Основные идеи сюжеты и герои ветхого завета. Библейские сюжеты в искусстве ветхий завет

Первородный грех - это отречение человека от Бога, непослушание Богу, то есть сознательный отказ от исполнения того плана, который Господь имеет о мире и человеке, отказ от Богом определенного порядка жизни, преступление Божия закона.

3. Киан и Авель.

Библия излагает историю с религиозной точки зрения. Здесь мы находим религиозную, или, лучше сказать, Священную историю, как она именуется на языке богословия.

Первые страницы этой истории оказались печальными. Вслед за первым отречением от Бога последовало и первое убийство.

У Евы родился сын, и назвала его Ева Каином. Злой человек был Каин. Родился у Евы другой сын, смирный, послушный - Авель. Бог научил Адама приносить за грехи жертвы. Адам сожигал от своих трудов или хлеб, или овец. От Адама научились приносить жертвы и Каин с Авелем.

Один раз они вместе приносили жертвы. Каин приносил хлеб, Авель барашка. Авель усердно молился Богу о прощении своих грехов, а Каин и не думал про них. Авелева молитва дошла до Бога, и радостно стало на душе у Авеля, а каинову жертву Бог не принял. Рассердился Каин. Он позвал Авеля в поле и убил его там. Бог проклял Каина, и не было ему счастья на земле. Совестно стало Каину перед отцом с матерью, и он ушел от них. Горевали Адам с Евой оттого, что Каин убил доброго Авеля. На утешение у них родился третий сын Сиф. Он был такой же добрый и послушный, как и Авель.

В основе этого преступления лежит чувство зависти. «О, зависть, корабль осмоленный, адский, гибельный! - восклицает святитель Иоанн Златоуст. - Твой владелец - диавол, кормчий - змий, а главный гребец - Каин». Сколько несчастных на протяжении истории человечества становились жертвами зависти! Очень часто именно зависть приводила к самым страшным, кровавым конфликтам. Вспомним нашу собственную историю. Почему во время революции брат поднял руку на брата, сосед - на соседа? Не потому ли, что им внушили: если кто-то другой живет лучше тебя, то почему бы тебе не завладеть его добром? Всячески возгреваемое чувство зависти овладело душами людей и привело их к междоусобной брани, к жестокому противостоянию, обернувшемуся гибелью миллионов людей.

Каин был наказан: проклятый Богом, он стал скитальцем на земле. Но уже первые страницы Библии свидетельствуют о том, что злодеянием Каина не ограничиваются преступления рода человеческого.

4. Всемирный потоп.

Прошло больше двух тысяч лет от сотворения мира, и все люди стали злыми. Остался только один праведный человек-Ной со своей семьей. Ной помнил Бога, молился Богу, и Бог сказал Ною: "все люди стали злыми, и Я уничтожу все живое на земле. Построй большой корабль. Возьми в корабль свою семью и разных животных. Тех животных и птиц, которых приносят в жертву, возьми по семи пар, а других по две пары". Ной построил корабль или ковчег. Он сделал все так, как велел ему Бог. Затворился Ной в ковчеге, и полил на землю сильный дождь. Дождь лил сорок дней и сорок ночей. Вода затопила всю землю. Все люди, все животные и птицы утонули. Только ковчег плавал по воде. На седьмом месяце вода стала убывать, и ковчег остановился на высокой горе Арарат. Но из ковчега можно было выйти только через год после начала потопа. Только тогда земля просохла.

Вышел Ной из ковчега и прежде всего принес Богу жертву. Бог благословил Ноя со всей его семьей и сказал, что всемирного потопа больше никогда не будет. Чтобы люди помнили обещание Божее, Бог показал им на радугу в облаках.

Наказание Божие в виде потопа, смывшего грешников с лица земли, есть не что иное, как яркий религиозный символ , свидетельствующий о возможности Бога вмешаться в ход человеческой истории, дабы положить предел прегрешениям.

Потоп является также символом очищения и обновления . По словам святителя Иоанна Златоуста, Господь при помощи потопа очистил вселенную, освободил ее от скверны нечестия и «уничтожил всю закваску прежнего развращения». Тех людей, которые не раскаялись, Бог лишил жизни, дабы они не нагрешили еще больше, дабы не впали в еще худшие беззакония. А тем, кто остался в живых, дал шанс начать новую жизнь. Не случайно библейский потоп в церковной традиции воспринимается как прообраз Таинства крещения. Как в крещении. погружаясь в воду, человек преображается и обновляется, освобождаясь от прежней греховной закваски, так и в водах потопа вселенная обновилась и преобразилась.

5. Вавилонское столпотворение.

Впрочем, люди вскоре забыли о страшном катаклизме. Потоп не научил их тому, как опасен для жизни путь греха, и они снова бросают вызов Богу. В этот раз люди решили построить башню, достающую до неба, с тем чтобы сравняться с Самим Богом. Они решили делать это, опираясь лишь на свои собственные силы, игнорируя Бога, не прибегая к Его помощи. Это событие произошло в древнем Вавилоне, и завершилось оно трагически для людей. Бог, как свидетельствует Библия, смешал языки дерзких строителей и тем самым разрушил их способность работать совместно, продолжая строительство башни.

