Город взятый иисусом навином. Иисус навин в библии

) служителем Моисея , вследствие того что он помогал ему в деле служения. Первоначальное имя его было Осия (). В первый раз мы находим Иисуса Навина в то время, когда израильтяне готовились вступить в сражение с амаликитянами при Рефедиме. Моисей поручил ему тогда начальство над войском Израилевым (). В то время Навин имел сорок четыре года от роду, хотя и называется юношей (). Проницательный взгляд законодателя еврейского народа скоро открыл в Навине качества, необходимые для будущего главы всего народа. Вскоре после успешной битвы с амаликитянами он является в числе 12 соглядатаев, посланных Моисеем для обозрения земли Ханаанской (), и одним из двух, давших об оной благоприятный для израильтян отзыв (). В конце сорокалетнего странствования евреев по пустыне Навин, оставшийся в числе немногих израильтян, переживших означенное время, по повелению Божию был назначен Моисеем начальником народа () и торжественно введен в это звание (). Восьмидесяти четырех лет от роду Навин чудесно перешел во главе Израиля р. Иордан, совершив предварительно обряд обрезания и празднование Пасхи, и вступил в Землю Обетованную. Засим начался ряд войн с хананеями, во время которых Навин и народ израильский одерживали почти постоянные победы. Первый город по переходе евреев через Иордан – Иерихон был взят ими без боя – чудом пали стены Иерихона, и все в нем было предано огню и мечу; затем был взят город Гай, и был начертан и прочитан закон на горе Гевал, в присутствии всего Израиля. Потом, после мирного союза с гаваонитянами (), евреи одержали знаменитую победу над союзным войском пяти царей ханаанских, напавших на гаваонитян, и в то же время завоевали всю южную сторону земли Ханаанской, до Кадис-Варни (). В высшей степени замечательна эта кровавая битва под Гаваоном, в долине Аиадонской. Стремглав бегущий по скату горы Веферонской, поражаемый наголову израильтянами и избиваемый чудесным, как большие камни, градом с неба, многочисленный неприятель все-таки не был истреблен совершенно, а день склонялся уже к вечеру. Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою , воскликнул Иисус Навин. И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не сие ли написано в книге Праведного, замечает по сему случаю писатель книги Иисуса Навина: стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день (). Подобное же чудесное удлинение дня упоминается также в истории царя Езекии (). После сего осмелится ли кто отрицать, что Всемогущий Творец и Царь всей твари может творить все, что угодно Его святой воле, повелевать всей природой, изменять законы естества оной, ради премудрых целей Своего Божественного домостроительства? Покорив половину Ханаана, Навин возвратился в Галгал. Затем он направился к Меромскому озеру, поразил союзных князей севера Ханаана, под предводительством Иавина, царя асорского, и доходил до врат Сидона и горы Ермон. В течение шести лет шесть ханаанских племен с тридцать одним царем, в том числе и енакимы, страшилище прежних израильтян, были побеждены Навином и почти везде уничтожены за исключением Филистии; и таким образом была очищена вся земля для евреев от пустыни Аравийской до Ливана (, ). После сего Навин, достигший уже преклонного возраста, при содействии первосвященника Елеазара и начальников колен Израилевых, приступил к разделу Обетованной Земли, причем все колена получили свои участки именно в том виде, как задолго до сего предсказывал патр. Иаков, благословляя детей своих (). Сам Навин получил от народа в удел Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой. В Силоме была поставлена Скиния, назначены шесть городов убежища, сорок восемь городов назначены левитам, и воины, участвовавшие в походах, были отпущены в места их прежнего жительства. Через несколько времени после сего Навин созвал весь народ, увещевал его в точности исполнять закон Божий, быть верными Богу, не сообщаться с язычниками, оставшимися среди них, не вступать с ними ни в какое родство, под опасением больших бедствий. Наконец, заставив народ возобновить в Сихеме завет с Богом, Иисус Навин мирно скончался на 110-м году своей жизни и погребен в пределе своего удела, Фамнаф-Сараи . Имя его упоминается в кн. Деяний апостольских () и в Послании к Евреям ().

Введение.

В собрании ветхозаветных книг "Иисус Навин" является первой из двенадцати исторических книг (последняя - книга Эсфирь). Это соответствует Септуагинте (греческому переводу Ветхого Завета), где книги сгруппированы так: Пятикнижие (от Бытия до Второзакония), исторические (от книги Иисуса Навина до книги Эсфирь), поэтические (от книги Иова до Песни Песней Соломона) и пророческие (от книги Исаии до книги Малахии). В древнееврейском каноне те же книги сгруппированы иначе, а именно: Закон, Пророки и Писания.

При таком делении книга Иисуса Навина оказывается первой во втором разделе Ветхого Завета - Пророки. Этот раздел подразделялся в свою очередь на две части: "Старшие пророки" (от Иисуса Навина по Четвертую книгу Царств включительно, не считая Руфи) и "Пророки последнего времени" (от Исаии до Малахии, не считая Плача Иеремии и книги Даниила). В Писания (по этому канону) входят Псалмы, книга Иова, Притчи, Песни Песней Соломона, книга Руфь, книга Екклесиаста, Плач Иеремии, книга Эсфирь, книга Даниила, книга Ездры, книга Неемии, Первая и Вторая книги Паралипоменон.

Богословы по-разному определяют причину отнесения книги Иисуса Навина к пророческим (в древнееврейском каноне). Одни видят ее в том, что Навин был поставлен на "должность пророка". Другие в том, что исторические книги, включая "старших пророков", отражают принципы, которые пророками проповедовались.

Автор.

В Библии не говорится, кто был автором этой книги. Какие-то части этой книги написал сам Иисус Навин (8:32; 24:26). 4) Другие части ее явно были написаны после его смерти (24:29-30, где содержится запись о его кончине, а также 15:13-14, о завоевании Халевом Хеврона.

Время написания.

Поскольку Иисус Навин написал значительную часть книги, то дата ее создания, видимо, близка к дате самих событий. В соответствии с 3-Цар. 6:1 израильтяне вышли из Египта за 480 лет до 4-го года правления царя Соломона, т. е. за 480 лет до 966 г. до Р. Х. Сложив эти цифры, получим дату исхода - 1446 г. до Р. Х.

Сорок лет спустя (после странствований в пустыне) началось завоевание Обетованной земли, значит - в 1406 г. до Р. Х., что подтверждается свидетельством, которое содержится в Суд. 11:26. По словам Иеффая, период от завоевания земли до его дней составил 300 лет (Суд. 11:26). Прибавив к ним (и к сорока годам) сто сорок лет, отделявшие дни Иеффая от 4-го года царствования Соломона, получим четыреста восемьдесят, что согласуется со сказанным в 3-Цар. 6:1 (сорок лет в пустыне, плюс триста, лет от завоевания земли до дней Иеффая, плюс сто сорок лет от Иеффая до 4-го года царствования Соломона, составляют четыреста восемьдесят лет.

Поскольку большая часть побед была одержана израильтянами на протяжении семи лет (сравните комментарий на Иис. Н. 14:10), землей они, вероятно, овладели где-то около 1399 года до Р. Х. Соответственно книга Иисуса Навина была завершена, не считая второстепенных добавлений к ней, вскоре после этого.

Цель написания.

Целью книги Иисуса Навина является официальный отчет о том, как осуществилось в истории Израиля обещание Господа, данное патриархам, передать евреям землю Ханаанскую. Это можно видеть как из повеления, данного Навину, в начале книги (1:2-6), так и из подведения итога событиям в ее конце (21:43).

Завоевание Ханаана под водительством Иисуса Навина имело свое оправдание в Авраамовом завете. Бог, управляющий вселенной, поставил Авраама в центре осуществления Своего плана, предопределив посредством Авраамова семени "достичь" нашего "потерянного мира". Господь заключил с Авраамом договор или завет, пообещав патриарху и его потомству, без каких бы то ни было предварительных условий, землю, продолжение и умножение рода и духовные благословения (Быт. 12:2-3). Вскоре после этого Бог сказал, что даст эту землю Израилю навеки (сравните Быт. 13:15).

Авраам был поставлен в известность о границах этой земли (Быт. 15:18-21). Позже Бог заявил, что законными наследниками Обетованной земли станут Исаак и его потомки (Быт. 17:19-21). Таким образом, в книге Иисуса Навина записано, как исполнялось обетование, данное патриархам, по мере того, как Израиль брал во владение землю, обещанную ему Богом за много веков до того.

То обстоятельство, что позднее народ лишился этой земли, отражает непостоянство народа, который, восприняв Божии благословения как нечто данное ему раз и навсегда, впал в язычество, стал поклоняться богам соседних народов, за что и подвергся наказанию, о котором Бог предупреждал их (сравните Втор. 28:15-68). И все-таки, согласно полученному им обетованию, Израиль должен вечно владеть данной ему землей, но это уже связано с возвращением Мессии и покаянием Израиля.

По пророчеству Исаии, Мессия как бы явится "вторым Иисусом Навином", который "восстановит землю, чтобы возвратить наследникам" их уделы (Ис. 49:8).

Апостол Павел учил, что события Исхода и Завоевания исполнены особого значения для христиан, т. к. эти события ни что иное, как прообразы будущего (1-Кор. 10:1-11). "Иисус" - так звучит по-гречески древнееврейское имя ИЕГОШУА, означающее "Иегова спасает" или "Иегова есть спасение". Как Иисус Навин вел Израиль к победам над его врагами и к овладению Обетованной землей, и как он молил и ходатайствовал о народе после того, как тот согрешил и потерпел поражение, так поступает и Иисус Христос. Он ведет Божий народ к обещанному ему покою (Евр. 4:8-9); Он непрестанно ходатайствует за Своих (Рим. 8:34; Евр. 7:25) и дает им силу поражать их врагов (Рим. 8:37; Евр. 2:14-15).

План книги:

I. Вторжение в Ханаан (1:1 - 5:12)

А. Назначение Иисуса Навина (глава 1)

1. Навин слушает Господа (1:1-9)

2. Навин дает повеленье командирам ("надзирателям") - 1:10-15.

3. Навин получает поддержку от народа (1:16-18)

Б. Разведывательная операция в Иерихоне (глава 2)

1. Засылка разведчиков в Иерихон (2:1)

2. "Соглядатаи" укрываются у Равы (2:2-7)

3. Сведения, полученные соглядатаями от Раавы (2:8-11)

4. Обещание соглядатаев Рааве (2:12-21)

5. Возвращение разведчиков к Иисусу Навину (2:22-24)

В. Переход через Иордан (глава 3)

1. Подготовка к переходу (3:1-4)

2. Освящение по случаю перехода (3:5-13)

З. Завершение перехода (3:14-17)

Г. Установление камней в память о переходе через Иордан (глава 4) Д. Освящение израильтян (5:1-12)

1. Возобновление обрезания (5:1-9)

2. Празднование Пасхи (5:10)

3. Пользование плодами земли (5:11-12)

II. Завоевание Ханаана (5:13 - 12:24)

А. Введение: Вождь воинства Господня (5:13-15)

Б. Главная военная кампания (5:16 - глава 8)

1. Взятие Иерихона (глава 6)

2. Поражение при Гае (глава 7)

3. Победа при Гае (глава 8)

В. Южная кампания (главы 9-10)

1. Союз с гаваонитянами (глава 9)

2. Навин защищает гаваонитян (глава 10)

Г. Северная кампания (11:1-15)

1. Коалиция царей (11:1-5)

2. Битва (11:6-15)

Д. Обзор одержанных побед (11:16 - 12:24)

1. Завоеванные земли (11:16-23)

2. Побежденные цари (глава 12)

Ш. Раздел Ханаана (главы 13-21)

А. Наделы двух с половиной племен (глава 13)

1. Повеление свыше поделить землю (13:1-7)

2. Особое пожалование земель восточным племенам (13:8-33)

Б. Надел Халева (глава 14)

1. Введение (14:1-5)

2. Халев в Кадес-Варни (14:6-9)

3. Халев во время странствования в пустыне и при завоевании земли (14:10-11)

4. Халев в Хевроне (14:12-15)

В. Наделы для девяти с половиной племен (15:1 - 19:48)

1. Надел для колена Иудина (глава 15)

2. Наделы для племени Иосифа (главы 16-17)

3. Наделы для остальных племен (18:1 - 19:48)

Г. Уделы для Иисуса Навина, для совершивших неумышленное убийство и для левитов (19:49 - 21:45)

1. Особый удел для Иисуса Навина (19:49-51)

2. Назначение городов-убежищ (глава 20)

3. Назначение городов для левитов (21:1-42)

4. Подведение итога завоеванию и распределению земель (21:43-45)

IV. Заключение (главы 22-24)

А. Выяснение недоразумения на границе (глава 22)

1. Предупреждение устами Навина (22:1-8)

2. Символический акт, совершенный восточными племенами (22:9-11)

3. Угроза войны (22:12-28)

4. Восточные племена говорят в своюзащиту (22:21-29)

5. Примирение племен (22:30-34)

Б. Последнее дни Иисуса Навина (23:1 - 24:28)

1. Последний призыв Навина к вождям племен (глава 23)

2. Последние увещания Иисуса Навина (24:1-28)

В. Приложение к тексту (24:29-33)

Иисус Навин является одной из центральных фигур в и . Согласно книгам , и Книге Иисуса Навина, он был помощником Моисея и стал лидером израильских племен после смерти Моисея. Его звали Осия, сын Навина, из колена Ефремова. Моисей дал ему имя Иисус. Согласно Библии, Иисус Навин родился в Египте еще до исхода.

Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин был одним из двенадцати соглядатаев Израиля, посланных Моисеем осматривать землю Ханаанскую. В книге Чисел сказано, что после смерти Моисея Иисус, сын Навина, повел израильские племена на Ханаан. Согласно библейской хронологии, Иисус жил в конце бронзового века и умер в возрасте 110 лет.

Роль Иисуса Навина в Исходе.

Иисус Навин был главной фигурой в событиях исхода. Он был выбран Моисеем в качестве командующим в походе против Амаликитян, в котором одержал победу. Позже Иисус Навин сопровождал Моисея, когда тот восходил на библейскую гору Синай для общения с Богом. Иисус Навин был вместе с Моисеем, когда тот спустился с горы и увидел израильтян вокруг Золотого Тельца.

Позже, Иисус Навин был одним из двенадцати шпионов, посланные Моисеем, чтобы исследовать землю Ханаанскую. Только он и Халев по возвращению сообщили, что в силах будут завоевать землю, остальные же сокрушались, что силы Ханаана слишком велики (Книга Числа, глава 14 ).

Согласно книге Иисуса Навина, Бог повелел ему продолжить дело Моисея и передать народу во владение землю, которую Бог пообещал еще их отцам.

Первая часть книги Иисуса Навина охватывает период, когда Иисус Навин вел завоевания Ханаана.

Завоевания Ханаана

Первой победой Иисуса Навина стала . Затем Иисус Навин послал несколько человек на разведку в Гай с восточной стороны Вефиля. Возвратившись, разведчики сказали, что Гай можно взять малыми силами и нет смысла посылать туда всю армию. Однако жители Гая победили отряд Навина, убив при этом 36 человек. Виной тому был грех одного из израильтян, который совершил кражу и, тем самым, навлек на народ гнев Господа. Виновный был побит камнями. После чего была одержана долгожданная победа над Гаем.

Израильтяне под предводительством Иисуса Навина столкнулись с альянсом пяти Аморейских царей, которые объединились, чтобы противостоять народу Израиля. В сражении Навина против альянса царей Сам Господь был на стороне Израиля – он метал с неба огромные камни. Более того, согласно Библии, Иисус Навин остановил солнце на небосводе, чтобы враги не смогли сбежать под покровом ночи. С помощью Господа Иисус Навин смог завоевать большую часть земли Ханаанской.

Смерть Иисуса Навина.

Когда Иисус Навин был «стар и в летах преклонных», то созвал старейшин и начальников Израиля, и призывал их не ассимилироваться с местными племенами, потому что это может привести их к измене Богу. На общем собрании он простился с народом, увещевая их быть верными своему Богу. Вскоре после этого он умер в возрасте 110 лет и был похоронен на горе Ефремовой.

Историчность образа Иисуса Навина.

Считается, что текст Книги Чисел и Исход, повествующий об Иисусе Навине, был более поздней вставкой, а потому историчность Иисуса Навина до сих пор вызывает много споров. Многие историки отрицают реальное существование Иисуса Навина, считая его легендарной фигурой.

Кэролин Пресслер, к примеру, считает, что Книга Иисуса Навина важна, в первую очередь, как богословское рассуждение, но не имеет исторической ценности.

Внутренние свидетельства в книге Иисуса Навина, и повторное использование фразы ‘в этот день’ говорит о том, что события либо были записаны по прошествии времени, либо и вовсе выдуманы.

Таким образом, большинство ученых сегодня согласны, что большая часть повествования о завоевании земли Ханаана в книге Иисуса Навина лишена исторической подлинности.

Взгляды на образ Иисуса Навина.

В Еврейской раввинистической литературе Иисус Навин описывается как верный, скромный, достойный и мудрый человек. Библейские стихи иллюстрируют эти качества и их вознаграждение.

В христианстве Иисус Навин — тот, кто привел Израиль в Ханаан. Среди ранних отцов Церкви, Иисус Навин является прообразом Иисуса Христа.

Иисус Навин также пользуется уважением среди мусульман. Согласно Исламской традиции, он был одним из двух шпионов, посланных Моисеем на разведку в земли Ханаанские. Мусульмане также признают Иисуса Навина лидерам израильтян после смерти Моисея. Образ Иисуса Навина играет важную роль в Исламской литературе, поэтому он чрезвычайно важен для тех, кто занимается сравнительным религиоведением. При этом, Иисус Навин не упоминается по имени в Коране.

Иисус Навин упоминается во многих литературных произведениях, к примеру, в «Божественной комедии» Данте. Георг Фридрих Гендель написал ораторию ИИСУС НАВИН.

Иисус Навин (евр. jehosua, « [Яхве]-помощь», предполагается тождество имени Иисус с именем Jasuia, известным по дипломатической переписке из египетского архива Эль-Амарны 14 в. до н. э.; Nun - патронимическая форма от имени отца Иисуса), в ветхозаветной традиции помощник и преемник , руководивший завоеваниями Ханаана ; главный персонаж книги Иисуса Навина (см. рис.: здесь будет изображение). Происходил из колена и первоначально носил имя Осия (евр. hosua, форма, без имени вначале соответствующая имени jehosua). Сначала Иисус Навин описывается как «юноша - помощник высшего ранга» (евр. naar, сравни угаритское nr, служитель высшего ранга), «служитель» (mesaret) Моисея (Исх. 24, 13; Чис. 11, 28). Руководимые Иисусом Навином израильтяне, вышедшие из пустыни Син, побеждают амаликитян в Рефидиме (при покровительстве Моисея, держащего в руках жезл Яхве; положение жезла в конечном счёте и предрешает исход битвы; Исх. 17, 8-13). Моисей называет Осию, сына Навина, Иисусом (Чис. 13, 17) и посылает вместе с другими мужами (всего двенадцать человек по числу колен Израиля, см. Двенадцать сыновей ) осмотреть землю Ханаанскую. После осмотра только Иисус Навин и Халев, сын Иефонниин, говорят Моисею, что очень хороша, за что все остальные хотят побить их камнями. Однако Яхве осуждает всех, кроме Иисуса Навина и Халева, на странствование и в пустыне (14). По повелению Яхве Моисей ставит Иисуса Навина «пред Елеазаром священником и пред всем обществом» (27, 19). После смерти Моисея Яхве внушает Иисусу Навину, чтобы он стал тверд и мужествен, хранил и исполнял закон Моисея (Нав. 1, 1-9). Под водительством Иисуса Навина израильтяне приходят к берегам Иордана. Яхве сообщает Иисусу Навину, что начнет прославлять его, как прежде прославлял Моисея. Первым знамением покровительства Иисусу Навину со стороны Яхве становится переход через Иордан. Когда священники, несущие ковчег завета, входят в реку, в ней останавливается и весь народ переходит на другой берег. После этого Иисус Навин изготовляет острые ножи и обрезает сынов Израиля, родившихся в пустыне на из Египта. С выходом израильтян из пустыни перестает падать с , и они начинают питаться плодами земли ханаанской. По слову Яхве Иисус Навин велит семи священникам нести семь труб перед ковчегом завета, обходя Иерихон в течение семи дней осады города; на седьмой день Иисус говорит народу, что Яхве передал город сынам израилевым, и «как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом, и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания» (6, 19). Все, что было в городе, - «и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [все] истребили мечом» (6, 20), пощадив только семью блудницы, которая укрыла лазутчиков, посланных Иисусом Навином в Иерихон перед началом осады. Все сокровища города помещаются в святилище, и израильтянам предписывается остеречься брать из заклятого. Когда израильтяне терпят поражение от жителей Гая, Иисус Навин разрывает на себе одежды, падает ниц перед ковчегом завета и лежит до самого вечера, пока Яхве не открывает ему, что Израиль согрешил. Иисус Навин изобличает ослушника, которым оказывается Ахан, взявший из заклятого прекрасную одежду, серебро и золото. После как Ахан признается в своем преступлении, его вместе с семьей побивают камнями и сжигают огнем в долине Ахор, сохранившей это название и позже (один из характерных для первых глав книги Иисус Навин образец этиологического предания, объясняющего происхождение места и его названия). По слову Яхве Иисус Навин посылает ночью войско к Гаю, устраивает засаду, окружает город и, выманив войско за городские пределы, истребляет все население, а Гая вешает на дереве. На Гевал Иисус Навин устраивает жертвенник, выбивает на камне список с закона Моисеева и читает его текст перед собранием Израиля (главы 7-8). Племя евеев Иисус Навин наказывает, повелев им рубить дрова и черпать воду для жертвенника Яхве, что они продолжали делать и в последующие времена (другой образец этиологического предания). Пять аморейских царей, которые выступили против Гаваона, заключившего мир с Иисусом Навином, Яхве предает в руки Иисуса Навина и бросает на них с неба камни; по молитве Иисуса Навина, воззвавшего к Яхве, на время битвы останавливаются и . Деятельности Иисуса Навина приписывается завоевание всех главных городов Ханаана в результате войн с народами, часть которых (хетты и др.), по историческим данным, в это время не жила в Ханаане. Разделив ханаанейскую землю (19, 49-50), Иисус Навин умирает в возрасте 110 ; его хоронят на горе Ефремовой.
Вопреки иудаистической и христианской традициям, приписывавшим составление книги Иисуса Навина её , в 1-й половине 20 в. ряд учёных (Альт и другие) высказали мнение, что первые главы книги представляют собой собрание разнородных этиологических преданий, связанных с именем Иисуса Навина значительно позднее (ок. 8-6 вв. до н. э.). При этом обращалось внимание на то, что проникновение израильских племён в Ханаан могло происходить мирным путём, а не в результате кровавых войн и завоеваний, приписываемых Иисусу Навину Однако в последние десятилетия (начиная с исследований Олбрайта) удельный вес этиологических легенд в книге Иисуса Навина признаётся менее значительным. Указывается, что во 2-й половине 13 в. до н. э. (в период, к которому может быть отнесён реальный конец исхода), по археологическим данным, многие ханаанские города были насильственно разрушены. Поэтому часть книги может по содержанию (а по мнению ряда исследователей, и по форме, поскольку некоторые её части представляют собой запись древних эпических песен) оказаться более близкой ко времени лежащих в её основе исторических событий (завоевание Ханаана теми коленами Израиля, которые пришли из Египта); в этом случае составление древнейших частей книги относят ко времени ок. 900 до н. э. (что на три века позднее лежащих в её основе реальных событий). Вопрос о соотношении мифопоэтических элементов (чудо с расступившейся водой Иордана, каменный град, обрушившийся с неба, обвалившаяся от звука труб стена Иерихона, остановившиеся

Иисус Навин

Во время первого сражения с амаликитянами у израильтян появился новый военный вождь.

Исх., 17: 9. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами…

Тот факт, что Иисус Навин появляется здесь без объяснения, кто он такой, наводит на мысль, что этот отрывок, касающийся амаликитян, находится не на своем месте и описанное в нем событие происходило скорее в конце Исхода, а не в его начале.

В дальнейшем Иисус упоминается как Осия (в Исправленном стандартном переводе - как Хосия) и представлен как сын Навина и член колена Ефремова. По-видимому, Осия («спасение») было его настоящим именем, и Моисей изменил его, чтобы оно больше соответствовало яхвизму:

Числ., 13: 16. …И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иегошуа.

Иегошуа (сокращенная форма - Иисус) означает «Яхве есть спасение».

На протяжении всего Исхода Иисус Навин остается военным помощником Моисея и в итоге становится его преемником в качестве вождя израильтян. Это первое свидетельство военного превосходства колена Ефрема, которое оно удерживало на протяжении всего периода существования колен Израилевых.

В более поздние ветхозаветные времена более распространенной стала сокращенная форма от Иегошуа - Иешуа. На греческом звук «ш» (не существующий в греческом алфавите) был заменен звуком «с» и добавлено обычное для греческого языка окончание имени на «-с». Таким образом Иешуа превратился в Иисуса.

