Англосаксы численность. Англо-саксы старейшие фашистские нации на свете

Образование

Кто такие англосаксы, и откуда они взялись? История англосаксов

2 июня 2016

Англосаксы были предшественниками современных англичан, жившими в Британии в V - XI вв. Сначала это был конгломерат разных германских племен, который постепенно стал основой единой нации. Эволюция англосакского народа в английский произошла после Нормандского завоевания Англии в 1066 году.

Англы и саксы

Чтобы понять, кто такие англосаксы, необходимо обратиться к древней и средневековой истории Британии. Этот народ появился в результате слияния нескольких германских племен. Это были англы, саксы, а также юты. До III века они жили на территории современной Германии и Дании. Тогда это была языческая территория, граничившая с Римским государством.

Империя несколько столетий контролировала Британию. Когда на остров вступили первые легионы, там жило кельтское племя бриттов, от имени которых эта земля и получила свое название. В III столетии началось Великое переселение народов. Оно охватило и германские племена. Знание этих древних процессов миграции помогает осознать, кто такие англосаксы. Натиск кочевников с востока заставил англов, саксов и ютов отправиться на запад, пересечь море и осесть в Британии. Местное население приняло чужаков в штыки, и начались длительные войны за контроль над островом.

Образование семи королевств

Выясняя, кто такие англосаксы и откуда они взялись, нельзя не упомянуть о том, что они истребили кельтское население Британии, подвергнувшееся сильному римскому влиянию. До V века эта война была частью одной большой войны между умирающей империей и варварами. В VI столетии римская власть на острове осталось в прошлом, а бритты были уничтожены.

На новых для себя землях германские племена основали собственные королевства. Англы - Нортумбрию, Мерсию и Восточную Англию, саксы - Уэссекс, Эссекс и Суссекс, а юты - Кент. Несмотря на национальное сходство, они стали регулярно воевать друг с другом. Политическая раздробленность на семь королевств и еще несколько мелких княжеств сохранялась вплоть до IX века.

Альфред Великий

Постепенно этнические и языковые границы между германскими племенами окончательно стерлись. Этому способствовали многие факторы: долгая жизнь бок о бок, торговля, династические браки между правившими династиями и т. д. Англосаксами называют народ, появившийся в IX столетии на территории семи королевств. Важной частью сплочения населения стала его христианизация. До переселения на остров англы и саксы, как и все германцы, были язычниками и поклонялись своему собственному пантеону божеств.

Первым в 597 году крестился король Кента Этельберт. Церемонию провел святой Католической церкви Августин. Со временем новое учение распространилось среди всего германского населения Британии. Христиане - вот кто такие англосаксы, начиная с VII - VIII вв. Правителю Уэссекса Эгберту, правившему в 802 - 839 гг., удалось объединить под своей властью все семь королевств. Сегодня историки считают его первым монархом Англии, хотя сам он такой титул не носил. Его внук Альфред Великий в конце IX века возглавил национально-освободительную борьбу против викингов, посягавших на Британию. Очистив остров от интервентов, он принял заслуженный титул короля Англии. В истории развития нации начался новый период. Сегодня историки исследуют именно IX век, чтобы подробнее выяснить, кто такие англосаксы. В современном мире знания о них основываются на текстах средневековых хроник и археологических находках.

Крестьянство

В массе своей население Британии того периода занималось сельским хозяйством. Кто такие англосаксы с социальной точки зрения? Это были свободные крестьяне (их звали керлами). Эти малые землевладельцы были совершенно самостоятельными, не зависели от аристократии и подчинялись только королевской власти. Они платили государству продуктовую ренту, а также участвовали в фирде - национальном ополчении.

До VIII века в хрониках не упоминается о существовании прослойки зависимых крестьян. Серьезной угрозой для их свободы стали разорительные набеги викингов. Разбойники из Скандинавии прибывали на остров неожиданно. Они сжигали мирные селения, а жителей убивали или уводили в плен. Даже если крестьянину удавалось спастись от викингов, он оставался ни с чем. В бедственном положении ему приходилось искать опеки у дворян, обладавших крупными земельными наделами. Кроме того, в период войн государство каждый раз значительно повышало налоги. Поборы сильно били даже по тем хозяйствам, которые находились в относительно мирных регионах. Так история англосаксов естественным образом постепенно пришла к появлению крепостных.

Нормандское завоевание

С течением времени узнать кто такие англосаксы и откуда они взялись стало сложнее, из-за того, что эта этническая культура постепенно ушла в прошлое после того как Англию завоевала армия Нормандского герцога Вильгельма I. В 1066 году его флот отбыл из раздробленной Франции и прибыл в Британию. Целью Вильгельма Завоевателя был английский престол, который занимала англосакская династия.

Королевство было ослаблено из-за одновременного нападения викингов, также желавших закрепиться на острове. В битве при Гастингсе нормандцы победили армию монарха Гарольда II Годвинсона. Скоро вся Англия оказалась в руках Вильгельма. Это событие не было простой ротацией правителя, какие часто случались в Средневековье. Вильгельм был иностранцем - он говорил на чужом языке и был воспитан в другом обществе.

