Презентация "дифференциация парных согласных" презентация по логопедии на тему. Дифференциация парных согласных звуков и букв Г и К

Тема:

«Дифференциация парных согласных»

1-4 классы

Оборудование: Логопедический поезд «Обучайка» (свой авторский,патентованный ГЛОБАЛПАТЕНТОМ), интерактивная песочница, музыка, ИКТ технологии.

Цель:

Научиться применять правило в словах при написании парных согласных на конце и в середине слов на уроках русского языка, чтения, в жизни.

2.Регулятивная:

Уметь писать и объяснять правописание слов с парными согласными. Уметь различать данные буквы на письме.

3 . Личностная:

Учимся оказывать помощь друг другу; задавать вопросы, как логопеду, так и сверстнику; быть внимательным на всех этапах урока.

ОРГМОМЕНТ

Пусть звенит мороз трескучий (стихотворение)

Пусть разгонит ветер тучи

Пусть стучится к нам в окно

Солнце светит нам в окно

Собирайтесь гости в кучку

Ждём мы вас давным - давно.

Тот, кто к новому стремится -

Семинаров и уроков не боится!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДВИЖЕНИЯХ

Приглашаем всех на активную зарядку .

Звучит песня «Гномов» и учащиеся на ковре выполняют артикуляционную зарядку под музыку, выполняя движения за логопедом.

Руки - вверх,язык - вверх

Руки-вниз, язык-вниз.

Руки-вверх,язык-вниз.

Руки - вниз,язык-вверх.

Круговые движения руками и языком вправо-влево.

Слова песни: Гномы, гномы мы малюсенький народ…

Загадка: (ученик)

Я зашёл в зелёный дом

Больше суток пробыл в нём.

Оказался этот дом

В дальнем городе другом. (Поезд)

Сообщение ученика о поезде . (Диалог)

А вы знаете, что поезд-это наземный вид транспорта. Он бывает пассажирским и грузовым. У нас в России были два мастера Черепановы отец с сыном, которые построили первую железную дорогу и первый паровоз. Эта дорога была 3 км. А как вы думаете это короткий путь или длинный? (это очень короткий путь)

Сейчас железные дороги составляют тысячи километров.

Отправляемся в путешествие на поезде.

СТЦ урока

Пассажиры покупаем билеты. (диалог)

Билет получит, тот кто назовёт города на «А»

(Астрахань, Архангельск, Азбест (Свердловская область) Ачинск (в Татарии), Александровск, Абакан,

Называем слова на гласные звуки. (Выдаются детям билеты, если они правильно называют слова)

Выдаётся БИЛЕТ.

Отправляемся в путь. И доезжаем до станции

ПОИГРАЙКА (дети читают самостоятельно)

Что будем на этой станции делать?

Играть

Повторяем все за мной

ПА-нан (банан) появляется слова

Что не так в этом слове?

Определите первую букву и закрепите её на локомотив (б)

живот завод д октор - заштрихованный текст

ША ГРУ олв

После каждого слова учащиеся в верхний ряд определяют первую букву в слове.

Вывод? Какие это буквы?

Кто может определить какие буквы будут жить в нижнем ряду?

Посмотрите на главный состав и определите тему сегодняшнего урока.

Парные согласные?

А сколько колёс у локомотива? (3)

И не спроста.

Колёса символы чему мы будем учиться на уроке.

1.Знать правило парных согласных.

2.Писать слова с этим правилом.

3.Объснять написание слов с парными согласными на конце и в середине слов.

Едем на следующую станцию

УГАДАЙКА (несплошной текст)

У вас под партой есть спецзадание, поищите и достаньте, а вы гости тоже поищите и найдите.

Ребята, что это? (фантики)

Какие они на ощупь? (скользкие, гладкие и т.)

А на запах? (сладкие)

Что в них необычного? (дырки есть). Её нужно устранить, угадав букву. Один ученик называет, а все другие внимательно слушают либо соглашаются с ответом, либо не соглашаются.

Степа…ка, ска..ки, ири…, рома..ки, одуванчи…, коро..ка, гла..ки,

Найди пару: по такому же фантику найдите себе пару среди гостей. Если у вас мнение сошлось то обязательно сделай домик из рук.

В каких местах пропущены эти буквы? (в середине, и в конце слов)

А у меня есть такой интересный персонаж (Лиза из мультфильма Барбоскиных).

