Герои летчицы. Женщины герои вов

Женщины - герои ВОВ: кто они? Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно долго гадать. Нет такого рода и вида войск, в которых не воевали бы советские женщины. И на суше, и на море, и в воздухе - везде можно было найти воительниц, взявших в руки оружие для защиты своей Родины. Такие имена, как Татьяна Маркус, Зоя Космодемьянская, Марина Раскова, Людмила Павличенко, известны, пожалуй, всем в нашей стране и бывших советских республиках.

Официальная статистика гласит, что в армию и на флот было призвано 490 тысяч женщин. Полностью из женщин были сформированы три авиационных полка - 46-й гвардейский ночной бомбардировочный, 125-й гвардейский бомбардировочный и 586-й истребительный полк ПВО, а также отдельная женская рота моряков, отдельная женская добровольческая стрелковая бригада, центральная женская школа снайперов и отдельный женский запасной стрелковый полк. Но в реальности число воевавших женщин было, конечно же, гораздо больше. Ведь многие из них защищали свою страну в госпиталях и на эвакопунктах, в партизанских отрядах и в подполье.

И Родина в полной мере оценила их заслуги. 90 женщин заслужили звание Героя Советского Союза за подвиги, совершенные в годы ВОВ, а еще четверо стали полными кавалерами ордена Слава (см. список ниже). А женщин ― кавалеров других орденов и медалей сотни тысяч.

Героини-летчицы

Больше всего женщин, заслуживших на фронтах ВОВ высшее звание страны, оказалось среди летчиц. Это легко объяснимо: все-таки в авиации чисто женских полков было аж три, тогда как в других родах и видах войск подобные части почти не встречались. К тому же на долю женщин-летчиц выпала одна из самых трудных задач: ночные бомбардировки на «небесном тихоходе» - фанерном биплане У-2. Стоит ли удивляться тому, что из 32 женщин-летчиц, получивших звание Героя Советского Союза, 23 - «ночные ведьмы»: именно так прозвали героинь немецкие вояки, которые несли серьезные потери от их ночных налетов. Кроме того, именно женщины-летчицы были первыми, кто получил высшее звание еще до войны. В 1938 году экипаж самолета «Родина» - Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова - удостоился высшей награды за беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток.

Летчицы женского авиаполка. Фото: warmuseum.ca

Из трех с лишним десятков женщин ― кавалеров высшего звания семь получили его посмертно. И среди них - первая летчица, таранившая немецкий самолет, пилот бомбардировщика Су-2 Екатерина Зеленко. Ей, кстати, это звание присвоили много лет спустя после окончания войны - в 1990 году. В авиации служила и одна из четырех женщин ― полных кавалеров ордена Славы: воздушный стрелок разведывательного авиаполка Надежда Журкина.

Героини-подпольщицы

Чуть меньше, чем женщин-летчиц, среди Героев Советского Союза женщин-подпольщиц и партизан - 28. Но тут, к сожалению, куда больше число героинь, получивших звание посмертно: 23 подпольщицы и партизанки совершили подвиги ценой своей жизни. Среди них и первая женщина ― Герой Советского Союза в годы войны Зоя Космодемьянская, и пионер-герой Зина Портнова, и участницы «Молодой гвардии» Любовь Шевцова и Ульяна Громова… Увы, «тихая война», как называли ее немецкие оккупанты, почти всегда велась до полного уничтожения, и выжить, активно действуя в подполье, удавалось немногим.

Три советские женщины-партизанки, 1943 г. Фото: waralbum.ru

Героини-медики

Из почти 700 тысяч врачей в действующей армии около 300 тысяч составляли женщины. А среди 2 миллионов среднего и младшего медперсонала это соотношение было еще выше: почти 1,3 миллиона! При этом очень многие девушки-санинструкторы постоянно находились на переднем крае, деля с солдатами-мужчинами все тяготы войны. Поэтому закономерно, что по числу Героев Советского Союза женщины-медики на третьем месте: 15 человек. Да и одна из полных кавалеров ордена Славы - тоже медик. Но и соотношение среди них живых и тех, кому высшее звание присвоено посмертно, тоже показательное: 7 из 15 героинь не дожили до мига своей славы. Как, например, санинструктор 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота матрос Мария Цуканова. Одна из девушек-«двадцатипятитысячниц», откликнувшихся на приказ призвать в военный флот 25 000 женщин-добровольцев, она служила в береговой артиллерии, а санинструктором стала незадолго до атаки десанта на берег, занятый японской армией. Санинструктор Мария Цуканова сумела спасти жизни 52 морякам, но сама погибла - это случилось 15 августа 1945 года…

Санитар перевязывает раненого. Фото: А.Архипов /Фотохроника ТАСС

Героини-пехотинцы

Присяга. Фото: waralbum.ru

Казалось бы, даже в годы войны женщина и пехота были трудно совместимы. Одно дело - летчицы или медики, но пехотинцы, рабочие лошадки войны, люди, которые, по сути, всегда и везде и начинают, и заканчивают любую битву и при этом переносят все тяготы военной жизни… Тем не менее и в пехоте служили женщины, рискнувшие не просто разделить с мужчинами трудности пехотного быта, но и освоить ручное оружие, что требовало от них немалого мужества и сноровки. Среди женщин-пехотинцев - шесть Героев Советского Союза, пять из них получили это звание посмертно. Впрочем, и для мужчин-пехотинцев соотношение будет таким же. В пехоте служила и одна из полных кавалеров ордена Славы. Что примечательно, среди героинь-пехотинцев - первая женщина из Казахстана, заслужившая столь высокое звание: пулеметчица Маншук Маметова. Во время освобождения Невеля она одна удерживала со своим пулеметом господствующую высоту и погибла, так и не пропустив немцев.

