Седмиезерная пустынь, семиозерка. Седмиезерная богородицкая пустынь Седмиозерная пустынь

Седмиозерная Богородичная пустынь. Мужской монастырь

Татарстан, Высокогорский р-н, пос. Седмиозерка.

В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь в Седмиозерной слободе, при реке Солонице и озере, образовавшемся от слияния семи небольших озер. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так, в 1646 году здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством. Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено, и чума в городе прекратилась. С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой, причем Седмиозерный образ торжественно встречали на том самом месте, где позже был построен Кизический монастырь. В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой. Кроме того, еще один крестный ход в Казань с иконой ежегодно проходил с 9 сентября по 1 октября. Чудотворения от Смоленско-Седмиозерной иконы Божьей Матери прославили монастырь, куда ежегодно приходили тысячи паломников.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в Петропавловском соборе Казани.

Еще одна славная страница в истории монастыря связана с пребыванием в нем преподобного старца Гавриила (Зырянова) (1844–1915). Преподобный Гавриил происходил из крестьян Пермской губернии. В течение 10 лет он являлся послушником в знаменитой Оптиной пустыни, являлся духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского. В Москве он принял постриг с именем Тихон, затем по указанию оптинских старцев, покинул Москву и направился в Раифу, а затем – в Седмиозерную пустынь, в которой жил с 1883 по 1908 год. В 1894 году принял схиму, в 1900 году по настоянию правящего архиерея был назначен наместником пустыни. Усердием старца Гавриила был отстроен в 1898–1899 годах новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим. В конце XIX в. – начале XX в. преподобный Гавриил был одним из авторитетнейших русских старцев. В 1908–1915 годах он проживал на покое в Спасо-Елеазаровом монастыре под Псковом, в 1915 году вернулся в Казань, но до Седмиозерной пустыни не доехал, скончавшись на квартире своего духовного сына в Казанской духовной академии. Тогда же старец был погребен в Седмиозерной пустыни в отстроенном им храме Преподобного Евфимия Великого. В 1997 году схиархимандрит Гавриил был канонизирован. К началу XX века Седмиозерная пустынь была большим и красивым монастырем. Здесь находились Вознесенский собор и церковь Смоленской Божьей Матери – оба храма второй половины XVII века, монастырь окружали стены того же времени. Внутри располагались пять каменных корпусов построенных в основном в XIX веке. В 1881 году была построена высокая колокольня. Храмов было шесть каменных: в честь Вознесения Господня (1640 год) с приделом во имя святителей Варлаама и Иоасафа (1799 год); в честь Смоленской иконы Божией Матери (1668 год) с приделом в честь Успения Божией Матери (1738 год); домовый во имя святого апостола Андрея Первозванного; в колокольне во имя Всех святых (1881 год); во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского (1899 год); в лесу, на ключе, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1884 год).

Историей основания и внешним обликом Седмиозерная пустынь была похожа на Раифский монастырь. Но, в отличие от Раифы, Седмиозерная пустынь после закрытия в 1926 году была в основном разрушена.

Ко времени передачи монастыря в ведение Русской Православной Церкви (в 1997 году) сохранились только братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского.

В настоящее время в монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.

В обители есть святые источники: источник чудесного явления иконы «Всех скорбящих Радость» и источник схимонахини Анисии.

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Казанская Богородицкая Площанская пустынь. Мужской монастырь Россия, Брянская обл., Брасовский р-н, пос. Пчела.Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Раифская Богородицкая пустынь. Мужской монастырь Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа.Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев, в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Федоровиче.

Из книги автора

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Из книги автора

Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., пос. Льва Толстого.Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила

Из книги автора

Спаса Нерукотворного пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., Козельский р-н, с. Клыково.История основания монастыря берет свое начало в 1924 году, когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии во главе с казначеем игуменом Пантелеимоном

Из книги автора

Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь Россия, Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт.Монастырь находится в 85 км от Москвы, недалеко от города Чехова. Пустынь расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре,

Из книги автора

Заиконоспасский мужской монастырь Россия, г. Москва, Никольская ул., д. 7–9.Возник на территории одного из древнейших московских монастырей – Николы Старого, известного уже в XIV в. На исходе XVI в. западный участок древнего монастыря с расположенной на нем церковью

Из книги автора

Благовещенский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, д. 8.Расположен на высоком берету реки Оки в месте ее впадения в Волгу. Основан в 1221 году, при закладке Нижнего Новгорода благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне,

Из книги автора

Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь Россия, Нижегородская обл., г. Саров.Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году.

