Развитие фонематических процессов у дошкольников

Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНР

Одной из основных задач любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе , в том числе к усвоению письменной речи.

Как показывает практика, само по себе, знание букв не исключает се-рьезных затруднений даже у дошкольников с нормальным речевым развитием при обучении грамоте . Тем более, процесс усложняется у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи. Основные причины подобного явления, у таких детей - нарушение фонематического восприятия, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Именно, на обучении фонематическому анализу и синтезу дошкольников акцентирую внимание в своей работе.

Этап формирования фонематического слуха и восприятия является одним из основных начальных этапов работы при коррекции ФФНР. Т. к. несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полно-ценное чтение и письмо невозможны. Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, формирования умения произносить сло-ва сложной звукослоговой структуры, а также для усвоения письменной речи. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу, как можно раньше, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения - сначала символа, а позже, буквы.

Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, считаю, что на занятиях по развитию фонематического анализа и синтеза целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игровые упражнения делают занятия интересными, эмоциональными. А это значит, что процесс коррекции будет протекать активнее, быстрее, и преодоление трудностей проходить легче.

В своей практике на этапе формирования простых форм фонематического анализа использую следующие упражнения:

1. «Внимательные ушки»

Цель: научить выделять (узнавать) звук на фоне слова.

Даю инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) ».

Выделение звука [б]

а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;

б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;

в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.

2. Игра «Да – Нет»

Цель: развивать слуховое внимание, учить отличать правильное и дефектное произношение.

Демонстрирую картинку и прошу ребенка внимательно слушать, как он будет произносить название предмета. Если картинка названа правильно, ребенок говорит «да», если картинка названа неверно, ребенок говорит «нет». (Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.)

Вариант для фронтальных занятий – «Недовольный гномик»

Предлагаю детям прослушать ряд слов или фразу, если они услышат неправильное произношение – изображают мимикой недовольного гномика, если слово произнесено правильно – дети улыбаются.

3. Игра «Лото»)

Цель: упражнять детей в выделении заданного звука в слове.

А) Раздаю детям цветные кружки и карточки с изображением 6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук, и даю задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Б) Раздаю детям карточки и спрашиваю, у кого название предмета со звуком а (у, о, п). Тому, кто правильно назовет предмет, даю кружок, который ре-бенок кладет на изображение предмета.

В своей группе я создала настенное пособие «Звукоград».

Где живут гласные и согласные звуки. При изучении каждого нового звука мы определяем домик, в котором он будет жить, даем характеристику звука. Помогает нам в этом инопланетянин Юпик. А Дракошка-Звукоешка “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла. а – глаЗа, к. от – кРот, Алёну. ка – АлёнуШка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в ро-ли спасателей и справиться со злодеем Звукоешкой. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.

Для выделения первого гласного звука из начала слова детям предлагаются следующие упражнения:

«Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки (по немой артикуляции) »

Упражнение на слияние гласных «Слушай и складывай»

У каждого ребенка на столе лежат символы гласных букв. Я произношу слияние гласных: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ, а дети выкладывают эти сочетания из символы и читают. Усложненный вариант – «Волшебный коробок» (когда дети выкладывают сочетание букв из палочек)

С целью формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза проводится

Игра «Живое слово»

Детям выдаются карточки с символами букв – в старшей группе (либо «пройденными» буквами – в подготовительной). Произношу слияние гласных или обратные слоги (позднее – слова и даже фразы, дети встают так, чтобы получались соответствующие слияния.

Упражнение с пособием «Подружи звуки»

Цель: учить образовывать прямые и обратные слоги с помощью звуковых символов.

Оборудование: круг из дерева, с расположенными по диаметру символами гласных звуков, в середине – прозрачный кармашек для символов согласных звуков (используются символы Ткаченко Т. А.)

Вначале указкой провожу дорожки от гласных к согласному, составляя обратные слоги. Затем это делают дети. По такому же принципу происходит обучение слиянию согласного с гласными звуками.