История строительства Вавилонской башни и смешения языков имеет глубокий религиозный смысл, являясь символом предприятия, совершаемого людьми без согласия и благословения Божия. Такое предприятие обречено на неудачу, а участники его лишаются взаимопонимания и становятся неспособными к сохранению общности и к сотрудничеству. История, включая отечественную, знает множество примеров того, как попытки людей построить очередную Вавилонскую башню завершались истощением ресурсов и распадом общности тех, кто дерзновенно и богохульно участвовал в таком строительстве.

6. Моисей. Ветхозаветная Пасха.

Священная история, как и всякая другая история, имеет своим основанием факты. И в этом смысле можно говорить о буквальном, историческом понимании Библии. В самом деле, Библия ведь повествует о реальных событиях, которые могут быть подтверждены из других, небиблейских источников. С одной стороны, библейское повествование требует прямого понимания и знакомства с историческими фактами. С другой стороны, эта история - Священная, и потому нас в ней в первую очередь интересует религиозный аспект: отношение Бога к людям и отношение избранного народа к Богу.

Целью Ветхого Завета было подготовить людей к принятию Мессии, Спасителя, Избавителя. И поэтому когда в мир пришел Христос, в сознании самовидцев и свидетелей этого события вся предшествующая история как бы наполнилась новым смыслом и содержанием. Первые христиане прочитывали древние страницы Библии другими глазами, нежели фарисеи. В давно минувших событиях они находили ранее недоступный людям символический смысл. Ветхий Завет открывался им как прообраз Нового Завета. Сам Господь неоднократно обращался в своих притчах, проповедях и наставлениях к событиям ветхозаветным, соединяя их с событиями Своего времени, со Своею миссией.

Перелистывая страницы Ветхозаветной истории, мы будем не только знакомиться с историческими фактами, но и пытаться отыскать в них потаенный смысл, свидетельствующий о внутренней устремленности всего корпуса Ветхого Завета к единой духовной цели - ожиданию имеющего прийти в мир Спасителя.

Иаков со своими сыновьями переселяется в Египет, и долгие годы его потомки мирно и спокойно живут в этой стране, ибо малый кочевой народ в лице Иосифа приобрел могущественного и заботливого покровителя. Тем не менее, израильтяне оставались чужеземцами среди египтян. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали усматривать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда подозрения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в определенную политику. Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово. Но ведь именно с ним и установил Господь свой завет-союз, ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя. И потому Господь вновь вмешивается в ход человеческой истории и спасает избранный народ, являя на нем Свою волю.

Однажды в некой еврейской семье родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но, когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила. Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она повелела выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней прекрасного младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает «взятый из воды» (Исх. 2. 10). Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра Моисея, увидев, что его извлекла из воды египетская принцесса, во благовремении предложила ей услуги своей матери.

Моисей возрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее неисчислимые последствия. Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и умертвил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом. Моисей слышит глас Божий, он видит удивительный знак: горящий и несгорающий куст, неопалимую купину. Из этого куста до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена.

Культура >> Живопись

«Партнер» №1 (64) 2003г.

Сюжеты ветхого завета в изобразительном искусстве





С Библией по музеям Европы

Сюжеты Ветхого Завета, включая Пятикнижие Моисеево, занимают одно из центральных мест в изобразительном искусстве народов, исповедывавших христианство. Изображения библейских сюжетов должны были по представлению заказчика, которым являлась Христианская церковь, в доступной форме объяснять библейские тексты, способствовать их пониманию, усиливать эмоциональное восприятие и, следовательно, укреплять веру. Поэтому история библейских сюжетов в живописи, мозаике, пластике, витражах хронологически во многом совпадает с историей самой Христианской церкви. Однако было бы ошибочным считать христианское искусство простым воспроизведением библейских сюжетов. Всегда, во все времена рождались талантливые художники, создававшие великие творения изобразительного искусства, каждое из которых ценно и уникально тем, что выходит далеко за рамки отводившейся ему иллюстративной роли. Художников вдохновляли библейские темы, их глубокий смысл и философское содержание; на них оказывали огромное впечатление коллизии, описанные в Вечной книге.

Поскольку христианство возникло как новое учение на фундаменте иудаизма, первое время оно подчёркивало свою преемственность, древность своих истоков. При этом сюжеты Ветхого Завета занимали подобающее место в изобразительном искусстве раннего христианства, например, в базилике Санта Мария Маджоре, воздвигнутой в Риме в 432 -440 г. н. э. папой Сикстом III, находятся прекрасные мозаики на сюжеты ветхозаветных преданий.

Постепенно христианство стало удаляться от иудаизма, и эта тенденция не могла не сказаться на изобразительном искусстве: всё реже в работах художников стали встречаться сюжеты, связанные с Ветхим Заветом, всё больше появлялось сюжетов, навеянных Новым Заветом.

Тора запрещает изображение людей и животных. Не обсуждая причину и целесообразность этого запрета, следует признать, что на протяжении веков он соблюдался достаточно строго. Поэтому известны лишь отдельные примеры библейского изобразительного искусства, напрямую связанного с иудаизмом. Этот запрет какое-то время был предметом обсуждения первых христиан, которые, оставаясь приверженцами иудаизма, стремились только к некоей реформации своей веры. Однако позднее «священное изображение» прочно вошло в церковную практику и было узаконено в 787 г. на VII Вселенском соборе в Никее.

