Единый сельскохозяйственный налог налоговая ставка. Какие расходы учитываются при есхн

Величина единого сельхозналога определяется компанией или ИП исходя из величины доходов, уменьшенных на расходы. Если первая часть формулы не вызывает вопросов, то вторая часто становится «камнем преткновения». НК РФ четко определяет ЕСХН расходы (перечень приведен в ст. 346.5), которые можно учитывать в расчетах. Если произведенные траты не соответствуют законодательным критериям, на них нельзя сокращать налогооблагаемую базу.

Требования к признаваемым тратам

НК РФ определяет четыре критерия для признаваемых расходов, сокращающих налогооблагаемую базу. Они должны быть:

  • обоснованными с точки зрения экономики;
  • полностью оплаченными;
  • подтвержденными первичными документами;
  • названными в перечне из п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Компании и ИП, перешедшие на упрощенку, используют в работе кассовый метод определения доходов и затрат. Это означает, что признать траты допустимо при одновременном соблюдении двух условий:

  • они оплачены;
  • они фактически понесены.

Если коммерческая структура перечислила поставщику аванс в счет будущих поставок, он не включается в расходную часть при исчислении налога. Такая трата отвечает первому критерию (фактическая оплата), но не соответствует второму, потому что контрагент, получивший денежные средства, еще не исполнил встречные обязательства и не предоставил компании подтверждающие первичные документы.

Перечень принимаемых к вычету расходов

Согласно положениям НК РФ, коммерческие структуры на ЕСХН вправе уменьшить налогооблагаемую базу на следующие типы расходов:

  1. Траты на покупку объектов основных средств, ремонт или приведение в соответствие с требованиями времени уже имеющихся активов.
  2. Затраты, связанные с покупкой или самостоятельным созданием НМА.
  3. Платежи за аренду или лизинг ОС.
  4. Расходы, направленные на рекламу производимой продукции.
  5. Затраты, связанные с покупкой семян и иных посадочных материалов, удобрений, средств для борьбы с вредителями, кормов для сельскохозяйственных животных.
  6. Выплата заработной платы сотрудникам организации, компенсаций, пособий по больничным листкам.
  7. Траты, направленные на поддержание должного уровня безопасности на производстве, на формирование и содержание собственного пункта медицинской помощи.
  8. Расходы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности и охраной урожая и имущества.
  9. Перечисления во внебюджетные фонды на обязательное страхование сотрудников, добровольное страхование (урожая, имеющихся ОС, рисков, грузов и транспортных средств).
  10. Проценты и комиссии, связанные с обслуживанием текущих кредитов и займов.
  11. Таможенные платежи, совершенные при пересечении приобретаемыми товарами государственной границы РФ.
  12. Содержание служебных авто.
  13. Оплата командировок сотрудника: суточных, гостиниц (или иного жилья), билетов на транспортные средства, прочих расходов (визовых сборов и т.д.).
  14. Оплата услуг нотариуса, консалтинг, судебные сборы.
  15. Расходы на услуги привлеченного бухгалтера или аудитора, траты, связанные с опубликованием финансовой отчетности.
  16. Оплата канцелярских принадлежностей и услуг связи.
  17. Размер налогов и сборов, уплаченных в соответствии с действующим законодательством.
  18. Суммы НДС по включаемым в расходы для целей налогообложения материально-производственным затратам.
  19. Потери, вызванные природными или техногенными катаклизмами (например, гибель урожая из-за пожара или засухи) и связанные с устранением их последствий.

Всего перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, включает 44 позиции. Рассчитывая размер единого сельхозналога, нужно убедиться, что в формулу не включены «лишние» значения. Если впоследствии фискальные органы обнаружат неправомерность признания затрат, организации или ИП придется уплатить недоимку и пени на нее.

Кроме стандартных видов налогообложения, НК РФ предлагает ряд необходимых режимов, направленных на упрощение отчетных документов и вычисление налоговых обязательств по каждому из направлений деятельности. Для стимуляции производителей хозяйственного сектора может применяться схема ЕСХН, то есть единого сельскохозяйственного налога, которая отличается пониженной ставкой и прочими преимуществами.

Рассмотрим ЕСХН, что это такое простыми словами.

Что такое ЕСХН?

