Первые гос учреждения при петре 1. Реформы высших государственных учреждений при Петре I

Удобная навигация по статье:

Система органов государственной власти при Петре I

Формирование новой системы управления при Петре I

До окончания Северной воны органы государственного управления при Петре Первом в России не имели особых отличий. Однако, после окончания военных действий против Швеции и победы русское государство заняло своё почётное место на международной арене. Учитывая эти события, в 1721 году Сенат провозглашает царя Петра императором, а также «отцом Отечества» и «Великим».

С этого дня император приобрёл более обширные полномочия, нежели были до этого у царя периода так называемой сословно-представительной монархии. В государстве не осталось больше ни одного государственного органа управления, который бы мог хоть как то ограничить императорскую волю и власть. Только сам Пётр Первый имел право издавать законы, полностью формируя по своему усмотрению законодательную основу державы и только император мог осуществлять через Синод суд. Таким образом, каждое решение и приговор суда выносилось от имени государя. Император лишил русскую Церковь автономии и полностью подчинил её государству, упразднив должность патриарха.

Абсолютизм Петра I

Власть императора была настолько неоспоримой в государстве, что Петру без труда удалось изменить порядок наследования престола в Российской империи. До этого право управления страной переходило от сыну от отца, а в случае отсутствия законного наследника, будующий правитель мог быть избран Земским собором. Однако, сам Пётр считал, что данный устаревший порядок не соответствует идеям абсолютной монархии и если наследник не является хорошим кандидатом, то император должен иметь право отказать ему в праве занять престол, выбрав самостоятельно нового правителя. Естественно, что под «недостойным наследником» Пётр, в первую очередь, имел ввиду собственного сына, который посмел выступить против реформ отца.

Учреждение Правительсвующего Сената в 1711 году

В этот же период в качестве высшего учреждения петровской администрации выступал Правительствующий Сенат, которым государь заменил прежнюю неэффективную Боярскую думу. Двадцать седьмого февраля 1711 года, перед выступлением в военный Прутский поход, царь подписал указ, согласно которому, в то время, когда Петра нет в столице всё управление государством переходило в руки Правительствующему Сенату. В Сенате присутствовали девять членов и обер-секретарь.

Функции и властные полномочия Сената

Сенат выполнял следующие функции:

  • рассмотрение дел в качестве высшей судебной инстанции;
  • решение вопросов, которые были связаны с ведением военных действий на террирориях, принадлежащих русскому государству;
  • заслушивание отчётов комиссий;
  • рассмотрение различного рода жалоб, а также смещение и назначение начальников разных категорий и пр.

Вместе с этим управляющим органом русский монарх учредил в провинциях фискалов и посадил в Сенате обер-фискала. В обязанности данных чиновников входил надзор за соблюдением законности в губернских и центральных учреждениях. Позже, все эти обязанности вошли в фактическую деятельность генерал-прокурора, который по указу царя должен был присутствовать и следить за порядком на каждом заседании Правительствующего Сената. Самым первым обер-прокурором царь назначил Павла Ягужинского.

И хотя Сенат был учреждён в качестве временного решения для осуществления управления государством во время отсутствий в стране царя, это учреждение продолжило существовать и после возвращения Петра Первого из Прутского похода, представляя собой высший государственный – контрольное, судебное и административное.

Учреждение прокуратуры в 1722 году

1722 год считается началом российской прокуратуры. В этот же период была учреждена и особая должность рекетмейстера, рассматривающего жалобы и принимающего решения по несправедливому решению коллегий. Обо всех подобных делах рекетмейстер должен был доносить в Сенат, требуя скорого решения вопроса, а иногда в его обязанности входил доклад об этом самому императору.

Вышеописанная должность была полностью упразднена только в 1763 году при реорганизации этого управляющего органа. Кроме этого, в подчинении у Правительствующего Сената был и герольдмейстер, который представлял собой должностное лицо, ведавшее всеми делами высшего дворянского сословия. Например, в обязанности этого должностного лица входил учёт дворян, их назначение на государственную службу, контроль прохождения ими военной службы и пр.

В 1731 году при Правительствующем Сенате появляется так называемая Канцелярия тайных розыскных дел, расследующая и производящая суды по всем государственным преступлениям. Спустя тридцать лет она была упразднена и заменена тайной экспедицией Сената, расследовавшей самые важные дела политического характера.

После кончины Петра Первого политическая важность и власть Сената иссякла. Формально, оставаясь высшим органом власти после монарха, он был полностью подчинён Верховному тайному совету.

