Тема урока йотированные гласные. Конспект занятия "Йотированные гласные буквы

Большинство букв русского алфавита являются знаками одного звука. Буквы Е, Я, Ё, Ю обозначают два звука: соглас­ный Й и гласный, например: Й + Э = Е; Й+А=Я; Й + О = Ё; Й + У=Ю.

Для правильного звучания этих гласных надо знать положение речевого аппарата при звуке Й и каждой из гласных Э, А, О, У.

Звук Й. При произнесении звука Й кон­чик языка касается нижних зубов, а спинка сильно напряжена и поднята к передней ча­сти твердого нёба, голосовые связки вибри­руют, мягкое нёбо поднято.

Звук Й произносится только с гласными звуками.

Попробуйте поочередно произнести гласные в следующих парах: А-Я, О-Ё; У-Ю; Э-Е, и вы почувствуете, как при переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют тем движениям, какие были при произнесении А, О, У, Э.

  1. Положение речевого аппарата при образовании согласных звуков.

Звуки Б, П. Губы плотно сомкнуты. Язык лежит свободно, кончик - у нижних резцов; при звуках П и Б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки Б и П. При звуке Б голосовые связки вибрируют.

Рис. 9. Артикуляция П, Б: а - снаружи; б - внутри.

Звуки В, Ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов, нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно - кончик у нижних передних, зубов. Продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки В и Ф. При звуке В связки вибрируют.

Рис. 10. Артикуляция Ф, В: а - снаружи; б - внутри.

Звуки Д, Т, Н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам. При звуке Д и Н связки вибрируют, при звуке Д и Т нёбная занавеска поднята; при звуке Н нёбная занавеска опущена.

Рис. 11. Артикуляция Д, Т, Н: а - снаружи; б - внутри.

Опущенное нёбо при Н.

Звуки К, Г, X. При звуках К и Г сильно выгнутая спинка языка касается твердого нёба. Нёбная занавеска поднята. Вы­дыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом, от этого образуются взрывные звуки К и Г, если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук X. Нёбная занавеска при образовании звуков К, Г, X поднята. При звуке Г голосовые связки вибрируют.

Рис. 12. Артикуляция К, Г, X: а - снаружи; б - внутри.

Звук Р. Образование звуков Р и Р мягкого вызывается час­тыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха. При твердом звуке Р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов. При Р мягком кончик языка колеблется у передних верхних зубов. Голосовые связки вибри­руют.

Рис. 13. А ртикуляция К в сочетании с разными гласными

Рис. 14. Артикуляция Р (внутри)

Звук М. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при звуке А; выдыхаемый воздух проходит через нос.

Рис. 15. Артикуляция М Рис. 16. Артикуляция Л

(снаружи) (снаружи)

Звук Л. Кончик языка прикасается к верхним передним зу­бам, корень языка приподнят, нёбная занавеска поднята, го­лосовые связи вибрируют.

При звуке Л мягком кончик языка прикасается к верхним альвеолам, весь язык более напряжен, чем при звуке Л твердом.

Звуки З, С. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних десен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верх­ним деснам и образует с ними узкую щель. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки 3 и С. Рот слегка раскрыт (на три миллиметра), нёбная занавеска поднята; при звуке 3 голосовые связки виб­рируют. При мягких 3 и С средняя часть спинки языка больше приближается к твердому нёбу, в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона.

Рис. 17. Артикуляция 3, С:

а - снаружи; б - внутри

Звуки Ж, Ш. Широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам, почти к краю альвеол, но не касается твердого нёба. Между языком и твердым нёбом образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке создается впадина (ее иначе называют «ковшиком» или «чашечкой»). Зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед. При звуке Ж связки вибрируют.

Рис. 18. Артикуляция Ш, Ж: а - снаружи; б - внутри

Цел и: активизировать знания детей о йотированных гласных и буквах, их обозначающих; совершенствовать умение делить слова на слоги; развивать умение конструировать предложение из слов.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

! Игра «Кто быстрее соберёт?».

На доске выставлены предметные картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов.

Дети, сидящие на первом ряду, подбирают картинки с односложными названиями предметов, на втором ряду - с двусложными, на третьем - с трёхсложными.

Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.

II. Словарная работа.

1. Ре бята - мальчики и девочки в раннем возрасте.

& Этимология слова.

Слово ребята произошло от слова ребёнок . В старину ребёнок означало «маленький».

Запишите это слово, проговаривая по слогам, выделите орфограмму, разделите на слоги, поставьтеударение.

2. Хо ро ш ? - так, как надо.

Дождь покапал и прошёл,

Солнце в целом свете.

Это очень хорошо

И большим и детям.

В. Маяковский

& Этимология слова.

Происхождение слова неясно. Возможно, в древности оно имело значение «чистый» или «храбрый».

III. Формирование новых знаний.

1. Слово учителя.