Сельское хозяйство - одна из самых рискованных областей деятельности, так как на общие показатели убытков и прибыли могут влиять как экономические цифры, так и непредсказуемые факторы, к примеру, катастрофические погодные условия. Использование сельскохозяйственного налога дает возможность не только снижать сумму денежных обязательств, но и применять убытки от совершенной деятельности для понижения налоговых ставок на предстоящие временные отрезки.

Частные особенности

Стратегия уплаты ЕСХН наделяет субъекты возможностью заменять перечень самостоятельных типов денежных переводов единым налогом. В особенности, оплатой сельскохозяйственного налога упраздняется необходимость налога на имущество учреждений, прибыль, а также НДС.

Подобное право появляется лишь в случаях соблюдения специальных условий, так как стратегия ЕСХН может быть применена далеко не для каждого учреждения, работающего в области сельского хозяйства. Важно понимать, что это такое ЕСХН простыми словами.

Согласно статье 346 Налогового кодекса страны возможность совершить переход на переведение платы по ЕСХН появляется при грамотном выполнении следующих требований:

  • Налогоплательщик обязан выполнять производство сельхозпродукции, например, растениеводства, животноводства и так далее. Законодательство допускает возможность использования такого режима субъектами, которые добывают водные биологические ресурсы.
  • Возможность перехода на режим ЕСХН появляется исключительно в случае, когда доля объемов дохода от сельскохозяйственного производства составляет не менее семидесяти процентов от общего размера полученной предприятием выручки.
  • Применение схемы ЕСХН происходит не автоматически, а после отправки уведомления в инспекцию Федеральной налоговой службы.

Необходимо заострить внимание на том, что помимо сельскохозяйственных производителей, зачастую схема ЕСХН может быть использована учреждением, оказывающим необходимые услуги для субъектов аграрного сектора экономики. Но деятельность по переработке продуктов сельского хозяйства не может подпадать под льготную структуру ЕСХН.

По завершении перехода на этот вид налогообложения у производителя сельхозпродукции остается обязанность по оплате страховых взносов за наемных сотрудников предприятия. Вот что это такое - ЕСХН простыми словами.

Нормативно-правовое регулирование

Законодательный контроль режима ЕСХН действует в рамках, прописанных в главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Этот раздел трактует правила по применению этой схемы, особенности по ведению учета расходов и доходов, а также порядок проведения оплаты авансовых платежей и финальной суммы налога.

Кроме этого, рядом дополнительных актов определяются требования к форме декларации ЕСХН и надлежащий порядок ее заполнения. В особенности, существующий на текущий момент образец декларации, который был утвержден Приказом Федеральной налоговой службы по номеру ММВ-7-3/384 с изменениями, вступившими в 2016 году.

Важные преимущества перед другими налоговыми схемами

Несмотря на то, что законодательный режим ЕСХН по некоторым параметрам идентичен различным схемам налогообложения, ему свойственны неоспоримые преимущества.

В особенности, расчеты по уплате ЕСХН производятся по ставке в шесть процентов от общей суммы прибыли, которая уменьшена на величину ежегодных расходов. Более схожую ситуацию предусматривает лишь режим Упрощенной системы налогообложения, хотя по ней шестипроцентная ставка используется без учета произведенных трат.

Помимо этого, отдельным достоинством режима ЕСХН признается возможность применения показателя убытков по результатам года для их переноса на предстоящие отчетные периоды. Когда в конкретном периоде производитель сельскохозяйственной продукции отработал себе в убыток, он имеет право снизить сумму обязательств по налогам в предстоящих годах. В таких целях объем убытков указывается в ежегодной декларации по единому сельскохозяйственному налогу.

Таким образом, при ЕСХН доходы и расходы обязательно учитываются.

Налоговая база и объекты

Для схемы ЕСХН налоговая база признает значение дохода по отчетному периоду, уменьшенного на объем всех расходов. Образование показателей прибыли и трат делается с учетом таких нюансов, как:

  • показатели доходных и расходных действий индивидуальных предпринимателей указываются растущим итогом в книге учета, а учреждения фиксируют прибыль и траты в соответствии с общими правилами налогового и бухгалтерского учета;
  • информация о прибыли и убытках по итогам первых шести месяцев года применяется для вычисления по авансовым платежам, а итоговые показатели служат основанием для заполнения ежегодной декларации по ЕСХН;
  • убытки предыдущих лет снижают объем налоговой базы сельхозпроизводителя при условии, что все эти данные будут внесены в годовую декларацию. Для этого ведется книга доходов и расходов при ЕСХН.

