Голосов овраг в коломенском парке. Загадочное коломенское, гусь-камень, девий камень, языческое капище, велесов овраг

За моей спиной виден, так называемый, Чертов городок, довольно высокий холм с плоской вершиной, на котором когда-то, давным-давно, располагалось языческое капище. Вообще, чертовыми называли славяне те места, где до их прихода уже существовали какие-то ритуальные центры. Вместе с холмом, на котором расположено село Дьяково он образует такую пару высоких холмов, разделенных глубоким оврагом. Овраг этот, называющийся Голосов или Волосов, и оба эти места, что Чертов городок, что Дьяковское городище, это все представляет собой такой комплекс очень древних и таинственных поселений, которые существовали в этих местах ну как минимум еще три тысячелетия тому назад.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково, та самая в подземельях которой Игнатий Стеллецкий искал библиотеку Ивана Грозного, сейчас находится на реставрации. Кто знает, может быть в ходе реставрационных работ и удастся найти что-нибудь действительно ценное в этих подвалах. Но в любом случае важно тут вот что, во-первых она венчает собой многометровый культурный слой, самые ранние слои которого относятся как минимум к I тысячелетию до нашей эры. И второе, название этой церкви было дано не просто так. Вот эта самая Глава Иоанна Предтечи Усекновенная, которую можно видеть на мозаике, скорее всего это название было дано, потому что на этом месте осуществлялись ритуальные жертвоприношения еще до того, как в эти места пришли наши предки-славяне.

Кто жил в этих местах до VII века до н. э. не вполне ясно. Ну, кто-то жил, какое-то древнее автохтонное население. Но вот в VII веке, видимо, с запада приходят какие-то новые народы, смешиваются с древним автохтонным населением этих мест и уже образуют финно-угорский этнос. Точнее один из финно-угорских народов, который получил название меря. Меря были в свое время достаточно сильным народом, были они естественно язычниками, поклонялись всяким страшным божествам. И где-то примерно в первых веках нашей эры спокойная жизнь меря была нарушена, потому что сюда пришли из Скандинавии готы.

Готы, придя в эти места, обложили меря налогами. Ну, понятно, что никаких письменных свидетельств не осталось, но именно с этого момента меря начинают буквально промышленную охоту на пушного зверя. Это подтверждается археологическими свидетельствами. А по всему ареалу распространения готской культуры входят в моду меха. Впоследствии эти земли вошли в состав так называемой Империи Германариха, готского полководца. Так что москвичи вполне могут гордиться тем фактом, что их край был частью великой общей европейской культуры, как минимум, начиная с первых веков нашей эры. Правда Москва, на тот момент была, конечно, не городом, тем более большим городом. Общее население было невелико, но, тем не менее, культура существовала и культура весьма развитая. Она собственно называется Дьяковской культурой, существовавшей примерно с VII века до н. э. по VII век н. э. А вот потом произошли очень странные вещи.

В VII веке эти поселения пустеют, без всякой причины, необъяснимо: ни эпидемии, ни войны. Наступают три века забвения. Спустя 300 лет, в X веке нашей эры сюда приходят славяне. Они находят здесь оставленные древние городища, окруженные частоколами, на кольях пожелтевшие от времени черепа, следы жертвоприношений, вырезанные из камня изображения богов и два огромных камня. Камни, которые до сих пор загадывают загадки и ученым и просто любопытствующим жителям нашего города.