Появление англичан

Придя к власти, новый король привел на остров свою нормандскую элиту. Французский язык ненадолго стал языком аристократии и вообще всех верхов. Однако старое англосакское наречие сохранилось в огромной крестьянской среде. Пропасть между социальными слоями сохранялась недолго.

Уже в XII веке два языка слились в английский (раннюю версию современного), а жители королевства стали называть себя англичанами. Кроме того, нормандцы принесли с собой классический феодальный строй и военно-ленную систему. Так зародилась новая нация, а термин «англосаксы» стал историческим понятием.

Происхождение народа саксов или англосаксов покрыто мраком неизвестности. Так как это племя на данный момент может считаться чуть ли не самым успешным на планете, кое у кого появляется соблазн подыскать ему соответствующих его современному положению предков. В «Википедии», например, высказывается предположение, впрочем, не подтвержденное, что саксы являются потомками скифов, которых иначе иногда называли саками. Скифы некогда владели третью Евразии. Ну а сегодняшним англосаксам принадлежит Великобритания – до недавнего времени «владычица морей» и повелительница величайшей в мировой истории колониальной империи. Они владеют еще такими огромными по территории странами, как Канада, Австралия и США, а также рядом стран поменьше. В целом территория, занимаемая государствами англосаксов, составляет порядка 28 млн. кв. км, что в 1,6 раза больше, чем территория РФ. Но меня загадка происхождения саксов увлекла вовсе не по геополитическим причинам. В языке и верованиях древних саксов явно прослеживается влияние славян.

Прежде чем приступить к анализу доисторической истории саксов, хочу сказать несколько слов моим друзьям и читателям о причинах моего долгого молчания на блоге. Причиной тому были события на Украине. Они надолго лишили меня душевного равновесия.
Представители двух славянских народов полны ненависти друг к другу. Как быть мне русскому по складу ума и души, в котором течет кровь древних волынян – племени, составляющему в нашу эпоху часть украинской нации? Сознаюсь, что отчасти меня утешила именно изучаемая мной сегодня история саксов.
В VIII веке нашей эры саксы, жившие в северной Германии, и их сородичи франки жестоко воевали между собой. Но по окончании войны оба народа слились в одном государстве на равных правах, как об этом повествует саксонский историк той эпохи Видукинд Корвейский в своей книге «Деяния саксов».
В XVIII-XIX веках воевали между собой Британия и США. Но с началом ХХ века между этими странами установились прочные дружеские отношения.
В ХХ веке дважды с огромными потерями воевали между собой англосаксы и немцы. А, между прочим, саксы или саксонцы составляют значительную часть немецкой нации. Кажется, и в этом случае можно сказать, что взаимная ненависть исчезает.
Надеюсь, что исчезнет она и во взаимоотношениях русских и украинцев. Не так уж много на сегодня пролилось крови, хотя, может быть, говорить о том вслух и несколько цинично. И все же что такое несколько тысяч жизней для многомиллионных народов, чтобы желать смерти еще тысячам и тысячам единокровных «врагов». Напомню, что англосаксонская авиация в 1945 году стерла с лица земли столицу германской Саксонии Дрезден, уничтожив, может быть, сотни тысяч своих кровных братьев немецких саксонцев. (Думаю, что, несмотря на разрушение украинской артиллерией Луганска, подобная судьба не постигнет Киев - мать городов русских). Однако и такая катастрофа, как мы видим из истории саксов, не может быть причиной для вечной вражды.
В ближайшие десятилетия развитие России и Украины пойдет несколько разыми путями. Кто будет более успешен, покажет время. Будет идеально, если успеха в соревновании достигнут оба народа, каждый по-своему. Но в любом случае, верю, что мы еще протянем руку друг другу в братском рукопожатии.

Первое упоминание о саксах встречается во II в. н.э. в сочинении античного географа Клавдия Птолемея . В достаточно авторитетной Кирилло-Мефодиевской энциклопедии о них написано следующее:
«Первоначально саксы жили к северу от Эльбы, в современном Шлезвиге. Постепенно в состав саксов влились соседние племена – херуски, ангриварии, часть лангобардов, часть свевов и тюрингов. Считается, что свое имя саксы получили по названию сакса – короткого меча с лезвием длиной 22-33 см.
Саксы прославились благодаря пиратским набегам на берега Галлии. С середины IV в. набеги становятся интенсивными, саксы начинают совершать походы и по суше. Им удалось закрепиться на некоторое время на северном побережье Галлии, откуда они совершали вылазки в глубь страны. Известно, что саксы жили около современного Байе в Нормандии. Значительная часть саксов после ухода римских войск из Британии в V в. переселилась туда вместе с англами и ютами. Группа саксов в VI в. н.э. участвовала вместе с лангобардами в завоевании Италии. И все же большая часть этого обширного объединения осталась в Северной Германии».

Лично меня заинтересовало, где жили саксы до своего прибытия в Шлезвиг. А то, что Шлезвиг был для них лишь временным ареалом обитания не вызывает у меня никаких сомнений. Все или почти все германские племена в разное время проходили через территорию современной Дании – Зеландские острова и Ютландию - на пути из Скандинавии в центральную Европу. И все они не могли миновать Шлезвиг, который многократно переходил из рук в руки.