Изображения сюжетов Ветхого Завета были подвержены изменениям, их концепции менялись в зависимости от взглядов руководителей Христианской церкви - непосредственных заказчиков и в немалой степени зависели от трактовки самих художников.

Библейская живопись постепенно отходила от первоисточника - иудаистского толкования библейских сюжетов. При этом Христианская церковь, осознавая великую значимость Торы как фундамента христианства, стремилась доказать закономерность своего появления в качестве логического продолжения «старого учения». Все перечисленные тенденции прослеживаются и в изобразительном искусстве.

Новые религиозные воззрения и их воплощение в живописи

Расхождение христианства и иудаизма было процессом постепенным. Его началом послужили проповеди еврея Йешуа из Назарета (Иисус - греческая форма имени Йешуа). Это учение не было принято большинством правоверных иудеев. Но небольшая группа его учеников признала в нём «грядущего царя», поверила в непорочное зачатие и в родство с царём Давидом, помазанником Б-жьим (отсюда

Христос - от греческого „christos“ - «помазанник»). Позднее разногласия между сторонниками христианства углубились из-за различий в оценке гибели Иисуса и событий, последовавших за его смертью.

Голгофа

Для подтверждения божественности происхождения Христа в христианской живописи нередко использовался образ Адама, первого человека, чьё божественное происхождение описано в Ветхом Завете и не подвергается сомнению ни иудеями, ни христианами.

Одним из самых распространённых сюжетов христианской живописи стала казнь Христа. При этом Иисус часто изображался распятым у могилы Адама. Кровь распятого, стекающая на череп первого человека, как бы смывала с него и со всего человечества скверну греха. Изображение черепа Адама символически связывалось и с местом распятия: название Голгофа происходит от ивритского слова «гулголет» - череп. Именно форму черепа напоминала гора, на которой произошла казнь. Картины с подобной трактовкой сюжета достаточно распространены. В экспозициях многих крупных музеев мира имеются полотна, изображающие распятие Христа у могилы первого человека. Одна из наиболее выразительных картин находится в Антверпене в Королевском музее изящных искусств и принадлежит кисти художника Антонелло да Мессина (1475 г.).

Троица

В христианском изобразительном искусстве часто встречается сцена прихода к Аврааму трёх странников, посланников Божьих. В центре композиции обычно находятся трое мужчин (три странника), сидящих за столом, на котором расставлены угощения - это главная смысловая часть изобразительного ряда. Далее возможны дополнения: седовласый старик (Авраам), пожилая женщина, готовящая еду или просто наблюдающая за происходящим (Сарра), слуга, подносящий угощение (старший слуга Элизер). Сидящие за столом странники часто изображаются с нимбами над головами или крыльями за спиной. Эти детали - символы, раскрывающие сущность гостей Авраама - ангелов в образе людей. В библейском сюжете рассказывается о том, как однажды к 99-летнему Авраму явились три ангела под видом «трёх мужей», трёх странников. Хозяин оказал им гостеприимство, а гости сообщили, что через год у Сарры и Авраама родится сын. Благая весть вызвала радость и недоумение у престарелых супругов, но предсказание ангелов сбылось.

Этот отрывок Пятикнижия - основополагающего документа иудаизма, декларирующего единство Б-га, стал толковаться в христианстве как явление «Троицы» - Б-га, бытие которого проявляется в трёх ипостасях (Отца, Сына, Духа). Такое объяснение позволяло говорить о божественном происхождении Иисуса. Первоначально новая трактовка лишь незначительно затронула художественную композицию, она достаточно часто встречалась в мозаиках V- VI веков (Санта-Мария Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне) и была доведена до совершенства великим Андреем Рублёвым в известной иконе, написанной для Троицко-Сергиевой лавры (Москва, Третьяковская галерея). Однако ещё в Византии стали изображать не связанную непосредственно с ветхозаветным сюжетом «Троицу новозаветную». В православной иконографии это были изображения Отца в виде старца, Христа, как отрока («Отечество») или взрослого мужа, и Духа в виде голубя, а в католических религиозных картинах - изображения седовласого Соваофа-властителя небесного, распятого Христа и голубя-Духа. Новые религиозные толкования практически вытеснили ветхозаветные изображения «Троицы». Таков, к примеру, сюжетный ряд известной картины А. Дюрера «Поклонение Троице» (1511 г), находящейся в венском Музее истории искусств.

Следует пояснить, что Соваоф (от ивритского «Цеваот» - «Воинства») - одно из имён Б-га, пришедшее в христианство из иудаизма, характеризующее Б- га как владыку всех небесных сил - планет и звёзд - «всё воинство небесное» (Втор.4,1). Изображение Духа в виде голубя связано с христианским преданием о явлении голубя в момент крещения Иисуса.

Приведённый пример - наглядное подтверждение трансформации, произошедшей с библейским сюжетом в изобразительном искусстве под влиянием изменений религиозных воззрений.