Из книги автора

Юрьев мужской монастырь Россия, г. Великий Новгород, ш. Юрьевское, д. 10.Монастырь святого великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но всей

Из книги автора

Никандрова Благовещенская пустынь. Мужской монастырь Россия, Псковская обл., Пороховский р-н, на р. Демьянке, в 76 км от г. Пскова.Пустынь была основана преподобным Никандром (в миру Никоном). Он родился 24 июля 1507 года в семье крестьян в селе Виделебье на Псковщине. В 17 лет

Из книги автора

Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, г. Рязань, ул. 1-я Огородная, д. 23, при впадении р. Павловки в Трубеж (приток Оки).Некоторые историки относят основание к началу XIII в. (1208 год), когда Рязанский епископ Арсений I при князе Романе Глебовиче построил укрепления вокруг

Из книги автора

Савватиева пустынь. Мужской монастырь Россия, г. Тверь.Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в

Из книги автора

Николо-Теребенская пустынь. Женский монастырь Россия, Тверская обл., Максатихинский р-н, с. Труженик(прежнее назв. Теребени).В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее место и

В 17 км. от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города, стоит Седмиозерный Богородицкий монастырь. Пустынь появилась еще в начале 17 века, и на месте жилья монаха-отшельника вскоре вырос монастырь, который прославился чудесами, пережил упадок и разрушения и сейчас возрождается вновь. И год за годом продолжает притягивать к себе паломников, оставаясь вдали от суеты большого мира.
История возникновения Седмиозерной пустыни напоминает появление другой пустыни - Раифской . В 1613 году иеромонах Филарет в заповедных лесах основал пустынь, названную в честь убиенных раифских монахов, а через два года иеромонах Евфимий поселился на речке Солонке в районе Семи озер. И Филарету, и Евфимию место будущей обители подсказала молва. Говорят, что когда Евфимий оказался здесь, то в одну из ночей он увидел столп света от земли и до неба, который указал ему на место будущей обители. Одной из главных святынь монастыря является почитаемый список Смоленско-Седмиозерной иконы Божией Матери . В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась.
В окрестностях Седмиозерной Богородицкой пустыни находятся . В том месте, где жила подвижница Анисия - одна из основателей обители, есть родник и зовут его "ключом матушки Анисии", это и есть дальний источник. Подвижница Анисия была похоронена возле ключа и своих грядок, и верят люди, что тот, кто с молитвой и верой припадет к этим местам или как их называют «грядкам» и окунется в источнике, получит исцеление душевных или телесных недугов. У Дальнего источника построена небольшая купальня, в которой все окунаются.

Достопримечательности монастыря

1.
Церковь Евфимия Великого и Тихона Задонского в Седмиозерной пустыни - это кирпичный двухэтажный храм с богатым декором в псевдорусском стиле. Построен в 1898-1900 гг. по инициативе Гавриила Седмиозерного (Зырянова) для неусыпного чтения Псалтыри. Крестообразная в плане эклектичная постройка завершена четвериком с главкой.
2.
Каменная церковь Смоленской Божьей матери выстроена около 1668 года, в ней помещалась чудотворная икона Смоленской Божьей матери . Сама церковь после закрытия монастыря в 1926 году была разрушена и разобрана на кирпич. Чудотворная икона, к счастью, сохранилась, и сейчас находится в Петропавловском соборе г. Казани.

3.
Часовня Всех Святых - это "часовня на костях". В её основании захоронены кости с бывшего кладбища при монастыре. Первоначально она была освящена в честь Святителя и Чудотворца Николая, а затем освящена во имя Всех Святых.
4.
Ближний и Дальний - два святых источника, находятся в лесу, в окрестностях Седмиозерной Богородицкой пустыни. Здешние места всегда привлекали людей своей нетронутой красотой, и в 1615 году началось образование обители, когда в этом пустынном месте поселился схимонах Евфимий, прибыв из Великого Устюга.
5.
Еще одна славная страница в истории монастыря связана с пребыванием в нем преподобного старца Гавриила (Зырянова) (1844-1915 гг.). Преподобный Гавриил происходил из крестьян Пермской губернии. В течение 10 лет он являлся послушником в знаменитой Оптиной пустыни , являлся духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского .
6.
Главной святыней монастыря является Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю.

См. также:


В подмосковном городе Серпухове, на высоком берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулся Высоцкий мужской монастырь.


Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества.


Троице-Сергиева Лавра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.