В соответствии со своей теорией переноса топонимов в процессе переселения народов я стал искать на карте Европы саксонские топонимы. Но здесь предо мной встал первый вопрос: а какие топонимы собственно следует считать принадлежащими именно саксам?

Разумеется, на первом месте должны быть топонимы, содержащие в себе племенное название «сакс». Исключая германскую Саксонию и Англию, топонимы типа «сакс», «секс» и «сас» (так в последнем случае называют саксов западные славяне и кельто-романские народы) можно отыскать почти во всех странах Европы. Они точно есть в Польше, Литве, Венгрии, Румынии, Словакии и даже в Македонии.

И это не удивительно. Там, где саксы не успели побывать в качестве завоевателей в период Великого переселения народов в первые века нашей эры, они частенько селились в качестве мирных колонистов. Саксонские колонисты селились даже в далекой России, приглашенные туда российской императрицей Екатериной II, которая, кстати, и сама тоже принадлежала к саксонской княжеской фамилии Ангальт-Цербст.

А что мы можем сказать относительно саксонских топонимов в Скандинавии - этого «чрева народов» (по выражению раннесредневекового готского историка Иордана)? Они там тоже есть. Но мы так же, как и в других случаях, не можем без должного анализа уверенно сказать появились ли они там как следствие переселения мирных колонистов в историческое время или там некогда находилась прародина саксов.

Предположение о том, что саксы могли прийти в Германию из Скандинавии высказывал еще упоминавшийся выше саксонский историк Х века Видукинд Корвейский. Но точно утверждать это он не решился. Некоторые современные исследователи считают, что саксы в отличие от большинства других германских племен никогда и не жили на Скандинавском полуострове. Но у меня на этот счет сложилось другое мнение.

На западном берегу Сконе (исторической провинции Швеции, до XVIII века принадлежавшей Дании), прямо напротив Копенгагена расположен городок Саксторп. Поясню, что torp – это скандинавское произношение немецкого Dorf (деревня). То есть Саксторп означает «Деревня саксов». Конечно, и Дания и Швеция издавна охотно принимали к себе немецких колонистов, но есть два обстоятельства, которые склоняют нас к мысли, что в данном случае речь идет не о сравнительно недавнем поселении немецких саксонцев.

Во-первых, Саксторп стоит недалеко от устья реки, название которой Саксон. То есть в данном случае мы имеем дело с гидронимом, а древность гидронимов обычно намного больше, чем в случае с населенными пунктами. Конечно, река Саксон не слишком велика, а такие небольшие реки меняли названия чаще, чем крупные водоемы. Можно было бы предположить, что речку переименовали лишь сравнительно недавно, потому что на ней стали жить исключительно саксонцы. Но на Саксоне есть немало других, в том числе и более крупных городков, в которых живут чистокровные шведы-сканцы. Поэтому вероятнее, что название речки все-таки древнее.

Во-вторых, на более подробной компьютерной карте можно обнаружить, что кроме самого Саксторпа, рядом с ним ближе к морю, расположен еще один населенный пункт с названием Саксторпкоген. Когами в средневековой Северной Европе называли небольшие парусники. Мы может истолковать название «Саксторпкоген» как «Корабли деревни саксов» или просто как «Корабли саксов».

Кстати, в моей статье «Море венетов» доказывается, что западноевропейское «ког» происходит от вендского (славянского) «коч» (Собственно, это не мое мнение, а мнение авторитетнейшего немецкого филолога Фасмера).

Обширная бухта с песчаными берегами, на которой лежит Саксторпкоген, очень удобна для причаливания именно небольших деревянных судов (такие суда обычно потом вытягивают на песчаные пляжи). Учитывая положение этой бухты, можно уверенно говорить, что именно в этом месте саксы, если они некогда жили в Скании, в свое время, как и многие другие племена германцев, переправились на остров Зеландия или Сьяланд.

На Сьяланде, почти напротив Саксторпкогена тоже имеется обширная бухта, удобная для причаливания когов. Она, впрочем, так и называется - Кёге-букт. Но главное! Один из городов, ставших ныне пригородами Копенгагена, называется Гладсакс.
Название городка можно толковать как «Счастливый сакс». Саксы и в самом деле должны были чувствовать себя счастливыми, после трудной массовой переправы через пролив Зунд. Тем не менее, с данным топонимом не все так гладко. На восточном берегу Сконе есть еще один Гладсакс. Поэтому можно с долей уверенности полагать, что топоним был просто перенесен на Сьяланд из Сконе.

У меня есть серьезное предположение, что и название столицы Дании Копенгагена имеет чисто сакское происхождение.
На датском языке Копенгаген называют København. Имеющееся на данный момент толкование гласит, что København это искаженное стародатское Køpmannæhafn, то есть «гавань торговцев» . Я же уверен, что в основе лежит англосаксонское слово cabin (хижина). «Кёбенхавн» - означает «Гавань хижин», то есть обитаемая гавань, что в древности встречалось отнюдь не повсеместно. Согласитесь, что Køben и cabin похожи больше, чем Køben и Køpmann. Однако cabin – специфически англосаксонское слово, родственное, думаю, немецкому Haben (имение).