Действительно, в Новом Завете (первоначально написанном на греческом) Иешуа, военачальник Моисея, упоминается как Иисус в двух случаях - по крайней мере в Библии короля Якова. Так, в Книге Деяний святых апостолов, когда Стефан кратко излагает историю Ветхого Завета перед синедрионом, он говорит о скинии, построенной в пустыне под руководством Моисея, которую

Деян., 7: 45. Отцы наши с Иисусом, взявши ее, внесли во владения народов [в Ханаан]…

В Исправленном стандартном переводе это имя в Деяниях, 7: 45 дается как Иешуа. Конечно, совершенно невозможно заменить имя Иисуса Христа его еврейским вариантом Иешуа. Это имя закрепилось в человеческом сознании в его греческой форме.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ИИСУС НАВИН Сокрушение ИерихонаИисус Навин, которому в дни обдумывания плана взятия Иерихона, главной крепости, охранявшей Ханаанскую землю, исполнилось восемьдесят шесть лет, был опытным и умудренным военачальником. Он не хотел рисковать и отказался от

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как Иисус Навин поднял боевой дух израильтян после поражения под городом Гай? Следующим после Иерихона городом на пути вторгшихся в Палестину израильтян был Гай. Поскольку этот город был укреплен значительно слабее, чем Иерихон, Иисус Навин послал к нему отряд всего из 3

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Иисус Навин После смерти Моисея Господь воззвал к Иисусу Навину и сказал ему: «Встань и перейди через Иордан, ты и весь твой народ. Ступай в землю, которую Я вам даю. Будь твёрд и мужественен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни

Из книги Библейские картинки, или Что такое «Божья благодать» автора Любимова Елена

Из книги Ветхий завет автора Мельник Игорь

Иисус Навин. Иисус стал преемником Моисея. Он собрал надзирателей и велел им пройти по лагерю с указанием: заготовить пищи на три дня и готовиться к вторжению. Потом он послал двух шпионов за Иордан, в город Иерихон.Шпионы пошли в город и остановились на ночлег в доме

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Иисус Навин оставляет в живых блудницу Раав (Иис. Нав., гл. 6) ... 20И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом. 21А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Иисус Навин и воин Господень. Иисуса Навина 5:13-15 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

ИИСУС НАВИН В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ После смерти Моисея сказал Бог Иисусу Навину:- Перейди реку Иордан. Будь тверд и мужествен, и тогда ты передашь народу землю, что клялся я отдать отцам их. Тщательно храни и исполняй закон, который завещал тебе Моисей.Послал Иисус Навин

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

ИИСУС НАВИН В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙПосле смерти Моисея сказал Бог Иисусу Навину:- Перейди реку Иордан. Будь тверд и мужествен, и тогда ты передашь народу землю, что клялся я отдать отцам их. Тщательно храни и исполняй закон, который завещал тебе Моисей.Послал Иисус Навин

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Иисус Навин - преемник Моисея Моисей, завершая свою речь, обращенную ко всему Израилю, 2 сказал: «Сто двадцать лет мне ныне, и я более не в силах ходить с вами в походы, да и Господь сказал мне: «Тебе не суждено перейти за Иордан». 3 Теперь Он Сам, Господь, Бог твой, перейдет

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Иисус Навин Во время первого сражения с амаликитянами у израильтян появился новый военный вождь. Исх., 17: 9. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами… Тот факт, что Иисус Навин появляется здесь без объяснения, кто он такой, наводит на мысль,

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Иисус Навин В еврейской Библии первые пять книг (Закон) составляют один из трех крупных разделов Ветхого Завета. Следующий раздел включает в себя двадцать одну книгу, которые вместе составляют Пророков. Первые шесть из них, по преимуществу исторические, - это «ранние

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Праведный ИИСУС НАВИН 1/14 сентября Первоначальное имя его было Осия (см.: Чис. 13, 9). Когда израильтяне готовились вступить в сражение с амаликтянами при Рефедиме, Моисей поручил ему начальство над войском (см.: Исх. 17, 9). В то время Навин имел сорок четыре года от роду. Вскоре

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

8. Иисус Навин – воин во имя Господа Помощник Моисея Моисей умер на пороге Земли обетованной, а ввести народ в эту землю предстояло его преемнику – Иисусу, сыну Нуна (по-славянски его зовут Иисус Навин, это как имя и отчество). Его имя носит целая книга в Библии. И, наверное,

Из книги автора

Иисус Навин, Илия, Ииуй… Стоит для начала посмотреть – а где именно в Ветхом Завете мы читаем о таких событиях? Прежде всего, разумеется, в книге Иисуса Навина. Наверное, если бы среди современных христиан провели голосование: какую книгу убрать из Библии – подавляющее

Loading...Loading...