Недалеко от города Чебоксары находится Цивильский Богородицкий женский монастырь. Он был основан в 1675 году и принадлежит к числу древнейших монастырей России.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - мужской православный монастырь в восточной части Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Это первый и наиболее крупный монастырь города.


В 2012 году исполнилось 855 лет одному из старейших монастырей России – Свято-Боголюбскому, находящемуся на территории древней Владимирской земли. Этот юбилей – особо значимое событие.


Валаам - самый большой остров Валаамского архипелага, расположенного в северной части Ладожского озера. Остров находится в 22 км от материка.


Ганина Яма - именно на это место были вывезены и сброшены в шахту останки царя и его семьи, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В 1991 году архиепископ благословил установить Поклонный Крест.


Туристы со всей России и других стран СНГ часто совершают паломнические туры в Серафимо-Дивеевский монастырь - православный женский монастырь (в разговорном обиходе Дивеево).


Кижи - музей-заповедник под открытым небом, один из крупнейших в России. Этот уникальный природный и исторический комплекс является особой ценностью в культурном наследии РФ.


Ксения Петербургская – русская православная святая, одна из самых почитаемых святых в православном мире. В 26 лет Ксения вышла замуж, но брак продлился недолго.

История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.
Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась. С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой, причем Седмиозерный образ торжественно встречали на том самом месте, где позже был построен Кизический монастырь. В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой. Кроме того, еще один крестный ход в Казань с иконой ежегодно проходил с 9 сентября по 1 октября. Чудотворения от Сможко-Седмиозерной иконы Божьей Матери прославило монастырь, куда ежегодно приходили тысячи мников. В настоящее время эта чудотворная икона находится в Петропавловском соборе Казани. Еще одна славная страница в истории монастыря связана с пребыванием в нем преподобного старца Гавриила (Зырянова) (1844-1915).

Преподобный Гавриил происходил из крестьян Пермской губернии. В течение 10 лет он являлся послушником в знаменитой Оптиной пустыни, являлся духовным чадом преп.Амвросия Оптинского. В Москве он принял постриг с именем Тихон, затем по указанию оптинских старцев, покинул Москву и направился в Раифу, а затем - в Седмиозерную пустынь, в которой жил в 1883 по 1908 гг. В 1894 году принял схиму, в 1900 году по настоянию правящего архиерея был назначен наместником пустыни. Усердием старца Гавриила был отстроен в 1898-1899 гг. новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим. В конце XIX - начале XX вв. преподобный Гавриил был одним из авторитетнейших русских старцев. В 1908-1915 гг. он проживал на покое в Спасо-Елеазаровом монастыре под Псковом, в 1915 году вернулся в Казань, но до Седмиозерной пустыни не доехал, скончавшись на квартире своего духовного сына в Казанской духовной академии. Тогда же старец был погребен в Седмиозерной пустыни в отстроенном им храме Препоподобного Евфимия Великого. В 1997 году схиархимандрит Гавриил был канонизирован. К началу XX века Седмиозерная пустынь была большим и красивым монастырем. Здесь находились Вознесенский собор и церковь Смоленской Божьей Матери - оба храма второй половины XVII века, монастырь окружали стены того же времени. Внутри располагалились пять каменных корпусов построенных в основном в XIX веке. В 1881 году была построена высокая колокольня. Историей основания и внешним обликом Седмиозерная пустынь была похожа на Раифский монастырь.

Но, в отличии от Раифы Седмиозерная пустынь после закрытия в 1926 году была, в основном, разрушена. Ко времени передачи монастыря в ведение Русской Православной Церкви (в 1997 году) сохранились только: братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского. Именно в этом храме был похоронен старец Гавриил (его мощи были частично спасены от осквернения в советское время и сейчас часть их почивает в Седмиозерной пустыни, а остальная часть в церкви св.праведного Иоанна Кронштадтского г. Казани). Кроме этого в монастыре имеется чудотворный список Седмиозерной иконы Божьей Матери, который пользуется особым почитанием. Недалеко от монастыря находятся два святых источника.
В настоящее время в монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.

Богородичная Седмиезерная пустынь — православный мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви к северу от Казани, в пригородном посёлке Семиозёрка. До 1918 года был общежительным монастырём 3-го класса.

Основан в 1615 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 г. был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.

Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 г. возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 г., появился первый каменный храм - Вознесенский.

В XIX веке к ним добавились ещё 3 храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.

Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100.

С 1883 до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).

Последний, до закрытия, настоятель монастыря (1922—1928) архимандрит Александр (Уродов) (14 августа 1961 по ст. ст.) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).