Выходит, что объектом по налогообложению выступает прибыль, полученная производителем сельскохозяйственной продукции, уменьшенная на объем понесенных расходов.

Субъекты схемы ЕСХН

К таковым приравниваются предприниматели и учреждения, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции. Для того, чтобы использовать преимущества режима ЕСХН, субъект обязан указывать осуществляемое им производство в рамках своего единственного либо дополнительного вида деятельности в ЕГРИП и ЕГРЮЛ. В какие сроки ЕСХН уплачивается? Об этом далее.

Какие требования предъявляются при переходе на ЕСХН?

Такой переход выполняется на основании добровольного желания производителя в области сельхозпродукции, которое должно быть зафиксировано в уведомлении, направленном в адрес налогового органа. Этапы перехода на ЕСХН подразумевают некоторые особенности, а именно:

  • применение режима ЕСХН выполняется в начале года;
  • сельхозпроизводитель направляет заявление в инспекцию Федеральной налоговой службы, что надо сделать не позднее, чем 31 декабря;
  • в том случае, если по итогам года размер доходов от сельскохозяйственного производства не будет превосходить семидесяти процентов от всей суммы прибыли, то тогда даже поданное заявление не даст право получить возможность пользования льготными условиями по ЕСХН.

Документ, подтверждающий переход на ЕСХН, оформляется в письменной форме либо с применением электронного сервиса Федеральной налоговой службы в личном кабинете налогоплательщика. В качестве подтверждения того, что заявление принято, и субъект переведен на выбранный им режим ЕСХН, налоговый орган направляет уведомление.

Как правильно осуществить при ЕСХН заполнение декларации. Разберемся.

Оплата и расчеты

Показатели вычисляются самостоятельно от лица производителя в сфере сельского хозяйства. При этом учитывается вся информация о расходных и доходных операциях календарного года. По результатам первых шести месяцев деятельности проводится расчет суммы авансового платежа, эта цифра должна быть перечислена в бюджет до 25 июля текущего года.

По результатам календарного года происходит заполнение декларации по ЕСХН, ее необходимо предъявить в инспекцию Федеральной налоговой службы не позже, чем 31 марта текущего года. В такой же срок производится оплата конечной суммы налога, в этих целях расчетная цифра по декларации должна быть уменьшена на общую сумму авансового платежа. В том случае, если в годовой декларации отражен убыток, то прежние перечисленные авансовые платежи обязательно будут учтены во время подсчета обязательств по налогу в предстоящих временных периодах.

Взносы по страхованию

Даже по завершении перехода на режим налогообложения ЕСХН у производителя сельскохозяйственной продукции остается обязанность рассчитывать и оплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по отношению к наемным сотрудникам, кроме того, он должен совершать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этих целях субъект сельскохозяйственного производства обязан состоять на учете в организации Пенсионного фонда на стандартных основаниях.

Налоговая декларация по ЕСХН должна быть подана в срок.

В рамках расчета и внесения платы по страховым взносам принимаются к сведению стандартные требования к отчетным периодам, например, к таким как год, квартал, девять месяцев и полугодие и в том числе к требуемым ставкам по страховым взносам. Льготы на снижение суммы страховых перечислений налоговым режимом ЕСХН не предоставляются.

В чем заключается выгода использования единого сельскохозяйственного налога ЕСХН?

Рассуждая о сложности налоговой нагрузки, можно смело заявить, что ЕСХН имеет преимущества как перед общей системой налогообложения, так и перед упрощенной. Если сравнить налоговую базу со ставкой системы, то можно увидеть, что хотя показатель по ЕСХН и УСН являются одинаковыми, налог по упрощенной схеме будет больше, потому что она не берет в расчет расходы по производству. Соотнести ЕСХН по налоговому обременению возможно лишь с упрощенной системой при том условии, что минимально возможная величина будет равна шести процентам, что применимо далеко не повсеместно. А проведение сравнения ЕСХН с общей системой налогообложения вообще того не стоит, так как налоговый показатель ОСНО при похожей налоговой базе оказывается более, чем в три раза выше, и это, еще не учитывая необходимость оплачивать НДС.

При ЕСХН учет доходов и расходов - важное условие.