Героини-снайперы

Когда говорят «женщина-снайпер», первое имя, которое приходит на ум, - лейтенант Людмила Павличенко. И вполне заслуженно: как-никак звание Героя Советского Союза она получила, будучи самой результативной женщиной-снайпером в истории! Но кроме Павличенко высшей награды за искусство меткой стрельбы были удостоены еще пять ее боевых подруг, и три из них - посмертно.

Снайпер. Фото: thirdshockarmy.umi.ru

Одна из полных кавалеров ордена Славы - старшина Нина Петрова. Ее история уникальна не только тем, что на ее счету было 122 уничтоженных врага, но и возрастом снайпера: она воевала, когда ей уже исполнилось 52 года! Редко кто из мужчин добивался права попасть на фронт в таком возрасте, а инструктор снайперской школы, за спиной которой была Зимняя война 1939–1940 годов, этого добилась. Но, увы, она не дожила до Победы: Нина Петрова погибла в автокатастрофе за неделю до нее, 1 мая 1945 года.

Героини-танкисты

Советский танкист. Фото: militariorgucoz.ru

Можно представить себе женщину за штурвалом самолета, но за рычагами танка - непросто. И тем не менее были женщины-танкисты, и не просто были, а добивались больших успехов на фронте, получая высокие награды. Две женщины-танкиста получили звание Героя Советского Союза, и одна из них - Мария Октябрьская - посмертно. Причем погибла она, под огнем противника ремонтируя собственный танк. Собственный в прямом смысле слова: танк «Боевая подруга», на котором Мария воевала механиком-водителем, был построен на деньги, собранные ею и ее сестрой после того, как женщина узнала о гибели своего мужа, полкового комиссара Ильи Октябрьского. Чтобы добиться права занять место за рычагами своего танка, Марии Октябрьской пришлось обращаться лично к Сталину, который помог ей попасть на фронт. И высокое доверие женщина-танкист оправдала в полной мере.

Героини-связистки


Женщины-связистки. Фото: urapobeda.ru

Один из самых традиционных книжных и киноперсонажей, связанных с войной, - девушки-связистки. Действительно, на тонкую работу, требующую усидчивости, внимательности, аккуратности и хорошего слуха, их брали охотно, направляя в войска телефонистками, радистками и другими специалистами связи. В Москве на базе одного из старейших подразделений войск связи в годы войны действовала специальная школа, в которой готовили девушек-связисток. И совершенно естественно, что среди связисток нашлись свои Герои Советского Союза. Причем обе девушки, заслужившие столь высокое звание, получили его посмертно ― как Елена Стемпковская, во время боя своего батальона в окружении вызвавшая огонь артиллерии на себя и погибшая во время прорыва к своим.

1. Екатерина Буданова - Гвардии старший лейтенант, воевала в составе 586, 437, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Она была командиром звена. За свою жизнь Екатерина Буданова совершила 266 боевых вылетов. Во время воздушных боев Буданова лично сбила 6 самолетов противника. В группе с товарищами - еще 5 самолетов. 19 июля 1943 года Екатерина Буданова погибла в воздушном бою. 9 мая 1988 года останки летчицы были перезахоронены в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области. В октябре 1993 года, спустя полвека, Екатерине Васильевне посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Москве одна из улиц названа ее именем.

2. Во время войны Буданова познакомилась с Лидией Литвяк. Девушки стали лучшими подругами. А между тем, Лидия Литвяк была признана самой результативной женщиной-авиатором Второй Мировой войны. Она воевала в составе 586, 437, 9 Гвардейского, 296 (73 Гвардейского) истребительных авиаполков. Совершила около 150 боевых вылетов. Лично сбила 6 самолетов и 1 аэростат наблюдения, ещё 6 самолетов противника уничтожила в группе с товарищами. Свою подругу Екатерину Буданову Лидия Литвяк пережила не намного. Литвяк погибла 1 августа 1943 года в воздушном бою. Ее останки были найдены лишь в 1979 году и захоронены в братской могиле возле деревни Дмитриевка Шахтерского района. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Лидия Литвяк посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.