В 1928 г. монастырь был закрыт и разорён, почти весь его ансамбль, включая главный собор и колокольню, разрушен. Отдельные уцелевшие постройки использовались для хозяйственных нужд местного совхоза.

В 1996 году территория монастыря возвращена Русской Православной Церкви. Братия пустыни сейчас немногочисленна.

Из всех храмов монастыря уцелела и восстановлена лишь одна небольшая церковь свв. Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899 г.). В ней находятся мощи св. Гавриила Седмиозёрного, а также почитаемый список Смоленской Седмиозёрной иконы Божьей Матери (сама икона ныне - в Петропавловском соборе Казани).

История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь.

Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.

Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась.

Издалека, еще за километр до Семиозерки, виден его небесно-голубой купол на фоне стены леса. Как искорка, мерцает на солнце святой крест. Сам храм, пасхально-красный, издалека чуть розовеет в дымке: единственная живая свечка, празднично озарившая широкую долину.

Очень похож весь этот пейзаж на окрестности источника Серафима Саровского на речке Сатис, в получасе езды от Дивеево. Кажется: те же самые дивные-дивеевские места! Та же темно-зеленая стена леса, встающего над полем: леса, кажущегося еще выше из-за склона, на котором он растет.

Точно так же скромно ютится на самой опушке главная святыня: часовня преп. Серафима и купальня - там, Евфимиевская церковь - здесь. Так же ведет к святыне дорога через быструю речушку: Сатис там, Солонку - здесь. Да и сам дух двух великих преподобных, видимо, очень похож: Серафима Саровского и Гавриила Седмиозерного.

Невольно сравниваешь эти места, конечно, еще и с Раифской пустынью - хотя они, надо признаться, очень разные.Природное окружение Седмиозерного монастыря - такое же нерукотворное чудо. Только здесь лес - преимущественно лиственный, а не сосновый (впрочем, и тут попадаются одиночные сосны в несколько обхватов).

По дороге к Ближнему святому ключу - в 1 км от обители, - попадаются тополя какой-то необыкновенной высоты и ширины. Тополя, еще сохранившиеся чудом в отдельных старых уголках Казани - просто карлики по сравнению с ними: ниже их раза в два...

Здесь, видя все это, легко веришь в сказание о древнем, совершенно необъятном дубе, у которого язычники-марийцы приносили в жертву коней и волов, и все ветви его были увешаны сырыми шкурами забитых здесь животных. Это было до основания монастыря.Инок Евфимий тогда стал свидетелем чуда, за которое возблагодарил Бога: "Однажды, когда они пришли совершать свой скверный праздник, внезапно небо омрачилось, сделалась буря, раздался гром, страшная молния ударила в дерево и, сокрушив его, сожгла до самого корня..." Жертвоприношения с тех пор прекратились.

Сам святой ключ расположен в овраге с извилистой быстрой речкой на дне. Над потоком стеной возвышается живописный склон - не глинистый, а белый известняковый... очень похожий на крутые волжские обрывы. Из этой кручи, примерно с середины его высоты, и бъет из трещин вода. По специальному наклонному желобу над речкой - "римскому акведуху" в миниатюре, - она стекает в часовню (до революции на месте часовенки стоял каменный Скорбященский Богородицкий храм 1884 года). Чистейшая ледяная вода по вкусовым качествам даже превосходит раифскую. Она содержит повышенное количество серебра и обладает целебными свойствами, даже с точки зрения беспристрастной науки. По благодати же Божьей, чудесные исцеления здесь не прерывались веками. К источнику постоянно ездили люди даже в советское время, когда сам монастырь был закрыт и разрушен.

Еще минут 40 ходьбы вверх по той же речке - и мы у Дальнего святого ключа. Или, как его еще называют, источника матушки Анисии - подвижницы, упоминаемой в "Сказании..." XVII века: она поселилась здесь в уединении на 20 лет раньше инока Евфимия. Когда он пришел, она засвидетельствовала, что давно слышала в этом месте ангельское пение и колокольный звон - именно это окончательно утвердило нового пустынника в мысли, что Богу угодно основать здесь обитель.

Монахиня Анисия похоронена возле ключа и своих "грядок", которые, как верит народ, также несут исцеление всем, кто к ним с молитвой припадает - передается пророчество о том самой.

Сегодня я хочу рассказать вам историю удивительного местечка, расположенного под городом Казань — Семиозёрка. Монастырь в этом селе был основан более 500 лет тому назад.