Подтверждением моей теории является еще один несомненно сакский топоним Дании. Это название города Сакскёбинг (Sakskøbing) на острове Лоланн к югу от Сьяланда. «Сакскёбинг» толкуется мной как «Хижины саксов». В основе топонима опять-таки лежит английское cabin. И в этом случае никак невозможно толковать købing как искаженное køpmann. Слишком много получается одинаково искаженных «кёпманн», потому что к востоку Сакскёбинга находится еще и Нюкёбинг (Новые хижины), главный город датского острова Фальстер.

Кстати, возможно, именно во время пребывания на так называемых Малых Датских островах Лоланне и Фальстере возникло разделение единого до того племени саксов на западных и восточных. Западные саксы, по моему мнению, жили на Лоланне, а восточные на Фальстере, название которого можно было бы толковать как «фал эстре» (народ востока). Наличие второго Фальстера – Фальстербю – на самой южной оконечности Сконе, я склонен объяснять созданием колонии фальстерцев (возможно, уже не саксов, а датчан) в более поздние времена.

От Лоланна уже недалеко и до Шлезвига. Отсюда начинается уже писаная история саксов. И здесь мы должны разрешить одно недоумение. Видукинд Корвейский утверждает, что высадка саксов на севере Германии произошла в местности, которая и ранее и в его время называлась Гадела. В современных комментариях к указанному утверждению написано, что «имеется в виду местность, расположенная в низменности, налево от р. Эльбы, простирающаяся от впадения р. Осты до г. Ритцебютеля». Однако если, как получается из нашего анализа, саксы высадились на восточном берегу Шлезвига, то мнение комментатора относительно положения Гаделы было ошибочным.

Обратим внимание на то, что первоначальным занятием высадившихся в Гаделе саксов была исключительно торговля. А наиважнейшей торговой точкой Шлезвига в древности был город Хедеби . Заметим себе для начала, что корни топонимов «Гадела» и «Хедеби» имеют некоторое фонетическое сходство. Из скандинавских названия можно было бы в первом приближении толковать как «Хеде-би» (гавань Хеде), Гаде-ла (волны Гаде).

Но признанное на данный момент толкование топонима «Хедеби» (смотри «Википедию») из скандинавских языков в целом явно неудовлетворительно: от heiðr = «пустошь». Хедеби ведь был многолюдным для того времени, богатым городом.

Гораздо точнее было бы толковать название от англосаксонского head (голова). Во-первых, Хедеби был в этих краях главным торговым центром. Во-вторых, находился он в самой глубине Шлезвиг-фьорда, и эту точку по всей справедливости можно было бы назвать «головой залива», подобно тому как говорят «во главе угла». Так что «Хедеби» можно бы понимать как «Главная гавань». Ею Хедеби и был на территории Шлезвига.

Эпитетом Хедеби вполне могло быть выражение «хорошее место». В английском языке есть слова good (хороший). Не так уж далеко от развалин Хедеби можно обнаружить замок Готторп, главную резиденцию шлезвикских герцогов. Название этого замка толкуется из скандинавских языков как «Хорошая деревня», что уверенно подтверждает нашу гипотезу.

Синонимом good в английском языке является слово well. Оба имеют значение «хороший. Оба они имеют дополнительные значения: good (товар), well (кладезь). Словосочетание good+well имеет, таким образом, значение «кладезь (склад) товаров». Ну, а Goodwell созвучно топониму «Гадела», не правда ли?

Впрочем, если кому-то мои последние рассуждения покажутся несколько натянутыми, то вот еще одно обстоятельство. В Шлезвиге имеется целый ряд населенных пунктов, в чьих именах присутствует суффикс «эль»: Боргведель, Козель, Нюбель, Гамель, Бребель и многие другие. Сочетание слов good или head с этим суффиксом опять же дает нам убедительную этимологию несомненно латинизированного топонима «Гадела», приведенного в Видукиндовом латинском оригинале «Деяний саксов».

И последнее. Для саксов место, где они высадились, обретя новую родину, конечно, должно было стать священным – божьим. В английском языке слово god (бог) произносится как «гад». Отсюда «Гадела» = «Божье». Топоним «Готторп» тоже можно толковать как «Божья деревня».

url="/uploads/images/default/dan.jpg"]

Уже когда эта статья была опубликована, один из моих друзей указал мне, что я не попытался как-то отыскать упоминание о саксах в сочинении готского историка VI века Иордана. Действительно, в "Гетике", есть перечисление целого ряда скандинавских племен, большинство из которых до сих пор историками не было отождествлено. В своей статье "Вандалы - не венеды" я попытался это сделать, и отнес ряд племен, перечисленных Иорданом к числу славяноязычных.
Думаю, что могу указать среди племен перечисленнызх Иорданом и саксов. Очевидно, саксы названы в "Гетике" в параграфе 21 как "суэханс". Известно, что звук, передаваемый в кириллице буковй "х", часто переходит в звук, передаваемый латинской буквой "х" (икс). Таким образом, "суэханс" может звучать и как "суэксанс" (саксонцы).
Во времена Иордана саксы жили уже на территории континетальной Германии бок о бок с племенем турингов, которые впоследствии даже слились с саксами. У Иордана суэханс также упоминаются в связи с турингами. Вот цитата: "Другое племя, живущее там же, – суэханс; они, подобно турингам, держат превосходных коней. Это они то [суэханс?] и пересылают посредством торговли через бесчисленные другие племена сапфериновые {22 } шкурки для потребления римлян и потому славятся великолепной чернотой этих мехов. Племя это, живя в бедности, носит богатейшую одежду".
В отрывке, по моему мнению, говорится о том, что суэханс вели широкую торговлю мехами. Это вполне соответствует сведениям Видукинда Корвейского о том, что изначально саксы занимались в земле турингов исключительно торговлей.

