумасшедшего дома, потому что там не было сумасшедших. Не было там и неграмотных, и нигде в мире жизнь и собственность человека не были в такой безопасности, как там. Отличительными чертами населения острова являлись миролюбие, высокая нравственность и благочестие.

Арина: «А какой принцип лежал в основе тех законов, по которым жило население этого острова»?

Прочтите стих из Евангелия от Луки, написанный на доске, и сами ответьте на этот вопрос.

Филипп: Эти принципы - «Любовь к Богу и ближнему». Да. Любовь к Богу и ближнему - основа десяти заповедей, по которым жило население острова.

Лиза: «А что такое «заповедь»?

Слово «заповедь» означает «правило, служащее руководством для кого-нибудь или чего-нибудь». Десять заповедей – это нравственный закон, духовная «конституция» для всего человечества. Настя: «А как они появились»?

На прошлом уроке мы узнали о том, что евреи, наконец, совершили исход из Египта, где пробыли в рабстве четыреста лет. В стране пирамид они постоянно видели грубое идолопоклонство. Не только видели, но и сами иногда принимали в нем участие. Бог повел их на юг, к горе Синай, чтобы там обучить Свой народ, подготовить

его к высшей ступени религиозной жизни. Он дал израильтянам заповеди, религию, благодаря которым нация рабов стала светом в духовном отношении для народов древнего мира. Бог даровал Синайское законодательство народу через Моисея. Лиза, кто такой Моисей?

Лиза: »Моисей – вождь еврейского народа. Он провел израильтян посуху через Красное море к горе Синай».

Да. 10 заповедей размещались на двух каменных скрижалях. «Скрижали было дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии». Исх.32:16. Обращаю внимание детей на репродукцию картины Рембрандта «Моисей и скрижали» и на репродукции картин Юлиуса Шнорра.

Бог Ветхого Завета предстает Богом страшным и, в Его святости, недоступным.

Илья: «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась.

И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом». Исх.19:18,19.

«И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти». Исх.19:12.

«И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него». Исх.19:21.

«Весь народ видел громы и пламя и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали». Исх.20:18.

В Евангелии раскрывается Бог уже доступный и простой, но какой ценой! Он стал Человеком и через это отдал Себя во власть злобы и неправды земной. Он отдал Себя на распятие.

Слова, из которых состоят заповеди, просты и общедоступны, но исполнены такого глубокого значения, что составили основу нравственности для всего человечества. Давайте последовательно ознакомимся с ними. Дети поочередно читают текст из книги «Исход», глава 20, стихи 1 – 17.

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения. . . Не поклоняйся им и не служи им
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмый – суббота Господу Богу твоему
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
  6. Не убивай
  7. Не прелюбодействуй
  8. Не кради
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Первые четыре заповеди учат, каким должно быть отношение человека к Богу.

Первая заповедь гласит: «Я Господь, Бог твой». Он говорит нам: « . .это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей». Втор. 32:39. Надо понять и принять всеобъемлющую невидимую основу жизни. Отвержение невидимого Бога - результат духовного невежества.

Заповедь, предостерегающая от поклонения кумирам (идолам), я думаю, вам тоже понятна. Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева, камня.

Пророк Иеремия говорит о том, как изготовляются идолы-«боги», которым поклоняются язычники. «. . .вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора,

Покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось.

Они как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра сделать не в силах». «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников». Иерем.10:3-5, 2.

Заповедь, призывающая нас не произносить имя Господа напрасно, означает, что мы не должны произносить имя Господа механически, поверхностно, без чувства благоговения, почитания. «Свято и страшно имя Его!», - восклицает царь Давид. Пс.110:9.

Соблюдение субботы прекращением всякой работы в седьмой день было древним обычаем, но теперь этот обычай был подтвержден законодательно. Бог установил в истории Израиля для народа день отдыха. День покоя был задуман не только для того, чтобы человек мог расслабиться физически. Это было время для единения с Богом. Свободное время для единения с Богом. Человек не должен пренебрегать духовной стороной своей жизни. В первом столетии христианской эры возникло празднование не субботнего, но воскресного дня.

Почтение к родителям (пятая заповедь) издавна считалось нравственной обязанностью детей. «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностию к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» Пр.30:17. Моисей наставляет свой народ: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их;… Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя». Втор.21:18,21.

Дети: «Ого, ничего себе»!

Да, это – грозные ветхозаветные предостережения детям, пренебрегающим послушанием родителям. Новый Завет также призывает к повиновению отцу и матери и почитанию их.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость». Ефес.6:1. В отчем доме отец и мать обучают своих детей повиновению. Не научившийся повиновению дома, будет пренебрегать дисциплиной в школе, на работе, в государстве. Обзаведется семьей, но и к супруге будет относиться неуважительно. Он не будет почитать Бога. Иисус Христос «был в повиновении» у земных родителей, и поэтому позже Он смог обратиться к Богу со словами: «Отче наш, Сущий на Небесах, да святится имя Твое. . «.

А что означает «почтение» к родителям?

Родион: «Надо быть вежливыми с ними. Слушаться их»

Это правильно. Но надо понимать, что почтение – это не холодная вежливость, но сердечное отношение. Родителям нужна душевная теплота. Делитесь с ними своими радостями и печалями. Чем старше будут становиться ваши родители, тем более они будут нуждаться в вас. Именно в вас, в вашем внимании. Это так просто – прикоснуться к человеку, погладить его, спросить, как у него дела, как настроение, сказать ему: «Я люблю тебя». Рассказать о какой-то проблеме, попросить совета. Эти ваши действия улучшат физическое и духовное состояние ваших родителей. Любовь творит чудеса: утоляет печали, исцеляет болезни.