Государственная поддержка

Давно не секрет, что государственная поддержка производителей в сфере сельского хозяйства выступает на данный момент одним из главных приоритетов, избранных для эффективного развития внутренней экономической политики нашей страны. Собственно говоря, можно считать ЕСХН одним из ключевых инструментов государственной стратегии. Подводя итог, следует заметить, что эта мера была разработана в качестве стимулирующей функции для развития как сельского хозяйства, так и внутренней экономики в целом.

На данный момент специальный налоговый режим ЕСХН не отличается значительной популярностью среди сельскохозяйственных производителей, но уже начинает набирать свои обороты.

Вывод

Таким образом, однозначный вывод напрашивается сам собой, ведь получается, что единая система хозяйственного налогообложения - режим более чем весьма для плательщика выгодный, но лишь в том случае, если он отвечает всем необходимым требованиям законодательства Российской Федерации.

Мы рассмотрели ЕСХН простыми словами. Что это такое, теперь понятно.

Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей заменяет собой основной комплекс установленных обязательных бюджетных сборов. Данная система предусмотрена как для физических (ИП), так и для юрлиц.

Общие сведения

Действующая редакция гл. 26.1 НК РФ устанавливает новые принципы системы обложения. В настоящее время она максимально приближена к упрощенной схеме. Применение единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями осуществляется вместо:

  1. НДФЛ.
  2. Налога с продаж.
  3. Транспортного сбора (в отношении ТС, эксплуатируемых при осуществлении деятельности, связанной с предпринимательством).
  4. Налога на имущество физлиц (в отношении объектов, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности).

Для юридических лиц он заменяет:

  1. НДС (кроме НДС, который подлежит уплате при ввозе продукции на российскую таможенную территорию).
  2. Отчислений с имущества организации.
  3. Налог на прибыль.

Субъекты

Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога должны соответствовать ряду требований. В частности:


Специфика использования

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен в 2001 году. Он может использоваться строго определенными субъектами. Общие понятия и условия расчета приводятся в НК. В специальной главе отражены все основные определения и правила. Кроме этого, в ней устанавливается порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Соответствующие положения приведены в специальной главе закона. В качестве одной из основных особенностей использования системы выступает обязанность субъектов вести учет показателей деятельности. Они будут использоваться для расчета налоговой базы и суммы единого отчисления. В качестве одного из требований выступает признание расходов и доходов по кассовому методу. В бухучете это осуществляется в соответствии с определенностью фактов деятельности во времени. В этой связи субъектам, в целях исполнения требований, содержащихся в гл. 26.1 НК РФ, следует корректировать показатели в отдельных регистрах.

Потребительские кооперативы

Эти предприятия занимаются сбытом, переработкой и исполняют животноводческие, огороднические, садоводческие и снабженческие функции. Для них доля от реализации с/х продукции собственного производства участников кооперативов, товаров, выпущенных из сельскохозяйственного сырья своего изготовления членов объединения в общей прибыли должна также составлять не меньше 70%.

Важный момент

Требование о ведении бухучета и корректировки его показателей распространяется на юрлиц, фермерские (крестьянские) хозяйства, предпринимателей. Однако по ФЗ № 129 последние не обязаны это делать. Согласно подп. 2, ст. 4 указанного закона, им надлежит вести учет расходов и доходов в порядке, предусмотренном в НК. В данном случае законодательство требует, чтобы показатели, которые используются при расчете базы обложения, были определены в соответствии с информацией, присутствующей в бухгалтерской отчетности.

Признание доходов

Процедура аналогична той, которая предусматривается для субъектов, использующих упрощенную систему. При определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом организации учитывают прибыль от реализации продукции и имущественных прав, внереализационный доход. В расчет не принимаются поступления, предусмотренные в ст. 251 Кодекса. Индивидуальным предпринимателям следует учитывать только доход, полученный от их предпринимательской деятельности. Датой получения считается день, в который средства поступили в кассу или на счет в ослуживающей банковской организации. При этом Кодекс особо оговаривает признание отдельных видов дохода при изменении режима обложения теми юридическими лицами, которые определяли базу налога на прибыль методом начисления.