В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» - «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

В конце этого слова есть звук [й’]и специальная буква для него - Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Я, Ю, Е, Ё, которые обозначают сразу два звука:

2. Выполнение упражнения 30.

Сколько слогов в каждом слове?

Сколько букв в первом слоге каждого слова?

Какие это буквы?

Какие звуки они обозначают?

В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Выво д: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков, если стоят:

ь в начале слова;

ь после гласных;

ь после ь и ъ знаков.

Звукобуквенный разбор одного из записанных слов:

Юла - ю - ла

ю - [й’] - согласный, мягкий, звонкий.

[у] - гласный, безударный.

л -[л] - согласный, звонкий, твёрдый.

а -[а] - гласный, ударный.

Почему букв меньше, чем звуков?

Физкультминутка

IV. Составление рассказа по картинке.

1. Выполнение упражнения 32.

2. Работа над конструированием предложений.

Выполнение упражнения 33.

V. Итог урока.

Какие гласные называются йотированными? Перечислите их.

Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Юбка, ярмарка, енот, мел, йод, веретено, яблоко, ёлка, моряк.

Домашнее задание: упражнение 34.

Урок грамоты в 1 классе.

Тема: Письмо слов с йотированными гласными в начале и в середине слова.

Комментированное чтение текста по вопросам.

Цель: создание условий для формирования навыков чтения и письма слов с йотированными гласными в начале и в середине слова; а также правильного, слогового, выразительного, осознанного чтения.

Задачи: закрепить умения слогозвукового анализа слов, составление звуковых схем; учить писать слова с йотированными гласными в начале и в середине слова;

развивать навык комментированного чтения текста по вопросам учителя; умение работать с текстом;

развивать устную речь; мелкую моторику кисти и рук; фонематический слух; речь; память; внимание; мышление; познавательный интерес;

воспитывать бережное отношение к природе; чувство товарищества и взаимопомощи.

Результаты: учащиеся умеют писать слова с йотированными гласными в начале и в середине слова; делают слогозвуковой анализ слов по схемам ; умеют читать текст и осознают его содержание; дают комментарии по прочитанному тексту, используя грамотную речь; логически излагают свои мысли, рассуждают, осознают важность бережного отношения к природе; умеют проявлять дружелюбие; проявляют интерес к изучаемому материалу.

Ход урока.

    Организационный момент. Психологический настрой.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

    Актуализация знаний.

Сегодня на урок к нам пришла гостья. Отгадайте кто она?

Я модница такая, что всем на удивление!

Люблю я бусы, блестки – любые украшения.

Но на мою, поверьте, великую беду,

Наряд мне надевают всего лишь раз в году.

(Ёлка)

Что за беда у неё случилась?

Давайте порадуем нашу ёлочку своими знаниями и хорошими ответами.

    Повторение.

Наша елочка нарядная.

Чем украшена она? (Буквами – Б, А, В, Г, У, Д, Ё, Е, И, Н, О, С, Ы. Согласные на синей бумаге, гласные на красной.)

На какие группы их можно разделить? (На гласные и согласные.)

Я показываю согласные буквы, а вы произносите их звуки.

Подумайте, на какие группы можно разделить гласные буквы? (На мягкость и твердость согласных звуков.)

Какие буквы можно выделить из этой группы? (Ё и Е)

Почему?

    Сообщение темы и цели урока.

На елочке слова:

ёжик Елена снег лёд

Прочитайте слова.

Что общего в этих словах? (Буквы Ё и Е)

Кто догадался какова тема нашего урока?

Дети самостоятельно формулируют тему урока и задачи по опоре.

Я научусь …..

Я узнаю ……

Я смогу ….

    Работа по теме урока.

Слогозвуковой анализ слов Елена:

Работа в парах с пеналами; 2 ученика для проверки работают за доской. Самопроверка. Наблюдение за позицией буквы Е в слове.

- Что интересного вы заметили, когда составляли схемы. (Когда мы произносим букву в начале слова, мы слышим два звука – [Й"], [Э]; когда Е стоит после согласной – мы слышим один звук [Э])

Посчитайте по схеме количество звуков. (6)

А теперь хором считаем количество букв в слове. (5)

Сравните количество звуков и букв. Почему?

Вывод: Когда буквы –Е и Ё стоят в начале слова, обозначают два звука, поэтому в таких словах звуков больше, чем букв. Когда они стоят после согласной – обозначают 1 звук.

- Назовите слова, в которых буквы Е и Ё обозначают 2 звука. (Ёжик …)

Назовите слова, в которых буквы Е и Ё обозначают 1 звук. (Снег, лёд, …)

    Физминутка – на развитие мелкой моторики руки.

Вот помощники мои

Их как хочешь поверни

Раз. два, три, четыре, пять

Начинаем мы писать.

    Письмо – работа по прописи – стр. 6.

Гигиенические навыки при письме.

Подготовка рук к письму – рисование узора.

Письмо заглавной и строчной буквы Ее, Ёё строка под предложением.