3. Летчица, получившая звание Героя Советского Союза, Евгения Руднева воевала в 46 женском Таманском авиаполку легких ночных бомбардировщиков 325 авиадивизии. Во всех официальных справочниках, книгах памяти погибших и пропавших в период Великой Отечественной войны о Рудневой написано: Руднева Евгения Максимовна, 1920 года рождения, уроженка Бердянска , Запорожской области, из служащих, Гвардии старший лейтенант, штурман авиаполка. Руднева совершила 645 боевых ночных вылетов на уничтожение переправ, железнодорожных эшелонов, живой силы и техники противника. Воевала на Закавказском, Северо-Кавказском, 4 Украинском фронтах. Участвовала в боях на Северном Кавказе , Таманском и Керченском полуостровах. Отважная летчица погибла смертью храбрых в ночь на 9 апреля 1944 года при выполнении, вместе с Прокопьевой Паной, боевого задания севернее города Керчь Крымской АССР . Похоронена в городе-герое Керчь на Воинском мемориальном кладбище. Кстати, к званию Героя Советского Союза она была представлена еще до гибели.


4. Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в начале октября 1941 года, прославленная летчица, Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Ее просьба была удовлетворена. Сама Марина Раскова с 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной Академии. По окончании Ленинградского института Гражданского Воздушного Флота в 1934 году стала штурманом. Участвовала в полетах на большие расстояния. 24-25 сентября 1938 года вместе с В. С. Гризодубовой и П. Д. Осипенко совершила беспосадочный перелет Москва - Комсомольск -на-Амуре на самолете «Родина». Во время Великой Отечественной войны командовала бомбардировочным полком. Погибла в авиационной катастрофе. Похоронена у Кремлевской стены. Ее имя присвоено 125 Гвардейскому бомбардировочному авиаполку, Тамбовскому ВВАУЛ, пассажирскому теплоходу на Волге. Автор книги «Записки штурмана».


5. Носаль Евдокия Ивановна - Гвардии младший лейтенант. В авиации с 1940 года. Работала инструктором в Николаевском аэроклубе. Участница Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Начала войну рядовым пилотом. Потом отважную летчицу назначили командиром звена, а затем - заместителем командира эскадрильи. За 20 ночей июня 1942 года она совершила 95 боевых вылетов. 10 раз в стане врага вспыхивал пожар, 18 раз раздавались взрывы, перестала существовать переправа. За эти подвиги Дусю наградили орденом Красной Звезды. После первой награды она совершила ещё 120 боевых вылетов. И снова 14 пожаров и 16 взрывов на территории, окупированной противником. Взлетели на воздух две переправы через реку Терек , а на станции Ардон - железнодорожный эшелон с живой силой и техникой врага. За мужество и отвагу Дусю наградили вторым орденом - Красного Знамени. А потом новые и новые вылеты... В ночь на 23 апреля 1943 года Дуся Носаль в 354-й раз за время войны поднялась в небо. Она бомбила противника юго-западнее Новороссийска . На обратном пути ее атаковал вражеский ночной истребитель. Осколком снаряда, разорвавшегося прямо в кабине, Дуся была убита. До аэродрома самолёт довела штурман Гвардии старшина Ирина Каширина .

Евдокия Ивановна Носаль первой в 46 Гвардейском Таманском полку была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно.


6. Ольга Лисикова - единственная в годы Второй Мировой войны женщина-командир крупнейших американских транспортных самолетов DC-3 (в СССР более известный под названием «Ли-2») и С-47. Она окончила Батайскую летную школу в 1937 году. Участница войны с белофиннами 1939-1940 годов. С начала Великой Отечественной войны летала на связных самолетах, перевозила раненых, доставляла медикаменты, кровь для переливания и тому подобное. Летала в осажденный Ленинград . Награждена орденом Красного Знамени. Ещё в 1941 году молодая летчица Ольга Лисикова вступила в поединок с «Мессершмитт ом». Она не стреляла в него. Стрелять ей просто было нечем, потому что она пилотировала не боевую машину, а санитарный самолет, в котором находилось двое раненых. И все-таки это был поединок. Она затянула «Мессершмитт» к самой земле, заставила его петлять над причудливо извивающейся Метой, а сама, едва не касаясь крыльями обрывистых берегов, летела как в ущелье, изломанными крутыми поворотами. Пулеметная очередь зацепила «санитара» по хвосту, но самолет еще слушался рулей, и борьба продолжалась. В конце концов вражеский летчик увлекся и спикировал так низко, что для набора высоты уже не хватило времени.


7. В составе 135 ближнебомбардировочного авиаполка сражалась летчица Екатерина Зеленко - единственная женщина, участвовавшая в советско-финляндской войне и совершившая воздушный таран в годы Великой Отечественной войны. Немногие знают и о подвиге Александры Поляковой - единственной женщины, решившейся на огненный таран. 12 сентября 1941 года она совершила два разведывательных боевых вылета на самолете Су-2. Несмотря на то, что во время второго вылета ее самолет был поврежден, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолета были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолет был подбит и был вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолет, а когда у нее закончился боезапас, таранила второй немецкий самолет. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама. Екатерина Зеленко при жизни получила орден Красного Знамени за участие в Советско-Финляндской войне. Также она участвовала в войсковых испытаниях Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны она была с первого дня. Воевала в составе 135 ББАП, была заместителем командира эскадрильи. Совершила 40 боевых вылетов, провела 12 воздушных боев. Ее именем названа малая планета Солнечной системы.