На дату, в которую произошел учет поступлений, таким предприятиям следует включить в прибыль авансовые суммы по договорам, которые предполагается исполнить в период использования специального режима. Вместе с этим такие субъекты не относят к доходам, по которому рассчитывается единый сельскохозяйственный налог РФ, некоторые поступления, исключенные из их состава законодательством. В частности, не включаются в них суммы, поступившие в период использования спецрежима по продукции (работам/услугам), прибыль от реализации которых входит в расчетную базу за время нахождения юрлица на общем режиме. У индивидуальных предпринимателей таких сложностей не возникает. Это обуславливается тем, что определение доходов этих субъектов осуществляется по кассовому методу до и после того, как был осуществлен переход на единый сельскохозяйственный налог.

Расходы

В п. 2, ст. 346.5 Кодекса установлен их закрытый перечень. Указанные в списке расходы аналогичны тем, которые учитываются субъектами при использовании упрощенной системы. Однако перечень их несколько больше. Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается с учетом расходов на:


Дополнительно также учитываются затраты в виде штрафов и пени за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств по договорам и сумм возмещения причиненного ущерба. Признание всех расходов осуществляется только после их уплаты. Затраты необходимо экономически обосновать и документально подтвердить.

Особенные правила

Затраты на приобретение ОС и НМА учитываются и признаются почти так же, как и при упрощенной схеме. По этим средствам и активам, приобретенным после перехода на единый с/х налог, расходы учитываются в момент их ввода в эксплуатацию. Однако таким способом признать затраты можно не во всех случаях. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

База

В качестве нее выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов. Они определяются нарастающим итогом с начала периода. Расходы/доходы, которые выражены в инвалюте, пересчитывается по курсу ЦБ, установленному на момент получения прибыли/осуществления затрат. Денежное выражение дохода в натуральной форме определяется в соответствии с рыночной ценой (за вычетом НДС) по положениям ст. 40 Кодекса. Если субъект обложения этого не сделает, надзорные органы вправе пересчитать поступления сами. Уменьшение базы осуществляется исключительно на сумму убытка, который был получен в прошлых периодах, в которых использовался единый сельскохозяйственный налог. Потери, понесенные в период осуществления расчетов по иным режимам, специальным в том числе, не признаются. Ставка единого сельскохозяйственного налога - 6%.

Сроки сдачи

Отчетный период при рассматриваемом спецрежиме равен полугодию, а налоговый составляет календарный год. Данное положение устанавливается в ст. 346.7 Кодекса. По окончании периода субъекты обязаны рассчитать авансовую сумму. Это требование установлено в ст. 346.9, п.1. Авансовые суммы, уплаченные в течение года, будут включены в счет уплаты единого с/х налога по итогам периода. Срок перечисления Кодекс не устанавливает. Декларация по ЕСХН за полугодие сдается до 25 июля текущего (отчетного) года. Сроки представления отчетности по итогам периода совпадают с теми, что установлены для перечисления годовой суммы. Юрлица перечисляют единый сельскохозяйственный налог до 31 марта, а предприниматели - до 30 апреля следующего года.

Объекты

В качестве них выступают сельскохозяйственные угодья, которые находятся во владении, собственности либо пользовании субъекта обложения. При определении объектов учитывают реализационные и внереализационные доходы. В них не включают поступления, приведенные в ст. 251, а также суммы дивидендов, обложение которых осуществляется агентом. Определяя объекты, доходы уменьшаются на расходы на:


Уменьшение также осуществляется на суммы:

  1. НДС по приобретенной и оплаченной продукции, затраты на которые подлежат включению в расходы в соответствии с положениями Кодекса.
  2. Процентов, которые выплачиваются за предоставление займов, кредитов.
  3. Связанные с перечислениями за оказываемые услуги финансовыми организациями, в том числе касающиеся продажи инвалюты при взыскании пеней, сбора, штрафа.
  4. Таможенных платежей, предусмотренных при ввозе продукции на таможенную территорию страны и не подлежащие возврату.

Особенности учета

Расходы на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, приобретение ОС и НМА принимаются в момент ввода в эксплуатацию. Затраты на получение имущественных прав на землю учитываются равномерно на протяжении срока, установленного субъектом обложения, но не меньше 7 лет. Суммы принимаются одинаковыми долями за налоговый и отчетный периоды. Признание расходов и доходов осуществляется на дату поступления средств в кассу либо банковские счета, получения имущественных прав или продукции (работ, услуг), а также при погашении задолженности прочими способами.