С тех пор многое изменилось в этих местах: образовалась Седмиозерная Богородицкая Пустынь, обустроены святые источники с удивительной родниковой водой, да и еще здесь стали популярны целебные Анисьины грядки.

Но давайте обо всем по-порядку. Начнем с древней истории и закончим современными достопримечательностями.

Необычный дуб

Это было очень-очень давно! Легенды края говорят, что когда-то здесь рос огромный многовековой дуб. Он выделялся своими колоссальными размерами. Человеку, который видел его первый раз, дерево казалось просто необъятным.

Наверное, из-за этой непохожести на все остальные растущие рядом растения, коренные жители марийцы-язычники и выбрали его для своих ритуалов. У этого дуба они проводили обряд жертвоприношения. Ветви громадного дерева полностью были увешаны шкурами убитых здесь коней, волов и других животных.

Знаки свыше, требующие исполнения

Но пришедший сюда в начале 17 века из Великого Устюга и поселившийся здесь инок Евфимий как-то раз стал очевидцем очень необычного события, которое было воспринято им как Знак свыше для основания на этом месте недалеко от Казани Семиозерского мужского монастыря.

Как-то днём язычники собрались для проведения какого-то праздника. Вдруг небо почернело и подул сильный ветер. Началась ужасная буря с грозой. И вот внезапно вспыхнувшая молния ударила прямиком в алтарное дерево, разломав его пополам и спалив до самых корней. С тех пор никаких жертвоприношений или других обрядов там больше не проводилось.

А чуть поодаль жила отшельница Анисия. Она поселилась там давно, лет на двадцать раньше, чем Евфимий. Когда он пришёл, она рассказала ему, что часто слышала переливчатый колокольный звон и красивое пение. Её слова ещё больше укрепили в Евфимии веру в то, что Господь хочет, чтобы именно на этом месте появилась православная обитель.

Как рождаются обители

Так и основал инок Евфимий православный монастырь примерно там, где когда-то проходили языческие обряды. Произошло это в 1613 году.

С собой Евфимий принёс принадлежавшую его родителям икону Божьей Матери, которая потом была названа Смоленской Седмиезерной.

В 1654 году в Казани вспыхнула эпидемия моровой язвы — чумы. Во время этого страшного бедствия умер почти каждый третий житель города. Никто не знал, как лечить эту болезнь или остановить безумие смерти. И вот одна монахиня увидела во сне Богородицу, которая наказала принести в Казань икону, находящуюся в Седмиозерской пустыни. А в столице Её должен был встречать крестный ход.

Всё было выполнено в точности так, как должно было. И болезнь отступила, ушла из города. В память о тех далёких событиях и в благодарность Пресвятой Богородице была определена дата ежегодного крестного хода из села Семиозёрка в Казань: 25 июня по старому стилю или 9 июля по новому летоисчислению.

Весть о чудотворной иконе разнеслась быстрее ветра. С просьбами о помощи, молитвами и словами благодарности приходили в монастырь люди и, часто, весьма знатные и богатые.

Обитель с тех пор стала получать очень большие денежные суммы, на которые в 1668 году был возведён новый Смоленский собор. Он стал красивейшим храмом, в котором свято хранилась главная, чтимая святыня — Семиозёрская икона Божьей Матери.

К сожалению, он был разрушен до самого основания, и до наших дней дожили только руины самого нижнего этажа. А тогда архитектурный комплекс обители состоял уже из двух каменных зданий: Воскресенского храма и Смоленского собора.

В 19 веке на обширной территории монастыря выросли ещё три храма и высокая надвратная колокольня, состоящая из нескольких ярусов. Она была второй по высоте в России. На первом же месте считалась — колокольня Троице-Сергиевой лавры.

Ещё одна восхитительная церковь была поставлена в километре от обители. Она возвышалась там над источником святой воды.

В целом, Седмиезерная Богородичная пустынь 19 века была одной из самых состоятельных в Казанской епархии. В те годы в монастыре проживало около 600 монахов.

Святой старец Гавриил

Многие из верующих посещали монастырь, чтобы увидеть и посоветоваться с духовником обители, ставшим позже ее настоятелем, старцем Гавриилом Зыряновым.

Он родился в 1844 году. 25 лет с 1863 года проживал он в обители Семиозерка, а после смерти был прославлен как святой.

Необычна история его жизни. Когда Гавриил был ещё маленьким, его первый раз привели в церковь. Ему там очень понравилось. Вернувшийся домой мальчик услышал в голове голос, который сказал, что он принадлежит Богу. С тех пор Гавриил стал готовиться к постригу в монашество.

