Источники по древнему китаю. Китайские письменные источники о древних кыргызах

Отрывки из китайских письменных источников, посвященные древним кыргызам. Составлены С.А. Угдыжековым, которому выражаю благодарность за предоставленные тексты. Примечания даются С.А. Угдыжековым.

  • "ШИ ЦЗИ" ("ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ") СЫМА ЦЯНЯ.
  • "ЦЯНЬ ХАНЬ ШУ" ("ИСТОРИЯ РАННЕЙ ДИНАСТИИ ХАНЬ")
  • ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ДИНАСТИИ ТХАН
  • "ТАЙПИНХУАНЬЮЙЦЗИ" ("ОПИСАНИЕ МИРА ГОДОВ ПРАВЛЕНИЯ ТАЙПИН")
  • "ЦЗЮ ТАНШУ" ("СТАРАЯ ХРОНИКА ДИНАСТИИ ТХАН")
  • "СИН ТАНШУ" ("НОВАЯ ХРОНИКА ДИНАСТИИ ТАН")
  • "ЦЗЮ УДАЙ ШИ" (СОБЫТИЯ ПЕРИОДА "ПЯТИ ДИНАСТИЙ")
  • "ЛЯО ШИ" ("ХРОНИКА КИДАНЬСКОГО ГОСУДАРСТВА ЛЯО")
  • "СУНШИ" ("ХРОНИКА ДИНАСТИИ СУН")
  • "ЦЗЮ ТАНШУ" ("НОВАЯ ХРОНИКА ДИНАСТИИ ТАН")
  • "СЫМА ГУАНЬ ЦЗЬЧЖИ ТУНЦЗЯНЬ" ("ВСЕОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЮ ПОМОГАЮЩЕЕ")
  • ЛИ ДЭЮЙ. "СУЭЙ-ЧАН ИПИНЬ ЦЗИ" ("СОБРАНИЕ ЭПИСТОЛЯРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИ ДЭЮЯ")
  • "ЛИ СЮЙ ЦЗЮ ТАН ШУ" ("СТАРАЯ ХРОНИКА ГОСУДАРСТВА ТАН")
  • ОУЯН СЮ. "СИН ТАН ШУ" ("НОВАЯ ХРОНИКА ГОСУДАРСТВА ТАН")
  • ДУ Ю. "ТУГ ДЯНЬ" ("СВОД ОБЩИХ УСТАНОВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ")
  • "ЮЭ ШИ ТАЙ-ПИН ХУАНЬЮЙ ЦЗИ"
Сыма Цянь. I в. до н.э.

Первое упоминание о кыргызах - речь идет о расширении шаньюем (правителем) Маодунем границы государства Хунну (сюнну) на востоке до Кореи, а на западе до современного Синьцзяна около 201 г. до нашей эры.

"Позднее, когда (Маодунь) покорил на севере владения хуньюев, цюйшэ, динлинов, гэгуней и синьли, все знатные люди и сановники сюнну подчинились (ему) и стали считать шаньюя Маодуня мудрым"

[Материалы по истории сюнну. Предисл., пер. и примеч. В. С. Таскина. М., 1968. С. 41.]

[С. 350] "Еще находилось Бюньма, иначе Била и Йелочжи, от тюкюе прямо на севере, от столицы в 14 000 ли; перекочевывали смотря по достатку в траве и воде; но предпочитали жить по горам. Имели 30 000 строевого войска. Там всегда идут снега. Хвоя с деревьев не опадает. Пахали землю лошадьми. Лошади более были саврасые, от чего и название государству дано. Жили на севере близ моря. Хотя содержали лошадей, но верхом не ездили на них, а пользовались молоком для пищи. Часто дрались с хягасами. Обликом много походили на хягасов, но говорили другим языком. Брили голову, носили берестяные шляпы. Связывали деревья наподобие колодезных срубов и покрывали берестою. Это были их жилища. Каждая община имела своего начальника, независимого от других. Дахань обитало от Гюй на север. Богато было овцами и лошадьми. Там и люди и вещи были матерые, от чего и название народа. Дахань и Гюй смежны с хягасами на берегах озера Гянь-хай. Все сии народы искони не были в Китае. в правления Чжен-гуань и Юн-вэй, 627-655, приехали к Двору, представили ему соболей и лошадей. Иные однажды, другие дважды приезжали.

