Дом айседоры дункан на пречистенке. Дом айседоры дункан,ул.пречистенка,20

Один из самых известных пречистенских особняков, построен, возможно, самим Матвеем Казаковым в конце XVIII века. В середине прошлого столетия здесь прожил свои последние годы генерал Алексей Петрович Ермолов - герой Отечественной войны 1812 года, покоритель Кавказа. Он умер здесь же в 1861 году. В этом доме Генерала Ермолова навестил пленённый Шамиль, руководитель восстания на Кавказе. У них состоялась четырёхчасовая беседа, содержание которой так и осталось тайной.

Говорят, что изначально дом был построен для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов: состоятельные люди прогуливались на свежем воздухе, слушали музыку и попивали минеральную воду из дорогого хрусталя. Проходящие зеваки стали звать их и самого врача «лодырями». Однако пожар 1812-го года погубил здание, и уже после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом.
Стены дома повидали немало именитых людей. При графине Орловой об особняке говорила вся Москва: каждый москвич, даже сам Александр I знали о шутихе «дуре Матрёшке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в перья и старые платья графини, она сидела у решётки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.

Затем, в 1851 году особняк приобрёл герой Отечественной войны 1812 года, генерал Алексей Петрович Ермолов, который собрал здесь богатейшую библиотеку.

После А. П. Ермолова и до 1884 года владельцем был В. Д. Коншин, прославившийся в отличие от прежнего хозяина полным отсутствием книг. У него была лишь одна – описание коронации Александра II. При Коншине особняк полностью поменял свой облик: дом приобрёл современные черты рококо и барокко, фасад был украшен обильным декором с изображениями орлов, грифонов, львиных голов, дубовых и лавровых ветвей.
Затем дом принадлежал В. И. Фирсановой.

В 1900-х годах в доме поселился миллионер А. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов», имевший плантации даже на Цейлоне. Его жена, балерина Александра Балашова, блистала на сцене Большого театра, поэтому специально для неё в доме был устроен балетный репетиционный зал с зеркальными стенами. При Ушковых особняк был полностью переделан и стал одним из самых роскошных в городе, однако потерял классические черты.
После революции семье Ушкова пришлось покинуть Россию, однако особняк пустовал недолго. В 1921 году в доме снова заиграла музыка - его хозяйкой стала американская балерина Айседора Дункан, открывшая здесь детскую хореографическую школу-студию. В 1921-1923 годах, перед отъездом за границу и после возвращения из поездки, в студии Дункан жил поэт С. А. Есенин, у которого был роман с Айседорой.

В 1999 году в здании была проведена реставрация, признанная победителем конкурса на лучшую реставрацию памятников архитектуры Москвы.

Объект культурного наследия федерального значения.

Пристройка с севера - современная.

— улицы на букву «П» — Павелецкая набережная Павелецкая площадь Павелецкий 1-й, проезд Павелецкий 2-й, проезд Павелецкий 3-й, проезд Павла Андреева, улица Павла Корчагина, улица Павлика Морозова, улица Павловская улица Павловский 1-й, переулок Павловский 2-й, переулок Павловский 3-й, переулок Павлоградская 1-я, улица Павлоградская 2-я, улица Павлоградская 3-я, улица Павлоградская 4-я, улица Пакгаузное шоссе Палехская улица Палисадная улица Палиха, улица Палочный переулок Панкратьевский переулок Пантелеевская улица Пантелеевский переулок Панфилова, улица Панфилова, улица (г. Зеленоград) Панфиловский переулок Панфиловский проспект Панфёрова, улица Папанина, улица Паперника, улица Парковая 1-я, улица Парковая 10-я, улица Парковая 11-я, улица Парковая 12-я, улица Парковая 13-я, улица Парковая 14-я, улица Парковая 15-я, улица Парковая 16-я, улица Парковая 2-я, улица Парковая 3-я, улица Парковая 4-я, улица Парковая 5-я, улица Парковая 6-я, улица Парковая 7-я, улица Парковая 8-я, улица Парковая 9-я, улица Парковая улица Парковая улица (пос. Новобратцевский) Паромная улица Партизанская улица Партийный переулок Парусный проезд Паршина, улица Пасечная улица Патриарший мост Паустовского, улица Певческий переулок Педагогическая улица Пекуновский тупик Пенягинская улица Пенягинский 1-й, проезд Пенягинский 2-й, проезд Первой Маёвки, аллея Первомайская аллея Первомайская улица Первомайская улица (пос. Малино) Первомайская улица (пос.Толстопальцево) Первомайский проезд Переведеновский переулок Переведеновский тупик Перекопская улица Перерва, улица Перервинский бульвар Пересветов переулок Переяславский переулок Пермская улица Перова Поля 1-й, проезд Перова Поля 2-й, проезд Перова Поля 3-й, проезд Перова Поля 4-й, проезд Перовская улица Перовский проезд Перовское шоссе Перуновский переулок Песочная аллея Песочный переулок Пестеля, улица Пестовский переулок Песчаная 2-я, улица Песчаная 3-я, улица Песчаная площадь Песчаная улица Песчаный Карьер, улица Песчаный переулок Петра Алексеева 1-й, переулок Петра Алексеева 2-й, переулок Петра Алексеева, улица Петра Романова, улица Петроверигский переулок Петровка, улица Петровские Ворота, площадь Петровские Линии, улица Петровский бульвар Петровский переулок Петровско-Разумовская аллея Петровско-Разумовский проезд Петрозаводская улица Петропавловский переулок Пехорская улица Пехотная улица Пехотный 1-й, переулок Пехотный 2-й, переулок Печатников переулок Печорская улица Пивченкова, улица Пилота Нестерова, улица Пилотская улица Пименовский тупик Пинский проезд Пионерская улица (пос.Толстопальцево) Писцовая улица Плавский проезд Планерная улица Планетная улица Платовская улица Плетешковский переулок Плеханова, улица Плещеева, улица Плотинная улица Плотников переулок Плющева, улица Плющиха, улица Победы, площадь Поварская улица Погодинская улица Погонный проезд Погорельский переулок Подбельского 1-й, проезд Подбельского 3-й, проезд Подбельского 4-й, проезд Подбельского 5-й, проезд Подбельского 6-й, проезд Подбельского 7-й, проезд Подвойского, улица Подгорская набережная Подколокольный переулок Подкопаевский переулок Подмосковная улица Подольская улица Подольский 1-й, переулок Подольских Курсантов, улица Подольское шоссе Подрезковская 1-я, улица Подрезковская 2-я, улица Подрезковская 3-я, улица Подсосенский переулок Подушкино, посёлок Подъёмная улица Подъёмный переулок Пожарский переулок Поклонная улица Покровка, улица Покровская 2-я, улица Покровские Ворота, площадь Покровский бульвар Покрышкина, улица Полбина, улица Полевая улица (г. Зеленоград) Полевая улица (дер. Захарьино) Полевая улица (пос.Толстопальцево) Полевой 1-й, переулок Полевой 2-й, переулок Полевой 4-й, переулок Полевой переулок Поленова, улица Полесский проезд Поликарпова, улица Полимерная улица Полины Осипенко, улица Политехнический проезд Полковая улица Полосухина, улица Полоцкая улица Полтавская улица Полуярославская набережная Полянский 2-й, переулок Полянский переулок Поляны, улица Полярная улица Полярный проезд Померанцев переулок Поморская улица Поперечный 1-й, проезд Поперечный 2-й, проезд Поперечный, просека Попов проезд Попутная улица Поречная улица Порядковый переулок Поселковая улица Посланников переулок Последний переулок Пост Брянский, улица Потаповский переулок Потешная улица Потылиха, улица Походный проезд Правая Дворцовая аллея Правды, улица Правобережная улица Прасковьина улица Преображенская набережная Преображенская площадь Преображенская улица Преображенский Вал, улица Пресненская набережная Пресненский Вал, улица Пресненский переулок Пречистенка, улица Пречистенская набережная Пречистенские Ворота, площадь Пречистенский переулок Пржевальского, улица Прибрежный проезд Привокзальная площадь Привольная улица Привольный проезд Приозёрная улица Приорова, улица Приречная улица Причальный проезд Пришвина, улица Приютский переулок Прогонная 1-я, улица Прогонная 2-я, улица Продольная аллея Продольный проезд Проезд N 3, проезд Проезд N 474, проезд Проезд N 4801, проезд Проезд N 4807, проезд Проезд N 4914, проезд Проезд N 4919, проезд Проезд N 4921, проезд Проезд N 4922, проезд Проезд N 5253, проезд Проезд N 5526, проезд Проезд N 607, проезд Проезд N 657, проезд Проезд N 673, проезд Проектируемый проезд N 1087 Проектируемый проезд N 137 Проектируемый проезд N 1438 Проектируемый проезд N 153 Проектируемый проезд N 1980 Проектируемый проезд N 210 Проектируемый проезд N 2236 Проектируемый проезд N 3610 Проектируемый проезд N 3683 Проектируемый проезд N 369 Проектируемый проезд N 3712 Проектируемый проезд N 3888 Проектируемый проезд N 4025 Проектируемый проезд N 4062 Проектируемый проезд N 4251 Проектируемый проезд N 4294 Проектируемый проезд N 4386 Проектируемый проезд N 5092 Проектируемый проезд N 5112 Проектируемый проезд N 5113 Проектируемый проезд N 5167 Проектируемый проезд N 5207 Проектируемый проезд N 5231 Проектируемый проезд N 5265 Проектируемый проезд N 5267 Проектируемый проезд N 5280 Проектируемый проезд N 5302 Проектируемый проезд N 5396 Проектируемый проезд N 5467 Проектируемый проезд N 5509 Проектируемый проезд N 552 Проектируемый проезд N 687 Проектируемый проезд N 710 Проектируемый проезд N 727 Проектируемый проезд N 890 Проектируемый проезд N 951 Проектируемый проезд N 995 Производственная улица Прокатная улица Прокудинский переулок Пролетарская улица Пролетарский проспект Пролетарского Входа, аллея Проломная Застава, площадь Промышленная улица Промышленный проезд Пронская улица Просвещения, улица Просвирин переулок Просторная улица Протопоповский переулок Проточный переулок Профсоюзная улица Прохладная улица Проходчиков, улица Пруд-Ключики, улица Прудная улица Прудный переулок Прудовая улица Прудовой проезд Прядильная 1-я, улица Прядильная 2-я, улица Прядильная 3-я, улица Прямикова, улица Прямой переулок Прянишникова, улица Псковская улица Пугачёвская 1-я, улица Пугачёвская 2-я, улица Пуговишников переулок Пудовкина, улица Пулковская улица Путевой проезд Путейская улица Путейский тупик Путилковское шоссе Пушечная улица Пушкарёв переулок Пушкина, улица Пушкинская набережная Пушкинская площадь Пыжевский переулок Пырьева, улица Пыхов-Церковный проезд Пяловская улица Пятигорский 2-й, проезд Пятницкая улица Пятницкий переулок Пятницкое шоссе парк Фёдорова Святослава, парк