Наверху склона расположен камень Гусь. Не верьте статьям в интернете, о том что Гусь лежит на дне, он как раз расположен выше. Видимо авторы этих статей никогда не были сами в овраге в Коломенском и не видели камня Гусь. Он считается олицетворением древнего языческого мужского божества. Камень Гусь считается, получил свое название за такую несколько ребристую поверхность, напоминающую шершавую гусиную кожу. Но на самом деле Гусь это священная птица в финно-угорской мифологии. Вообще существует очень древняя легенда о нескольких птицах, которые ныряли на дно изначального океана и пытались достать оттуда солнце. И вот, одна солнце достала, а другая извозилась в грязи. Это очень древняя легенда, считается, что ей больше 40 тысяч лет. Вот гусь в финно-угорской мифологии, это как раз та птица, которая достав со дна океана ил или грязь, выплюнула его в мертвую воду и таким образом фактически создала наш мир. Это очень древнее божество, хтоническое, т. е. подземное. На это, кстати, намекает и дыра в земле, до сих пор к нему приходят люди, мужчины, которым необходимо решить какие-то проблемы со здоровьем. На нем, говорят, надо посидеть, чтобы проблемы решились. На дне оврага расположен другой камень, называющийся Девий. Ну, как несложно догадаться, он исполняет роль такого помощника девушкам и женщинам. Соответственно если у них есть какие-то проблемы, им надо придти и завязать ленточку на дереве, посидеть на камушке и все пройдет. Дева это тоже богиня из финно-угорской мифологии, это такая хтоническая тоже подземная богиня. Тоже чрезвычайно древний культ, который по большому счету дал начало очень многим потом сюжетам, в том числе и славянского фольклора, и о Кащее и о Бабе-яге и т.д. Говорят, что Девий камень лечит даже от бесплодия, но вообще про Коломенское, и в частности про Голосов овраг рассказывают достаточно много всего во что можно верить, а можно относиться к этому скептически. Ну, например, существует легенда о том, что ручей, который течет по Голосову оврагу, не замерзает зимой. Это, в общем, неправда. Каждый, кто придет в довольно морозный день может убедиться в том, что ручей замерзает точно также как и все прочие. Говорят, что стрелка компаса ведет себя здесь не так, как должна себя вести. Тоже подтверждений этому документальных нет. И, наконец, существует множество легенд о том, что в Голосовом овраге видели лешего или снежного человека, а также о том, что время от времени здесь появляется какой-то зеленоватый туман, в котором пропадают люди. Люди пропадают не просто, а они переносятся во времени. Ну, вот это, пожалуй, наиболее интересная из легенд связанных с Коломенским.

Одна из легенд гласит, что в 1621 году в Коломенском появился неизвестно откуда маленький отряд татарской конницы. Татар быстро взяли в плен, допросили и с удивлением выяснили, что они считают себя частью большого войска татарского хана Девлет-Гирея, который за 50 лет до того действительно подходил к Москве. Но отряд этот тогда, в 1571 году, въехал в Голосов овраг и проезжая между двух больших камней попал в какой-то зеленоватый туман, а выехав из тумана, татары оказались в будущем, спустя 50 лет, в царствование Михаила Федоровича Романова.

Как бы то ни было, Коломенское это действительно весьма интересное и очень загадочное место на карте современной Москвы. И в общем все, кто хочет и имеет достаточно времени могут приехать сюда или на территорию Чертова городка летом поискать прямо на склонах холма. Можно найти остатки древней материальной культуры дьяковцев, можно найти керамику. А здесь, в Голосовом овраге, можно, чем черт не шутит, увидеть этот странный зеленоватый туман или может быть стать свидетелем каких-то аномальных явлений.

No related links found



Историческая справка

Волосов овраг давно считается местом таинственным и аномальным. В 60-х годах "нечистый" овраг стал частью Москвы, однако никто не решался здесь что-либо строить. Нехорошее место объявили лесопарком, включив в состав музея-заповедника "Коломенское". Овраг расположен строго с запада на восток, он как бы рассекает естественное магнитное поле Земли. По дну оврага течет ручей, образованный многочисленными родниками бьющими из под холма. Овраг условно разделяет Коломенское на две почти равные части. Место безусловно одно из важнейших в сакральной географии Москвы. На склоне и на дне Волосова оврага находятся два огромных камня. Один пупырчатый, лежащий на склоне оврага называется Девий, а другой в низине - именуется Конь камень. Вес каждого - около пяти тонн. Основная масса этих валунов находятся в земле. На поверхность выходят небольшие вершины. Легенда гласит, что это останки змея (Змей, Ящер - один из символов бога Велеса), с которым бился Георгий Победоносец - христианский святой. Надо сказать немало легенд Коломенского связана с Георгием Победоносцем. Например многочисленные родники предания объявляют - следами коня Георгия. Сами легенды естественно придуманы христианами, они, по их замыслу, символизируют "победу православия над "мракобесием" - нашим родовым мировоззрением"... Считается, что, если на нижнем камне по имени "Конь " посидит мужчина, его "мужская" сила усилится.

Гусь камень или Конь.Коломенское.

Верхний, "" - лечит женские болезни, бесплодие. Уфологи утверждают, что камни связаны с космосом и что неоднократно в небе над Коломенским видели НЛО.

Девий камень. Коломенское.

Волосов овраг - врата в подземный мир!

В 1995-96 гг. ученые из Института общей физики провели здесь замеры электромагнитных полей. Москва стоит на " Русской платформе", очень прочном геологическом образовании, но у каждой платформы есть свои разломы. Один из самых больших как раз проходит под Волосовым оврагом (!). Здесь обнаружены и следы древней вулканической деятельности. Через разлом выходят мощные излучения, а расположение с запада на восток, как я уже отметил выше, рассекает естественное магнитное поле Земли. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге более чем в 12 раз, а вблизи валунов - более чем в 27 раз (!). Замечено, что иногда внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр заколдованного оврага...