I. Хакяньсы. Хагас. (Кыргызы).

Хагас есть древнее государство Гяньгунь. Оно лежит от Хами на запад, от Харашара на север, подле Белых гор. Иные называют сие государство Гюйву и Гйегу. Жители перемешались с динлинами.
[С. 351] Владение Хагас некогда составляло западные пределы хуннов. Хунны покорившегося им китайского полководца Ли Лин возвели в достоинство западного Чжуки-князя, а другого китайского же полководца Вей Люй поставили государем у динлинов. Впоследствии Чжичжи Шаньюй, покорив Гяньгунь, утвердил здесь свое пребывание, в 7000 ли от орды восточного Шаньюя на запад, в 5000 от Чешы на север; почему владетели сей страны впоследствии ошибочно Хягас и называли Гйегу и Гйегйесы. Народонаселение простиралось до нескольких сот тысяч; строевого войска 80000. Прямо на юго-восток до хойхуской [уйгурской - С.У.] орды считалось 3000 ли, на юг - до гор Таньмань [Танну-Ола - С.У.]. Почва летом болотиста; зимою большие снега. Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком, а жители с карими глазами считались потомками Ли Лин. Мужчин было менее, нежели женщин. Мужчины носили кольца в ушах. Они горды и стойки. Храбрые из них татуируют руки себе, а женщины, - по выходе замуж, татуируют себе шею. Оба пола живут не раздельно, и посему много распутства. Первый месяц в году называют Маоши ай. Ай - значит месяц. Три месяца составляют четверть года. Годы считаются двенадцатью знаками: напр., год в знаке Инь называют годом тигра. Атмосфера наиболее холодная; даже большие реки до половины промерзают. Сеют просо, ячмень, пшеницу и гималайский ячмень. Муку мелют ручными мельницами; хлеб сеют в третьей, а убирают в девятой луне. Вино квасят из каши. Нет ни плодов древесных ни овоща огородного. Лошади плотны и рослы. Лучшими считаются, которые сильно дерутся. Есть верблюды и коровы; но более коров и овец. Богатые землепашцы
[С. 352] водят их по нескольку тысяч голов. Из зверей находятся тарпаны, косули, сохатые и чернохвостые козы. Чернохвостые козы походят на кабаргу, но имеют большой черный хвост. Из рыб есть одна, длиною около семи футов, гладкая и без костей, рот под носом. Из птиц: гуси и утки дикие, сороки, ястреба. Из дерева сосна, береза, илем, ива, ели; последние столь высоки, что пущенная из лука стрела не долетает до вершины. Но более всего растет береза. Есть золото, железо, олово. (Далее пропуск в переводе: в китайском тексте сказано: "В каждый дождь обычно получают железо, называют его: цзяша. Делают оружие, крайне острое постоянно вывозят к тукюе" [тюркам - С.У.].) На войне употребляют луки со стрелами и знамена. Конники прикрывают руки и ноги деревянными щитками; еще на плечах накладывают круглые щитики, которые могли бы защищать от острия стрел и сабель. Государь называется Ажо; почему и прочими прозывается также Ажо. У него водружено знамя. Прочие прозываются названиями поколений. Меха собольи и рысьи составляют богатые одеяния. Ажо зимою носит соболью шапку, а летом шляпу с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валяные шляпы. Вообще любят носить на поясе точило, иначе мусат. Низшие одеваются в овчинное платье и ходят без шляп. Женщины носят платье из шерстяных и шелковых тканей которые они получают из Ань-си, Бэй-тьхин и Дахя [Куча, Бешбалык и Фергана соответственно - С.У.]. Ажо имеет пребывание у Черных гор [Монгольский Алтай - С.У.]. Стойбище его обнесено надолбами. Дом состоит из палатки, обтянутой войлоками, и называются Мидичжы. Начальники живут в малых палатках. Войско набирается из всех поколений. Ясачные вносят подати соболями и белкою. Чиновники разделяются на шесть разрядов, как-то: министры, главноначальствующие, управители, делоправители, предводители и дагани. Министров считается семь, главноначальствующих
[С. 353] три, управителей десять. Все они заведывают войсками. Делоправителей считается пятнадцать; предводители и дагани не имеют чинов (штатного числа). Питаются мясом и кобыльим молоком. Один Ажо употребляет хлебенное (вино). Из музыкальных орудий имеют флейту, бубен и два неизвестные. Из зрелищ употребительны: верблюд и лев обученные, вольтижирование на лошадях и балансирование на веревке. Жертву духам приносят в поле. Для жертвоприношений нет определенного времени. Шаманов называют гань (кам). При браках калым платится лошадьми и овцами. Богатые дают по сту и по тысяче голов. При похоронах не царапают лиц, только обвертывают тело покойника в три ряда и плачут; а потом сжигают его, собранные же кости через год погребают. После сего в известные времена производят плач. Зимою живут в избах, покрытых древесною корой. Письмо их и язык совершенно сходны с хойхускими. Законы их очень строги. Произведший замешательство пред сражением, невыполнивший посольской должности, подавший неблагоразумный совет государю, так и за воровство, приговаривают [так в тексте - С.У.] к отсечению головы. Ежели вор имеет отца, то голову его вещают отцу на шею, и он до смерти обязан носить ее. От местопребывания Ажо до хойхуской орды считается 40 дней пути верблюжьего хода.
Посланники шли из Тьхянь-дэ 200 ли до городка Си Шеу-сян чен; далее на север 300 ли до Гагарьего ключа; от ключа на северо-запад до хойхуской орды 1500 ли. Находятся две дороги: восточная и западная. Дорога от ключа на север называется восточною. В 600 ли от
[С. 354] хойхуской орды на север протекает Селенга; от Селенги на северо-восток снежные горы. Сия страна изобилует водою и пастбищами. По восточную сторону Черных гор есть река Гянь-хэ. Через нее переправляются на батах [подобие катамарана - С.У.]. Все реки текут на восток Минуя Хягас, они соединяются и текут на север. Далее по восточную сторону моря. (не точный перевод, следует читать: все реки текут на северо-восток, минуя Хягас, соединяются на севере и входят в море (озеро Косогол), пришли к Мума (поколение лыжных тукюе), где кочуют три тукюесских аймака: Дубо, Милигэ, Эчжы. Князья их называются Гйегинь. Живут в избах, берестою покрытых. У них много хороших лошадей. В обыкновении кататься по льду на деревянных лошадях. К ногам подвязывают лыжи, а под мышками упираются на клюки. При каждом упоре подаются шагов на сто вперед чрезвычайно быстро. По ночам занимаются воровством и грабежом, а днем скрываются. Хягасы ловят их и употребляю в работу. Хягас было сильное государство; по пространству равнялось тукюесским владениям. Тукюесский Дом выдавал своих дочерей за их старейшин. На восток простиралось до Гулигани [курыкан - С.У.], на юг до Тибета [тибетские владения в Восточном Туркестане VIII в - С.У.], на юго-запад до Гэлолу [карлуков - С.У.]. Прежде Хягасское государево зависело от Дома Сйеяньто, который имел там своего Гйелифу для верховного надзора. Хягасский владетель имел трех министров, которые были Гйеси бей, Гюй-шабо бей и Ами бей. Они управляли всеми государственными делами. Хягасы никогда не имели сообщения с Срединным государством. В двадцать второе лето правления Чжень-гуань, 648, получив известие, что тйелэские поколения
[С. 355] поддались Дому Тхан, из Хягаса отправили посланника с местными произведениями. Старейшина Сылифа Шибокюй Ачжань лично приехал к Двору. Тхайцзун, угощая его столом, сказал своим вельможам: "В прошлое время на мосту Вэй-цяо отрубил голову трем тукюесцам, хвалившимся множеством заслуг. Ныне Сылифа за столом, кажется, вышел из себя". Опьяневший Сылифа изъявил желание держать Ху-бань [т.е. быть вассалом (по Бичурину) - С.У.]. Император переименовал его владения областью Гянь-гунь. Сылифа получил военный чин [Цзо-тхунь-вэй Да-гян гюнь (по Бичурину) - С.У.], и поставлен главноначальствующим в своей области, которая подчинена была яньжаньскому наместнику. В царствование императора Гаоцзун, 650-683, дважды приезжали к Двору. В правление Цзин-лун, 706-711 гг., представлены были местные произведения. Чжун-цзун подозвал посланника к себе и сказал ему: ваш царствующий дом происходит из одного со мною рода (танская династия происходила от степного тюркского рода) и я отличаю его от прочих вассалов. В царствование государя Сюань-цзун, 713-755, были четыре посольства с местными произведениями. В правление Кянь-юань, в 758 году, хойху (уйгуры) завоевали сие государство; после сего хягасские посольства уже не могли проникнуть в Срединное государство. Впоследствии северные кочевые ошибочно Хягас назвали Хакянсьи, что на хойхуском языке значит: краснолицый, и это слово еще ошибочно выговаривали Гягяс. Сие государство было всегда в дружественных связях с Даши, Туфанию и Гэлолу; но туфаньцы при сообщении с Хягасом боялись грабежей со стороны хойху; почему брали провожатых из Гэлолу. Из Даши не более двадцати верблюдов проходило с узорчатыми шелковыми тканями; но когда невозможно было уместить всего, то раскладывали на двадцать четыре верблюда. Такой караван отправляли один раз в каждые три года. Хягасский владетель получил от xoйxycкoго хана титул Пицсйе Тунгйе Гинь. Но только что хойху начали упадать, то Ажо сам объявил себя ханом, мать, урожденную Туцищи [возможно, из тюргешей - С.У.], вдовствующею ханшею, жену, дочь Гэлу-шеху - ханшею. Хойхуский хан послал министра с войском, но сей не имел успеха. Хан двадцать лет продолжал войну. Ажо, надмеваясь победами, говорил: "Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму золотую твою орду, поставлю перед нею моего коня, водружу мое знамя. Если можешь состязаться со мною, то немедленно
[С. 356] приходи; если не можешь, то скорее уходи". Хойхуский хан не мог продолжать войны. Наконец его же полководец Гюйлу Мохэ привел Ажо в хойхускую орду. Хан был убит в сражении, и его Дэлэ рассеялись. Ажо под личным предводительством предал огню ханское стойбище и жилище царевны. Хойхуский хан обыкновенно сидел в золотой палатке. Ажо забрал все его сокровища и в плен взял Тхай-хо царевну; после сего он перенес свое пребывание на южную сторону гор Лао-шань. Лао-шань еще называются Ду-мань; они лежат в 15 днях конной езды от прежнего хойхуского стойбища. Как царевна происходила из дома Тхан, то Ажо отправил посланника препроводить ее к китайскому Двору; но хойхуский Угйе-хан в дороге перехватил ее и убил посланника. Как хягасский посланник был убит, то Ажо, не имея случая вступить в связь с китайским Двором, еще отправил Чжуву Хэ-со с донесением о случившемся с царевною. Чжуву есть прозвание, Хэ значит отважный, со - левый, т. е. искусный стрелок с левой руки. Посланник уже на третий год прибыл в китайскую столицу. Ву-цзун, вступивший на престол в 841 оду, крайне обрадовался и посланника, приехавшего с данью из столь отдаленной страны, поставил выше посланника из королевства Бо-хай (в Маньчжурии, 712-926 гг.); приказал сановнику Чжао Фан с бунчуком отправиться в хягасское государство обласкать Двор; указал министрам и членам из Хун-лу-сы, увидевшись с посланником, составить через переводчиков описание гор, рек и народных обычаев той страны. Министр Дэ Юй представил государю, что в правление Чжен-гуань были посланники из разных отдаленных государств: посему сановник Янь Ши-гу просил, чтобы, по примеру историков династии Чжеу, составить летопись иностранных государей, представлявших дань. А как хягасы открыли свободное сообщение с Срединным государством, то надобно написать портрет их государя, для показа будущим векам. Указано Хун-лу (-сы) найти живописца, еще указано, чтобы Ажо, как происходящего из одного рода с царствующим в Китае Домом, внести в царскую родословную. В это время Угйе-хан с остатками своего народа нашел убежище у Черной Телеги. Ажо, пользуясь осеннею полнотою лошадей, хотел захватить хана
[С. 357] почему и просил войск у китайского Двора. Император отправил сановника Лю Мын для обозрения границы. Четыре корпуса в северо-западном углу Китая изнурены были долговременной войной с Тибетом, а восемнадцать округов истощены проходом кочевых войск. [От слов "император отправил" досюда буквальный перевод китайского текста гласит: император велел дать (войско). Во время этого дела Ли Хао был сделан инспектором границ. Двор вследствие того, что четыре крепости (корпуса) Хэлун и 18 областей были наводнены восточными и северными иноземцами, считал, что... ] к счастью, хойху пришли в упадок, а Тибет раздираем был внутреннею войною; почему Ву-цзун решился воспользоваться худыми их обстоятельствами и отправил в Хягас посланника с грамотою, которую хягасскому владетелю дан титул Цзун-ин Хюн-ву Чен-мин Хан. Ву-цзун скончался, 846. Сюань-цзун до вступления на престол хотел исполнить предначертания своего предшественника; но некоторые из вельмож представили ему, что Хягас есть небольшой род, который не в состоянии равняться с Домом Тхан; почему дело сие предоставлено было рассмотрению министров обще с прочими чинами от 4-го класса и выше. Общее мнение чинов было, что хойху давались грамоты во время их могущества; к счастию, они теперь упали, а для устранения будущих беспокойств не для чего усиливать хягасов. И так сие дело было оставлено. В первое лето правления Да-чжун, 847, (хягасский владетель) скончался. Китайский Двор отправил посланника с грамотою, которою новому хану дан титул: Ин-ву Чен-мин хан. В продолжение правления Сянь-тхун, 860-873 годов, три раза приезжали к Двору. Но Хягас не мог совершенно покорить хойху. Впоследствии были ли посольства и были ли даны и жалованы грамоты, историки не вели записок.".

[Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.- Л. 1950, Т. I.]

Завершена в 945 г.

"Военачальник Цзюй-лу мо-хэ [С. 26] ненавидел Цзюэ-ло-y; он привлек кыргызов и во главе 100000 конницы разгромил уйгурский город, убил Лу-цзи, обезглавил Цзюэ-ло-у; сжег и разрушил все без остатка. Уйгуры рассеялись по различным народам. Уйгурский министр Са-чжи совместно с Пан-тегином, племянником (китайского императора) [здесь - "зятем" - С.У.], с пятью (его) братьями - Нань-лу, Э-феном и другими, с 15 родами бежали на запад к карлукам (гэ-ло-лу). Одна часть подчинилась тибетцам, другая ушла в Аньси. Кроме того, 13 родов, близких к каганскому аймаку, поставили тегина У-цзе каганом, пришли на юг и присоединились к государству Хань.
Вначале, когда кыргызы разгромили уйгуров, они захватили принцессу Тай-хэ. Кыргызы сами себя называли потомками Ли Лина и имели одну фамилию с танским домом. Поэтому приказали 10 тарханам проводить принцессу до пограничных укреплений: У-цзе по пути встретил кыргызских послов, тарханы были перебиты, и принцесса была возвращена обратно. У-цзе, имея принцесса в качестве заложницы, отправился на юг, пересек пустыню Гоби и достиг границ (воеводства) Тяньдэ. (У-цзе) представил доклад (на высочайшее имя) с просьбой разрешить проживание с принцессой Тай-хэ в крепости Тяньдэ.
Во втором лесяце (3-го года эры правления Хуэй-чан) (5/III-3/IV 843 г.) ко двору прибыл посол кыргызов Чжу-у Хэ-су
[С. 33] и представил в дар двух знаменитых лошадей. Он сообщил также, что каган уже разбил уйгуров и принял принцессу Тай-хэ, чтобы вернуть ее на родину. К несчастью, остатки уйгуров отбили ее по дороге. В связи с этим император командировал дворцового легата проводить Чжу-у Хэ-су в Тайюань встретить принцессу. В это время каган У-цзе был ранен стрелой, бежал и подчинился хэйчэцзы. Кыргызам было указано двинуть войска и атаковать их.
В конце эры правления Кай-чэн (836-841 гг.) уйгуры подверглись нападению со стороны кыргызов
[С. 36]. Сражение они проиграли, и племена рассеялись. Каган У-цзе, взяв принцессу Тай-хэ, перешел на юг. Во втором месяце 2-го года эры правления Хуэйчан (16/III-14/IV 842 г.) его ставка находилась около пограничной укрепленной линии. У-цзе отправил посла с просьбой оказать помощь войсками и продовольствием для возвращения власти в его государстве, просил также выделить воеводство Тяньдэ для пребывания в нем принцессы. Во втором месяце 3-го года эры правления Хуэйчан (5/III-3/IV 843 г.) Чжао Фань
[С. 37] докладывал о том, "что кыргызы атаковали наместничества Аньси и Бэйтин, поэтому надлежит послать войска для оказания помощи. Ли-Дэ-юй в докладе говорил: "По географические данным, от Аньси до столицы 7000 ли, от Бэйтина до столицы - 5200 ли. В мирное время, направляясь в западные провинции из Хэси и Лунью, обычно выезжали через заставу Юймэньгуан; тогда вдоль всего пути имелись округа и уезды танского государства и во всех были крупные воинские части. Когда в Аньси и Бэйтине требовались войска, то их обычно набирали в ближайших местах. После начала затруднений Хэси и Лунью полностью попали во владения тибетцев и для сообщения с Аньси и Бэйтином надо было пользоваться уйгурской дорогой. В настоящее время уйгуры разгромлены и неизвестно, находятся они в подчинении кыргызов или нет. Если даже и оказывать помощь при удобном случае, то надо учредить опорные пункты, в которых необходимо расквартировать охранные войска из китайских солдат, в каждом гарнизоне не менее 10000 человек. Где можно мобилизовать людей? По каким дорогам перевозить продовольствие?".

Составление завершено в 1080 г.

"Неожиданно вождь племени (по имени) Цзюй-лу мо-хэ [С. 27] объединился с кыргызами и со 100000 конницы атаковал уйгурский город. Убил кагана, казнил Цзюэ-ло-у и сжег их столицу. Племена рассеялись.
Министр Са-чжи с 15-ю племенами тегина Пан бежал к карлукам. Остальные ушли в Тибет и Аньси, Тогда 13 родов племени кагана поставили каганом тегина У-цзе и укрепились на юге у гор Цоцзы-шань.
Кыргызы, нанеся поражение уйгурам, взяли принцессу Тай-хэ. Считая себя потомками Ли Лина, имеющими одного предка с династией Тан, (кыргызы) отправили в качестве послов тарханов, для препровождения принцессы ко двору.
Через три дня министр кыргызов А-бо во главе 70000 войска
[С. 30], состоявшего из различных племен, пришел со стороны юго-запада от северных границ воеводства Тяньдэ, чтобы взять Эняня и уйгуров. Он нанес сильное поражение народу шивэй, затем собрал всех уйгуров, находившихся у шивэй, и вернул их на север от Гоби. Однако некоторое количество семей (юрт) рассеялось в горах и лесах; они занималась грабежом соседних племен и все помыслы обращали на запад, надеясь на приход Панлэ из Аньси.
Семь родов шивэй разделили между собой уйгуров
[С. 31]. Кыргызы разгневались, и их министр А-бо, атаковав шивэй с 70000 солдат, забрал всех уйгуров и вернулся к северу от Гоби. Оставшиеся семьи (юрты) укрывались в горах и лесах, жили грабежом различных племен и постепенно уходили к тегину Пан. В это время тегин уже объявил себя каганом, жил в Ганьчжоу и владел различными городами к западу от пустыни. Кыргызы прислали посла и сообщили, что они атаковали и заняли Аньси и Бэйтин. Император пожелал получить эти районы от кыргызов, уйгуры сейчас разгромлены, но неизвестно, действительно ли заняли их земли кыргызы.".

[А.Г. Малявкин. Материалы по истории уйгуров в IX-XII вв. Т. II. Новосибирск. 1974]

Составление завершено в 974 г.

"В начале эры правления Хуэй-чан (841-846 гг.) уйгурское государство
[С. 42] подвергалось нашествию кыргызов. Племена и роды пришли в беспорядок, затем перекочевали (в район) между Тяньдэ и Чхэньу. Первоначально их государство [С. 43] находилось на реке Со-лин [Селенга - С.У.], потом подверглось нападению со стороны кыргызов и (уйгуры) переселились (на территорию) между Тяньдэ и Чженьу.".

[А.Г. Малявкин. Материалы по истории уйгуров в IX-XII вв. Т. II. Новосибирск. 1974]

"(В десятом месяце 2-го года эры правления Ин-ли), в день у-шэнь (15/XI 952 г.) уйгуры и кыргызы прислали послов с данью [С.67].".

[А.Г. Малявкин. Материалы по истории уйгуров в IX-XII вв. Т. II. Новосибирск. 1974]

"Государство Гаочан [уйгурское княжество в Турфане - С.У.] управляет южными тюрками
[С. 89], северными тюрками, племенами больших и малых чжун-юй, ягма, карлуков, кыргызов, мо-мань, гэ-до, юй-лун и другими многочисленными племенами.".

[А.Г. Малявкин. Материалы по истории уйгуров в IX-XII вв. Т. II. Новосибирск. 1974]

Составление завершено в 1345 г.

"Первоначально цзегу (кыргызы) никогда не сносились со Срединным государством
[С. 20], но узнав, что теле и другие все подчинились, сразу же совершили земной поклон и назвали себя вассалами.
Начиная с эры правления Юн-хуэй (650-656 гг.) и до эры правления Тяньбао (742-756 гг.) в Бэйтине
[С. 41] была должность цзедуши, в ведении которого находились 20000 гарнизонных солдат и 5000 лошадей. (Цзедуши) контролировал
[С. 42] находящихся под управлением (наместничества) тюргешей и кыргызов. Еще (цзедуши) ведал тремя воеводствами: Ханьхай, Тяньшань и Иу с более чем 10000 гарнизонных солдат и 5000 лошадей".

[А. Г. Малявкин. Историческая география Центральной Азии. Новосибирск, 1981]

Пекин. 1956 г.