Таблица: реформы Петра I в сфере управления государством

Таблица: государственно-административные реформы Петра I

Видео-лекция: органы государственной власти при Петре I

Тест по теме: Система органов государственной власти при Петре I

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: органы власти при Петре I

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

    Задание 1 из 4

    1 .

    В каком году был подписан приказ об учреждение Правительсвующего Сената?

    Правильно

    Неправильно

  1. Задание 2 из 4

    2 .

    В каком году была учреждена российская прокуратура?


Реформы центрального управления — масштабные преобразования государственного аппарата, предпринятые Петром I Великим. Ключевые нововведения — создание Правительствующего Сената, замена устаревшей системы приказов на Коллегии, создание Святейшего Синода и Тайной канцелярии.

С полным списоком реформ, относящихся к органам центрального управления можно ознакомиться в таблице расположенной вверху страницы.

Реформы центрального управления Петра I

Причины и предпосылки реформ центрального управления

  • На ключевых постах управления государством находились не всегда компетентные дворяне, получившие пост по праву благородного происхождения.
  • Устаревшая административная система приказов тормозила экономическое развитие и была неповоротлива.
  • Укрепление вертикали власти (создание абсолютистской монархии) должно было предотвратить возможные бунты и пресечь массовые побеги солдат и крестьян.
  • Великое Посольство 1697-1698 годов позволило Петру I ознакомиться с европейской системой административных органов, на основе которой он решил проводить собственные преобразования.

Кратко о сути и содержании
реформ центрального управления

Создание Ближней канцелярии и упразднение Боярской Думы

С приходом Петра I к власти Боярская дума начала терять свои властные полномочия, превращаясь в еще одно бюрократическое ведомство. Царь старался изменить устоявшиеся порядки (члены боярской думы избирались из местных благородных дворян) и поставить на руководящие должности людей, подконтрольных ему лично. С 1701 года ее функции как высшего правительственного органа стала выполнять так называемая «Консилия министров» — совет начальников важнейших правительственных ведомств, среди которых было немало небояр. После 1704 года упоминаний о заседаниях Боряской думы нет, хотя её официальное упразднение и не состоялось.

Ближняя канцелярия, была создана в 1699 году для контроля финансовых расходов всех приказов, а также административных решений — все важнейшие бумаги главные царские советники и министры должны были подписывать, для чего была заведена специальная книга именных указов.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя (Северная война занимала большую часть его внимания). Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом, члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала .

Создание Коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и дальнейшее развитие Коллегий, целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, которые были чрезмерно неповоротливы в решении проблем государства и, зачастую, дублировали собственные функции. По мере создания, коллегии поглощали приказы. В период с 1718 по 1720 год президенты коллегий являлись сенаторами и заседали в Сенате, однако впоследствии из всех коллегий представительство в сенате было оставлено лишь за главнейшими: Военной, Адмиралтейст и Иностранных дел.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) - всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Сравнение систем приказов и коллегий представлено в нижеприведенных схемах.

Система приказов

Издание Генерального Регламента

Указом от 9 мая 1718 Петр I поручил президентам Камер-, Ревизион-, и Военной коллегий на основании шведского устава начать разработку Генерального Регламента — системы делопроизводства, получившую название «коллежской». Регламент утверждал коллегиальный способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан царем. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав, содержащих самые общие принципы деятельности аппарата всех государственных учреждений, и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях и должностные обязанности чиновников по Генеральному регламенту 1720 г.

Создание Святейшего Синода

Ближе к концу Северной войны со Швецией, Петр I начал подготовку к введению нового типа административных учреждений — коллегий. По аналогичному принципу предполагалось учредить высший управляющий орган Церкви, для чего епископу Феофану Прокоповичу было поручено разработать Духовный регламент . 5 февраля 1721 года был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии , позже получившей название «Святейший Правительствующий Синод».

Все члены Синода подписали регламент и лично присягали царю в верности, а также обязывались блюсти интересы отечества и Петра I. 11 мая 1722 года — для контроля за деятельностью Синода была создана должность обер-прокурора, докладывавшего Петру I о положении дел.


Таким образом, государь встроил церковь в механизм государства, сделав её одним из административных учреждений с определенным обязанностями и функциями. Упразднение должности патриарха, имеющего на простых людей влияние сравнимое с влиянием самого Петра I, сосредоточило всю власть в руках царя и стало еще одним шагом к укреплению абсолютистской формы правления.

