Постановка звука ребенку поэтапно. Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками
Логопеды считают, что звук [Л] – один из последних звуков, который учиться выговаривать дошкольник. На постановку этого звука ребенку иногда уходит целый год, поэтому заняться корректировкой согласного [Л] нужно сразу, как только замечено искажение в речи ребенка.
Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.
Правильное произношение [Л] и мягкого [Л’] характеризуется:
Проверяется произношение следующими упражнениями:
Вариантов неправильного произношения мягкого [Л’] и твердого [Л] несколько:
- двугубное произношение: [Л] заменяется ребенком на [У] или другую гласную букву (вместо лошадка слышится «уашадка», вместо лопатка – «ыпатка»);
- в глаголах часто слышится сочетание [УВА] (пила – «пиува»);
- носовое произношение характеризуется – неправильным подъемом языка, при этом поток воздуха уходит в нос (локоть — «нгокоть»);
- замена звука «Л» другими — «Ф», «В», «Д» (локоть – «фокоть», лошадка – «дошадка»);
- межзубное произношение – кончик языка попадает в пространство между зубами, получается свистящий (луна – сссуна»);
- трудный звук просто пропускается (лук — «ук», луна — «уна»);
- если малыш выговаривает «Р», то он может подставлять ее вместо «Л» (луна – «руна»).
Причины отсутствия правильного «Л»
Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука [Л] могут быть следующие моменты:
- неправильное речевое дыхание;
- проблема в речевом слухе;
- плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
- индивидуальное строение уздечки.
Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:
- у ребенка небольшой объем легких;
- ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
- выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
- неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
- торопливое произношение – захлёбывание.
Постановка звука [Л] ребенку поэтапно начинается с дыхательной гимнастики.
Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.
- предлагается пропеть гласный звук (о, а, ы, у, е), затем к нему добавляется согласный [Л] — (ла, ло, лу, лы, ле);
- подражание различным звукам.
Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:
- созданием слухового образа звука
Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.
- многократное произношение слов со звуком [Л]
ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.
- плохое развитие артикуляционного аппарата,
О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:
- соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
- пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
- предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
- подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
- индивидуальное строение уздечки
Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.
Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:
- положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
- поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
- «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.
Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком [Л], в которые входят различные гласные.
Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:
- положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
- говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука [Л] ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:
- Упражнения для разминки
- Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
- Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
- Упражнения постановки от звука [Ы]
В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных [А], [У], [Ы].
- Упражнения постановки от звука [Л´]
[Л´] произносить легче, чем твердый [Л]. Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.
- Упражнения постановки от звука [А]
Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук [А] как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал». Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».
- Упражнения постановки от звука от [В]
Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».
Постановка звука [ЛЬ]
Произношение мягкого звука — [Л’] немного отличается от произношения твёрдого [Л]. Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.
Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:
Необходимо выполнять и упражнения для языка:
- Я катаю орешек (перекатывать язык, упирая его в правую и левую щеку).
- Паровоз гудит – долго тянуть звук [Ы] через раздвинутые губы тихо, громко, шепотом.
В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:
1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;
2) задания на произнесение слогов ля - ля, ле - ле, ли - ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);
3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:
4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:
- ли – ли — ли - ливень — ле-ле-ле - лев;
- ля – ля — ля - лягушка — ле-ле-ле - летопись;
- лю – лю — лю — Люба — ле, ле-ле – лето;
- лё – лё – лё — лед — ле, ле-ле – лента;
5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.
6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;
7) измени предложение:
- У Леночки лента. – Это Леночкина лента.
- У Лёни лейка. – Это Лёнина лейка.
8) Произнеси слова с обратными слогами:
- аль – шаль, медаль;
- ель – кисель, ельник;
- оль – соль, моль;
- яль – рояль, пяльцы;
- уль – бульвар, бульдог.
Автоматизация звука [Л] в слогах
Постановка звука [Л] ребенку проводится поэтапно. Одним из важных этапов является упражнения по его автоматизации. Следует учитывать, что процесс этот длительный, поэтому звуковые игры нужно выполнять систематически до 5 минут в день.
Можно выбрать следующие упражнения:
1) песенка звука [Л]:
ребенок поет слоги, начинающиеся с «Л», подставляя различные гласные: «ла – ла — ла – ля – ля — ля»;
2) произношение [Л] в слогах:
- можно просто произносить те же слоги, кончик языка следует прикусить;
- произношение обратных слогов: «ал – ал; ил – ил; ол – ол»;
- произношение интервокальных слогов: «ала – или – улу – оло –ылы»;
- автоматизация [Л] в прямых и обратных слогах, подбираются слоги с несколькими согласными: «кло – гла – пля – фли – хлу – злю – слё — шла — бли — кле — агл – окл – алс — ухл – ашл – ибл – екл»;
3) автоматизация звука [Л] в разных позициях (ребенку будет интересней, если он станет называть слова по картинкам):
Попросите произнести поэтапно ребенка каждую картинку. Это поможет выработать правильную постановку звука Л
[ло]пух – В[ол]-га; [ла]ма – [ал]маз, [лу]к – [ю]ла, [лы]жи – вози[ли]; [ёл]ка – [чё]лка;
4) отработка произношения [Л] в конце слова:
возили – возил, писала — писал, качнуло – качнул.
Постепенно можно усложнять задания, переходить к упражнениям со словосочетаниями, с предложениями, состоящими из 3, 4 и более слов:
- белое облако, шёлковое одеяло, голубые флоксы;
- Ася грызла яблоко. Лукерья чистила луковицу.
