Советы по прохождению Final Fantasy Tactics: The War of the Lions. Прохождение Final Fantasy Tactics Final fantasy tactics прохождение на русском

День рождения Агрии (Agrias Birthday)
Для открытия этой короткой секретной сценки, вам придется посетить любой город Ивалиса первого числа месяца Cancer (следует за Gemini, 32). Для просмотра сценки вам также понадобятся 50 тысяч гилей в казне команды. Эти деньги уйдут на подарок - аксессуар для Агрии.

Секретные заклинания
Ultima
Это сугубо секретный и очень мощный спелл, который может выучить только Рамза - причем только с профессией Оруженосца (Squire). Собственно, Рамза должен иметь эту профессию, попасть под удар Ультимой и пережить его (что довольно проблематично). Ультимой в игре владеют враги Ultima Demon (встречаются в боях в Limberry Castle и Murond) и обаятельные спутницы маркиза Эльмдора - ассасины Celia и Lede (на крыше Riovanes Castle и в двух боях в Limberry Castle). Правда, дождаться Ультимы от демонов довольно сложно - они используют ее только на ослабленных и раненых персонажах.

Zodiac
Все аналогично. Zodiac (ака Zodiark) - самый мощный призываемый дух в игре. Выучить его можно только в одном месте: в битве на последней карте Deep Dungeon - THE END (в WOTL - Terminus). Владеет им босс Deep Dungeon - маг Элидибис (Elidibs). Выучиться Зодиаку может любой зовущий маг (summoner), надо только попасть под удар Зодиаком и выжить. А это нечеловечески трудно, ибо Зодиак наносит порядка 800 НР урона. К счастью, в FFT существует такая характеристика бойца, как Вера (Faith). В подобных случаях это особенно важно: боец с низкой Верой - никакущий маг, но и вражеская магия на него практически не действует (он в нее попросту не верит). Ваша задача в том, чтобы с самого начала боя понизить зовущему магу (или нескольким) этот параметр, используя, например, умение златоуста (Mediator) Solution или рыцаря Mind Break. Бойцу с Верой ниже 30 никакие Зодиаки уже не страшны.

Секретные Персонажи
Cloud Strife
Да, это тот самый Клауд из Final Fantasy VII. Этот персонаж сможет биться за вас, если буду выполнены ряд перечисленных ниже условий:

1. Для получения Клауда вы должны получить трех других секретных персонажей (см. ниже) и после битвы с Dycedarg в замке Igros.
2. Отправляйтесь в локацию Goug, откуда и в Zarghidas Trade City.
3. В городе к вам подойдет цветочница Аэрис из той же Final Fantasy VII и предложит купить у нее цветок. Принимайте цветочек.
4. Идите обратно в Goug.
5. Машина времени внезапно активизируется и оттуда появится Клауд, телепортированный из своего родного мира. Но сейчас Клауд к вам не присоединится, а отправится в Zarghidas.
6. Идите за Клаудом, вскоре вам предстоит легкий бой. 7. Если вы победили в бою - Клауд присоединится к вашей команде.

Но у Клауда нет оружия! Находится оружие его (Materia Blade) в локации Bervenia Volcano (Mount Bervenia в "Войне Львов"). Экипировав Клауду способность Move-Find item, заведите его на самую верхнюю точку локации. Там Клауд найдет нужный ему клинок. Теперь Клауд научился использовать свои Лимиты (Limits).

Beowulf, Reis, Worker-8 (Construction 8)




Все три эти секретные персонажи получаются по ходу выполнения одного обширного субквеста. Теперь подробнее о квесте:
Сначала отправляйтесь в Goug (вы должны быть уже в четвертой главе сюжетного прохождения, приняв ранее в партию Мустадио Бунанза). Там начнется ролик, в котором покажут новое изобретение Бесродио. На нем будет символ одного из Зодиакальных камней, поиском которого вам и предстоит заняться. Идите в Goland.

В Goland просмотрите все слухи (Rumors), после чего отправляйтесь в Lesalia. Там в баре вы узнаете о сборе бойцов для подавления сопротивления в Goland"е. Рамза, конечно, согласится помочь и к нам присоединится Boewulf.

Дойдя до Goland"а вас ждут четыре битвы с сильными противниками. Подробнее о каждой из них:

Colliery Underground: Third Floor
Самый легкий из предстоящих боев. Тут с вами будут биться четыре Травника (Chemist), каждый из которых вооружен Mithril Gun. Старайтесь держаться ближе к ним, так так в ближнем бою они безобиднее. Старайтесь сосредоточиться на одном противнике, иначе другие смогут его подлечить или даже воскресить, используя X-Potion или Phoenix Down.

Colliery Underground: Second Floor
Этот бой уже серьезнее. Тут вам противостоят Травники, вооруженные Blaze Gun, воры, Бегемоты и Король Бегемотов, которого стоит особенно опасаться. Используйте все возможное, дабы не подпустить к себе Бегемотов, так как в ближнем бою они сокрушительны.

Colliery Underground: First Floor
Этот бой может быть даже полегче предыдущего. Тут вам противостоят два Травника с обычными Мифриловыми ружьями, Uribo (вот его опасаться совсем не стоит;)) и Blue Dragon (причем две штуки! Опасайтесь их!) . Первым делом вырубите или драконов, или Травников. Урибо оставьте на десерт;)

Последний бой: Underground Passage
Ваша цель - спасти Святого Дракона Reis, после чего она присоединится к вашей партии. Не особо пугайтесь, увидев ее окруженной - она вполне может постоять за себя. Опасайтесь Глаз, она могут с большой вероятностью наложить на ваших героев Doom или Sleep. Об остальных же позаботится сама Reis.

Серия боев окончена, Reis присоединилась к вашей партии в обличье дракона. Теперь возвращайтесь в Goug, где полученный от Беовульфа Зодиакальный камень оживит Worker-8 (или Construction-8 в WOTL), который присоединится к вашей партии тоже. Обратите внимание - он очень ценный юнит, хоть и не может применять магию.

Теперь идите в Zeltennia Fortress, где прочитайте последние слухи в таверне. Вам отроется новая локация на карте - Nelveska Temple. Отправляйтесь туда, где вас ждет бой не из легких.

Итак, вся тяжесть боя заключается в наличии двух Hyudra, которые сидят на двух столбах. Если убить их бой станет намного легче, но с другой стороны можно сосредоточиться на вашем главном противнике - Worker-7. Что выбрать - решайте сами. Сам робот имеет иммунитет ко всем видам магии - не тратьте на нее ваши драгоценные ходы. Но учтите, что когда вы уже снимите у незадачливого робота все жизни, он скажет пару невнятных предложений и продолжит битву с одним HP. Добивайте его быстрее! И еще хочу заметить, что на столбах находятся ценные предметы - там могут попасться серебряный Javelin или Escutcheon. Но до столбов не способен запрыгнуть даже ниндзя - подставьте к нему (столбу) монстра (если есть) или Reis, после чего ваши бойцы смогут попасть туда, залезая по спине дракона. Чтобы найти предметы экипируйте способность Move-Find-Item (Treasure Hunter).

Balthier Bunanza
Этот персонаж доступен только в Final Fantasy Tactics The War of the Lions. Для его получения вам понадобится:

1. Отправляйтесь в Magic City of Gariland. Зайдите там в таверну и прочтите слух (Rumor) Rash of "Thefts".
2. Теперь идите в Dorter Trade City. Там также зайдите в таверну и прочтите новый слух - A Call for Guards.
3. Попробуйте покинуть Дортер, но вам не дадут - после заставки начнется бой. В нем вам будет помогать сам Балтир, но он будет Гостем (статус Guest). Вот его характеристики:

Профессия Способности Экипировка
Sky Pirat Piracy
Move +1
Ras Alhethi Gun
Mirage Vest

После победы в этом не очень сложном бою он к вам присоединится окончательно. Это очень ценные персонаж, благодаря его пушке (стреляет на полторы сотни) и его способности "Пиратство" (Piracy) - смесь способностей Мустадио и обычного вора, только Plunder - воровство с более высоким шансом успеха.

Секретная Охота
Ниже располагается полный список всех рядовых монстров игры. Для использования этой особенности игры, Вам придется выучить соответствующую способность в профессии Вор (Thief) и, активировав, нанести по цели добивающий ее удар. Противник исчезнет. После окончания боя вам предстоит отправиться в ближайший город, где и продать тушу убитого монстра.