Создание Тайной Канцелярии (Преображенский приказ)

Преображенский приказ был учрежден Петром I еще в 1686, как канцелярское учреждение для управления Преображенским и Семёновским потешными полками. Постепенно, по мере усиления власти Петра I, приказ получал все новые функции — в 1702 году царь издал указ, согласно которому все доносившие о государственных преступлениях (измене, покушении на монарха) отправлялись именно в преображенский приказ. Таким образом, основная функция , которую выполняло данное учреждение — преследование участников антикрепостнических выступлений (около 70% всех дел) и противников политических преобразований Петра I.

Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

Система коллегий

Учреждение коллегий вводило три новых принципа :

  • Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
  • Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
  • Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.

Значение коллегий

Учреждение системы коллегий стало завершающим этапом централизации и бюрократизации государственных органов управления. Вместе с Правительствующим Сенатом , Святейшим Синодом и Тайной канцелярией, коллегии образовывали органы центрального управления (помогающие императору и действующие от его имени) в абсолютистской монархии Петра I.

Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.

Центральные органы управления

История создания Коллегий

Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.

Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных» , положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий :

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-Мануфактур-коллегия.
  9. Ревизион-коллегия.


Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805

В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.

В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I » можно перечислить их список к 1722 году .

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII в. и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе. Петр I в конце XVII – начале XVIII вв. значительно активизировал реформаторские процессы. Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей-профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведение реформы просвещения.

На рассмотрение Петра I был представлен ряд проектов организации образования. Таким образом, в начале XVIII в. в России появились государственные школы различных типов.

Все школы создавались по указам Петра I и даже при личном его контроле.

Первой попыткой правительства Петра I создать сеть начальных школ, доступных широким народным мыслям, было открытие цифирных школ. Указами 1714 г. была введена обязательная учебная повинность для солдатских детей, детей подьячих, дьяков, также духовенства, дворян, приказных. Предполагалось, что эти школы являются подготовительным этапом для последующей профессиональной подготовки. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. Ученикам запрещалось даже жениться до тех пор, пока не выучатся цифири. Однако постепенно эти школы пришли в упадок. В 1707 г. была открыта в Москве школа математических и навигационных наук. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Перед изучением этой программы учащиеся могли пройти два начальных класса («русская школа» и «цифирная школа»), где учились читать, писать и считать. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. В это же время в Москве открывается государственная артиллерийско-инженерная школа. Обучение в ней состояло из двух ступеней – нижней и верхней; нижняя, или «русская», учила письму, чтению, счету; верхняя – арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Первоначально в школе обучались дети из разных сословий; постепенно в ней стали учиться исключительно дворянские дети.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале была открыта хирургическая школа – школа для подготовки врачей. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обучение велось преимущественно на латинском языке. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале.

Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII в. стали открываться гарнизонные и адмиралтейские школы, целью которых являлась подготовка младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г. В 1721 г. вышел указ о создании при каждом полку гарнизонных школ.



В эпоху Петра появился еще один тип школ – горнозаводские школы, которые готовили квалифицированных рабочих и мастеров; первая из таких школ была открыта в 1716 г. на петровском заводе в Карелии. Обучались в школах дети из бедных дворянских семей; здесь же учили горному делу юношей, уже работающих на заводах, а доменному, кузнечному и якорному – воспитанников Московской школы математических и навигационных наук. В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей одно за другим открывались новые учебные заведения, такие как Московская инженерная школа, Петербургская инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа и др. В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ (они получили название архиерейских) . Отличительной чертой этих школ было сочетание светской программы с религиозной. В них обучали детей чтению, письму, славянской грамоте, арифметике и геометрии. Эти школы были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей которые поддерживали преобразования в государстве.

В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ (они получили название архиерейских) . Отличительной чертой этих школ было сочетание светской программы с религиозной. В них обучали детей чтению, письму, славянской грамоте, арифметике и геометрии. Эти школы были только начальными и открывались по инициативе тех духовных служителей необходимо отметить, что возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В этот период был построен фундамент для построения школьного дела на новых началах. В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обучение происходило на русском языке. Была усовершенствована русская азбука с целью облегчения усвоения учащемуся родного языка. В практике преподавателя использовались пособия зарубежных и отечественных авторов. Важно отметить, что новые учебные заведения брали на себя функции не только образования, но и воспитания.

44.Возникновение профессионального образования.

Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей-профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведение реформы просвещения.

На рассмотрение Петра I был представлен ряд проектов организации образования. единый тип образования, характерный для допетровского времени, разделился на два направления – церковное и светское; в рамках последнего возникли различные профессиональные школы.

В начале XVIII в. в России появились государственные школы различных типов. Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными В 1707 г. была открыта в Москве школа математических и навигационных наук. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. В это же время в Москве открывается государственная артиллерийско-инженерная школа. Обучение в ней состояло из двух ступеней – нижней и верхней; нижняя, или «русская», учила письму, чтению, счету; верхняя – арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии В 1707 г. в Москве при военном госпитале была открыта хирургическая школа – школа для подготовки врачей. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование; обучение велось преимущественно на латинском языке. Для обучения детей солдат и матросов в начале XVIII в. стали открываться гарнизонные и адмиралтейские школы, целью которых являлась подготовка младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г. В 1721 г. вышел указ о создании при каждом полку гарнизонных школ.

В эпоху Петра появился еще один тип школ – горнозаводские школы, которые готовили квалифицированных рабочих и мастеров; первая из таких школ была открыта в 1716 г. на петровском заводе в Карелии. . Обучались в школах дети из бедных дворянских семей; здесь же учили горному делу юношей, уже работающих на заводах, а доменному, кузнечному и якорному – воспитанников Московской школы математических и навигационных наук.

В начале XVIII в. преимущественно для дворянских детей одно за другим открывались новые учебные заведения, такие как Московская инженерная школа, Петербургская инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа и др.

Проблема профессиональной подготовки коснулась и государственного аппарата: стали открываться школы, где готовились канцелярские служащие.

Страница 1

В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г. здесь стали собираться начальники приказов. С 1708 г. эти постоянные заседания именуются Консилией министров, где обсуждались различные вопросы управления государством. Заседания Консилии министров проходили в Кремле или на Генеральном дворе.

С учреждением Сената Консилия министров прекратила свое существование. Ограниченная функцией государственного контроля Ближняя канцелярия просуществовала до учреждения Ревизионной коллегии.

Усиление власти царя выразилось в создании (первое упоминание в октябре 1704 г., упразднен в мае 1727 г.) Кабинета Петра I – учреждения, имевшего характер личной канцелярии по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря А.В. Макарова (с 1722 г. он стал называться тайным кабинет-секретарем) и нескольких подьячих, именовавшихся с введением коллегий канцеляристами, подканцеляристами и копиистами.

Кабинет имел характер военно-походной канцелярии, куда поступали полковые табели и другие военные, а также финансовые документы; здесь же разрабатывались диспозиции, велся ежедневный «Юрнал», то есть запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги, поддерживал через него связь с Сенатом, Синодом, с коллегиями и губернаторами. Сюда поступало множество различных челобитных, жалоб, доносов. Доносы по так называемым «трем пунктам» (измена, дела против здоровья государя, дела против казенного интереса) передавались в тайную канцелярию. Кабинет ведал вопросами, находящимися под попечительством самого царя (переписка по поводу приглашения в Россию иностранных специалистов, надзор за некоторыми постройками дворцов и казенных зданий в Петербурге и Петергофе).

Частые отъезды Петра I побудили его создать высший государственный орган с более широкими полномочиями, чем Ближняя канцелярия и Консилия министров.

22 февраля 1711 г. был утвержден указ об учреждении Правительствующего Сената, который, по-видимому, вначале предполагался царем как временный орган («для отлучек наших»), но вскоре превратился в постоянно действующее правительственное учреждение.

Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем.

Дополнительные указы 2 и 5 марта 1711 г. определили функции и порядок деятельности Сената, который должен был заботиться о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, о явке дворян на службу и т.п. В первые годы существования функции Сената были разнообразны, а компетенция необыкновенно широка. Однако уже в этот период царь не разделял своей власти с Сенатом. Сенат был законосовещательным учреждением, за исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя он играл роль законодательного органа.

Государство Русь (IX - начало ХII в.)
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза...

Историческая роль православия.
Конечно, в России всегда было и есть сегодня немало людей, твёрдо следующих своей вере, не поддающихся никаким соблазнам и искушениям. Именно они создали и продолжают создавать тот стержень российской цивилизации и культуры, благодаря которому Россия оказалась способной вынести все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю. Историческую...

Множество планов
Сталин в речи на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 г. сказал: «В ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного сниже...

Loading...Loading...