***
Вернемся из Шлезвига обратно на Скандинавский полуостров. Предыдущий анализ топонимов ясно свидетельствует, что саксы переселились в северную Германию из Сконе. Не может ли быть, что сам ойконим «Сконе» связан с племенным именем «саксы»?

В самом деле. Вот возможный ряд фонетической трансформации: Сконе – сакконе – саксоне. Звук «к» (одинарный или двойной) легко переходит в звукосочетание «кс» или «ск» даже в русском языке. Так, например, «грек» - «грецкий». В западноевропейских (в частности германских) языках это встречается еще чаще. Например, голландское zakke (мешки) переходит в голландское же zakjes или английское sacs (и то и другое - мешки).

В своей статье «Вандалы - не венеды» на этом блоге я предложил гипотезу о происхождении ойконима «Скандинавия». Повторим её.
«Из числа этимологий названия «Скандинавия» внимание привлекла связь данного топонима со словом skan (песок). Мы лишь не согласны с тем, что имеются в виду отмели вокруг полуострова, делающие его «Опасной землей» (такова одна из этимологий названия Скандинавия). По нашему представлению, которое не расходится с мнением большинства историков-профи, предки скандинавов пришли на полуостров с востока не по суше, а по морю. Германцы на нее высаживались. Высадка на землю на скандинавских языках называется landning от слова lan (страна, земля). Но мы должны учесть, что деревянные ладьи легче было причаливать на песчаных пляжах. Таким образом, по нашему мнению, мог существовать синоним слова landning с использованием вместо lan слова skan – skandning. Следовательно, «Скандинавия» означает «Страна высадки».

Однако нельзя не признать, что топонимы «Скандинавия» и «Сконе» должны быть связаны между собой. Оба они также связаны с древнейшим известным нам из античных литературных источников названия Скандинавии «Скандза». Означает ли это, что название полуострова Сконе тоже связано с понятием «песок» (skan)? И этноним «саксы» тоже связан?

Конечно, есть древнее (известное еще из Библии) сравнение множества людей с песком. Но, думаю, что в данном случае все гораздо сложнее.

Окончание статьи ищите в разделе "Доисторическая история славян" на странице 4.

Скорее всего, в результате климатических изменений, начали переселяться в Британию .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Англосаксы и рождение Англии

    ✪ Беовульф и англосаксы [ДокФильм]

    ✪ Англосаксы

    ✪ Андрей Фурсов - Англосаксы против планеты

    Субтитры

Завоевание Британии

Англия в конце V века оказалась поделена на три значительных варварских королевства - королевство англов, королевство саксов и Кент (королевство ютов), каждое из которых было основано вождями, изначально возглавлявшими первопоселенцев или племена и утвердившими себя в качестве королей. Позже государства англов и саксов раздробились на более мелкие королевства. Англия c VI по IX века была поделена на семь основных королевств (англосаксонская Гептархия). Это были королевства:

  • южных саксов - Суссекс ,
  • западных саксов - Уэссекс ,
  • восточных саксов - Эссекс ,
  • ютов - Кент ,
  • восточных англов - Восточная Англия ,
  • западных англов - Мерсия ,
  • северных англов - Нортумбрия (Берниция и Дейра).

Существовало также несколько мелких королевств, как, например, Линдси , Суррей и Хвиссе, тем не менее, они не играли какой-нибудь значимой роли. Эти королевства изначально соперничали и воевали между собой. Междоусобные войны велись ещё до полного покорения бриттов, например, у западных саксов в землях, прилегающих к долине реки Северн . Это позволило бриттам закрепиться на некоторых землях и образовать там свои королевства, которые ещё долго сопротивлялись завоевателям. На полуострове Корнуолл образовалось даже два бриттских королевства - Думнония и Корнубия. На северо-западе образовались королевства Стратклуд и Кумбрия , которые долго успешно боролись как с Нортумбрией, так и с пиктами на севере. Валлийцы и оттеснённые сюда же бритты, хоть и были разделены на множество враждовавших между собой княжеств, также отстояли свою свободу.

С севера для саксов постоянную угрозу несли набеги скоттов и пиктов с территорий Ольстера и современной Шотландии. Завоеватели, однако, часто пренебрегали существованием бриттов и увлечённо выясняли отношения между собой. Взаимная борьба сопровождалась и различными союзами и объединениями, члены королевских семейств и высшей знати вступали в перекрёстные браки, выравнивались культурные, языковые и правовые различия между королевствами. Со временем все жители этих королевств стали называться саксами или англами, а к VIII веку уже стало широко употребляться название «англы» для всех жителей этих королевств, и их язык тоже стал называться англским. Одновременно с этим происходило распространение христианства среди завоевателей, а также становление и укрепление института королевской власти.

Вначале не обязательно старший сын наследовал корону. Новым королём мог стать любой из сыновей покойного короля, а также его брат или племянник (даже при наличии сыновей). Часто ещё при своей жизни король назначал себе наследника. К X веку в основном закрепилось право старшего сына на престол.

Высшим органом государственного управления в англосаксонских королевствах являлся уитенагемот (древнеангл. witena gemot - «собрание мудрых») - совет знати при короле. В него входили члены королевской семьи, епископы , элдормены , королевские тэны . Основным органом местного управления являлся совет шайра, возглавляемый вначале элдорменами, а позднее шерифами.

Правитель королевства, добившийся господствующего положения на острове, получал титул бретвальда (Bretwald - «правитель Британии»). Этот титул не был номинальным [ ] : он давал право на дань от отдельных королевств (тем самым их правители признавали свою зависимость от бретвальда), право на крупные земельные пожалования. Короли должны были [ ] время от времени собираться при дворе «правителя Британии», а во время войн оказывать ему вооружённую помощь. Англо-саксонская хроника под 829 годом отмечает восемь правителей, которые были настолько могущественны, чтобы завоевать этот титул.

Король Эгберт Уэссекский в 825 году соединил большинство королевств Гептархии в одно королевство, которое получило имя Англии (Englaland , то есть «Земля англов»).

Общественное устройство

После датского погрома 870-х годов Альфред Великий восстановил королевство на основаниях, сходных с германскими племенами, жившими на континенте. Во главе государства утверждался король (Cyning, Cyng), вместо германского герцога (Heretoga), и исключительно сыновья и ближайшие родственники которого образовали родовую знать (этелинги). Королевы (Cwen) также пользовались значительными привилегиями. Король был окружён своими приближёнными, дружиной (Geferescipe), из которой мало-помалу образовалось служилое и ленное дворянство. Дружина состояла из двух классов: альдерманов (Ealdormann, потом Earl под датским влиянием), которым король раздавал придворные должности и ставил их во главе провинций, и остальных слуг (Gesith), которые вместе с высшим классом носили общее имя тенов, или танов и, обладая землями, были обязаны являться на войну. Обыкновенные свободные люди, между которыми последнее место занимали оставшиеся свободными бритты, назывались керлы и в основном оставались в зависимости от знатного человека, который назывался Hlaford (то есть «хлебный господин», откуда произошло слово лорд ). Число несвободных (Theow) было невелико. Все эти классы различались по своим правам и в особенности размером пени за их убийство. Последняя соизмерялась с принадлежностью лица к высшему или низшему классам.

Большие округа, Shires (Sciras) или графства распадались на меньшие десятки (Teothung), состоявшие из соединения десяти свободных глав семейства с круговой порукой перед судом в каждой; десять десятков образовывали сотню, над судом которой имел власть только суд графства, а во главе последнего суда стоял альдерман . В важнейших случаях последний решал дело только с участием собрания (Gemôte) «мудрейших», то есть танов или представителей местных общин в соответствующем графстве. Это собрание созывалось каждые полгода вместо прежде созывавшихся общенародных собраний. Также и король созывал на подобное Witenagemôte или Micelgemôte (то есть большое собрание) епископов и знатных светских людей.

Одежда и руны англосаксов

Женщины носили длинные, просторные платья, которые застёгивались на плечах большими пряжками. Были также обнаружены украшения - броши, ожерелья, булавки и браслеты. Мужчины обычно надевали короткие туники поверх облегающих брюк и тёплые плащи.

Англосаксы пользовались алфавитом, состоящим из 33 рун . С их помощью делали надписи на посуде, металлических украшениях и предметах из костей. С распространением христианства распространился и латинский алфавит ; некоторые рукописные книги (манускрипты) сохранились до наших дней. Иногда манускрипты украшали рисунками, свидетельствующими об образе жизни англосаксов.

Распространение христианства

Папой Григорием I в Британию был послан св. Августин - первый архиепископ Кентерберийский , который в конце VI века проповедовал христианство у Этельберта , кентского короля и мужа Берты , уже крещённой прежде дочери франкского короля. В 664 году на синоде в Уитби, собранном королём Освайном, было провозглашено единство британской церкви с Римской . В 668 году Феодор Кентерберийский ввёл везде богослужение по римскому чину и первым был возведён в достоинство примаса Англии. Ему подчинялись йоркский архиепископ и 15 других епископов, которые на соборах в присутствии короля и вельмож до VIII века заложили основы управления англосаксонской церковью без прямых указаний римского папы . Несмотря на попытки пап при каждом благоприятном обстоятельстве подчинить англосаксонскую церковь своей власти, только в X веке св. Дунстану удалось расширить влияние пап в Англии. Англосаксонское духовенство не менее ирландского отличалось образованностью и любовью к наукам. Больше всех прославился в этом отношении Беда Достопочтенный . Св. Бонифаций и многие другие англосаксонские и ирландские, называвшиеся тогда шотландскими, священники внесли большой вклад в распространение христианства в

И варварами , которые завоёвывали её. Однако в VI веке характер противостояния преобразовался в схватки между самостоятельными бриттскими королевствами и такими же королевствами англосаксов, появившимися вследствие распада постримской Британии на многочисленные удельные независимые государства, в которых англосаксонские захватчики основали свои собственные королевства.