Какая она? Как можно больше прилагательных называют. (интересная, забавная, смешная, безграмотная)

И у неё фантик подружки-милашки.

Ребята, а можно в русском языке всё угадывать? (ответы детей)

Нет, русский язык - один из сложных языков в мире. Все слова необходимо при написании проверять.

ОБЪЯСНЯЙКА

Что мы на этой станции будем делать?

Объяснять написание данных слов. Давайте Лизе поможем.

Чтобы объяснить мы должны, что вспомнить и знать? Правило.

Говорит один ученик.

Чтобы написать парную согласную, нужно подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная.

Какое условие главное в этом правиле?

После согласной стояла гласная.

Пропущена буква.

А где она пропущена.

А вы можете объяснить написание своих слов на фантиках.

Индивидуальное задание у каждого. Один объясняет, а все другие внимательно слушают либо соглашаются, либо не соглашаются.

Степашечка- степашка, сказочка- сказки, ирисочка- ирис,космосы-космос,

Вывод: если ты справился с заданием - определи себя фишкой в зелёный вагон, а если не подобрал проверочное слово, то положи фишку в красный вагон

ПРОВЕРЯЙКА (работа в группах)

Интерактивная песочница

Я вам называю слова, а вы только записывайте правильную букву.

Сказки, берёзки, дуб, зуб, суп, снег, мороз, голос, гараж, удав.

З, з, б, б, п, г, з, с, ж, в - у кого так?

Вывод: определите фишку в зелёный вагон. У кого 1-2 ошибки в синий вагон, у кого 3-4 ошибки в красный вагон.

Давайте оценим свою работу.

ОБОБЩАЙКА,РЕФЛЕКСИЯ (ассоциативный куст)

А что мы будем делать на этой станции?

Обобщать

Выберите все карточки, которые подходят к нашей теме

Правильно: б-п

д-т з-с г-к ш-ж в - ф

пара согласные, звонкие, глухие, правило.

С ошибками: з-ц, щ-ш, гласные.

А как быть с билетом?

ЗАДАВАЙКА (Несплошной текст)

Домашнее задание

Биле… № 1

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 2

Верхний ря…

Пое… …

Биле… № 3

Верхниий ря…

Пое.. …

Биле… № 4

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 5

Верхний ря…

Пое… …

Биле… № 7

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 6

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 8

Верхний ря…

Пое… …

Вставьте пропущенную букву и напишите проверочное слово.

Тема: Дифференциация парных согласных звуков д-т, д’-т’ Цели : коррекциино-образовательные:
Дифференциация звуков [д-т,д’-т’] в устной речи и на письме в слогах, словах и словосочетаниях;
Закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
Закреплять умение словообразования, согласования прилагательного с существительным;
Формировать умение вставлять пропущенные буквы в слова;

Корркционно-развивающие:

Развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;
Развивать внимание, память, мышление;
Развивать фонематическое восприятие;