А вот несколько занимательных быличек из истории этого Места Силы:

МОСКОВСКИЙ "СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК": Как я уже писал, в древности славяне называли овраг "Волосов " - в честь древнего божества Волоса или Beлеса, властителя подземного мира, покровителя рода, домашних животных и бога богатства (во всех его проявлениях). Так могли назвать овраг древние финно-угорские племена, жившие здесь задолго до славян. Имя бога происходит от слова "волохатый", то есть мохнатый. Люди неоднократно видели "волосатых людей" в Волосовом овраге , принимая их не то за нечисть, не то за призраков. Они описаны и в хрониках времен московского царя Ивана Грозного. В 1926 году милиционер наткнулся в густом тумане на "заросшего шерстью дикаря" ростом 2,5 метра и выпалил в него всю обойму из нагана. Призрак растаял в тумане. Этот случай был описан в статье А.Рязанцева "Пионеры ловят лешего"....

ВОИНЫ ИЗ ПРОШЛОГО: В московской летописи XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд крымско-татарских всадников. После того, как их взяли в плен стрельцы, всадники рассказали, что они - воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Волосов овраг , окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Московский царь Михаил Федорович (Романов) приказал учинить дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы второй половины XVI столетия....

ТАИНСТВЕННОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ: Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Неизвестна точная дата постройки этого пятиглавого храма, но историки предполагают, что был он заложен Иваном Грозным в 1547 г. в память о венчании на Московское царство. Именно в Коломенском искал таинственную библиотеку Грозного археолог И.Стелецкий. В 1938 г., обследовав холм, который венчает церковь Усекновения главы, Стелецкий обратил внимание на холмистый участок между крутым обрывом и поймой Москвы-реки. Он как-то выделялся среди окружающего рельефа неестественной формой. Археолог проконсультировался с геологом, который подтвердил его догадку: это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда вывод - в самом деле, на Дьяковском холме велись масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, вскоре, по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть. А может след НКВД?...

ЗАГАДОЧНАЯ ЛЕСТНИЦА: В преддверии московской Олимпиады-80 главный инженер управления "Мособлстройреставрация" В.Поршнев руководил ремонтными работами в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, тогда бесхозной и заброшенной. В центре храма, ближе к алтарной части, была обнаружена снятая белокаменная плита пола, а под ней утрамбованный песок. Когда рабочие начали его разгребать, открылись ступени из белого камня, под острым углом уходившие вниз, в сторону западной стены. Над ступенями и лазом обнаружился свод из большемерного кирпича. Прокопали метра полтора - лестница уводила дальше. Главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н.Свешников распорядились приварить металлическую дверь и навесить замки. Пока вели переговоры с руководством музея-заповедника "Коломенское" о продолжении работ, кто-то ночью сшиб замки и прокопал лаз в глубь метра на четыре. Увидев это и не имея средств на продолжение работ, Свешников с Поршневым решили обезопасить интересный объект: засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место белокаменную плиту...

ВЕРСИЯ ХРАНИТЕЛЯ: О поисках Стелецкого бывший главный хранитель музея "Коломенское" В.Суздалев говорил, что археолог искал библиотеку сначала в шатровой церкви Вознесения. Закладывая шурфы в фундамент сооружения, он очень раздражал реставратора Коломенского, архитектора П.Барановского, который обращался к властям с требованием запретить Стеллецкому портить памятник. Что касается подземных пустот в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, то церковь была оборудована печно-воздушной системой отопления, и, скорее всего, полагает Суздалев, на один из каналов этой системы и наткнулись строительные рабочие в 1980 году. Да еще старожилы музея рассказывали, что в 1929 г. (через три года после того, как в тех местах видели "лешего") сам Барановский раскопал под алтаре усыпальницу священника Дьяковской церкви....

ЧИСЛО 666: Если пересчитать ступеньки на каменной лестнице к ложу оврага их шестьдесят шесть. А дальше, по направлению к Москве-реке еще восемнадцать, то есть три раза по шесть (О, ужас!). Обустраивая сады-огороды, здешние крестьяне (христиане) на месте ступенек не раз натыкались на человеческие кости и прозвали это место "чертовым городком"...

ИСЧЕЗНУВШЕЕ ПЛЕМЯ: Археологи установили: именно на холме близ Волосового оврага поселились первые жители столицы Московии угро-финское племя меря. По одной из версий "мерины" всех чужеземцев приносили в жертву своим богам, и найденные кости следы ритуальных жертвоприношений. Впоследствии древние "москвичи" и сами исчезли бесследно всем племенем в начале VIII века нашей эры, за 300 лет до официального основания Москвы, их культура уже не фиксируется археологами. В летописях и в преданиях эти три века тоже никак не отображены.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: Добираться сюда лучше бывшими яблоневыми "садами и огородами", не от центрального входа в музей-усадьбу, со стороны метро Коломенское и кинотеатра "Орбита", а от метро - "Каширская".

Источники данных:
Железный марш
Википедия

"Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей"

И Вы, конечно же, подумали, что это всё выдумки и сказки, как говорится, Пушкина? ;) Э, нет, позвольте на этом месте с Вами не согласиться. И место это как раз и называется - Волосов овраг - чудесный, аномальный, легендарный овражек:)

Ну, что ж, поспешим присоединить свои следы к следам невиданных зверей? ;)

Вот он овраг, вот его начало (хм, а где голова у оврага) у Москвы реки. Ручей на дне оврага, давно уже, нет, пока не буду снимать покрывало таинственности:) Однако, как говорят обычно в таких случаях) - ручей помолодел, обрёл декоративные берега в виде каменной кладки. Весело и совсем не аномально журчит ручей в аномальном овраге, журчит, пожалуй, так же как и все другие - ничем ни лучше, ни хуже+ Пожалуй займёмся поисками зелёного тумана?) В принципе, если траву сперва скосить, а потом покурить, то зеленый туман будет обеспечен в любом случае) А что мы знаем про зелёный туман? :) Думай, голова, думай) "Синий туман похож на обман, синий туман...". Нет, синий туман - это, поди, совсем из другой песни:) Где-то здесь знаменитые камушки зарыли, ой, то есть, змеюкину в землю по уши вогнали:) Где-то здесь эти Инь и Янь московской городской мифологии:) Хм, простите за нескромность - если это всё остатки одного Дракона (эх, дракош бьют!), то какого пола был Дракон? Неужели его убили только за то, что он был... Нет, не хочу даже думать... А!.. А может это была пара влюблённых Драконов... А их подкараулили и жестоко убили, чтобы быстренько сочинить необходимую по статусу легенду? Зря... Драконы тоже умеют любить и ещё как... А вот что племя ненароком пропало целиком, так может там была драконья свадьба накануне, почти как в Велорибе и Велобаджи, тоже ведь с пониманием относиться надо! Да и не выгодно им было всех одним махом есть, наверняка припасли пару десятков человек-то... на разведение мелкого домашнего... так сказать...

Ну, где же вы гламурные, пропиаренные всеми СМИ, которым только не лень воздух сотрясать по поводу и без повода, :) камушки? ДЕвица, походкой нагулявшегося вдоволь горожанина, шла навстречу, всуе поминая камни. О, это верное направление стрелки компаса, которая всегда укажет на слухи, легенды и пересуды:) Камушки, аууууу... К вам сестрица Алёнушка идёт, да нет, не сидеть - так одним глазком поглядеть, как Иванушка-дурачок обычно делает и мигом попадает в переплёт:) А камушки-то из популярной коллекции - целое паломничество народу - одни дамы встают с камушка, иные тотчас занимают места, согласно купленным, как говорится, билетам:) А вот и "мужской камень" - две пары молодых людей: две девушки и два парня, направляются именно к нему. Половину слов не разобрать, следом заливистый смех, потом замечание-вопрос: а почему он бугристый?.. и снова смех... Когда женское население садилось на свой камень (прихватизированный с древних времен) всё было понятно, но как было интересно - неужели они, сильная половина человечества... тоже... ну да ладно - увидим... А вот "мужской" камень, как и полагается, оказался грязным:) Поэтому ребята постояли на нём некоторое время... А в это некоторое время вдруг подумалось - и сколько же надо сидеть на этом камне для излечения женских болезней, до получения результата? Тогда стесняюсь спросить - результата с каким знаком... Попа-то хоть и большая, но своя и согреть камень весом в 5 тонн при всём желании не сможет:). Здесь становится как-то грустно и неинтересно, а тумана всё нет, не курится что-то ничего зелёного на дне:) Вот пойду по дну оврага далеко-далеко и посмотрю, где же он заканчивается... Вот уже позади место с модными камнями, и почти сразу стихли смех и громкий говор... Овраг становится всё Круче и круче... опять я не так выразилась? Ну, стены его все отвеснее и отвеснее... Уже и солнышко, к которому идёшь по оврагу прямо на восток, лежит прямо на холме, на одном и склонов оврага, а тумана всё нет... Ещё немного, ещё чуть-чуть и, кажется, я и так увижу туман хоть модного нынче, зеленого, хоть синего, хоть какого цвета и рвану по крутому склону вверх:) Но, это всё лишь казалось, а более весомый аргумент для этого: здоровенный лом - кусочек арматуры на дне оврага, вот тут мысли почему-то сами собой возвращаются к реальности, и я карабкаюсь по крутому холму туда, к солнышку поближе. Ну что ж посмотрю на овраг сверху:) Эй, снежный человек, всадники не проезжали? :) Овраг как овраг, только крутоват очень, бредя по верху, разглядывая на той стороне свою тень, невольно ощущаю себя индейцем, медленно идущему вдоль каньона на закате солнца:). Вот так же внезапно закончился овраг и ручей, ставший уже совсем маленьким. Обычный городской ручей с радугой от самого обыкновенного, попадающего сюда, Бог знает откуда, бензина:)

Музей-заповедник Коломенское знаменит своей экспозицией под открытым небом, площадь которой превышает 250 гектаров. Его символом стала церковь Вознесения, включенная в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Каждый день полюбоваться усадьбой приезжают около 10 тысяч человек, причем их привлекают не только уникальные памятники архитектуры, но и многочисленные тайны, которые до сих пор хранит бывшая летняя резиденция русских царей. Где искать библиотеку Ивана Грозного и можно ли совершить "прыжок" в прошлое, спустившись в Голосов овраг, – читайте в материале сетевого издания сайт.

Голосов овраг: временной портал или вход в подземное царство?

Голосов овраг, разделяющий Коломенское на две части, давно стал героем легенд и преданий. Письменные свидетельства донесли до наших дней удивительную историю, которая произошла в Коломенском в 1621 году. Тогда стрельцы были подняты по тревоге, так как у ворот великокняжеского дворца из ниоткуда возник отряд всадников. Выглядели незваные гости так, будто явились прямо с поля брани. Вооруженные кривыми саблями и короткими луками, они восседали на низкорослых лошадях, а их шлемы были увенчаны конскими хвостами, как у воинов Золотой Орды.

В ходе дознания пленники сообщили, что принадлежат к войску хана Девлет-Гирея и решили спрятаться от преследователей в овраге, по дну которого стелился зеленоватый туман. Решив, что погоня миновала, всадники покинули убежище и, в итоге, неожиданно оказались у ворот дворца, где их и схватили стрельцы. Государевы дознаватели пришли в замешательство, ведь упомянутый хан Девлет-Гирей погиб более 40 лет назад. Как вышло, что воины его отряда пробыли в Голосовом овраге почти полвека, даже не заметив этого?

По мнению профессионального исследователя аномальных явлений Вадима Черноброва, не стоит списывать эту историю на буйную фантазию ее авторов. Как на самом деле протекает время в овраге, можно проверить при помощи хронометра. Этот прибор способен зафиксировать разницу в скорости времени даже в сотые и тысячные доли секунды. "Измеряя этот овраг, мы это делали несколько раз, мы наткнулись на несколько хроноаномалий, достаточно небольших", – сообщил Чернобров. Отклонения настолько малы, что ощутить их невозможно. Тем не менее, как полагает исследователь аномалий, не исключено, что под влиянием каких-то факторов этот временной зазор способен увеличиваться.

История с татарским отрядом не единственный сохранившийся рассказ о временных "неувязках" в Коломенском. Заметка об аналогичном случае появилась в 1832 году в "Московских ведомостях". По данным издания, в 1810 году двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, поздним вечером возвращались домой – из села Дьяково в село Садовники. Их путь лежал через овраг, и поначалу подвыпившие крестьяне не придали особого значения тому, что по дну лощины стелился зеленоватый туман. Только вернувшись домой, они с изумлением узнали, что отсутствовали более 20 лет.

Голосову оврагу издревле приписывали мистические свойства. Так, по словам экскурсовода Михаила Юшкевича, еще обитавшие в этих краях языческие племена считали его входом в иной мир. Позже возникло предание о том, что именно здесь состоялась битва Георгия Победоносца со змеем, а овраг появился на месте удара хвоста гигантского чудища.

Геологи, разумеется, не разделяют сказочную "теорию" происхождения оврага. По их данным, Голосов овраг представляет собой измененную долину древней речной сети, то есть образовался он в результате осушения какой-то реки. При этом камни, которые лежат на дне оврага, по всей вероятности, прибыли в столицу издалека. Как утверждает Чернобров, они были подхвачены волной медленно движущегося ледника где-то в районе Карельского перешейка. Так это или нет, но некоторые их валунов уже "обросли" плотным слоем легенд и поверий.

Чудо-камни и ледниковая вода

Камни Голосова оврага – Гусь-камень и Девий камень, – как своими названиями, так и необычной формой, привлекают многих приверженцев нетрадиционной медицины. Согласно народным преданиям, достаточно лишь присесть на них – и болезни отступят. А те, кто надеется на исполнение самых заветных желаний, завязывают ленточки неподалеку от чудо-камней.

Ученые, в свою очередь, не спешат приписывать камням какие-то особые свойства. Хотя они отличаются от местных пород и по фактуре, и по геологическому составу, целебными качествами они не обладают. "Приборные методы на сегодняшний момент не показали ни одного из известных, по крайней мере науке, видов излучения, которые из этих камней бы шли", – заявил Вадим Чернобров.

Исследователей аномалий гораздо больше заинтересовала температура воды в ручье, который берет начало в овраге. Измерения показали, что она составляет всего +1,5 градуса, в то время как привычная температура родников в средней полосе России варьируется от 4 до 8 градусов выше нуля. Что за природный "ледник" скрыт в верховьях оврага, так что вода в ручье становится не просто холодной, а ледяной? Ответ на этот вопрос еще предстоит найти.

Вместе с тем ручей в Коломенском не замерзает даже в самые суровые холода. Правда, несмотря на эти уникальные свойства, пить эту воду медики не рекомендуют, ведь экологически чистой ее не назовешь.

Уникальная акустика и колокольные звоны

Откуда пошло название Голосова оврага, остается загадкой. Оно происходит то ли от языческого славянского бога Велеса, то ли от голосов, которые эхо разносит по лощине. Как пояснил Вадим Чернобров, овраг прекрасно проводит звук. Если на вершине его зазвонят колокола, то их мелодия будет слышна даже на расстоянии нескольких километров в низовьях оврага.

Не менее знаменит своей превосходной акустикой храм Иоанна Предтечи в Дьякове. Игумен Алексий Иванов объясняет это наличием в купольной части церкви голосников – глиняных кувшинов различного объема. "Интересно: чем выше – количество голосников меньше, но по объему они больше. Вот в самом верхнем ярусе, там голосники – это кувшин объемом примерно на сто литров", – отметил настоятель.

Летописные источники позволяют предположить, что церковь Иоанна Предтечи возвели в 1529 году. Некоторые исследователи считают ее прообразом будущего храма Василия Блаженного. Другие же выдвигают еще более смелую гипотезу, заявив, что именно здесь Иван Грозный мог спрятать свою легендарную библиотеку – Либерию.

В поисках библиотеки Ивана Грозного

Первым, кто всерьез занялся поисками легендарной царской библиотеки на территории Коломенского, был археолог Игнатий Стеллецкий. В 1938 году он начал раскопки, опираясь на рассказ бывшего сторожа храма в Дьякове. Тот утверждал, что ранее случайно отыскал потайную лестницу, которая вела к железным дверям, охраняемым истлевшим скелетом. В ходе раскопок на глубине семи метров Стеллецкий обнаружил массивную каменную кладку. Однако вскоре работы пришлось свернуть по настоянию местных жителей, возмущенных раскопками на кладбище.

Таинственная лестница вновь оказалась в поле зрения историков лишь спустя 40 лет. В 1980 году во время ремонта строители наткнулись на засыпанный подземный ход. Они начали было освобождать тайник от песка, но затем решили прекратить раскопки, замуровав ход до лучших времен.

Что скрывается на другом конце коридора: тайное хранилище коллекции Ивана Грозного или обычный церковный подвал, – до сих пор будоражит умы исследователей и простых посетителей Коломенского.

"Восьмое чудо света" царя Алексея Михайловича

Красота этих мест не оставила равнодушными и других российских правителей. Так, по указу царя Алексея Михайловича, на высоком берегу Москвы-реки возвели настоящий дворец-град.