Предметы, выделенные жирным шрифтом получаются только при прохождении соответствующей охоты.

Локации, выделенные курсивом являются уровнями подземелья Deep Dungeon.

Монстр

Обычный дроп

Редкий дроп

Место нахождения

Chocobo Phoenix Down High Potion Везде
Black Chocobo Eye Drop X-Potion Bariaus Hill, Bariaus valley
Red Chocobo Remedy Barrette Finath River, Bariaus Hill
Goblin Potion Hi-Potion Где угодно
Black Goblin Hi-Potion Antidote Где угодно
Gobbledeguck Mage Masher Ancient Sword Bariaus Valley, Dolbodar Swamp
Red Panther Antidote Battle Boots Где угодно
Cuar Soft Germinas Boots Где угодно
Vampire Holy Water C Bag Zirekile Falls, Germinas Peak
Bomb Fire Ball Flame Rod Где угодно
Grenade Water Ball Flame Whip Bed Desert, Zeklaus Desert
Explosive Lightning Ball Flame Shield Bed Desert, Zeklaus Desert
Skeleton Holy Water Ether Araguay Woods, Zigolis Swamp
Bone Snatch Hi-Potion Partisan Araguay Woods, Zigolis Swamp
Living Bone Wizard Mantle Elf Mantle Bervenia Volcano, Zeklaus Desert
Ghoul Ether Ninja Knife Araguay Woods, Zigolis Swamp
Gust Hi-Potion Main Gauche Araguay Woods, Zigolis Swamp
Revenant Hi-Ether Mythril Gun Yuguo Woods
Floatiball Shuriken Platina Dagger Где угодно
Ahriman Magic Shuriken Air Knife
Plague Yagyu Darkness Zorlin Shape Bervenia Volcano, Fovoham Plains
Pisco Demon Echo Grass Hi-Potion
Squidlarkin Small Mantle Sleep Sword Zirekile Falls, Dolbodar Swamp
Mindflare Hi-Ether Dracula Mantle Zirekile Falls, Fovoham Plains
Juravis Potion Rubber Shoes Zeklaus Desert, Fovoham Plains
Steel Hawk Phoenix Down Hunting Bow Zeklaus Desert, Germinas Peak
Cocatoris Soft Feather Mantle Zeklaus Desert, Bridge
Bull Demon Battle Axe Giant Axe Zeklaus Desert, Bariaus Hill
Minitaurus Coral Sword Slasher Zeklaus Desert, Bariaus Hill
Sacred Holy Lance Ivory Rod Zeklaus Desert, Bridge
Uribo Maiden"s Kiss Cachusha End
Porky Chantage Ragnarock End
Wildbow Ribbon FSBag Может быть только выведен
Morbol Platina Dagger Ice Shield Araguay Woods
Ochu N-Kai Armlet Chameleon Robe Finath River
Great Morbol Elixir Madlemgen Voyage
Woodman Eye Drop Healing Staff Araguay Woods, Mlapan
Trent Gold Staff Fairy Harp Araguay Woods, Mlapan
Taiju Defense Ring Defender Mlapan
Dragon Jade Armlet H Bag Bed Desert, Voyage, Horror
Blue Dragon Cashmere Dragon Rod Dolbodar Swamp, Horror
Red Dragon Salty Rage Dragon Whisker Bed Desert, Voyage
Behemoth Defense Armlet P Bag Poeskas Lake, Voyage
King Behemoth Ultimus Bow Cherche Poeskas Lake, Voyage
Dark Behemoth Wizard Rod Stone Gun Voyage
Hyudra Blood Sword Scorpion Tail Voyage
Hydra Setiemson Rubber Costume Voyage
Tiamat Ryozan Silk Whale Whisker End

Мультиплеер (Кооперативная игра, Multiplayer)
Эта особенность Final Fantasy Tactics The War of the Lions (на PSP), которой в версии на Playstation 1 не было. Этот режим необычайно хорош тем, что в нем вы не теряете абсолютно ничего, зато вы можете наворовать у противников предметов или завербовать в свою команду. В этом режиме вам предстоит череда очень тяжелых боев. Приступим к описанию:

Бой первый: Chocobo Defence
Эта самая легкая миссия из предстоящих сложна лишь обороной нужных двух птичек. Лучше наложить на них в начале боя Protect и охранять, подлечивая время от времени (они сами также могут лечить себя, Choco Cure). Расправляемся с врагами.

Бой второй: Chicken Race
Тоже не тяжелая битва. На этот раз вы будете биться в болоте с нежитью. Обязательно берите в команду Травников (Chemist) и Мустадио (если получили, то лучше Балтира). Первые смогут убивать нежить, кидая в них Phoenix Down, а последние - превращать нежить в камень, используя свою фирменную способность Seal Evil.

Бой третий: Treasure Hunter
Цель - получение сокровища, так что вам очень понадобится способность Teleport. С ее помощью вы сможете настигнуть желанный сундук всего в пару ходов. Истреблять врагов вовсе не обязательно.

Бой четвертый: Teioh
Довольно тяжелый бой, который затрудняют множество чокоб. Сначала истребите всех рядовых противников - босс (черный чокобо) значительно ослабнет. Сосредотачивайте на нем всю команду - он загентся скоро, не смотря на свои три с половиной тысячи HP.

Бой пятый: Lost Heirloom
На это задание можно поставить только двух войнов. Берите маневренных войнов, неплохо было бы кого-нибудь с дальнобойным оружием, способным дать отпор паре лучников противника, стоящих на крыше. Под эту роль подходят Балтир или Construction-7 с его Dispose.

Бой шестой: The Fete
Это на удивление легкое сражение представляет собой избиение нескольких монахов и рыцарей, которых поддерживает Бард и Танцовщица. Убив рыцарей и монахов можете считать, что миссия пройдена.

Бой седьмой: Desert Minefield
Теперь ваша цель - спасти Травника, котрый присоединится к вашей команде как гость. Противостоять вам будут многочисленный бомбы, самые сильные из которых - черные. С них и стоит начать. Только учтите одно: если у бомбы будут критические HP, но она выживет - не миновать очень противной атаки Self Destruct.

Бой восьмой: Littering
Ого! В этом бою вам противостоят целых десять Ниндзь! Это уже серьезный бой. В ближний бой лучше не соваться - исход будет не в вашу пользу. Неплохо вывести вперед Сида и бить их его техниками, подлечивая его после каждого хода и прикрывая сзади стреляющими бойцами.

Бой девятый: Shades of the Past
В этом бою нам противостоит уже знакомая Милюда. Настоящую трудность бою придают лучники - снимите сначала их. У Милюды уникальная броня, но ее нельзя ни похитить, не сломать. С ее помощью она может один раз воскреснуть, так что будьте к этому готовы.

Бой десятый: The Knights Templar
Очень сложно, предупреждаю. Тут вас ожидают четыре боя без перерыва и возможности даже вылечиться. Первые бои хоть и сложны, но не насколько как последний, где биться нужно будет против Вормава. Его сила очень высока, опасайтесь его!

Бой одиннадцатый: All Star Melee
Все противники - ключевые персонажи из истории (всего их девять и в их рядах есть даже Рамза). Первым делом нужно вырубить Орландо противника, используя своего с поддержкой. Сосредотачивайтесь на одном противнике и уничтожайте их одного за другим. Бой не столь тяжел, как кажется.

После того, как вы пройдете полностью игру вам станут доступны еще несколько воистину кошмарных боев. Приступим к описанию:

Бой двеннадцатый: The Guarded Temple
Вам противостоят два робота у каждого из которых по семь тысяч HP. Звучит устрашающе, но все не так плохо. Все еще хуже - у них ко всему еще и иммунитет ко всем видам магии. Ваше единственное преимущество - скорость - используйте ее против двух довольно тормознутых роботов.

Бой тринадцатый: Nightmares
Знакомые лица (Морды?), не так ли? ;) В этом бою вам будут противостоять все Марвы (Lucavi) из игры с поддержкой из пяти демонов. Вот уж воистину кошмар. Для этого боя вам понадобится уровень, эдак, восьмидесятый, а то и больше. Если еще не достигли - качайтесь! И в первую очередь стоит расправиться с Кухулином - Sleep и Doom на ваших персонажах вам отнюдь не помогут. Удачи!