Сюжет с Авраамом в изобразительном искусстве

Одним из персонажей, почитаемых в иудаизме, христианстве и исламе является Авраам. Его библейский образ совмещает ряд граней. Он - родоначальник евреев, а через сыновей от Агари и Кетуры - различных арабских племён. Он - основатель новой религии - иудаизма, идеал преданности вере, заступник за людей перед Б-гом и даже герой-воитель

Один из образов Авраама в изобразительном искусстве связан со взглядом на него как на «отца верующих». В позднеиудейских и христианских представлениях существует понятие «Лоно Авраамово» - потустороннее место упокоения умерших праведников. В христианской живописи в соответствии с этим представлением изображается Авраам, на коленях которого за пазухой или во чреве сидят души в виде детей. Такие изображения часто встречаются в средневековом искусстве: «Золотые ворота» Фрейнбергского собора, «Княжеский портал» собора в Бамберге, роспись Успенского собора во Владимире.

Но самый распространённый сюжет с Авраамом - жертвоприношение.

Когда у пожилых Авраама и Сарры родился долгожданный сын - единственная надежда на продолжение рода, Б-г решил испытать Авраама, своего избранника, заключившего с ним «завет» - договор о поклонении единому Б-гу, об «избранном народе», прародителем которого станет Авраам, и о даровании этому народу Святой Земли.

«И Он сказал: прошу, возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака... и принеси его во всесожжение...» Авраам взял дрова, «возложил на Исаака, сына своего, и взял в руку огонь и нож; и пошли оба вместе» (Быт. 22, 2-6). На горе Мориа устроил Авраам жертвенник, разложил дрова, связал Исаака и положил поверх поленницы. Лишь в последнее мгновение, когда отец занёс нож над сыном, явился ангел и остановил Авраама. Вместо Исаака в жертву был принесён запутавшийся в зарослях ягнёнок.

Эпизод об искушении Авраама чрезвычайно драматичен. Он наводит на глубокие размышления о чувстве справедливости у Б-га, о совместимости божественного повеления и человеческой свободной воли, о морали и этических идеалах религии. Этот рассказ Священного Писания волновал и продолжает волновать многих художников, скульпторов, музыкантов, создавших на эту тему великие произведения искусства. Среди наиболее известных - полотна А. Дель Сарто (Дрезден, Картинная галерея), Караваджо (Флоренция, галерея Уффицци); картина Тициана, Венеция, церковь Санта-Мария делла Салюте; картина Рембранта (С.-Петербург,Эрмитаж); рельеф Ф. Брунеллески для северных дверей баптистерия (Флоренция, Национальный музей). Список можно продолжить.

С точки зрения историков рассказ этот вполне логичен, поскольку Авраам был сыном своего времени, когда было общепринятым скреплять договор («завет»), принося в жертву животное. Поскольку договор с Б-гом бесконечно велик, скреплять его следует жертвуя самым любимым.

Исаак был выбран жертвой, ведь он был самым дорогим, что было у Авраама - единственным сыном. Кроме того, Исаак был «Божьим даром» (в соответствии с «заветом») и подобно всему, что Б-г даровал человеку, принадлежал Б-гу. Тысячелетиями в самых разных обществах по всему миру практиковались человеческие жертвоприношения в случаях, если нужно было завоевать расположение богов или гарантировать обильный урожай. И когда Б-г потребовал принести в жертву Исаака, Авраам не стал с ним спорить, как он делал это, отстаивая Содом. Всё закончилось чудесным спасением Исаака, хотя формально ритуал был соблюдён. Новым в этой истории было то, что Б-г остановил руку Авраама, демонстрируя тем самым нежелание человеческих жертвоприношений.

Марк Шагал «Жертвоприношение Исаака»

Мучительные размышления по поводу смысла жертвоприношения Исаака и распятия Иисуса отражены в картине Марка Шагала, еврея по происхождению, но не по вере, оценивавшего оба эпизода с общегуманных позиций,сопереживая одновременно по поводу обеих жертв. Неожиданно для многих он соединил в своей картине сюжеты Пятикнижия и Нового Завета, совместив два ключевых события иудаизма и христианства. Художник ощутил, как, в сущности, внутренне схожи оба эти эпизода, за которыми стоят драмы сыновей, приносимых в жертву собственными отцами и чувства самих отцов: с одной стороны - готовность Авраама лишить жизни своего единственного и любимого сына и, с другой стороны - согласие Б-га на принесение в жертву своего «Сына Человеческого». Оба сюжета наводят на раздумья о самоценности человеческой жизни и вызывают сомнения по поводу оправданности жертв, принесённых ради утверждения неких идеалов веры, какой бы эта вера ни была.