Но в хозяйстве были нужны крепкие мужские руки. Поэтому отец не хотел отпускать сына из семьи и даже бил его. Но, пришло время, и Гавриил Зырянов ушёл в Оптину пустынь, где около 10 лет был послушником.

Потом некоторое время жил в одном из монастырей Москвы, где принял постриг с именем Тихон. Молодой монах был глубоко верующим, очень честным и бескомпромиссным. Некоторым это не нравилось. На него написали донос полностью состоящий из ложных фактов, которые, конечно же не подтвердились.

Но клевета сильно повлияла на состояние здоровья Гавриила. Он тяжело заболел, и 4 года пролежал парализованным. Как он сам потом рассказывал, через 4 года во сне он услышал, что кто-то зашёл в его келью. В руках ночного посетителя была святая икона.

С тех пор он начал подниматься и со временем смог самостоятельно ходить. Долгое время он служил Богу: был духовником Седмиозерского монастыря, а с 1900 года — его настоятелем.

После смерти в 1915 году мощи старца Гавриила были помещены в Седмиезерской обители, где он провел многие годы своей жизни. Для удобства приходящих к ним верующих святые мощи размещались в чудесно украшенной раке на 1 этаже храма.

Время духовных разрушений и обретений

В советские времена в 1928 году Седмиозёрский монастырь был закрыт и почти полностью разрушен. Те помещения, которые остались более-менее пригодными, применялись для нужд созданного здесь совхоза. И в храме был оборудован коровник. Получилось, что святые мощи Гавриила находились среди коров. А потом святые останки: кости и мощи, просто выбросили на улицу.

Но верующие всё собрали и сохранили. Сейчас мощи старца Гавриила Зырянова — одна из почитаемых святынь обители. Они находятся в раке храма в честь небесного покровителя обители Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского. Этот храм был построен по инициативе старца в 1898 году.

Здесь в монастыре абсолютно уверены, что святой батюшка-провидец всегда слышит молитвы, обращённые к нему и ни одну из них не оставляет без внимания. Свои помощь и покровительство он подтверждает чудесным образом: иногда в храме благоухают его мощи, мироточит икона.

Такое чудо произошло 7 октября 2014 года, в день преставления святого. Во время вечерней Службы из иконы стало проистекать миро, и весь храм заполнился непередаваемым ароматом.

Когда происходит возрождение святынь

В 1996 году Богородицкий Семиозёрский монастырь стал возрождаться как православный мужской.

Из всех монастырских храмов сейчас восстановлена только одна церковь святых Евфимия Великого и Тихона Задонского.

Рядом построена кирпичная колокольня.

Сам храм располагается на втором этаже. Здесь очень светло и как-то по-домашнему уютно.

Слева от алтаря (если стоять к нему лицом) находятся мощи святого Гавриила Седмиезерного.

А справа — основная реликвия обители: список с иконы Смоленской Седмиозёрной Божией Матери. Сама же икона находится сейчас в Казани, в её .

Список с иконы также излучает приятный запах. Многие, когда прикладываются к чудотворному образу, чувствуют его. А иногда аромат пропадает, или мы его просто не ощущаем. Чудеса!

Икону Богородицы очень почитают и обращаются к ней абсолютно со всеми проблемами. И она помогает верующим, как видно и слышно по их отзывам, обрести душевное и физическое здоровье.

В наши дни церковные торжества в честь Смоленской-Седмиезерной иконы Богоматери совершаются трижды в году:

  • 9 июля — в память спасения города Казани от чумы;
  • 10 августа — в день празднования Смоленской Иконы Божией Матери;
  • 26 октября — в честь дня, когда святой образ был перенесен в Семиозерский монастырь под Казанью.

Недавно на территории мужской обители возведена часовня Всех Святых.

Вокруг монастыря в Семиозерке тихо, красиво. Везде чисто, ухоженно, обустроены клумбы, растут цветы.

А рядом есть грядки с овощами.

На территории стоят клетки с птицами, тут живут индюки и даже павлины!

А когда мы только подъехали к монастырю, нас встретила громким «пением» стая цесарок. Они очень шумно бегали по забору, радуясь свободе.

Конечно же, на фоне этого грустно смотрятся руины собора во имя чудотворного образа Смоленской-Седмиезерной Божией Матери.

Ранее на этом месте стоял величественный двухэтажный храм. Только на старинных фото и рисунках теперь можно увидеть, как он тогда выглядел.

Рядом расположены еще не отреставрированные корпуса.