Бой четырнадцатый: Brave Story
Практически все соперники игры будут противостоять вам на протяжении десяти боев, после каждого из которых персонажи не будут лечиться или воскрешаться. Учтите это! На десятом бою вас ждет сюрприз - вам подадут слабых противников (тысяча с хвостиком HP).

Бой пятнадцатый: An Ill Wind
Быстрее, экипируйте Ribbon или Berette! Иначе темные рыцари своим вампиризмом высосут из ваших героев все соки (буквально). Готовьтесь к сложнейшему бою. Ах, да. Изюминка этого сражения - вы будете управлять только одним персонажем;)

Final Fantasy Tactics

Сюжет: 10
Графика: 8
Геймплэй: 8
Звук: 7
Оригинальность: 7
Общий итог: 40
Сложность: Высокая
Основная перспектива: Изометрия
Перспектива боя: Изометрия
Тип боя: Тактический
Мир: Fantasy
Жанр: Тактическая RPG

Почти все известные мне обзоры Final Fantasy Tactics начинались с размышлений о том, почему у персонажей нет носа. Или эти рассуждения так или иначе проскальзывали в тексте. Но в моем обзоре вы не услышите ничего про носы! Ибо в Final Fantasy Tactics есть вещи заслуживающие обсуждения куда больше чем эта анатомическая особенность местных персонажей.

Немногие по достоинству оценивают сюжет Final Fantasy Tactics, видимо, потому что без хорошего знания английского языка разобраться в его перипетиях трудно. Лично мне он очень понравился, намного больше, чем, скажем, в Final Fantasy VIII или IX. Это не только история бесконечных интриг и предательств, которых в игре не меряно. Это еще и очень смелая и откровенно радикальная точка зрения на религию. Думаю, если бы в эту игру поиграл какой-нибудь видный христианский патриарх, он бы предал ее анафеме – слишком уж узнаваемы некоторые образы, причем представленные не в лучшем свете (воздержусь от комментариев, себе дороже). Тут нет столь часто повторяемой в прочих Final Fantasy истории любви, зато есть рассказ о дружбе, которой, впрочем, пришлось пройти немало испытаний. Герои игры – очень сложные личности (Достоевский отдыхает). Вообще, если хотите услышать мое мнение: все очень мрачно и грустно, но вместе с тем очень волнующе. Главный герой, молодой аристократ Рамза, являющийся еще и бастардом до кучи, уходит из своей семьи и отказывается от фамилии, узнав, какими нехорошими делами занимаются его братья. В начале игры это наивный и доверчивый юноша, но он становится все жестче и мрачнее, теряя одного за другим дорогих ему людей. Его друг и одновременно враг Делита еще более удивителен. Практически невозможно решить, отрицательный он персонаж или положительный, даже пройдя игру до конца. Надо сказать спасибо разработчикам – все сюжетные вставки конспектируются, и если вы чего-то недопоняли, можно прочитать об этом потом. Также можно узнать все о каждом из многочисленных героев и злодеев – для этого есть отдельная опция.

О графике я не хочу говорить много. Трехмерные фоны, рисованные спрайты… Все как всегда, особых нареканий нет. Даже можно сказать, что красиво. Несколько ограничено управление камерой, ну да с этим можно справиться. Да и не имеет там графика большого значения! Final Fantasy Tactics – это, как уже видно из названия, тактическая RPG. Это вещь особая, забудьте о бегущих синих полосочках, трех-четырех персонажах в команде и “плоском” бое, когда герой и враг глядят в лицо друг другу. Final Fantasy Tactics абсолютно верна традициям всех тактических RPG, но при этом она абсолютно индивидуальна и уникальна.

Что же отличает Final Fantasy Tactics от других представительниц сего жанра? В первую очередь, эта система работ (Jobs). Такого не было еще ни в одной тактической RPG, но, однако, уже дважды бывало в самой серии Final Fantasy – в 3-й и 5-й частях. Любой персонаж (кроме цыплят Чокобо) может стать либо магом, либо рыцарем, либо еще черт знает кем, а потом запросто сменить род занятий! Работ много. Очень-очень много. По моим подсчетам – 18, но не исключаю, что есть и секретные. Вначале у вас будут в основном наемники, поэтому очень важно верно определить своим бойцам работу. Весьма важны уровень веры (Faith) и смелости (Brave). Думаю, легко понять, что персонажей с большим показателем веры следует продвигать по линии магов, а смелых делать воинами. Также не стоит забывать про половую принадлежность персонажей. Кроме того, что, как правило, мужские персонажи сильнее, а женские быстрее, есть работы, присущие лишь определенному полу (барды – только мальчики, танцовщицы – только девочки). Конечно, в начале их не так много, но со временем будут открываться все новые и новые, и заполучить их будет не так-то и легко. Основная проблема заключается в том, что для получения какой-либо работы требуется определенное число уровней некой другой работы и, как правило, не одной. Показательный пример – если хотите сделать персонажа Саммонером (Summoner – волшебник, способный вызывать монстров) вам потребуется два уровня Мага Времени (Time Mage). А чтобы стать Магом времени вам необходимы два уровня Колдуна (Wizard). И уж конечно, чтобы стать Колдуном вам придется отработать два уровня Химиком (Chemist). Впрочем, все не так сложно, как могло бы показаться. Кроме того, есть особые работы, присущие только персонажам, присоединяющимся к вам по сюжету. Конечно, будь моя воля, у меня все были бы Святыми мечниками, как Орланду, но такое, увы, невозможно.

Главное в Final Fantasy Tactics – бои! Между поединками интерактивность ограничена покупками в магазине. Ход сражений достаточно стандартен, как и в любой другой игре этого жанра. Помните, как важен ландшафт и рельеф местности, на которой вы сражаетесь, его можно использовать с выгодой для себя, но порой он становится настоящим врагом. Также не забывайте о ядовитых болотах и реках. Навар за победу в бою вы можете получить четырех видов. С деньгами все просто – они выдаются всей партии после боя. А вот такие вещи, как Experience points и Job points даются лишь тому персонажу, кто их, собственно, заслужил. И если XP всем знакомы и понятны, то на JP мы остановимся поподробнее. Как видно из названия, они позволяют прокачивать работы. Точнее, только ту работу, которую использует персонаж в данный момент. Плюс, именно за эти очки вам придется учить скиллы – заклинания, умения, все то, ради чего, собственно, вы эти работы и берете. О скиллах можно развернуть отдельную статью, но так и быть, пересилю себя и не буду на них задерживаться. Выучив все, что только возможно, персонаж становится в данной работе “Мастером”, получая большую золотую звезду. Последнее, что могут получить герои – боевые трофеи, как правило, это оружие, предметы экипировки и лечебные склянки. Тут есть интересный момент – погибший враг три хода будет просто лежать без сознания (если конечно, вам вдруг не взбредет в голову его оживить), а потом умирает окончательно, оставляя на своем месте либо сундук с сокровищем, либо кристалл, позволяющий восстановить MP и HP одного персонажа. Ах да, нежить еще может просто ожить! К сожалению, это не относится к вашим персонажам – погибший герой, если в течение трех ходов его не поднять на ноги склянкой или заклинанием, умрет окончательно и бесповоротно, а если это будет главный герой, то игра просто заканчивается.

Конечно, можно понять игроков, которым не очень-то хочется менять своим бойцам работу на какую-нибудь отстойную, вроде Мага Времени. Но всегда существует необходимость нескольких уровней нелюбимой работы ради открытия пути к чему-то более значимому. Есть пути, позволяющие эту неприятную обязанность обойти. Во-первых, если у вас уже есть представитель работы, в которой вам нужно продвигать других, и он в своем деле уже уровня “Мастер”, то полученные им JP будут уходить на счет других персонажей, даже если они никогда и не были на такой работе. Еще способ – меняете работу персонажа на нужную вам и отдаете сего бойца в наем! В каждом городе есть паб, где дают массу заданий для выполнения. Вам и пальцем пошевелить не придется – просто подождите несколько дней, и персонажи вернутся, получив деньги, XP, JP и трофеи. Плюсы этого способа – вам не придется вступать в сражение, чтобы поднять уровни неудобной в бою работы, вы можете получить редкие предметы и интересные трофеи. Минусы – на подработку могут уходить только наемные персонажи, те, кто присоединяются к вам по сюжету такого права не имеют. Кроме того, на время выполнения задания ушедшие бойцы не смогут сражаться с вами, пока не закончат или вы их не отзовете. Так что, скорее всего вам в любом случае придется перепробовать все работы.