В самом конце 1999 года была официально завершена реставрация особняка на Пречистенке 20, которым в разное время владели и жили весьма примечательные для нашей истории личности.

В ходе проведения реставрационных работ был раскрыт считавшийся пропавшим интерьер Мавританской комнаты, авторство которой приписывается Федору Осиповичу Шехтелю. Под 12 слоями белой краски был обнаружено и раскрыто удивительное оформление камина. Как и вся комната, это оформление камина было стилизовано под самаркандский мавзолей из комплекса Шах-и-Зинда, в том числе и характерной арабской вязью

Но при внимательном рассмотрении этой “арабской вязи” на самом деле можно причитать наше родное (на начало 20 века — с символом “Ѣ”) начертание фамилии последнего законного владельца этого особняка – Ушков.

Федор Осипович Шехтель продемонстрировал свой удивительный талант и в таких, казалось бы, мелочах, сохранив для потомков фамилию владельца “вплетя” ее в арабскую вязь!

Сам Мавританский зал, который по некоторым сведениям изначально проектировался как курительная комната, нынче служит официальным залом приемов ГлавУПД МИД России, который нынче и считает себя владельцем этого особняка. К великому сожалению фотографии этого объекта культурного наследия федерально значения (точнее сказать — его интерьеров) практически отсутствуют, да и возможность его посещение, предусмотренная Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, также представляется весьма сомнительной. Так что с этим культурным наследием народов России могут ознакомиться либо “ответственные” “товарищи”, либо представители дипломатического корпуса.

Свой нынешний облик этот особняк получил в 1907 году (1909 ?) когда его последний законный владелец Алексей Константинович Ушков заказал переустройство владения, построенного ранее, еще в начале 19 века в классическом стиле.

Авторство приобретенного Ушковым особняка приписывается Матвею Казакову, но документальных подтверждений тому найти не удалось. А вот для того, чтобы установить архитектурное авторство дошедшего до наших дней особняка, перестроенного уже для Ушкова, потребуется небольшое путешествие в пространстве и во времени – в самое начало 20-го века, в …. Казань.

«Я хочу, чтобы в моем доме поместился весь мир. Украшайте каждую комнату в отдельном стиле». Так ответил Алексей Константинович Ушков на вопрос архитектора Карла Людвиговича Мюфке, в каком стиле тот хотел бы перестроить владения по Воскресенской улице (сейчас Кремлёвская, 33) в Казани.

Алексей Константинович Ушков (1879-1948 гг.) происходил из состоятельного рода промышленников Ушковых, основавших в середине 19 веке в тогдашней деревне Бондюга – сейчас это город Мендеелевск, недалеко от Елабуги крупное химическое производство. Ныне это химзавод имени Карпова. По материнской линии Алексей Ушков наследовал чайную “империю” Губкина-Кузнецова, включая чайные плантации на Цейлоне.