Родителей не выбирают. Их надо воспринимать такими, какие они есть. Господь сказал Израилю: «Проклят злословящий отца или матерь свою». Втор.27:16. Бывает так, что человек конфликтует с матерью, обижает ее, а потом сокрушается: «И почему у меня в жизни так много неприятностей, неудач»? И не понимает, что это – результат того, что он нарушил духовный закон, запрещающий злословить мать. С посторонними о родителях тоже надо говорить уважительно. Почтение должно выражаться и в словах, и в делах.

Иосиф, будучи наместником Египта, не только позаботился о пропитании своего отца в голодное время, но при встрече «поклонился ему лицем своим до земли». Быт.48:12.

Царь Соломон при встрече с матерью «встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его». 3 Царств 2:19. Иисус Христос в последние мучительные мгновения своей земной жизни, будучи на кресте, заботился о Той, Которая родила Его.

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой.

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». Ин. 19:25-27.

Только тогда, когда у вас появятся свои дети, вы поймете, какой огромной любовью полны к вам сердца ваших родителей. Не отплатите неблагодарностью. Английский драматург Вильям Шекспир вкладывает в уста своего героя короля Лира, отвергнутого своими двумя дочерьми, такие слова:

«Дуй, зимний ветер, дуй,

Ты не так жесток, как человеческая неблагодарность.

Насколько больней, чем быть укушенным змеей,

иметь неблагодарного ребенка».

А укус змеи, как вы знаете, иногда может быть смертелен.

И не забывайте о существовании духовного «закона жатвы». Что посеешь – то и пожнешь. Вот вам пример. Сын ведет отца, по щекам которого струятся слезы, в дом престарелых, при этом утешая его: «Тебе там будет лучше». Отец отвечает: «Я плачу не о себе, но о тебе. По этой же дороге я вел отца в дом престарелых. Настанет момент, и твой сын поведет тебя по этой же дороге».

Шестая заповедь - «не убивай». Эта заповедь направлена на защиту жизни человека в обществе. Человеческая жизнь свята. Никто не вправе отнять ее у другого по собственному желанию. Жизнь – это дар Божий, и только Он властен над ней. Лишить жизни себя или другого – значит попытаться занять место Бога. Человека можно убить не только оружием, но и клеветой, раздражением, гневом. Причиной многих несчастий и пожаров, приведших к человеческим жертвам, явились небрежность и халатность. Будем помнить, что наша небрежность, клевета, несправедливый поступок могут превратить нас в убийц.

Заповедь « не прелюбодействуй» (не нарушай верность) провозглашает защиту семьи, утверждает святость брачных уз. Господь сотворил мужчину и женщину. Приготовил для них прекрасный дом – Эдемский сад. Там было все необходимое для человеческой пары. Благословил их. Весь мир был храмом Господа, а Священником был Он Сам.

Господь установил правила брака, от исполнения которых зависит счастье супругов, будущее детей, благосостояние каждого поколения. Человек, разрушающий семью, разрушает будущее общества. Брак взят Господом под защиту. В Израиле прелюбодеяние (нарушение верности супругу, супруге) каралось смертной казнью. "Да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка». Лев.20:10. Прелюбодеев забивали камнями. Брак – это пожизненная связь между одним мужчиной и одной женщиной. Оправданием для развода может послужить только неверность одного из супругов.

«Не кради»! Кража – это воровство, хищение чьей-либо собственности (частной или государственной). Господь говорит: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга». Лев.19:11.

«Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему». Пр.11:1. Воровство в Синайском законодательстве заклеймено как преступление.

«Всякий, кто крадет, истреблен будет». Зах.5:3.

Приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется в конце дней своих». Иерем. 17:11.

Кража – это не только ограбление банка, инкассатора, но и уклонение от уплаты налогов, воровство яблока из чужого сада и просто бесплатный проезд. След на совести остается один и тот же.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Чем совершеннее наша духовная жизнь, тем меньше мы судим других, а больше себя. Эта заповедь борется со словесными прегрешениями. Дар речи – главный признак человека. При помощи слов можно сделать много добрых дел: утешить скорбящих и болящих, выступить в защиту справедливости, благовествовать Христово Евангелие. Нельзя использовать дар слова со злыми намерениями – для унижения, оскорбления человека, чернения его репутации. Ложное свидетельство – это не только ложь в суде, но и распространение ложного слуха. Клевета причиняет людям настоящие страдания. Человек, распространяющий клевету, теряет уважение людей. «Кто разглашает клевету, тот глуп». Пр.10:18.

Старайтесь избегать суждений о других людях, когда в этом нет необходимости. Помните, что суд над людьми – это, в основном, дело Господа.

Новый закон не только осуждал внешнее злое дело, он проникал глубже и осуждал саму мысль злую, заповедав «не пожелай» ничего такого, что противоречит основным законам нравственности. Грех появляется тогда, когда кто-то хочет, не приложив своего труда, присвоить принадлежащее другому имущество. Желание необходимо пресечь в самом начале, когда оно еще слабо.

Филипп: «А если не жить по заповедям - тогда что?».

Прочти нам стихи из Второзакония, главы 11, стихи 26-28.

Филипп: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:

Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,

А проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня».

Подробно о последствиях исполнения заповедей Божиих или отвержения их мы будем говорить на следующем уроке. Домашнее задание: выучить десять заповедей.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

«Я – Господь, Бог твой, пусть не будет у тебя других богов»

Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!

Вторая заповедь

«Не делай себе идолов. Не поклоняйся и не служи им»

Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!

Третья заповедь

«Не произноси Имени Господа впустую»

Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!

Четвертая заповедь

«Помни день субботний! Посвяти его Богу!»

С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться.
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен.

Пятая заповедь

«Почитай родителей!»

Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят вниманья!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».

Шестая заповедь

«Не убивай!»

Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!

Седьмая заповедь

«Не прелюбодействуй!»

Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета.

Восьмая заповедь

«Не кради!»

Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это будет всем известно.