Еще мне понравилось, как ненавязчиво в игру вкраплены кроссоверы с разными частями Final Fantasy. Когда вы отдаете своих бойцов в наем (см. выше), то иногда в качестве награды можно получить редкое сокровище или открыть неизвестное доселе место. Интересно, многие ли люди в России играли в самые первые FF, выходившие на NES? Боюсь что число таковых не слишком велико, такие названия, как замок Пандеманиум, Калкобрина и башня Мисидии ничего не скажут людям, думающим, что Final Fantasy началась с 6-й части. Но для истинных фанатов серии, не пропустивших ни одной части (читайте: вроде меня) это будут весьма приятные сюрпризы, навевающие ностальгию. Конечно, самый большой кроссовер – это наличие в игре Клауда Страйфа из Final Fantasy VII. Правда, чтобы получить его придется помаяться.

Хочу отдельно поговорить о музыке. Она очень хороша, просто замечательна! Меня это особенно радует, как музыкального критика по роду занятий. Настоящий симфонический оркестр, замечательные мелодии и главное, все выдержано в своем собственном стиле, торжественном, немного этническом, готическом и классическом одновременно! Конечно, я не утверждаю, что саундтрек Final Fantasy Tactics понравится абсолютно всем – если вам нравится индастриал и только он, то играйте в третий Tekken. Но тут уж композитор ни в чем не виноват, дело только во вкусе.

Final Fantasy Tactics – игра не новая, но, тем не менее, даже сейчас, по моему мнению, она остается одной из лучших в своем жанре. Она довольно красива, сложна и разнообразна, обладает интересным запутанным сюжетом, дивной музыкой и уникальной системой работ. Если вы по каким-то причинам не любите серию Final Fantasy – постарайтесь абстрагироваться от стереотипов, и думайте о Final Fantasy Tactics как просто об очень хорошей игре.

Written By : Autumn Sakura

Final Fantasy Tactics уже десять лет, как ни крути, и многие наверняка успели ее пройти. Поэтому, чтобы заинтересовать не только новичков, в данном материале мы сосредоточимся на неочевидных деталях игровой механики, а также расскажем о появившихся в PSP-версии бонусах.

Список классов

В The War of the Lions не только появились два новых класса, но и изменились требования для получения некоторых старых. Ниже приведен список профессий с условиями, при которых та или иная специализация открывается в списке доступных для конкретного персонажа.
Squire: доступен изначально
Chemist: доступен изначально
Knight: Lv2 Squire
Archer: Lv2 Squire
Monk: Lv3 Knight
White Mage: Lv2 Chemist
Black Mage: Lv2 Chemist
Time Mage: Lv3 Black Mage
Summoner: Lv3 Time Mage
Thief: Lv3 Archer
Orator: Lv3 Mystic
Mystic: Lv3 White Mage
Geomancer: Lv4 Monk
Dragoon: Lv4 Thief
Samurai: Lv4 Knight, Lv5 Monk, Lv2 Dragoon
Ninja: Lv4 Archer, Lv5 Thief, Lv2 Geomancer
Arithmetician: Lv5 White Mage, Lv5 Black Mage, Lv4 Time Mage, Lv4 Mystic
Bard: Lv5 Summoner, Lv5 Orator (только для персонажей мужского пола)
Dancer: Lv5 Geomancer, Lv5 Lancer (только для персонажей женского пола)
Mime: Lv8 Squire, Lv8 Chemist, Lv5 Summoner, Lv5 Orator, Lv5 Geomancer, Lv5 Lancer
Dark Knight: Master Knight, Master Black Mage, Lv8 Samurai, Lv8 Ninja, Lv8 Geomancer, Lv8 Dragoon; персонаж должен убить (имеется в виду превращение в кристалл/сундук) 20 противников
Onion Knight : Lv6 Squire, Lv6 Chemist


Игровая механика

Если вы в FFT – новичок, постарайтесь все же высидеть невероятно медленный и нудный, но вместе с тем полезный туториал. Там, впрочем, недостаточно освещены две характеристики, очень сильно влияющие на ход сражений – Bravery и Faith.

Bravery, храбрость, отвечает за вероятность, с которой будет использоваться Reaction Ability. Иными словами, персонаж с Br 70 в 70% случаев сумеет контратаковать. Посему настоятельно рекомендуется прокачать храбрость всей команде; это можно сделать с помощью способности оратора Praise или Рамзы Steel (только со второй главы). Не забывайте, впрочем, что, поднимая в бою значение Bravery на 4, вы повышаете его перманентно лишь на единицу.

В отличие от храбрости, вера – Faith – палка о двух концах. Чем больше персонаж верит в сверхъестественное, тем сильнее оно действует на него, но мощнее становятся и его собственные магические атаки. Вывод прост: для магов глубокая вера просто необходима, а вот тех персонажей, что полагаются на грубую физическую силу (Knight, Monk, Dragoon) разумно сделать атеистами – это даст им практически полный иммунитет к магии. Увы, к полезной тоже: так, Haste не улучшит резвость персонажа с мизерным Faith.

Наставлять героев в вере обучены те же ораторы – и ровно так же, при росте на 4 единицы в бою, характеристика меняет свое истинное значение лишь на 1. Не переусердствуйте: если истинное значение Faith перевалит за 94, персонаж слишком отстранится от дел мирских, чтобы оставаться в вашем отряде. Это, само собой, не относится к Рамзе: его максимальное значение веры достигает 97.

Знаки зодиака могут сослужить вам верную службу. К примеру, Белиас, считающийся сложнейшим боссом в игре, всегда будет Овном – соответственно, если хотите от него защититься как следует, выберите знак зодиака, плохо сочетающийся с Овнами. Не забывайте, что от этого также пострадает и мощь вашей атаки по Белиасу.

К слову, о Зодиакальных чудищах. Нетрудно догадаться, что у них очень, очень много НР. Но есть простой способ справиться с их запредельной живучестью. Заклинания Invigoration (Mystic) и Gravity (Time Mage) снимают четверть максимальных НР врага. Всегда, вне зависимости от крутости противника и даже зодиакальной совместимости! Саммон Lich и магия Graviga (все того же мага времени) оставляют врагу лишь половину НР. Соответственно, два Лича убьют практически любого (кроме, например, последнего босса: у того 3000 НР, а повреждения ограничены пределом в 999). Попадут ли заклинания «в яблочко», зависит от магической силы вашего мага, а также от веры – как его, так и противника.
Более продвинутые Jump-способности Драгунов включают в себя более слабые. Иными словами, вам нужно выучить лишь Horizontal Jump 8 и Vertical Jump 8 – все остальные вам не понадобятся. Да и то можно сэкономить на вертикали.
Арифметиков сложно заполучить, еще сложнее – прокачать (учитывая их черепашью скорость и первоначальную беспомощность), но, овладев в полном объеме Arithmeticks, ваш персонаж превратится в сущего Терминатора, и даже с одним таким бойцом в команде вы с легкостью пройдете игру. Причина проста: заклинания, используемые с помощью Arithmeticks, не расходуют МР, действуют мгновенно и теоретически могут попасть сразу по всем персонажам на карте. Механика проста. Вначале выбирается значение, по которому будут производиться вычисления – например, уровень. Затем – множитель. Наконец, выбирается заклинание (доступное для использования с Arithmeticks); самое сильное из них – Holy. Итог: на всех персонажей, уровень которых кратен выбранному нами множителю (или является простым числом, если мы выбрали Prime), действует Holy. Для большинства противников это означает мгновенную смерть. Если не хотите превратить прохождение в безмятежную прогулку по Ивалису под крики умирающих врагов, не используйте арифметиков.
Как продлить жизнь далеким от магии персонажам? Использовать Reaction Ability мага времени – Mana Shield. Наносимый урон вычитается из МР, пока они не кончатся – а в случае с особо опасными противниками это означает нулевой ущерб для НР от сильнейшей атаки. После этого достаточно восстановить хоть чуточку МР (тут преуспевает Manafont мистика), и можно снова спокойно сносить оплеухи.
Teleport (тоже у мага времени) – пожалуй, лучшая способность для передвижения. Используя ее, персонаж игнорирует препятствия и разницу в высоте между отправной точкой и пунктом назначения – что автоматически обесценивает умения Ignore Elevation (Dragoon) и Fly (Bard; да, Fly – тот самый навык, что «стоит» рекордные 5000 JP). Телепортация гарантированно работает в пределах стандартного радиуса передвижения персонажа (ограниченного показателем Move) и теряет по 10% шанса сработать за каждую клетку вне этого радиуса. Иными словами, у персонажа с Move 3 есть 80% шанс телепортироваться на пять клеток в длину.
Не верьте дамским сумочкам, топорам и булавам! Их якобы высокая сила атаки не приносит никакой пользы (если только их не бросать), а наносимые повреждения произвольны и запросто могут отличаться от заявленных при прицеливании.