Корркционно-воспитательные: Воспитывать аккуратность, культуру речи, создавать ситуацию успеха, любовь к семье, родному дому. Оборудование: макет дома, солнышко для гимнастики для глаз, карточки для индивидуального задания. Ход занятия: 1.Огр момент.
-Здравствуйте, ребята. Гимнастика для глаз: - Посмотрите, вам улыбается солнышко, следите за ней только глазами. А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь.
2.Артикуляционная гимнастика. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим
- А для этого нужно нам выполнить упражнения для губ и языка. Возьмите зеркала выполняем гимнастику
для губ : «Улыбка», «Трубочка», «Бублик»;
для языка «Чашечка», «Часики», «Качели», «Лошадка» 3. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня на занятии мы будем строителями. В слове
строитель какой звук повторяется 2 раза? (Звук т)
- А строить мы будем
дом . Назовите первый звук в слове дом. (Звук д) Возьмите зеркала.
- Что общего у этих звуков: т и д. (Они согласные, потому что есть преграда. Они парные)
- Что создает преграду? (Язык и верх. зубы)
- А что можете сказать про губы? (Губы в улыбке)
На доске появляются символы, т.е. звуковики.
- Чем отличаются эти звуки? (т-глухой, д- звонкий) (
на звуковиках ставятся наушник и колокольчик)
- Парные согласные т-д дружат с гласными и образуют слоги. Следите за указкой.
а я
о ё
т у т ю
д ы д и
э е
- Что заметили? (Звук т с гласными I ряда звучит твердо, а с гласными II ряда - мягко. Анологично со звуком д)
- Какой вывод сделаете? (д и т могут быть мягкими и твердыми.)
(у звуковиков появляются ножки)
- Кто может назвать тему нашего занятия? (ответы детей). Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия «Парные согласные д-т». Сегодня на занятии будем учиться различать звуки т-д.
4.Дифференциация согласных д-т в слогах. -Чтобы построить дом нужно проложить фундамент. Фундамент- это основание дома. А фундамент мы строим из слогов. Я буду произносить слоги, а вы если услышите звук т , то записывайте в первую строку, а если услышите д , то- во вторую строку. Нарисуйте условные
обозначения в начале строки (
☊, ʎ )
Дети по очереди работают у доски:
Та, ду, то, тя, дя, ты, де, до, ту, да
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Логопед на доску вывешивает изображение фундамента дома.
5. Дифференциация согласных д-т в словах.
-
А теперь нам нужно построить стены.
1.Словообразование:
Стены из дерева- какие стены?- деревянные стен
Стены из камня-…
Стены из стекла-…
Стены из пластика-…
Стены из резины-…
А у нас будут
стены из слов. Развитие слухового внимания:
Я назову слова, если вы услышите звук т- хлопните в ладоши, если д- топайте ногами.
Игра называется «Топни, хлопни»
Плита, доска, дом, пила, дрель, инструмент, цемент, молоток, кирпич, стекло, стена, потолок.
- А чтобы стены были крепкими нам нужно эти слова зашифровать.
Игра «Шифровальщик». Правила игры: Логопед называет слово, детям нужно выделить звук т(д) , пользуйтесь звуковой линейкой определить место звука в слове и «зашифровать»услышанное слово.
Один ученик работает за доской остальные выполняют в тетрадях.
Проверка: т4, д1, д1, д1, т4т10,т6, т5, т2, т2, т3.
Логопед на доске вывешивает изображение стены будущего дома.
Физминутка. Гимнастика для глаз.
Ну, ребята, дружно встали,
Руки в стороны подняли.
Раз- присели, два- поднялись
И на ножках покачались.
Головою повертели, и за парту тихо сели.
2. Работа по карточкам.
- Из слов мы построили стены нашего дома. Вам не кажется, что чего то не хватает?
(
Не хватает окон .) Окна будем заполнять буквами д-т. Возьмите карточки. Вместо окошек вставьте пропущенную букву д или т.
Моло
ок, рель, шпа ель, гвоз ь, инс румен , с екло.
Какое слово у вас вызвало сомнение? (Гвоздь) Какое правило помогло вам написать правильно это слово? Вот и появились окошки. Вы справились с заданием.
6. Дифференциация согласных д-т в словосочетаниях.
- А крышу мы построим из словосочетаний, т.е. соединим признак и предмет. Будем согласовывать прилагательные с существительным. «Оденьте» волшебные очки (У детей очки со стеклом разного цвета)
- Я назову предмет, а вы добавьте слово- признак, т.е цвет.
Логопед: стена- (какая?) Ученик: жёлтая стена (красная стена, зеленая стена итд).
пол-…
окно-…
стены-…
- Вы прекрасно справились с заданием. Молодцы!
На доске появляется крыша дома.
- Вот посмотрите какой получился дом. Что главное в доме? (ответы детей: чистота, доброта, понимание, уважение, взаимопомощь, и т.д.)
7. Итог. - Что делали сегодня на занятии? (учились различать звуки т и д)
- Кто даст характеристику звуку т? (д)
Рефлексия . -Перед вами лежат цветочки: красного, жёлтого, голубого цветов.
Если понравилось занятие, вам всё удалось, и у вас отличное настроение, то возьмите цветок красного цвета.
Если вы с каким-то заданием не справились, настроение хорошее, то возьмите цветок жёлтого цвета.
Если вы не справились с заданиями, вам было трудно и вы уходите с плохим настроением, то возьмите голубой цветок.
Выходите к доске и прикрепите свой цветок рядом с домом. Всего вам доброго!