- Клава хлопала в ладошки. Влад мечтает быть пилотом.
- У Володи в руках пластинка.
- Клава взяла в руки иголку.
Количество слов в предложениях постепенно увеличивается.
Постановке произношения помогут чистоговорки, которые можно придумывать самому:
Необходимо заучивать с дошкольником пословицы и поговорки:
- Зимой холодно, зверям голодно.
- Соловей маленький, а голосок сладенький.
Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.
Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:
Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.
С шариком можно выполнять следующие действия:
- толкать языком;
- ловить ртом без помощи рук,
- брать в губы и выталкивать с силой;
- перекатывать во рту, как бурундук орешки;
- держа шарик во рту, рассказывать скороговорки.
Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:
- маленькую ложку, зажатую в кулак, толкать языком, стараясь поворачивать ее в разные стороны;
- попеременно толкать вогнутую и выпуклую части ложки сквозь пальцы;
- легонько похлопывать ложкой по языку.
- прижать ложку к губам, сложенным трубочкой, и обвести ею овал губ;
- зажав в руках по ложке, совершать ими круговые движения по щекам; улыбнувшись проделать то же самое;
- набрать в язык, как в ложку, небольшое количество жидкости и двигать им в разные стороны так, чтобы вода не разливалась.
Дыхательная гимнастика. Постановка звука [Л] на вдохе
Постановка звука [Л] ребенку поэтапно проводится на вдохе, поэтому перед началом упражнений по развитию речи, нужно в течение нескольких минут проводить дыхательную гимнастику:
- короткий вдох – одна секунда;
- плавный длинный выдох – 3-5 секунд.
Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения, но обязательно с соблюдением правила вдох — выдох:
Постановка [Л] с механической помощью
Постановку звука [Л] трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.
В таком случае могут помочь следующие задания:
Закрепляем произношение
Закрепить произношения звука [Л] могут помочь следующие упражнения:
- Подобрать около 30 предложений, состоящих из трех –четырех слов. В каждом слове обязательно должен встречаться звук [Л]. Взрослый вместе с дошкольником произносит предложения, постепенно убыстряя темп:
- Лола вымыла полы.
- Всадник сидел на лошади с седлом.
- Лось стоял и вдруг упал.
- Павел сидел на стуле.
- Большая луна на небо всплыла.
- Лучше будем мы молчать, и работу подгонять.
- Буратино угостил Мальвину спелым яблоком.
- Лиса Алиса всех перехитрила.
- Волк охотился за булкой.
- Лиса – хитрая, волка – глупый, медведь – сильный.
- Леня вымыл бокалы.
- Муслим разговаривал с Люсей.
- Любе пришла посылка.
- Мальвина сидела на балконе и смотрела на луну.
- Сегодня полнолуние.
- Затмение Луны таинственно.
- Я взял альбом и пошел рисовать.
- Малышу предлагается закончить фразу:
- У кота не красные сапожки, а мягкие (лапки).
- Сестренка рисует узор (нет, не красками, а лаком).
- Дети сели кушать кашу, не хватает (ложек).
- Лыжник встал (на лыжи).
- Подковали копыта (лошадке).
- Быстро бегают (нет, не козы, а газели).
- В доме светло, горит (лампа).
- Дождик прошел. Дети бегают (по лужам).
- Неплохой эффект дает проговаривание чистоговорок:
- ла-ла-ла: лампочка, лазурь, лай;
- ло-ло-ло: Лола, волк, Володя:
- ле-ле-ле: село, весло, лето;
- лы-лы-лы: лыжи, лыжня, лыжник;
- лу-лу-лу: луг, луна, луноход.
- После того, как ребенок научился быстро произносить чистоговорки и скороговорки, можно переходить к изучению стихотворений для детей:
Десять маленьких бельчат
Вышли маму все встречать.
У дупла они сидели
И на солнышко глядели.
Упражнения для улучшения речевого слуха
Для развития речевого слуха логопеды используют следующие игры:
- «Метели, метели, что вы напели?»
В этой игре дети говорят слова или предложения с разной силой голоса. Вариант игры – «дует ветер»
- «Говори громко! Говори тихо!»
Ребенку показываются игрушки, если маленькие, он говорит тихо, большие – громко.
- «Отгадай, кто говорит!»
Можно провести инсценирование сказки «Три медведя», в которой медведи говорят разными голосами (низким, высоким, обычный).
Воспитатель произносит разные звуки, ребенок должен угадать, где звучит сигнал – далеко или близко.
- «Не пропусти!»
Взрослы показывает ребенку картинки, которые называет с ошибками. Играющий должен заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. Во втором варианте игры в случае неправильного произношения малыш поднимает красный кружок.
- лиса — риса, лето — вето, Лунтик — Фунтик, ролики — Толик, весла – тесла;
- Лиса – тиса, киса, фиса, диса, Лиза.
- «Слушай внимательно и выбирай».
Взрослый показывает картинку и называет ряд слов, среди которых нужно выбрать одно:
- лук, люк, угол, уголь;
- лист – флис, кис-кис.
- «Что это?»
Воспитатель называет общее понятие. ребенок — слово, в котором есть звук [Л]:
- фрукты: апельсины, ананасы;
- животные – лиса, лось;
- обувь – туфли;
- деревья – слива.
Чтобы осуществить поэтапную постановку звука [Л] нужны систематические тренировки с простыми и сложными, музыкальными и простыми упражнениями, которые приучат ребенка к правильной артикуляции.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о постановке звука Л
Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль: