Наглядное пособие «Звуковой анализ слов

Учитель-логопед, МОУ д/с № 294, г. Волгоград

Актуальность :

Навык выделения звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. Без этого навыка овладение письменной речью невозможно.

Начинать обучение можно с четырёх лет, при условии достаточного речевого и интеллектуального развития. Необходимо учить детей не только слышать отдельные звуки в составе слога и слова , но и уметь определять их последовательность.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико -синтетической работы над словом , то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляюшие его звуки , а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) . Потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами .

Цель : выполнять звуковой анализ слов

Задачи :

Развитие фонематического слуха

Автоматизация звуков

Развитие звукового анализа

Обогащение словарного запаса

Развитие восприятия, внимания, мышления

Развитие мелкой моторики

Предварительная работа

Прежде чем приступить к анализу

1) ребёнок должен познакомиться с понятиями «гласный звук » красный цвет, «согласный твёрдый» синий цвет, «согласный мягкий» зелёный цвет.

2) дети должны знать понятия «начало» , «конец» , «середина» , «первый» , «последний» , «второй» .

3) После того когда ребёнок научится определять первый звук , последний и середину, можно определять звуки по порядку .

Наглядное пособие «Звуковой анализ слов »

Материал : 1) Набор прищепок трёх цветов (красных, синих и зелёных) . 2) Картонные карточки в форме круга 13 штук, каждая из которых поделена внутри на три части. Одна карточка соответствует одному звуку . Картинки пободраны на автоматизацию звуков в словах в разных позициях .

Перечень картинок : [С] –лес, собака, бусы. [С"] – семь, гусь, осьминог. [З] – замок, глаз, ваза. [З"] – земляника, зима, магазин. [Ц] – цыплята, пуговицы, цветы. [Ш] – шкаф, шишка, вишни. [Ж] – ножницы, жук, нож. [Ч] – свеча, бабочка, часы. [Щ] – щетки, овощи, щука. [Л] – лук, мел, акула. [Л"] – лимон, щавель, кольцо. [Р] – рак, топор, баран. [Р"] – репка, фонарь, гиря.

Инструкция : Берём карточку звука , который автоматизируем. Называем одну картинку и делаем прищепками последовательный звуковой анализ . Цвет прищепки должен соотноситься со звуком , которой он обозначает.

Наглядный материал

Прищепки

Карточка на звук [р]

Выполняем последовательный звуковой анализ слов




Заключение : Аналогичная работа проводится и с другими карточками

Звук [ш]


Звук [ж]


Звук [з]


Звук [з"]


Звук [л]


Звук [л"]


Звук [с]


Звук [с"]


Звук [ч]


Звук [щ]


Звук [ц]


Звук [р"]


Литература :

Логопедия для учителей, психологов, родителей, Л. А. Барсукова, Ростов н/дону, 2010 г. Альбомы по автоматизации звуков для дошкольников ,Л. А. Комарова, М 2008 г. Загадки звуков , букв, слогов, л. м. Козырева, ярославль, 2001 г.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие для младших школьников «Слоги. Слоговой анализ слов» Выполнила учитель-логопед Орлова Елена Викторовна. Цели и задачи: продолжать учить детей дифференцировать понятия "буква"-"слог"-"звук";.

Конспект логопедического занятия «Звуко-буквенный анализ слов» Цели: 1. Повторить что такое звуки, буквы. 2. Упражнять в выделении гласных и согласных из слов. 3. Развивать навыки звукового анализа.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала» ЗАНЯТИЕ №13. Тема: «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала». Цель занятия: закрепить знание изученных тем путём тренировочных.

Это пособие создано своими руками. В нем можно изучить как птиц так и домашних животных. Так же обратить внимание воспитанников на время.

Loading...Loading...