Конспект разработан учителем-логопедом Шипелёвой Оксаной Николаевной

Тема: «Дифференциация парных согласных звуков и букв К-Г» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза»

Аудитория: учащиеся 2-го класса общеобразовательной школы, имеющие нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза

Коррекционная: «Дифференциация парных согласных звуков и букв

К-Г изолированно, в слогах, словах, предложениях »

Цели : закреплять знания о звуках К-К, Г-Г навыки правильного произношения и различения звуков К-К, Г-Г в словах, словосочетаниях, предложениях, и тексте; развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

Закрепить умение дифференцировать звуки Г-Кпо звонкости-глухости;

Учить правильному построению словосочетаний и предложений;

Формировать связную речь при составлении рассказа;

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую моторику, согласовывать движение и речь;

Развивать мелкую моторику;

Развивать фонематическое восприятие;- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие; — обогащать и актуализировать словарь; — развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные: - создать ситуации успеха; — воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи; — повышать речевую активность.

Ход урока

I. Организация начала урока. Сообщение темы занятия.

1.Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

Логопед дает указание учащимся:

Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Покажите левую руку соседа. — Сядьте так, чтобы между Мишей и Колей сидел Артём, а Алина сидела рядом с Мишей.

II. Основная часть

1.Первичная актуализация темы и цели урока.

Сколько раз в стихотворении встретился звук Г? Найдите слово с мягким звуком Г.

Между собой уже века

Живут в согласные Г и К

И не впадает К в обиду,

Когда ее сменяет Г,

Что схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Г запомним наизусть -

Это - гордость, это грусть.

Все слова на Г нужны -

В речи так они важны!

Думаю, не ошибусь -

Г - как голубь, Г - как гусь.

Г - грибы, горох, галеты,

город, газ, графин, газета.

Сколько раз в стихотворении встретился звук К? Назовите слова с мягким звуком К.

К - кино, компот, котлета,

Книга, краски и конфета,

Кружева, Корабль, кит -

Слышишь К - везде звучит!

Кролик, куры, кот и кошка,

И капуста, и картошка,

Клевер, кактусы и клены,

Кипарис вечнозеленый.

Куст калины, роща кедров,

Ах, какой язык наш щедрый

Как вы думаете, звуки К и Г гласные или согласные? Они парные или непарные? Какой звук звонкий, а какой глухой? Ответы учеников. — Дайте характеристику звукам.

2. Дифференциация звуков занятия на уровне слога .

Сначала давайте потренируем наши ушки в игре с мячом.

Игра “Повтори, не торопись! И смотри, не ошибись!”(с мячом).

Логопед называет слоговые ряды и кидает мяч детям, те, по очереди, повторяют слоги, предложенные логопедом, и возвращают мяч:

Га-ка, го-ко, гу-ку, гы-кы, ко-го, ку-гу, кы-гы, кя-гя, гё-кё, гю-кю, ги-ки.

3. Подчеркните букву Г в ряду букв:

ТГПНХПРГДЛГНШГЦТЧГШГПГ

ВАГДГХГЕГХЗЩГПРОГМИСГТБ

ЮЖГЛДГТГУВГЯСИТГЖГХДГИК

игатгсыгшщгуцгтпгиагншхгчг

Подчеркни букву К в ряду букв:

УВКПРНКЖКХКПРКЧПРКИМТ ЛКДЛКТКХКЖВАПКПРКСМИТ

кждлкжкхзшкложкхкчтик

пркнклдиткжкхктискмпркнегек

Подчеркни букву К зеленым карандашом, Г - синим.

КХТГКГЖКНГЧТГУКХЖКТГКЧ УГТХКЖКТГКМИТГКХПГЖКШ КДГТВКИГНХКЖГТЛГЧКРГВГЛ

игклхтгчгуклдктнгцгвкпгшглкхгк

4. Дифференциация [к] – [ г ] в словах. Подружи слова с буквами и обозначь необходимые звуки. Записывая, проговаривай слова вслух по слогам.

Рыб…а, …аша, но…а, раду…а, мар…а, …апуста, бал…он, …азета, доро…а, о…онь, о…но, бу…варь, …итара, …ерой, …осмос, …увшин.

Сколько букв К вы написали, в каких словах? Сколько букв Г, в каких словах? Проверка задания. Кто из вас выполнил это задание без ошибок? Молодцы!

Прочитай слова, вставь необходимые слоги и обозначь звуки:

Га-ка ру—, но-, ро-, ре-, нит-, сём-, вет-, нор-.

Гу-ку —рица, —ница, —бики, — по-пать, по-лять, за- бить.