Пусть не сразу, не сейчас
Все узнают тайну эту.
Бог покажет белу свету,
Явно за обман воздаст.

Девятая заповедь

«Не лги и не произноси ложного свидетельства на ближнего!»

Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести.

Десятая заповедь

«Не желай ничего, что принадлежит другому!»

Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех понесёшь Божье наказанье.

Объяснение Десяти Заповедей

Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть добрыми делами исполняет волю Божию.
Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди - Закон Божий. Десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова. Это произошло, когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай.
Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности - полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться.
Известны также другие Девять заповедей (заповеди Блаженства), которые дал людям Сам Господь Иисус Христос в самом начале Своей проповеди. Господь взошёл на невысокую гору около Галилейского озера. Вокруг Него собрались апостолы и множество людей. В заповедях Блаженства господствует любовь и смирение. В них изложено, как человек постепенно может достичь совершенства. В основе добродетели лежит смирение (духовная нищета). Покаяние очищает душу, потом появляется в душе кротость и любовь к Божией правде. После этого человек делается сострадательным и милостивым и его сердце настолько очищается, что он делается способным видеть Бога (чувствовать Его присутствие в своей душе).
Но Господь видел, что большинство людей выбирает зло и что злые люди будут ненавидеть и преследовать истинных христиан. Поэтому в последних двух заповедях блаженства Господь учит нас терпеливо переносить все несправедливости и преследования от плохих людей.
Мы должны сосредоточивать свое внимание не на мимолётных испытаниях, которые неизбежны в этой временной жизни, а на том вечном блаженстве, которое Бог приготовил для людей, любящих Его.
Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать, а заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться.
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: \"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей - взлюби ближнего своего, как самого себя.\" И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: \"Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.\"

Десять заповедей

  1. Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
  6. Не убей.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не пожелай жену ближнего твоего и не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Первая заповедь

\"Я - Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня. \"
Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его единого истинного Бога, и, кроме Него, никому мы не должны воздавать Божеского почитания. Первой заповедью Бог нас учит правильному Богопознанию и правильному Богопочитанию.
Богопознание - значит правильно знать Бога. Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшею нашу обязанность.
Для приобретения Богопознания мы должны:

2. Регулярно посещать Божий храм, вникать в содержание церковных служб и слушать проповедь священника.

3. Думать о Боге и о цели нашей земной жизни.

Богопочитание означает, что мы должны всеми своими поступками выражать свою веру в Бога, надежду на Его помощь и любовь к Нему как к нашему Создателю и Спасителю.
Когда мы ходим в храм, молимся дома, соблюдаем посты и почитаем церковные праздники, оказываем послушание своим родителям, помогаем им чем можем, усердно учимся и исполняем домашние задания, когда мы ведем себя тихо, не ссоримся, когда помогаем ближним, когда мы постоянно думаем о Боге и сознаём Его присутствие с нами, - тогда мы истинно почитаем Бога,то есть выражаем свое Богопочитание.
Таким образом, первая заповедь в известной мере содержит в себе остальные заповеди. Или остальные заповеди объясняют, как исполнять первую заповедь.
Грехами против первой заповеди являются:
Безбожие (атеизм) - когда человек отрицает существование Бога (например: коммунисты).
Многобожие: почитание многих богов или идолов (дикие племена Африки, Южной Америки и др.).
Неверие: сомнение в Божественной помощи.
Ересь: искажение той веры, которую нам дал Бог. В мире существует множество сект, учение которых придумано людьми.
Богоотступничество: отречение от веры в Бога или от христианства из-за страха или расчетов получить награду.
Отчаяние - когда люди, забывая, что Бог устраивает всё к лучшему, начинают недовольно роптать или даже покушаются закончить свою жизнь самоубийством.
Суеверие: вера в разные приметы, звезды, гадания.

Вторая заповедь

\"Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им. \"

Евреи почитают золотого тельца, которого сами сделали.
Эта заповедь была написана тогда, когда люди были очень склонны почитать разных идолов и обоготворяли силы природы: солнце, звёзды, огонь и т.д. Идолопоклонники сооружали себе идолов, изображающих их ложных богов, и поклонялись этим идолам.
В наши дни такое грубое идолопоклонство почти не существует в развитых странах.
Однако, если люди всё своё время и силы, все свои заботы отдают чему-то земному, забывая семью и даже Бога, такое поведение тоже является своего рода идолопоклонством, что запрещается этой заповедью.
Идолопоклонством является чрезмерная привязанность к деньгам и богатству. Идолопоклонством является постоянное чревоугодие, т.е. когда человек только о том и думает, только тем и занимается, чтобы много и вкусно поесть. Наркомания и пьянство тоже относятся к этому греху идолопоклонства. Нарушают также вторую заповедь гордые люди, которые хотят всегда быть центром внимания, хотят, чтобы все их почитали и беспрекословно слушались.
В то же время вторая заповедь не запрещает правильно почитать святой Крест и святые иконы. Не запрещает потому, что, почитая крест или икону, где изображен истинный Бог, человек воздает честь не дереву или краске, из которых эти предметы сделаны, а Иисусу Христу или святым, которые на них изображены.
Иконы напоминают нам о Боге, иконы помогают нам молиться, потому что душа наша так устроена, что на что мы смотрим, о том и думаем.
Почитая святых, изображенных на иконах, мы не воздаем им одинакового почитания как равным Богу, а молимся им как нашим покровителям и молитвенникам перед Богом. Святые - это наши старшие братья. Они видят наши трудности, видят нашу слабость и неопытность и помогают нам.
Сам Бог показывает нам, что Он не запрещает правильное почитание святых икон, напротив - Бог являет через святые иконы помощь людям. Существует множество чудотворных икон, например: Курской Божией Матери, плачущие иконы в разных частях света, множество обновившихся икон в России, Китае и других странах.
В Ветхом Завете Сам Бог повелел Моисею сделать золотые изображения херувимов (Ангелов) и поместить эти изображения на крышке Ковчега, где хранились скрижали с написанными на них заповедями.
Изображения Спасителя с древнейших времен почитаются в христианской Церкви. Одно из таких изображений - образ Спасителя, называемый \"Нерукотворный.\" Иисус Христос приложил к своему лицу полотенце, и изображение лица Спасителя чудесным образом осталось на этом полотенце. Больной царь Авгарь, как только прикоснулся к этому полотенцу, исцелился от проказы.