Первые женщины - Герои Советского Союза. 2 ноября 1938 г. Первым женщинам в СССР присвоено звание Героя Советского Союза

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова в сентябре 1938 года стали национальными героинями. 24-25 сентября самолет «Родина», пилотируемый командиром экипажа Гризодубовой, пилотом Осипенко и штурманом Расковой совершил самый длинный в истории беспосадочный перелет по маршруту Москва - посёлок Керби (Дальний Восток), протяженностью 6450 км. Нелишним будет заметить, что до осени 1938 года рекорд абсолютной дальности полета на тяжелом самолете для женского экипажа принадлежал французской летчице Андре Дюпейрон и равнялся 4360 км 400 м.

Именно столько без посадки пролетела отважная француженка весной все того же 1938 года. На фото - Андре Дюпейрон.

Желание превзойти достижение Андре и завоевать мировой рекорд для СССР первой высказала Валентина Гризодубова, которая за один лишь предыдущий, 1937 год, установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета. Летчицы провели в воздухе 26 часов 29 минут, проявив настоящий героизм, мужество и бесстрашие. В условиях, когда прервалась связь с экипажем, самолет обледенел, а горючее было на исходе, экипаж сумел довести полет до конца и посадить самолет, не повредив его. Перед посадкой командир экипажа Валентина Гризодубова приказала штурману Марине Расковой прыгать с парашютом - в случае неудачной посадки удар пришелся бы на то место, где сидела Раскова. Женщин нашли через 10 дней после приземления самолета. Через два месяца после полета всем троим присвоили звание Героя Советского Союза и наградили Орденом Ленина.

Валентина Гризодубова родилась в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 году в Харькове в семье летчика и авиаконструктора Степана Гризодубова. Свой первый полет она совершила в 14 лет - на слете планеристов в Крыму. После школы Гризодубова поступила сразу в два учебных заведения - в Харьковский технологический институт и музыкальное училище по классу фортепиано, по окончании которого ее зачислили в консерваторию. Но главной мечтой Гризодубовой было небо. Поступить женщине в летное училище в то время было непросто. 18-летняя Валентина добивается приема у Серго Орджоникидзе, и благодаря его ходатайству, девушку зачисляют в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Гризодубова за три месяца окончила курсы в авиаклубе, бросила Технологический институт и поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима. А еще годом позже - в 20 летнем возрасте - поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. С 1930 по 1933 год Валентина Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубе, за это время она подготовила 36 летчиков. В 1933 году семья Гризодубовых переехала в Москву, Валентина начинает работать в агитационной эскадрилье. Она летает по всему Советскому Союзу на различных типах самолетов. А в сентябре 1938 года имя Валентины Гризодубовой стало известно не только всему Советскому Союзу, но и всем у миру.

Беспосадочный перелет длинной в 6450 км, самолета, пилотируемого тремя молодыми женщинами, стал главным событием в жизни страны. В СССР впервые появились Герои Советского Союза-женщины, установившие мировой рекорд дальности полетов. Во время войны 32-летняя Гризодубова командовала авиационным полком. С 1941 по 1943 год совершила 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов и доставку боеприпасов на передовую.

После войны Валентина Гризодубова демобилизовалась из армии и поступила на работу в гражданскую авиацию заместителем начальника Института приборостроения по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. В 1963 году Гризодубова добилась создания Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила - в институте разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - по сути, закладывалась основа всепогодной ракетоносной реактивной авиации. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года. В апреле 1993 года Валентины Степановны не стало.

Полина Осипенко родилась в 1907 году в многодетной семье крестьянина в Запорожской области. Отучившись в школе 2 класса, девочка бросила школу - родителям не на что было покупать одежду, обувь и тетрадки для занятий. 8-летнюю девочку отдали в няньки, а потом в батрачки. А потом случилась революция, в селе организовали колхоз, и Полину назначили птичницей. Днем девочка работала на птицеферме, а по вечерам садилась за учебники в вечерней школе. Впервые в жизни Полина увидела самолет в 20 лет - на лугу рядом с птицефермой приземлились два небольших самолета. Весь колхоз сбежался на это зрелище. Вот тогда и появилась у Полины Осипенко большая мечта. Она написала письмо своему односельчанину, который был курсантом военной авиационной школы, и вскоре поехала к нему. Ее служба в авиации началась с должности официантки в курсантской столовой. Обслуживая посетителей, Полина каждый день уговаривала начальника школы принять ее. В конце концов он сдался и велел пройти ей медосмотр. К счастью, со здоровьем у Полины было все в порядке, и вскоре вчерашнюю птичницу зачислили в авиашколу. Более старательной ученицы трудно было найти. После окончания школы Осипенко поступила на службу в воинскую часть. А когда она приехала в отпуск домой, то не только сельчане, но и родная мать не сразу поверила, что Полина летает, а не просто так ходит в форме. Чтобы развеять все сомнения, обратно в часть Полина поехала вместе с матерью - и когда та смотрела в небо и видела, как ее дочь делает «петли Нестерова». «бочки» и «штопоры», она плакала от счастья. В период с 1936 по 1938 год Полина Осипенко установила 5 мировых авиационных рекордов высоты и дальности полёта для женщин. В 1937 году Полина Осипенко побила сразу три мировых рекорда по высотным полетам. 22 мая поднялась на самолете МП-1 («Морской пассажирский первый») на 8864 метра, улучшив рекорд для женщин-пилотов на самолетах с поршневыми двигателями сразу на три километра.25 мая того же года побила рекорд по максимальному набору высоты с грузом в 500 килограммов - поднялась на 7605 метров. В тот же день побила рекорд с грузом в тонну, поднявшись на 7009 метров.«Вам удалось выжать из машины все!» - заявил летчице представитель конструкторского бюро. В 1938 года совместно с сокурсницей по Качинскому училищу Верой Ломако и Мариной Расковой установила рекорд полета по замкнутому кругу на гидросамолете. Из Севастополя через Евпаторию и Очаков, и обратно в Севастополь летчицы добрались за девять с половиной часов, пролетев 1749 километров. 2 июля 1938 года женский экипаж во главе с Осипенко на МП-1 пролетел по маршруту Севастополь - Киев - Новгород - Архангельск, преодолев 2416 километров