Специфика перечисления

Определение налоговой ставки осуществляется с одного сопоставимого гектара с/х угодий. Размер рассчитывается в форме 1/4 от величины сборов, вмененных в предыдущий календарный год при работе по общей системе обложения. Выплата осуществляется по месту расположения с/х угодий не позднее 20-го числа того месяца, который следует за прошедшим периодом.

Особенности изменения режима

Для перехода на ЕСХН субъекты обложения должны подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту своего расположения (жительства). Инспекторы рекомендуют использовать типовую форму. Подать заявление можно в определенный срок - с 20 октября по 20 декабря года, который предшествует тому, с которого субъект переходит на новый режим. Вновь сформированные юрлица и зарегистрированные предприниматели могут принять систему с даты постановки на учет. Для этого заявление о переходе на ЕСХН подается вместе с документами на госрегистрацию.

Ограничения

Они касаются одновременного использования других спецрежимов. Так, субъекты, применяющие ЕСХН, не могут изменить его на УСН и наоборот. Ограничения также предусмотрены для тех предприятий, которые для отдельных видов деятельности используют ЕНВД. Они не могут перейти на ЕСХН, но вправе использовать упрощенную схему.

Дополнительно

Доля реализации сельхозпродукции, которая должна составлять 70%, определяется за 8 мес. того года, в котором субъект подает заявление об использовании единого с/х налога. Впоследствии необходимо подтверждение возможности осуществлять перечисления в рамках данного режима. Для этого субъекту следует определять удельный вес прибыли от реализации с/х продукции своего производства ежегодно по окончании периода. Переход на выплату ЕСХН не могут осуществлять организации, которые имеют представительства либо филиалы, осуществляющие выпуск подакцизных изделий. Ограничения распространяются на бюджетные учреждения. Не могут перейти на ЕСХН организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Величина ЕСХН исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку (п. 1 ст. 346.9 НК РФ). Налоговая база на ЕСХН - это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ).

Доходы на ЕСХН - это доходы от реализации и внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.5 НК РФ). А на какие расходы можно уменьшить доходы при применении этого спецрежима?

ЕСХН-расходы (перечень)

Перечень расходов, учитываемых при применении ЕСХН, является закрытым. Он приведен в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. К расходам, на которые плательщик ЕСХН в 2019 году вправе уменьшить свои доходы, относятся, в частности:

  • материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, биопрепаратов и средств защиты растений;
  • расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке;
  • расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности;
  • арендные платежи;
  • расходы на приобретение ОС и НМА;
  • расходы на ремонт ОС;
  • расходы на обязательное (в т.ч. социальное) и некоторые виды добровольного страхования;
  • суммы процентов по кредитам и займам;
  • расходы на оплату услуг банков;
  • суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров;
  • расходы на командировки;
  • нотариальные услуги;
  • расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
  • расходы на канцелярские товары;
  • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
  • расходы на рекламу;
  • расходы на питание работников, занятых на сельхозработах;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки;
  • расходы на приобретение молодняка скота для последующего формирования основного стада, продуктивного скота, молодняка птицы и мальков рыбы;
  • расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству;
  • расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
  • расходы на сертификацию продукции;
  • расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции;
  • расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утвержденных Постановлениями Правительства от 15.07.2009 № 560 , от 10.06.2010 № 431 ;
  • суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы.

Значительная часть указанных расходов учитывается в порядке, предусмотренном для плательщиков налога на прибыль (п. 3 ст. 346.5 НК РФ). Речь идет, к примеру, о материальных расходах (ст. 254 НК РФ), расходах на оплату труда (ст. 255 НК РФ), расходах на обязательное и добровольное имущественное страхование (ст. 263 НК РФ).

Особенности признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) ОС, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) НМА принимаются в порядке, указанном в п. 4 ст. 346.5 НК РФ. Так, например, стоимость ОС, приобретенных в период применения ЕСХН, учитывается в расходах с момента ввода этих ОС в эксплуатацию до конца года равными долями.

Порядок признания расходов при ЕСХН

Расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 НК РФ, можно учесть при определении налоговой базы по ЕСХН, только если они соответствуют 2 критериям (п. 3 ст. 346.5 НК РФ):

  • документальное подтверждение;
  • обоснованность.