Третья заповедь

\"Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. \"
Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Имя Божие произносится напрасно, когда употребляется в пустых разговорах, шутках, играх.
Этой заповедью запрещается вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию.
Грехами против этой заповеди являются:
Божба: легкомысленное употребление клятвы с упоминанием имени Божиего в обыкновенных разговорах.
Богохульство: дерзкие слова против Бога.
Кощунство: неблагоговейное обращение со священными предметами.
Запрещается здесь также нарушение обетов - обещаний, данных Богу.
Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением только в молитве или при изучении Священного Писания.
Надо всячески избегать рассеянности в молитве. Для этого необходимо понимать смысл молитв, которые мы произносим дома или в храме. Надо перед тем, как говорить молитву, даже немного успокоиться, подумать, что мы собираемся беседовать с вечным и всемогущим Господом Богом, перед Которым даже ангелы предстоят с трепетом; и, наконец, произносить молитвы не спеша, стараясь, чтобы наша молитва была искренней - исходила прямо из нашего ума и сердца. Такая благоговейная молитва угодна Богу, и Господь по вере нашей даст нам те блага, которые мы просим.

Четвертая заповедь

\"Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему. \"
Слово \"суббота\" по-еврейски значит покой. Так этот день недели назывался, потому что в этот день запрещалось работать или заниматься житейскими делами.
Четвертой заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими обязанностями, а седьмой день посвящать Богу, т.е. в седьмой день совершать святые и угодные Ему дела.
Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания и Закона Божия, размышления о Боге и о цели своей жизни, благочестивые разговоры о предметах христианской веры, помощь бедным, посещение больных и другие добрые дела.
В Ветхом Завете праздновалась суббота в воспоминание окончания сотворения Богом мира. В Новом Завете со времени св. апостолов стал праздноваться первый день после субботы, воскресенье - в воспоминание Воскресения Христова.
В воскресный день христиане собирались на молитву. Читали Священное Писание, пели псалмы и причащались на литургии. К сожалению, теперь многие христиане не такие усердные, как в первые века христианства, и многие стали реже причащаться. Тем не менее никогда нельзя забывать, что воскресный день должен принадлежать Богу.
Нарушают четвертую заповедь те, кто ленится и в будние дни не работает или не исполняет своих обязанностей. Нарушают эту заповедь те, кто по воскресеньям продолжает работать и не идет в церковь. Нарушают эту заповедь и те, что хотя и не работает, но проводит воскресенье в одних забавах и играх, не думая о Боге, о добрых делах и о спасении своей души.
Кроме воскресений христиане посвящают Богу и некоторые другие дни года, в которые Церковь отмечает великие события. Это так называемые церковные праздники.
Самым великим нашим праздником является Пасха - день Воскресения Христова. Это \"праздников праздник и торжество из торжеств.\"
Есть 12 великих праздников, именуемых двунадесятыми. Некоторые из них посвящены Богу и называются Господскими праздниками, другие из них посвящены Божией Матери и называются Богородичными праздниками.
Господские праздники: (1) Рождество Христово, (2) Крещение Господне, (3) Сретение Господне, (4) Вход Господень во Иерусалим, (5) Воскресение Христово, (6) Сошествие Святого Духа на апостолов (Троица), (7) Преображение Господне и (8) Воздвижение Креста Господня. Богородичные праздники: (1) Рождество Божией Матери, (2) Введение во храм Пресвятой Богородицы, (3) Благовещение и (4) Успение Божией Матери.

Пятая заповедь

\"Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. \"

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.
Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, ни оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в повседневных трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу как при их жизни, так и после смерти.
Грех непочитания к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете кто говорил плохие слова на отца или мать, тот наказывался смертью.
Наряду с родителями мы должны почитать и тех, кто в каком-либо отношении заменяет нам родителей. К таким лицам принадлежат: епископы и священники, заботящиеся о нашем спасении; гражданские власти: президент страны, губернатор штата, полицейские и все вообще из тех, на ком лежит обязанность поддерживать порядок и нормальную жизнь в стране. Также надо поэтому почитать учителей и всех людей старше нас возрастом, которые имеют опыт в жизни и могут нам дать добрый совет.
Грешат против этой заповеди те, кто не уважает старших, в особенности стариков, кто с недоверием относится к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми \"отсталыми,\" а их понятия \"отжившими.\" Бог сказал: \"Перед лицем седого вставай и почитай лицо старца\" (Лев. 19:32).
Когда младший встречается со старшим, младший должен первый поздороваться. При входе учительницы в класс ученики должны встать. Если в автобус или поезд войдет престарелый человек или женщина с ребенком, то молодой человек должен встать и уступить своё место. Когда слепой человек хочет перейти улицу, надо ему помочь.
Только в том случае, когда старшие или начальники требуют от нас исполнить что-либо против нашей веры и закона, мы не должны им повиноваться. Закон Божий и послушание Богу являются высшим законом для всех людей.
В тоталитарных странах начальники иногда издают законы и дают распоряжения, противоречащие Закону Божию. Иногда они требуют от христианина, чтобы он отрёкся от своей веры или делал что-то против своей веры. Христианин в таком случае должен быть готов пострадать за свою веру и за имя Христово. Бог обещает в награду за эти страдания вечное блаженство в Царстве Небесном. \"Претерпевший до конца, спасется... Кто отдаст жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот снова приобретет ее\" (Матф. 10-ая глава).