В центре картины «Жертвоприношение Исаака» (Ницца, музей Марка Шагала) помещён Авраам, он выполнен в ярко-красных тонах, символизирующих накал чувств, переполнивших отцовское сердце. Его рука покоится на бедре обнажённого юноши, покорно лежащего на вязанке дров. Авраам не удерживает Исаака, он по-отечески необыкновенно нежно трогает сына, ласкает его, прощается. Даже нож в руке Авраама направлен вверх, и создаётся впечатление, что повернуть его остриём к сыну художник просто не смог из-за переполнявшей его жалости. Вверху в синих холодных тонах изображён крылатый ангел, жестом останавливающий Авраама. Слева, за деревом - барашек, которого предстоит принести в жертву, а ещё левее - наполовину скрытая горкой женщина, приподнявшая руки - жест то ли мольбы, то ли отчаяния. По-видимому, это Сарра, жена Авраама. В самой библейской истории мать Исаака не упоминается. Знала ли она о том, что Авраам повёл их сына на жертву? Какой была её реакция, когда она узнала о случившемся? В Библии есть только слабый намёк на то, что Сарра была потрясена. Когда Авраам спустился с горы вместе с Исааком, они отправились не домой в Кирьят -Арбу, а в Беэр- Шеву: «...и жил Авраам в Беэр-Шеве»

Справа на полотне в тёмных красно-коричнево-синих тонах изображён Иисус, распятый на кресте. На нём белая рубаха с чёрной каймой снизу - рисунок «талита», молитвенного покрывала, использующегося евреями во время службы в синагогах. Рядом скорбящие люди, среди которых женщина с ребёнком на руках, по-видимому, мать самого Иисуса со своим сыночком, прижимающая его к груди и как бы защищающая от ужасного зрелища казни - такой знакомый всем жест матери, не дающей ребёнку «смотреть на страшное». А неподалёку - мужчина в характерной еврейской местечковой одежде - чёрная кепка, сюртук, под мышкой книга... Он не смотрит ни на сцену с Исааком, ни на распятие Иисуса, он погружён в глубокие размышления, пытаясь понять смысл жертвоприношения этих двух еврейских мальчиков...

Вэрэле (Дортмунд)


Книги Ветхого Завета

Все Ветхозаветные книги по содержанию разделяются на четыре раздела:

1. Законоположительные, то есть составляющие главное основание Ветхого Завета. Это пять книг пророка Моисея:

1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие.

2. Исторические, содержащие преимущественно историю религии и жизни еврейского народа, сохранявшего веру в истинного Бога: 1) Книга Иисуса Навина; 2) Книга Судей (с ней вместе - книга Руфь); 3) Первая и вторая книги Царств;

4) Третья и четвёртая книги Царств; 5) Первая и вторая книги Паралипоменон (дополнений); 6) Первая книга Ездры и книга Неемии; 7) Книга Есфирь.

3. Учительные, содержащие учение о вере: 1) Книга Иова; 2) Псалтирь царя Давида; 3) Притчи Соломона; 4) Екклезиаст (то есть церковный проповедник) [тоже Соломона]; 5) Песнь Песней (то есть превосходнейшая песнь) [тоже Соломона].

4. Пророческие, то есть содержащие пророчества, предсказания о будущем. Это книги великих пророков: 1) Исаии; 2) Иеремии; 3) Иезекииля; 4) Даниила и 5) Книги двенадцати малых пророков.

Приведенное выше исчисление Ветхозаветных книг, когда несколько книг могут быть соединены и записаны здесь под одной цифрой, связано с количеством букв еврейского алфавита: еврейские священники в древности расположили эти книги так, чтобы их было 22, в соответствии с количеством букв еврейского алфавита, хотя на самом деле этих книг больше. Православная Церковь считает каждую книгу отдельно, без искусственного сокращения их количества.

Эти 22 книги (по еврейской традиции) являются каноническими. Они создавались на древнееврейском языке в разное время, а около 164 года до Р. X., после возвращения евреев из Вавилонского пленения, были окончательно собраны, проверены и помещены в Иерусалимском храме. Так был составлен канон ветхозаветных книг (канон - образец, верный, правильный список).

Кроме этих книг есть ещё неканонические книги. Они сохранились и были взяты из греческого перевода ветхозаветных книг, сделанного за три столетия до Рождества Христова. Этот перевод пользуется особым уважением Православной Церкви, именно с него был сделан перевод Ветхого Завета на славянский язык. К неканоническим книгам Ветхого Завета относятся: 1) Книга Товита; 2) Книга Иудифь; 3) Премудрости Соломона; 4) Книга Иисуса, сына Сирахова; 5) Послание Иеремии; 6) Книга Варуха; 7) Три книги Маккавейские;8) Третья книга Ездры.

СЮЖЕТЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА: СОТВОРЕНИЕ МИРА, СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ГРЕХОПАДЕНИЕ

О сотворении мира и человека

Человек - существо особенное, наделённое разумом, речью и свободной волей. Будучи обладателем разума и осмысленного слова, человек с самых древних времён стремился объяснить происхождение всего видимого и даже невидимого, но явного или иногда открывающегося человеку. Все народы занимались такими «объяснениями» и создавали мифы, легенды и сказания о сотворении мира и человека. О том, насколько они близки к истине, до сих пор спорят учёные, но мифологические сюжеты нашли своё место в сознании людей, отражаясь в творчестве древнейших безымянных художников, классиков Возрождения, Средневековья и Нового времени, а также в современном искусстве.

Представления разных народов о начале бытия всего сущего поражают удивительным сходством в самых главных, первоначальных и определяющих чертах. В большинстве мифов и религий Земля и Человек возникли по достаточно

общей, так сказать, типовой модели. Жители тихоокеанских островов, ацтеки и другие древние народы сохранили в своей памяти версию создания Вселенной, схожую с той, которую донесла до нас Библия.