Нельзя не вспомнить слова Дмитрия Ивановича Менделеева, который несколько лет работал на заводе Ушковых в Бондюге: «Я, видевший немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но и во многом превосходить иноземное…»

Будучи еще студентом Казанского университета, Алексей Константинович Ушков к своей свадьбе получает в подарок от своего дяди несколько строений, расположенных на Воскресенской улице в Казани. Возможно не без участия отца невесты, Зинаиды Высоцкой – профессора хирургической патологии казанского университета Николая Федоровича Высоцкого и был приглашен архитектор Карл Мюфке, строивший в это время корпус Казанского университета.

Перестроенный по проекту Мюфке дом Алексей Ушков преподносит в дар своей невесте в 1907 (1908 ?) году. Сейчас в этом доме располагается республиканская библиотека, и желающие без труда могут совершить виртуальную экскурсию по его затейливым интерьерам, “поместившими весь мир”.

Но вернемся в Москву, на Пречистенку. Ниже представлены фотографии дома Ушкова в Казани и его дом на Пречистенке. Есть достаточно оснований полагать, что это практически “близнецы-братья”: общая композиция, богатейшая и ни с чем ни сравнимая декоративная отделка, оформление балкона.



Дом Ушкова в Казани располагаясь на углу двух улиц, имеет два “парадных” фасада, в отличии от нашего Московского. Но общая композиция фасадов – два этажа и их пропорции, первый с рустовкой, а второй с богатыми лепным декором и ажурной, характерной формы кованой балконной решеткой, оформление крыши вазами, все это в целом говорит о идентичности (возможно, переработке) проектов.

Внимательное рассмотрение элементов декора еще более укрепляет эту позицию: на фасадах обоих зданий присутствуют вполне характерные птицы, орнамент с кадуцеем, раковинами, львиными мордами, и женской головкой на фронтоне. Весьма характерны и практически совпадающие парные изображения грифонов:










Есть документальные свидетельства авторства и непосредственного участия Карла Мюфке в строительстве Казанского особняка Ушкова. Газета Казанский телеграф», в 1906 писала “Вчера на стройке дома Ушкова с лесов упал архитектор Мюфке…”. Далее сообщалось, что он сломал два ребра, но “но работу не оставил и, отряхнувшись, мужественно полез на леса”.

По поводу же строительства Московского дома Ушкова на Пречистенке (точнее сказать перестройки из строго классического Московского особняка 19 века), точных свидетельств найти пока не удалось. Однако очевидное стилистическое сходство позволяет с достаточной степенью уверенности приписать авторство самого проекта именно Карлу Мюфке.

А вот для отделки интерьера, в частности, курительной комнаты в восточном стиле был приглашен Федор Шехтель, уже хорошо знакомый старшему брату Ушкова – Григорию Константиновичу по его Московскому особняку (Рождественский бульвар дом 10). Кстати, уместно вспомнить, что винный погреб для Григория Константиновича Ушкова в Форосе (по образцу винных подвалов в Шампани) строил Шехтель. Этот подвал “Шесть лучей”, будучи заглублен до 8 метров, обеспечивал постоянную температуру 12-13°C и вмещал до 100 тысяч ведер вина. (Для справки: в издании “Архитекторы Московского модерна. Творческие портреты” М. Нащокина не указывает в списке работ Федора Шэхтеля оформление интерьера в доме Алексея Ушков на Пречистенке)

В связи со вторым браком Алексея Константиновича его дом на Пречистенке 20 спустя буквально несколько лет после своей постройки претерпел примечательное внутреннее переустройство. Скорее всего, именно это переустройство и сыграло в его последующей судьбе весьма примечательную роль. Алексей Константинович вторым браком был женат на известной приме-балерине Большого театра Александре Балашовой, и для нее в особняке был обустроен репетиционный зал с зеркальными стенами.

Об этом зале и великолепном убранстве внутренних жилых покоев вспоминал Илья Ильич Шнейдер, начавший свою карьера как журналист и театральный обозреватель еще 1912 году. Вскоре после Февральских событий 17 года после благотворительного бала в Большом театре ему довелось провожать приму Балашову домой. Александра Михайловна пригласила его зайти и провела “экскурсию” по своим покоям, о чем буквально несколькими годами позже Щнейдеру случится вспомнить, но уже в связи с другой хозяйкой особняка на Пречистенке.

В 1921 году Алексей Ушков и Александра Балашова покинут свой особняк и вскоре поселятся в Париже на Rue de La Pampe, 103 в доме, некогда принадлежавшем другой известной танцовщице Айседоре Дункан. И в том же 1921 году именно Илья Шнейдер по поручению Луначарского, ставший секретарем Айседоры Дункан, сопровождает Айседору в ее новый Московский дом с…. балетным репетиционным залом на Пречистенке 20.

В своей книге ‘Встречи с Есениным’ (Москва: ‘”Советская Россия” , 1974 г.) он вспоминает: “ Этот дом был предоставлен Московской школе Айседоры Дункан. Там же мы и жили. Вспоминаю, как потом я увидел однажды Айседору молча стоящей на белой мраморной лестнице особняка. Она исподлобья оглядывала балашовских потолочных красавиц, мраморную балюстраду, испещренные золотой лепкой колонны розового дерева… Потом сказала:

— Я давно говорю, что нужно содрать всю эту позолоту вместе с римлянками и гречанками и выбелить все!”

А вот как Шнейдер описывает первое посещение Дункан особняка Ушкова – Балашовой:

“Войдя впервые в особняк, Дункан скривила губы при виде потолочных красавиц, облепленных золотом колони и бронзовых барельефов.

В своей комнате Айседора опустилась в кресло и залилась неудержимым смехом:

— Кадриль! — кричала она, заразительно смеясь. — Changez vos places!”

Нужно пояснить, что неудачный перевод выражения Changez vos places как “кадриль”, стал затем тиражироваться в связи с этой историей, утеряв “скрытй смысл”. Changez vos places – дословно означает “Меняйтесь местами!” Именно так говорит распорядитель танцев в одной из фигур кадрили на балах. И именно так, в этом в смысле и отреагировала Айседора Дункан на своеобразную смену….не партнеров в танце на балу, а домов для проживания в невидимом “танце” жизни в партнерстве с Александрой Балашовой!

На Пречистенке 20 несколько лет с Айседорой Дункан проживал и Сергей Есенин, невольным свидетелем знакомства которых был все тот же Илья Шнейдер. Встреча эта произошла на литературно-художественном вечере у художника-авангардиста Григория Якулова (Жорж Прекрасный) в мастерской художника, расположенной в доме по №10 по Большой Садовой – знаменитый Дом Булгакова! Удивительные совпадения примечательных адресов, не так ли?

Шнейдер вспоминает: “…… Но в то первое утро (после литературного вечера у Якулова – примечание сайт) ни Айседора, ни Есенин не обращали никакого внимания на то, что мы уже в который раз объезжаем церковь. Дремлющий извозчик тоже не замечал этого.