За всем монастырским хозяйством ухаживают сами монахи. Их здесь немного, человек 30.

Здесь также находят помощь люди, которым негде жить, пьющие или больные. Им разрешают здесь питаться, а они, в благодарность, помогают обители, кто как может.

Целительные источники Семиозёрской обители

Семиозерский родник

Недалеко от храма находятся два источника со святой водой. Ближний святой ключ располагается на расстоянии 1 километра от монастырских ворот. Пройти к нему можно по тропинке, через лес.

Как нам рассказали, там есть овраг, по дну которого пробегает узкая речушка. А из середины крутого склона оврага бьёт родник. По специальному жёлобу, обустроенному людьми, чистейшая ледяная вода Семиозёрки стекает в небольшую часовенку.

Раньше, до революции здесь находился каменный храм в честь иконы Всех Скорбящих Радость, на месте которого теперь стоит Скорбященская часовня.

Вода здесь очень вкусная и обладает целебными свойствами и необходимыми человеку элементами, а также отличается большим содержанием серебра. Даже в советское время, когда сам монастырь был закрыт и постепенно разрушался, сюда всегда приходили люди, чтобы помолиться и набрать целебной воды.

За здоровьем — на Анисины грядки!

Но мы решили туда не ходить, а проехать на машине к Анискиным грядкам, где располагается другой, дальний источник. По нарисованному в Седмиозёрском монастыре плану мы отправились на поиски. Никто из нас не знал, что это такое и как туда проехать, но местные жители очень советовали там побывать. 🙂

Ехали мы по каким-то деревням, красивым полям. Как нам объяснили, в начале из села Семиозерка нужно было выехать на трассу М7. Далее свернуть на поселок Яшь Кеч. Причем асфальтированная дорога закончилась быстро. После Яшь Кеча поля пересекали уже по грунтовке (хорошо, что было сухо).

Вот примерный маршрут как можно добраться из Семиозерского монастыря до Анисиных грядок.

Проехав село Яшь Кыч, выехали в «поля». И вот первый «указатель» по пути, про который нам рассказывали в монастыре: столб с флагом. Когда нам об этом сказали, как-то трудно было представить, о чем вообще может идти речь… Но когда мы среди бескрайнего поля увидели высокую металлическую конструкцию с флагом наверху, то сразу поняли — это оно! Мы на верном пути. 😆

А еще через несколько сот метров уже увидели настоящий указатель, хоть и немного наклонившийся: Святой источник Анисьины грядки.

Далее ехали исключительно по интуиции, так никаких опознавательных знаков не находили. И, всё-таки, нашли это место! Припарковали машину недалеко от деревянного креста, стоящего на краю очередного поля, а далее отправились пешком.

Какая же вокруг красота! Прекрасный летний день, вокруг благоухают полевые цветы. Воздух наполнен ароматом разнотравья, птичьими голосами и солнечным теплом.

И вот видим небольшую часовню. Правда, она была закрыта.

Недалеко установлена специальная табличка с просьбой соблюдать порядок в этом святом месте и вести себя соответствующе.

Прямо за часовней вниз ведет металлическая лестница.

Если спуститься по ней, то окажемся возле источника матушки Анисии.

Чуть выше и чуть ниже от него стоят две купальни. Мы поняли, что одна из них для мужчин, а другая для женщин. Правда, непонятно, какая именно для кого. 😀

Но позже уже прочитала, что одна более старая, а другая более новой постройки. Внутри все очень красиво обустроено. Даже стоят в банках букеты с живыми полевыми цветами.

Ну как можно не окунуться, когда вокруг так благодатно, и когда был проделан такой непростой путь! Какая красота! Мы смогли трижды погрузиться с головой в ледяную воду, напились воды из родника! Ощущения — словами не передать!

После этого пошли изучать окрестности и искать сами «грядки». Обнаружили дерево, всё обвязанное разноцветными ленточками.

А рядом, видимо, те самые грядки, которые мы и искали. Оказалось, что Анисьины грядки — это своеобразные холмики на земле, действительно, похожие на огород.

Место удивительно красивое: кругом бескрайние поля, леса… В солнечный день совершить такую прогулку — просто сказочно! Над нами огромное голубое небо, по которому медленно плывут пушистые облака. Как же здорово ощущать себя обновленной после купания в источнике и наполненной энергией солнечного дня и этого места.

Так хорошо и радостно, что снова погружаешься в какое-то детское безмятежное состояние и хочется просто валяться в траве, наблюдать за причудливыми фигурками из облаков и никуда не торопиться.