"Кыргызы отправили генерала Табу-хэцзу [С. 101] и других в крепость воеводства Тяньдэ... кроме того сообщили, что будут переселяться на реку Хэло [р. Эдзин-Гол (Кара-Мурэн, Черная река) - У.С.], чтобы жить на старой территории Уйгурского государства; к тому же им подчинились пять племен-Аньси (Куча), Бэйтин (Бешбалык), дада (татары) и другие (2-ой год эры правления Хуэй-чан, десятый месяц) (6.XI-5.XII 842 г.)".

Шанхай. 1936 г.

"Еще Табу-хэцзу говорил что кыргызы переселились на реку Хэло, живут на старой территории уйгурского государства, к тому же заполучили пять племен - Аньси (Куча), Бэй-тин (Бешбалык), татар и других
[С. 102]. [информация из письма, написанного в период 14.11 842-2.11 843 гг.) - У.С.]. Сейчас кыргызы ненавидят уйгурского кагана
[С. 107]. Одновременно с поисками принцессы непременно планируют начать большую военную кампанию. Объединив различных варваров, предпримут глубокий рейд на юг, вплоть до пограничных укреплений. Сейчас народ кагана голодает, количество войск невелико
[С. 108]. Если неожиданно нагрянет сильный враг, то как отразить удар? Только мощь Великой Тан сможет помочь в трудном положении.
Еще узнали, что этой осенью (кыргызы) собираются переселиться в район ставки уйгуров, уничтожив их великое государство, хотят удержать старое место обитания (уйгуров) [информация из письма, написанного в период 22. II-22. III 844 г.)]".

[А. Г. Малявкин. Уйгурские государства в IX-XII вв. Новосибирск, 1983]

Пекин. 1958 г.

"Во втором месяце 3-го года эры правления Хуэй-чан (5. III-3. IV 843 г.) Чжао Фань докладывал о том, что кыргызы
[С. 197] атаковали наместничества Аньси и Бэйтин, поэтому надлежит послать войска для оказания помощи. Ли Дэюй в докладе (императору) говорил: "По географическим данным от Аньси до столицы 7000 ли, от Бэйтина до столицы - 5200 ли. В мирное время
[С. 198], направляясь в западные провинции из Хэси (Ордос) и Лунью (восточная часть современной провинции Ганьсу), обычно проезжали через заставу Юймэнь; тогда вдоль всего пути имелись округа и уезды Танского государства и во всех были крупные воинские части. Когда в Аньси и Бэйтине требовались войска, то их обычно набирали в ближайших местах.
После начала затруднений Хэси и Лунью полностью попали во владение тибетцев и для сообщения с Аньси и Бэйтином надо было пользоваться уйгурской дорогой. В настоящее время уйгуры разгромлены и неизвестно, находятся они в подчинении кыргызов или нет. Если даже и оказывать помощь при удобном случае, то надо учредить опорные пункты, в которых необходимо разместить охранные войска из ханьских солдат, в каждом гарнизоне не менее 10000 человек. Где можно мобилизовать людей? По каким дорогам перевозить продовольствие?".

[А. Г. Малявкин. Уйгурские государства в IX-XII вв. Новосибирск, 1983]

Пекин. 1958 г.

"Управление дуду [военного губернатора - У.С.], Цзяньгунь
[С. 25]. Создано на (территории расселения) племени цзегу (кыргызы).
Перечисленные выше (округа и управления дуду) подчинялись наместничеству Аньбэй. (Территория страны) на севере доходит до моря
[С. 106]. Хотя разводят лошадей, не ездят верхом, используют кумыс в качестве пищи. Часто воюют с кыргызами, внешностью большинство похожи на кыргызов, однако языка друг друга не понимают. Все бреют голову, носят шляпы из бересты. Связывают жерди наподобие колодезного сруба (оголовка), покрывают берестой, что и служит жилищем. Все (родоплеменные подразделение имеют старейшин, которые не подчиняются один другому".

Шанхай. 1935 г.

"Государство Басими (басмылы), другое название Била
[С. 104], (впервые о нем) узнали во время существования государства Суй (581-618 гг.). Живут к югу от Бэйтина и Северного моря, к юго-востоку от цзегу (кыргызы). Живут рассредоточено в горах. До Дуньхуана более 9000 ли. Есть вожди, но нет князей, семей более 2 тыс. Люди этого племени мужественны и сильны, все хорошие охотники. (Бома) и кыргызы часто нападают друг на друга. Наружностью они похожи, но язык друг друга не понимают. Во время эры правления Юн-хуэй (650-656 гг.) Великий Тан отправили послов с данью ко двору."

[А. Г. Малявкин. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Новосибирск. 1989]

"(Государство) Бома находится к северу от (государства) кыргызов. Их земли лежат вблизи Северного моря [о. Байкал - У.С.], до Чаньаня 14000 ли, (путники) достигают (Бома), миновав кочевья пяти больших туцзюесских племен. Отборного войск; - 30000 чел., лошадей 300000. Государством (Бома) управляет эркин, бома от тюрок туцзюе ничем особенным не отличаются. Пользуются луками, стрелами, мечами, пиками, щитами; не несут ночных караулов, и нет личной охраны: не существует награждений. Масть лошадей пегая (бо), поэтому (государство) так и называется (Бома) [бома - по-китайски "лошадь нечистой масти" - У.С.]. Они лошадей не используют для верховой езды, только доят, делают кумыс и употребляют его в пищу. (Бома) и кыргызы часто нападают друг на друга. Наружностью бома похожи на кыргызов, но языка не понимают. Во время эры правления Юн-хуэй (650-656 гг.) (государства) Тан отправили послов ко двору с данью. Тюрки туцзюе именуют бома - "хэла"; так же называют и государство - Хэла [хэла - транскрипция тюркского "ала" - "пестрый, пегий" - У.С.]."

[А. Г. Малявкин. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Новосибирск. 1989]

Введение

История Древнего Востока и тюрков имеет большую протяженность во времени. Мы начинаем ее изучение с появления первых государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н.э. и заканчиваем для Ближнего Востока 30-20-ми гг. IV в. до н.э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V вв н.э. Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в конце V в. н.э. пала Западная Римская империя и народы европейского континента вступили в период средневековья. Географически территория, называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств - Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

В данной работе мы попытались более глубоко рассказать об арабских источниках о древних тюрках. Исходя из общей цели мы выделяем следующие задачи:

Рассказать о первых сведениях о тюрках в китайских и других источниках;

Осветить историю завоевания арабами Средней Азии;

Данная курсовая работа состоит из трех тематически заявленных глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

Древние тюрки и первые сведения о них в китайских источниках

В течение I--II вв. гунны боролись с Китаем и одновременно с другими соседями: саками, протомонголами и древнекиргизскими племенами бассейна Енисея. В конечном счете, ослабленные в этой борьбе, гунны в середине II в. н. э. потерпели поражение от протомонгольских племен сяньби и были оттеснены на запад, в пределы современного Казахстана. В этом движении они увлекали за собой побежденных ими саков, большая часть который подвергалась тюркизации, а также угров, являвшихся, по-видимому, союзниками гуннов. Во II в. западные источники (Дионисий и Птолемей) фиксируют гуннов в Прикаспии.

В основном по китайским источникам и данным археологии изучены история Гуннской державы в Центральной Азии, взаимоотношения гуннов с Китаем и западными соседями, каковыми были восточноскифские (сакские) племена юэчжей и усуней. Войны гуннов с последними и являются, по сути дела, предысторией гуннского нашествия на Европу. Именно в последние века до н. э. и первые два столетия н. э. происходили события, плохо освещенные в источниках, но имевшие серьезное значение для истории Евразии. Речь идет о широкомасштабных этнических изменениях на огромной территории от Монголии до Волги. Раньше здесь в степной полосе обитали преимущественно иранцы, а в лесостепной -- угры. В указанное же время ситуация стала меняться. Ныне доказывается, что основная масса племен собственно Гуннского союза состояла из прототюрок. Единственным остатком их по языку в наше время являются чуваши, в раннее же средневековье наиболее известными прототюркскими этносами были булгары и хазары.

Похоже на то, что самые первые мусульмане среди Хунгаров появились не ранее второй половины 3-9 века, в тот исторический период времени, когда племена, входившие в Хунгарскую федерацию, еще вели кочевой образ жизни и обитали между Доном и Нижним Дунаем, являясь соседями большого государства Тюркских Хазар (Turkish Khazarr), столица которых Атиль или Идель располагалась чуть восточнее реки Волги. Население государства составляли различные национальности: чистые хазары, затем иранцы - сарматское племя Аорсы (Aorsi), которые составляли гвардию Хазарского кагана, хорезмийцы (Khwarazmians) и, наконец, многочисленные мусульманские купцы разных национальностей, жившие в столице Хазар, в которой имелись мечети и школы, где изучался Коран. Согласно Risale Ибн Фадлана, в Ители имелась пятничная мечеть, а местные мусульмане являлись поданными Хазарского кагана. См.: Ал-Мас"уди. Китаб ат-танбих. Лейден, 1894. С, 83. Согласно al-Istakhri в Ители проживало 10 000 мусульман, имелось 30 мечетей.

Самое ранее упоминание встречается в " Kitab al - Alak al nafisa", у Ибн Руста (Ibn Rosteh) иранского хронографа, написанную между 290-300 (араб. летоисчисление) или 903-913 гг. на основании географических заметок иранского ученого - al Diayhani (900?), который в свою очередь, использовал как источники для своего исторического труда анонимные исторические свидетельства о Центральной Азии и Восточной Европе. В этих источниках венгры называются Madjghariyya или Мадьяры. В тот исторический период Мадьяры проживали недалеко от Черного моря между Доном и Дунаем. Их соседями являлись сильное племя Баджняков (Босняки-Боснийцы, печенеги) Badjanak- Pechenegs. Именно, под их давлением Мадьяры около 889 -92 гг. были вынуждены, переселится к Карпатам, где основали свое государство просуществовавшее до окончания I Мировой войны. . Весьма вероятно, что тот же самый " Anonymous account" (9 в.) явился источником для "Kitab al Masalik wa manalik" иранского ученого Al Bakri, в которой описывается страна Al-Madjghariyya (460/1068). В этом источнике говорится, что Мадьяры ведут кочевой образ жизни, а их земли расположены по берегу Черного моря Madjghariyya и граничат с Византией (bilad al-Rum

Сложность изучения событий этого времени в запутанности и неопределенности этнической терминологии византийских источников. Например, кочевников Восточной Европы они традиционно называют гуннами, иногда тюрками. Феофилакт Симокатта пишет, что северные соседи персов -- гунны, которых привыкли называть (в его время) тюрки. То же у Феофана и других авторов. Картлис цховрэба. Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 11, 12, 19, 27, 59Да и армянские писатели даже в VII в. охотно применяют наименование "хоны" ко всем северным кочевникам/ не обязательно тюркам.Уже говорилось о различении в источниках булгар и утигуров, но Никифор называет Куврата государем уногундуров, хотя это и не означает тождества уногундуров с оногурами и утигурами, как полагает, например, А.В. Гадло.

Источники Древнего Китая
Источники древнекитайской истории, находящиеся в распоряжении у исследователей, довольно разнообразны и многочисленны. Большая часть из них – это письменные памятники с надежной датировкой.

Основную категорию составляют дошедшие до нас в виде книг исторические сочинения, довольно разнообразные по своему содержанию. Древнекитайские летописи имеют большое значение среди письменных источников.

Летопись «Чуньцю», авторство которой приписывают Конфуцию, была составлена в царстве Лу и освещает события 8-5 веков до н.э. Со временем летопись обросла комментаторской литературой. Комментарий «Цзочжуань», по сути, является отдельным памятником, представляя хронику событий в тех же хронологических рамках, отличаясь от исходной хроники «Чуньцю» гораздо большей детализацией повествования.

Жанр книги «Шаншу» тесно связан с летописями и представляет записи речей правителей, а также их приближенных. Подлинной можно признать только часть текста книги, отдельные главы этого источника являются более поздней интерполяцией. Материалы для характеристики древнекитайского общества дает сборник фольклорных песен «Шицзин».

«Исторические записки», созданные Сыма Цянем, созданные на границе 1-2 веков до н.э., освещают историю Китая с древности и до момента написания труда. Автор использовал жизнеописания как новый принцип изложения событий истории. В «Записках» Сыма Цянь повествует о деяниях разных династий, освещает биографии наследственной аристократии и исторических личностей. В работу также включены хронологические таблицы и трактаты по вопросам культуры и науки.

Помимо письменных источников, древнекитайская история оставила археологические и эпиграфические источники. Неолитическая культура Яншао была обнаружена в 1921 году шведским ученым И.Г. Андерсоном в среднем течении Хуанхэ. Также были проведены раскопки города Эрлитоу и столицы Шань-Инь. Гадательные надписи и надписи на деревянных планках и ритуальных бронзовых сосудах, найденные при раскопках, служат источниками эпиграфическими.

Тексты такого рода не только упоминают факты и имена, они отражают политическую и социальную историю эпох. С помощью надписей можно, к примеру, установить подлинность летописных источников, если первые обнаруживают свое сходство со вторыми. А на деревянных планках представлены официальные документы – ведомости, купчие, подворные списки.

Историография Древнего Китая
Более или менее достоверные сведения о далекой Поднебесной начали достигать Европы лишь в 13 веке, когда состоялось знаменитое путешествие Марко Поло. Позже на территории Китая появляются миссионеры и португальские купцы, очень заинтересовавшиеся историй и культурой нового для них государства.

«История великого китайского царства» Мендозы была опубликована в 1585 году, а в 1618 вышло описание путешествия в Китай, совершенного Гоэсой. Труды по истории Китая и переводы произведений классической китайской литературы дошли до нас в авторстве Гобиля, Малья и Ноэля. Миссионер Премар (18 век) посвятил свою работу изучению китайского языка.

С конца 18 века путешествия и экспедиции в Китай совершаются уже на научной основе, и Франция становится центром китаеведения. Здесь изучают китайский язык и литературу, делают многочисленные переводы китайских сочинений – французская синологическая школа сделала значительный вклад в изучение истории Древнего Китая.

В 1917 году Каулинг попытался создать энциклопедию китаеведения, в которой тщательному исследованию подверглись древние источники. Большая работа была проделана А. Масперо и Крилем, однако оценивали буржуазные историки развитие Древнего Китая с колонизаторской точки зрения, несмотря на собранный ценный материал.

Ценный вклад в изучение китайского языка, литературы и истории был сделан русскими путешественниками. Так, в 1618 году, русский посол Петлин дал интересное описание современного ему Китая. В 1700 году вышел царский указ об обучении в учебных заведениях восточным языкам, и китайскому в том числе. Н. Бичурин, прожив с 1806 по 1821 год при Пекинской миссии, накопил значительные материалы. Среди трудов Бичурина – научные исследования по истории и географии Китая, он также перевел на русский ряд произведений китайской литературы. Потанин, Обручев, Пясецкий, Козлов и Пржевальский – все они собрали богатейшие материалы во время своих путешествий.

В США только в последние десятилетия заинтересовались изучением Китая, причем ведущие позиции в синологии занимают выходцы из Китая, проживающие на территории Соединенных Штатов. В 60-х годах было создано интернациональное «Общество по изучению Древнего Китая», с 1975 года издающее собственный журнал.

Советская историография сначала ограничивалась лишь очерками по китайской истории, постепенно создавая сводные работы и университетские курсы, затем появляются монографии по отдельным периодам истории и по конкретным аспектам экономики, идеологии, социального строя и культуры. Памятники древнекитайской письменности также были переведены на русский, в частности, сделан многотомный перевод труда Сыма Цяня.

Китайские письменные источники о восточных тюрках в Центральной Азии

Ганиев Р. Т.

Статья посвящена изучению китайских письменных источников о восточных тюрках (туцзюэ) в Центральной Азии. Рассматриваются основные отечественные и зарубежные переводные работы китайских источников по истории восточных тюрков. Основное внимание уделяется переводу китайских источников в работе Лю Мао-цзая, который сегодня является самым полным и информативным собранием китайских источников по истории восточных тюрков, недоступным, однако, большинству отечественных тюркологов.

Китайские исторические хроники являются одним из важнейших источников по истории кочевых народов Центральной Азии, в том числе восточных тюрков (туцзюэ). Как отмечал известный русский востоковед В. В. Бартольд, изучение истории тюрков в основном базируется на китайских письменных источниках [цит. по: Liu Mau-Tsai, 1]. И даже сегодня, несмотря на существенные успехи в археологических изысканиях в Центральной Азии в XX в., приходится соглашаться с мнением авторитетного ученого, так как археологические данные не могут нам восстановить общую канву политических событий и передать настроение эпохи, а надписи на надгробиях, которые принадлежат восточным тюркам, содержат довольно скудную информацию.

В силу данных обстоятельств именно письменные известия китайских авторов чрезвычайно важны для изучения восточных тюрков и имеют преимущество перед другими источниками.

Общепризнанной первой переводной работой считается «Генеральная история гуннов, тюрок и прочих татар» французского исследователя Ж. Дегиня . Однако заметим, что в его сочинении дан фактически лишь пересказ, а не перевод китайских источников [см.: Бернштам, 22]. А вот М. де Майя принадлежит перевод «Тун цзянь ган му» - сочинения китайского историка, написанного в форме погодных записей и содержащего сведения до XVII в. [см.: Mailla]. М. де Майя осуществил перевод материалов только лишь до XII в., при этом с маньчжурской версии текста, а не с китайского подлинника [см.: Бернштам, 23].

С. Жюльен, в отличие от Ж. Дегиня, который касался лишь периферийных областей Тюркского каганата и давал фактически пересказ китайских источников, представил переводы, посвященные непосредственно тюркам [см.: Julien]. Правда, в основном С. Жюльен также использовал в своей работе не оригинальные китайские источники, а большую китайскую энциклопедию 1725 г. «Гуцзинь-Тушу-цзичэн», которая содержит важные известия о тюрках (туцзюэ), но является отнюдь не исчерпывающей.