В процессе завоевания англосаксы истребили большое количество кельтского населения. Часть кельтов была вытеснена из Британии на континент (где они поселились на полуострове Арморика в Галлии , получившем в дальнейшем название Бретани), а часть превращена в рабов и зависимых людей, обязанных платить завоевателям дань .

Независимость отстояли только горные кельтские области на западе Британии (Уэльс и Корнуолл) и на севере (Шотландия), где продолжали существовать племенные объединения, превратившиеся впоследствии в самостоятельные кельтские княжества и королевства. Полную независимость от англосаксов сохранила и населённая кельтами Ирландия . Англия в конце V века оказалась поделена на три значительных варварских королевства - королевство англов, королевство саксов и Кент (королевство ютов), каждое из которых было основано вождями, изначально возглавлявшими первопоселенцев или племена и утвердившими себя в качестве королей. Позже государства англов и саксов раздробились на более мелкие королевства. Англия c VI по IX века была поделена на семь основных королевств (англосаксонская Гептархия). Это были королевства:

  • южных саксов - Суссекс ,
  • западных саксов - Уэссекс ,
  • восточных саксов - Эссекс ,
  • ютов - Кент ,
  • восточных англов - Восточная Англия ,
  • западных англов - Мерсия ,
  • северных англов - Нортумбрия (Берниция и Дейра).

Существовало также несколько мелких королевств, как, например, Линдси , Суррей и Хвиссе, тем не менее, они не играли какой-нибудь значимой роли. Эти королевства изначально соперничали и воевали между собой. Междоусобные войны велись ещё до полного покорения бриттов, например, у западных саксов в землях, прилегающих к долине реки Северн . Это позволило бриттам закрепиться на некоторых землях и образовать там свои королевства, которые ещё долго сопротивлялись завоевателям. На полуострове Корнуолл образовалось даже два бриттских королевства - Думнония и Корнубия. На северо-западе образовались королевства Стратклуд и Кумбрия , которые долго успешно боролись как с Нортумбрией, так и с пиктами на севере. Валлийцы и оттеснённые сюда же бритты, хоть и были разделены на множество враждовавших между собой княжеств, также отстояли свою свободу.

С севера для саксов постоянную угрозу несли набеги скоттов и пиктов с территорий Ольстера и современной Шотландии. Завоеватели, однако, часто пренебрегали существованием бриттов и увлечённо выясняли отношения между собой. Взаимная борьба сопровождалась и различными союзами и объединениями, члены королевских семейств и высшей знати вступали в перекрёстные браки, выравнивались культурные, языковые и правовые различия между королевствами. Со временем все жители этих королевств стали называться саксами или англами, а к VIII веку уже стало широко употребляться название «англы» для всех жителей этих королевств, и их язык тоже стал называться англским. Одновременно с этим происходило распространение христианства среди завоевателей, а также становление и укрепление института королевской власти.

Вначале не обязательно старший сын наследовал корону. Новым королём мог стать любой из сыновей покойного короля, а также его брат или племянник (даже при наличии сыновей). Часто ещё при своей жизни король назначал себе наследника. К X веку в основном закрепилось право старшего сына на престол.

Высшим органом государственного управления в англосаксонских королевствах являлся уитенагемот (древнеангл. witena gemot - «собрание мудрых») - совет знати при короле. В него входили члены королевской семьи, епископы , элдормены , королевские тэны . Основным органом местного управления являлся совет шайра, возглавляемый вначале элдорменами, а позднее шерифами.

Правитель королевства, добившийся господствующего положения на острове, получал титул бретвальда (Bretwald - «правитель Британии»). Этот титул не был номинальным: он давал право на дань от отдельных королевств (тем самым их правители признавали свою зависимость от бретвальда), право на крупные земельные пожалования. Короли должны были время от времени собираться при дворе «правителя Британии», а во время войн оказывать ему вооружённую помощь. Англо-саксонская хроника под 829 годом отмечает восемь правителей, которые были настолько могущественны, чтобы завоевать этот титул.

Церкви в Британии строились в основном из дерева, но иногда и из камня. Часть из них сохранилась до наших дней.