Геймеру на заметку

После первой битвы первой главы вы окажетесь на карте мира, с доступом в город Gariland. Уже тогда следует задуматься о составе будущей команды: ведь вы вольны подобрать себе любых персонажей! Стоит всего лишь раздеть (и, наверное, исключить из команды) изначальную партию кадетов-спутников Рамзы, и продать их экипировку вкупе с ненужной Holy Water. Денег должно хватить на покупку четырех солдат в Warriors’ Guild. Каждый раз там предлагают персонажа с произвольными Bravery/Faith и знаком зодиака – при должном усердии удастся подобрать себе героев по вкусу. И их еще и самому назвать можно!
Главный инструмент в прокачке персонажей: Support Ability сквайра – JP Boost, увеличивающая число полученных за действие JP в полтора раза.
Если вам не хочется тратить слишком много времени на прокачку, а враги продолжают нещадно убивать героев, попробуйте выучить и поставить всей команде Reaction Ability химика Auto-Potion. За ее счет персонажи будут лечиться после каждого вражьего удара (если, конечно, храбрости хватает). Не забывайте избавляться от слабых снадобий, когда в магазинах появляются более сильные.
У Лусо и Рамзы в 4 главе появляется последняя строчка в списке умений за сквайра. Это заклинание Ultima, которое нельзя выучить обычным способом: нужно, чтобы сперва герои от него пострадали. Хорошее место для негуманных уроков – Limberry Castle. Если лишь один персонаж запомнил заклинание – не беда, тем же методом он сам передаст знание коллеге.
Маркиз Эльмдор экипирован так, что слюнки текут: Masamune, полный комплект Genji-обмундирования; все крайне полезное и не продающееся в магазинах. В оригинальной FFT все это добро можно было украсть с помощью вора; здесь же – нет, у Эльмдора, равно как и у многих других важных противников, имеется врожденная способность Safeguard. Увы. Genji Armor, впрочем, дается в качестве трофея в сайдквесте Беовульфа; прочее же Genji-обмундирование удастся получить в мультиплеерных битвах.
Точка невозвращения – после Mullonde, перед Orbonne. Обязательно оставьте сейв перед монастырем – иначе после просмотра концовки побочные квесты будут для вас потеряны!



Пример сильной команды

Genji (http://blue-mage-genji.livejournal.com), один из лучших игроков России в FFT и challenge-эксперт, рекомендует следующую команду:


Wizard

Arcane Strength

Teleport

Почему Iaido? Да потому что сила всех самурайских умений прямо пропорциональна магической силе персонажа, а она-то у черных магов самая высокая. Резонно также прокачать ее еще больше экипировкой: Wizard’s Rod, Celebrant’s Miter/Lambient Hat, Wizard Robe (даже несмотря на мизерный бонус к НР), Magepower Glove. Shirahadori позволяет увернуться от физической атаки с шансами, равными Bravery – то есть, почти 100%.


Ninja

Counter/First Strike

Move+3

Зачем ниндзя способности мона­ха? Огромная сила кулачного удара вкупе с «встроенным» Dual Wield делает из него настоящего убийцу. Также Brawler увеличивает и силу всех умений Martial Arts – даже если персонаж не безоружен. А за счет основного рода занятий ниндзя весьма быстр. Counter следует заменять на First Strike в битвах с людьми: когда враг только соберется огреть персонажа, тот немедленно двинет ему кулаком в глаз, напрочь отбивая всякое желание нападать. Работает только против обычной атаки, Arts of War, Aim или Throw. Именно поэтому этот навык бесполезен в схватке с монстрами: они используют уникальные для каждого вида способности. Move+3 доступен только персонажам мужского пола, благо бардами могут стать лишь они. Впрочем, его можно запросто заменить на Teleport, коим не обделен никто – просто перед каждой попыткой телепортации придется скрещивать пальцы.


Machinist/Sky Pirate

Move+3

Мустадио и Балтье. Их врожденная способность парализовать врагов на расстоянии не раз сослужит вам хорошую службу, равно как и возможность расшвыривать по сторонам Phoenix Down’ы. Умение Reflexes отлично дополняет надетую на персонажа мантию: применив его, боец удваивает шансы увернуться от вражьих происков. Что ближе к концу игры гарантирует постоянные промахи как физических, так и магических атак!


Time Mage

Teleport

Призывать существ – занятие всегда чересчур неторопливое. Swiftness ускоряет вдвое все «медленные» действия (за исключением песен, плясок, прыжков и прицеливаний) – значит, саммоны прилетят к врагам куда быстрее! Имеет смысл экипировкой снизить скорость самого персонажа, чтобы тот делал первый ход в бою после всех врагов – тогда никто из них не помешает ему подготовить мощнейшие заклинания. Если же не получилось – не беда! Не забывайте: при перемещении и каком-либо действии шкала СТ обнуляется, но если не двигаться или же не нападать, шкала начнет заполняться с 20 (и с 40, если просто стоять и ничего не делать). Таким образом, отойдя в сторонку и махнув впустую посохом, мы пропустим врага вперед: ведь если он нас не ударит, следующий ход дастся ему быстрее. А уж потом он окажется полностью в нашей власти.


Orlandeau

Reflexes/Shirahadori/Counter/First Strike

Move+3

Какая же сильнейшая команда обойдется без Орландо? Ему даже экипировку не нужно менять после того, как он присоединится, достаточно лишь доучить его уникальные способности – и неостановимая машина смерти готова. Вторичные способности ему ни к чему – основных хватает с головой; Reaction Ability же стоит распоряжаться в зависимости от стиля игры. Для защиты подойдут Reflexes (удваивает даваемый щитом Evade) и Shirahadori; для нападения (пожалуй, основного занятия Орландо) – Counter и First Strike.



Необязательные сражения

Midlight’s Deep

Это весьма сложное опциональное подземелье открывается при визите в Warjilis в самом конце 4 главы. В нем 10 этажей; чтобы открыть доступ на следующий, нужно не истребить всех монстров на текущем, а разыскать выход – особую клетку, местонахождение которой из раза в раз чередуется между пятью возможными точками. На всех этажах Midlight’s Deep абсолютно темно; свет можно получить из кристаллов, которые враги оставят после смерти. Также в этом подземелье спрятаны редчайшие и сильнейшие предметы, разыскать которые поможет навык Treasure Hunt. Будьте внимательны: шансы найти ценный предмет обратно пропорциональны храбрости персонажа с Treasure Hunt! То есть, герой с Br 70 имеет 70% шанс откопать какой-нибудь жалкий Phoenix Down и лишь 30% – артефакт. На этаже The Interstice на вас полезут орды ниндзя: – поставьте героям способность Sticky Fingers (тех же ниндзя) и ловите все то добро, что враги в вас кинут. А они с радостью расстанутся с лучшим вооружением в игре!

На последнем этаже Midlight’s Deep вас ждет битва с колдуном Elidibs, в которой, во-первых, к вам присоединится монстр Byblos, а во-вторых, можно выучить самый мощный саммон в игре. Для этого нужно быть соответствующего класса (Summoner; у него, как и у Лусо с Рамзой, в четвертой главе появляется последняя строчка в списке умений) и ощутить на себе всю мощь желанного заклятья. Mana Shield вам тут не поможет: не пострадав, герои не выучат Zodiark.