— Эй, отец! — тронул я его за плечо. — Ты, что, венчаешь нас, что ли? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз едешь.

Есенин встрепенулся и, узнав в чем дело, радостно рассмеялся.

— Повенчал! — раскачивался он в хохоте, ударяя себя по коленям и поглядывая смеющимися глазами на Айседору.

Она захотела узнать, что произошло, и, когда я объяснил, со счастливой улыбкой протянула:

— Manage… (Свадьба (франц.).)

Наконец, извозчик выехал Чистым переулком на Пречистенку и остановился у подъезда нашего особняка.

Айседора и Есенин стояли на тротуаре, но не прощались.

Айседора глянула на меня виноватыми глазами и просительно произнесла, кивнув на дверь:

— Иля Илич… ча-ай?

— Чай, конечно, можно организовать,- сказал я, и мы все вошли в дом.

Как большинство журналистов, Илья Шнейдер склонен и к преувеличению, да и просто к придумыванию “фактов” – мало кто будет утруждать себя элементарной проверкой фактов и дат J. Поэтому остается только поверить Илье Шнейдеру, ибо более никто из участников этого конного маршрута воспоминаний о нем не оставил, ни Есенин, ни Дункан, ни извозчик, ни его лошадь J. Сочиненная профессиональным литератором-журналистом легенда? Возможно, но, нельзя не признать, симпатичная…и уже ставшая, как подлинная Московская история, многожды тиражироваться…

Но история дома на Пречистенке 20 заслуживает внимания и не только в связи с его балетным и литературным прошлым. Этот дом хранит воспоминания не только об Александре Балашовой (имевшей большой успех в Париже) и Алексее Константиновиче Ушкове, Айседоре Дункан и Сергее Есенине.

С большой уверенностью можно полагать, что в доме 20 на Пречистенке бывали и братья Третьяковы. Предыдущий (до Ушкова) владелец этого особняка – Владимир Дмитриевич Коншин был женат на Елизавете Михайловне Третьяковой, сестре Павла и Сергея Третьяковых. Владимир Дмитриевич Коншин (1824-1915) начинал свою деятельность в качестве приказчика в доме отца братьев Третьяковых — Михаила Захарьевича. Обладая незаурядными деловыми качествами уже вместе с Павлом и Сергеем Третьяковыми принял участие в создании товарищества «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». И спустя несколько лет в 1866 году Владимир Коншин становится председателем правления товарищества льняной мануфактуры (Кострома), преемника торгового дома «П.и С. братья Третьяковы и В. Коншин».

Производимые на мануфактуре ткани пользовались заслуженным признанием, не раз получали золотые медали в Париже и Турине. Предприятие являлось поставщиком Двора Его Императорского Величества. Как указывают открытие источники в Сети, “это была единственная в мире фабрика, где под одной крышей работало 54 тысяч веретен; она создавалась без всякого участия иностранцев. Обороты товарищества достигли суммы в 12 миллионов рублей в год.”

Владимир Дмитриевич Коншин состоял гласным городской думы и выборным купеческого общества, был заметным благотворителем, был лично знаком со многими художниками и литераторами. А его дочь, вышла замуж за Анатолия Чайкойвского, родного брата знаменитого композитора.

Возвращаясь к самому дому 20 по Причистенке некоторые источники предполагают, что вступив во владение этим особняком, Владимир Дмитриевич Коншин приглашал к его обустройству известного архитектора Александра Степановича Каминского, женатого на другой сестре Третьяковых – Софии.

Любопытное совпадение: с Пречистенкой связана история еще одного рода Коншиных — известный многим Московский Дом Ученых (Пречистенка 16) был построен для Александры Ивановны Коншиной ( Но это однофамильцы, родом из Серпухова.

Предшествующая Коншину страница истории дома связана с военными победами и завоеваниями России. Генерал Ермолов — герой Бородина, отбивший у французов батарею Раевского, покоритель Кавказа, фактически основавший такие крепости как Нальчик, Внезапная и Грозная! Именно с этим незаурядным человеком неразрывно связна более ранняя (середины 19 века) история дома на Пречистенке 20

Выйдя в отставку в 1827 году, легендарный генерал после несколько лет проведет в своем имении под Орлом, где его навестил Пушкин. Получив отказ Императора выехать заграницу, Ермолов перебирается в Москву, где и приобретает именно этот особняк на Пречистенке 20. В этом доме Генерал Ермолов и оставался уже до конца своих дней. Во время Крымской компании с 1853 он возглавлял до 1855 года Московское ополчение, фактическим штабом которого и стал его дом на Пречистенке. В 1861 году Москва провожала генерала в его последний путь двое суток. Кстати, несмотря на отнюдь неоднозначное отношение к Генералу со стороны Императорской династии (не забылись его взгляды и отношения с Декабристами), в Санкт-Петербурге в память о Генерале Ермолове на Невском проспекте, во всех магазинах были выставлены его портреты. По завещанию Генерала Ермолова его похоронили на родной Орловщине. В Орле была устроена грандиозная панихида: и площадь перед Троицкой церковью, где проходило отпевание, и все прилегающие улицы были полностью заполонены пришедшими проститься с Генералом.

Грибоедов, служивший одно время под началом Генерала Ермолова в Тифлисе, назвал его “Сфинксом новейших времен”. Так что, проходя по Пречистенке мимо дома 20, стоит вспомнить эти славные станицы отечественной истории и хотя бы мысленно отдать дань уважения Генералу Ермолову, служившему скорее Отечеству, нежели его Императорам! Достойный пример, побуждающий о многом задуматься в нынешнее время!

Перемещаясь по шкале времен ближе к началу 19 и далее история дама 20 на Пречистенке все больше теряет документы, о своих владельцах, но взамен утерянному пополняется легендами, возможно и связанными с реальными событиями и самим этим владением.

Так Московское предание приписывает именно этому дому историю о домашней «шутихе» графини Орловой. Эта “шутиха”, имея обыкновения из сада через ограду особняка “общаться” с проходящими мимо, однажды даже была замечена Императором Александром I, и якобы, они даже обменялись какими-то репликами. К сожалению точных дат владения Орловой особняком не известно, поэтому проверить по датам возможность такой беседе не представляется возможным.

Но гораздо более “серьезная” и даже нашедшая свое “место” в наши дни легенда связана с доктором медицины Justus Christian Loder, в России именовавшимся как Христиан Иванович Лодер(1753-1832). Документальных свидетельств обнаружить не удается, но практически все источники указывают, что вероятно в самом начале 19 века именно Христиану Лодеру принадлежало данное владение на Пречистенке 20.

Получив образование в Риге Justus Christian Loder преподавал и практиковал в Йене, где стал лейб-медиком герцога Саксен-Веймарского. В 1803 г., доктор Лодер поступает на службу в прусском Галле, где становится профессором анатомии.

После завоевания Галле Наполеоновскими войсками он перебирается в Кенигсберг, где получил в 1809 году диплом на дворянство. Однако в силу развивавшихся политических событий уже 1810 Христиан Лодер оставляет Прусскую службу и перебирается в Санкт Петербург, где его представляют Императору Александру I. Он практикует в обеих Столицах – в Санкт Петербурге и в Москве. Христиан Иванович Лодер, будучи незаурядной личностью, имел тесные дружеские отношения с В. Гете, Ф. Шиллером, А. Гумбольдтом.

Предположительно в отстроенное Матвеем Казаковым (?) еще до Московского пожара 1812 владение на Пречитенке 20 и переселяется этот самый доктор Лодер.

Во время войны 1812 года Христиан Иванович Лодер занимается созданием госпиталей для раненных (на 6000 офицеров и 30000 нижних чинов), за что удостаивается ордена св. Анны 2-й степени с бриллиантами при рескрипте.

В 1818 г. Государь для Московского университееа купил у Христиана Лодера его собрание анатомических препаратов. А сам доктор Лодер занялся воссозданием по разработанному им же плану анатомического театра в Москве, на что потратил около 100000 (?) рублей. За эту постройку он был удостоен орден св. Владимира 2-й ст.

Доктор медицины и хирургии (1777). Доктор философии Христиан Иванович Лодер является почётный член Московского университета, о чем свидетельствует запись в Летописи Московского Университета.

Но история Московских легенд хранит другой эпизод, связанный с доктором Лодером. В ноябре 1825 года X. И. Лодер подготовил доклад «О приготовлении искусственных минеральных вод по методе доктора Струве в Дрездене и проект заведения подобных вод в Москве», который был напечатан в типографии Московского университета. В докладе излагался и «Проект плана предполагаемого в Москве с дозволения Министерства внутренних дел заведения для делания по методе доктора Струве искусственных минеральных вод, как для внутреннего употребления, так и делания разных ванн».

Компаньоном доктора Лодера был профессор химии Московского Университета Фёдор Фёдорович (Фердинанд-Фридрих) Рейсс. Ф.Ф. Рейсс несколькими годами ранее исследовал состав минеральных вод Кавказа, Тверской и Московской губерний, и открыл курорт минеральный искусственных вод в Нескучном саду. Но заведения не пользовалось успехом.

А открытое компаньонами “Заведении искусственных вод» в Хилковом переулке на склоне, спускавшемся к Москва-реке невдалеке от нынешнего Крымского Моста, приобрело неслыханную популярность. В отличии от неудачного опыта в Нескучном саду, в новом заведении кроме самих минеральных вод практиковали и “оздоровительные” процедуры – неспешные, под звуки оркестра 2-х или 3-х часовые прогулки, лучше сказать – гуляния по живописным (в то время) парковым аллеям усадьбы в Хилковом переулке.

Заведение было устроена на популярный европейский манер, да и известность самого доктора Лодера сыграла не малую роль. Вот как описывает Филипп Филиппович Вигель (1828 год), известный Русский мемуарист, заведение доктора Лодера: «Старый и знаменитый Лодер завел первые в России искусственные минеральные воды. Они только что были открыты над Москвой-рекой, близ Крымского брода, в переулке, в обширном доме с двумя пристроенными галереями и садом. Всякий день рано поутру ходил я пешком по Старой Конюшенной на Остоженку. Движение, благорастворенный утренний воздух, гремящая музыка и веселые толпы гуляющих больных (из коих на две трети было здоровых), разгоняя мрачные мысли, нравственно врачевали меня не менее, чем мариенбадская вода, коей я упивался. Новизна, мода обыкновенно влекут праздное московское общество, как сильное движение воздуха все гонит его к одному предмету. Потому-то сие новое заведение сделалось одним из его увеселительных мест «.

Молва приписывает, что именно тут кучера, ожидавшие по нескольку часов своих господ, на вопросы многочисленных простых прохожих отвечали, что тут “лодыря гоняют”.

Некоторые “горячие” головы приписывают даже само происхождение слова “лодырь” фамилии доктора — Лодер. Но это не так: слово происходит, как указывается в словаре Макса Фасмера вероятнее всего, от одного из диалектов немецкого языка. Слово Lodder (loder), пришедшее на Русскую землю предположительно с Петровскими реформами буквально означало “подлец, негодяй”. (Примечание: современные носители языка (Немецкого) пока не смогли подтвердили эту версию.) А вот выражение “Гонять лодыря”, это уж точно наше, родное, и обратно перевести это выражение на немецкий уже затруднительно! Вот, уж действительно “Великий и могучий….” !

Возвращаясь в наши дни нельзя не сказать еще несколько слов о самих реставрационных работах в доме 20 по Пречистенке. Со слов реставраторов “сюрпризы начались, когда приступили к работе с потолком: обнаружилось, что он подшивной, дощатый. Убрали доски и открылись остатки купола и следы сбитой обильной лепнины. Позже, при вскрытии пола были обнаружены две коробки из-под обуви, куда кто-то заботливо сложил остатки сбитой лепнины, как послание потомкам, которые будут не ломать, а строить. Открытия продолжались: под многими слоями краски, покрывавшими двери, обнаружилась сложная вязь резного орнамента, покрытая сусальной позолотой. Камин оказался мраморным, украшенным резьбой по камню, тоже позолоченной. Среди вычурных орнаментов виднелись несколько витиеватых арабских надписей”. Вот как вспоминает главный архитектор проекта воссоздания Мавританского зала Галина Медведева, сотрудник института «Спецпроектреставрация» о работе в Мавританском зале Шехтеля “…Это его ранняя работа — так сказать, «предмодерн», но уже с печатью модерна. Краски характерны для начала века — как бы приглушенные, этот эффект достигался сочетанием масляных красок с воском. А сама гамма цветов в «мавританском зале» удивительно нарядна — цвета вишневый, розовый, охра, бирюза, сине — зеленый плюс золото и бронза. Этот благородный набор цветов, характерный для модерна, был забыт в советское время, знавшее для украшения интерьеров лишь два цвета — белый и салатовый. Фрагменты старой краски, сохранившиеся на остатках лепнины, мы изучали под микроскопом. Удивительно, но среди двух тысяч колеров, предложенных современными фирмами, нужных оттенков не нашлось, мы составили их сами — 5 на основе 18, специально отобранных”.

Казалось бы, один Московский адрес, но как много он хранит с собой и воспоминаний и легенд, славных страниц Отечественной истории и ее героев.

PS. В конце августа 2017 года напротив Дома 20 по Пречистенке была раставрирована (раскрыта из-под слоев поздней покраски) надпись “Артель “ХЛЕБОПЕК” Булочная”. Эту вывеску наверняка видела и Айседдора Дункан и Сергей Есенин. Но восстановление этой вывески проводилось уже не силами ГлавУПДК, а исключительно силами энтузиастов-реставраторов — трудкоммуна «Вспомнить все». Эти работы по восстановлению Московских вывесок производятся исключительно при поддержке неравнодушных Москвичей, и общественного движения Архнадзор.