Отделочные работы длились почти 20 лет, но их результат превзошел все ожидания. Иноземные гости, которым в свое время посчастливилось переступить порог царской резиденции, не могли сдержать восторга: стены дворца были отделаны сусальным золотом, полы – устланы роскошными восточными коврами, а по потолку вилась замысловатая роспись. Кроме того, как рассказал научный сотрудник МГОМЗ "Коломенское" Андрей Топычканов, престольную палату, где находился трон царя, украшали механические фигуры львов. "XVII век – это время преклонения перед механикой, и эти львы должны были потрясать воображение современников, иностранцев или придворных", – подчеркнул Топычканов.

Во времена Алексея Михайловича львы приводились в движение особой гидравлической системой, что повергало в шоковое состояние особо впечатлительных зарубежных посланников. Так, сохранились свидетельства о том, что однажды польская делегация, услышав рык, бежала из дворца прочь.

С переездом столицы в Санкт-Петербург дворец перестал пользоваться вниманием царских особ и быстро обветшал. В конце концов, Екатерина II приняла решение разобрать его, предварительно составив подробные чертежи и проведя обмеры всех элементов архитектуры и декора. Именно благодаря этим документам, дворец Алексея Михайловича удалось восстановить, поэтому его также можно считать своеобразным "путешественником" во времени.

Чтобы совершать небольшую экскурсию в русское Средневековье, вовсе необязательно спускаться в овраг в Коломенском и ждать там появления мистического зеленого тумана. Даже обычный осмотр памятников и экспозиций музея-заповедника позволит попутешествовать во времени, а затем так же быстро вернуться "назад в будущее".

(До этого мы ходили на загадки Кремля и тайные знаки. Отчеты о прошлых экскурсиях можно найти у меня в журнале.)
Начну с краткой исторической справки, официальной информации, так сказать...

Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание - в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 г. Изначально это была вотчина Московских великих князей, затем царей.
Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича - Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667-1668 гг. возводится великолепный деревянный дворе́ц, имевший 270 помещений. В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дво́рцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни. Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном.

Ну а теперь про загадки. Что интересного мы узнали из экскурсии:

Про загадочное исчезновение племени Меря, которое жило здесь изначально. Ну то есть вроде как жило оно,а потом вдруг исчезло.
Наш экскурсовод высказал предположение про существование временного портала здесь, но к этому мы вернемся позже.

Интересная теория происхождения названия "Коломенское": вроде как населяли эту землю римляне, среди которых был военачальник Коломен, и при археологических раскопках была даже обнаружена могильная плита с соответствующей надписью.

Оба предположения кажутся фантастикой, но ведь на то и тайны...

Ну вот мы и подходим к самому загадочному месту Коломенского - Голосову/Волосову/Велесовому оврагу.

Го́лосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг) - овраг в Москве, на территории музея-заповедника Коломенское. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова. На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В самом овраге расположены древние камни, вероятно, имевшие сакральное значение, - Гусь-камень и Девин (Девичий) камень.

Прежде всего, овраг - культовое место язычников. Про камни скажем позже, а пока вернемся к якобы временному порталу Коломенского, который и находится в этом овраге. Помимо слухов, что здесь живут существа, похожие на снежного человека, есть два совершенно конкретных случая, которые были описаны в газетах тех времен.
В 1810 г. два крестьянина возвращались ночью домой и решили пройти через вышеуказанный овраг, в котором время от времени очевидцы отмечали зеленоватое свечение. Ну прошли через овраг и вышли благополучно к своей деревне, только вышли они туда уже в 1831 году. Потом было расследование, которое от к чему так и не привело...
А второй случай связан с войсками Девлет-Гирея, которые удирали из Москвы как через этот овраг. В итоге хм повязала стража, но уже через 50 лет после нашествия. Стража сильно удивилась таким гостям.
Что это, легенды, выдумка или правда, непонятно...
Тем более, что газет, описывающих эти феномены, так и не нашли...
А вот то, что касается загадочных камней, это факт. Собственно и сейчас ходят многочисленные поверья про женский и мужской камни.
На деле камней там гораздо больше. Считается, что их то ли 8,то ли 9.

Теплый камень

Гусь-камень

Девин камень

Согласно легенде, вышеупомянутый временной портал и расположен между Гусь- и Девиным камнями.

Здесь недалеко расположены родники, один с хорошей водой,а другой с плохой, опять же согласно легенде.

Существует еще одна легенда происхождения оврага: в этом месте Георгий Победоносец сражался со змием, и когда он промахивался, то появились родники.

Ну а что касается церквей:

Василий III выстроил здесь в 1528-1532 годах знаменитую шатровую церковь Вознесения.

Фотографии нет,поэтому картинка.