Книга «Бытие» Ветхого Завета рассказывает о факте и последовательности творения мира чрезвычайно лаконичным и подлинно поэтическим языком, на протяжении тысячелетий доступным для понимания и духовного творческого осмысления. Эти сжатые и вдохновенные строки и поныне остаются источником размышлений, споров, откровений, творческих поисков и воплощений. От сотворения мира велось первое летосчисление (5508 лет до Рождества Христова), прообразом семидневной недели явились шесть дней творения и седьмой день отдыха Творца от всех дел Своих.

Давайте познакомимся с текстом книги «Бытие» Ветхого Завета. Читать нужно вдумчиво и не спеша, потому что эта книга, как и вся Библия, является не только древнейшим историческим и культурным памятником, но и высшей духовной поэзией. Большинство народов планеты обращается к Библии как к источнику вдохновения и руководствуются ею в своём философском и художественном творчестве.

БЫТИЕ

1. В начале сотворил Бог небо и землю1 2. Земля же была безвидна и пуста 2 , и тьма над бездною,

Слово «небо» означает здесь невидимый духовный мир, а «земля» - видимую материю.

Слова «безвидна и пуста» характеризуют первобытную массу, дают идею о состоянии полного хаоса, в котором элементы будущего света, воздуха, земли, воды и также зародыши растительной и животной жизни не поддавались ещё никакому различению и были как бы перемешаны между собой.

Грехопадение Адама и Евы

Согласно Библии, человек был создан как мудрый хозяин природы, владеющий речью, способный постигать суть предметов явлений и имеющий право давать названия каждой твари (от слова «творить», т. е. сотворенные существа). Для человека были созданы необыкновенно благоприятные условия: он жил в раю, где всё было в изобилии для него и его жены. Однако первым людям была дана заповедь: не есть плодов дерева познания добра и зла. Третья глава книги «Бытие» рассказывает, что, имея всё полезное для жизни, первые люди соблазнились запретными плодами, в результате чего стали доступны греху и смерти. Имея по-прежнему свободную волю в любом выборе, люди стали склоняться ко злу, что наполняло их жизнь и жизни других людей страданиями и несчастиями. После грехопадения люди от рождения имеют способность распознавать добро и зло, но духовная незрелость не позволяет им правильно сделать выбор, склоняя их к сиюминутной выгоде или удовольствию и делая их пленниками греха, зла. О том, как произошло грехопадение первого человека и его жены, рассказывает третья глава книги «Бытие».

Использованы материалы кн.:

А.В. Бородина Основы православной культуры, Москва, "покров", 2003

Ветхий Завет - библейский термин, имеющий двоякое значение: 1) во-первых, под ним разумеется договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения. Вполне определенный характер взаимного договора завет получил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранного народа, долженствовавшего принять на себя специальную историческую миссию - быть носителем истинной религии среди языческого мира. Аврааму было обещано, что за сохранение им истинной веры от него произойдет многочисленное потомство, во владение которому отдана будет обширная страна - "от реки Египетской до реки Евфрата". Видимым знаком принятия завета стало служить обрезание. Это была первая, личная стадия договора. Вторая стадия его имеет национальный характер; она началась после выхода евреев из Египта. При горе Синае Бог заключил с еврейским народом, чрез Моисея, завет, который должен был служить отчасти подтверждением прежних, отчасти необходимым завершением их - и выражением этого завета было синайское законодательство Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры, предназначенной впоследствие распространиться на все человечество (Второзаконие, XXIX, 10 - 13, 18). Иегова, Царь всей земли становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления которого народ обязывается принять и свято соблюдать. В случае соблюдения договора, Иегова обещает избранному народу свое особое покровительство, будет править им посредством особых законов, способных обеспечить ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также и все блага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговы к избранному народу есть "теократия", и ветхий завет, в этом смысле, есть синоним теократии или богоправления. Вся последующая история израильского народа была выражением этой теократии, вследствие чего самая история библейская, до Р. X., часто называется "историей ветхого завета". Строгими блюстителями завета были пророки, которые, своей пламенной речью беспощадно бичевали всех нарушителей завета, не щадя ни царей, ни вообще сильных Mиpa сего. Только благодаря пророкам, в сознании народа, наконец, настолько укрепилась идея его избранности, что он мог сохранить свое национальное существование до того времени когда ветхая теократия сменена была новопровозглашенным "Царством Божиим" и Ветхий Завет уступил место новому завету, имевшему совершенно иную задачу. - 2) Во втором смысле под Ветхим Заветом разумеется собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, в отличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственно христианского происхождения. О составе и названиях этих книг. Ветхим Заветом эта часть Библии называется вследствие самого содержания входящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветного домостроительства в различных фазисах его исторического развития. Сначала является литература историческая, с ее почти эпическою простотой в рассказе о первобытных временах, и к ней примыкает литература обрядово-юридическая, соответствующая зачаткам национальнополитической стадии в развитии народа. Затем, опять после ряда исторических книг, соответствующих высшей стадии в политическом развитии, является литература политическая, выражающая полный расцвет внутренней духовной жизни, и, наконец, она сменяется литературой дидактической, соответствующей периоду национальной старости, с ее практическою мудростью и горькими разочарованиями в жизни. С этой стороны ветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для истории национального развития древнееврейского народа, как и литература всякого другого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития в ней проводится с наглядностью и величайшею последовательностью. Самое название В. З. явилось весьма рано; оно встречается у ап. Павла во 2-м его Послании к коринфянам, где он говорит о "чтении Ветхого Завета" (III, 14). Слово "завет" составляет перевод греческого diaJhkh, которое на западе нашло себе выражение в слове test amentum. Что касается соотношения Ветхого и Нового Заветов между собой, то внутренняя органическая связь их содержания рельефно выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т. e. Ветхий Завет в новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается.