Шестая заповедь

\"Не убей. \"

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, а также и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом.
Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому никто не имеет права этот дар отнимать.
Самоубийство есть самый страшный грех потому, что в этом грехе заключается отчаяние и ропот на Бога. А кроме того, после смерти нет возможности покаяться и загладить свой грех. Самоубийца обрекает свою душу на вечное мучение в аду. Чтобы не отчаиваться, надо всегда помнить, что Бог нас любит. Он наш Отец, Он видит наши трудности и имеет достаточно сил, чтобы нам помочь даже в самой трудной ситуации. Бог по Своим премудрым планам попускает нам иногда пострадать от болезни или какой-нибудь неприятности. Но надо твердо знать, что Бог всё устраивает к лучшему, и постигшие нас скорби Он обращает к нашей пользе и спасению.
Нарушают шестую заповедь несправедливые судьи, если осуждают подсудимого, невинность которого им известна. Всякий, кто помогает другим совершать убийство или помогает убийце скрыться от наказания, также нарушает эту заповедь. Нарушает эту заповедь и тот, кто ничего не сделал, чтобы избавить ближнего от смерти, когда вполне мог бы это сделать. Также тот, кто тяжёлым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих работников и тем ускоряет их смерть.
Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, ненавидит ближних и причиняет им скорбь своею злобой и словами.
Кроме телесного убийства, есть и еще другое страшное убийство: это духовное убийство. Когда человек соблазняет другого на грех, этим он духовно убивает своего ближнего, потому что грех есть смерть для вечной души. Поэтому нарушают шестую заповедь все те, кто распространяет наркотики, соблазнительные журналы и фильмы, кто учит других, как делать зло или подает плохой пример. Нарушают это заповедь и те, которые распространяют безбожие, неверие, колдовство и суеверия среди людей; грешат те, которые проповедуют разные экзотические верования, противоречащие христианскому вероучению.
К сожалению, приходится в некоторых исключительных случаях допускать убийство для прекращения неизбежного зла. Например, если неприятель напал на мирную страну, воины должны защищать свою родину и свои семьи. В таком случае воин не только убивает по необходимости, чтобы спасти своих близких, но и сам ставит свою жизнь в опасность и жертвует собой ради спасения своих ближних.
Также судьям приходится иногда осуждать на смерть неисправимых преступников, чтобы спасти общество от их дальнейших преступлений против людей.

Седьмая заповедь

\"Не прелюбодействуй. \"

Седьмой заповедью Господь Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую связь.
Вступившие в брак муж и жена дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе как радости, так и горести. Поэтому этой заповедью Бог запрещает разводиться. Если у мужа и жены разные характеры и вкусы, они должны прилагать все усилия, чтобы сглаживать то, что у них разное, а единство семьи ставить выше личных выгод. Развод есть не только нарушение седьмой заповеди, но и преступление против детей, которые остаются без семьи и после развода часто вынуждены бывают жить в чуждых для них условиях.
Неженатым Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Надо избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства: плохие слова, нескромные шутки, бесстыдные анекдоты и песни, буйную и возбуждающую музыку и танцы. Надо избегать соблазнительных журналов и фильмов, а также чтения безнравственных книг.
Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши \"суть члены Христовы и храмы Духа Святого.\"
Самым страшным грехом против этой заповеди является противоестественная связь к лицам одинакового пола. В наши дни даже регистрируют своего рода \"семьи\" между мужчинами или между женщинами. Такие люди часто гибнут от неизлечимых и страшных болезней. За этот страшный грех Бог полностью уничтожил древние города Содом и Гоморру, о чем рассказывает нам Библия (гл. 19).

Восьмая заповедь

\"Не кради. \"

Восьмой заповедью Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.
Грехами против этой заповеди могут быть:
Обман (т.е. присвоение чужой вещи хитростью), например: когда уклоняются от платежа долга, утаивают найденное, не разыскивая хозяина найденной вещи; когда обвешивают при продаже или дают неправильную сдачу; когда не дают положенную плату рабочему.
Воровство - похищение чужой вещи.
Грабительство - отнятие чужой вещи насилием или при помощи оружия.
Нарушают эту заповедь также те, кто берет взятки, то есть берет деньги за то, что должен был бы сделать по обязанности своей службы. Нарушают эту заповедь те, кто притворяется больным, чтобы, не работая, получать деньги. Также те, кто нечестно работает, делает кое-что напоказ при начальстве, а когда его нет, бездельничает.
Этой заповедью Бог нас учит честно трудиться, быть довольными тем, что у нас есть, и не стремиться к большому богатству.
Христианин должен быть милосердным: часть своих денег жертвовать церкви и бедным людям. Все, что человек имеет в этой жизни, не принадлежит ему навеки, а дается человеку Богом для временного пользования. Поэтому надо делиться с другими тем, что у нас есть.

Девятая заповедь

\"Не произноси на другого ложного свидетельства. \"
Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.
Девятую заповедь нарушают те, кто:
Сплетничает - пересказывает другим недостатки своих знакомых.
Клевещет - сознательно говорит о других людях ложь с целью им повредить.
Осуждает - производит строгую оценку человека, причисляя его к плохим людям. Евангелие не запрещает нам оценивать сами поступки с точки зрения того, насколько они хороши или плохи. Мы должны отличать зло от добра, мы должны удаляться от всякого греха и несправедливости. Но не следует на себя брать роль судьи и говорить, что такой-то наш знакомый пьяница, или вор, или распутный человек и так далее. Этим мы осуждаем не столько зло, сколько самого человека. Такое право осуждать принадлежит только Богу. Очень часто мы видим только внешние поступки, но не знаем о настроении человека. Нередко грешники потом сами тяготятся своими недостатками, просят у Бога прощения грехов и с помощью Божией побеждают свои недостатки.
Девятая заповедь нас учит обуздывать свой язык, следить за тем, что мы говорим. Большинство наших грехов происходит от ненужных слов, от пустословия. Спаситель сказал, что человек должен будет дать ответ Богу за каждое слово, которое он скажет.