(Анализ написания букв – Е и Ё.)

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Почему Е и Ё называют родными сестрами?

А хотите узнать, откуда у Ё появились две точки?

Послушайте сказку об этом.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву Ё, вот оказывается, почему у Ё две точки.

Показ учителем на доске, письмо в воздухе.

Самостоятельное письмо букв.

Самооценивание:

Подчеркните красным карандашом самую красивую букву Е и Ё, которые у вас получились.

Письмо слов с печатного текста с проговариванием – следующая строка :

ёжик Елена снег лёд

Возьмите карандаш, разделите слова на слоги, поставьте ударение.

Обратная связь: на веере показывают количество слогов в словах.

Вывод: Как определить сколько в слове слогов?

Ё – всегда ударная.

    Физминутка.

Ёлочки зеленые

На ветру качаются,

На ветру качаются

Низко наклоняются.

Много ёлочек зеленых,

Много сделаем наклонов.

    Словарная работа:

Чтение слов – 1 ученик, хором, с ударением.

ШЁЛ ПОДОШЁЛ

ПРИШЁЛ

Объясните значение этих слов. (Демонстрация – ученик демонстрирует действия.)

НЁС

УНЁС

    Марина Владимировна Чеканова
    Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»

    Чеканова М. В., учитель – логопед

    г. Нефтеюганск

    Подготовительная группа

    Тема : «Йотированные гласные »

    Цель : систематизировать знания детей о йотированных гласных буквах ЕЁЮЯ в начале слова в сильной позиции.

    Задачи :

    Образовательная :

    Умение определять звуки в начале слова в сильной позиции, обозначая сочетание звуков буквами .

    Коррекционно-развивающая :

    Развивать фонематический слух через дифференциацию йотированных гласных ;

    Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук с помощью гимнастики с биоэнергопластикой.

    Воспитательная :

    Воспитывать умение отвечать полным ответом, слушать ответы товарищей.

    Методы :

    Словесные – беседа, объяснение.

    Наглядные – мультимедийная презентация, камни-звуки, слогов , элементы букв , модели домов с буквами Е ,Ё,Ю,Я

    Практические – выполнение артик. упражнений, заданий на определение последовательности звуков, слогов ; построение букв .

    Технологии :

    Здоровьесберегающие (артикуляционная, дыхательная гимнастика, физминутка)

    Компьютерные технологии (слайдовая презентация)

    Игровые (дидактические игры, словесные)

    Ход непосредственно-образовательной деятельности

    Вводная часть.

    К нам пришли гости, поздороваемся с ними.

    Как ещё можно поприветствовать?

    Добрый день, здравствуйте, привет, рад встречи

    А йоги, например, здороваются в таком положении. (слайд)

    А кто такие йоги?

    Поработаем как йоги, только не ногами, а руками и своими языками.

    Артикуляционная гимнастика

    Основная часть.

    1. Составьте предложение о йогах. (СХЕМА)

    Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

    Как слова отделяются друг от друга? (Паузами. Сколько пауз, столько слов)

    2. Назовите слово, в котором есть звук Й.

    Назовите первый звук в слове ЙОГИ.

    Какой он, вспомним.

    Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков ?

    Физминутка.

    Разделитесь на две команды : Команда И-краткая, команда гласных .

    Перед вами два дерева – с красными яблоками (модели артикуляции гласных ) и с зелеными. Чья команда быстрее сорвет яблоки.

    Команды стоят напротив друг друга, в руках держат «звуки-яблоки»

    Сможем ли мы объединить И –краткий звук с гласными ? (ответы детей)

    Выясним

    Посмотрите на экран. Назовите первый звук в слове ЯБЛОКИ, второй.

    Звуки ЙА.

    Выйдите те ребята, у которых в руках эти «звуки -яблоки» .

    Аналогично с другими йотированными буквами

    ЁЖИК, звук ЙО.

    Юбка, звук ЙУ.

    Ель, звук ЙЭ.

    Вывод : Объединился ли и-краткий с гласными звуками в начале слова?

    Что происходит, когда произносим два звука? (Сначала небольшое препятствие, запинка, а потом звук тянется)

    Игра «Запинки»

    В каких случаях мы услышали 2 звука в словах?

    3. Игра «Заселим звуки в дом» .

    У каждого дома своё название.

    Какие звуки заселим в дом с буквой Я ? (ЙА, Ё (ЁО, Ю (ЙУ)

    Вывод : С какими буквами «дружат» звуки ЙА буквой Я )

    4. Игра «Назови слова»

    Назовите слова, которые начинаются на звуки ЙА (яблоко, яхта, Яна, Яша)

    ЙО (ёжик, ёж, ёлка, ёрш)

    ЙЭ (ель, енот, еда, Емеля)

    ЙУ (Юля, юла, Юра, юмор, юный)

    Заключительная часть.

    Какие буквы обозначаются двумя звуками в начале слова? (Е,Ё,Ю,Я)

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

Loading...Loading...