Обе изложенные стороны Ветхого Завета были предметом многочисленных исследований, и к первой стороне в действительности может быть отнесена вся библейско-историческая литература, в которой многие сочинения прямо называются "историей Ветхого Завета" (как напр., известный труд Kurtz"a, "Die Geschichte des Alten Bundes", 3 изд. 1864 г.). Вторая, литературная сторона также была предметом многих историко-литературных исследований и еще более критических, особенно размножившихся с начала настоящего столетия, под влиянием так называемого библейского рационализма. Из цельных курсов по истории ветхозаветной литературы известны сочинения Jul. Furst, "Geschichte der bibl. Literatur. " (1867 и 1870); Noldeke, "Geschichte der altest. Literatur" и др.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Библия на протяжении многих столетий вдохновляла художников всего мира. Являясь неисчерпаемым источником драматических сюжетов и ярких образов, Книга Книг всегда привлекала художников, писателей и поэтов, побуждая ко всё новым интерпретациям и к новому переосмыслению своих вечных тем.

Давайте вспомним самые значительные шедевры русской живописи, посвященные ветхозаветным сюжетам.

А. Лосенко. Жертвоприношение Авраама. 1765 г.

В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Бог не допустил жертвоприношения, и в последнюю минуту ангел отвел руку Авраама, уже занесенную над отроком.

Этот драматический сюжет Лосенко трактовал с поразительной экспрессией и профессиональным совершенством. Картина мастерски скомпонована. Величественный библейский патриарх, задрапированный в бледно-зеленые и голубоватые ткани, падающие пластичными складками, в ужасе отводит глаза от своей покорной жертвы - бледного тела Исаака, распростертого на поленнице, приготовленной для жертвенного костра. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Выразителен поединок жестов и взглядов над хрупким отроком: изумление, еще не стершее скорбную решимость – на лице Авраама, ужас неожиданности - в напряженном жесте его левой руки и - строгий взгляд вестника неба, непреклонность его поведения. Безволие Исаака, его хрупкое тело и поникшая прядь белых кудрей, как бы замершая в нем жизнь лишь подчеркивают напряженность происходящего над ним.

Рисунок и анатомическая верность фигур безупречны, детали отточены, даже складки тканей по-новому выразительны и рельефны, лица вылеплены уверенно и пластично. Колористическая гамма строится на легких холодных тонах - золотисто-оливковых и голубовато-зеленых. В ней лишь одна яркая деталь - сброшенные одежды Исаака. В картине отразились противоборствующие тенденции искусства переходного времени: отзвуки уходящего стиля барокко в повышенной экспрессии и новые веяния классицизма - простота и правда воплощения натуры.

П. Басин. Сусанна, застигнутая старцами в купальне. 1822 г.

Картина «Сусанна, застигнутая старцами в купальне» написана Петром Басиным в 1822 году во время пребывания в Италии с целью оттачивания мастерства художника после окончания учебы в Академии художеств. За итальянский период творчества им создано немало произведений на мифологические сюжеты, чего требовало направление академизма.

Согласно преданию, двое еврейских старейшин подсматривали за красавицей-женой Иоакима Сусанной, купающейся в саду своего мужа. Они сторожили ее каждый день, ожидая возможности увидеть.

Улучив момент, когда женщина после купания уже собралась уходить домой, они стали домогаться ее, причем заявляя, что если она не согласится на совокупление с ними, они обвинят ее в прелюбодеянии с любовником помоложе. Сусанна как могла, пыталась защитить себя, совсем не задумавшись о шантаже. Она начала кричать, звать на помощь. Старцы осуществили свою угрозу.

Сусанну арестовали, ей грозила смерть за прелюбодеяние, в котором она была ложно обвинена. На ее клятвы в том, что она не виновата, поначалу никто не обращал внимания, но после вмешательства юноши Даниила, который провел должное расследование и, сравнив показания изолированных друг от друга старцев, встал на защиту женщины, сумел доказать ее невиновность. Старцев осудили как лжесвидетелей. А «Даниил стал велик перед народом с того дня и потом».

С поразительной точностью художнику удалось передать состояние персонажей Ветхого завета. Прекрасная еврейка стыдливо старается спрятать свое обнаженное тело, ее полные ужаса глаза молят пощадить ее, не осквернять ее ни вожделенными взглядами, ни похотливыми прикосновениями, тем более не представляя себе возможным совокупление с развратными старцами.