Археологические находки

Напишите отзыв о статье "Англосаксы"

Литература

  • Англосаксонская раса: Государства народов англосаксонской расы в настоящем и будущем / Аэм А. - М.: Т-во Тип. А. И. Мамонтова, 1906. - 390 с. - репринтная копия
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. :
    • об англосаксонской церкви Соамеса, «The Anglo-Saxon church» (Лондон , )
    • «The Latin church during Anglo-Saxon times» (Лонд., );
    • Лингард , «The antiquities of the Anglo-Saxon church» (Ньюкэстль, ; немецкий перевод в Бреславле , ).
    • Лучше всего история англосаксов и их общественное устройство представлено у Тернера, «History of the Anglo-Saxons» (6 изд., 3 т., Лондон, ); Пэльгрэва, «The rise and progress of the English Commonwealth» (2 т., Лонд., ) и его же «History of the Anglo-Saxons» (Лонд., ); Лаппенберга , «Geschichte von England» (Гамбург , ); Кембля , «The Anglo-Saxons» (2 т., Лондон, ; немецкий перевод Брандеса, 2 т., Лейпциг, 1 852-54) и у Стебба, «The constitutional history of England» (3 изд., Лондон, ).
  • Шор Т. У. Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906.
  • (рус.)
  • Ben Dupre. Oxfard Большая энциклопедия школьника. ЗАО «Росмэн-Пресс» 2006. 656с.

Отрывок, характеризующий Англосаксы

– Граф, граф! – кричал Берг, такой же оживленный, как и Борис, подбегая с другой стороны, – граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари.
Берг еще что то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше.
Проехав гвардию и пустой промежуток, Ростов, для того чтобы не попасть опять в первую линию, как он попал под атаку кавалергардов, поехал по линии резервов, далеко объезжая то место, где слышалась самая жаркая стрельба и канонада. Вдруг впереди себя и позади наших войск, в таком месте, где он никак не мог предполагать неприятеля, он услыхал близкую ружейную стрельбу.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, – подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашел на него. – Что бы это ни было, однако, – подумал он, – теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе».
Дурное предчувствие, нашедшее вдруг на Ростова, подтверждалось всё более и более, чем дальше он въезжал в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом.
– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.
Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.
«Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», подумал Ростов. В это время Александр повернул голову, и Ростов увидал так живо врезавшиеся в его памяти любимые черты. Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились; но тем больше прелести, кротости было в его чертах. Ростов был счастлив, убедившись в том, что слух о ране государя был несправедлив. Он был счастлив, что видел его. Он знал, что мог, даже должен был прямо обратиться к нему и передать то, что приказано было ему передать от Долгорукова.
Но как влюбленный юноша дрожит и млеет, не смея сказать того, о чем он мечтает ночи, и испуганно оглядывается, ища помощи или возможности отсрочки и бегства, когда наступила желанная минута, и он стоит наедине с ней, так и Ростов теперь, достигнув того, чего он желал больше всего на свете, не знал, как подступить к государю, и ему представлялись тысячи соображений, почему это было неудобно, неприлично и невозможно.
«Как! Я как будто рад случаю воспользоваться тем, что он один и в унынии. Ему неприятно и тяжело может показаться неизвестное лицо в эту минуту печали; потом, что я могу сказать ему теперь, когда при одном взгляде на него у меня замирает сердце и пересыхает во рту?» Ни одна из тех бесчисленных речей, которые он, обращая к государю, слагал в своем воображении, не приходила ему теперь в голову. Те речи большею частию держались совсем при других условиях, те говорились большею частию в минуту побед и торжеств и преимущественно на смертном одре от полученных ран, в то время как государь благодарил его за геройские поступки, и он, умирая, высказывал ему подтвержденную на деле любовь свою.
«Потом, что же я буду спрашивать государя об его приказаниях на правый фланг, когда уже теперь 4 й час вечера, и сражение проиграно? Нет, решительно я не должен подъезжать к нему. Не должен нарушать его задумчивость. Лучше умереть тысячу раз, чем получить от него дурной взгляд, дурное мнение», решил Ростов и с грустью и с отчаянием в сердце поехал прочь, беспрестанно оглядываясь на всё еще стоявшего в том же положении нерешительности государя.
В то время как Ростов делал эти соображения и печально отъезжал от государя, капитан фон Толь случайно наехал на то же место и, увидав государя, прямо подъехал к нему, предложил ему свои услуги и помог перейти пешком через канаву. Государь, желая отдохнуть и чувствуя себя нездоровым, сел под яблочное дерево, и Толь остановился подле него. Ростов издалека с завистью и раскаянием видел, как фон Толь что то долго и с жаром говорил государю, как государь, видимо, заплакав, закрыл глаза рукой и пожал руку Толю.
«И это я мог бы быть на его месте?» подумал про себя Ростов и, едва удерживая слезы сожаления об участи государя, в совершенном отчаянии поехал дальше, не зная, куда и зачем он теперь едет.
Его отчаяние было тем сильнее, что он чувствовал, что его собственная слабость была причиной его горя.
Он мог бы… не только мог бы, но он должен был подъехать к государю. И это был единственный случай показать государю свою преданность. И он не воспользовался им… «Что я наделал?» подумал он. И он повернул лошадь и поскакал назад к тому месту, где видел императора; но никого уже не было за канавой. Только ехали повозки и экипажи. От одного фурмана Ростов узнал, что Кутузовский штаб находится неподалеку в деревне, куда шли обозы. Ростов поехал за ними.
Впереди его шел берейтор Кутузова, ведя лошадей в попонах. За берейтором ехала повозка, и за повозкой шел старик дворовый, в картузе, полушубке и с кривыми ногами.

Loading...Loading...