Для российских историков основополагающими считаются лишь две доступные работы, которые содержат переводы на русский язык извлечений из китайских первоисточников по истории восточных тюрков: труд выдающегося русского синолога Н. Я. Бичурина (Иакинфа) «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» и не менее известная работа Н. В. Кюнера «Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока» [см.: Бичурин; Кюнер].

Труд Н. Я. Бичурина впервые был издан в середине XIX в. В своей работе автор перевел три китайских источника, их объем по истории восточных тюрков (туцзюэ) составил 58 текстовых страниц. Характеризуя содержание переведенных Н. Я. Бичуриным текстов в его работе, отметим, что они весьма разнообразны, так как в них нашла свое отражение история многочисленных тюркских племен Азии. Опубликованные Н. Я. Бичуриным переводы охватывают период со II в. до н. э. до середины IX в. н. э., и именно здесь представлены тексты, касающиеся истории восточных тюрков в VI- VIII вв.

Исследование другого ученого, Н. В. Кюнера, сам автор рассматривал как продолжение труда Н. Я. Бичурина и поэтому не задавался целью дать литературный перевод. Особое внимание в своей работе он уделил транскрипции китайских иероглифов, где, в отличие от Н. Я. Бичурина, пользовался общепринятой в то время транскрипцией Палладия (Кафарова) [см.: Кюнер, 19].

В своих исследованиях ученые ХХ в. периодически обращались еще к одному источнику, практически малоизвестному и менее доступному в отечественной историографии, - истории восточных тюрков в изложении германского востоковеда китайского происхождения Лю Мао-цзая, который перевел и опубликовал доступные ему источники о восточных тюрках с китайского языка на немецкий [см.: Liu Mau-Tsai].

Лю Мао-цзай собрал воедино разрозненные сведения о восточных тюрках (туцзюэ), содержащиеся в китайских исторических трудах VI- XVIII вв., охватывающие период середины VI- X в. Всего в своей работе автор использовал 36 различных китайских источников, и объем его труда составил 390 текстовых страниц.

Кратко характеризуя собрание Лю Мао-цзая и его перевод китайских источников по истории восточных тюрков, можно отметить, что им представлены извлечения из различных по характеру первоисточников, расположенных в хронологической последовательности. Это нашло отражение и в структуре работы: собрание Лю Мао-цзая состоит из четырех частей, которые освещают историю восточных тюрков в определенные эпохи китайских династий.

Лю Мао-цзай в структуру первого тома своего собрания поместил подборку сведений о восточных тюрках (туцзюэ) в соответствии с указанными выше династийными эпохами, разделив их на четыре части: первая часть - туцзюэ в период династий Северная Вэй (386- 534), Западная Вэй (535- 556) и Северная Чжоу (556- 581); вторая часть - династия Суй, которая охватывает период с 581 по 618 г.; третья часть - туцзюэ в период династии Тан (618- 906); четвертая часть - восточные тюрки в период У-дай (907- 959).

При этом автор привлекает различные категории письменных источников, в которых порой находят отражение одни и те же сюжеты событийной жизни именно восточных тюрков. Это, в свою очередь, позволяет современным исследователям-тюркологам провести сравнительный анализ биографических сведений, а также тех или иных фактов в истории восточных тюрков. Лю Мао-цзай в своей работе использовал следующие категории письменных источников: официальные династийнные хроники («Чжоу шу», «Бэй Ци шу», «Суй шу», «Бэй ши», «Цзю Тан шу», «Тан шу», «Цзю У дай ши», «У дай ши цзи»), которые, в свою очередь, имеют четкую внутреннюю структуру и содержат императорские анналы и биографии; другие китайские исторические произведения («Тун дянь», «Тан хуйяо», «У дай хуйяо», «Цзы чжи тун цзянь», «Цзы чжи тун цзянь као-и», «Да Тан чуанъе цицзю чжу»; китайские энциклопедии «Цэфу-юаньгуй» и «Гуцзинь-Тушу-цзичэн»).

Одним из основных источников по истории восточных тюрков являются официальные китайские исторические произведения, или хроники. Кроме истории царствования императоров и хронологических таблиц, хроники включали в себя также специальные трактаты об астрономии, математике, музыке, административном устройстве, законах, географии, а также биографии известных государственных деятелей и полководцев. Особый интерес представляют разделы об иноземных странах и народах. Источниками служили ежедневные хроники, записи деяний и слов императоров. Для разделов об иноземных странах большую роль играли отчеты и донесения послов, рассказы путешественников и торговцев. Эти сочинения отличаются обширностью, полнотой и точностью содержащихся сведений [см.: Флуг, 223].

Одной изнаиболее ранних династийных хроник является «Чжоу шу», состоящая из 50 глав, в которой повествуется о тюрках. Одним из авторов был Лин-ху Дэ-фэнь (583- 666). Работа была закончена примерно в 629 г. В поздние времена утерянные части были заимствованы из «Бэй ши» [см.: Liu Mau-Tsai, 473]. Сообщения о тюрках (туцзюэ) в «Чжоу шу» соответствует полностью по содержанию аналогичным сообщениям в «Бэй ши», за исключением 12 добавлений в тексте «Бэй ши», которые попали из «Суй шу». Сообщения о тюрках (туцзюэ) в императорских анналах обеих летописей также одинаковы. Сообщения в биографиях в «Бэй ши» имеются исключительно в коротких формулировках.

В качестве примера различий формулировок в летописях можно привести следующий: в биографии императрицы из рода Ашина, жены императора У-ди Северной Чжоу, в «Чжоу шу» (а также в «Бэй ши») сообщается, что императрица хорошо выглядела и была безукоризненна в поведении, поэтому император ее очень уважал. Напротив, в «Тан Гао-цзу ши лу» Фан Сюань-лина сообщается, что императрица была безобразна и не пользовалась милостью императора. Рассказ в биографии императрицы Тайму, жены императора Гао-цзу династии Тан, воспроизводит то же самое [см.: Ibid.].

Следующая династийная хроника, «Бэй Ци шу», была начата автором Ли Дэ-линем (530- 590) и закончена его сыном Ли Бо-юем (565- 648) в 636 г. «Бэй Ци шу» состоит из 50 глав. Со времени династии Северная Сун (960- 1126) «Бэй Ци шу» не переиздавалась. Современная редакция источника - это поздняя выдержка из «Бэй ши» и других источников [см.: Ibid., 473- 474]. В «Бэй Ци шу» не содержится собственно сообщений о туцзюэ. Сообщения о них в императорских анналах и в биографии «Бэй Ци шу» и «Бэй ши» одинаковы. Только два случая отправки послов в императорских анналах «Бэй ши» не упоминаются.

Хроника «Суй шу» содержит 85 глав. Императорские анналы и биографии были закончены в 629- 636 гг., а императорские письма - в 641- 656 гг. Это сочинение написано также при Танской династии, авторы - Вэй Чжэн (580- 643) и другие. Сведения о происхождении, обычаях восточных тюрков в «Суй шу» соответствуют по содержанию «Чжоу шу». Это свидетельствует о том, что или «Суй шу» полностью заимствовала текст из «Чжоу шу», или при составлении «Суй шу» использовались одни и те же источники, что и при написании «Чжоу шу». В качестве источников о тюрках в «Суй шу» могли быть использованы следующие произведения: 1) «Бэй хуан фэн суцзи» - сообщения об обычаях в «северной дикости» (в 2 ч.); 2) «Чжу фань фэн суцзи» - сообщения об обычаях варваров (в 2 ч.); 3) «Туцзюэ со-чу фэн фэнсу ши» - сообщения об обычаях тюркского происхождения (1 ч.) [см.: Liu Mau-Tsai, 474].

Династийная хроника «Бэй ши», или «Северная история», т. е. история династии Северная Вэй, Северная Ци, Северная Чжоу и Суй, описывает события период с 386 по 618 г. Работа состоит из 100 глав. Автором этого произведения был Ли Янь-шоу, живший при Танской династии и закончивший работу в 659 г.

Так как многие части «Вэй шу», «Бэй ци шу» и «Чжоу шу» позже стали неполными и соответствующими местами ранее были включены в «Бэй ши», поэтому «Бэй ши» является наиболее ценной летописью. Сообщения о тюрках (туцзюэ) в «Суй шу» и «Бэй ши», за исключением некоторых упущений при передаче императорского приказа и письма кагана в «Бэй ши», в целом повторяются [см.: Ibid., 474].

При сравнении Лю Мао-цзай установил, что текст известий о тюрках - как в главах о тюрках, так и в биографиях в «Бэй ши» - полностью соответствуют аналогичным главам в «Бэй ци шу», «Чжоу шу» и «Суй шу».