Авторство дома на Пречистенке, 20 приписывают сразу пяти архитекторам, а дату постройки в разных источниках указывают с разницей в сто лет. особняк Ермолова, дом Коншина, студия Айседоры Дункан – названия дома хранят тайны его владельцев. медальон же на главном фасаде
остается пустым по сей день, словно сохраняя особняк для новой, особенной истории. Текст Татьяна Осетрова

Дом на ручье | Большая Чертольская улица получила свое название благодаря упрямому ручью, протекавшему на месте нынешнего Гоголевского бульвара. Во время весеннего половодья овражек становился настоящим бедствием: ручей разливался на всю округу, от жуткой грязи не спасали даже мостики и дамбы. «Черт его рыл!» – ругался очередной пострадавший, поэтому ручей прозвали Черторыем, а всю местность вокруг – Чертольем. Упрямый ручеек и сейчас течет по старому руслу, надежно запертый в подземную трубу под Гоголевским бульваром . В 1524 году князь Василий III основал неподалеку Новодевичий монастырь. Поток паломников к чудотворной иконе Пречистой Девы был неиссякаем.
Дорогу к храму называли Чертольской: в народе ходило поверье, что эта улица – путь искушения, а любой заговоривший прохожий может оказаться самим Нечистым, поэтому всю дорогу прихожане были вынуждены молчать и креститься. Своеобразную войну с «чертом» выиграл отец Петра I. По одной версии Алексей Михайлович (Тишайший) счел название дороги к храму непозволительным, по другой – монарху надоел утомительный ритуал, однако в 1658 году царским указом улица была переименована в Пречистенскую, а вскоре название сократилось до Пречистенки. Бывшее Чертолье постепенно стало самым элитным районом: здесь жили Салтыков, Архаров, Нарышкин, Потемкин, Морозов. Даже через несколько веков на этой территории не строились магазины, а роскошные особняки были знамениты тенистыми садами и невероятной тишиной.
Название улицы изменялось еще трижды. В середине XIX века Пречистенкой стали называть только дорогу от Бульварного кольца к Новодевичьему монастырю, а продолжение улицы внутри Бульварного кольца окрестили Волхонкой. В 1921 году Пречистенка и вовсе исчезла с карты города, уступив место улице Кропоткинской. Историческое название было возвращено только в 1991 году, однако многие карты (не успевая за переименованиями) продолжали называть улицы на советский манер, поэтому дома на Пречистенке до сих пор известны в народе под двумя адресами.

Перекрестье эпох | Первый дом по нынешнему адресу – Пречистенка , 20 – был построен в конце XVIII века знаменитым архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым. Мастеру не только подражали, но и приписывали авторство многих проектов, к которым Казаков не имел никакого отношения. Наши современники часто объясняют это стилистическим сходством строений, однако все гораздо прозаичнее: молодому архитектору было достаточно назвать автором проекта известную персону, чтобы разрешение на строительство было получено в кратчайшие сроки. Точно так же спасали здания от сноса – шедевры известных архитекторов были неприкосновенны. Да и самих Казаковых было шестеро. Иногда даже называют другую дату постройки особняка – конец XVII века, а Казаков лишь подновил ветшающее вековое здание, но доказать или опровергнуть это предположение тоже невозможно.

По официальной версии деревянный дом был построен для известного врача Лодера – автора проекта 1-й Градской больницы. Профессор открыл «Московское заведение искусственных минеральных вод» и прославился необычным методом лечения. В саду лечебницы прогуливались состоятельные люди, слушая музыку и попивая из дорогого хрусталя мариенбадскую минеральную воду. В народе их стали называть «лодырями» вместе с самим врачом. Особняк со строгим классически фасадом до наших дней не сохранился – дом сгорел при пожаре 1812 года. Вскоре на месте пепелища возвели каменное здание, отчасти напоминающее прежнее. При графине Орловой этот дом знала вся Москва: в теплое время года у решетки сада сидела нарумяненная «дура Матрешка», носившая чудовищные головные уборы из перьев и старые бальные платья графини. «Матрешка» разговаривала с прохожими, посылала им воздушные поцелуи и однажды затеяла беседу с самим Александром I, проезжавшим мимо усадьбы Орловых.

Шутовские обычаи сменились штабными, когда дом был приобретен для героя Отечественной войны и покорителя Кавказа Алексея Петровича Ермолова. По свидетельствам современников Ермолов предсказывал судьбы знакомых и сослуживцев, а свою подробнейше описал еще в молодости. Генерал собрал богатейшую библиотеку, насчитывавшую более 9 тыс. томов, написал прекрасное руководство по переплетному делу, которым очень любил заниматься и сам. При следующем владельце дома – В. Д. Коншине – в особняке была всего одна книга: официальное описание коронации Александра II. Основательно изменился и облик дома: для перестройки фасада был приглашен Александр Каминский, женатый на сестре Третьяковых и построивший впоследствии знаменитую Третьяковскую галерею. Фасад дома Коншина приобрел обильный эклектический декор с элементами рококо и немецкого барокко. Появились изображения дубовых и лавровых ветвей, грифонов, орлов, и львиных голов.

Кадриль Айседоры | Следующими хозяевами особняка стали в 60-х годах XIX века промышленники Ушковы, владевшие заводами, рудниками и собственным флотом. В начале XX века дом был капитально перестроен по проекту Карла Мюфке и стал одной из самых роскошных резиденций города. Два бальных зала, мраморные лестницы, золотая лепка, зимний сад, интерьеры в стиле Людовиков… Для хозяйки особняка – знаменитой красавицы-балерины Александры Михайловны Балашовой – даже устроили специальную комнату, стены которой были полностью покрыты зеркалами. После революции Балашова спешно уехала в Париж и поселилась на Rue de la Pompe, в доме, ранее принадлежавшем Айседоре Дункан. Просторная студия с несколькими комнатами, ванной и холлом была лишена украшений: гладкие ковры и портьеры, немного мебели, мраморная ванна. После пречистенской роскоши это жилье напоминало келью.

По воле случая, в 1921 году московский особняк Балашовой достался Айседоре, в шутку
назвавшей этот обмен «кадрилью». Дункан не разделяла пристрастия бывшей хозяйки к излишней роскоши, поэтому многие «купеческие» интерьеры были переделаны. На первом этаже открылась балетная школа, второй – был отдан под апартаменты Айседоры и Есенина. Поначалу в доме не было даже чашек с блюдцами, и приходилось пить чай из хрустальных бокалов. Знаменитый особняк привлекал внимание не только поклонников танцовщицы. По ночам в доме начали появляться люди с фонарями, исчезавшие при малейшем шорохе. Опасность была вполне реальной: однажды незнакомцы проникли в спальню детей и угрожали им ножами. Оказывается, в доме орудовала целая шайка воров, пытавшихся отыскать сокровища Ушковых и постепенно растаскивавших дорогой антиквариат, доставшийся Дункан вместе с домом. Балетная школа просуществовала недолго. В 30-х годах прошлого века в особняке размещалась Выставка материнства и детства, а в 1958 году это здание заняло Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ. Особняку был присвоен статус памятника архитектуры и объекта культурного наследия федерального значения.