Сайдквест Клауда

Клауд никуда не делся из The War of the Lions , и его по-преж­нему непросто раздобыть. Начать поиски можно в 4 главе: загляните в Goug (необходимо присутствие Мустадио в команде), просмотрите сценку. Затем в Goland в таверне прочтите сплетню «The Haunted Mine», загляните в Lesalia – к вам присоединится Беовульф, а при возвращении в Goland отыграйте череду боев, в финале которых в команду войдет дракон Рейс. Посетите Goug вновь – получите Construct 8, верного слугу-робота. Затем держите путь в Zeltennia, узнайте в баре про Nelveska и сразитесь с Construct 7 (будьте внимательны – он неуязвим для заклинаний и однажды воскресает после гибели) и группой монстров, после чего Рейс перевоплотится в человека. Не забудьте купить цветочек в Sal Ghidos! В последний раз вернитесь в Goug – и Клауд появится в Ивалисе. Чтобы заставить его присоединиться, нужно выиграть легкую битву в Sal Ghidos.

Сайдквест Беовульфа

Два боя в Lionel Castle, которые, скорее всего, случатся между «очеловечиванием» Рейс и последующим возвращением в Goug – по дороге, все-таки. В первом, у ворот замка, вам будет противостоять Aliste – еще один выскочка в Genji-экипировке, которую нельзя украсть (броня, впрочем, после сражения остается как трофей). Внутри же замка предстоит битва со священником Бремонтом, которому помогают самураи и ниндзя. Обратите внимание: у одной из девушек – Masamune, уникальный самурайский меч, и этот бой – единственный ваш шанс украсть его. Девушки исчезнут после смерти Бремонта, а он сам превратится в темного дракона, у которого примерно 3000 НР и ничтожный Faith – то есть, он совершенно невосприимчив к магии. И тогда сложный бой станет еще сложнее.

Сайдквест Агриас

Две новые сценки и одна битва – вот чем приветствует бравую защитницу принцессы The War of the Lions . Первая сценка может произойти в любое время в 4 главе, если Агриас, Мустадио, Алисия и Лавиан живы и находятся в команде, а у вас в казне водится 50 тысяч гилей. Чтобы получить сценку, нужно зайти в любой город 1 числа месяца Cancer (следует сразу за 32-м днем месяца Gemini) – день рождения Агриас. Полсотни тысяч уйдут на подарок девушке (по счастливой случайности весьма полезный аксессуар).

Вторая сценка случается в Zeltennia Castle в самом конце 4 главы. После нее в Gariland появится четвертый слух в таверне, «Disorder in the Order». Прослушав его, загляните в Brigands’ Den – и не забудьте захватить вора, благо у врагов в этой битве водятся редчайшие вещи!



Кооперативный режим

Мультиплеер в The War of the Lions замечателен тем, что в нем ничего не теряется – только приобретается. В кооперативном режиме после победы в миссии обоим участникам предложат выбрать от 1 до 5 сундуков, в которых лежат произвольные сокровища. Число сундуков определяется рейтингом, полученным за миссию: если в бою участвовало мало персонажей, а они расправились с противниками быстро, есть все шансы получить больше призов в финале.

1-я глава

Chocobo Defense. Достаточно простая миссия; главное – увлекшись убиением многочисленных противников, не забыть о здоровье двух чокобо, ведь гибель любого из них означает провал.

2-я глава

Chicken Race. Битва в болоте с нежитью. Химики здесь бесценны – ведь от простого Phoenix Down нечисть мгновенно гибнет.

Treasure Hunt. Эту миссию можно быстро закончить, просто взяв сокровище из сундука (с помощью телепортации при должной удаче его удастся достичь за два хода; если применить магию Quick, то и за один). За это, правда, больших наград ждать не стоит – поэтому не поленитесь истребить всех врагов.

Teioh. Одноименный черный чокобо богат на НР – более 3500 на 99 уровне! Разберитесь сначала с его собратьями – быстро убить этого босса не получится.

Lost Heirloom. На это задание каждый игрок может выдвинуть лишь двух персонажей – а против них враг выставит десяток, среди которых – троица лучников, окопавшихся на крыше дома. Они должны стать вашей первой целью.

3-я глава

The Fete. Очень легкое сражение, особенно по сравнению с предыдущим. Главное – расправиться с рыцарями и монахами – барды и танцовщицы недееспособны.

Desert Minefield. Задача здесь – защитить недееспособного гостя-химика, против которого идут многочисленные бомбы. Лучшая защита – нападение; начните с врагов черного цвета, благо их атаки самые опасные, и следите, чтобы удары добивали монстров, а не провоцировали их на самоубийства с печальными для вас последствиями.

Littering. Десять ниндзя – не шутка. Постарайтесь расправиться с ними, пока они кидаются предметами, поскольку их спаренные приемы смертоносны.

4-я глава

Shades of the Past. Постарайтесь сперва расправиться с лучниками: они не пощадят ваших раненых. Милюда воскреснет однажды благодаря отличной экипировке (которую невозможно стащить или разрушить) – будьте осторожны.

The Knights Templar. Четыре подряд идущих боя без права зайти в меню или подлечиться. У двух тамплиеров в последней битве порядка 900 НР, причем Фолмарв наиболее опасен за счет крайне высокой силы.

All Star Melee. Девять уникальных персонажей, включая Рамзу и Орландо, против шести ваших. Очень сложно. Имеет смысл взять двух своих Орландо и для начала прикончить их злого двойника – он, как ни крути, на голову выше всех остальных.

Полностью пройденная игра

Задания становятся доступны после убиения финального босса; перезаписывать свой сейв на точке невозвращения, само собой, не нужно.

The Guarded Temple. Ограничение на ходы, 7000 НР у обоих роботов-прототипов. Абсолютно бесполезна магия. Единственное ваше преимущество – высокая скорость; используйте его.

Nightmares. Да, это кошмар. Все Зодиакальные чудища (кроме Ультимы) вкупе с 5 демонами будут очень щедры, если позволят команде, с легкостью прошедшей всю игру, хотя бы дожить до своего хода. Защита от негативных статусов тут просто необходима; немалые НР и всевозможные усиления для «своих» – тоже. Длительной прокачки не избежать. НР боссов составляет порядка 2000-3000.

Brave Story. Десять сражений подряд. Уникальные персонажи, редкие монстры, простые люди и Зодиакальные Чудища идут вперемешку, выкачивая из команды все соки. Да, у боссов в последнем бою лишь 1000 НР, но в каком состоянии вы до них доберетесь? Ведь погибшие персонажи в последующие схватки не переносятся.

An Ill Wind. Десять рыцарей смерти (по 1000 НР на брата) высасывают жизни у ваших героев и заражают их вампиризмом. Спасение лишь одно – комбинация Ribbon/Barette и Cursed Ring (которое можно найти в Midlight’s Deep на этаже The Palings). А это значит, что в бою преуспеет лишь один персонаж. Сможете ли вы подготовить его к сложнейшему соло-испытанию в карьере?

Final Fantasy Tactics (FFT), несмотря на то, что построена на основе вселенной Final Fantasy и использует множество элементов боевых систем предшествующих игр серии, тем не менее, совсем непохожа ни на Final Fantasy VII, ни на какие-либо другие игры Square. Если в обычной бои «всего лишь» являются неотъемлемой частью игрового процесса, то в FFT из них, собственно, и состоит вся игра. В результате ролевая часть превращается во вспомогательную линию, насыщающую до предела стратегическую сторону игры. В данном материале я постараюсь дать все необходимые советы относительно FFT, а также расскажу о тактике во всех битвах (которых в игре около 70). Разумеется, со всеми секретными местами, предметами и наиболее подробным описанием характеристик классов героев. Начнем с советов.

Перед началом каждой битвы (кроме самой первой) вы сможете выбрать для нее на специальном экране, в котором на небольшом островке земли (повторяющим по рисунку ландшафта предстоящее поле боя) вы сможете разместить некоторую часть своих войск. Как вы расставите героев перед битвой, в той же формации они и окажутся на поле боя. Однако значительно важнее не расстановка, а выбор тех членов команды, которые примут участие в сражении. Максимальное количество персонажей атакующего звена равно пяти, в некоторых битвах разрешается размещение только четырех или же разбиение их на два батальона, состоящих из одного, двух или трех героев. О количестве воинов, которых можно поместить на карту, вы всегда можете узнать из линейки, расположенной под портретом героя.
Чтобы преуспеть в дальнейших сражениях, всегда оснащайте своих героев самыми совершенными экземплярами брони, оружия и другого инвентаря. Все самые лучшие предметы обмундирования всегда можно найти в магазинах. Деньги можно потратить и другим способом - например, спустить их на покупку новых заклинаний или на продвижение героев в их классах умений. Кстати, если вы меняете навыки героя, не забудьте проверить, какое обмундирование он носит, так как некоторые классы не могут использовать определенные виды оружия и предметов, что может оставить героя безоружным в самый неподходящий момент.