Десятая заповедь

\"Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему. \"

Десятой заповедью Господь Бог запрещает не только делать что-либо плохое другим, окружающим нас ближним, но запрещает плохие желания и даже плохие мысли по отношению к ним.
Грех против этой заповеди называется зависть.
Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до плохих дел.
Но и сама по себе зависть оскверняет душу, делая ее нечистой перед Богом. Священное Писание говорит: \"Мерзость перед Богом злые мысли\" (Притч. 15:26).
Одной из главных задач истинного христианина является очищать свою душу от всякой внутренней нечистоты.
Чтобы избежать греха против десятой заповеди, необходимо хранить чистоту сердца от всякой чрезмерной привязанности к земным предметам. Надо быть довольным тем, что имеем и благодарить Бога.
Учащиеся в школе не должны завидовать другим ученикам, когда другие очень хорошо учатся и делают успехи. Каждый должен стараться учиться как можно лучше и свой успех приписывать не себе только, а Господу, давшему нам разум, возможность учиться и все необходимое для развития способностей. Истинный христианин радуется, когда видит у других успех.

МКОУ «ЛАХДЕНПОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Тема урока

«ЗАПОВЕДИ»

Кондукторова Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

ЗАПОВЕДИ.

Цель: формирование представления о нравственных критериях, заключённых в десяти заповедях православной религиозной культуры.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с десятью заповедями Моисея;

Воспитательные:

сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали;

Развивающие:

расширить кругозор учащихся;

способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (кроссворд, таблица, карточки с заповедями, с пословицами), толковые словари.

Виды деятельности : беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа со справочным материалом, творческая работа.

ХОД УРОКА

1.Орг. момент. Приветствие детям.

1.1 Рефлексия. Улыбнитесь друг другу. Ведь с улыбки начинается дружба.

2.Повторение пройденного.

Работа в группах.

Вспомним понятия, с которыми познакомились на прошлых уроках предмета «основы православной культуры».

Каждая группа получает рабочий лист с заданием : «Решите кроссворд так, чтобы по вертикали получилось название одного из важнейших православных праздников». На заполнение данного задания отводится 5-6 минут.

(Дети могут пользоваться учебником и собственными тетрадями)

Вопросы по горизонтали:

Величайший дар Бога человеку

«Книги»

Главный праздник христиан

Новый завет

Ученик Христа

Религиозная культура России

Праздник рождения Иисуса Христа

Божий вестник, посланник

То, что имеет большое значение для человека: Бог, Отечество, семья, любовь.

11.Разговор с Богом

12. Союз Бога и человека

б

л

а

г

о

в

е

щ

е

н

и

е


Какое ключевое слово у вас получилось? (благовещение)

Какие слова вызвали затруднения? (если у одной группы затруднения- другая объясняет)

Молодцы!

Вы сейчас работали в группах. Какие качества человека помогли вам справиться с заданием? Используйте ключевые слова, записанные на доске при ответе на мой вопрос.

Взаимоуважение

Равенство

Ответственность перед другими

Стремление помочь

Совместное переживание

Умение слышать друг друга

Взаимопомощь

Не перебивать друг друга

(Дети берут для ответа многие слова из написанных)

Учитель: -Что помогает людям дружно жить в коллективе, в

обществе - назовите общим словом? (правила, законы и традиции)

3.Изучение нового материала

Учитель: История возникновения Заповедей.

В древние времена жизнь людей была суровой: чтобы выжить, людям приходилось переступать законы жизни. Через Заповеди Бог дал людям правила, нормы поведения. Эти заповеди были даны пророку Моисею на горе Синай.

Словарная работа (понятие «заповедь»)

-Работа со словарём Ожегова С.И. Каждая группа работает о одним толковым словарём (ищут понятия и озвучивают)

Толковый словарь Ожегова С.И.

заповедь

1. изречение , содержащее религиозно-нравственное предписание
2. - правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-нибудь

Вывод делает учитель.

Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник, заповедный?

Слайд №1 История Моисея из Библии:

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и

его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было

обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был зн а ком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены в ящик, обитый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей поставил ковчег в особой палатке (скиния), где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей вынес скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

(Демонстрация слайда, изображающих гору Синай и Моисея со скрижалями)

Слайд №2,3 10 заповедей. Прочитайте все заповеди.

Какие заповеди, говорят об отношениях человека с Богом, а какие касаются отношений людей между собой?

На листочках обведите цифру заповедей, касающихся отношений между людьми (дети должны правильно обвести № 5,6,7,8,9,10)

Слайд №3. Проверяем! Молодцы!

Физминутка.

Доброе утро! - птицы запели.

(дети машут руками)

Добрые люди встают с постели;

(показывают, как просыпаются, подтягиваются)

Прячется вся темнота по углам,

(разбегаются, прячутся за стулом)

Солнце вошло и идет по делам!

(возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

Работа с учебником стр.40

Учитель: -А сейчас мы прочитаем, разберём и запишем с пятой по 10 заповедь в таблицу.

Чтение заповедей в учебнике (об отношении человека к человеку ) с остановками на заповеди и в ходе беседы заполнение таблицы (листок на столе)

ТАБЛИЦА «Люди, любите друг друга!»