В Мае 1939 года майор Осипенко, работавшая в лётной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полётах на Курсах усовершенствования начальствующего состава. В первый день лётчики работали на тренажерах, во второй день летали с инструторами и только на третий день должны были совершать самостоятельные полеты. Герой Советского Союза Анатолий Константинович Серов, который тоже проходил обучение на этих курсах, предложил, чтобы лётчики выходили в полет парами. Он вылетел вместе с Полиной Осипенко. Полина легко и уверено подняла самолет в воздух. Это был последний полет 32-летней Полины Осипенко. Самолет потерпел катастрофу - причины случившегося так и не выяснили.

Марина Раскова родилась 28 Марта 1912 года в Москве, в семье оперного певца. Она даже и не помышляла об авиации - у девочки был хороший музыкальный слух и голос, ей пророчили певческую карьеру. Марина училась в школе и параллельно в детском отделении консерватории. Но жизнь распорядилась иначе. Внезапно умер отец Марины, единственный кормилец - девочке пришлось после 9 класса работать. Марина устроилась на Бутырский химический завод, а потом - чертёжницей в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Поначалу девушке было очень трудно - это был совсем незнакомый ей мир. В лаборатории хранились манометры, аэротермометры, аэропланшеты, - первое время Марина не могла отличить их друг от друга. А ведь ей по долгу службы нужно было приносить эти приборы на лекции и демонстрировать слушателям. Но довольно быстро способная и старательная сотрудница разобралась в них, ей было интересно, что рассказывают на лекциях, она впитывала все, что слышала и неожиданно аэронавигация ее очень заинтересовала. Она самостоятельно засела за учебники, стала изучать высшую математику, физику, топографию, астрономию, радиотехнику и другие науки. Лектор оценил любознательность и целеустремленность Марины и стал ей помогать в учебе. В результате Марина окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота и стала штурманом. За хорошую работу академия решила наградить Марину. Когда ее спросили, какую награду ей хотелось бы получить, она ответила - научиться летать. Академия выполнила обещание, и штурман Марина Раскова поступила и окончила Центральный аэроклуб в Тушине. К теоретическим знаниям добавилось умение управлять самолётом.Тот самый, знаменитый полет на самолете «Родина» начинался вполне мирно.

Однако при таком дальнем маршруте трудно ожидать хорошую погоду по всему маршруту. Экипаж самолёта «Родина» прекрасно понимал это и был готов к облачности и циклонами. Но метеоусловия оказались хуже, чем ожидали. Сплошная облачность началась уже через 60 км после начала полета - пришлось лететь вслепую. А на подлете к Уралу началось обледенение самолета. К довершению ко всему из-за холода перестала работать радиосвязь и заканчивался бензин. Недалеко от китайской границы летчицы решили отклониться от курса, чтобы ненароком не пересечь границу. Самолет начал терять высоту.Место штурмана - Расковой находилось в носовой части, и при незапланированной посадке самолет мог бы приземлиться носом, в таком случае штурманская рубка была бы смята в лепешку.

Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом. Чтобы не разбить машину. Гризодубова и Осипенко посадили самолет на «брюхо». Отважных летчиц нашли на 10 день. В начале войны Марина Раскова обратилась к Сталину с просьбой разрешить формирование женского авиаполка, и уже в октябре была создана авиагруппа из трёх женских авиаполков. Ее неофициально называли «Ночные ведьмы». В январе 1943 году Марина Михайловна Раскова погибла при перелёте на фронт после переформирования - самолет потерпел крушение в сложных метеоусловиях недалеко от Саратова. 25 февраля 1936 года в первый полет отправился АНТ-37бис, на котором два года спустя состоялся первый женский сверхдальний перелет. Вторая половина 1930-х в истории России и отечественной авиации была временем сверхдальних перелетов. Начало им положил уникальный полет по маршруту Москва - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - Петропавловск-Камчатский - остров Удд, совершенный экипажем под командованием Валерия Павловича Чкалова на АНТ-25. #НашиГерои

За четыре военных года высшей награды страны были удостоены девять десятков женщин, защищавших Родину с в руках
Женщины - герои ВОВ: кто они? Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно долго гадать. Нет такого рода и вида войск, в которых не воевали бы советские женщины. И на суше, и на море, и в воздухе - везде можно было найти воительниц, взявших в руки оружие для защиты своей Родины. Такие имена, как Татьяна Маркус, Зоя Космодемьянская, Марина Раскова, Людмила Павличенко, известны, пожалуй, всем в нашей стране и бывших советских республиках.

Официальная статистика гласит, что в армию и на флот было призвано 490 тысяч женщин. Полностью из женщин были сформированы три авиационных полка - 46-й гвардейский ночной бомбардировочный, 125-й гвардейский бомбардировочный и 586-й истребительный полк ПВО, а также отдельная женская рота моряков, отдельная женская добровольческая стрелковая бригада, центральная женская школа снайперов и отдельный женский запасной стрелковый полк. Но в реальности число воевавших женщин было, конечно же, гораздо больше. Ведь многие из них защищали свою страну в госпиталях и на эвакопунктах, в партизанских отрядах и в подполье.

И Родина в полной мере оценила их заслуги. 90 женщин заслужили звание Героя Советского Союза за подвиги, совершенные в годы ВОВ, а еще четверо стали полными кавалерами ордена Слава (см. список ниже). А женщин ― кавалеров других орденов и медалей сотни тысяч.

Героини-летчицы

Больше всего женщин, заслуживших на фронтах ВОВ высшее звание страны, оказалось среди летчиц. Это легко объяснимо: все-таки в авиации чисто женских полков было аж три, тогда как в других родах и видах войск подобные части почти не встречались. К тому же на долю женщин-летчиц выпала одна из самых трудных задач: ночные бомбардировки на «небесном тихоходе» - фанерном биплане У-2. Стоит ли удивляться тому, что из 32 женщин-летчиц, получивших звание Героя Советского Союза, 23 - «ночные ведьмы»: именно так прозвали героинь немецкие вояки, которые несли серьезные потери от их ночных налетов. Кроме того, именно женщины-летчицы были первыми, кто получил высшее звание еще до войны. В 1938 году экипаж самолета «Родина» - Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова - удостоился высшей награды за беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток.


Летчицы женского авиаполка. Фото: warmuseum.ca


Из трех с лишним десятков женщин ― кавалеров высшего звания семь получили его посмертно. И среди них - первая летчица, таранившая немецкий самолет, пилот бомбардировщика Су-2 Екатерина Зеленко. Ей, кстати, это звание присвоили много лет спустя после окончания войны - в 1990 году. В авиации служила и одна из четырех женщин ― полных кавалеров ордена Славы: воздушный стрелок разведывательного авиаполка Надежда Журкина.

Героини-подпольщицы

Чуть меньше, чем женщин-летчиц, среди Героев Советского Союза женщин-подпольщиц и партизан - 28. Но тут, к сожалению, куда больше число героинь, получивших звание посмертно: 23 подпольщицы и партизанки совершили подвиги ценой своей жизни. Среди них и первая женщина ― Герой Советского Союза в годы войны Зоя Космодемьянская, и пионер-герой Зина Портнова, и участницы «Молодой гвардии» Любовь Шевцова и Ульяна Громова… Увы, «тихая война», как называли ее немецкие оккупанты, почти всегда велась до полного уничтожения, и выжить, активно действуя в подполье, удавалось немногим.


Три советские женщины-партизанки, 1943 г. Фото: waralbum.ru


Героини-медики

Из почти 700 тысяч врачей в действующей армии около 300 тысяч составляли женщины. А среди 2 миллионов среднего и младшего медперсонала это соотношение было еще выше: почти 1,3 миллиона! При этом очень многие девушки-санинструкторы постоянно находились на переднем крае, деля с солдатами-мужчинами все тяготы войны. Поэтому закономерно, что по числу Героев Советского Союза женщины-медики на третьем месте: 15 человек. Да и одна из полных кавалеров ордена Славы - тоже медик. Но и соотношение среди них живых и тех, кому высшее звание присвоено посмертно, тоже показательное: 7 из 15 героинь не дожили до мига своей славы. Как, например, санинструктор 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота матрос Мария Цуканова. Одна из девушек-«двадцатипятитысячниц», откликнувшихся на приказ призвать в военный флот 25 000 женщин-добровольцев, она служила в береговой артиллерии, а санинструктором стала незадолго до атаки десанта на берег, занятый японской армией. Санинструктор Мария Цуканова сумела спасти жизни 52 морякам, но сама погибла - это случилось 15 августа 1945 года…