Об Анисии рассказывают такую историю. У неё погиб муж, и женщина очень рано стала вдовой. Решив для себя больше никогда не выходить замуж, она часть своих денег пожертвовала в богадельню Казани для пожилых одиноких и немощных людей, часть раздала нуждающимся, а сама поселилась в лесу в небольшой хижине. Всё своё время Анисья проводила в молитвах.

На грядках она выращивала овощи, и этим питалась сама и кормила нищих странников. С окружающим миром, как бы сейчас сказали, «большой землёй» отшельница никак не соприкасалась.

Там рядом монахиня Анисия и была похоронена. В 30-е годы 20 века Анискины грядки хотели сравнять с землёй — их распахали. Но через некоторое время они снова проявились, земля в этом месте снова стала «волнистой», похожей на грядки.

Одно время собирались снести Анисьину землянку, но вдруг начался страшный ураган, поваливший деревья. Деревья вокруг хижины упали так, как бы образовав вокруг неё защитный забор. С тех пор никто больше не трогает ни домик отшельницы, ни сами грядки. Тем более, что люди воочию убедились в том, что после посещения Анисьиных грядок происходят чудеса исцеления.

Вот такие они — Анисины грядки. По народному поверью, они обладают большой целебной силой. Говорят, что надо полежать на них, а лучше покататься, набираясь живительной энергии матушки-земли. Так мы и сделали: полежали, покатались по земле. Надеюсь, со здоровьем теперь будет всё в порядке!

Вообще, сюда приходят люди с разными болезнями тела. Нам рассказали в монастыре, что особенно исцеляющая сила матушки Анисии помогает супружеским парам при бесплодии, тем, которые мечтают стать родителями. При этом не имеет значения, какой веры человек приходит за помощью. Записано множество случаев, когда и у христиан, и у мусульман после посещения Анискиного источника рождались дети.

А также известно много случаев исцеления от заболеваний опорно-двигательного аппарата. Для этого очень помогает «лежание» на чудесных грядках матушки Анисьи.

Вот такая Божья благодать нисходит на истинно просящих в Богородичной Седмиезерной пустыни, что расположена к северу от Казани, в посёлке Семиозёрка Высокогорского района Татарстана.

Пути-дороги седмиезерские

Если вы решите увидеть всё своими глазами, то в Семиозерский монастырь можно доехать из Казани на поезде. В пути вы проведёте минут 15.

Если вам удобнее ехать на автобусе, то доехать вам нужно до остановки Дальние сады, а дальше пару километров придётся пройти пешком или проехать на попутке.

На машине расстояние в 40 километров до монастыря из Казани займёт чуть больше часа. Ехать нужно через посёлок Сухая Река, а там уже по указателям. Не заблудитесь!

Возле Седмиозерной Богородицкой пустыни есть парковка. Конечно, проще всего сюда доехать именно на автомобиле, чтобы после этого еще заглянуть в гости к Анисье на дальний родник. Ну а к ближнему источнику можно будет прогуляться пешком сквозь прекрасный лес.

Координаты Седмиезерского монастыря в Казани: 55.95425, 49.10163, ближний родник: 55.96606, 49.10327, дальний источник (Анисьи грядки): 55.97997, 49.11542. О том, как проехать к Анискиным грядкам и карту маршрута на автомобиле, смотрите чуть выше.

Богослужения в храме святых Евфимия и Тихона, расположенного в монастыре села Семиозерки проходят ежедневно. Расписание есть у входа в храм. Божественная литургия совершается в праздничные и воскресные дни в 8:45, в будни — в 8:30. Вечерняя служба начинается в 17:00 часов.

Эта обитель пока не входит в популярные экскурсионные маршруты Татарстана, поэтому здесь очень тихо и по-домашнему уютно. В отличии, к примеру, от более богатой и обустроенной , которая расположена недалеко, примерно в 40 км от Семиозерки.

Там, безусловно, тоже очень красиво и благодатно, но будьте готовы к огромному количеству приезжающего с экскурсиями народа. Удачной вам поездки и незабываемых эмоций!

Посмотрите расположение достопримечательностей Седмиезерной Богородичной пустыни на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).

В городе Казани есть много вариантов жилья, чтобы остановиться здесь на несколько дней. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе , или же через забронировать отель.

Моя поездка в Седмиезерный монастырь под Казанью состоялась 31 июля 2017 года. Другие достопримечательности Казани и ее окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой карте. А их подробное описание можно посмотреть .

Loading...Loading...