Тайна «потерянного зала» | Реставрация одного из залов, начавшаяся в конце XX века, не предвещала ничего необычного. Неработающий камин, беленые стены... Однако камин оказался мраморным, а на потолке обнаружились остатки купола и следы сбитой лепнины. Каково же было удивление реставраторов, когда часть лепных фрагментов удалось найти в коробках из-под обуви, заботливо спрятанных под досками пола. Несколько слоев белой краски, покрывавшей двери, скрывали сложную вязь позолоченного орнамента. Когда среди витиеватых надписей обнаружилось слово «Ушковъ», последние сомнения развеялись: найденный шедевр оказался знаменитым Мавританским залом – ранней работой Федора Шехтеля, считавшейся навсегда утраченной. Легенды об этом сокровище занимают, пожалуй, второе место после знаменитой Янтарной комнаты: интерьеры Мавританского зала числились вывезенными из страны еще в тридцатые годы. Реставраторам удалось восстановить первоначальный облик шедевра, напоминающего мавзолей комплекса Шахи-Зинда: позолоченный орнамент, сталактитовые карнизы, великолепный купол с массивной хрустальной люстрой.

Особняк на Пречистенке хранил еще одну тайну: оказывается, у дома есть своеобразный двойник. В качестве подарка жене, Алексей Ушков заказал у Карла Мюфке проекты сразу двух особняков. При некотором архитектурном различии, сходство интерьеров было максимально. Дом Ушковой в Казани (Кремлевская, 33) полностью сохранился и является Национальной библиотекой Татарстана. В отличие от московского собрата, здесь можно полюбоваться роскошным залом Наполеона и столовой, оформленной в стиле средневекового замка. Жемчужиной особняка является зимний сад в виде сталактитового грота, где раньше проводились изысканные светские вечера, а сейчас расположен читальный зал. На фасаде казанского дома Ушковой находится медальон с вензелем владелицы. Московский особняк, несмотря на множество хозяев, так и остался «безымянным»: медальон на фасаде пречистенского дома Айседоры пустует до сих пор.

Панфилова
Светлана
Николаевна,

генеральный директор
компании Panfilova Realty


Какое количество исторических домов на Пречистенке переведено в жилой фонд? Как часто появляются предложения в исторических домах?

Честно говоря, я никогда не ставила перед собой арифметических задач. На мой взгляд, вполне достаточно профессионального понимания, что Пречистенка – одна из тех улиц, где наибольшее число исторических зданий не переведено в жилой фонд. Российская академия художеств и Дом ученых, ГлавУПДК и Московский центр пожарной безопасности – кто только не «прописался» в бывших усадьбах самых заметных персон российской империи. Если учесть, что некоторые здания Пречистенки только выглядят старыми, но, по сути, являются «новоделом», получается, что почти все «историческое» предложение сводится к квартирам в доходных домах образца конца XIX – начала XX века. Даже если точные подсчеты несколько скорректируют картину, принципиального значения это иметь не будет: Пречистенка, особенно её исторические здания – крайне ограниченный рынок, и квартиры на продажу появляются здесь нечасто. Основной объем предложения – это либо новостройки Пречистенской набережной (к примеру, проекты Баркли Плаза или Course House), либо квартиры в соседствующих с Пречистенкой переулках (к примеру, сейчас на продажу выставлена квартира в знаменитом «Стольнике» в Малом Левшинском пер., квартира в доме в Староконюшенном пер., Гагаринском пер., ряд других).

Насколько часто клиенты интересуются расположенными рядом историческими домами, является ли подобное соседство дополнительным стимулом к покупке?

Местоположение – одна из главных характеристик , и как бы там ни было, пока «зона концентрации» объектов класса de luxe – это исторический центр города. Но при этом я бы не сказала, что соседство с историческими домами оформлено у покупателей элитного жилья в какое-то отдельное, самостоятельное требование. К примеру, говоришь человеку «Остоженка», или «Пречистенка», или «Арбат » - и у него в голове возникает не набор исторических зданий, а общая картинка улицы или района со своей историей, своей аурой, своими воспоминаниями, запахом, даже цветом. Так что серьезным стимулом, заставляющим людей с высоким уровнем дохода и не менее высоким уровнем требований, обращать внимание на центр Москвы, являются не сами по себе архитектурные шедевры, которыми можно будет любоваться из окна, а совокупность знаний, ощущений и традиций.

Порядок цен на объекты в районе ул. Пречистенка, объемы и актуальные предложения данной локации (Пречистенка и прилежащие к ней переулки).

Ценовая ситуация Пречистенки не сильно отличается от ситуации её соседки – Остоженки. Теоретически Пречистенка должна быть чуть дешевле, но небольшой объем предложения поддерживает очень высокий ценовой уровень, так что в аналитических отчетах часто пишут через дефис – Остоженка-Пречистенка. Что касается порядка цен, то, например, 3-комнатная квартира в доме по адресу ул. Пречистенка, д. 34/18, сейчас выставлена на продажу по цене чуть менее 21 млн руб. При этом в здании по адресу ул. Пречистенка, д. 25 за 3-комнатную квартиру с евроремонтом, камином, бытовой техникой, джакузи и еще целым рядом приятных вещей просят уже около $2 млн. Безусловно, на Пречистенке, как и на Остоженке , могут появиться варианты, более лояльные к покупательскому кошельку, но в целом Пречистенка стабильно входит в топ-10 самых дорогих улиц Москвы.

журнал «Салон недвижимости», апрель 2011 г.

Дом № 20 по Пречистенке с затейливыми лепными украшениями - это настоящий московский старожил, сохранивший удивительные истории своих прежних владельцев. Имя первоначального зодчего до сих пор является спорным вопросом, однако, вероятнее всего, им был гений классицизма М.Ф. Казаков - главный московский архитектор конца XVIII - начала XIX века, создавший регулярный план застройки столицы.

Особняк был предназначен для врача Христиана Лодера.

Он имел особый способ лечения. Он выгуливал своих пациентов на открытом пространстве, давали им слушать музыку и поил их минеральной водой. За это его и его пациентов окружающие люди называли «лодыри»

В 1812 году дом сильно пострадал от пожара. На его месте сооружено двухэтажное здание.

В начале XIX века хозяйкой дома стала графиня Елизавета Орлова. Эта просвещенная женщина, увлекавшаяся нумизматикой, обладавшая роскошной многотомной библиотекой, не чуждалась, однако, древних развлечений.