Ф. Бруни. Медный змий. 1841 г.


В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена, их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть.
Они раскаялись и взмолились о прощении, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.
Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. В глубине холста предстает грозная фигура Моисея: его простертые руки как бы рассекают обезумевшую толпу на части. Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности
Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи,(её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. На следующий год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и получила неоднозначную оценку современников.

К. Брюллов. Явление Аврааму трех ангелов. 1821 г.

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль. Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.

Авраам - родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.
В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).

Авраам получился величественным, но немного театрально наигранным. На нем болтается красный балдахин со всевозможными складками. Ангелы, словно уставшие путники, которые присели, перед трудной дорогой. Их образы светлы и чисты, сразу видно, что они небесные существа, не принадлежащие нашему грешному миру.

Самый дальний ангел внимательно слушает мужчину и при этом поправляет свою обувь. Но чтобы изобразить такое естественное поведение, художнику пришлось перерисовывать холст несколько раз. У него было найдено тысячи набросков, он искал идеальные позы для каждого персонажа своей работы.

Ближний ангел утомлен странствиями и даже держит в руках вспомогательный посох. Усталость указывает на, то, что ангелы не отличаются от людей. Они чувствуют боль и могут уставать. За их спинами белеют крылья, но они только добавляют веса и осложняют передвижение. Это живое полотно, которое достойно уважения и восхищения.

А. Иванов. Иосиф, токующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару. 1827 г.


В картине воплощена тема столкновения человека с Судьбой. Сюжет взят из Библии (Книга Бытия).
Иосиф Прекрасный, проданный братьями в рабство, попал в египетскую темницу, где вместе с ним оказались заключены виночерпий и хлебодар фараона. Оба бывших царедворца видели загадочные сны, которые они и рассказали Иосифу.
Юноша предсказал скорое освобождение виночерпию и казнь хлебодару. В подтверждение своего пророчества, Иосиф указывает рукой на стену темницы, где высечен египетский рельеф – казнь четырех человек. Все исполнилось согласно словам Иосифа.
Интересно, что и виночерпий, и хлебодар написаны с одного натурщика, но в их облике художник изобразил противоположные чувства.
Сюжет был задан Иванову обществом поощрения художеств; в сентябре 1827 года картина была представлена на совет Академии художеств. В 1827 году за эту картину и за картон "Лаокоон с детьми" Иванов получил от Академии художеств из средств общества поощрения художеств золотую медаль первого достоинства, а в 1828 году – звание художника.
Картина экспонировалась на академической выставке в 1827 году.

И. Айвазовский. Всемирный Потоп. 1864 г. и Сотворение мира. 1864 г.


Принадлежа по вероисповеданию армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты.

В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины "Всемирный потоп", и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины "Всемирный потоп"написан им в 1864 году.

Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории.

"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою."

30 сентября 1452 года в Майнце Иоганном Гутенбергом напечатана первая книга — Библия. В Библии содержится множество разных сюжетов. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти самых популярных сюжетов из Библии.

Библия — собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет также является священным текстом иудеев. Новый Завет — это вторая часть Библии, собрание из 27 христианских книг, дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной ее не считает.

Рождество Христово

Один из самых важных сюжетов в Новом Завете. Мария и Иосиф прибыли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи. Согласно закону каждый житель империи должен был явиться в свой город. И Иосиф, и Мария были потомками Давида, они направились в Вифлеем. Когда Мария и Иосиф прибыли в город, все гостиницы были уже заняты. У Марии подходил срок родов, поэтому Святое семейство укрылось в пещере недалеко от города, которая использовалась как хлев для животных, где родился младенец Иисус Христос. После рождения Иисус лежал в яслях для корма для животных. Из людей ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну.

Видео

Видео: TVRadostmoya

Поцелуй Иуды

Сюжет о поцелуе Иуды есть в трех версиях Евангелия. Иуда Искариот, решив предать Христа, привел множество первосвященников и вооруженный народ, затем Иуда подошел к Иисусу и предал его, указав на него страже, поцеловав ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. После этого поцелуя, который был знаком для народа, что Иисуса следует арестовать, начались следующие Страсти Христовы. Поцелуй Иуды Искариота — одна из Страстей Христовых.

Распятие Христово

Казнь проходила на Голгофе, на ней находилось распятие Христово. Казнь Иисуса Христа через распятие на кресте — завершающий эпизод Страстей Христовых и предшествующий погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте, рядом с ним были распяты два разбойника. Один говорил Христу, что раз Он Христос, то пусть спасет нас и Себя. Второй же разбойник защищал Иисуса и покаялся в своих грехах. Тогда Иисус сказал ему, что будет покаявшийся с Ним в раю.

Воскресение Иисуса Христа

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело полностью преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. Позже Мария Магдалина опередила остальных женщин-мироносиц и первая пришла ко гробу. Было рано, на улице стояла темень. Мария увидела, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Не обнаружив тела Иисуса Христа, они заметили ангела в белой одежде, сидящего по правой стороне места, где был положен Господь, и их объял ужас. Ангел же сказал им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Loading...Loading...