Документально подтвержденные расходы - это затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, обычаями делового оборота, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Обоснованные расходы - это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Важно учитывать, что расходами признаются затраты при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Необходимо также помнить, что на ЕСХН расходы учитываются только по кассовому методу. То есть затраты должны быть не только понесены, но и фактически оплачены (

Организации и ИП, работающие в сельскохозяйственной отрасли, пользуются государственными льготами и преференциями. Для них разработан особый фискальный режим – единый сельхозналог. Ставка ЕСХН установлена на уровне 6%, налоговая база рассчитывается как разница между доходной и расходной частью. Это сокращает бюджетные платежи до минимума, что создает благоприятные условия для развития растениеводства, животноводства и лесного хозяйства.

В 2017 году налоговая ставка ЕСХН установлена на уровне 6%. Это значение действует по всей территории страны, за исключением двух областей:

  • Крыма;
  • Севастополя.

В указанных регионах на 2017-2018 годы установлена льготная ставка – 4%, прописанная региональным законодательством. В 2016 году она была еще ниже – 0,5%.

Важно! Льгота распространяется только на те компании и ИП, которые осуществляют деятельность непосредственно на территории указанных субъектов РФ.

Кто может стать плательщиком единого сельхозналога?

Специальная ЕСХН ставка налога доступна для ограниченного круга компаний, удовлетворяющих законодательным требованиям. К их числу относятся:

  • Фирмы и ИП, производящие, перерабатывающие и продающие сельхозтовары.
  • Сельскохозяйственные потребительские и производственные кооперативы, признанные таковыми в согласно действующему законодательству.
  • Градо- и селообразующие рыболовецкие компании (если в них занято не менее половины жителей населенного пункта, включая работников и их семьи).
  • Компании и ИП в сфере рыбного хозяйства, привлекающие не более 300 работников, имеющие суда в собственности или использующие их по договорам фрахтования.

Для всех перечисленных категорий налогоплательщиков действует общее правило по структуре выручки: не менее 70% поступлений должно приносить сельское хозяйство.

Важно! В 2017 году к сельскохозяйственной относится вспомогательная деятельность: выпас скота, выбраковка птицы, распыление химикатов против насекомых-вредителей и т.д.

Какие налоги заменяет ЕСХН?

Особенность единого сельхозналога – освобождение его плательщиков от перечисления других бюджетных платежей, характерных для ОСНО. Это означает снижение фискальной нагрузки и упрощенный порядок ведения учета.

Компании-сельскохозяйственники не платят в казну:

  • налог на имущество;
  • НДС (за исключением случаев исполнения обязательств агента и провоза продукции через государственную границу РФ);
  • налог на прибыль;
  • НДФЛ (касаемо бюджетных обязательств ИП без работников).

Особое значение имеет освобождение от уплаты НДС – наиболее сложного налога с точки зрения учета и вычислений. Организациям и предпринимателям не нужно выписывать счета-фактуры, вести журналы полученных и выданных счетов-фактур, книгу учета покупок и продаж. Это позволяет экономить время и средства на оплату труда бухгалтерских работников.

Какие налоги платят сельхозпроизводители?

Организации и ИП, привлекающие наемных работников, обязаны выполнять функции налогового агента и перечислять 13% дохода персонала в государственную казну. Выплата налога производится не позднее следующего дня после перечисления заработной платы, для отпускных и листков нетрудоспособности – не позднее последнего дня отчетного месяца.

Использование наемного труда предполагает обязанность компании или ИП уплачивать страховые взносы. В 2017 году ставки по ним установлены на следующем уровне:

Внебюджетный фонд Ставка
ПФР 22
ФСС 2,9
ФФОМС 5,1

Важно! ИП-сельскохозяйственник без работников обязан совершать фиксированные страховые платежи за себя.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ, организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, не теряют обязанности платить транспортный налог на находящиеся у них в собственности автомобили, автобусы, средства водного и воздушного транспорта.

От транспортного налога освобождается техника, поименованная в п. 2 ст. 358 НК РФ. Это комбайны, тракторы и специальные машины (скотовозы, молоковозы и т.д.). Важно, чтобы одновременно соблюдались два условия:

  • техника применяется для ведения сельхоздеятельности;
  • машины зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ЕСХН не освобождает компанию или ИП от уплаты таможенных платежей, необходимых для провоза товаров через границу РФ. Они обязаны выполнять агентские обязательства по НДС, возникающие при совершении сделок с органами власти и иностранными партнерами.