Санитар перевязывает раненого. Фото: А.Архипов /Фотохроника ТАСС



Героини-пехотинцы


Казалось бы, даже в годы войны женщина и пехота были трудно совместимы. Одно дело - летчицы или медики, но пехотинцы, рабочие лошадки войны, люди, которые, по сути, всегда и везде и начинают, и заканчивают любую битву и при этом переносят все тяготы военной жизни… Тем не менее и в пехоте служили женщины, рискнувшие не просто разделить с мужчинами трудности пехотного быта, но и освоить ручное оружие, что требовало от них немалого мужества и сноровки. Среди женщин-пехотинцев - шесть Героев Советского Союза, пять из них получили это звание посмертно. Впрочем, и для мужчин-пехотинцев соотношение будет таким же. В пехоте служила и одна из полных кавалеров ордена Славы. Что примечательно, среди героинь-пехотинцев - первая женщина из Казахстана, заслужившая столь высокое звание: пулеметчица Маншук Маметова. Во время освобождения Невеля она одна удерживала со своим пулеметом господствующую высоту и погибла, так и не пропустив немцев.

Героини-снайперы

Когда говорят «женщина-снайпер», первое имя, которое приходит на ум, - лейтенант Людмила Павличенко. И вполне заслуженно: как-никак звание Героя Советского Союза она получила, будучи самой результативной женщиной-снайпером в ! Но кроме Павличенко высшей награды за искусство меткой стрельбы были удостоены еще пять ее боевых подруг, и три из них - посмертно.


Одна из полных кавалеров ордена Славы - старшина Нина Петрова. Ее история уникальна не только тем, что на ее счету было 122 уничтоженных врага, но и возрастом снайпера: она воевала, когда ей уже исполнилось 52 года! Редко кто из мужчин добивался права попасть на фронт в таком возрасте, а инструктор снайперской школы, за спиной которой была Зимняя война 1939–1940 годов, этого добилась. Но, увы, она не дожила до Победы: Нина Петрова погибла в автокатастрофе за неделю до нее, 1 мая 1945 года.

Героини-танкисты


Советский танкист. Фото: militariorgucoz.ru


Можно представить себе женщину за штурвалом самолета, но за рычагами танка - непросто. И тем не менее были женщины-танкисты, и не просто были, а добивались больших успехов на фронте, получая высокие награды. Две женщины-танкиста получили звание Героя Советского Союза, и одна из них - Мария Октябрьская - посмертно. Причем погибла она, под огнем противника ремонтируя собственный танк. Собственный в прямом смысле слова: танк «Боевая подруга», на котором Мария воевала механиком-водителем, был построен на деньги, собранные ею и ее сестрой после того, как женщина узнала о гибели своего мужа, полкового комиссара Ильи Октябрьского. Чтобы добиться права занять место за рычагами своего танка, Марии Октябрьской пришлось обращаться лично к Сталину, который помог ей попасть на фронт. И высокое доверие женщина-танкист оправдала в полной мере.

Героини-связистки


Женщины-связистки. Фото: urapobeda.ru



Один из самых традиционных книжных и киноперсонажей, связанных с войной, - девушки-связистки. Действительно, на тонкую работу, требующую усидчивости, внимательности, аккуратности и хорошего слуха, их брали охотно, направляя в войска телефонистками, радистками и другими специалистами связи. В Москве на базе одного из старейших подразделений войск связи в годы войны действовала специальная школа, в которой готовили девушек-связисток. И совершенно естественно, что среди связисток нашлись свои Герои Советского Союза. Причем обе девушки, заслужившие столь высокое звание, получили его посмертно ― как Елена Стемпковская, во время боя своего батальона в окружении вызвавшая огонь артиллерии на себя и погибшая во время прорыва к своим.

У войны не женское лицо. На фронте мужчинам всегда тяжело, а женщинам гораздо тяжелее. Однако 75 лет назад советские женщины проявили героическое мужество, встав на защиту Родины. На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны вероломно вторглась на территорию Советского Союза. И началась Война. Страшная, жестокая, унесшая жизни свыше 20 миллионов человек.

Зоя Космодемьянская. Разведчица

Первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза (посмертно), стала юная 18-летняя разведчица Зоя Космодемьянская , имя которой до сих пор является эталоном мужества, патриотизма и героизма. В ноябре 1941 года Зоя выполняла задание в деревне Петрищево – вместе с остальные членами отряда сжигала населенные пункты по приказу Ставки Верховного Главнокомандования. Однако девушка была схвачена в плен. Гитлеровцы всю ночь жестоко пытали девушку: ее избивали резиновыми дубинками и ногами, раздевали до гола и выводили на мороз на несколько часов, вырывали ногти. Но Зоя не выдала имен остальных членов отряда. Утром девушке надели на шею табличку с надписью Поджигательница домов и вывели на казнь, которая происходила на глазах почти у всех жителей деревни. По словам очевидцев, Зоя держалась гордо, а ее последними словами стали: «Сколько нас не вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят! ». Зоя стала самой известной комсомолкой-героиней. После войны ее именем были названы улицы на территории всей страны, открывались музеи и памятники.