Ги-ки но—, ве—-, ру—, ре—, кеп—, фла—, гор—, утю—.

Физминутка

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся — покажем –

Крылья сложили назад

Упражнения для глаз:

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть, повторить 5 раз;

Посмотреть в правый верхний угол, в нижний левый, в правый нижний и т.д.

Закрыть глаза и нарисовать глазками 8.

5. Дифференциация [к] – [ г ] в словосочетаниях.

Прочитай словосочетания, вставляя пропущенные буквы Г или К.. Назови непонятные слова. Напишите словосочетания правильно.

—розди — -алины —исти вино-рада

мешо— —артошки —орсть –рупы

высо—о пры—нул —ром—о –оворил

весёлая и—ра —упил –армошку

6. Дифференциация в предложениях.

Составьте из данных наборов слов предложения. Расставьте их по порядку так, чтобы получился рассказ. Запиши рассказ, и выделите буквы Г-К.

Белка, спешить. К, гнезду. Она, скакать, за, еловые, шишки. Забраться, белка, в тёплое, гнездо. В, лес, закружила, вьюга. Будет, вкусная, еда. У. зверёк, к, кладовая. Белка, выбраться, из, гнезда.

7. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Работа на уровне текста.

Прочитайте предложения из предыдущего задания. Скажите, можно ли составить из этих предложений рассказ? Поменяйте порядок предложений так, чтобы можно было бы прочесть рассказ «Белочка».

Итог занятия .

Задача: проанализировать и оценить успешность достижения цели, наметить перспективы последующей работы.

Чему мы учились на занятии? (Мы учились различать звуки и буквы «Г- К»). Что интересного узнали? Для чего мы учились различать звуки и буквы «Г – К»? (Для того, чтобы правильно писать слова с буквами «Г – К» и не путать их при письме). Выберите такого «Волшебного человечка», который соответствует вашему настроению. Вот молодцы, все выбрали веселых человечков. Я очень рада, что занятие вам понравилось! Все работали хорошо, старались. На следующих занятиях мы продолжим работу по дифференциации звуков и букв «Г – К».

Согласные звуки и буквы Ж - Ш Жаба жабе предложила Ежевичный вкусный джем. -Ежевичный? – та спросила – Ну тогда, пожалуй, съем! Трое маленьких мышат В тишине ночной шуршат, Если кошку вдруг услышат, То шуршат они потише.

Какие буквы придут в гости к ЖАБЕ, а какие к МЫШОНКУ? Ш Ж Ж Ш Ш Ж Ж Ж ШШ ш. Ш Ж

Прямые и обратные слоги ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ ЖЮ ЖЯ - АЖ ОЖ УЖ ЕЖ ИЖ ЮЖ ЯЖ ША ШО ШУ ШЕ ШИ - АШ ОШ УШ ЕШ ИШ

Закончите слово, добавив слог ШОК или ЖОК ЛУЖОК МЕ ШОК ПУ ШОК ПРЫЖОК УТЮЖОК КРУ ЖОК ФЛА ЖОК СНЕ ЖОК ГОР ШОК МАЛЫШОК ПИРОЖОК КОРЕШОК ЛАПУШОК САПОЖОК ПЕТУШОК ТВОРОЖОК ПАСТУШОК ПОРО ШОК

Заполните таблицу П С Р В Л П О С О А Я И К Т Д П М Р Г Р Р Р У О А Е У О О И Ш Ж Ш Ж К К К О К К А И А К А А Кладут под ушко Обувь Цветок Греют руки в холода Земноводное животное Изделие из теста Холодный суп Парикмахер делает клиенту

Заполните таблицу Б А Ш А Г А К С Г М А Т У И Г А Ж Л А Ш Р А М Ы Ж Р И Ш Л Я Ж Р А Ш Ж Упакованные вещи пассажиров Временное жилище из веток деревьев Помещение для автомобилей Болотное растение Птица, похожая на ласточку Венгерское кушанье из мяса Видение в пустыне

Большое и маленькое мушка пробежка старушка ложка крышка стрижка пышка кружка - мушечка пробежечка старушечка ложечка крышечка стрижечка пышечка кружечка

ёж уж чиж мышь нож этаж ковш морж пляж малыш Много - один - ежи ужи чижи мыши ножи этажи ковши моржи пляжи малыши

Я и ТЫ Измените слова по образцу: я жду – ты ждёшь я жую я режу я жалею я жарю я уважаю я покажу я дежурю - ты жуёшь ты режешь ты жалеешь ты жаришь ты уважаешь ты покажешь ты дежуришь

Ж – Ш в предложениях Вставьте в предложения, подходящие по смыслу слова Неприятность эту можно перешить. Старые брюки нужно пережить. Не надо боятьсяушей. У рыси кисточки на кончиках ужей. У Жени сильныйшар. У Шуры жёлтый жар. Оса сильношалит. На уроках Жора жалит. Мама купила шерстяную жаль. Друзьям расставаться очень шаль.