Архитектор Казаков Матвей Федорович

Среди бесчисленного множества дворовых людей графини Елизаветы Орловой была дама, которую все звали Матрешкой. Она веселила своими непостижимыми уму эксцентричными выходками не только свою титулованную хозяйку, но и всю Москву. Одетая в самые немыслимые наряды, она частенько выходила к ажурной решетке придомового садика и бессвязными репликами привлекала внимание прохожих, которые спешили по своим делам по Пречистенке. Согласно городской легенде, однажды Матрешка вступила в шутливый разговор с самим императором Александром I, проезжавшим в этих местах, и так развеселила его, что он подарил ей очень крупную сумму денег - «на румяна».

В тёплое время года, нарумяненная и разодетая в перья и старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.


1851 году хозяином стал генерал А. П. Ермолов, герой Отечественной войны 1812 года. Он собрал в доме богатейшую библиотеку. Генерал отличался крутым характером: даже в пожилом возрасте он одним резким взглядом приводил в трепет оппонентов. Ермолов, проживавший в доме на пенсии, принимал гостей, демонстрируя им прекрасную библиотеку и составляя предсказания судьбы.Здесь Ермолов жил на протяжении 10 лет до самой смерти, 1861 года.

После него хозяин — В. Д. Коншин, дворянин.

Позднее здесь жил В.Д. Коншин - потомственный дворянин, коммерции-советник, учредитель и председатель правления Товарищества Костромской Большой льняной мануфактуры, преемник торгового дома "П.и С. братья Третьяковы и В.Коншин", член Попечительского совета Комиссаровского технического училища.

За пристрастие к примулам его называли московский "лорд Биконсфильд" (британский премьер-министр того времени). В отличие от Ермолова новый хозяин прославился полным отсутствием книг в своем доме, у него была всего одна книга - официальное описание коронации Александра II. Для реконструкции дома Коншин пригласил в 1873 году московскую знаменитость - архитектора А.С. Каминского.

При нём библиотека утратилась, имел всего одну книгу: описание коронации Александра II. При нём интерьер здания изменился: дом приобрёл современные черты рококо и барокко, фасад был украшен обильным декором с изображениями орлов, грифонов, львиных голов, дубовых и лавровых ветвей. . После него владелицей здания стала семья промышленников Ушковых.


А. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов», имевший плантации даже на Цейлоне.Ушаков провел новую реконструкцию пречистенского дома, вероятно, по проекту архитектора К.Л. Мюфке. Существует предположение, что скромный и сдержанный Ушков был бонапартистом, и символика лепнины, украсившей стены его дома, отразила политические взгляды нового владельца. После первого неудачного брака Ушков поселился на Пречистенке со второй, горячо любимой супругой - балериной Большого театра Александрой Балашовой, получившей впоследствии мировую известность. Многие в Москве считали, что это была довольно странная пара: сдержанный, тихий купец и блистательная, всегда окруженная поклонниками знаменитая балерина.

Однако их семейный союз оказался на редкость счастливым. Ушков распорядился создать специальный зеркальный зал для занятий супруги. Кроме того, в доме были оформлены залы в помпейском, севрском, римском и мавританском стилях. В 1920-е годы, после революции, Ушков с женой эмигрировал в Европу, где Балашова выступала на лучших сценах, а также занималась преподавательской деятельностью

Айседора Дункан

Особняк был полностью переделан и стал одним из самых роскошных в городе, однако потерял классические черты.


В этом доме Айседора Дункан, знаменитая американская танцовщица, считающаяся основоположницей свободного танца, поселилась в 1921 году.


Айседора Дункан и Сергей Есенин

Будучи профессиональной балериной, она создала кардинально новое направление: отказавшись от классических костюмов, Айседора выступала босой, одетая в греческий хитон, чем изрядно шокировала публику.


В России Дункан дала несколько концертов в 1904-1905 и 1913 годах.


В 1921 году она получает официальное приглашение от наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского открыть собственную танцевальную школу в Москве на Пречистенке, 20.


Пречистенка, 20. Усадьба А.К.Ушкова. Фото - Евгений Алексеев



Первый набор школы (около 60 девочек от 4 до 12 лет) состоялся в октябре 1921 года. Помимо танца воспитанницы получали общее образование, изучали иностранные языки (французский, английский), гимнастику, пение, живопись, лепку.


Дункан исходила из того, что именно ребенок с его детской непосредственностью, c прирожденной внутренней выразительностью, должен быть наиболее восприимчивым к естественным движениям ее танца, к системе ее художественного воспитания. Уже в ноябре 1922 года на сцене Большого театра состоялось совместное выступление Айседоры с ее ученицами.


Айседора Дункан



Айседора Дункан и Сергей Есенин

Уже во Франции Балашовой стало известно, что ее особняк на Пречистенке с зеркальным репетиционным залом отдан под школу прибывшей в Россию знаменитой босоногой танцовщице Айседоре Дункан. По иронии судьбы так случилось, что дом на рю-де-ля-Помп, в котором поселились Ушков и Балашова по приезде в Париж, принадлежал ранее как раз Айседоре Дункан.



Так две великие танцовщицы невольно обменялись особняками. В шутку, танцовщица и балерина называли эту перемену кадрилью танцем, в котором характерным движением является перемена мест партнеров.

В Москве Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным.

Айседоре было уже за сорок, Есенин был на восемнадцать лет младше нее. Они говорили на разных языках, но это не помешало стремительному развитию их романа и последующему браку. Они расстались в 1924 году, и Дункан покинула Россию.

А.С.Голубкина. Рельеф
«Дама». 1912. Известняк.
Музей-мастерская
А.С.Голубкиной

Уже находясь в Европе, она получает известие о самоубийстве Есенина. Трагически и нелепо заканчивается жизнь и самой Айседоры. 14 сентября 1927 года в Ницце, после только что созданного в студии нового танца, воодушевленная, в приподнятом настроении она садится в спортивный автомобиль "Бугатти 35", восклицая: "Прощайте, друзья! Я иду к славе!", и уже через минуту оказывается задушенной собственным шарфом, зацепившимся за ось автомашины.

Скульптор Зинаида Дмитриевна Клобукова, ученица Голубкиной, оставила воспоминания о том, как Анна Семёновна звала ее в студию Дункан, так как громадное значение придавала пластике человеческого тела. В гармонии движений Айседоры Дункан и ее учениц Голубкина видела красоту и правду. В своей скульптурной пластике художница тоже всегда экспериментировала.

Она могла, например, предложить натурщице-танцовщице станцевать «горе», а другой модели — представить, что она идет, сопротивляясь порыву ветра. В творчестве Анны Голубкиной есть ряд произведений, связанных с кругом Айседоры Дункан, русских танцовщиц Людмилы Алексеевой и Эллы Рабенек, — графические листы с изображением танцующих натурщиц, рельеф "Дама" (1912, в постоянной экспозиции Музея-мастерской А.С.Голубкиной), камеи "Балерина" и "Девушка со светильником" (местонахождение обеих неизвестно), пластический этюд "Волна" (1909, Музей-мастерская А.С.Голубкиной).

Loading...Loading...