Герои Советского Союза Евгения Жигуленко, Ирина Себрова, Лариса Розанова, 1945 год.

Евгения Жигуленко: «Немцы называли нас ночными ведьмами, а ведьмам было всего от 15 до 27 лет» .

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк в военной истории имеет отдельную нишу. Уникальность его заключалась в том, что состав полка был полностью женским. Шутливо полк именовался «Дунькин полк», а немцы за бесстрашие прозвали летчиц ночными ведьмами. Первый боевой вылет полка состоялся 12 июня 1942 года, 15 октября 1945 года полк был расформирован. За время боевых действий летчицами было совершено более 20 тысяч боевых вылетов, сброшено более 2 млн кг бомб. 23 летчицы полка имеют звание Героя Советского Союза, два штурмана полка имеют звание Героя России, одна девушка является Народным Героем Казахстана. Евдокия Давыдовна Бершанская (Бочарова) – девушка, которая возглавила полк, является единственной женщиной, удостоенной орденом Суворова.


Наталья Меклин, Ирина Себрова

Ирина Себрова сделала больше всех вылетов в полку – 1004. Отличалась повышенной дисциплинированностью, смелостью и отвагой. Герой Советского Союза.
Наталья Меклин – 980 боевых вылетов. Прославилась бесстрашием. Однополчане отмечали ее боевое мастерство как образец для всего состава. Герой Советского Союза.
Евгения Жигуленко – 968 боевых вылетов, 10 из которых были очень опасными. Герой Советского Союза.
Смирнова Марина Васильевна – 950 боевых вылетов. Герой Советского Союза.
Антонина Федоровна Худякова – 926 боевых вылетов. Герой Советского Союза.
Женскому полку было посвящено множество книг и фильмов, в городах России открывались музеи. Сами девушки издавали биографии.

Людмила Павличенко. Снайпер

Людмила Павличенко – лучшая женщина-снайпер в истории. В возрасте 25-ти лет отправилась добровольцем на фронт, сразу же, как началась война. Участвовала в обороне Одессы и Севастополя. Людмила провела на фронте год, после ранения была эвакуирована и больше не возвращалась на войну. Однако за этот год девушка убила 309 фашистских захватчиков – результат, который превосходит достижения многих снайперов-мужчин. 25 октября 1943 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Нина Петровна Смирнова. Снайпер

Смирнова Нина Петровна – удивительная женщина. Она вызвалась добровольцем на фронт 22 июня 1941 года в возрасте 48 лет! Считается одним из лучших снайперов Ленинградского фронта. Прошла всю войну на передовой позиции, ни разу не получив ранений. Убила 122 фашистских захватчика, подготовила более 500 снайперов. В полку ее любили, назвали мамой . Отмечали ее бесстрашие, мужественность и выносливость. Погибла 1 мая 1945 года – машина, в которой она ехала, сорвалась в обрыв. Посмертно награждена орденом Славы 1-й степени,медалями За боевые заслуги и За оборону Ленинграда, Орденом Отечественной воны 2-й степени, а также наградным оружием – именной снайперской винтовкой.

Кащеева Вера Сергеевна

Кащеева Вера Сергеевна – гвардии старший сержант, санитарный инструктор батальона 120-го гвардейского стрелкового полка 39-й гвардейской стрелковой дивизии. С началом войны прошла курс медсестер, год работала в госпитале города Барнаул. В 1942 году была зачислена на фронт, в апреле 1942 года попала в страшное сражение. Мужественно выносила раненных солдат с поля боя под шквальный пулеметный огонь, при разрывах мин и снарядов. При встрече с противником бралась за оружие. Вместе с тем была и разведчицей, и связной. Была награждена медалью За отвагу, за мужество, которое девушка проявила в боях под Сталинградом. Дошла до Берлина. Герой Советского Союза.

Дёмина Екатерина Илларионовна

Военной биографии Деминой Екатерины Илларионовны может хватить на несколько десятков книг, а ее мужеством остается только восхищаться. Когда началась война, девушке было всего 15 лет. Добавив себе 2 года, пошла добровольцем на фронт. В боях получила ранение, с 1942 года служила на военно-санитарном судне Красная Москва. После Сталинградской битвы настояла на зачислении в в 369-й отдельный батальон морской пехоты, формировавшийся в феврале 1943 года из добровольцев в Баку. Девушка вместе с солдатами отважно сражалась, а также спасала раненых с поля боя. Была трижды ранена и все равно, несмотря на серьезные ранения, Екатерина оставалась в строю и спасала своих однополчан. Прошла всю войну. Имеет много наград. Герой Советского Союза.

О женщинах на войне написано много. Согласно официальным данным, более 800 тысяч женщин участвовало в Войне. Однако никто не может с точностью сказать, сколько из было на самом деле. Имена некоторых женщин остались неизвестны, но подвиги их – бессмертны.
Девяносто пять женщин заслужили звание Героя Советского Союза. Некоторые получили награду посмертно. За подвиги, за бесстрашие, за мужество. Родина бесконечно благодарит и чтит память своих Героев. Мы помним. Мы гордимся.

Loading...Loading...