(курсивом выделены предполагаемые ответы детей)

Заповедь

От чего предостерегает заповедь

Как заповедь учит поступать

5 «Почитай отца твоего и мать твою»

от неуважения к родителям и

вообще к старшим

слушаться родителей,

уважать и беречь их;

ухаживать за ними в

старости

№6 «Не убивай»

От ненависти, жестокости и желания принести страдания ближнему

Не отнимать чужую и свою жизнь, беречь здоровье и жизнь людей

7 «Не прелюбодействуй»

От предательства

ближнего

Не предавать любимого, быть верным семье

№8 «Не кради»

От причинения страданий ближнему, от зависти

прежде чем взять вещь,

спросить разрешение у

хозяина; всегда возвращать

чужое; довольствоваться

тем, что у тебя есть

9 «Не лги»

от всякой неправды, обмана,

перекладывания своей вины на

другого человека

Говорить правду

10 «Не завидуй»

От ненависти к ближнему, жадности, от корысти, от желания обладать чужим

не хвастаться, делиться с

другими людьми; уметь

радоваться чужой радости

В ходе беседы учителя и обучающихся:

Заповедь пятая:

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Заповедь шестая:

Не убивай.

Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

Заповедь седьмая:

Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай близких).

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

Заповедь восьмая: Не кради.

Что общего у убийства и воровства?

Заповедь девятая:

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? (Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.)

Заповедь десятая:

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Как зависть мешает радости, гасит её?

Вывод: для чего же служат заповеди людям? (заповеди даны людям для того чтобы они могли стать счастливыми)

-А какой это счастливый человек? (если он не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми)

Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

4.Закрепление изученного:

4.1.Чтение рассказа Толстого «Лгун» ( читает хорошо подготовленный ученик)

4.2. Фрагмент мульфильма «Шапокляк» (когда она ворует билет и вещи у крокодила Гены и Чебурашки)

К каким заповедям вы отнесёте данные произведения?

(не лги, не завидуй, не укради)

5. Итог урока:

Благодарю вас за работу. Вы все молодцы. Запомните то, что услышали сегодня на уроке. Старайтесь следовать заповедям и пусть главным правилом в вашей жизни будут слова «Люди, любите друг друга!», живите честно и доброму относитесь к друг другу.

Рефлексия . Если вам понравилось на уроке, улыбнитесь друг другу.

6.Домашнее задание:

Уч. стр.40-41

Доп. задание на карточках «Соотнеси заповедь и пословицу».

Ресурсы:

Учебник по курсу «Основы православной культуры»

Детская библия, Институт перевода Библии, 1983,1990.

Толковые словари Ожегова.

Толстой Л.Н. «Лгун», притча.

Видеоматериалы: фрагменты из мультфильма «Шапокляк».

7. Интернет-ресурсы:

Не ищи правды в других,

коли её в тебе нет.

Не лги

Вору потакать - что

самому воровать.

Не убивай

На свете всё найдёшь,

кроме отца и матери.

Не укради

Насилие - яд для души.

Не завидуй

«Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании».

(Иакова 1:25)

Божий закон для человека

Легко ли вам представить мир, в котором нет преступности? Наверно, нет, особенно если вам приходится ежедневно читать и слушать, и видеть преступления всякого рода - кражи, вооруженные нападения и грабежи, убийства, мошенничество. Специалисты говорят о новом, если можно сказать, качественном уровне преступности.

Преступления совершались в мире всегда, но еще не было такого времени, когда преступность так ловко скрывалась бы под маской законности и так умело избегала законной кары, как в наши дни.

Когда нравственный уровень народа падает настолько, что уважение к законам теряется, невольно возникает мысль, что в мышлении общества не все в порядке. Чем объяснить такое неуважение к законам, и где люди научились этому?

Воспитание начинается в семье; это - первая школа ребенка. Если научить детей, что закон Божий - Его заповеди - следует выполнять, что этот закон запрещает красть, убивать, обманывать, распутничать, оскорблять старших, - то молодежь, вступая в жизнь, будет иметь моральную опору, достаточную для понимания гражданских законов и их выполнения. И, наоборот, если научить молодое поколение, что закон Божий не нужен, или что он вовсе отменен, и его можно безнаказанно нарушать, то молодежь потеряет всякое уважение не только к закону Божьему, но и ко всем законам вообще. Одно вытекает из другого. Как можно, не считаясь с законом Божьим, в то же время требовать уважения к законам, созданным людьми?

Известно, что детям нужен образец для подражания. Но кто будет их этическим, нравственным и духовным идеалом? Родители часто ругаются, ссорятся и обманывают друг друга. А дети видят все это. Пьянство, драки и разводы оставляют глубокие раны в их сердцах. Кто научит детей отличать хорошее от плохого, если родители не могут или не хотят сделать это? Наивно полагать, что это способна сделать школа. Сегодня перед нами стоит вопрос: кто определяет, что хорошо, а что плохо? Ведь порой даже хорошие люди могут судить предвзято.

Критерий добра и зла

Без критерия добра и зла вне нас самих, мы можем оправдать практически все. Мы можем украсть, чтобы выбраться из трудного положения; совершить измену, если нам кто-то понравился, и убить человека, стоящего на нашем пути. Библия напоминает нам, что мы, к сожалению, не всегда различаем, что хорошо, а что плохо.

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притчи 16:25).

Давным-давно Бог указал нам путь к обществу без преступлений. Если бы люди всегда следовали им, то преступности не было бы! В любом уголке Земли люди чувствовали бы себя в полной безопасности!

10 заповедей счастья

У горы Синай Господь дал всему человечеству 10 заповедей счастья. Народ, собравшийся у подножия горы, с тревогой смотрел на ее вершину, скрытую густым облаком, которое, темнея, опускалось вниз, покуда вся гора не была окутана таинственным мраком. Во тьме вспыхивали молнии, сопровождаемые раскатами грома. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым от печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился все сильнее и сильнее» (Исход 19:18-19).

Бог хотел вручить Свой закон в необычной обстановке, чтобы величественная торжественность соответствовала возвышенной сути этого закона. Необходимо было запечатлеть в сознании народа, что ко всему, связанному со служением Богу, следует относиться с величайшим благоговением.