Иван Грозный, возможно, в честь своего венчания на царство в 1547-1554 гг. построил церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Считается, что этот храм в какой-то мере - прототип собора Василия Блаженного

Нас интересуют, прежде всего, подземные ходы. Этим вопросом активно занимался любитель подземелий и библиотеки Ивана Грозного Стеллецкий. Искал он либерию и здесь,вроде были у него какие-то факты,он нашел подземные ходы под обеими церквями. Однако, когда он был уже в шаге от цели, раскопки, как водится, запретили.
Но зато он отметил удивительные холмы на территории, которые есть и по сей день.

Так вот холмы песчаные,а почва здесь - суглинок. Как такое может быть?
Впоследствии к этому вопросу вернулись,когда реставрировали храм к Олимпиаде в Москве. Тогда опять наткнулись на подземный ход из церкви и лестницу, и опять разрешения на раскопки не дали. Однако при консервации хода, исследователи заметили, что в подземельях кто-то был...но, как водится, дальше дело не пошло.
Что это за подземные ходы и по сей день загадка...
Но может быть найдутся исследователи и на этот раз, и мы узнаем, какие тайны хранят подземелья Коломенского...

ДЬЯКОВО: В бывшей деревеньке Дьяково стоит Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Здесь же большой овраг, прозываемый Голосовым, который давно считается местом таинственным и аномальным . Внизу два огромных камня - «Девий» и «Гусь». В 60-х годах “нечистый” овраг стал частью Москвы, однако никто не решался здесь что-либо строить. Нехорошее место объявили лесопарком, включив в состав музея-заповедника “Коломенское”.

ГОЛОСОВОЙ ОВРАГ: Расположен строго с запада на восток, он как бы . По дну оврага течет ручей, образованный родниками. Предание рассказывает, что родники эти – следы коня Георгия-Победоносца. Овраг условно разделяет Коломенское на две почти равные части. Одна из них – цивилизованная. Здесь сосредоточены музеи, кафе и смотровая площадка. Другая часть – «дикая». Это заросшие травой холмы, небольшие рощицы и старый фруктовый сад.

КАМНИ: Один гладкий и называется Девий, а другой - пупырчатый, будто бы покрытый «гусиной кожей» - именуется Гусем. Вес - около пяти тонн каждый. Причем основная масса этих валунов находятся в земле. На поверхность выходят небольшие вершины. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком склоне. Легенда гласит, что это останки змея, с которым бился еще Георгий Победоносец. Нижний из камней - “Гусь”. Считается, что, если на нем посидит мужчина, его “мужская” сила усилится. Верхний именуют “Девьим камнем”, и лечит женское бесплодие. , что камни связаны с космосом и что неоднократно в небе над Коломенским . Последователи эзотерических учений уверены, что овраг – важнейшее место в . Кстати: Дева - это финно-угорская женская подземная богиня, а Гусь - священная птица финно-угорской мифологии, плавающая в подземном океане и сотворившая некогда все сущее. Верующие проходят мимо камней в храм и считают «маршрут» святым. По преданию, здесь проскакал Георгий Победоносец, а один из камней похож на двухметровую подкову, покрытую чешуей. По преданиям, именно рядом с Гусь-камнем отряд татаро-монгольских варваров (см. далее).

ЛЕНТЫ: Считается, что камни не утратили своих волшебных свойств до сегодняшних дней. Достаточно прикоснуться рукой к их поверхности и загадать желание. Для верности можно завязать ленточку на ветвях соседнего дерева. И тогда камни, в которых по преданиям до сих пор живут духи древних языческих богов , обязательно помогут осуществить мечту. Овраг, в котором лежат камни, имеет еще одно название - "Велесов" овраг, от имени языческого бога Велеса .

: В документах полицейского управления Московской губернии XIX века отмечаются случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Двое крестьян деревни Садовники, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, без вести пропавшие еще в 1810 году, вдруг появились... в 1831-м! Они рассказали, что возвращались ночью домой из соседней деревни и решили пройти Голосовым оврагом, хотя это место считалось “нечистым”. На дне долины клубился густой туман, в котором вдруг возник какой-то “коридор, залитый белесоватым светом”! Крестьяне пошли туда и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Крестьяне продолжили путь, а придя в деревню, увидели своих жен и детей постаревшими на двадцать лет. В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из крестьян снова исчез в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой. Этот случай описан в газете "Московские Ведомости" от 9.07.1832 года. Документы Полицейского управления Московской губернии, относящиеся к Коломенской волости за период 1825-1917 гг., неоднократно отмечают случаи загадочного исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки.


Еще статьи:
Loading...Loading...