Хроника «Цзю Тан шу», или «Старая Танская история», имеет 200 глав. Среди авторов - историк Лю Сюй (887- 946) и др. Им использованы ранние материалы. Свою работу он окончил в 941- 945 гг.

Династийная хроника «Тан шу» состоит из 225 глав. Иногда ее называют «Новой Танской историей» или просто «Танской историей». Ее авторами были Оуян Сю (1007- 1072), Сун Ци (998- 1061) и др. Работа была закончена в 1045- 1060 гг. «Тан шу», так же как и «Цзю Тан шу», имеет одинаковые письменные источники, но все же есть различные рассказы и сообщения из частных источников. Одним из интереснейших произведений династийной хроники «Тан шу» является произведение Ли Жэнь-ши «Вэй гун пин туцзюэ гуши» (в 2 ч.), где раскрывается история о покорении туцзюэ.

Сравнение сообщений о тюрках (туцзюэ) в «Цзю Тан шу» и «Тан шу», проведенные Лю Мао-цзаем, выявило дополнения и ошибки в тексте «Тан шу». При составлении «Тан шу» были использованы известия о тюрках из других источников, например из «Цэфу-юаньгуй», «Тан хуй яо», «Чжэнь-гуань чжэн-яо», «Ши-лу» и «Тан-ли». Автор «Тан шу» скорректировал текст «Цзю Тан шу» и сократил его, поэтому возникло большое количество ошибок, которые отнюдь не повлияли на информационную ценность источника.

О более позднем периоде истории восточных тюрков (X в.) повествует официальная хроника «Цзю У дай ши», которая состоит из 150 глав. Ее автором является Ся Цзю-чжэнь (912- 981). Работа закончена в 973- 974 гг. и описывает период 907- 960 гг.

Другая официальная история - «У дай ши цзи» («Синь У дай ши цзи») - имеет 75 глав. Ее автором является Оуян Сю (1007- 1072). Здесь описывается период с 907 по 960 г. «У дай ши цзи» долгое время считалась частным произведением, но с 1077 г. является официальной историей. В «У дай ши цзи» содержится интересное сообщение о тюрках. Это сводка известий о прибытии посланников тогда уже не существующего государства восточных тюрков в анналах обоих «У дай ши» [см.: Liu Mau-Tsai, 479].

Таким образом, Лю Мао-цзаем была проделана серьезная работа по выявлению в китайских официальных династийных хрониках информации по восточным тюркам, и сегодня его собрание является самым информативным письменным источником по истории восточных тюрков.

В целом, сообщения о тюрках в китайских источниках можно подразделить на следующие виды:

1) сообщения Хун-лу-сы (ведомства по вассалам и гостям государства) о географических отношениях, обычаях, нравах, оплаты дани и т. д. через посольства восточных тюрков;

2) сообщения китайских посланников о тюрках;

3) сообщения Чжун-шу-шэн (Центральной канцелярии дворца) о прошениях относительно вторжений и подчинений восточных тюрков;

4) военные сведения Бин-бу (военного министерства) об обороне от вторжений тюрков, сообщения об их подчинении и после возвращения армии также сообщения заинтересованных генералов о павших городах и крепостях, раненных и убитых сановниках, жителях и захваченных животных;

5) записи придворных хронистов о советах по поводу тюрков, о переговорах с тюрками и о переговорах императора с их посланниками;

6) императорские приказы относительно тюрков, императорские письма к кагану и письма кагана к императору;

7) сообщения Ли-бу (министерство по делам сановников) о назначении гражданских чинов;

8) сообщения Бин-бу (военного министерства) о назначении офицеров;

9) выдержки из биографии сановников, которые вступали в контакт с тюрками; их жизнеописание (син-чжуан) составлялось обычно после их смерти их коллегами и передавалось в центральное историческое ведомство;

10) зарисовки одежды и внешнего вида иностранцев, прибывших на аудиенцию.

Среди других исторических произведений, которые помогают сравнить и дополнить вышеуказанные работы, следует отметить произведение «Тун дянь», которое состоит из 200 глав, автором является Ду Ю (735- 812). Работа была закончена в 801 г, и в ней описываются события до 800 г.

Следующим произведением является «Тан хуйяо», которое содержит 100 глав. Другое название произведения - «Обозрение Танской истории», автором был Ван Пу (922- 982). Произведение закончено в 961 г. В этом сочинении имеется много новых и ценных подробностей из истории восточных тюрков, что придает ему особое значение.

Другое произведение, «У дай хуйяо», состоит из 30 глав. Ее автором является тот же Ван Пу. Работа была закончена в 961 г.

Ценным произведением является «Цзы чжи тун цзянь», которое состоит из 294 глав. Ее автором был Сыма Гуань (1019- 1086). Работа была закончена в период 1079- 1084 гг.; в работе описываются события от 403 г. до н. э. до 959 г. н. э. При написании, кроме династийных историй, Сыма Гуан использовал всего 322 источника, однако в основном из «Цзю Тан шу». «Цзы чжи тун цзянь» является важнейшим историческим произведением. В нем содержатся некоторые факты, которые мы сегодня можем найти только в этой работе.

«Цзы чжи тун цзянь као-и» содержит 30 глав, автором также является Сыма Гуань. Она была дополнением «Цзы чжи тун цзянь» и описывала события того же периода. Работа была закончена в 1084 г. Это произведение является очень важным в том отношении, что Сыма Гуань здесь не только называет используемые источники для создания «Цзы чжи тун цзянь», но цитирует их и излагает с некоторыми критическими замечаниями.

Следующим историческим произведением является «Да Тан чуанъе ци-цзюй чжу», которое состоит из трех частей. Автором был Вэнь Да-я, который скончался примерно в 629 г. Работа была написана в период 618- 626 гг. В произведении описываются события, связанные с Ли Юанем (будущий император Гао-цзу Тан) и основанием государства, т. е. между 615 и 618 гг. Здесь также сообщается в подробностях и о взаимоотношениях между Тан и тюрками. Автор был при Ли Юане в качестве военного хроникера, поэтому разбирался в документах. Это произведение считается достоверным [см.: Liu Mau-Tsai, 475].

Еще более поздними источниками, созданными после эпохи Восточнотюрк-ского каганата, но в то же время очень информативными, являются китайские энциклопедии. Очень часто в содержание энциклопедий входят более ранние источники, которые либо потеряны, либо уничтожены. Так, энциклопедия «Цэфу-юаньгуй» имеет 1 тыс. глав, написана по императорскому распоряжению и окончена в 1013 г.; описывает время от начала и до основания империи Сун (до 981 г.).

Энциклопедия «Гуцзинь-Тушу-цзичэн» содержит 10 тыс. глав, написана по императорскому распоряжению Цзян Тин-си (1669- 1732) и другими и окончена в 1726 г. [см.: Ibid., 482].Информация о туцзюэ в этой энциклопедии полностью заимствована из официальных династийных хроник и содержит сведения VI- VIII вв.

Всего в китайских источниках сообщается о 135 личностях, в биографиях которых можно найти сведения о восточных тюрках. Здесь и родственники императорского дома, и простые китайцы, тюрки, другие иностранцы, а также чиновники или военные лица, которые были отправлены в качестве посланников к тюркам, поэтому их биографии содержат эти сведения.

Работу Лю Мао-цзая можно охарактеризовать как одну из самых полных и высокоинформативных собраний китайских исторических источников по истории восточных тюрков. Перед Лю Мао-цзаем, филологом по образованию, стояла задача как можно наиболее полно и филологически точно осуществить перевод китайских источников на немецкий язык, и он, как носитель китайской культуры, с этим справился.

В своей работе Лю Мао-цзай впервые использовал оригиналы китайских исторических хроник, которые он сравнил с более поздними китайскими энциклопедиями и другими историческими произведениями, что не делал до него ни один исследователь.

Монографичное освещение на русском языке собрания источников Лю Мао-цзая не существует. Естественно, это затрудняет использование такого китайского источника, а извлеченные из него фрагменты и цитаты не всегда соответствуют истинному содержанию. Поэтому только перевод и адаптация полного текста собрания Лю Мао-цзая (390 страниц) позволит существенно дополнить и уточнить материалы, изданные в середине XIX в. Н. Я. Бичуриным, ввести в научный оборот целый ряд новых источников и сделать их доступными для всех российских исследователей, занимающихся изучением кочевых народов Центральной Азии, и в частности восточных тюрков (туцзюэ).

Благодаря сведениям из китайских источников возможны не только решение целого ряда малоизученных проблем по истории восточных тюрков, но и разработка новых, таких как дипломатические и торговые отношения восточных тюрков с Китаем, с соседними народами в Центральной Азии и за ее пределами, выявление и установление культурных трансляций между кочевниками и оседлым Китаем, изучение основных тенденций и эволюции развития общества восточных тюрков, разработка общей концепции взаимодействия восточных тюрков с соседними государствами, переоценка значения и роли кочевых народов, в том числе восточных тюрков (туцзюэ), в мировой истории, оценка целостной и объективной картины фундаментальных основ развития цивилизованного кочевого общества восточных тюрков.

Список литературы

Бернштам А. Н. Н. Я. Бичурин (Иакинф) и его труд // Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М.; Л., 1950.

Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1950.

Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961.

Флуг К. К. История китайской печатной книги Сунской эпохи X- XIII вв. М.; Л., 1959.

De Guignes J. Histoire generale des Huns, des Mongoles, des Turcs el des autres Tartares occidentaux. P., 1757.

Julien S. Documents historiques sur les Tou-kioue (Turcs). Extraits du Pien-i-tien, et traduits du chinois // J. Asiatique. 1864. Vol. 3, 4.

Liu Mau-Tsai. Die сhinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-Turken (Tu-kue) // Gottinger Asiatische Forschungen. . 1958. Bd. 27, 1: Texte; 2: Anmerkungen. Anhange. Index.

Mailla J. A. M. Historie generale de la Chine ou Annales de cet Empire. Traduites du T’oung-Kien-Kang-Mou. Vol. 6. P., 1778.

68.Генезис китайской цивилизации. Государство Шан-Инь Китайская цивилизация (предков государствообразующего этноса хань) - группа культур (Баньпо 1, Шицзя, Баньпо 2, Мяодигоу, Чжуншаньчжай 2, Хоуган 1 и др.) среднего неолита (ок. 4500-2500 до н. э.) в бассейне реки Хуанхэ, которые традиционно объединяются общим названием Яншао. Представители этих культур выращивали зерновые (чумиза и др.) и занимались разведением свиней. Позднее в этом районе распространилась культура Луншань: появились ближневосточные виды злаков (пшеница и ячмень) и породы домашнего скота (коровы, овцы, козы). Государство Шан-Инь(商殷)(династия Шан, кит. упр. 商 , пиньинь: shāng ), возникшее в кон. XIV века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ в селе Аньян, было первым государственным образованием бронзового века на территории Китая, существование которого подкреплено сообщениями археологических, нарративных и эпиграфических источников. Согласно современным представлениям, у него были предшественники в различных районах бассейна р. Янцзы Учэн и др. и в бассейне р. Хуанхэ Эрлитоу, Эрлиган. В результате войн с соседними народами к XI веку до н. э. влияние шанских правителей распространилось на территории современных провинций Хэнань и Шаньси, а также часть территорий провинций Шэньси и Хэбэй. Тогда существовал лунный календарь и использовалась письменность - прообраз современного иероглифического китайского письма. Иньцы значительно превосходили окружающие их народы с военной точки зрения - у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы. Иньцы практиковали человеческие жертвоприношения - чаще всего в жертву приносились пленные.

В XI веке до н. э. государство Шан было завоёвано коалицией народов во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу - У-ваном.

73.Возникновение и крах империи Цинь

Цинь (кит. 秦) - царство в древнем Китае, которое сначала было удельным княжеством, а потом смогло объединить Китай (см. «Цинь (династия)»). Существовало в период от 778 до н. э. по 207 до н. э. в периоды Весны и Осени и Сражающихся царств. Правящая семья носилафамилию Ин (кит. 嬴).

Объединив древнекитайские царства, император Цинь Ши Хуан (кит. упр. 秦始皇 , пиньинь: Qín Shǐ Huáng ) конфисковал всё оружие у населения, переселил десятки тысяч семей наследственной знати из различных царств в новую столицу - Сяньян и разделил огромную страну на 36 новых областей, которые возглавили назначаемые губернаторы.

При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены (валы) северных чжоуских царств и создана Великая китайская стена. Было сооружено несколько стратегических дорог из столицы на окраины империи. В результате успешных войн на севере гунны (сюнну) были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории племён юэ, в том числе северная часть современного Вьетнама.

Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения - за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.

Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.

66.Основные источники по истории Древнего Китая. Особенности китайской историографической школы. Сыма Цянь.

имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве своем достаточно надежно датированные письменные памятники. Это весьма разнообразные по своему содержанию исторические сочинения, дошедшие до нашего времени в виде книг. Они составляют первую и основную категорию источников изучения древней истории Китая.

Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII-V вв. до н. з. Вокруг текста «Чуньцю», авторство которой традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию, позднее возникла значительная комментаторская литература. Один из таких комментариев - «Цзочжуань» - представляет собой фактически самостоятельную хронику событий, имевших место в тех же хронологических рамках. От «Чуньцю» эта хроника отличается несравненно большей детализацией повествования.

С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой «Шаншу» («Шуцзин»). Это запись речей правителей и их приближенных. Лишь часть текста «Шаншу», сохранившегося до нашего времени, может быть признана подлинной (некоторые главы этого труда являются позднейшей интерполяцией).

Особое место среди источников по древней истории Китая занимает «Шиц-зин» - свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения. Не будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, «Шицзин» содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э.

Для традиционной китайской исторической науки характерны две особенности: во-первых, представление об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов; во-вторых, отождествление мифа с историческим фактом, следствием чего было неправомерное удревнение истоков государственности в Китае.

. «Исторические записки» Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.) - это всеобщая история страны с древнейших времен до I в. до н. э. Сыма Цянь использовал новый принцип изложения исторических событий - жизнеописания

Вопрос 71. Конфуций и его учение.

Возникновение конфуцианства – не только в идеологии Китая, но и многих соседних странах в Азии.

Конфуций (551-479гг. до н.э.).

В молодости управлял скидами. В 27 получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет гос. служба, однако почти сразу покинул должность первого советника. Посвятил себя учительству.

Учение о «благородном человеке».

Ему были чужды идеалы новой соц. прослойки имущих, стремящихся к выгоде и обогащению.

Прототип нормального общественного устройства он видел в добрых семейных отношениях – старшие любят младших и заботятся о них – принцип человечности (элень); младшие, в свою очередь отвечают любовью и преданностью – принцип справедливости; исполнение сыновнего долга – сыновняя почтительность (сяо); соблюдение норм взаимоотношений между людьми (ли); Отношения в гос. должны быть подобны отношениям в хорошей семье.

Поощрял культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и гос., в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого благородного мужа считал бесстрашное и нелицеприятное…

Конфуций не был основателем религии. После его смерти в его честь воздвигнуты храмы. Гос. должности могли занимать только ученые конфуцианисты.

Вопрос 65. Периодизация и хронология истории Древнего Китая.

Не существовало единой системы летоисчисления. Начиная с I тыс. до н.э. даты обозначают годами правления Вана (верховного правителя).

Лишь с 341 г. до н.э. а ИД Китая появляется достоверная хронология.

С I в. до н.э. др. китайцы начали использовать для обозначения нет особые знаки шестидесятеричного цикла, до того служившие для наименования дней. Он теперь используется непрерывно. Для уточнения хронологии более раннего периода – записи о солнечном и лунном затмении.

Династическая периодизация.

1. Эпоха мифических «пяти императоров».

2. Правление «трёх династий» (Ся, Шань –Инья, Чжоу).

Чжоу – Западное Чжоу (XI-VIII в. до н.э.); - Восточное Чжоу (VIII-III в. до н.э.).

3. Цинь (III в. До н.э.).

4. Хань – Западный период; - Восточный период.

Археологическая периодизация.

1. Неолит – «3 династии».

2. Бронза – с Шань-Иньского времени.

3. Эпоха железа – конце периода Чуньцю (VI-V в. до н.э.).

Социально – экономическая периодизация.

1. Разделение первобытного строя и возникновение классового общества и древнейших гос. (II тыс. До н.э.).

2. Древний Китай (VIII-III вв. до н.э.).

3. Первое централизованное гос. в Китае – империя Цинь (221-207 гг. до н.э.).

4. Империя Хань (III-I в. до н.э.).

5. Древний Китай в I-III в. до н.э.

Вопрос 70. «Золотой век китайской философии». Особенности мировосприятия древних китайцев. Даосизм.

Основные представители – Лао-цзы, Чжуан-цзы. Взлёт философской мысли связан с VI-III вв. до н.э., когда изменения в соц. строе требовали настойчивых, важных принципов, которые лежали в основе взаимоотношений между людьми в обществе.

Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики.

Всё в мире определяет существование некого «пути» (Дао), действующего помимо воли людей. Человек не способен постичь этот путь («Дао, выраженное словами, не есть истинное Дао»).

Призыв возвратится к неким простым и естественным отношениям в условиях деревенской идиллии. Сливаться с природой и избегать всего искусственного, нарочно связанного с культурой, противопоставленного естественному.

Лучший способ – отказ правителей от активного вмешательства. Важный принцип – не деление, те умения в соответствии с ходом вещей наладить жизнь таким образом, что бы всё шло должным путём, но без активного вмешательства человека.

Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обрести долголетие и даже бессмертие – именно в этом пункте древний философский даосизм со временем, в эпоху Хань, достаточно явственно трансформировался в даосизм религиозный, с его поисками бессмертия, божества, героями, гаданиями и т.д.

Loading...Loading...