Божье присутствие было столь величественно, что весь народ трепетал. Наконец, раскаты грома и трубный звук стихли, воцарилась благоговейная тишина. Тогда был услышан голос Божий, звучащий из густой тьмы, скрывавшей Его от взоров людей. Движимый глубокой любовью к Своему народу, Он провозгласил Десять заповедей. Принципы Десятисловия распространяются на всё человечество, они были даны всем как наставление и руководство к жизни. Десять кратких, всеобъемлющих и несомненных принципов выражают обязанности человека по отношению к Богу и к ближним, и все они основаны на великом основополагающем принципе любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Луки 10:27).

И сказал Бог
;

1-я заповедь : «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:2-3).

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4-6).

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремии 10:3-5). Все наши нужды и потребности может удовлетворить только реальная Личность.

3-я заповедь : «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

5-я заповедь : «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь : «Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего - значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого - значит попытаться встать на место Бога.

Все действия, сокращающие жизнь, - дух ненависти, мести, злобные чувства - являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь : «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз - изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель - сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено на личности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь: «Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь : «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение - является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь : «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Желание присвоить собственность соседа - значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков. «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6).

Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если такова воля Божия, мы исполним её», - решили они. Но зная, как забывчивы люди, и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим перстом на двух каменных скрижалях.

«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18).

В этот раз Создатель впервые дал людям Свой закон в письменной форме, сам же закон существовал вечно.

Закон, правивший от Адама до Моисея

Ещё до Синая, даже до Адама и Евы вечный и неизменный критерий правды был основой Божьего небесного управления.

Этот закон управлял и ангелами. Они были свободны и могли выбирать - исполнять закон Божий или игнорировать его и восстать против него. Сатана и его ангелы решили поступать «по-своему», по своим собственным законам. Это восстание привело их к изгнанию с небес на землю.

Но оставались ангелы, решившие следовать за Богом и остались верны Его закону: «Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» (Псалом 102:20).

В Едемском саду Адам и Ева знали о законе Божьем, потому что согрешив, почувствовали вину и стыд. Они поняли, что ослушались Бога, взяв не принадлежавшее им и решив следовать за другим «богом». Когда Каин разгневался на то, что Бог принял жертву брата Авеля, а не его жертву, Господь спросил: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» (Бытие 4:6-7).

Закон Божий должен был существовать в то время, ибо сказано: «Где нет закона, нет и преступления» (Римлянам 4:15). Преступление... есть нарушение какого-либо закона.

Задолго до Синая Авраам знал и соблюдал Закон Божий. Бог сказал, что благословит Авраама и его потомков «за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Бытие 26:5).

Не может существовать порядка и управления без закона. Гармоничного, счастливого, безопасного общества без законов не бывает. Но недостаточно высечь заповеди на камне или написать на стене, а важно их исполнять: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).

Основой для соблюдения заповедей является любовь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:37-40).

Закон - отражение Божьего характера

«Закон Господа совершен» (Псалом 18:8), как совершенен Его характер. Закон есть отражение Божьего характера, неизменяемого характера! «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь» (Малахии 3:6).

Любое изменение закона привело бы его к несовершенству. Но закон совершенен, поэтому он неизменен. Эту истину имел в виду Христос, когда сказал: «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Луки 16:17).

Нередко верующих спрашивают: «Как вы можете жить свободно и счастливо, будучи ограничены законом Божьим, который лишает вас многих радостей жизни?»

Мы строим ограждения на мостах и горных дорогах, чтобы не упасть вниз. Так и Бог дал нам Свой закон, чтобы защитить и уберечь нас на жизненном пути.

«О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Второзаконие 5:29).

Творец дал человеку Свой закон ещё по одной причине: «Ибо законом познается грех» (Римлянам 3:20).

Апостол Павел подтверждает эту мысль: «...я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай» (Римлянам 7:7).

Одну африканскую принцессу подданные уверяли, что её красота непревзойдённа. Но однажды путешествующий торговец продал ей зеркало. Взглянув в него, она ужаснулась собственному уродству и разбила зеркало на мелкие кусочки!

Закон Божий подобен зеркалу, и мы, глядя в него, подобно той африканской принцессе, можем быть недовольны увиденным, ибо закон указывает на грех в нашей жизни. Мы не можем изменить своего положения, если попытаемся уничтожить или игнорировать закон. Несовершенство останется таковым!

Закон Божий указывает на наши грехи и помогает нам почувствовать нужду в Спасителе. Когда мы принимаем Христа своим Спасителем, Он обещает нам прощение и силу соблюдать Его заповеди, ибо Он заверил: «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их...» (Евреям 8:10).

Величайшее проявление любви и послушания воле Божьей имело место однажды тёмной, холодной ночью в саду под старым оливковым деревом. Кровавый пот стекал по челу Сына Божьего. Так Он страдал, в молитве обращаясь к Своему Небесному Отцу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39).

Судьба человечества висела в тот момент на волоске. Виновный мир должен был либо обрести спасение, либо погибнуть. Решится ли Иисус отбросить желание жить и взойдёт ли на Голгофу?!

Он мог бы стереть кровавый пот со лба и заключить: «Пусть грешник сам отвечает за последствия своих грехов».

Но Он позволил прибить Себя к кресту, чтобы человек получил прощение. В тот миг, когда ставка была столь велика, Христос окунул перо Своей любви в пурпурные чернила Своей крови и написал «прощён» против наших с вами имён!

Голгофский крест будет вечным напоминанием о той цене, которую заплатил Бог, чтобы удовлетворить требования нарушенного закона и спасти виновное человечество. Если бы закон можно было изменить или отменить, в Голгофской смерти Христа не было бы необходимости.

Бог отдал Своего Сына на крестную смерть, и Святое Писание говорит, что Христос «Своей Кровию... приобрел вечное искупление» (Евреям 9:12).

Loading...Loading...