Составьте предложения, используя слова и картинки Сбросили белые Сбросили ромашки белые рубашки. С подружились во ржи С мышами во ржи подружились ежи.

Составьте предложения, используя слова и картинки Снежана и собирала Снежана собирала ежевику и крыжовник. бежит за шустрый Шустрый жеребенок бежит за лошадью.

Исправьте деформированное предложение Шарф положил Женю в шерстяной шкаф. Женя положил шерстяной шарф в шкаф. У кожаного саквояжа в руках был пассажир. У пассажира в руках был кожаный саквояж. У рожек маленькая шея и длинные жирафы. У жирафа длинная шея и маленькие рожки. Беговая дорожка вышла на школьников. Школьники вышли на беговую дорожку.

Ж – Ш в тексте Прочитайте и спишите текст Жил-был на свете веселый. Он любил смешить людей. Над его шутками смеялись и жадный, и труженица и шустрый продавец, и добродушный. Все они любили, потому что он дарил людям хорошее,

Изложение «Солнечный луч» Вопросы: На кого попал солнечный луч? Как повел себя жаворонок? О чем была песня жаворонка? Трудные слова: гнёздышко, встрепенулся, выпорхнул

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Амурзет»

Конспект группового логопедического занятия

для обучающихся 2 класса

с общим недоразвитием речи

Тема: Дифференциация парных согласных Б-П

Учитель-логопед:

Сухман Наталья Борисовна

с. Амурзет, 2016 г.

Класс: 2

Продолжительность занятия: 40 минут.

Тема: Дифференциация парных согласных Б-П.

Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков и букв Б-П в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить умение сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков [б-п]; формировать умение соотносить звуки с буквами; дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях;

Закрепить понятия: звук – буква; звонкий – глухой, слог;

- профилактика буквенных замен;

Обогатить и расширить словарный запас;

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематические процессы;

Развивать психические процессы: память, внимание, мышление;

Развивать коммуникативные навыки .

Воспитательные:

Воспитывать умение работать коллективно, в группе;

Развивать навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать аккуратность, усидчивость на занятиях .

Оборудование : рабочие тетради, карточки с буквами, с заданиями, предметные картинки, мяч.

Ожидаемые результаты:

После изучения данной темы обучающиеся могут:

Знать: положение органов артикуляции при правильном произношении звуков [б, п], понятие звук – бука, звонкий – глухой, слог.

Уметь: соотносить звуки с буквами, давать артикуляционную и акустическую характеристику звуков [б, п], дифференцировать звуки [б-п] на уровне слогах, слова и предложения.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Психогимнастика.

- Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия

1. Развитие логического мышлении.

Послушайте и отгадайте загадки.

    Смастерили из досок
    И надели поясок.
    И хранит посуда эта
    С грядки собранное лето.
    (Бочка.)

    На ветках –
    Плотный комочек.
    В нем дремлет
    Зеленый листочек.
    (Почка.)

2. Формулировка темы занятия.

Какими звука отличаются эти слова? С каким звуками будем сегодня работать?

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Б] - [П]

2.Сравнительная характеристика звуков (сходство и отличие)

Возьмите зеркала и произнесите эти звуки Б, П.

В чем сходство и различие звуков?

Сходство - Какое положение принимают органы артикуляции при произнесении этих звуков?

Губы: смыкаются, воздушная струя встречает преграду.

Язык и зубы: не работают.

Различие – голосовые связки:

Б - работают (тактильное ощущение – руку на горлышко).

П – не работают (тактильное ощущение – руку на горлышко).

Значит звук Б – какой? (согласный, звонкий)

Звук П – какой? (согласный, глухой).

Значит это звуки парные. Почему они парные? (органы речи работают одинаково, кроме голосовых связок).