Как рассчитать налогооблагаемую базу по ЕСХН?

Формула расчета единого сельхозналога установлена как:

Налог = (Доходы – Расходы)* 0,06.

В состав доходов включается выручка от реализации производимой продукции и внереализационной деятельности (предоставление площадей и сельскохозяйственной техники в аренду, выдача прав пользования на объекты интеллектуальной собственности, продажа имущества, участие в других организациях и т.д.).

Важно! Для исчисления доходов используется кассовый метод, т.е. в расчет принимается выручка, фактически поступившая в кассу или на расчетный счет. В нее включаются полученные от покупателей авансы.

В состав расходной части, уменьшающей налогооблагаемую базу, можно включить траты из перечня, приведенного в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Он строго ограничен и не подлежит трактовке в сторону расширения.

В числе прочих в НК РФ упомянуты следующие расходы:

  • на покупку новых основных средств и ремонт, модернизацию имеющихся;
  • на приобретение нематериальных активов;
  • на оплату труда персоналу;
  • на уплату налогов и сборов (помимо единого налога), страховых взносов за нанимаемых сотрудников;
  • на покупку сырья, материалов, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • на рекламу товаров;
  • на приобретение канцтоваров, оплату услуг привлеченного бухгалтера, аудитора, нотариуса;
  • на обеспечение безопасности на производстве, оборудование и содержание медпункта.

Чтобы расходы, упомянутые в ст. 346.5 НК РФ, могли уменьшить налогооблагаемую базу, они должны соответствовать требованиям:

  • быть полностью оплаченным (для учета затрат используется кассовый метод);
  • быть подтвержденными первичными документами;
  • быть фактически понесенными.

Авансы, перечисленные поставщикам товаров и услуг, не включаются расходную часть формулы по расчету налога. Они оплачены, но не понесены фактически: купленная продукция еще не отгружена, работы не произведены.

Особенности исчисления единого сельхозналога

Компании, применяющие ЕСХН, не обязаны вести обособленный учет операций. Они определяют величину единого налога по данным бухгалтерского учета.

Возникает противоречие: в учетной программе бухгалтер отражает операции по факту совершения сделки, а не фактической оплаты. Это означает, что для корректного расчета бюджетного обязательства из совокупности проводок нужно выбрать только оплаченные.

Способ отбора закрепляется в учетной политике компании. Чаще всего для этих целей используются оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счету.

Законодательство устанавливает обязанность компаний и ИП перечислять единый налог дважды в год:

  • аванс по результатам шести месяцев – до 25.07;
  • итог по результатам 12 месяцев – до 31.03 следующего года.

При расчете авансового платежа ЕСХН ставка налога умножается на разницу между полугодовыми доходами и расходами.

Определение окончательного расчета производится по формуле:

Налог = (Доходы за год – Расходы за год)* 6% – Сумма уплаченного аванса.

Если формула дала положительный результат, налогоплательщик перечисляет рассчитанную сумму в бюджет. Если получилось отрицательное число, он может оформить возврат из госказны в соответствии со ст. 78 НК РФ или зачесть переплату в честь других федеральных бюджетных обязательств.

Сравнение ЕСХН и других налоговых режимов

В процессе выбора системы налогообложения малой компании или ИП необходимо провести расчеты и сопоставить условия в рамках существующих режимов. Представим их существенные характеристики в форме таблицы:

Из приведенных данных очевидно, что условия по единому сельхозналогу являются наиболее лояльными для налогоплательщиков. Режим предполагает минимальную ставку – 6%. Аналогичное значение установлено для УСН «Доходы», но налогооблагаемая база в рамках этой системы значительно больше, чем по ЕСХН.

Единый сельхозналог сопоставим с УСН «Доходы за вычетом расходов» для тех регионов, где ставка установлена на минимальном уровне – 6%. Общий налоговый режим не может конкурировать с ЕСХН, т.к. предполагает высокую ставку (разница – более чем в три раза), более сложный порядок ведения учета и необходимость расчета и уплаты НДС.

Ставка ЕСХН составляет всего 6%, что создает льготные условия для развития сельскохозяйственной отрасли. Минимальный налог отсутствует, а потому компании, не получающие прибыль, ничего не платят в бюджет. Это делает ЕСХН грамотным выбором для фермерских хозяйств, компаний и индивидуальных предпринимателей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Loading...Loading...