Игра «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку или игрушку, называет ее и определяет первый или последний звук в слове.

Игра «Цепочка».

Ведущий называет слово (например, лес). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

Игровое упражнение «Веселые кубики».

Цель – формировать умение давать характеристику звука.

Оборудование: Набор кубиков с картинками, набор кубиков для характеристики – красный, синий (пластмассовый, зеленый (тряпичный, колокольчик.

Описание: Вращая кубик с картинками, ребенок произносит: «Крутись, вертись, на бочок ложись! » С окончанием слов, на верхней стороне кубика ре-бенок называет картинку, выделяет первый звук, дает ему характеристику с помощью цветных кубиков, которые выкладывает на столе.

Для формирования умения определять место звука в слове (начало, середина, конец) я использую следующие игровые приемы:

Полоска «Светофор», разделенная на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зеленая часть полоски – конец слова.

Вначале предлагаю определить место ударной гласной в односложных - двусложных словах. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.

В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

Игра «Ежик гуляет». Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому картонному ежику. Объясняю, что я буду произносить слова, а дети будут ставить ежика на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [и] в произнесенном слове: три, лист, иглы, ножи, бинт, ива.

Упражнение «Покажи на схеме»

У детей – схемы и наборы с цветными фишками. Дети получают предметные картинки и самостоятельно выкладывают звуковые схемы слов с помощью фишек.

Игра «Веселый поезд».

Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в ко-торых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок, каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце. Дети выходят к доске и прикрепляют предметные картинки под вагончиками.

Работа по определению последовательности, количества, места звука в слове проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма – наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма считаю не только умение выделять и различать звуки в речи, но и произво-дить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, по-следовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам.

Первоначально формирование фонематического анализа происходит с опорой на вспомогательные средства и внешние действия. На данном этапе я использую следующие упражнения:

Работа со звуковой линейкой.

Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

Выкладывание звуковых схем на магнитной доске.

Составление схем на самодельных пособиях из накручивающихся крышечек, прищепок, пуговиц. Перечисленные упражнения помогают индивидуализировать процесс обучения и создают ситуацию успеха для каждого ребенка в группе.

Упражнение «Цифровой ряд».

А) Перед каждым ребенком ряд цифр (1 – 5). Услышав слово, дети ведут пальцем от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове 4 звука».

Б) На магнитной доске выложен ряд цифр до 10. Ребенок подходит к доске, называет свою картинку, определяет какой гласный есть в слове и где он стоит. Соответственно устанавливает гласную букву под той цифрой, которая обозначает место звука в слове.

В) На доске устанавливаются комбинации из цифр и букв:.

Дети подбирают картинки к схемам и ставят на доску.

В дальнейшем формирование действий фонематического анализа про-исходит в речевом и умственном плане, без опоры на материализацию действия.

Настольно-печатные игры «Кто кричит, что звучит» и «Читаем сами».

Очень полюбились детям нашей группы и всегда вызывают положительный эмоциональный отклик.

Опыт работы показывает, что работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу и синтезу, так как четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Игровые упражнения в звуковом анализе и синтезе, опираясь на максимальное включение анализаторов в процесс обучения, способствуют ускорению процесса введения в речь поставленных звуков, помогают формировать у детей различные виды самоконтроля, создают основу для обучения грамоте.

www.maam.ru

«Наглядное моделирование- эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.

Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи. Однако без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, а это может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Специальные исследования Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, Д. Б. Эльконина и др. показывают, что недостаточная ориентировка в «звуковой действительности языка», несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой.

Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря, управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем. Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, Ю. Ф. Гаркуша, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

Применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, а занимаясь коррекцией звукопроизношения, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов артикуляционного аппарата при произнесении звука.

Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень - уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.

Диагностика речевого развития детей с ФФНр показывает, что из всех компонентов речи, в большей степени страдают фонематические процессы.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, на наш взгляд является использование наглядного моделирования. Моделирование - представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В. В. Давыдов) .

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность

быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

Практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса обучения грамоте – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т. к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним Использование моделирования в процессе коррекции речи имеет два аспекта:

– служит определенным методом познания; – является программой для анализа новых явлений. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

1. Знакомство с графическим способом представления информации.

2. Формирование навыка дешифровки модели.

3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

Система работы по использованию методов наглядного моделирования была опробована в группах детей 5–7-летнего возраста с речевым заключением фонетико-фонематическое нарушение.

Основными целями моей работы явились следующие: – диагностика состояния уровня подготовленности детей к обучению грамоте;

– создание системы коррекционной работы; – анализ полученных результатов.

В результате диагностики были выявлены следующие особенности уровня сформированности фонематических процессов: – дети неправильно произносят группы свистящих, шипящих, сонорных звуков;

– не различают на слух близкие по звучанию звуки; – недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой;

– не выделяют первый, последний звуки в слове; – не определяют количества и последовательности звуков; – отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. – дети испытывают трудности в употреблении сложных грамматических конструкций, в речи наблюдаются неточности согласования слов в предложениях, пропуски или замены предлогов;

Процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте строится последовательно, поэтому в ходе работы на каждом возрастном этапе решались следующие задачи:

– завершить работу по постановке искаженно произносимых звуков, их автоматизацию в речи;

– учить подбирать слова к заданной звуковой модели (3, 4, 5-ти звуковой) ;

– учить детей отгадывать заданные слова, представленные моделью из разноцветных фишек, то есть подбирать слово к схеме;

– учить работать со смешанными моделями слов, свободно оперировать звуковыми, графическими моделями слов и предложений;

– закрепить умение членить предложения на слова, учить составлять предложения из букв разрезной азбуки, придумывать предложения по предложенной схеме.

В коррекционно-развивающем обучении с детьми мы так же используем наглядные модели, они помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Первое, где мы начинаем использовать модели - это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала используем картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает детей.

Начиная работу над звуками, мы так же используем модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать. Звуковой анализ и синтез слогов и слов - это один из этапов коррекционно-

образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или в слове.

Для обозначения звуков мы используем (общепринятые) три цвета: красный - для гласных, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных. Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным.

Таким образом, еще не зная букв, дети “читают” слоги и слова, а абстрактное понятие “звук” приобретает для них конкретное значение. Работая над звуками, мы учим детей давать характеристику звукам. Чтобы облегчить детям их усвоение, на занятиях используем графические символы. Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке идет речь. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке. Применяя графические символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят, чем один звук отличается от другого.

Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков. Поднимают наглядность на высший качественный уровень - уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять

и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.

Использовать наглядные модели можно при составлении загадок, обучению пересказу, рассказывание сказок (но необходимо помнить, что не к любому художественному произведению можно составить схему). Важно, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими, по очереди появляющимися, персонажами.

Вывод: Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

www.maam.ru

Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста для успешной работы логопедов

В настоящее время в силу целого ряда органических, функциональных причин у детей дошкольного возраста отмечаются самыми распространёнными фонетические нарушения речи, причем недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с фонематическими нарушениями, имеющими стойкий характер. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетико-фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие её компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов. Вследствие этого, нарушения фонетической стороны речевой функциональной системы приводят к расстройству других, более высоких уровней языковой системы.

Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по русскому языку, могут приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи, к нарушениям процесса чтения.

Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.

Этапы работы:

Узнавание неречевых звуков.

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Дифференциация слогов.

Дифференциация фонем. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.

На первом этапе

учим детей вслушиваться в окружающий мир,

вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.

Пример: игровое упражнение «Что это? »

Оборудование: магнитофонная кассета (диск) с записью на ней различных звуков.

Описание игры: Ребёнку предлагается прослушать запись и угадать: что это?

На втором этапе

учим детей различать высоту, силу и тембр голоса,

ориентируясь на одни и те же звуки и звукосочетания (близко или далеко, радостно или грустно) .

Пример: игра «Кто позвал? »

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Ребёнка зовут, произнося: «Ау! » или имя вызываемого.

На третьем этапе

учим детей различать слова, близкие по звуковому

составу, развиваем умения, на базе которых будут формироваться более сложные формы фонематического анализа и синтеза.

Пример: дидактическая игра «Часы».

Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу.

Оборудование: Часы с изображениями на них предметов, названия которых звучат похоже (слова - квазиамонимы) .

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.

На четвертом этапе

обращаем внимание ребенка на часть слова – слог.

Пример: игровое упражнение «Добавь слог».

Оборудование: мяч.

Описание игры: Логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:

сы-сы-са – длинная ко…

ши-ши-ши – наши дети хоро…

Данный этап является основным в работе по формированию

Фонематических процессов у детей.

Он включает в себя несколько разделов:

Развитие фонематического восприятия

Развитие фонематического анализа

Развитие фонематического синтеза

Развитие фонематических представлений

Дидактическая игра «Рыбаки».

Оборудование: удочки, рыбки с картинками предметов, в названии которых слышим звук.

Описание игры: Логопед предлагает детям «поймать» удочкой «рыбку» с картинкой, в названии которой слышим звук.

Учим детей различать (дифференцировать) на слух звуки, близкие по своим акустическим признакам: по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости, свистящие-шипящие и др.

Дидактическая игра: Королевства «Твёрдыша» и «Мякиша».

Цель: Обучение дифференциации на слух звуков по твёрдости-мягкости.

Оборудование: Изображения представителей королевств «Твёрдыш», «Мякиш», картинки с предметами - < л" >.

Описание: Логопед предлагает детям «навести порядок» в королевствах «Твёрдыша» и «Мякиша». Распределить картинки с предметами по королевствам, в названии которых слышим звуки - < л" >.

Дидактическая игра «Чебурашка».

Цель: Обучении дифференциации на слух звуков по звонкости – глухости.

Оборудование: пособие «Чебурашка», предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить в названии картинки «звенит» или «не звенит» первый звук.

Дидактическая игра «Собери картинки».

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Оборудование: пособие «Жаба и Зайка».

Описание игры: Логопед предлагает ребятам назвать первый звук в слове «жаба», «зайка». Логопед просит собрать картинки со звуком < ж> к Жабе, со звуком < з > к Зайке.

Развитие фонематического анализа.

Учим детей выделять определённый звук из ряда других звуков на фоне слова, слога. Определять количество и последовательность звуков в слове. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Гусеница».

Цель: Развитие фонематического анализа (позиционного, последовательного, количественного) .

Оборудование: пособие «Гусеница», символы звуков, картинки с предметами.

Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить место звука в слове и поставить соответствующий символ в начало, середину или конец гусеницы. Выполнить фонематический анализ слова, изображенного на картинке.

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Цель: Развитие фонематического анализа (количественного) .

Оборудование: пособие с картинками «Цветик-семицветик», картинки с предметами.

Описание игры: Логопед помещает на Цветик-семицветик карточку с цифрой (4). Ребятам предлагается поместить в кармашки лепестков цветика-семицветика предметные картинки с определённым количеством звуков в слове.

Развитие фонематического синтеза.

Учим детей объединять отдельные звуки в слова.

Дидактическая игра «Корабль».

Цель: Развитие фонематического синтеза.

Оборудование: пособие «Корабль», картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на «корабль» с картинками. Если ребята правильно назовут первый звук каждой картинки, то они смогут отгадать, какое слово «спрятано» в корабле.

Дидактическая игра «Поезд».

Цель: Обучение делению слов на слоги.

Оборудование: пособие «Поезд», картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям распределить картинки по вагонам: с двумя окнами – два слога, с тремя окнами вагон – три слога.

Развитие фонематических представлений.

Игровое упражнение «Вспомни слово».

Цель: развитие фонематических представлений.

Оборудование: мяч.

Описание: Логопед, бросив мяч ребёнку, предлагает назвать слово с заданным звуком (< с > в середине слова, затем назвать, какой по счёту в слове звук < с >, какой звук предшествует ему, а какой следует за ним, назвать только гласные звуки в названном слове. Сколько всего звуков в данном слове.

Литература:

1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. Издательство “Союз”, 2000.

2. Пенинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - ЧАССР, 1970.

3. Дурова Н. В. Фонематика М. Мозаика-Синтез. 1999.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

5. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. М. :” Издательство ГНОМид ”, 2000.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, 1994.

7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учеб. Пос. к спецкурсу. – СПб. : Образование . 1994.

8. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми М. : - Пр. 1973.

Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Почему же так часто на своих занятиях, стремясь достичь высоких результатов, мы забываем об этом и заставляем детей выполнять однообразные и скучные упражнения? Неэффективно, и отбивает интерес к учению у будущих первоклассников.

Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.

Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим!

Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых.

Особое значение приобретает игра в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.

Многолетний личный опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.

Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия.

Авторские дидактические игры:

Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.

Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.

2. Узелки.

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: шнур.

Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.

3. Пуговки

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику. Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики “Застёжки”.

Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.

4. Лошадки.

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.

Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

5. Подуй на вертушку.

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.

Оборудование: вертушка для развития дыхания.

Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

6. Колокольчик.

Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: дети становятся в круг.

Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик по кругу.

7.Гаражи.

Цель: научить детей дифференцировать звуки - .

Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки для изготовления гаражей”, на одном “гараже” буква Р, на другом – Л.

Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: или. Помести машинку в “гараж” с соответствующей буквой.

8. Птички на дереве.

Цель: научить детей дифференцировать звуки -.

Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.

Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки или. Если в названии картинки есть звук, то он помещает её на дерево с буквой Ш, если в названии картинки есть звук С, то он помещает её на дерево с буквой С.

9. Три медведя.

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.

Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.

Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят: “Спасибо!”, соответствующими им голосами.

10. Выложи домик.

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

11. Наряди ёлку (1 вариант) .

Цель: научить детей определять позицию звука в слове.

Оборудование: трёхярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.

Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.

12. Наряди ёлку (2 вариант) .

Цель: учить детей дифференцировать звуки - , развивать зрительное восприятие.

Оборудование: ёлка из зелёного картона, “ ёлочные украшения”: самолёт, кошка, слон, клюшка, собака, шар, сумка, шишка и т.д. По полю ёлки – силуэты этих предметов чёрного цвета.

Ход игры: ребёнок берёт “ёлочное украшение”, называет картинку и какой звук в ней:

или, находит на ёлке соответствующий картинке силуэт и помещает её на это место.

13. Силуэты.

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак. Силуэты к ним.

Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука в этом слове.

14. Кубик.

Оборудование: игровое поле разделено на 9 квадратов, в каждом квадрате картинка: шапка, астра, шуба, маска, слон, кошка, шкаф, сыр, мышка; кубик; красные, синие, зелёные фишки для звукового анализа.

Ход игры: ребёнок бросает кубик на игровое поле, называет картинку, на которую он попал и делает звуковой анализ этого слова.

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: [email protected] Телефон: +7(499)249-52-53

Подробней на сайте

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов :

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы) .

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно.

Более сложная форма - вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец) . И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.) , фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

Оборудование: мишка (игрушка) .

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит.

Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку - ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

«Не ошибись»

Цель: дифференциация звуков - .

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую.

Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки или, немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук, то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с... А если звук, то - со звонком и говорят: з-з-з...

Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

«Угадай-ка»

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот) .

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

Список литературы

1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М: Просвещение, 1979. - 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без - дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. - М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. - 2007. - №5, С.71-78.

Добавить комментарий

Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

Анализ коррекционной работы по проблеме формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования.

При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.

Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте.

Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза.

Осознав актуальность данной проблемы, мы начали углубленно работать

Loading...Loading...