3. Соотнесение звуков с буквами.

- На письме звук Б, какой буквой обозначается? (показ буквы на карточке, запись в тетрадь заглавной и строчной буквы).

- А звук П, какой буквой обозначается? (показ буквы на карточке, запись в тетрадь заглавной и строчной буквы).

4. Дифференциация звуков и букв на уровне слога.

Ребята, скажите, на что можно поделить слова? (слоги)

Что обязательно должно быть в каждом слоге? (гласная) Зачем нам нужно уметь делить слова на слоги? (чтобы правильно переносить слова)

1. Хлопните в ладоши один раз, если услышите слог со звуком [б].

По – бо – пу – бы – бу – пы – ба

Хлопните в ладоши один раз, если услышите слог со звуком [п].

Бу – по – пэ – ба – по – па - бы

2. Игра с перебрасыванием мяча «Скажи наоборот».

Ба -…, бо - …, бу - …,бэ - …, бы - ….

Пу-…, по-…,пы-…, пэ-…, пы-…

3. Повтори в той же последовательности слоги.

По – бо – по

Па – ба – па

Пы – бы – пы

Бу – пу – бу

Бу – пу – бу

Что мы сейчас учились делать? (Мы учились различать звуки [б - п] в слогах).

5. Дифференциация звуков и букв на уровне слова.

1. Отгадайте загадки.

Определите, какой звук в отгадке и поместите картинку под соответствующие звуки [б, п].

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (собака)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

(лопата)

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке
Только желтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнух.)


Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он взял и улетел.
(Бабочка.)


2. Работа с цифровым рядом – определите место звука [б,п] в словах (поднять соответствующую цифру):

[б] – заб³отливый, приб оры, б¹аб³ушка, об²езьяна, буб³ен;

[п] – ламп а, п¹рип омнил, п¹ереп ёлка.

Ш. Динамическая пауза.

Упражнения на дифференциацию правых и левых частей тела:

а) Это левая нога, это правая рука.

Ухо левое у нас, а вот это - правый глаз.

Это правая нога, это левая рука,

Ухо правое у нас, а вот - это левый глаз.

б) На одной ноге постой – ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

(Дети выполняют движения по заданной инструкции в соответствии с текстом.)

3. Работа по индивидуальным карточкам:

Вставь П – зеленым цветом, Б – синим.

аук, …ара..ан, …анан, а…тека, …уговица, а..ельсин, …енал, …улка, шай…а

4.Работа по карточке. (Дети работают по вариантам.)

Рассуждай по образцу: так как в слове «рыба» перед а четко слышно б, поэтому в слове «рыбка» пишу б.

рыба -ры...ка

лепить -ле...ка

ястребы – ястре…

хрупок - хру...кий

клубок - клу...ки

крепок - кре...кий

робок - ро...кий

щепочка - ще...ка

улыбочка - улы...ка

шапочка - ша...ка

Что мы сейчас учились делать? (Мы учились различать звуки [б - п] в словах).

6. Дифференциация звуков и букв на уровне предложения.

На доске пары слов:

Плещут – блещут

Бочки – почки

Пропел - пробел

Чем отличаются слова? (одной буквой)

Правильно! А еще чем?

Слова различаются смыслом. Давайте докажем это.

Работа по карточке:

Списать предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:

В синем небе звезды… .

(плещут, блещут)

В синем море волны… .

На траву выкатили… .

(почки, бочки)

На деревьях набухают… .

Во дворе … петух.

(пропел, пробел)

Надо устранить … в знаниях.

- Чему научило нас это задание? ( нельзя путать буквы, иначе меняется смысл слова).

IV . Итог занятия.

- Наше занятие подходит к концу, и напоследок предлагаю вам игру «Бывает ли такое?» Исправьте предложения:

Паутина плетет паука.

Бутон сидит на пчеле.

Ботинки купили брата.

Под лампой потолок.

На почках появилась береза.

Петух съел медведя.

Парикмахер печет хлеб.

Блокноты растут на деревьях.

Какие звуки различали на занятии?

Чем они похожи? Чем различаются? (обучающие дают артикуляционную и акустическую характеристику звукам)

Список использованных источников.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М., Просвящение, 2001.

    Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007.

    Межецкая Т.Г. Различаем буквы и звуки: Пропедевтика нарушений письменной речи, М., 2009.

    Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.

    Интернет-ресурсы.

Loading...Loading...