Перед началом битвы обязательно проверьте, имеется ли в составе вашего войска герой, способный эффективно лечить и оживлять. Вам понадобится как минимум один такой герой, а на первых порах, пожалуй, лучше даже два или три. Ну и, конечно, обязательно нужно сохранять игру до и после каждой битвы.

Во время сражения вы можете использовать оружие или же магию. Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Некоторые классы героев способны наиболее эффективно действовать именно в бою с применением оружия, другие же требуют защиты, чтобы беспрепятственно проводить множество разнообразных атак при помощи магии. Для использования оружия вам необходимо, как правило, находиться в непосредственной близости к противнику, а магические операции, как и стрельба из пистолета или лука, могут быть предприняты издалека. Во всем, впрочем, есть некоторая доля риска, так как ваш герой может промахнуться, ударить слишком слабо, вероятно также и то, что противник имеет иммунитет к определенного вида заклинаниям или атакам.

Одним из наиболее значительных нововведений в боевую систему FFT является особая вариация пошагового режима. Перед тем как герой сможет атаковать противника, он должен дождаться момента, когда он сможет набраться достаточного количества сил, чтобы совершать какие-либо действия. Время, необходимое для «перезарядки» персонажа, разделено на 100 частей и постепенно растет в реальном времени до начала каждого из ходов, а собственно ход героя называется Active Turn (AT), то есть время активных действий. Во время каждого AT вы сможете идти и предпринимать какие-либо действия (атаковать, применять магию, лечить героев или же пользоваться какими-то предметами). Если вы предприняли за AT лишь одно действие или же только передвигались, то процесс регенерации сил до 100 начнется не с нуля, а с 20. Если же вы проигнорировали все команды и просто приказали герою подождать, то восстановление начнется с параметра в 40.

Charge Time (СТ) - это то время, которое необходимо герою для генерации заклинания или произведения какого-либо действия. Слабая магия не требует длительного времени для осуществления, в то время как сложные и очень разрушительные заклинания требуют длительного времени для подготовки. В процессе «созревания» СТ остальные герои в порядке «общей очереди» могут совершенно спокойно действовать. Все это добавляет еще одно измерение в тактику боя. Если, к примеру, вражеский маг начал синтезировать заклинание Fire3, то у ваших героев еще будет иметься достаточное количество времени, чтобы успеть забить наглеца более слабыми и быстрыми приемами. Во время применения различного рода медленной магии необходимо обязательно проверить список очередности ходов каждого из персонажей, чтобы противник не успел перехватить инициативу и не смог противостоять заклинанию.

Территория в FFT также является важнейшим фактором, имеющим значительное влияние на течение боя. В том случае, если ландшафт карты плоский, беспокоиться не о чем, и дальность возможной ходьбы ваших персонажей ограничена лишь количеством клеточек. В том же случае, если ландшафт не плоский (а именно такой, как правило, и встречается), вам придется учитывать еще и способности ваших персонажей к прыжкам. Герой с Jump уровня 3 сможет прыгнуть на три этажа вверх, с первого на четвертый, но никогда не сможет прыгнуть с первого прямо на пятый - ему придется выбирать обходной путь. Также территория влияет на дальность стрельбы лучников. Наличие преграды между лучником и его целью не только значительно уменьшит силу попадания, но и может свести на нет вероятность этого попадания. Кроме того, имеется еще и некоторое количество заклинаний и атак, которые имеют ограничения по высоте.

Лечение ваших войск является первоочередной задачей на поле боя. Если персонаж умирает и в течение некоторого времени его здоровье не будет восстановлено, он оставляет после себя кристалл или сундучок, после чего исчезает на все дальнейшее время игры. Если погибает главный герой Ramza, то, соответственно, игра заканчивается. Лечить своих можно тремя различными способами. Первый - особое умение Ramza Wish, которое позволяет перенести часть здоровья от создателя заклинания к персонажу, к которому оно направлено. При этом образуется 100% выигрыш, и принявший заклинание получает вдвое больше здоровья, чем теряет тот, кто заклинание синтезировал. Далее, это стандартная магия Cure, которая в FFT может влиять одновременно на персонажей, оказавшихся в зоне действия заклинания, а также специальные Potion’ы, доступные химикам (Chemists).

В мире FFT каждый герой пользуется покровительством одного из 12 знаков Зодиака, которые в значительной мере влияют на взаимоотношения между различными персонажами, причем как дружественными, так и вражескими. Если герой атакует врага, с которым у него по знакам Зодиака хорошее соотношение, то и удар будет сильнее, настроение лучше. Плохая сочетаемость - и оба будут драться слабо, хуже обычного. Следует добиваться максимально высокой сочетаемости членов вашей команды, участвующей в бою, это может принести немалую пользу. Сочетаемость образуется по следующей схеме. Максимально же благоприятным является сочетание двух героев противоположных знаков зодиака (к примеру, Лев и Водолей), когда персонажи относятся к разным полам. Самые худшие сочетания получаются тогда, когда совершенно противоположные по знакам герои имеют один и тот же пол. Таких вместе лучше не использовать.

Параметры Brave и Faith также имеют большое влияние на поведение ваших персонажей на поле боя. Первый показывает храбрость персонажа и влияет на мощность его ударов и наиболее полное выполнение его функций на поле боя. Faith же влияет на способности героя в магических искусствах. Каждый из двух параметров изображен в одном окне с портретом героя и имеет огромное значение. В том случае, если показатель Brave высок, герой может наиболее эффективно отражать атаки и наносить удары, если же показатель этот идет вниз, герой становится боязлив и в случае особого понижения параметра, может сбежать с поля боя и даже превратиться в цыпленка, если показатель понизится до 10. За каждый ход в битве герой получает некоторое количество очков в копилку этого параметра, а искусственно его можно повысить с помощью особых заклинаний. Однако при несколько сниженном показателе Brave герой имеет больше возможностей по нахождению всяческих редких предметов, так что, как обычно, однозначности здесь нет. После каждой битвы показатель Brave сбрасывается, и новое сражение вы начнете с фиксированным начальным показателем. Параметр Faith показывает на религиозность персонажа, его веру в высшие силы и, соответственно, способности его в применении магии. При принятии защитных заклинаний персонаж с большим параметром Faith также получает большую защиту. Однако персонажи с высоким показателем Faith также могут получать больше повреждений от заклинаний противника, так как все они очень в это верят.

В некоторых случаях, после совершенного отрицательного или положительного воздействия на героя изменяется его статус, который может сохраниться на протяжении всего боя или же в скором времени исчезнуть, при этом совершая продолжительное воздействие на персонаж все время своего «приложения». Вы сможете вылечить или обратить практически любое из этих состояний, однако необходимо знать, чем это делать. Вот небольшой список, чтобы облегчить вам жизнь.

Poison - Медленно уменьшает здоровье. Может быть вылечено Antidote, Remedy или с помощью заклинаний.
Sleep - Персонаж засыпает и не реагирует на команды. Лечится Remedy, использованием магии или любой атакой.
Silence - Персонаж не может использовать магию. Лечится Echo Grass, Remedy или магией.
Darkness - Уменьшается процент удачных попаданий. Лечится Eye Drop, Remedy или магией.
Confusion - Заставляет персонаж двигаться и действовать случайно, использовать магию и атаковать своих и чужих. Лечится Remedy, магией или физическим воздействием.
Charm - Герой атакует своих. Лечится физическим воздействием.
Berserk - Персонаж атакует наиболее близкого к нему героя и не реагирует на управление. Лечится магией.
Death Sentence - Персонаж умирает в течение трех ходов. Не лечится.
Don’t Move - Персонаж не может двигаться (но действовать может). Лечится магией.
Don’t Act - Персонаж не может предпринимать никаких действий (может только двигаться). Лечится магией.
Petrify- Герой превращается в камень. Лечится Soft, Remedy или магией. В том случае, если все ваши юниты превращены в камень, игра заканчивается.
Oil - Героя обливают маслом, отчего он становится очень чувствителен к огненным атакам. Лечится Remedy или огненной атакой (горбатого могила исправит).
Toad - Возможно использование только одного класса магии Toad Black Magic. Лечится Maiden’s Kiss, Remedy или магией.
Chicken - Персонаж превращается в цыпленка и не может участвовать в сражении. Лечится магией. Если на момент окончания сражения проклятье не будет снято, то имеется большая вероятность того, что герой покинет вашу команду.
Undead - Герой получает увечья от попыток использовать предметы или магию, восстанавливающие здоровье. Лечится Holy Water.
Cannot Fight - Здоровье равно 0. Лечится Phoenix Down или магией. Может привести к смертельному исходу.

Смотрите наше видео – как победить Wiegraf’a и класс Dark Knight в деле:

Что нового в the War of the Lions?

В FFT: WOTL несколько улучшилась техническая часть, в основном это касается сэл-шейдинговых (в ином случае аниме персонажи в 3д получаются не очень) видео на движке, новых профессий: Onion Knight и Dark Knight. Помимо этого, был доработан основной сторилайн, чтобы быть более понятным для гайдзинов, изменены названия некоторых заклинаний и навыков, и некоторые диалоги. Суть диалогов в игре осталась неизменной, но их подача местами поменялась.

Dark Knight

Темный рыцарь является гибридом рыцаря и темного мага, он является самым сильным классом в игре и обладает полным набором техник магического меча.

Он также обладает невероятно сильными AOE-атаками. Чтобы стать Темным Рыцарем, вам придется очень сильно постараться. Чтобы открыть доступ к этому классу, придется выполнить все указанные ниже требования:

  • 1. Полностью прокачать до Master-уровня профессии «Рыцарь» (Knight) и «Черный Маг» (Black Mage).
  • 2. Прокачать до 8 уровня профессии классы Dragoon, Geomancer, Ninja, Samurai. Да, прокачать класс Geomancer до Мастер-уровня можно и без достижения им 8 уровня профессии, но для открытия класса Dark Knight это является обязательным условием!
  • 3. Убить 20 врагов тем персонажем, кого вы планируете сделать «Темным Рыцарем». Но не просто убить, а превратить в сундуки или кристаллы! Тут уже не важно, будете вы брать эти сундуки или кристаллы или нет – самое главное, чтобы враги в них превратились.

Желаем всем удачи в прокачке этого класса. Он действительно очень сильный.

Onion Knight

В игре Final Fantasy Tactics: the War of the Lions класс Onion Knight может показаться слабым на первый взгляд, и действительно является одним из самых неоднозначных классов в игре, но при правильной и длительной прокачке он становится машиной убийства на поздних этапах несмотря на то, что у него полностью отсутствует какой-либо специальный классовый навык.

Мужчины этого класса могут носить как мужские, так и женские предметы экипировки!

Помимо этого, он может носить уникальные предметы, предназначенные специально для этого класса и обладающие очень высокими статами (однако, получить эти предметы можно только в мультиплеер-режиме, который, к сожалению, не был портирован на iOS).

Чтобы открыть этот класс, потрудиться придется гораздо меньше, чем для получения класса Dark Knight: достаточно прокачать классы Chemist и Squire до 6 уровня профессии.

Сюжет игры Final Fantasy Tactics: the War of the Lions

Игры серии Final Fantasy и ранее отличались глубокой проработкой сюжета. Сюжет для Final Fantasy Tactics писал Ясуми Матсуно – легендарный автор, срывавший награды за лучшие сюжеты даже в традиционно скептической Японии. Большей частью сюжета FFT мы обязаны именно ему.

Только недавно отгремели сражения пятидесятилетней войны между королевствами Ивалис и Ордалия. Действие происходит в Ивалисе – королевстве, вынужденном оправляться от последствий войны. Король умер, оставив разрушенную войной землю и королевство, раздираемое алчущими власти дворянами. В этой обстановке формируются две фракции: Белые Принцессы Гольтаны и Черные Львы принца Ларга.

Не успев восстановиться после войны с Ордалией, в Ивалисе разворачивается гражданская война. Историк-рассказчик Аразлам повествует нам о герое Рамзе, который сыграл основную роль в данном конфликте, но упоминания о котором в официальных исторических документах официально зарегистрировано никогда не было.

Одним из краеугольных камней игры является воинство Зодиака (Zodiac Braves), в игровой мифологии существует легенда от двенадцати воинах, которые изгнали демонов Лукави при помощи священных камней. В королевстве Ивалис они являются живой легендой. В самой игре присутствуют специальные наборы оружия и навыки зодиака.

Вроде бы события Ивалиса не выдумка, а происходили наяву, что в целом относительно верно, ведь что такое “Война Львов” как не переосмысленная в фентези война Алой и Белой розы в Англии? Чтобы прочувствовать суть, в это необходимо сыграть (ну и иметь толику воображения).

Геймплей

Прохождение игры по сюжету, сильно не отвлекаясь на прокачки классов Dark Knight и внесюжетные квесты, занимает около 25 часов игрового времени. Если же проходить ее на 100%, то это может занять до 50-60 часов. Тем не менее, игра обладает высокой реиграбельностью.

Описать атмосферу геймплея Final Fantasy Tactics: the War of the Lions в небольшую колонку текста трудно. Начиная с музыки от неповторимого мастера Хитоши Сакимото до детально выписанных диалогов и сюжета, в котором есть место и любви, и предательству, и драме – она заставит всех любителей хороших RPG «забыться» надолго.

А после прохождения, как это обычно бывает, остается «то самое чувство», когда «жаль, что это все закончилось» и хочется продолжения. Кстати, в игре можно встретить персонажей из Final Fantasy 7! В команду можно взять Клауда (Cloud Strife), также есть упоминания о Сефироте (Sephiroth), Аерис (Aerith) и др. – что, безусловно, порадует всех ценителей серии. В FFT: WOTL игровой процесс усложнили в сравнении с привычным общим экраном других игр FF. На интерес игры это повлияло только положительно, разыгрывать стратегические погашовые этюды куда интереснее (если у вас хорошие отношения с таким жанром).

Несмотря на пошаговость, очередность хода определяется CP (Charge Point), количество которых зависит от показателя скорости персонажа, юркие и увертливые персонажи ходят чаще неповортоливых «консервных банок». Уровень игрока прокачивается стандартно: путем выполнения квестов и участием в битвах, тогда как навыки учатся посредством покупки их за JP (очки профессии), впоследствии мы сможем открыть более престижные профессии или встретить персонажей, в том числе и внесюжетных (optional, как их называют англоязычные геймеры) с уникальными классами.

Final Fantasy Tactics является одной из игр серии, которая использует принцип профессий, по сути они являются теми же классами, за той разницей, что их можно менять и комбинировать в удобных игроку сочетаниях. Игра порадует множеством сайд-квестов, случайными встречами, нестандартными боссами и даже неким аналогом крафта, поскольку мы обмениваем лут с тушек на полезные вещи в магазине скорняка (Fur Shop). В игре присутствует множество любовно сделанных второстепенных персонажей, которые запали в душу игрокам.

Пошаговая система не создает неудобств владельцам IOS, хотя мультиплеер не выжил при портировании и это несколько обидно. Игра достаточно безжалостна и требовательна к умению игрока следить за отрядом, если персонаж получил огромные повреждения и не был отхилен за несколько ходов – вы потеряете его навсегда.

Графика

Сейчас, конечно, мы привыкли к тому, что графика имеет pixel-perfect формат и должна быть современной во всех отношениях. Но это, друзья, другой момент – графика действительно порадует тех, кто в детстве или юности играл в эту замечательную игру на Playstation, ведь в iOS-версии картинка немного лучше.

Ностальгия, одним словом, must-have для всех, даже с учетом стоимости в 1090 руб. в Apple Store. Помимо фанатов Final Fantasy, которым я, безусловно, настоятельно рекомендую пройти Final Fantasy Tactics: the War of the Lions, я бы также рекомендовал эту игру всем любителям пошаговых стратегий и любителям RPG-жанра в целом, включая даже тех, кто не любит анимешный стиль.

Эту игру не зря реанимировали, ведь такой шедевр не должен устаревать никогда.

Loading...Loading...